Божественный ответ означает возобновление расторгнутого завета, что находит подтверждение в повелении изготовить новые скрижали: Бог напишет на них «слова, какие были на прежних скрижалях» (Исх 34. 1). При возобновлении завета основными условиями являются запрет делать изображения божества (Исх 34. 11-17; ср.: 20. 22-23) и неуклонное исполнение календарных и обрядовых предписаний (34. 18, 22-24; ср.: 23. 14-19), т. е. тех заповедей, к-рые народ нарушил в рассказе о тельце. В гл. 34 также повторяются Божие обещание изгнать жителей Ханаана и призыв к израильтянам не заключать с ними договоров (34. 11-16; ср.: 23. 20-33). Согласно Исх 34. 1, на новых скрижалях начертаны те же слова, что и на прежних (24. 12; 31. 18), но в Исх 34. 28 эти заповеди названы «десятословием» (это выражение более характерно для кн. Второзаконие (Втор 4. 12; 10. 4), в кн. Исход встречается только в этом месте). Когда Моисей спускался с горы, держа новые скрижали, его лицо «стало сиять лучами оттого, что [Бог] говорил с ним» (34. 29), так что, обращаясь к народу, он вынужден был закрывать лицо покрывалом. 4. Сооружение скинии (Исх 35-40). Перед началом работ Моисей вновь предупреждает израильтян о необходимости соблюдения святости субботнего дня (35. 1-3), а затем напоминает о сборе приношений и ценных материалов, необходимых для строительства скинии, и призывает приступить к работе «мудрых сердцем», из среды которых затем специально назначает наиболее способных мастеров (35. 10, 30-35). Рассказ о сооружении скинии в Исх 36-39 повторяет предписания о ее устройстве в Исх 25-27 с незначительными изменениями и другим расположением материала; добавляется рассказ о затратах на работы (38. 21-31). Вначале речь идет об изготовлении покровов (36. 8-19), каркаса (36. 20-30) и завесы с покрывалом (36. 35-38); затем следует описание ковчега завета (37. 1-9), стола для хлебов предложения (37. 10-16), светильника (37. 17-24), жертвенника для благовоний (37. 25-28), благовонных воскурений (37. 29), жертвенника всесожжения (38. 1-7), чана для омовений (38. 8) и одежд священнослужителей (39. 1-31).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Десять заповедей были начертаны на каменных скрижалях размером не более 45 х 30 см (в соответствии с размерами ковчега; Исх.32:16 ). Эти скрижали ( [лухот ха-брит]) походили на шиферные пластинки, использовавшиеся в качестве материала для письма в Египте. Если каменные поверхности были более мягкими или шероховатыми, то перед тем, как сделать надпись, их покрывали слоем штукатурки, как в Египте ( Нав.8:32 ; Втор.27:2 ). Краткие изречения вырезывались на металле: на золотых дощечках кидара (тюрбана) первосвященника ( Исх.28:36 ) и на медных листах ( 1Мак.8:22 ). В редких случаях делали вырезки на дереве – на жезле Аарона и др. ( Числ.17 гл.; Иез.37:16 ). В некоторых случаях делали надписи на деревянных табличках ( Ис.8:1 ; Иез.37:16 ) 180 . Кроме этого, для письма использовались и другие материалы, например черепки. Они были крайне дешёвым писчим материалом, поскольку посуда часто билась, и недостатка в черепках не было. Такие черепки с надписями в археологии называются остраконы. Иногда использовались как писчий материал деревянные таблички, покрытые воском ( Ис.30:8 ; Авв.2:2 ). «Кирпич» пророка Иезекииля (4:1), очевидно, был глиняной табличкой, похожей на таблички, использовавшиеся для планов и чертежей в Вавилонии, хотя это слово могло обозначать любую плоскую плитку 181 . Но из библейских свидетельств видно, что на этом материале делались и вырезались лишь небольшие изречения. Книги обычно писали на папирусе и пергаменте. Папирус изготавливали из египетского камыша, который назывался Cyperus papyrus. В Библии он называется [гомэ] ( Иов.8:11 ; Ис.18:2 ; Ис.35:7 ). Он имеет гладкий трёхгранный стебель, обычно достигающий высоты 2,5–3 м., толщиной 5–7,5 см. у основания и с большой гроздью цветов на верхушке. Папирус использовался для изготовления лодок, корзин, верёвок, сандалий и одежды, а его корни бедняки употребляли в пищу. Корзина, в которую был положен младенец Моисей, была сделана, скорее всего, из папируса ( Исх.2:3 ). Для изготовления писчего материала стебли растений сначала разрубали на куски 30 см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Кроме того, в законодательстве Моисея указываются мотивы исполнения закона, совершенно чуждые эвдемонизма. Первыми словами великого законодателя были: Исх. 20:2 – слыши Израиль... Господь Бог твой есть Иегова, изведший тебя из Египта. Вообще каждый новый отдел начинается напоминанием об отношениях Иеговы к предкам иудейского народа и к самому народу. Особенно это видно из Второзакония, напр., 4:32–39, особенно 35 ст. Левит, 19 гл. 3, 4, 10, 12, 16, 18, 25, 28, 30, 32, 34, 36 стт. Господь Бог твой – Господь один ( Втор. 4:35 ) указывает не только на количественное и качественное единство, но и на неизменяемость, исключительную принадлежность Израиля Иегове и Иеговы Израилю. Такое напоминание ясно указывает на основной мотив Моисеева законодательства – благодарность Богу и веру в великое призвание. Мыслию об этом великом призвании проникнуты заповеди об очищениях. Все запрещения Лев. 19 гл. мотивируются: Я Иегова свят, и вы святи будете. Отношения к рабам и чужестранцам мотивируются воспоминанием минувшего рабства и освобождения от него иудейского народа. Совершение праздников, юбилеев, богослужения мотивируется воспоминаниями об отношении Иеговы к иудейскому народу и верою в будущее призвание. Даже весь иудейский народ назывался «боящимся Бога» Исх. 18:21 . Да и вообще, при внимательном взгляде на дух Моисеева законодательства делаются невозможными мнимые эвдемонистические мотивы. При предположении их нужно признать, что Моисеево законодательство имеет в виду только одни поступки, а не религиозно-нравственное настроение человека. Но в десятословии мы замечаем только запрещения. Из отрицательного его характера видно, что законодатель положительную сторону оставляет на долю свободы человека. Среди этих отрицаний мы встречаем в 10-й заповеди запрещение завистливых пожеланий, следовательно, законодатель касается нравственного настроения человека. Каждый отдел законодательства заканчивается требованием от народа святости, подобной святости Иеговы, следовательно, не суммы только отдельных законных поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Восстановление истинного культа Езекией ( 2Пар.29:21–36 ) необходимо должно было выразиться и в нарочито-торжественном праздновании праздников, как одного из важнейших элементов культа. Известно, что Соломон, по освящении созданного им храма, торжественно праздновал в нем праздник Кущей (( 3Цар.8:65–66 ), ( 2Пар.7:8–10 ); ср. «Толковая Библия» т. II, с. 407–408); подобным образом праздновался этот праздник при Ездре после освящения жертвенника, достроенного возвратившимися из плена ( 1Ездр.3:4 ) и при Неемии – после возведения стен Иерусалима ( Неем.8:14 ). В данном случае, при Езекии, восстановление культа произошло в первый месяц (нисан, древний авив) года ( 2Пар.29:17 ), в 14-й день которого по закону праздновался праздник Пасха – опресноки ( Исх.12:18 ; Лев.23:5–6 ; Чис.28:16–17 ) (ср. «Толковая Библия», т. I, с. 309–311 и 482–483). Но так как очищение и освящение храма окончилось только 16-го числа первого месяца ( 2Пар.29:17 ), то Пасха не могла быть совершена в этом году своевременно, и с общего согласия царя, старейшин и народа было решено перенести празднование Пасхи на второй месяц года ( 2Пар.30:2–4 ), на 14-е число этого месяца, в точном согласии с постановлением закона о праздновании Пасхи месяцем позже лицами, ритуально нечистыми, находящимися в пути и по другим уважительным причинам не могущими праздновать 14-го нисана (( Чис.9:10–11 ), «Толковая Библия», т. I, с. 526). Это так называемая Вторая или Малая Пасха (Мишна, трактат Песахим IX, 1 и далее; Рош-Гашана I, 3). Совершенно произвольно некоторые талмудисты усматривали в произведенном Езекией перенесении Пасхи на второй месяц года вставку лишнего, добавочного месяца, так называемого адара второго (евр. adar scheni или veadar), меру для регулирования еврейского календаря, практиковавшуюся действительно в так называемом Мефонском счислении; но в данном случае не только нет никакого указания в пользу этого мнения, а напротив, указанный в ст. 3 мотив, отсылающий к ( Чис.9:10–11 ), прямо исключает мысль о какой-то календарной реформе (евреи-караимы справедливо отвергают мысль о вставке Езекией адара второго). Еще более произвольно мнение новейших библеистов, приверженцев эволюционной теории в применении к библейской истории, будто Пасха Езекии (гл. 2Пар.30 ) – не исторический факт, а измышление хрониста, созданное им по образцу Пасхи царя Иосии ( 2Пар.35:1–19 ). Выше мы сказали, что, напротив, нет ничего естественнее, что обновление культа при Езекии сопровождалось особенно торжественным празднованием Пасхи. Здесь добавим, что обе реформы – Езекии и Иосии, вызванные одними и теми же причинами и целями, неизбежно напоминали одна другую, и потому нарочитое празднование Пасхи в обоих случаях не представляет ничего невероятного; это нужно сказать, в частности, и о замечании ст. 26 (ср. подобное же замечание о Пасхе Иосии ( 4Цар.23:22 ; 2Пар.35:18 )).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 Беседа XVIII, гл. 6. 19 Беседа XVI, гл. 7. 20 Беседа VI, гл. 5. 21 Беседа XXVII, гл. 19. 22 То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 23 Беседа IV, гл. 6. 24 Беседа XXVIII, гл. 1, 2. 25 «Приидет... день Господень яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят»._ 26 Мироздание описано в 1 и 2 главах книги Бытия. 27 Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 28 Мысли сей статьи заимствованы из Записок на книгу Бытия Преосвященного митрополита Московского Филарета. 29 По русскому переводу 30 Слово 5-е, глава 6. 31 Точное изложение Православной веры, книга 2-я, глава 12, о человеке. 32 туне — здесь: даром. 33 духовное, разумное, невещественное. 34 Беседа 49, глава 4. 35 Книга вторая, глава 12, о человеке. 36 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 37 Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 38 «Всем было для него Слово». 39 Беседа 12, гл. 8. 40 Беседа 12, гл. 6 и 8. 41 Плинфа — кирпичи (Исх. 1:14). 42 Св. Исаак Сирский и другие св. отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностью выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 43 Слово 4-е, глава 3. 44 Точное изложение Православной веры, книга 3, глава 1. 45 Простое — здесь: не сложное, т.е. не разделяемое на части. 46 Там же, книга 2, глава 12. 47 «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благаго Владыки своего создавшися», и проч. преподобного Исихия слово, глава 43. Добротолюбие, ч. 2. 48 Точное изложение Православной веры прп. Иоанна Дамаскина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

Бытие ее среди мира служит для него источником благословения и милосердия Божия, и просвещения. Некогда пришествием Иакова Господь благословил Лавана ( Быт.30:30 ), ради Иосифа – благословил дом Египтянина ( Быт.29:5 ), и ради Кивота Божия благословила дом Аведдара и все, что было у него ( 2Цар.6:12 ): так изливая свои благодеяния на Церковь , Господь ради нее изливает вкупе и на весь мир. Ради десяти праведников милосердный Господь щадит целый град ( Быт.18:32 ); ради пшеницы Он не исторгает плевел на селе своем до жатвы ( Мф.13:29–30 ): так ради Церкви своей Господь милует мир, как иногда милуют недостойных детей ради заслуг их родителей. С благословением сообщается миру бытием Церкви среди его и просвещение. В Ветхом Завете, очищая ее от диких ветвей язычества ( Рим.11:17 ) и многократно пересаждая, как виноград ( Пс.79:9–13 ), Господь часто давал разуметь язычникам, яко с ней Бог , да возвестится имя Его по всей землеи ( Ис.8:9–10 ; Исх.14:4 ; Иез.28:22 ; Рим.9:17 ). Он дал разуметь о Себе Авимелеху, царю Герарскому ( Быт.20:3–4 ), Египтянам ( Исх.18:19; 9:27–28 ), жителям земли Ханаанской ( Нав.2:9–13 ), Вавилонянам и Ассириянам ( Дан.3:96–100; 6:25–27 ; 2Мак.8:36 ), Персам ( 1Ездр.1 ), Грекам и другим народам, находившимся в близких сношениях с народом Божиим ( 3Мак.6:17; 7–5 ; Иос. Флав. Древн. кн.11. гл.8). Кроме сего непосредственного явления Бога неищущим Его ( Ис.65:1 ), ведение о Нем было частью заимствовано от Церкви самим миром. Происходя от одного Отца небесного и земного, все люди были в начале одного языка и одного наречия ( Быт.11:1 ), говорили одним языком и имели одну веру, началом коей было Божественное Откровение, данное Адаму, Ною, Аврааму и другим Патриархам. С рассеянными по лицу земли потомками Ноя были разнесены первоначальные предания одной веры и сохранились в некоторых из них в чистоте, например: в Мелхиседеке, в Лаване и Вафуиле Халдеянах, в Иове Аравитянине, в Валааме до его падения, в волхвах, приходивших на поклонение Иисусу Христу, и проч.; но по большей части обезображены прибавлениями язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

33 Книга Судей резко делится на следующие четыре части: а) I–II, 5, b) II, 6–III, 4; с) III, 7–XVI; d) XVII–XXI. Каждая из этих частей имеет свою особенную историю происхождения. Первая из них составляет повторение или перефраз И. Нав. 15:12–20; 16:10; 17:12 ср. Суд. 1 ). Судя по 1, 21 ср. 2Цар. 5:7 , должно думать, что эта часть явилась гораздо раньше вступления на царство Давида, который взял крепость евусеев, Иерусалим. Прибавление к этой части составляет рассказ о явлении пророка в местечке Бохим, – рассказ, имеющий тесную связь с описываемыми событиями. Вторая часть 2:6–3:4 содержит собрание рассказов о разных лицах и их подвигах во время судей. В ней также находятся два литературных произведения из этого времени: песнь Деворы и притча Иофама. Эта часть служит ядром книги и образовалась раньше других. 4-я часть (17–21) содержат описание двух событий, которых в глазах автора служили лучшей характеристикой мрачной эпохи судей. Хотя рассказ об этих событиях помещен в конце книги, но они совершились в начале периода судей. Что это так, говорит следующее: 1) колено Даново еще искало удела (18:1); 2) Финеес, сын Аарона, был еще жив (20:28); 3) продолжалось безначалие после смерти И. Навина (17:6; 21:25); 4) Левит, поставленный служителем в богослужении г. Лахиса, был внук Моисея (ср. Суд. 18:30 с Исх. 2:22 по евр. тексту). В Суд. 18:30 вместо «Манассии» нужно читать «Моисея», так как в еврейском текст в висячий, и поэтому вместо должно читать т. е. Моисей (Bertheau, D. В. d. R. и R. 210. Ewald Gesch. 2, 35). 36 Мнение, что книга Судей написана Самуилом, имеет своим основанием еврейское предание, записанное в Талмуде: . Самуил написал свою книгу, Судей и Руфь Talm. Baba bathra 14b. 39 При определении времени происхождения книги Судей или по крайней мере некоторых отделов ее придают особенное значение одному выражению в гл. Суд. 18:30 ... до дня переселения земли той – . Большая часть толкователей здесь разумеет план ассирийский (Bertheau D. В. R. 210), и потому появление книги Судей или по крайней мере этого отдела полагает после плена ассирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

1 Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. М., 1999. С. 68. 3 Walter C. A New Look at the Byzantine Sanctuary Barrier//Revue des Etudes Byzantines. Vol. 51. 1993. С. 203. 5 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/Изд. преемников А. П. Лопухина. Репр.: Стокгольм, 1987 (далее — Толковая Библия Лопухина). Т. 6. С. 458. 6 Церковь святого Стефана в Болонье (432 г.), церковь Куратора в Константинополе, монастырь Святого Гроба в Валенсии (VI в.), церковь Михаила в Фульде (820 г.). 14 “Каждая стойка представляла собой две колонки, связанные поперечинами наподобие приставной лестницы”. — Даули Т. Скиния. М., 2003. С. 12. 21 Филон Александрийский. О жизни Моисея. 2. 118. Цит. по: Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. С. 73. 22 И сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою (Исх 28:6);ср. с описанием завесы, которое цитируется выше. 25 Иерусалимская А. А. Ткани собора св. Софии в Константинополе//Восточное Средиземноморье и Кавказ IV–XVI вв. Сб. ст. Л., 1988. 27 Иосиф Флавий. Иудейская война. Кн. 5. Гл. 5. 4/Пер. М. Финкельберга и А. Вдовиченко под ред А. Козельмана. М., 2003. 28 Её получали из червя (отсюда и название), жившего на ветвях растения, называемого древними coccus (совр. назв. кошениль). 29 Голубую краску получали из рыбы sepia loliga, дающей тёмно-лазуревую жидкость, или из раковины халлазон. 30 Пурпур получали из улитки, порода которой встречается по берегу Средиземного моря, особенно у берегов Финикии. 34 Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Вопр. 23. Цит. по: Толковая Библия Лопухина. Т. 6. С. 387. 36 Олесницкий А. Ветхозаветный храм//Православный Палестинский Сборник. Вып. 13. Т. 5. СПб., 1889. 42 Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004. С. 51; Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. C. 31. 43 Plomer Н., Salviat F. The altar of Hera Akraia at Perachora//The Annual of the British School at Athens. 61. 1966. C. 214.

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

Григорий изложил теорию, в которой высказал ту мысль, что первоначальная жизнь людей была ангельской или подобна ангельской, исходя из ошибочного и осужденного Церковью представления о всеобщем восстановлении (апокатастасисе) падших в первоначальное положение, которое соответствует жизни последующей воскресению. Зная из свидетельства Писания, что в воскресении бо ни женятся, ни посягают ( Мф. 22:30 ), равни бо суть ангелом ( Лук. 20:36 ), он заключает, что такая же жизнь была у людей до падения. С последним утверждением можно не согласится, так как первый человек должен был через послушание Богу и духовное возрастание дойти до указанного состояния. Но уподобляя жизнь человеческую жизни ангельской, святой Григорий логически заключает, что и способ размножения у них должен быть одинаков, не указывая, каков это способ (св. Григорий Нисский . Об устроении человека. Гл. XVII). Неправильный вывод последовал из неправильного начального мнения об апокатастасисе. От первой ложной мысли последовало уклонение от истины во всем рассуждении. 883 Правда, на этот счет существует еще мнение, что творение души происходит не в момент зачатия, т.е. не тогда, когда две клетки (мужская и женская) сливаются в одну, называемую зиготой, а лишь на сороковой день или даже позже, а именно «в то время, когда тело образуется уже и соделается способным к принятию оной» (Правосл. Испов. Ч. 1. Отв. на вопр. 28). В этом случае ссылаются на слова святого пророка Моисея, который говорит, что аще кто поразит жену непраздну и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да отщетится; аще же изображен будет, да даст душу за душу, око за око ( Исх. 21:22–24 ), разумея под этим то, что необразовавшийся младенец не имеет души, а образовавшийся имеет. Несостоятельность этого мнения показал преп. Максим Исповедник еще в VII веке. И понятно, как может образоваться тело, которое не одушевленно; ведь дух творит формы, а не наоборот. Да и к тому же V-ый Вселенский Собор, осуждая Оригена , засвидетельствовал, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одно творилось прежде, а другое после.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

666. (1618.) Минеи четьи неполныя, мес. сентябрь и октябрь, полууст., исх. XV века, в лист, 260 листов. л. 1. Оглавление, заключающее 40 глав; здесь начальные 27, остальные составляли, вероятно, другой переплет. Под гл. 32 показано: житие блаженаго Мефодиа моравскаго, апр. 6, а под 33: похвала блаж. Кирилу и Мефодию. (лист 2 порожний). л. 3. Мес. сентеврия в 2-й день, мучение св. Маманта и родителю его Феодота и Руфины. См. 663 л. 18. л. 13 об. Мес. того же в 3 день, мучение св. Анфима еп. никомидийскаго. Там же. л. 21. Мес. того же в 5, Слово похвално, списано Климентом епископом, на память блаженнаго пророка Захариа и о рожестве Иоанна Крестителя. Там же. л. 27. Мес. того же в 7 день, св. мученика Созонта, мученаго в Понфии граде. Там же. л. 31. Мес. того же в 8 день, Рожество пресв. Богородица и Приснодевы Мариа. Там же л. 100. л. 40. Мес. того же в 11, житие и жизнь блаженныа Феодоры. Там же. л. 49. Мес. того же в 14, Слово на Вздвижение честнаго Креста. Там же л. 244 и 257. л. 65 об. Мес. того же в 10 день, мучение св. Еуфимиа. Там же. л. 71 об. Мес. того же в 17, мучение святых мучениць: Веры, Надежды, Любве и матере их Софиа. Там же. л. 81 об. Мес. того же в 20 день, списание житиа и мукы святааго Еустафиа и жены его Феопистия, и чад ею Агапия и Феописта. Там же. л. 91 об. Мес. того же в 24 день, мучение св. первомученица Феклы. Там же. л. 104. Мес. того же 25, житие св. Еуфросинии. Там же. л. 111. Мес. того же в 28 день, мучение св. Изосимы. Нач. Пришедшу метану кумсуларгитийску в Киликию, хотящу ему ити на всток. л. 114. Мес того же в 30, мучение Григориа епискупа арменьскаго и Ринсимиа, и Агапянии и других 36 дев, пострадавших в Арменех, в калавд енуевое. См. 664 л. 555. л. 150 об. Мес. того же в 23, Слово на Зачатис Иоана Предтеча; се же и на Рожество его чтется. См. 663 л. 344. л. 154 об. Мес. того же в 23, Слово похвално на Зачатие св. Иоана Предтеча и Крестителя. Там же л. 350. л. 162. Мес. октовриа в 1 день, мучение св. апостола Анании. Нач. По вознесении Господа нашего Ис. Христа и взношении же на небеса к своему Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010