не на скрижалях каменных. Скрижали Десятословия (см. Исх. 32,15.19; 34,1 ; Втор. 10,1–5 ). на плотяных скрижалях сердца. Этот стих имеет двойное значение. Во-первых, «письмо», которым являются сами коринфяне, значительнее своих подобий: написанного чернилами письма противников Павла и каменных скрижалей ветхозаветного закона. Во-вторых, Павел представляет плоды своей апостольской деятельности как исполнение ветхозаветных пророчеств. Как и было предсказано Иеремией (31,33 и Иез. 11,19; 36,26 ), заключая посредством Духа Святого новый завет, Бог начертал Свой закон в сердцах христиан, даровав им внутреннее стремление и способность повиноваться Ему. 3 Такую уверенность. Имеется в виду уверенность Павла перед лицом Божиим в истинности своего служения и в том, что коринфяне служат ему «одобрительным письмом», подтверждающим это. Уверенность Павел, однако, черпает не в самом себе, а «через Христа». 3 сами способны. Здесь Павел дает ответ на вопрос, поставленный в 2,16 («И кто способен к сему?»). Ранее он уже опроверг надежность чисто человеческих способностей ( 1Кор. 2,1–5 ). способность наша от Бога. Это одна из главных тем Второго послания к Коринфянам. Всякая способность и сила для служения исходят от Бога. 3 служителями Нового Завета. Т.е. новых взаимоотношений, которые Бог установил со Своим народом через Иисуса Христа посредством Его жизни, смерти, воскресения и вознесения. не буквы. Т.е. не предписаний закона, которые требуют полного повиновения, но не дают силы для этого. дух животворит. Т.е. Дух Христов (см. Рим. 8,2.9 ). 3 служение смертоносным буквам. Иной перевод: «служение смерти, буквами запечатленное». Имеются в виду начертанные слова ветхозаветного закона как таковые. Они осуждали тех, кто не повиновался им, и сами по себе не приносили жизни. сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево. См. Исх. 34,29–35 . Моисей имел отблеск славы Божией на своем лице, хотя был всего лишь служителем закона, написанного на камне и приносящего осуждение и смерть. 3 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Служение новому завету превосходит по своей значимости служение завету ветхому, поскольку оно осуществляется посредством и с помощью Духа Божия и служит жизни, а не смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но здесь-το и возникает дальнейший вопрос относительно присутствия Христа на земле. Обычно Его пребывание на земле, «с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) истолковывается «духовно» или аллегорически. Однако такому упрощенному истолкованию противится факт неоднократных явлений Господа после Вознесения, требующий для себя, во всяком случае, догматического истолкования. Что же представляют собою таковые явления? И, в частности, возникает вопрос, все ли они равнозначны между собою? Иными словами, всегда ли, когда говорится о явлениях Господа в видимом образе, имеется в виду одно и то же, или же эти явления различны по своему характеру? На этот вопрос следует ответить утвердительно в том смысле, что среди них имеются различные явления, небесные, так же как и земные. Таких бесспорно небесных явлений Христа во славе было собственно два: первое – мученику Стефану, 30 и второе – ап. Павлу на пути в Дамаск. Относительно первого сам Стефан свидетельствует, что ему были отверсты Небеса действием Святого Духа, и он видел Сына Человеческого одесную Бога (Отца), т. е. откровение Святой Троицы во свете Славы, Божественной Софии. Хотя это явление и сосредоточено около образа Иисуса как Сына Человеческого. Не напоминает ли оно явление Славы пророку Иезекиилю с «подобием человека вверху на нем» (1, 26), как и богоявления прор. Исаии (6, 1–5)? Во всяком случае оно не может быть понято как явление чувственное, телесными очами, но духовное, «Духом Святым». В этом смысле оно не может быть сближаемо с земными явлениями Господа после Воскресения. 31 Скорее мы имеем здесь теофанию, нежели христофанию, подобно как и в явлении Купины Неопалимой ( Исх. 3 ) и явлении Славы Божией Моисею ( Исх. 33, 18–23; 34, 5–35 ). Не сюда ли также относится и свидетельство ап. Павла 32 о «видениях» и откровениях Господних? Это есть жизненный трансценз за пределы нашего мира, – «в теле ли или вне тела, не знаю», в котором теряется возможность различений нашего чувственного опыта, но открывается область духоведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

По подобию светильника ветхозаветного, в Церкви православной употребляются разные светильники. В смысле духовном они означают Иисуса Христа, Который есть истинный и присносущный свет ( Ин.1:9 . Откр.21:23 ), и Церковь Его. Седмь светильников, яже видел ecu, говорит Господь тайновидцу Богослову, седмь церквей суть ( Откр.1:20 ). Означают и верующих, которые составляют Церковь и должны, как свет, гореть и светить добрыми делами ( Лк.12:35 ), и особенно учителей Церкви ( Зах.4 . Откр.11:4 . Мф.5:14–16 ). В ветхозаветном храме горел неугасимый светильник: подобно этому в храмах православных бывают неугасимые светильники. Фимиам был преобразованием Сына Божия, имевшего принести Себя Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ), и также означает молитвы верующих, которые подобно фимиаму должны возноситься к престолу Божию ( Пс.140:2 . Откр.5:8. 8:3 ). Ветхозаветные священные трубы, звук коих созывал народ израильский, служат образом гласа божественной проповеди Евангелия ( Исх.26:13 ) и гласа последней трубы, имеющей созвать всех людей, живых и мертвых, на всеобщий суд ( Мф.24:31 . 1Кор.15:51–52 ). Третья часть ветхозаветного храма составляла кругом его ограду, находилась под открытым небом и называлась двором ( Исх.27:9, 18. 38:20 ). Внутри его помещались Святое Святых и святилище. Ограда утверждалась на столбах, покрытых серебром, поставленных на медных подставах, соединенных крючками и виссонными завесами, или покрывалами. Длина двору на южной и северной сторонах была 100, ширина с восточной, или передней, и западной сторон – 50, а вышина – в 5 локтей. Он доступен был всему народу израильскому и посему был обширнее прочих частей храма. Двор храма Соломонова был пространнейший. Часть его с восточной стороны называлась притвором. Ближайшее к нему отделение называлось двором внутренним ( 3Цар.6:3. 7:12 ), который назначен был служащим при священнодействиях и отделялся оградою. За внутренним устроен был двор внешний, или великий ( 2Пар.4:9 ), несколькими ступенями ниже первого, чтобы находящимся здесь было виднее и слышнее Богослужение ( Пс.49:4 ). Двор внешний, или великий, впоследствии разделен на двор мужей, жен и языков 15 . Ап. Павел называет притвор, или двор – святым людским ( Евр.9:1 ), потому, объясняет Златоуст, «что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место для стояния священникам, иудеям, прозелитам, назореям, язычникам. Так как был он доступен и язычникам: то апостол называет его людским (κοσμικον – мирским). Иудеи же не были мирскими» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне празднуется Церковью 2 (15) июля; 16) т. е. Крест, на котором был распят Иисус Христос . Крест был найден в IV в. при Константине Великом (воспоминанию об этом посвящён праздник Воздвижения, 14 (27) сентября); 17) перифраз Пс.67:3 : к исчезаеть дымъ, да исчезнтъ: к таетъ воскъ лица гн, так да погибнтъ гршницы лица 18) прямой порядок слов: вс воинство скскаг воеводы ко град; 19) столько было противников – такое собралось бесчисленное множество вооружённых людей – столько, что вправду сказать..; 20) гордость в смущение превратила; 21) перед горожанами; 22) были готовы объединиться на битву с ними в любое время; 23) военный опыт; 24) после этого; 25) пренебрёг переговорами о мире; 26) ни с чем; 27) куда хотите; 28) прежде всего; 29) ср.: Притч.3:34 ; Пс.112, 6, 137:6, 30 ) несравненна; 31) т. е. христиан; 32) прямой порядок слов: Бгъ же возбран персмъ приходъ къ хаган, иже совщаша; 33) прямой порядок слов: кто возможетъ исповдати (т. е. прославить) двы къ намъ; 34) показал неосуществимость и тщетность надежд этого множества (воинов); 35) имеется в виду чудесный переход евреев через Чермное море [ Исх.14 ] 39 ; 36) чудесным; 37) воюющая за Свой город; 38) великую; 39) здесь: удел; 40) здесь: невредим; 41) ср.: Втор.32:30 : Как поженет тысщы, и два двигнета тьмы, аще не бгъ дад ихъ; 42) прямой порядок слов: Таков крпость некрпкимъ и сил немощнымъ дарова пречта и два бца и влчца; 43) сосуды с зажигательной смесью, укреплённые на шестах; 44) т. е. патриарх Сергий; 45) ср.: Исх.15:6–7 40 ; 46) назвав; 47) назвав. Акафист Божественным Страстям Христовым Акафист был написан в середине XIX в. архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием 41 . В тексте акафиста содержится много отсылок к тексту Нового Завета (большая часть упоминаемых новозаветных фрагментов входит в эту хрестоматию). Кондакъ а @1)@ Взбранный воеводо и гди нбсе и земл, теб цр безсмертнаго зрще на крт висща, вс тварь измнися, 2) небо ужасес 2) , 3) земл восколебашас 3) .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

13:23. Мужчины на праздничных трапезах возлежали (женщины не обедали в обществе мужчин, разве только в семейной обстановке). Каждый возлежал, слегка откинувшись назад от соседа справа; таким образом, Иоанн мог откинуть голову и даже покоиться на груди Иисуса. (Они опирались на левый локоть так, чтобы правая рука была свободна, но пищу разрезали не во время трапезы, а заранее.) Возлюбленный ученикИисуса – вероятно, Иоанн – занимал одно из самых почетных мест, как и сосед Иисуса слева (Иуда, полагают некоторые комментаторы, исходя из ст. 26). 13:24–27. Если хозяин, обмакнув кусок хлеба в общую чашу (в которой на Пасху была подслащенная кашица из горьких трав), протягивал его кому-нибудь, это было знаком его почтения к этому человеку.Полновластие Иисуса здесь неоспоримо (ср.: Мк. 14:20 ). 13:28–30. Перед Пасхой некоторые благочестивые евреи занимались благотворительностью, чтобы заручиться расположением Бога. Обычно выходить на улицу в пасхальную ночь не полагалось ( Исх. 12:22 ), но в повествовании Иоанна (в отличие от Матфея и Луки) Пасха, по всей видимости, начиналась на следующий день (см.: 18:28 и соответствующий коммент.). 13:31–35 Прославление и новая заповедь Контекст этих стихов – предательство Иуды и смерть Иисуса. 13:31,32. О прославлении см. в коммент. К 1и 12:23–27. 13:33. Учителя иногда называли своих учеников «детьми» (ср.: 1Ин. 2:1 ), а ученики учителя – «отцом». В еврейской литературе также известны «завещания» («заветы»), в которых герои прошлого давали своим детям перед смертью важные наставления, предназначенные будущим поколениям. Неизвестно, следует ли здесь Иоанн образцу этого литературного жанра, но то, что Иисус, покидая учеников, дает им прощальные наставления, вполне естественно. 13:34,35. Ветхий Завет заповедовал любовь ( Лев. 19:18 ); новизна Иисусовой заповеди заключается в предложении нового идеала и примера: «какЯ возлюбил вас», т. е. вплоть до самопожертвования. 13:36–14Последовать за Иисусом на крест? 13:36,37. Хотя Петр искренне убежден, что последует за Иисусом даже на смерть, он не понимает, куда идет Иисус (14:5). О теме непонимания см., напр., в 3:4, а также во введении к коммент. к Евангелию от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более подробные и точные правила существуют в православной церкви относительно качества пищи постящихся: только известный род пищи предписывает церковь употреблять своим членам во время поста. В этом последнем пункте православные значительно расходятся с протестантами, которые, если признают отчасти время и количество употребляемой в пост пищи, то совершенно отрицают ее качество (848–850). В положительной части трактата содержится учение о следующих предметах: 1) пост заповедан человеку Богом и своим основанием имеет Слово Божие; 2) церковь Христова имеет власть издавать законы и правила о постах; 3) о постах православной церкви: св. Четыредесятнице, четырех годичных постах, о качестве постных яств и о посте в среду и пятницу (851–852). (Гл. I). Первое положение доказывается прежде всего свидетельствами св. Писания Ветхого и Нового Завета. Из них можно видеть, что пост заповедан человеку Самим Богом в раю ( Быт.2:16–17 ): его требовал Господь от грешников, как внешнего выражения их раскаяния и обращения к Богу (Иол. 2:12, 15–16); пост почитался Ветхозаветными праведниками за высокую добродетель вместе с молитвою и милостынею ( Тов.12:8 ). (Гл. II). В Новом Завете И. Христос разъяснил характер истинного христианского поста ( Мф.6:16 ), предрек время, когда Его последователи будут поститься ( Мф.9:14–15 ; Мк.2:18–20 ; Лк.5:33–35 ), указал на силу поста против злых духов ( Мф.17:21 ; Мк.9:29 ) и заповедал христианам тесный и скорбный путь к царствию Божию ( Мф.7:13–14 ; Лк.13:24 ). Св. Апостолы также предписывали уверовавшим во Христа воздерживаться от неблагочиния, плотоугодия, пиянства ( Рим.13:13–14 ; Еф.5:18 ; Кол.3:5 ) и убеждали пребывать в посте ( 1Кор.7:5 ; 1Кор.6:4–5, 11:27 ), в бодрствовании и трезвости (Сол.5:6; 1Пет.1:13, 5:8 ; – 853 а –855 а ). (Гл. III). Кроме приведенных свидетельств о посте Слово Божие представляет для нашего научения и назидания многочисленные примеры постившихся людей как во времена церкви иудейской, так и христианской. Так, в Ветхом Завете постились: Моисей ( Исх.24:18, 34:28 ), св. Царь Давид ( 2Цар.3:35, 12:16 ; Пс.31:13, 108:24 ), пророк Илия ( 3Цар.19:8 ), Неемия (1:4), Иудифь (8:6), Есфирь (4:14), пророк Даниил (10:2–3), Ниневитяне ( Ион.3:5 ; Мф.12:41 ). В каких-либо важных случаях общественной жизни постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:6, 31:13 ; 2Пар.20:3 ; Иер.36:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

154 Правление фараонов 13 династии по Breasted " y, падает на период времени от 1580 до 1350 г. до И. Хр. – Введенский, op. cit., стр. 69; срв. также Раулинсон, Библия и наука, стр. 38 (дата конца династии 14001300 гг.). 155 Последовательность событий открывается из употребления в обоих случаях copulativum (срв. 31:19). 156 Говорим „некоторую”, потому что Иудейское предание не можем признать достаточно сильным аргументом в пользу того или иного мнения и тем более – источником для суждения. Проф. Царевский считает Иудейское предание условно-ценным для уяснения истины (op. cit., 2:5556). 159 Проф. Юнгеров нераздельно мыслит произнесение и запись речей Второзакония; „произнесено и записано” ... (Введение, т. 1, стр. 33). Оправдание этому можно видеть (Елеонский, op. cit., „Вера и Церковь ”, 1, 33) в Ам.8:12 , где говорится о существовавшем тогда обычае записывать то, что считали нужным сохранить для последующих поколений. 160 Γλαφυρ на Втор.; Творение, ч. 5, русс. пер., стр. 317. Ещё иудейский эллинист Евполем (200 г. до И. Хр.) считал Моисея мудрейшим человеком, давшим Иудеям письмена (Евсевий, Praepar. evang. 1:9. стр. 26). Может быть, он повторял мысль египетского историка Манефона (270 г. до Р. Хр.), упоминавшего о Моисее, как законодателе (И. Флавий, Против Ариона. 1:16; срв. Древности, 2:9 слл.). О мудрости Моисея см. Исх.31:1234:35 ; Деян. 7:22 ; В. Pirke Aboth, la; Златоуст, твор. т. 7. стр. 961. А. Лопухин , Библ. Истор., 1 т., стр. 539. Н. Глубоковский , Благовестие Ап. Павла, т. 1, стр. 188. 163 Против Driver’a, Introduction to the Literature of the Old Testament, p. 117, – См. Сендерленд, op. cit. стр. 54. 164 Критики утверждают, что к свидетельствам И. Христа мы не должны прибегать, так как в случае признания их доказательствами, не оказывалось бы надобности в других доказательствах, которые были бы в таком случае унижение Божественного авторитета, и спор, естественно, из области историко-критической перенёсся бы в область догматическую (Strack, Eileitung, s. 23; см. также у Rieber’a, Die moderne Kampf und die Bibel. Prag 1905, s. 9). Как бы восполняя Штрака. Давидсон (An Introduction to the Old Testament. London, 1862. t. 1, p. 126. – Цит. по Царевскому, op. cit. 2, стр. 52) говорит, что в вопросах ветхозаветной библиологии нужно работать вполне самостоятельно, независимо от свидетельств Нового Завета. И только в этом, по Давидсону, состоит истинный метод исследования. Однако, довольствуясь вполне Новозаветными свидетельствами мы прибегаем к другим доказательствам только для того, чтобы удовлетворить рационалистов. Божественный Авторитет, нисколько этим не унижается, потому что не мы навязываем, рационалистам другие доводы, а они сами „просят” нас об этом... „Мы же” – пишет проф. Царевский (op. cit. 2, стр. 52) „только неверующих приводим к призванию авторитета Господа, нисколько не унижая Последнего, если берёмся за то же оружие, которым угрожают рационалисты“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

XI. Уверовавший, отложивши ветхого человека, должен помышлять только о небесном и духовном и не пристращаться к веку сему, от которого отрекся    У Исаии: «взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовите; егда же приближитися к вам, да оставит нечестивый пути своя и муж беззаконен советы своя, и да обратится к Господу и помилован будет, яко попремногу оставит грехи вашя» (Ис.55:6—7). Также у Соломона: «видех всяческая сотворения сотворенная под солнцем, и се, вся суетство» (Еккл.1:14). В книге Исхода: «сице же снесте е: чресла ваша препоясана, и сапози ваша на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших, и снесте е со тщанием: пасха есть Господня» (Исх.12:11). О том же в Евангелии: «не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? всех бо сих языцы ищут; весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам. Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется, довлеет дневи злоба его» (Мф.6:31—34). И в другом месте: «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк.9:62). И еще: «воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их; не вы ли паче лучши их есте?» (Мф.6:26). И опять: «да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии; и вы подобни человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу абие отверзут ему: блажени рабы тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих» (Лк.12:35—37). Также: «лиси язвины имут и птицы небесныя гнезда; Сын же человеческий не имать где главы подклонити» (Мф.8:20). «Всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» (Лк.14:33). О том самом в Первом послании к Коринфянам: «несте свои, куплени бо есте ценою (великою); прославите убо (и носите) Бога в телесех ваших» (1Кор.6:19—20). В том же послании: «время прекращено есть прочее, да и имущии жены якоже не имущии будут, и плачущиися, якоже не плачущии; и радующиися, якоже не радующеся; и купующии, яко не содержаще; и требующии мира сего, яко не требующе; преходит бо образ мира сего» (1Кор.7:29—31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Ветхом Завете Ангелы описываются в виде воинства, стоящего по правую и левую руку Господа (см.: 3Цар. 22:19 ). Функция Ангелов – служить Богу как самодержцу, быть Его царедворцами, Его свитой. Господь восседает на Херувимах (см.: Пс. 17:11, 79:2 ), а они везут колесницу славы Божией (см.: Иез. 10:9–19 ). В то же время Ангелы – вестники Бога и слуги Его, выполняющие Его волю и Его распоряжения в отношении людей. В этом смысле Ангелы являются посредниками между Богом и родом человеческим. Иногда Ангелы выполняют функции губителей (см.: 2Цар. 24:16 ; 4Цар. 19:35 ; 1Пар. 21:15–16 ; 2Пар. 32:21 ; Ис. 37:36 ), однако гораздо чаще речь идет о том, что они охраняют человека (см.: Исх. 23:20 ; Тов. 3:17 ; Пс. 90:11 ) и спасают его (см.: Ис. 63:9 ). У человека есть Ангел-наставник, который показывает ему прямой путь (см.: Иов. 33:23 ), и т.д. В Новом Завете Ангелы играют не менее важную роль. Ангел является Захарии и возвещает о рождении Иоанна Крестителя (см.: Лк. 1:13 ); является Марии и возвещает о рождении от Нее Иисуса (см.: Лк. 1:26–38 ). Ангел объявляет пастухам о рождении Мессии (см.: Лк. 2:8–20 ); при рождении Иисуса ангельское воинство взывает: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ). Ангел дважды является во сне Иосифу (см.: Мф. 1:20, 2:13 ). Ангелы служат Иисусу в пустыне (см.: Мф. 4:11 ). Ангел укрепляет Иисуса в Гефсиманском саду (см.: Лк. 22:43 ), Ангел возвещает женам-мироносицам о воскресении Спасителя (см.: Мф. 28:2–7 ). Ангел является Филиппу (см.: Деян. 8:26 ); в видении беседует с Корнилием (см.: Деян. 10:3–7 ); выводит Петра из темницы (см.: Деян. 12:7–10 ). Повествованиями об Ангелах наполнена книга Откровения Иоанна Богослова. Иисус Христос нередко говорит Своим ученикам об Ангелах. По словам Иисуса, у каждого из малых сих (детей) есть Ангел, который всегда видит лице Отца... Небесного ( Мф. 18:10 ). Ангелы радуются покаянию каждого грешника (см.: Лк. 15:10 ). Ангелам неизвестен день последнего Суда и Второго Пришествия Христа (см.: Мф. 24:36 ). Однако при Втором Пришествии Ангелы будут сопровождать Христа (см.: Мф. 16:27 ): они отделят злых от добрых (см.: Мф. 13:49 ) и соберут избранных Божиих от четырех ветров (см.: Мф. 24:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010