Глава 21 1. Клятва израильтян в Массифе. 2–7. Сожаление народа относительно возможной гибели колена Вениаминова. 8–14. Истребление жителей Иависа галаадского и представление оставшихся в живых девиц спасшимся вениаминитянам. 15–24. Похищение девиц силомских для предоставления их в жены вениаминитянам. 25. Общая характеристика времени Судей израильских. Суд.21:1 .  И поклялись израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество. Суд.21:2 .  И пришел народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали, Суд.21:3 .  и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена? Суд.21:4 .  На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы. Суд.21:5 .  И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых? Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти. Суд.21:6 .  И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; Суд.21:7 .  как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших? Под влиянием сильного гнева против вениаминитян израильтяне остальных 11 колен, до начала войны с ними, в Массифе дали клятву не выдавать за них в замужество своих дочерей. Вследствие исполнения этой клятвы израильтянами, колену Вениаминову, ввиду того, что израильтяне не могли жениться на хананеянках ( Исх.34:16 ; Втор. 7:3 ), угрожало полное искоренение. Сознавая это, израильтяне сожалели о таком печальном будущем одного из славных колен всего народа Израилева ( Быт.49:27 ; Втор. 33:12 ) и, собравшись в г. Вефиле, где тогда находился ковчег Завета, совершили по поводу сего жертвы Господу и в то же время спрашивали о тех израильтянах, которые не явились в собрание общества Израилева в Массифе и таким образом были как бы свободны от данной обществом клятвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Еккл.5:1–2 . Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Не торопись устами твоими, и сердце твое да не спешит произнести слово пред лицом Божиим, потому что Бог на небе, а ты на земле. Посему пусть не многи будут слова твои, поскольку придет сновидение во множестве заботы, и голос неразумного во множестве слов. Многие думают, что в настоящем месте внушается то, чтобы мы не обещали чего-нибудь пред Богом опрометчиво, и не взвесив своих сил, не давали таких обетов, которых не можем исполнить. Ибо при нас присутствует Бог, и хотя Он, по-видимому, на небе, а мы на земле, однако слышит, что мы говорим, и из множества слов обличается наше неразумие. Другие же, объясняя лучше, утверждают, что этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслью не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержанны. Ибо, как занятый многими заботами часто как в бреду представляет то, о чем думает: так желающий размышлять о Божестве слишком много, впадает в неразумие. Или так: слова наши потому должны быть не многочисленны, что и то, что мы, по нашему мнению, знаем, мы видим как бы чрез тусклое стекло, гадательно, и то, в чем уверены, представляем как в сновидении. Когда выскажем слишком многое, то для нас будет ясно, что конец нашего рассуждения – неразумие. Ибо от многоглаголания не избежим греха. Еккл.5:3–4 . Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Когда сделаешь обет Богу, не замедли отдать, поскольку нет благоволения к глупым. Все, что ни обещаешь – исполни. Лучше не давать обета, чем обещать и не исполнить. Простой смысл не требует объяснения. Лучше не обещать, чем не исполнять обещанного: ибо не исполняющие обетов неугодны Богу и считаются между неразумными. В словах: «нет благоволения к глупым» – подразумевается: «Божия», согласно с словом апостола: «не было воли, чтобы я ныне пришёл к вам» ( 1Кор.16:12 ). Если же хотим сказать нечто более важное, то здесь заповедуется христианину, чтобы он восполнял веру делом и не уподоблялся Иудеям, которые, давая обеты и говоря: «вся словеса, яже глагола Господь, сотворим» ( Исх.24:3 ), поклонялись идолам, и подвергши мучениям рабов и камнями побив их, наконец умертвили и самого Сына Домовладыки. Итак, лучше долго взвешивать сомнительное решение, чем, будучи лёгким на словах, быть тяжёлым на деле. Ибо раб, знающий волю господина своего и не исполнивший ее, «биен будет много» ( Лк.12:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Жертвоприношения у евреев Жертвоприношения у евреев . Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода мы видим из Свящ. Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он разводил ( Быm. IV, 3 ). Патр. Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносит жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы ( Быm. VIII, 20 ). Точно так же патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия ( Быm. XII:7, XIII:4, XXVI:25 и др.). До времен Моисея побуждением и основной мыслью жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния. В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей ( Uob. I, 5 ) и за его трех друзей ( Uob.XLII, 8 ). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея фараону о жертвах в пустыне ( Исх. Х, 25 ). Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен ( Чuc. XV:5, 6, XVIII:11 ); затем птицы, именно горлицы и молодые голуби ( Лeb. I, 14 ). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст ( Лeb. XXII, 27, 29 ) – из мелкого скота он должен быть однолетним ( Ucx. XII, 5 ), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т. п. ( Лeb. XXII, 20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

иерей Вячеслав Зыков Глава 4 Личность Авраама по упоминаниям о нем в Священных книгах Ветхого и Нового Завета. Моисей, как писатель истории Авраама. История Авраама в книге Бытия оканчивается десятым стихом 25-й главы, где говорится о погребении Авраама; но имя его встречается почти во всех Священных книгах Ветхого и Нового Завета. Так как эти книги писаны в разное время, на протяжении нескольких веков, и различными писателями, то весьма важно исследовать, так ли смотрят на личность Авраама эти писатели, как писатель книги Бытия. Мы уже видели, что соприкасающаяся с историей Авраама внебиблейская область, в которую нас переносит 14 глава книги Бытия, дает нам полное основание видеть в Аврааме определенную историческую личность. Сопоставление изображения этой личности в книге Бытия с обычным изображением в мифах народных героев показало нам, что Аврааму не место среди этих героев, сказания о которых представляют смесь олицетворения явлений природы, фантастических вымыслов и событий, быть может, и имевших место в действительности. Таким образом, не касаясь даже вопроса о богодухновенности книги Бытия, мы не имеем никаких оснований смотреть на сообщение этой книги об Аврааме иначе, как на сообщение строго исторического характера о действительной личности. Так именно и смотрят на историю Авраама и его личность писатели Священных ветхо- и новозаветных книг. Для признающих писателем всего Пятикнижия того же Моисея, который в книге Бытия дает историю Авраама, не может быть, конечно, и речи о том, что в книгах – Исходе, Левите, Числах и Второзаконии – Авраам будет изображаться теми же чертами, с какими он является на страницах Бытия. Подробное рассмотрение тех мест в четырех остальных книгах Пятикнижия, где встречается имя Авраама, убеждает в этом самым решительным образом. Предварительно рассмотрения этих мест, считаем не лишним коснуться той формулы, основание которой положено писателем Пятикнижия и в которой чаще всего встречается имя Авраама и у других священных писателей. Эта формула – соединение вместе имен трех патриархов – Авраама, Исаака и Иакова, как родоначальников народа Еврейского, с которыми Господу благоугодно было вступить в особый завет: «вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом; и увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» ( Исх. 2:24–25 ), – вот первое употребление этой формулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Итак, мы узнаем прежде всего из слова Божия, что Бог есть Дух.. Сам Иисус Христос в беседе с самарянкою сказал: Дух есть Бог ( Ин.4:24 ). Следовательно, Бог не имеет телесного образа, не имеет плоти и костей и видеть Его глазами нельзя. Но вы спросите: как все изображают Бога на иконах в видимом образе, – и само Свящ. Писание приписывает Ему телесные члены, напр., сердце, очи, уши, руки? На это нужно сказать, братие, что на иконах Бог изображается не в существе Своем, как будто бы Он на самом деле имеет тело, а в том виде, в каком Ему угодно было являться людям в известное время, напр., Аврааму Бог являлся в виде трех странников, Пророку Даниилу – в виде старца ветхого денми; Дух Святой являлся в виде голубя при крещении Спасителя. Спаситель принял на Себя нашу плоть, жил между людьми, как человек, и в этом виде изображается на иконах. Что же касается выражений Св. Писания, в которых Богу как бы приписываются телесные члены, то в данном случае Свящ. Писание применяется к обыкновенному языку человеческому, к нашим понятиям, а понимать эти выражения надобно духовным и высшим образом: сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значат всеведение, руки – всемогущество. Так напр., Моисей говорит о Боге: десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги ( Исх.15:6 ). Здесь правая рука, приписываемая Моисеем Богу, означает силу Божию, всемогущество Божие. – Если, братие, Бог есть Дух, то мы должны поклоняться и служить Ему духом. Наше внешнее богопочтение тогда будет угодно Богу, когда будет сопровождаться внутренним, напр., наша внешняя молитва – поклоны, крестное знаменье – тогда будет угодна Богу, когда будет сопровождаться молитвою в сердце, в душе. Иисус Христос, сказав, что Бог есть Дух, дал вместе с этим наставление, как должно поклоняться и молиться Богу. Дух есть Бог , и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися, сказал Он. По слову св. Давида, истинная жертва Богу дух сокрушен сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Скачать epub pdf Глава IX Ин.9:1 .  И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. И мимоидый виде человека слепа от рождества. Подтверждая то, что прежде сказал, и укрепляя веру в то, что Он Бог, Иисус Христос тотчас переходит к величайшему и до того времени еще небывалому чуду. Другие слепые получали зрение, но слепой от рождения еще никогда. Поэтому, исцелившись, этот слепой говорил: «от века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену» ( Ин.9:32 ). Ин.9:2 .  Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?: И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися? Спрашивали не потому, что непременно предполагали то или другое, как неразумные иудеи, так как грешить до рождения – невозможно, а терпеть наказание за родителей – несправедливо, – но цель этих слов была такая: расслабленный болел за свои грехи, как мы тогда узнали; что же Ты скажешь об этом: «кто согреши, сей ли, или родителя его?» Мы совершенно недоумеваем и не можем сказать ни того, ни другого. Ин.9:3 .  Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его,... Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его,... Не совершенно безгрешными называет их, но утверждает, что ни они, ни он не виновны в том, что он родился слепым. Отсюда также мы узнаем, что дети не наказываются за грехи родителей. Хотя в книге Исход написано о Боге: «отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода...» ( Исх.20:5 ), но это сказано было только относительно тех израильтян, которые будут служить идолам. Так как они подражали нечестию своих отцов, служивших идолам в Египте, то Бог по справедливости посылал на них такое же наказание: у кого равные преступления, у тех, конечно, равные и наказания. Но после, давая закон через Моисея, Бог сказал: «да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы» ( Втор.24:16 ). И через Иезекииля еще говорит: «что вам притча сия на земли Израилеве, глаголющым: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины Быша? Живу Аз, глаголет Адонаи Господь, аще будет еще глаголема притча сия ..., зобавшаго пародки зубы оскоминны будут» ( Иез.18:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Содержание Общественное устройство израильского народа в Египте Приложение. Вопрос о происхождении у израильтян поклонения Богу в образе золотого тельца     В близком соприкосновении израильтян с египтянами заключалась и великая опасность для первых – вместе с простотой пастушеской жизнью утратить или помрачить свою “израильскую сущность” 1 – заключалась опасность – вместе с культурными заимствованиями от египтян привнести в свою религиозную жизнь их языческие воззрения и установления. Избежали ли израильтяне этой опасности? Обыкновенный, чаще всего повторяемый ответ на это, состоит в том, что, развившись в народ, потомки Иакова под влиянием египтян постепенно уклонились от веры и благочестия отцов своих и впали в идолопоклонство и соединённое с ним нечестие и суеверие 2 . Основанием для такого представления о религиозной жизни израильского народа в это время служат главным образом свидетельства И. Навина (24:14) и пр. Иезекииля (20:7–8; 23:3, 19, 21), говорящие, что отцы этого народа служили в Египте богам иным и здесь ещё в молодости своей осквернили себя египетскими мерзостями. Эти свидетельства вместе с указываемым в Пятокнижии поклонением Богу в образе тельца, заимствованном, по всей вероятности, из египетского культа 3 служат ясным выражением того библейского воззрения, что Египет в религиозном отношении производил на израильтян не отрицательное только 4 , но и положительное действие, т.е. возбуждал их не к борьбе только и отрицанию, но и к принятию и усвоению языческих верований и обрядов; и с библейской точки зрения вопрос здесь может состоять в том одном, как широко было это положительное влияние египетского культа на израильский народ. При уяснении библейского воззрения на этот существенный пункт в рассматриваемом предмете нужно принимать в совместное внимание как указанные свидетельства И. Навина и пр. Иезекииля 5 , так равно и указания Пятокнижия. Не говоря нарочито о религиозном состоянии израильтян в это время до момента стенания их ( Исх. 2:23 ), Пятокнижие даёт, тем не менее, в этом отношении некоторые немаловажные указания в тоне своего повествования, самом ходе событий и наконец, в личных именах этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Глава 11 1–3. Приказание народу взять у египтян драгоценности. 4–10. Предсказание о десятой казни. Исх.11:1 .  И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда; Исх.11:2 .  внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]. Исх.11:3 .  И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона и] рабов фараоновых и в глазах [всего] народа. Если Исх.11:4–8 являются непосредственным продолжением Исх.10 (см. выше), то в таком случае первые три стиха, содержащее рассказ об откровении Моисею о наступлении десятой казни ( Исх. 4:23, 12:29–32 ) и об обстоятельствах исхода из Египта ( Исх. 3:21–22 ), очевидно, нарушают течение речи. Ввиду этого некоторые экзегеты высказывают предположение, что содержащееся в них откровение падает на время перед последним объяснением Моисея с фараоном ( Исх. 10:24–29 ), а рассказ о нем помещен после ( Исх. 11:1–3 ) ввиду того, что им достаточно объясняется смелость ответа Моисея ( Исх.10:29 ). Текстуальным основанием для такого понимания является перевод евр. «вайомер» – «сказал» ( Исх. 11:1 ) – давнопрошедшим временем. В частности, что Исх.11:1–3 не представляют нового откровения, возвещение которого требует и нового явления пред лицо фараона, это доказывается отсутствием в данном случае обычной формулы: «пойди к фараону и скажи ему» ( Исх. 7:15, 8:1, 8:20, 9:1, 13, 10:1 ), которой начинается каждое новое откровение. Исх.11:4 .  И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, Исх.11:5 .  и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; Исх.11:6 .  и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 37 1–9. Устройство ковчега завета. 10–16. Стол для хлебов предложения. 17–24. Золотой светильник. 25–28. Устройство жертвенника курения. 29. Приготовление мира и курения. Исх.37:1 .  И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим; длина его два локтя с половиною, ширина его полтора локтя и высота его полтора локтя; Исх.37:2 .  и обложил его чистым золотом внутри и снаружи и сделал вокруг него золотой венец; Исх.37:3 .  и вылил для него четыре кольца золотых, на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его. Исх.37:4 .  И сделал шесты из дерева ситтим и обложил их золотом; Исх.37:5 .  и вложил шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы носить ковчег. Исх.37:6 .  И сделал крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина полтора локтя. Исх.37:7 .  И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки, Исх.37:8 .  одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее; Исх.37:9 .  и были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов. Устройство ковчега завета. См. толк. 10–22 ст. гл. 25. В настоящем случае внесено лишнее по сравнению с гл. 25 замечание, что устройство ковчега зав. было делом главного строителя скинии Веселиила, и опущены предписания ст. 15–16 и 21–22, так как выполнение их не относилось к обязанностям Веселиила. Исх.37:10 .  И сделал стол из дерева ситтим длиною в два локтя, шириною в локоть и вышиною в полтора локтя, Исх.37:11 .  и обложил его золотом чистым, и сделал вокруг него золотой венец; Исх.37:12 .  и сделал вокруг него стенки в ладонь и сделал золотой венец у стенок его; Исх.37:13 .  и вылил для него четыре кольца золотых и утвердил кольца на четырех углах, у четырех ножек его; Исх.37:14 .  при стенках были кольца, чтобы влагать шесты для ношения стола; Исх.37:15 .  и сделал шесты из дерева ситтим и обложил их золотом для ношения стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 36 1–2. Начало работ по устройству скинии. 3–7. Избыток приношений. 8–19. Приготовление покрывал скинии. 20–34. Устройство столбов (брусьев) и шестов. 35–38. Приготовление завесы внутренней и завесы входа в скинию. Исх.36:1 .  И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь. Исх.36:2 .  И призвал Моисей Веселеила и Аголиава и всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать. См. толкование 30, 34 ст. гл. 35. Исх.36:3 .  И взяли они от Моисея все приношения, которые принесли сыны Израилевы, на [все] потребности святилища, чтобы работать. Между тем еще продолжали приносить к нему добровольные дары каждое утро. См. толкование 21–24 ст. гл. 35. Исх.36:4 .  Тогда пришли все мудрые сердцем, производившие всякие работы святилища, каждый от своей работы, какою кто занимался, Исх.36:5 .  и сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. Ревность и усердие народа объясняется склонностью к обрядовой стороне религии и, может быть, стремлением загладить грех тельцеслужения при Синае. Исх.36:6 .  И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить. Исх.36:7 .  Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось. Исх.36:8 .  И сделали все мудрые сердцем, занимавшиеся работою скинии: десять покрывал из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти; и херувимов сделали на них искусною работою; Исх.36:9 .  длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, и ширина каждого покрывала четыре локтя: всем покрывалам одна мера. Исх.36:10 .  И соединил он пять покрывал одно с другим, и другие пять покрывал соединил одно с другим. Исх.36:11 .  И сделал петли голубого цвета на краю одного покрывала, где оно соединяется с другим; так же сделал он и на краю последнего покрывала, для соединения его с другим;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010