Первое упоминание о еще неясном призывании Бога: “У Сифа… родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать Имя Господа” (Быт. 4: 26). Затем открывается Бог Аврааму, Исааку и Иакову со все расширяющимся горизонтом: “Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем “Бог Всемогущий”, а с именем Моим ЯХВЕ — не открылся им” (Исх. 3: 14). Восполнил Бог откровение о Себе: “И сошел Господь в облаке, и остановился близ него (Моисея) и провозгласил Имя ЯХВЕ. И прошел Господь пред лицом его и возгласил:   Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (Исх. 34: 5, 7). Итак, сначала Бог открылся Моисею как ПЕРСОНАЛЬНЫЙ и единственно воистину СУЩИЙ, с неведомыми еще атрибутами. Последующее откровение раскрывало свойства сего АЗ ЕСМЬ как Бога милостивого и человеколюбивого. Но и это было неясным, и Моисей сознавал неполноту усвоенного им познания.   Пророки также не достигали искомой полноты; но из слов Исаии: “Так говорит Господь, Искупитель… Святой Израилев… Я — Господь первый, и в последних Я — тот же… чтобы вы знали… что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет” (Ис. 43: 14; 41: 4; 43: 10). Сей Бог — “Первый и Последний” — открылся как Абсолют Персональный, живой; не как некое отвлеченное “Все–Бытие” или трансперсональное Всеединство и подобное сему. Итак, очевидно, что дух израильских пророков был направлен к Перво–Бытию, к Тому, Кто от Начала. Именно эта установка характерна человеку — образу Абсолюта. Он не останавливается ни на чем, что бы то ни было, промежуточном. Из библейского повествования мы видим, что всякое новое откровение воспринималось, как Богоявление, как Его непосредственное действие. В связи с этим и самое Имя переживалось как Присутствие Бога. В Имени заключена двойная сила: с одной стороны, ощущение Живого Бога, с другой — познание о Нем. Откуда страх призывать Имя всуе (Исх. 20: 7). По мере обогащения откровения о свойствах Божиих, о действиях Его — углублялось и боговедение вообще. Но несмотря на уверенность израильтян, что они избранный народ, что Всевышний открывается им, не прекращался до явления Христа стон пророков в молитве к Богу — придти на землю и дать о Себе воистину полное познание, жажда которого неотъемлема от духа человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятикнижие Моисея, в его историческом и пророческом содержании, как писание Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ); Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ); Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятикнижия от Моисея, и Моисею в них усваиваются заповеди, данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятикнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:15 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенной кровью ( Евр.9 ­­ Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9:9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятикнижия от Моисея. Терминология Иисуса Христа и апостолов уясняется и вполне согласуется с терминологией и многочисленными свидетельствами священных ветхозаветных писателей о происхождении Моисеева Пятикнижия. Прежде всего здесь следует упомянуть о свидетельствах, находящихся в самом Пятикнижии. После того как амаликитяне были побеждены евреями, Господь повелел Моисею «записать в книгу» для памяти о том, что пагубой погублена будет из поднебесной память амаликитян ( Исх.17:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Как чувство страха Божия выражается в опасении отпадения грехом от Бога и в стремлении к Богу для своего благополучия, так и чувство стыда праведного выражается в смирении и покорности Богу, в стыде греха и в пребывании, через удаление от греха, в славе Божией. Устыдиться пред Богом — значит смириться, умилиться или сокрушить сердце и покориться Его истине и правде. В отличие от уничижения пред людьми как бесчестия и бесславия, только уничижение пред Богом ведет к славе человека. Это указывает Давид Мелхоле, когда она назвала уничижение Давида пред Богом бесчестием. Она говорит: «Как отличился сегодня царь Израильский, обнажившись [сегодня] пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек». Давид ответил: «Пред Господом еще более уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Стыд пред Богом означает смирение. Фараона Моисей обвиняет в том, что он не устыдился пред Богом, по-русски не смирился. ( Исх.10:3 ) 70 . Начальники Израиля постыдились пред Богом (слав.) тогда, когда смирились пред Богом ( 2Пар.12:6–7 ) 71 . Люди, устыдившиеся пред Богом, — те, которые смирились ( 2Пар. 30:11 ) 72 . И священники, и левиты, умилившиеся пред Богом (слав.), т. е. сокрушившие сердце свое в покаянии, названы устыдившимися ( 2Пар. 30:15 ) 73 . Стыд означает покорность. Необрезанное сердце стыдится пред Богом (слав.) тогда, когда покорится Богу (рус.) ( Лев.26:41 ) 74 . И покорность родителям детей Апостол называет стыдом детей пред родителями (Ев.12:9) (слав.). Это смирение, умиление или сокрушение сердца и покорность Богу необрезанного сердца есть стыд пред Богом, пред Его истиной и правдой и этим отличается от стыда греховного, от посрамления пред силой людей, от уничижения и подчинения физической силе. Бесчестием сильных и славных названо предание их в руки врагов ( Сир.11:6 ). В отличие от этого уничижения человека человеком и обесчещения человека, стыд, доставляющий человеку славу и благодать ( Сир.4:25 ) пред Богом и людьми, есть стыд пред истиной Бога и завета Его ( Сир.41:24 ), смирение и покорность правде Божией, познание Бога и правды Его и познание грехов своих, сокрушение и раскаяние в них. О фараоне слышим, что он не стыдился, не смирился пред Богом ( Исх. 10:3 ), но слышим, что он приводится наказанием к этому смирению и говорит: «Согрешил я ныне, Господь праведен, я же и люди нечестивы» ( Исх.9:27 ). Когда начальники еврейские посрамились и смирились пред Богом, то сказали: «Праведен Господь» (Пар.12:6). Варух и Даниил говорят сами и призывают других сказать: «У Господа нашего правда, а у нас стыд» ( Вар.1:15 и 2:6 75 ; Дан.9:7–8 76 ). «Господь праведен во всем, что заповедал нам» ( Вар. 2:9 ). «Господь праведен во всех делах своих» ( Дан.9:14 ) 77 . Господь праведен и не делает неправды, а беззаконник не знает стыда ( Соф.3:5 ) 78 , т. е. не смиряется и не покоряется пред этой правдой воли и дел Божиих.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Крест Христов является для христиан величайшей святыней. Как икона, запечатлевающая образ Божий, напоминает нам о Боге, так святой Крест всегда свидетельствует о великом деле искупления, совершенном нашим Спасителем. Своей добровольной крестной смертью Господь совершил примирение человечества с Богом, искупил предварительный грех, отторгнувший человека от Бога: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет.2:24 ), «ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:19–20 ). Святой Крест есть жертвенник, на котором, в распятии плоти Своей, Христос принес Себя в жертву за наши грехи ( Рим.8:3 ). И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая» и все прикасавшееся к нему освящалось ( Исх.29:37 ), то неизмеримо более великой святыней является новозаветный жертвенник, освященный пролитой на нем Кровию Непорочного Агнца Христа. Принеся Себя в жертву за грехи человечества, Христос прославил Себя и Отца Своего: «смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:8–9 ). Крест является, таким образом, славой Господа и Спасителя нашего. Приняв крестные муки, Господь сошел в ад и победил смерть, победил диавола. Диавол надеялся при помощи креста погубить Господа, но Он Своею Крестной смертью лишил врага рода человеческого власти над людьми, и потому святой Крест явился победоносным оружием Христа в борьбе с искусителем. Каждый христианин, принимающий святое Крещение, сораспинается Христу, чтобы с ним и воскреснуть, чтит, прославляет, поклоняется Кресту, древу нашего спасения. Крест как знамя правды, знамя истины был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», – молил Бога царь Давид ( Пс.59:6 ); пророк Исаия предсказал, что Спаситель «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеяных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ); «Благословенно дерево, – говорит премудрый Соломон, – через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В Священном Писании мы находим много праобразов креста: Божие повеление евреям помазывать кровию пасхального агнца столбы и перекладины дверей для избавления от гибели ( Исх.12:7–13 ); распростертые руки Моисея, подающие израильтянам победу над Амаликом ( Исх.17:11–13 ); медный змий, по повелению Господа выставленный на знамени в пустыне и обезвреживающий гибельные укусы змей. О медном змие, как прообразе Креста, сказал Сам Спастель: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Знамение Христово – Крест Его явится на небе перед кончиной мира: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». ( Мф.24, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Познание Бога в ВЗ обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу (Быт 1. 27), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя (Исх 3. 14-15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их «Господь Бог» (Втор 29. 6). Даруя заповеди, Бог ограждает народ от идолопоклонства (Исх 20. 2-4). «Итак,- взывает Он к нему,- знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Втор 4. 39). Если Израиль будет искать Его «всем сердцем» и «всею душою», то всегда сможет найти Его (Втор 4. 29). Однако народ с самого начала проявляет неверность Богу и ищет себе др. богов (Исх 32. 8). Он не познал путей Господних и оказался народом, к-рый заблуждается сердцем (Пс 94. 10). У него «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания» (Ос 4. 1). И хотя он взывает: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы - Израиль» (Ос 8. 2), такая молитва лишь обнаруживает его лицемерие, потому что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос 8. 14). Религ. сознание становится у него настолько низким, что ему предпочитается даже вьючное животное: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня»,- говорит Господь устами прор. Исаии (Ис 1. 3). Обличая израильский народ, Он постоянно указывает, что никакого познания Бога не может быть там, где имеют место нарушение Божественного закона и формальное отношение к религ. обязанностям. «Я,- говорит Господь,- милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6. 6). Неверность Богу оборачивается для народа ужасными испытаниями, цель к-рых у прор. Иезекииля обозначается троекратным повторением грозных слов: «И узнаете, что Я - Господь» (Иез 6. 7; 7. 4, 9). Стремление к этой цели появляется в период вавилонского плена и усиливается с осознанием своих грехов и той измены, какую народ допустил по отношению к Богу. Зародившееся покаяние приносит свои плоды; прор. Иеремия выражает надежду на духовное обновление народа: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер 24. 7). Эта надежда постепенно переходит в пророчество о новозаветных временах, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 9), и когда «уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер 31. 34). Новозаветная перспектива дополняется прор. Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36. 26-27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и др. народами (Иез 36. 23).

http://pravenc.ru/text/149523.html

У Матфея Иисус дает вопрошающим (фарисеям и саддукеям) еще более жесткий ответ, чем у Марка: Вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ( Мф. 16:2–4 ). Под знамениями времен Иисус понимает прежде всего Свои деяния, которые, несмотря на наличие в них всех признаков знамений и чудес, не вразумляют тех, у кого сердце окаменело, очи и уши закрыты. К этой категории лиц относятся прежде всего фарисеи, саддукеи и книжники. Но и ученики Иисуса никак не могут усвоить уроки, которые Он вновь и вновь преподает им. Они продолжают мыслить исключительно земными категориями: недоумевают, где можно достать хлеб в пустыне, а слова о закваске фарисейской понимают в том смысле, что они не взяли с собой хлеб. В совокупности три эпизода – насыщение четырех тысяч, диалог с фарисеями и диалог с учениками – составляют повествование, прообразом которого является рассказ об исходе израильского народа из Египта. Вопрос учеников о том, где взять хлеб в пустыне, является отдаленной аллюзией на ропот израильтян: О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом ( Исх. 16:3 ). Требование фарисеев показать знамение напоминает о требованиях, которые народ выдвигал в адрес Моисея, об ответе Моисея: что искушаете Господа? – и о чуде, которое он сотворил, изведя воду из камня ( Исх. 17:1–7 ). Слова Иисуса о роде сем (особенно в версии Матфея) и то, что Иисус покинул тех, кто требовал знамение, напоминают слова Бога об израильском народе: Сокрою лицо Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности ( Втор. 32:20 ). Диалог о закваске является аллюзией на празднование Пасхи, когда в домах уничтожается все квасное ( Исх. 12:15, 19; 13:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

" Хотя слово " грех " употребляется здесь (в словах " первородный грех " - П.В.) в переносном смысле и свидетельствует о болезненном состоянии человеческой природы, но не означает какой-либо нашей личной виновности. Мы виновны за свои личные грехи и ту греховную страстность, которая возникает в нас за невоздержание наше " (104:28). " Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками " (108:105). 62. Господь не оставляет грех без соответствующего наказания (см., например, Исх.34:7; Чис.14:18; Евр.2:2), за исключением отдельных случаев (см., например, Иез.33:14 -16). О наказании за грех также говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: " Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных " (Прем.14:31); " Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным " (Сир.7:8); " И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным " (Сир.16:11). " Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь) " (107:477). " Грех в самом себе несет болезнь, наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. В некоторых страстях причины страданий очевидны, например: в пьянстве, наркомании. В других, особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность и т.д. Не они ли порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т.п.? " (105:129). 63. Из слов царя Давида к Господу можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные: " вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? " (2Цар.24:16) - или: " я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали? " (1Пар.21:17) 64. " Господь, Бог наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода " (Исх.34:6,7). См. также Исх.20:5; Лев.26:39; Чис.14:18,33; Втор.5:9; 12:25,28; 1Цар.2:33; 3:13,14; 2Цар.12:13,14; Пс.36:28; Ис.14:21; Иер.32:18; Плач.5:7; Прем.3:16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

См. Быт. 20,7 ; Исх. 32,11–14 . 7 Дети... отцы... женщины. Языческие боги возымели над народом всеобъемлющую власть. для богини неба. Так вавилоняне называли богиню Иштар (Астарту). Ср. 44,19.25. 7 на людей и на скот... и на плоды земли. Крушение связей между Богом и Его народом затрагивает все мироздание (см. Ос. 2,18 ). 7 ешьте мясо. Даже поедая мясо жертвенных животных ( Лев. 1,9 ), люди не смогут привлечь внимания Господа (см. 1Цар. 15,22.23 ). 7:22–23 Приносимые в жертву животные не будут угодны Богу до тех пор, пока не будет принесена жертва послушания, основанная на вере и смирении ( Быт. 4,4.5 и ком.; Мих. 6,6–8 ; Евр. 11,4.6 ). Я буду вашим Богом, а вы... Моим народом. Эти слова отражают суть завета (см. Лев. 26,12 ). 7 жили по внушению... злого сердца своего. Ср. 3,17; Быт. 6,5 . Иеремия твердо уверен в том, что человеческому сердцу присуща изначальная склонность ко злу. 7 Остриги волоса твои. Эти слова обращены к Иерусалиму, который персонифицируется с женщиной. Пострижение волос может быть связано с предписаниями для назореев, нарушивших религиозную чистоту ( Чис. 6,5–9 ). 7 в доме. При царе Манассии иноземные культы проникли даже в храм ( 4Цар. 21,7 ), и хотя Иосия пресек их, можно предположить, что во времена Иоакима подобная практика возобновилась. Все это лишь подтверждает сказанное Иеремией об упорствующей во грехе Иудее. 7 высоты. Обычное название тех мест, где происходили языческие культы (см. 4Цар. 23,8.9 ). 7 Тофетем. Букв.: «огненное место». Оно находилось в Енномовой долине, и именно там в жертву языческому богу Молоху приносили детей. Однако в Израиле человеческие жертвы «заменялись» жертвенными животными ( Исх. 13,2; 34,19.20 ). Приношение в жертву детей было воспрещено ( Лев. 18,21; 20,2.5 ). Ср. также 4Цар. 23,10 и ком. долиною сыновей Енномовых. Эта долина находится к юго-западу от Иерусалима. От ее названия происходит греческое слово «геенна», означающее «ад» ( Мф. 18,9 ). Глава 8 8 раскидают их пред солнцем и луною... всем воинством небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1Мак.1:56 . и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; «Книги закона…» – τ βιβλα το νμου, собственно, книги Моисея, Пятикнижие, хотя в широком смысле это может обозначать и вообще книги Ветхого Завета. 1Мак.1:57 . у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. «Книга завета» – βιβλον διαθιης – содержашая X Заповедей Божиих с изложением основных законов Израиля, данных при Синае ( Исх.20–23 , ср. Исх.24:7 ). Для более полного поражения и уничтожения иудейства гонению должна была подвергнуться вся священная литература евреев. 1Мак.1:58 . С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. «С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города». Некоторые разумели здесь ежемесячный приход евреев в города для празднования новомесячий, чем и пользовались надзиратели царя, чтобы хватать и теснить этих ревнителей закона Моисеева. Другие толкователи придают определению «приходившими» страдательное значение, и разумеют здесь недобровольный приход их, а вызванный привлечением их к ответственности на местах за нежелание исполнить волю царя; другими словами это надо выразить так: «с таким насилием поступали они с израильтянами, арестовываемыми и приводимыми каждый месяц (для заключения в темницу и для расправы) в города (из окрестностей)». 1Мак.1:59 . И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, «В двадцать пятый день месяца…» началось принесение языческих жертв на месте алтаря Иеговы. Эта число надо отличить от «15-го дня» того же месяца (Хаслева), когда только «устроили на жертвеннике мерзость запустения», т. е. языческий алтарь, но собственно принесение жертв началось с 25-го ( 1Мак.4:52,54 ; 2Мак.10:5 ). 1Мак.1:60 . они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, «Убивали жен, обрезавших детей своих…», – здесь нет нужды разуметь непременно собственноручное обрезание матерями своих детей вроде, напр., исключительного случая Исх.4:25 ; – речь идет просто о женщинах, позволявших обрезывать детей своих; настоящие совершители обрезания, подвергавшиеся той же печальной участи, упоминаются особо далее ( 1Мак.1:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

34, 17). Видишь, что из-за идолослужения Писание запрещает изображения и что невозможно, чтобы Бог-бестелесный и невидимый, и неописуемый-был изображаем. Ибо " образа не видели " Его, говорит Писание (Втор. 4, 12), как говорит и [апостол] Павел, стоя посреди Ареопага: " Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого " (Деян. 17, 29). И что это так, слушай: " Не делай себе кумира,-говорит Писание,-и никакого изображения " (Исх. 20, 4). Когда Бог повелел это: сделай,-говорит оно [Писание],-завесу дверям скинии свидения из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою " (Исх. 26, 1) " И сделал крышку из чистого золота... и сделал двух херувимов " (Исх. 37, 6-7). Что ты делаешь, о Моисей? Ты говоришь: " Не делай себе кумира и никакого изображения " и ты же устраиваешь завесу с херувимами и двух херувимов из чистого золота? Но слушай, что отвечает тебе слуга Божий Моисей. О, слепые и безумные... я не сказал: не сделай изображения херувимов, как рабов, предстоящих очистилищу, но: " Не делай себе богов литых " , и: " не делай... никакого изображения " , как бога, и не послужи " твари вместо Творца " (Рим. 1, 25). Итак, подобия Бога я не сделал, не сделал, конечно, и подобия кого-либо другого, как Бога, и не послужил " твари вместо Творца " . ...Таким образом, и в деле, касающемся изображений, должно отыскивать как истину, так и цель тех, кто их создает. И если она истинна и права и если изображения делаются для славы Божией и Его святых, и для соревнования добродетели, и избежания порока, и спасения душ, то должно принимать их с радостью и почитать, как образы и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и приветствовать глазами и устами, и сердцем, как подобие Воплотившегося Бога и его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа, и победителей, и истребителей диавола и демонов, и заблуждения их (2, 1, VII-X).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010