Первое упоминание о еще неясном призывании Бога: «У Сифа... родился сын, и он нарек ему имя Енос; тогда начали призывать Имя Господа» (Быт.4:26). Затем открывается Бог Аврааму, Исааку и Иакову со все расширяющимся горизонтом: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий, а с именем Моим ЯХВЕ – не открылся им» (Исх.6:3). Он назвал Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. Бог открылся Моисею как Персональный, Ипостасный: «АЗ ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх.3:14) . Восполнил Бог откровение о Себе: «И сошел Господь в облаке, и остановился близ него (Моисея) и провозгласил Имя ЯХВЕ. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:5, 7). Итак, сначала Бог открылся Моисею как единственно воистину СУЩИЙ, с неведомыми еще атрибутами. Последующее откровение раскрывает свойства сего АЗ ЕСМЬ как Бога милостивого и человеколюбивого. Но и это было неясным, и Моисей сознавал неполноту усвоенного им познания. Пророки также не достигали искомой полноты. Но из слов Исаии: «Так говорит Господь, Искупитель... Святый Израилев... Я – Господь первый, и в последних Я – Тот же... чтобы вы знали... что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис.43:14, 41:4, 43:10), очевидно, что дух израильских пророков был направлен к Перво-Бытию, к Тому, Кто от Начала. Сей Бог – «Первый и Последний» – открылся как Абсолют Персональный, живой. Не как некое отвлеченное «Всебытие» или трансперсональное Всеединство и подобное сему. Из библейского повествования мы видим, что всякое новое откровение воспринималось как Богоявление, как Его непосредственное действие. В связи с этим и самое Имя переживалось как Присутствие Бога. В имени заключена двойная сила: с одной стороны, ощущение Живого Бога, с другой – познание о Нем. Откуда страх призывать Имя всуе (Исх.20:7). По мере обогащения откровения о свойствах Божиих, о действиях Его углублялось и боговедение вообще. Но, несмотря на уверенность израильтян, что они избранный народ, что Всевышний открывается им, не прекращался до явления Христа стон пророков в молитве к Богу – прийти на землю и дать о Себе воистину полное познание, жажда которого неотъемлема от духа человека.

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

Святость всех существ и предметов, как и их бытие, сообщается им Богом. Святость есть неотъемлемое качество Бога, отличающее и отделяющее Его от всех созданий и всего сотворённого: Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? ( Исх.15:11 ). Святость Бога обусловлена трансцендентностью, недостижимостью и величием Творца. Нравственным аспектом святости является непричастность греху, справедливость, милосердие и любовь. «Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит в творениях добро и ненавидит зло» 142 . Синонимом святости является понятие о праведности Бога. «Особенность Ветхозаветного Откровения в том, что святость, отделённость поставляется в связь со святостью Божией. И в первую очередь это показывает, что Бог , будучи абсолютным Духом, будучи Творцом, отделённый от всей твари и чуждый всякого греха и всего греховного, имеет полноту нравственного совершенства. И всякая святость человеческая является откликом и приобщением к этой святости Божией. И в библейском употреблении понятие святости приобретает именно значение нравственного совершенства» 143 . Святость Божия распространяется и на Имя Божие, так как, по древним представлениям, существует теснейшая взаимосвязь между именем и его носителем, отсюда запрет на произнесение Имени Божия напрасно: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх.20:7 ). К тому же Имя Божие, открытое Моисею, – Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ) – содержит в себе высказывание о Божественной сущности, несёт мысль о Его святости, трансцендентности и абсолютном отличии от всего сотворённого, не имеющего бытия в самом себе, но получающего его от Бога. Как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) : «В оригинале Имя Божие (в Исх.3:14 звучит как „Эхье ашер эхье“) означает одновременно как присутствие и покровительство Божие, так и Его абсолютную свободу и суверенность» 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хориве и сказал: полно вам жить на горе сей»... И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании израильтян у Хорива и удалении оттуда (Исх.19:1—2; 33:6; Числ.10:11—12). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвой обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству.» Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1—7; 15:18; 17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения,» существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшей речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте пред глазами вашими.» Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5—12 глл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очевидными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4:3: «глаза ваши видели, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил»... ­ Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2—23 ­­ Исх.19—20 глл.), о манне (8— причем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною,» - очевидно в виду указания на него в Исх.16:14—31), о золотом тельце (9­­ Исх.32:7—20; причем одними и теми же еврейскими словами обозначается в обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11­­ Числ.16 гл.), о проказе Мариами (24:9: «помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.» А ответ на вопрос: что сделал? — заключается лишь в Числ.12:1—15), о нападении амаликитян (25:17—18: «помни, как поступил с тобою Амалик, когда вы шли из Египта»...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Ибо как в миру если у кого есть золото, серебро, достаток, много богатства, то он хочет родить от своей породы детей, чтобы они унаследовали отцово добро, а не будет иметь наследника, скорбит и тоскует, – так Господь, сотворив Адама, сделал всю землю и небо ему домом и поставил его царем всего сотворенного, приготовив ему и небесное наследие, да станет другом и братом Христовым, невестой и сотоварищем Святого Духа. В самом деле, как вы всем сердцем любите Господа ( Мк. 12:30 ), делаясь чужими миру и перенося гонения, так и Господь всем сердцем возлюбил нас и страдал и был распят, чтобы ввести людей в свое наследство и в жизнь; ведь Он сошел на землю ради грешников. И скорбит Господь, небесный Отец, если не родит чад от своей породы, чтобы дать им наследство, Царство Небесное, которое Он им уготовал. Все прежние праведники, которые были людьми, как и все прочие, одетыми в плоть, совершили на земле великое дело в сравнении с прочими людьми: ибо они воспарили над тварью и смертью . Сказал Моисей воде, и она превратилась в кровь ( Исх. 7:20 ); сказал земле, и вышли жабы ( Исх.8:2–3 ); сказал смерти: не войдешь в преддверие, и подчинилась смерть и исполнила волю Моисея ( Исх.12:23 ), и впредь узнала смерть, что уже более не царствует с тех пор, как убоялась повеления Моисея и послушалась его. Потому что на лице Моисеевом был знак славы божественного света ( Исх. 34:29–30 ), знак, в который Адам был облачен до падения; а был Адам облачен в славу Божию и одежду божественную. До Моисея же никто не имел этого знамения на лице, кроме самого Моисея. Вот и изумилась смерть, увидев знамение, ибо от Адама по тот день никто не имел этого знамения, а о ней самой было пророчество, что род человеческий воцарит над нею и подчинит ее себе. Так и стало: явился в конце времен небесный Адам и крестом Своим осудил смерть и сошел в гробницу и открылся прежде умершим пророкам и праведникам. Когда они уже скорбели о том, что не получили обещанного, Он поднял их из могил и одел в Божественную славу и они явились в городе Иерусалиме ( Мф. 27:53 ) и увидели своих друзей и родных и вернулись в свои гробницы; так разметал тогда Господь оплоты и цепи лукавого и диавола предал смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Лк.2:22–24 . В Ветхом Завете был закон, по которому женщина после рождения младенца почиталась нечистою в продолжение сорока или восьмидесяти дней, судя по тому, был ли младенец мужеского или женского пола. В эти дни, называвшиеся днями очищения, она не должна была приходить в храм, участвовать в общественном богослужении и прикасаться к чему-либо священному. По прошествии же сего срока она являлась во храм и приносила очистительную жертву. Женщина достаточного состояния приносила в жертву однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех . Жертва бедной женщины состояла из двух горлиц или, вместо них, двух молодых голубей ( Лев.12:1–8 ). Кроме сего, если младенец был перворожденный, то, сверх обряда очищения матери, совершался над младенцем обряд посвящения его Богу. Освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых, – заповедал Господь Моисею ( Исх.13:2 ). Неизвестно с точностью, как совершался этот обряд. Вероятно, священник принимал младенца на руки и, обратившись к алтарю, возвышал или возносил дитя, как бы вручая его Господу. Известно только, что сия заповедь дана была народу иудейскому в память благодеяний Божиих, явленных ему при изведении его из Египта, когда Ангел, погубив в одну ночь всех первенцев египетских, не коснулся первенцев еврейских ( Исх.13:12–16 ). Как посвященные Богу, первенцы назначаемы были на служение Ему, становились собственностью Божиего. Первенцы сынов твоих да даси Ми ( Исх.22:29 ). Но поскольку в последствии времени для служения Богу при скинии поставлены были левиты, которых Господь принял вместо первенцев от сынов Израилевых ( Числ.3:12, 8:16–18 ), то за первенцев из всех других колен назначен был выкуп в пять сиклей серебра ( Исх.34:20 ). Господь наш Иисус Христос Сам сказал о Себе, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить ( Мф.5:17 ). По слову апостола Павла, Сын рождается от Жены, бывает под законом, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4 ). Посему, в восьмой день по рождении, Он приемлет по закону обрезание ( Лк.2:21 ), и в четыредесятый как первенец приносится во храм для посвящения Богу. Пресвятая Дева Мария и Иосиф оставляют Вифлеем, в котором они пребывали по рождении Иисуса Христа, и предпринимают путешествие в Иерусалим, где находился храм и совершались обряды Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Моисее, пребывшем на горе сорок дней: когда народ увидел, – говорится в Св. Писании, – что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам Бога, который бы шел пред нами, – ибо с этим человеком – Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем что сделалось ( Исх.32:1 ). Замечательна здесь в словах народа связь представления его о тельце с представлением о пр. Моисее; как будто бы, по воззрению народа, телец должен был заместить собой пр. Моисея в смысле представительства пред Богом и олицетворения Бога, и следовательно, наоборот, прор. Моисей в главах народа до некоторой степени олицетворял собой невидимого Бога, был не только Его органом, но как бы тенью, представителем и заместителем. И такое воззрение народа на прор. Моисея дает косвенное указание на то, что обоготворение личности Моисея после его смерти была вещь не невозможная для народа израильского. Ведь обоготворен же был пр. Илия, под именем «бога Корнила», полуязыческим и полу-израильским народом в Самарии». («Добро и Зло»... 367). Если в сказанному мы присоединим о пр. Моисее то, что, будучи «посредником» между народом еврейским и Богом ( Гал.3:19–20 ), он, по причине величайшего озарение духа его Духом Божиим и в силу чрезвычайных полномочий от Бога, «был» для народа, по слову Самого Господа, «вместо Бога» ( Исх.4:16 ), а также если присоединим и то, что он даже на внешнем своем лике, после сошествия с горы Синая, имел запечатление и знамение Божественного прославления, ибо «лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним..., и все сыны израилевы боялись подойти к нему, и потому положил Моисей на лице свое покрывало» ( Исх.24:29–35 ): то, приняв во внимание все вышеизложенное, нельзя не прийти к заключению, что, в виду смерти пророка Божия и вождя своего народа, евреи могли, вполне как бы естественно для себя, восприять мысль – не расставаться с его телом и нести оное с собою в землю Обетованную. И это тем более не только могло, но и должно было совершиться, что в данном случае они могли следовать примеру из своей же истории ( Быт.49:29–30; 50:5–13; 50:25–26 ; Исх.13:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

О том, что за свет сопровождал рождение Моисея, почему Господь попустил воспитываться ему при дворе фараона, что значит «убить “египтянина” в себе», зачем избраннику Божию знать «науку пастухов», рассказывает протоиерей Олег Стеняев , с которым мы продолжаем читать Книгу Исход . Сэр Лоуренс Альма-Тадема. Обретение Моисея. 1904 г. Рождение Моисея Вторая глава Книги Исход начинается словами: «Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени» ( Исх. 2: 1 ). То, что имя человека в Ветхом Завете не называется, но сначала говорится о его действиях, как правило, означает Божие неодобрение содеянному. Но не в этом случае! Сокрытие имени указывает нам на то, что действие совершалось в глубочайшем секрете. Так как в силе уже был указ фараона об истреблении всех новорожденных мальчиков, то и зачатие детей совершалось в тайне. Имя этого человека раскрывается на страницах Книги Исход значительно позже: Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея [и Мариам, сестру их]. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь ( Исх. 6: 20 ). Далее мы читаем: Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца ( Исх. 2: 2 ). Имя Иохаведы (ивр. Йохевед), матери Моисея, также оказывается сокрытым по той же причине, что и имя мужа. Слова: «он очень красив» – впервые встречаются в тексте Книги Бытия, когда говорится о первозданном свете, который, возникнув в первый день творения, вскоре был сокрыт для грядущих в мир праведников. Сказано: И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы ( Быт. 1: 4 ). И эти слова относились к Моисею. Был «он очень красив», хорош, и его миссия заключалась в том, чтобы дать людям закон Божий, который, реально распознав добро и зло, «отделил… свет от тьмы». Прямой же смысл таков: когда Моисей родился, вся комната, где это произошло, наполнилась светом. Свет является причиной сотворения мира, он же – его конечная цель. И далее мы читаем: «Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки» ( Исх. 2: 3 ).

http://pravoslavie.ru/97838.html

Скачать epub pdf ГЛАВА ВТОРАЯ Вторая глава Книги Исход, начинается словами: Исх.2:1 . «Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени». То, что имя человека в Ветхом Завете не называется, но сначала говорится о его действиях, как правило, означает Божье неодобрение содеянному. Но не в этом случае! Сокрытие имени указывает нам на то, что действие совершалось в глубочайшем секрете. Так как в силе уже был указ фараона об истреблении всех новорожденных мальчиков, то и зачатие детей совершалось в тайне. Имя этого человека раскрывается на страницах Книги Исход значительно позже: «Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея [и Мариам, сестру их]. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь» ( Исх.6:20 ). И далее мы читаем: Исх.2:2 . «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца». Имя Иохаведы (ивр. Йохевед), матери Моисея, также оказывается сокрытым по той же причине, что и имя мужа. Слова: «что он очень красив» впервые встречаются в тексте Книги Бытия, когда говориться о первозданном свете, который, возникнув в первый день творения, вскоре был сокрыт для грядущих в мир праведников. Сказано: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» ( Быт.1:4 ). И эти слова относились к Моисею. Был «он очень красив», хорош, и его миссия заключалась в том, чтобы дать людям закон Божий, который, реально распознав добро и зло, «отделил… свет от тьмы». Прямой же смысл таков: когда Моисей родился, вся комната, где это произошло, наполнилась светом. Свет является причиной сотворения мира, он же – его конечная цель… И далее мы читаем: Исх.2:3 . «Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки». «В то время, когда были столь утесняемы Евреи, родился Моисей, и матерь его, видя, как он прекрасен, скрывала его, рискуя своей жизнью, пока только была возможность скрывать. Она боялась, что за пренебрежение повеления фараона и сокрытие младенца, как скоро это откроется, умерщвлен будет весь род ее, и Моисей не останется в живых» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Чудеса и знамения Божии призваны пробудить и укрепить веру в народе израильском. Авраам, которому Бог вопреки всякой очевидности и наперекор естественным законам обещает даровать наследника, когда он и Сарра находятся в глубокой старости, поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность ( Быт. 15:6 ; ср. Гал. 3:6 ). Напротив, народ очень часто не верит Богу, несмотря на все совершённые над ним знамения ( Исх. 14:11 ). Псалмопевец сетует на то, что, хотя Бог явил людям множество чудес, они продолжали грешить и не верили чудесам Его ( Пс. 77:32 ); не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им ( Пс. 77:10–11 ). Что же касается чудес, совершаемых людьми (Моисеем, Иисусом Навином), то они бывают вызваны различными причинами. Иногда чудо необходимо пророку или вождю, чтобы удостоверить людей в том, что он послан Богом ( Исх. 4:1–9 ). В некоторых эпизодах чудо сопровождает военные действия, и их успех приписывается Богу, действующему через вождя или полководца ( Исх. 14:21–28 ; Нав. 6:5–20 ; Нав. 10:12–14 ). В других случаях чудо необходимо для укрепления веры в Бога ( Исх. 15:23–25; 17:2–6 ; Чис. 21:6–9 ). Чудеса пророков (Илии, Елисея и других) нередко имеют своей целью демонстрацию величия Бога и тщетности ложных богов ( 3Цар. 18:38 ). Некоторые чудеса совершаются пророками из жалости и сострадания к конкретному человеку ( 3Цар. 17:8–24 ; 4Цар. 4:8–37 ; 4Цар. 5:1–14 ). Постоянными действующими лицами в Ветхом Завете являются ангелы. Их присутствие нередко придает библейскому рассказу особую тональность, свойственную повествованиям о чудесах. ангел Господень является ветхозаветным праведникам и говорит с ними от лица Бога ( Быт. 16:7; 21:17; 22:11; 32:1 ; 3Цар. 19:5–7 ). Ангелы предстают перед пророками, вступают с ними в диалог и вразумляют их ( Дан. 9:21 ; Зах. 1:9–14 ). Нередко праведники и пророки созерцают ангелов в видениях. Иаков видит лестницу, стоящую на земле, но достигающую неба: по ней восходят и нисходят ангелы Божии ( Быт. 28:12 ). Исаия видит Господа, сидящего на престоле; вокруг Него стоят шестикрылые серафимы, взывающие: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!; один из серафимов прилетает к пророку и горящим углем касается его уст ( Ис. 6: 1–3, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

823 Исх 3, 14. 824 По новому Синодальному русскому переводу: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди — ред. 825 У пер.: действительным — ред. 826 У пер.: корабля — ред. 827 У пер.: окраины — ред. 828 Мф 11, 11. В тексте дана сноска: Мф 11, 19 — ред. 829 Исх 20, 12 17]; Лев 20, 9. 830 Ис 29, 13. 831 Исх 20, 21; Лев 20. 832 1 Тим 5, 3. 833 1 Тим 5, 17. 834 Втор 25, 4. 835 Лк 10, 7. 836 У пер.: истрачиваю — ред. 837 Деян 10, 15. 838 1 Кор 10,21. 839 У пер.: претыкание — ред. 840 По новому Синодальному русскому переводу: Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искорнится — ред. 841 У пер.: недоумение — ред. 842 По новому Синодальному русскому переводу: Всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искорнится — ред. 843 У пер.: насаждение — ред. 844 1 Кор. 3, 6. — По новому Синодальному русскому переводу: Я насадил, Аполлос поливал — ред. 845 1 Кор 3, 6. 846 1 Кор 3, 9. 847 У пер.: разные природы — ред. 848 Иер2, 21. 849 Тит 3, 10–11. 850 Мф 10, 5. 851 Мк 7, 26. 852 У пер.: Ханянитянка — ред. 853 У пер.: покланяется — ред. 854 У пер.: в целом его виде–ред. 855 У пер.: остатками щенков — ред. 856 Пс 21, 17. 857 Фил 3,2. 858 Мф 9, 22. 859 По новому Синодальному русскому переводу: Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому, и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым — ред. 860 По новому Синодальному русскому переводу: И Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева — ред. 861 По новому Синодальному русскому переводу: лодку — ред. 862 По новому Синодальному русскому переводу: Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня нахдятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге — ред. 863 У пер.: Он имеет — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010