Глава 23 1–9. Законы, разъясняющие девятую заповедь. 10–19. Законы о праздниках и праздничных временах. 20–33. Обещание покровительства народу израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и после водворения в ней. Исх.23:1 .  Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Произнесению справедливого приговора о подсудимом немало мешает существование разного рода недостоверных, ложных о нем слухов. Поэтому во имя справедливости не следует распространять о нем что-нибудь дурное, как выдуманное самим, так и слышанное от других: не следует быть «переносчиком в народе» ( Лев.19:16 , Притч. 10:18 , Пс. 100:5 ). Из желания угодить «великому» ( Лев.19.15 ), стремящемуся погубить невинного подсудимого, не следует помогать ему («давать руку») ложным показанием против обвиняемого. Такого свидетеля ждет установленное законом наказание ( Втор. 19:18–19 , Притч. 19:5, 9 ). Исх.23:2 .  Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; При показаниях на суде должно руководиться не мнением большинства, а одной лишь истиной. Ей не нужно изменять даже в том случае, когда большинство свидетелей показывает заведомую неправду с целью погубить подсудимого ( Притч. 18:5 , Мф. 27:24–26 , Мк. 15:15 , Лк. 23:23 , Деян. 24:27, 25:9 ). Исх.23:3 .  и бедному не потворствуй в тяжбе его. Снисходительное, сострадательное отношение к бедным ( Исх. 22:22, 24 и др.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его ( Лев.19:15 ). Исх.23:4 .  Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; Исх.23:5 .  если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним. Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату ( Втор. 22:1–4 ). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах ( «развьючь вместе с ним»), чем помочь врагу в его отсутствие ( Исх.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

на всевозможных греховных навыках и движениях ( Исх. 9:3 ), пока не вымрет весь скот египетский, за исключением скота сынов Израилевых, т.е. естественных потребностей плоти и души ( Исх. 9:6 ). Эти потребности не являются греховными, но могут служить основанием для возникновения греха, почему фараон, когда его вынуждают отпустить сынов Израилевых, предлагает Моисею следующее: «Пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами» ( Исх. 10:24 ). Такой уловкой фараон надеется в будущем опять пленить сынов Израилевых, используя естественные потребности для развития греха. Моисей же, прозревая хитрость вражию, не соглашается оставить ему не только что-либо из скота, но даже и одного копыта ему не дает, желая всецело посвятить себя Господу( Исх. 10:26 ). В помощь к страху Божию следует еще приложить страх вечных мук: «тот печной прах, который производит болезненные струпы на египтянах ( Исх. 9:8–9 ) и загадочно под именем печи означает наказание геенским огнем, угрожающее и уготовляемое только тем, которые живут подобно египтянам». 76 Этот страх в глазах египетских делает ничтожными, словно пыль, все земные удовольствия, производя как на людях, так и на скоте болезненные воспаления с нарывами ( Исх. 9:10 ). Всякому, начавшему жить по Богу, страх мук необходим настолько, что кто «без такого болезнования и без таких уз страха думает положить начало доброй жизни, тот не на песке только полагает основание своих деяний, но мечтает построить дом на воздухе без основания». 77 Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня о суде и наказании и поспешно собрали рабов своих и стада свои, т.е. естественные способности и потребности плоти, в домы добродетелей, не повреждаются от того огненного искушения, для испытания посылаемого ( 1Пет. 4:12 ), которое постигает всех, еще находящихся в земле египетской. А кто не обратил сердца своего к слову Господню и оставил рабов своих и стада свои в поле, т.е. среди дел мирских, тот легко может пострадать от произведенных Господом грома, града и огня ( Исх. 9:20–23 ), о миновании которых мы смиренно молим Его, прося, «да избавит нас от всякия скорби, гнева и нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего». Подробнее Декалог будет рассмотрен в главе с соответствующим названием. Скрепление Завета и праздничная трапеза описаны в Исх. 24:1–11 . Знамением Завета с Моисеем является соблюдение субботы ( Исх. 31:12–17 ). В итоге можно записать следующим образом: 4. Завет с Моисеем (Завет праведных дел, Завет Закона) Время заключения Завета: около 1250 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Моисей. Знамение Завета: суббота ( Исх. 31:12–17 ). Завет в Библии: Исх. 6:2–13 , Исх. 19:3–6 , Исх. 24:1–11 . Ядро Завета: Исх. 20:2–17 . Протоиерей Александр Сорокин делает важный вывод: «События Исхода из Египта, заключения Завета и дарования Закона на горе Синай… мы и должны считать событиями рождения Израиля как народа Божия и началом истории Ветхозаветной Церкви. История Авраама, Исаака и Иакова, да и вся предыдущая история выглядит по отношению к истории народа Божия как неотъемлемая предыстория, предисловие» . Внутренняя, онтологическая связь между Ветхим и Новым Заветами проявляется в том числе и через наше отношение к тем далеким событиям. Новый Завет — не только эпоха Спасительной Жертвы Христовой (хотя, конечно, смерть Христа, Его сошествие в ад и Светлое Воскресение, а также последовавшее за этим Сошествие Святого Духа на учеников Христовых — главные, определяющие события, несоизмеримо более важные, чем любые другие в этом историческом периоде), а мы, живущие в это время, автоматически не становимся непосредственными причастниками Спасительной Жертвы. Чтобы действительно стать таковыми, нам тоже необходимо движение — постоянный исход от греха к святости. И даже сам факт крещения в Православной Церкви еще ничего не гарантирует. Крещение и Миропомазание приобщают человека ко Христу и всей Церкви, но не «бронируют» ему место в Царствии Небесном. Они дают человеку возможность Его достичь. Это начало пути, но далеко еще не завершение его. «Бог в Библии (во всей) — это Бог Исхода, спасения, движения. Вера в такого Бога — это движение за Ним, это участие в Исходе. Это вера в то, что Бог силен всегда проявить Себя так, как он впервые проявил Себя во время Исхода» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

12:45). Впрочем, я думаю, что божественный Аарон весьма премудро потребовал «усерязи» (серьги)(Исх.32:2), едва ли не означая чрез сие то, что они лишили слух свой подобающего ему украшения, так как уже не имели благопокорливости, но напротив увлеклись к богоненавистной и преступной непокорности. Ибо, после того как Бог заповедал: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3), и они выразили одобрение сим словам и почтили их достохвальнейшим согласием, сказав: «всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:3, 7), теперь они искали богов изваянных. Видишь ли, как они отвергли благопослушливость? И это, думаю, значит ушное украшение. Смотри же, как осмеивает Аарон их попытку. Показав им идола, сделанного в виде тельца, он взывал к ним: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). Но известно, что не тельцом они освобождены были от рабства (потому что как или откуда это могло бы случиться?) но «рукою крепкою и мышцею простертою» (Пс. 135:12) и посредством знамений и чудес. Таким образом, как бы в напоминание о совершенном от Господа он посмевается, говоря: «вот бог твой, Израиль» (Исх. 32:4). Между тем они принесли и жертвы, потом ели и пили как бы в праздник, и «после встал играть» (Исх. 32:6). Ибо за отступлением от Бога последует и то, что отступившие связуются узами плотского нечистоту считают наслаждением и прекрасною и приятною усладою считают то, о чем им надлежало бы плакать. Посему и блаженный Павел нечистое идолослужение полагал в числе плотских грехов. «Они суть, — говорит он, — дела плоти известны … блуд, нечистота, непотребство, идолослужение» (Гал. 5:19—20). Ибо это заблуждение влечет за собою еще худшие, и удаление от Бога заставляет недуговать постыднейшими из всех зол. И подлинно, они составляли хоры, воспевая, как я думаю, застольные песни, делая и говоря то, что свойственно пьяным. Не знавшего о сих дерзостных поступках божественного Моисея поставляет в известность о них Бог, так говоря: «поспеши сойти...; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сыны Израилевы не понимают, что это такое по существу своему ( Исх. 16:15 ), называя это манной. Моисей же поясняет им, что это хлеб, который Господь дает в пищу ( Исх. 16:15 ). «Не Моисей, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес», – говорит и Сын Божий ( Ин. 6:32 ). Хлеб с небес – не обычный хлеб. Это не тот хлеб, который в поте лица вынужден добывать всякий человек во время земного бытия своего ( Быт. 3:19 ), и не тот, который Иосиф продавал всему народу земли ( Быт. 42:6 ). Это – хлеб ангельский ( Пс. 77:25 ), питающий умную природу; это – хлеб живый, и ядущий хлеб сей не умрет, но будет жить вовек ( Ин. 6:50–51 ). А так как известно, что не одним только зерновым хлебом живет человек, но и всяким словом, исходящим из уст Господа ( Втор. 8:3 ), то манна, в понимании духовном, и есть то Слово Божие ( Лук. 4:4 ), которым питается душа человеческая на протяжении всего своего пути к Царству Божию. При этом, Слово сие собирают в разных количествах: кто много, кто мало. У каждого – своя мера, так что и у того, кто собирает много, не бывает лишнего, и у того, кто мало, не бывает недостатка: каждый собирает столько, сколько ему можно съесть, чтобы насытить душу ( Исх. 16:17–18 ). Во вкушении сей пищи есть свои правила. В частности, нельзя оставлять ее без употребления на всю ночь, до утра ( Исх. 16:19 ), так как в ней тогда заводятся черви ( Исх. 16:20 ). Это означает, что, при отсутствии света Божиего, воплотившееся Слово, оказавшись посреди лукавого и корыстолюбивого сердца, искажается различными еретическими измышлениями. Также не рекомендуется и на один день оставаться без этой пищи, собирая ее ежедневно ( Исх. 16:4 ) и прося в молитве: «Хлеб насущный подавай нам на каждый день» ( Лук. 11:3 ). Такой хлеб имеет всякую приятность по вкусу каждого, и в удовлетворение желания вкушающего способен менять не только свой вкус, но и свои свойства ( Прем. 16:20–21 ), потому что среди вкушающих его, кроме взрослых, могут быть как дети, так и глубокие старцы. А так как каждому возрасту необходима своя пища, то, соответственно, и Слово Божие «иное бывает для тех, кои только вводятся в жизнь благочестия, иное для тех, кои прошли до средины преуспеяния, иное для тех, кои востекают к совершенству». 90

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Исх. 33:12 . И рече Моисей ко Господу: се, Ты мне глаголеши: изведи люди сия. Ты же не явил ми еси, кого послеши со мною. Ты же мне рекл еси, вем тя паче всех, и благодать имаши у Мене. Се Ты мне глаголеши изведи люди сия. Говоря сие, Моисей имеет в виду данное ему пред возвращением с Синая повеление Божие: «Веди народ сей, куда Я сказал тебе, – в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее» ( Исх. 32:34, 33:1 ). Ты же, продолжает Моисей, не явил ми еси, кого послеши со мною. Правда, Господь тогда же сказал Моисею: «И пошлю пред тобою Ангела Моего, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед» ( Исх. 33:2–3, 32:34 ). Но кто именно этот Ангел, и как он будет обнаруживать свое присутствие, это не открыто Моисею. Открыто только, что Сам Господь не пойдет среди Израильтян, чтобы не погубить их ( Исх. 33:3 ), т.е. не будет самолично предводительствовать Еврейским ополчением, как предводительствовал дотоле в столпе облачном. Моисею оставалось заключить, что Ангел, имеющий быть предводителем Евреев, должен быть или тот Ангел, который еще до нарушения завета на Синае обещан в предводители Израильтянам ( Исх. 22:20 ), или другой какой. Но остановиться на мысли о первом Ангеле Моисей не мог. Господь говорит Моисею, что не будет самолично присутствовать среди Израильтян, но тот Ангел свидетельствовал именно о самоличном присутствии Господа, ибо это не простой, или сотворенный Ангел, а Сам Бог, судя по тому, что о том Ангеле сказано; о нем сказано, что Он не простит греха Израильтян, если не будут слушаться Его, что на Нем имя Самого Господа ( Исх. 23:21 ), т.е. Он называется Богом. Кто же это как не Сын Божий, Который и во времена патриархов известен был под именем Ангела Господня, хотя в тоже время именуем был Богом ( Быт. 16:7, 13 ), Который и впоследствии наименован был Ангелом великого совета ( Ис. 9:6 ), Ангелом завета ( Мал. 3:1 )? Моисей не мог не признать, что если Господь грозит лишить Евреев Своего самоличного предводительства и назначает вместо Себя вождем для них Ангела, то разумеет не того Ангела, в Котором самолично являлся вождем их до Синайского идолопоклонства, а другого Ангела, несравненно низшего по достоинству в сравнении с первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Были ли иконы (изображения, начертания, образы) в Иерусалимском Храме в котором был Иисус Христос? Вопрос закрыт для новых ответов. 3 Ответа Конечно, священные изображения там были. Хотя уже не было положенных по закону херувимов, осеняющих святилище (потому что не было и ковчега), однако были другие священные изображения. Вот что говорит об этом закон Моисеев: Сам Бог, давший заповеди десятисловия ( Исх.20:1–17 ), учреждая скинию с ее принадлежностями, священство и богослужение ( Исх.25–31  гл.,  Исх.34:18–26 ;  Лев.1–8  гл. и др.), повелел Моисею устроить по образу, Им показанному ( Исх.25:9, 40 ), ковчег и на крышке его – двух херувимов: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ( Исх.25:18–22 ). Ковчег завета с херувимами, находящимися на крышке его, должен был служить евреям образом невидимого Бога и возводить их мысль и чувство к Первообразу (ср.  Чис.10:35–36 ). Кроме изображений херувимов из золота, Бог повелел еще сделать их из шерсти: «скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и херувимов сделай на них искусною работою… И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» ( Исх.26:1, 31 ) Так же было и в храме Соломона: «Сделал Соломон в давире (Святое Святых –  3Цар.8:6 ) двух херувимов из масличного дерева… и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов… На двух половинах дверей (для входа в давир) из масличного дерева он сделал резных херувимов» (Эти двери соответствуют царским вратам в православных храмах). На дверях (для входа в храм) «вырезал на них херувимов» ( 3Цар.6:23, 28–29, 32, 35 ). В день освящения храма Господь явил Свое благоволение к храму с его святынями: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 , ср. 9:2–3).

http://azbyka.ru/vopros/byli-li-ikony-pr...

12 . «Во святилище, которое создали руки Твои» ( Исх.15:17 ). Сказано, что святилище Бога есть Его скиния, или храм, так как оно освящает тех, кто входит в него, – «не в рукотворенное святилище» ( Евр.9:24 ), но «которое создали руки» Бога ( Исх.15:17 ). Почему? Потому что Бог насаждает и созидает нас, Он соделывается виноградарем и строителем, чтобы ты ни в чем не нуждался. Послушай Павла: «Вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ). Что же тогда есть «святилище», не «рукотворенное», но «которое создали руки» Бога? Послушай, что сказано в книге Притч: «Премудрость построила себе дом» ( Прит.9:1 ). Думаю, однако, что правильнее это понимать через воплощение Господа. Ибо храм Его тела – нерукотворный, образован в Деве не человеком, но, как предвозвестил пророк Даниил: «Камень оторвался от горы без содействия рук» и «сделался великою горою» ( Дан.2:34–35 ). Иными словами, «святилище» тела было взято и оторвалось от горы человеческой природы и вещества плоти «без содействия рук», то есть без участия человека. 13 . «Господь будет царствовать во веки и в веки и еще» ( Исх.15:18 ) 6 . Когда говорится «во веки», указывается период времени, имеющий конец. Если сказано «в будущем веке», то, несомненно, подразумевается больший временной интервал, который также кончается. Когда говорится «во веки веков», полагается предел, хотя, возможно, нам не известный, но, тем не менее, установленный Богом. Но в этом стихе добавлено «и еще». И уже не остается никакого ощущения конца или предела. Ибо о каком бы времени ты не подумал как о конце, пророческое слово всегда говорит: «И еще»; как будто обращаясь к тебе, оно возвещает: «Ты думаешь, что Господь будет царствовать во веки и в веки?» «И еще». «Ты думаешь, что Он будет царствовать во веки веков?» «И еще». И что бы ты ни сказал о продолжительности Его царствования, пророк всегда говорит тебе: «И еще». 14 . «Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря» ( Исх. 15:19 ). Если вы – «сыны Израилевы», то можете пройти «по суше среди моря». Если окажетесь «среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни», может так случиться, что когда вы будете проходить среди грешников, их воды не обрушатся на вас; возможно, когда будете идти по миру, всплески похоти не забрызгают вас, и волны страстей не накроют вас. Египтяне же, следующие за фараоном, потонут в водах порока. Но для того, кто следует за Христом и идет, как шел, «воды» становятся «стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:22 ), а сам он идет посередине, «по суше», не уклоняясь «ни направо, ни налево» ( Втор.17:20 ), пока не выйдет на свободу и не воспоет победный гимн Господу, восклицая: «Пою Богу, ибо Он высоко превознесся» ( Исх.15:1 ), через Иисуса Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. О горькой воде Мерры

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 22 1–20. Различные случаи нанесения вреда собственности ближнего и наказания, налагаемые за нарушение заповеди «не укради». 21–27. Указание правил отношения к людям, находящимся в стесненном бедственном положении. 28. Об отношении к судьям и начальникам. 29–31. Обязанность приносить Богу начатки хлеба и винограда и первенцев чистых животных и запрещение есть мясо растерзанного зверем животного. Исх.22:1 .  Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу. Покража вола, как более ценного и полезного в хозяйстве животного, чем овца, наносит ему больший ущерб; за больший ущерб назначается и большее наказание. Заколовший или продавший животное наказывается строже того, в руках которого оно найдено. Причина этого заключается в том, что заклание или продажа украденного животного, с одной стороны, лишает хозяина возможности когда-либо воротить похищенное, а с другой – свидетельствует об отсутствии у вора всякого желания принести повинную в своем преступлении. Исх.22:2 .  Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; Исх.22:3 .  но если взошло над ним солнце, то вменитсяему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им; Исх.22:4 .  если [он пойман будет и] украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит [за них] вдвое. Убийство вора ночью приравнивается к убийству ненамеренному, так как в темноте трудно определить куда наносится удар, и соразмерить силу последнего. Как ненамеренное, оно и не наказывается смертью . Убийство же вора при дневном свете, когда домохозяин мог избежать его, употребив другие средства для охранения своей собственности, считается сознательным и, по общему закону ( Исх. 21:12 ), карается смертью. В том случае, когда вор пойман с поличным в руках, – не успел привести в исполнение своего замысла продать или заколоть похищенное животное, он не наносит домохозяину ущерба и наказывается только за самое преступление: за вола и овцу платит вдвое ( Исх.22:4 ). Подобное постановление совершенно неприменимо к ворам-беднякам, что в свою очередь могло поощрять их к воровству. Ввиду возможности совершения краж людьми, являющимися по указанным предписаниям безнаказанными, в закон вносится новое постановление: если укравший не в состоянии своим имуществом возместить нанесенный им убыток, то он продается, и продажная цена идет на удовлетворение потерпевшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 27 1–8. Устройство жертвенника всесожжения. 9–19. Двор скинии. 20–21. Приношение елея для светильника. Исх.27:1 .  И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четыреугольный, и вышиною трех локтей. Так как жертвенник из земли ( Исх. 20:24–25 ) не всегда был удобен для жертвоприношений, то законодательство требует устройства более устойчивого жертвенника. Как видно из описания, это был сделанный из досок дерева ситтим сруб, пустой внутри ( Исх.27:8 ), не имевший ни дна, ни верхней крышки, в пять локтей длины и ширины и в три локтя вышины. В виду сравнительной высоты жертвенника к нему приходилось «восходить» ( Лев.9:22 ). И так как удобные для восхождения ступени были запрещены ( Исх. 20:26 ), то можно думать, что с одной его стороны была сделана покатая насыпь. Исх.27:2 .  И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью. По четырем углам жертвенника из его стен выступали завитки, имевшие форму рогов вола, как главного жертвенного животного, и потому называвшиеся рогами жертвенника. Они не были только прибиты к углам жертвенника в качестве украшения, но составляли с ним одно целое, – были сделаны из того же дерева и обложены не особенными медными листами, но той же обкладкой, которой были покрыты и стенки. Поскольку с рогами жертвенника был связан обряд жертвоприношения, состоявший в кроплении их кровью жертвенного животного, постольку, можно думать, они имели великое священное значение и составляли важную принадлежность жертвенника. Искавшие спасения жизни ухватывались за его рога ( 3Цар. 1:50, 2:28 ); название рогов заменяет название жертвенника ( Пс. 117:27 ), и сокрушение их равносильно уничтожению жертвенника ( Иудиф. 9:8 , Ам. 3:14 ). Стенки жертвенника были обложены медью как для противодействия постоянно пылавшему на нем огню, так и для сообщения им прочности и вида. Исх.27:3 .  Сделай к нему горшки для высыпания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и угольницы; все принадлежности сделай из меди.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010