Взя же Мариам пророчица (Исх. 15:20). Когда же она пророчествовала? Или Писание именует её пророчицей, как и жену Исаии, хотя она не пророчествовала, но была только жена праведная? Так, в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспели: « Пойте Господеви, славно (Исх. 15:21) прославившемуся, потому что, не утруждаясь, истребил врагов и, пребывая в покое, навел на них все казни». По перехождении через море Бог восхотел испытать Евреев недостатком воды, и возроптали они на воды в Мерре. Тогда Бог показал Моисею древо, которое вложил он в воду, и вода сделалась сладкой. Древо это есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов. По изменении качества вод Бог установил законы, чтобы как сила древа изменила естественное качество, так закон склонял и убеждал свободу.   Глава 16 После искушения в Мерре пришли Евреи в Елим, а из Елима в пустыню Синайскую. Народ возроптал, желая мяс. Тогда Бог дал им хлеб с небесе и повелел собирать только доволное дню (Исх. 16:4), и не заботиться о дне завтрашнем. Поскольку же собирали одни по алчности много, а другие по лености мало (Исх. 16:17), то сосуд, служивший мерой, сам собой восполнял недостаток и уничтожал излишек (Исх. 16:18). Как труд собирать манну возложен был на Евреев для того, чтобы не повредила им праздность, так суббота дана была им для рабов и наемников, а также для волов и всякого скота. Но некоторые не соблюли субботнего покоя, вышли собирать манну в субботу и не нашли её. Сказанное же, что манна по виду уподоблялась семени кориандрову (Исх. 16:31), а по вкусу сотам, дает разуметь, что манна была приноровлена ко всякому вкусу. Манной наполнили стамну для сохранения её в роды. Та манна, которую Евреи оставляли у себя до следующего дня, воскипала червями, но манна в стамне в течение многих родов не повредилась. Ядоша манну лет четыредесять, дондеже приидоша (Исх. 16:35) к пределам земли обетованной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Священники должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто ( Иез.44:23 ; Лев.10:10 ). Приношения угодны были Богу; Он принимал их; почему и говорит о них так: «хлеб Мой» – ( Иез.44:7 ), «трапеза Моя» – ( Иез.44:16 ), «Моё серебро и Моё золото» ( Мал.2:8 ) – и т.д. О постановлениях Божиих, относящихся отдельно к каждому предмету, принадлежащему храму, читаем: а) О елее ( Исх.27:20 ); б) О лампадах ( Исх.25:37:40:25 ); в) О светильниках ( Исх.25:31:40:24 ); г) О курении фимиамом ( Исх.30:1:7–8:34–36:40:26–27 ); д) О кадильнице ( Лев.16:12–13 ); е) О ладане ( Ис.60:6 ; Сир.24:1–2:18 ); ж) О церковной кружке ( 4Цар.12:9 ); з) О церковной земле ( Иез.45:1:4, 48:10–11 ); и) О хлебном приношении ( Исх.25:30 ; Лев.2:1–2:6 ). Все эти постановления не временные, а вечные ( Лев.23:14 ; Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ; Иез.46:14 ). Что приношения в храм должны быть и в Новом Завете, это видно из пророчеств Исаии: Ис.2:2–3:56:4–7:18:7 ; Иез.20:39–41 ; Иер.17:26 ; Соф.3:9–10 ; Мал.1:11 и др. Из примера и слов Самого Иисуса Христа также видно основание для приношения на храм: Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут подати или пошлины? с сынов своих, или с посторонних? Пётр говорит ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и открыв у ней рот, найдёшь статир, возьми его и отдай им за Меня и за себя ( Мф.17:24–27 ). Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять ( Мф.23:23 ). Из примера женщины: Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу, увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила: ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела ( Лк.21:1–4 ). Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокажённого, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову ( Мф.26:6–7 ). Из примера апостола Павла и первых христиан: После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения ( Деян.24:17 ). Из слов апостола: Я получил всё, и избыточествую, я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву благоугодную Богу ( Флп.4:18 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании приношений на храм Мф.2:11 . «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слич. Евр. 11:23 ). Родословие описывается ( Исх. 6:16–20 ). При дворе царя Египетского воспитан был ( Исх. 2:10 ). Св. Стефан свидетельствует, что он был весьма учен ( Деян. 7:22 ). Из Египта, презрев достоинство и придворное счастие ( Евр. 11:24–27 ), убежал к Иофору, священнику Мадиамскому, с дочерью которого сочетался браком ( Исх. 2:15–21 ). Изведение Иудеев из Египта ему препоручено непосредственно от Бога ( Исх. 3:4 ), которое и исполнил со многими чудесами ( Исх. 12:1 сн. Евр. 11:28 ). Главным вождем Иудеям от Бога определен был ( Исх. 14:31 ). Обращение его с Богом было такое, какого никто из смертных не имел ( Исх. 33:11 ; Чис. 12:6–8 Втор. 34:10 ). Священнейшие и чудодейственные дела его описаны в тех книгах, которыя он нам оставил. Он был весьма великого благочестия, непоколебимости и терпения ( Чис. 12:3, 7 ). Житие свое, душевными и телесными силами невредимый, до 120 лет продолжил ( Втор. 34:7 ), из которых 40 лет провел при дворе Египетском ( Деян. 7:23 ), 40 лет – в побеге Мадиамском и 40 лет – в управлении народом Иудейским. В пустыне Син впал в некое искушение ( Чис. 20:12 ), и за сие вне Хананеи или Палестины на горе Фазге умер ( Втор. 34:1–5 ). Был ясным прообразованием Христа ( Втор. 18:15–18 . сн. Деян. 3:20–23 ). Моисей, как писатель, древнее всех, от коих остались нам писания: он жил и писал за 500 лет до Гомера (Там же). Вопр. Что должно знать о той книге, в которой св. Моисей преподал нам религию патриархальную? Отв. Книга сия есть первая из священнейших, богодухновенных, канонических, т. е. правильных, которые называются правильными-каноническими потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Эта книга Бытия. Она написана от Моисея не во время странствования его в земле Мадиамской, но по изведении Израильтян из Египта. Ибо прежде онаго призвания на Хориве не был еще он назначен во пророка. Книга Бытия написана от Моисея для того, чтобы предать памяти начало всех созданных вещей; также – греха и спасения истинного; обновить в мире истинное познание и почитание истинного Бога, неба и земли Творца, вместо Которого стали почитать идолов; показать родословие Мессии, начало Церкви и различное оной чрез многие веки приращение; известить народ Божий о предках его и об обетованиях, данных им, и возбудить оный к вере и непорочной жизни; притом сохранить в известности, для чего Бог, оставя другие народы, обратился к Аврааму и его поколению (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

К документу Р с синайской частью вначале обычно относят (напр.: Blenkinsopp. 1992. P. 185) помимо «законодательного материала» Велльгаузена еще 2 небольших текста - Исх 19. 1-2; 24. 15b - 18a: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы»; «и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору». Эти тексты позволяют реконструировать начало Р в СинПер. Весь блок Исх кроме этих двух текстов, принадлежит D-koмnoзuцuu. К первоначальному рассказу Р предположительно относятся тексты Исх 19. 1-2; 24. 15b - 18a; 25-31 и т. д. На основании этих текстов реконструируется следующая картина. Израиль прибывает к горе в Синайской пустыне (Исх 19. 1-2; ср.: Числ 33. 15), после чего Моисей немедленно входит в облако, покрывающее гору, чтобы получить наставления об учреждении святилища и отправляемого в нем культа (Исх 24. 15-18a), и немедленно слышит голос Яхве (Исх 25-27). Начало P не содержало ни пространного описания теофании (подобного тому, что приведено в Исх 19), ни повествования о заключении договора, которые содержатся только в рассказе D-koмnoзuцuu. Если считать, что именно «жреческая» синайская перикопа первична, а D-koмnoзuцuя была «добавлена» (см., напр.: Blenkinsopp. 1992. P. 183-197), то невозможно поддерживать гипотезу, будто авторы документа Р опустили заключение договора из тех соображений, что об этом и так уже сказано в параллельном источнике. Для авторов Р существует только один договор между Богом и Израилем - договор, который был заключен с Авраамом (Быт 17. 1-14). Идея синайского договора девтерономистская, заимствованная из кн. Второзаконие и, видимо, поддержанная авторами Кодекса святости. Тема синайского договора будет особенно важна в дальнейшем, при обсуждении Кодекса святости (Лев 17-26).

http://pravenc.ru/text/2463319.html

1357 Эти наказания имели главною целью принудить египтян к отпущению израильтян из Египта (Исх,6:1). Бог желал также ими показать фараону, который объявлял, что он не знает Иеговы ( Исх.5:2 ), что Он есть истинный Бог, Который посрамляет египетских божеств ( Прем.10:15 ). Эти знамения имели затем целью показать жестокость египтян в отношении Израиля, их сопротивление Богу и их идолопоклонство. Кажется, что эта последняя причина определяла выбор многих из этих чудес: так как в Египте почитали Нил и известных животных, то именно Нил и животные становятся орудиями наказания ( Прем.11:16–17, 12:23 ). Бог желал также придать, так сказать, египетский колорит десяти казням. Естественные в себе самих, эти явления были чудесны по обстоятельствам, при которых совершались, и способу их исполнения; в пользу их чудесного характера говорят: время, в которое они производились, удивительная напряженность, с которою они обнаруживались; их зависимость от Моисея, воля которого заставляла их то появляться, то исчезать, их ограничение местностями, обитаемыми египтянами, между тем как израильтяне были изъяты от них. Египтяне могли поэтому легко признать, что здесь был „перст Божий“ ( Исх.8:19 ), хотя по своему упорству они могли также приписывать эти чрезвычайные факты случаю или магии. Действительно, фараон, хотя, по-видимому, и был поражен некоторыми из этих казней ( Исх.8:25–31; 9:27,30; 10:16–17:24 ), но лишь не надолго, и все более в более ожесточался. Но самое это ожесточение входило в план намерений Бога и доставляло ему случай к умножению доказательства Своего могущества ( Исх.7:3 ) и Своей любви к Израилю ( Исх.14:30 ). Пр. пер. 1358 Об incantationes Aegyptiacas, Исх. 7:11 , и о властн демонов см. бл. Августина, De Civ. Dei, XVIII, 18, t. XLI, col. 574; De Trin. t. III, c. 8, t. XLII, col. 875.Сл. Bergier, Dictionnaire de théologie, статья: „Магик“. 1359 Подробности и частности истории о казнях египетских можно читать в La Bible et les découvertes modernes, 6 изд., т. II, стр. 314–349. Касательно имен израильтян на одном памятнике Менефты см. ibid., t. IV; p. 677–683. [Ha русском языке по вопросу об египетских казнях можно читать: митр. Филарета, „Десять казней, которыми поражается Египет“, Чт. в Общ. любит. дух. просв., 1871, Январь; еп. Иоанна (Соколова) , „Чудеса, совершенные Моисеем в Египте“, Прав. Соб. 1861, II, 121–128, 215–216; его же, „Десять казней Египта·, Пр. Соб. 1861, ч. II, 216–240, 323–356, ч. III, 3–120; М. Савваитского, „Египетские казни и исход из Египта“, С.-Петербург, 1890 г.; сл. его же, „Исход израильтян из Египта“, С.-Петербург 1889; проф. В. И. Рыбинского, „Казни египетские“; Прав. Бог. Энцикл., т. VI, стр. 835–840, С.-Пб. 1906. Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Исх.17:6 .  вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. Исх.17:7 .  И нарек месту тому имя: [Масса и Мерива], по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет? Присутствие в руках Моисея чудодейственного жезла убеждало народ и его в предстоящем совершении чуда, в том же самом удостоверяли Моисея слова: «вот, Я стану пред тобою». Ты не будешь оставлен Мною, Я буду сам присутствовать и совершу чудо, как бы говорит Господь ( Пс. 77:15–20, 104:41, 113:8 ). «В Хориве», не на горе этого имени, так как в данное время евреи не подошли еще и к Синаю, а в носящем данное имя горном хребте. «Камень, из которого потекла вода, как говорит Апостол Павел, есть Христос ( 1Кор. 10:4 ), для неверных сухой и упорный, а как скоро кто приложит жезл веры, делающийся удобоприемлемым для жаждущих и текущим внутрь приемлющих Его» ( Григорий Нисский ). Исх.17:8 .  И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Амаликитяне, потомки Исава через сына его Елифаза ( Быт. 36:12 ), – кочевой, живущий грабежом, народ, занимали пространство между Идумеей и Синаем. Судя по свидетельству Втор. 25:18 , они напали не на главные силы и массы народа, а на последние, утомившиеся в пути и потому отставшие, ряды. Исх.17:9 .  Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. Иисус, первоначально называемый Осией, – сын Навина из колена Ефремова ( Чис. 13:8, 16 ). Только что роптавший, недовольный Моисеем народ не мог по своему настроению принять участие в битве во всем своем составе; для нее избираются лица отважные, не потерявшие присутствия духа ( Суд.7:1 и др.). Обещание встать с жезлом Божиим, жезлом чудодейственным (см. выше Исх.17:5 ), есть не что иное, как уверение в предстоящей победе над врагами. Исх.17:10 .  И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34: 10–12). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского, «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки (Лк. 16, 29), – говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам, Моисей действительно представитель [собственно: лице, ( греч.) просопон] закона» кн. 1, с. 187]. Поэтому со времени Евангельского благовестия вместе с законом остается в тени. Хотя Господь сказал, что Моисей будет обличать иудеев на суде, то есть реально значение его не умаляется. Но в педагогических целях память его, видимо, несколько отошла на второй план. Перечислю в общих чертах ряд вопросов, регулируемых законом, чтобы вы себе представляли объем тем, которые в нем затрагиваются. Во–первых, установление единобожия и запрет идолопоклонства (Исх. 20: 2–6). Затем – обрезание, запрет произнесения имени Божия (Исх. 20: 7), запрет ложной клятвы и богохульства, закон о субботе (Исх. 20: 11), закон о почитании отца и матери (Исх. 20: 12) – эти законы о почитании отца и матери есть в книгах Исход, Левит и Второзаконие, где с разных сторон рассматривается отношение детей и родителей, почитание старцев. Запрет на убийство (Исх. 20: 13), регулирование кровной мести и закон о городах–убежищах (Втор. 19), погребение неизвестных людей, странников, законы о драках и о членовредительстве (Исх. 21: 18–36), запрет на прелюбодеяние (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

В том, что куст горит, не было ничего необычного — эти сухие кусты представляют собой прекрасный горючий материал. Удивительным было другое: куст горел слишком долго, хотя обычно такие кусты вспыхивают, как бумага, и так же быстро сгорают. Моисею, конечно, это показалось необычным, и он подошёл поближе, чтобы посмотреть на странный несгорающий куст ( Исх.3:3 ). Когда же он приблизился, из охваченного сиянием куста донёсся голос Божий, остановивший Моисея и велевший ему снять обувь, как было принято делать повсюду на Востоке, входя в святилище ( Исх.3:4-5 ). Тогда Моисею, очевидно, стало ясно, что перед ним вовсе не огонь, а сияние, обозначающее место присутствия Божия. Такое сияющее присутствие сопровождало народ Божий и впоследствии, причём днём оно иногда воспринималось видевшими его как туманность или облако. Оно сопровождало народ во время Исхода ( Исх.13:21-22, 14:19-20 ), его видели над Скинией ( Исх.40:34-38 , Числ. 9:15-23 ), а позже — в Святом-Святых Иерусалимского Храма ( 3Цар.8:10-11 ). Вначале оно не имело специального названия, его обозначали такие выражения, как «облачная колонна» (евр. амуд анан, «столп облачный» Синодального перевода) или «огненная колонна» (евр. амуд эш , «столп огненный» Синодального перевода) ( Исх.13:21-22 ), а также просто «облако» (евр. анан ) и «подобие огня» (евр. марэ эш ) ( Числ. 9:15-16 ). В дальнейшем его стали называть «слава Яхве» (евр. кавод яхве , «слава Господня» Синодального перевода) ( Исх.40:34-35 , 3Цар.8:10-11 ). В рассказе о Синайской теофании оно названо «ангелом Яхве» ( Исх.3:2 ; евр. малеах яхве , «ангел Господень» Синодального перевода), однако такое название встречается для этого феномена лишь однажды и только в данном рассказе. Для адекватного понимания важно иметь в виду, что «ангелом» в Ветхом Завете назывались не только сотворённые Богом духовные существа, но нередко и сами богоявления, которые могли иногда принимать форму видений, в том числе и человекоподобных. Собственно, такие человекоподобные видения изначально и назывались, вероятнее всего, «ангелами», которые, однако, не рассматривались в таком случае как нечто (или некто) отдельное от Бога. Скорее всего, в рассказе о Синайской теофании слово «ангел» употреблено именно в этом значении, возможно, потому, что другого названия для обозначения богоявления во времена Моисея ещё не существовало. Однако позже, когда стало очевидно, что такого рода теофания является уникальной, её перестали называть словом «ангел», а со временем придумали для неё специальное название.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

С пастырской точки зрения он вполне понятен и плодотворен. И в определённой мере решает гомилетическую проблему. 71 Но с точки зрения экзегезы дело обстоит иначе. Поэтому следует определиться с тем, какое именно идолослужение запрещает вторая заповедь Декалога ( Исх. 20:4–6 ) и почему. Когда Господь говорил с Моисеем на горе Синай, люди, смущённые его долгим отсутствием, 72 испытывали растерянность и страх, которые наводили на мысль, что Моисей уже не спустится с горы никогда. Тогда они приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им того Бога, который незримо шёл перед ними по пустыне. И Аарон уступил. Собрав по стану золотые украшения, он отлил из них тельца ( Исх. 31:18 32:4). Народ восторженно кричал: «Вот божество твоё, Израиль! Вот кто вывел тебя из Египта!» Аарон же, увидев это, поставил перед тельцом жертвенник и объявил всем: «Завтра – праздник, Господу посвященный!» ( Исх. 32:4–5 , ББИ) Выполняя требование народа, Аарон вряд ли хотел присвоить себе единоличную власть отсутствующего Моисея ( Исх. 24:14 ) и уж тем более не хотел отвратить народ от Бога, которого тот совсем недавно обрёл. Быть может, как многие современные священники и проповедники, Аарон поддался искушению навести мосты между Богом и людьми. Но Бог признаёт только те мосты, которые строит Он Сам – об этом Аарон мог и не знать. Ведь в то время, когда он отливал тельца, Бог как раз объяснял Моисею какого рода мост следует возвести между Ним и Его народом. Поэтому Бог испепеляет зыбкие рукотворные мостки, порождённые ограниченным воображением Аарона, который, впрочем, действует вполне в парадигме своего времени. Но это всего лишь гипотеза. Возможно, что наоборот, Аарон всячески старался воспрепятствовать желанию народа. Так, по мнению прп. Ефрема Сирина и блж. Феодорита, приказание Аарона собрать золотые серьги из ушей жён ( Исх. 32:2 ) было связано с надеждой, что те, жалея свои драгоценности, отговорят мужей от идеи отливки тельца. 73 Когда же это не возымело действия, то словами «завтра праздник Господу» ( Исх. 32:5 ) Аарон постарался хотя бы исправить общенародный взгляд на золотого тельца, 74 подчёркивая, что это не очередной идол, какие во множестве существуют у других народов, а изваяние, изображающее именно невидимого Единого Бога 75 о котором говорит Первая заповедь ( Исх. 20:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Иисус Навин был преемником прор. Моисея в качестве предводителя израильского народа в период завоевания Ханаана. Происходил из колена Ефремова (Числ 13. 9), на что указывают его наследственный надел (Нав 19. 49-50), место погребения в Фамнаф-Сараи (Нав 24. 30) и перечень потомков в 1 Пар 7. 27. Первый раз Иисус Навин упоминается в ВЗ при описании битвы израильтян, странствующих по Синайской пустыне, с амаликитянами при Рефидиме (Исх 17. 9-13); Иисус выступает по приказу Моисея в качестве предводителя израильского ополчения, к-рое сражалось с противником «до захождения солнца» и победило его. В Исх 24. 13 (ср.: Исх 33. 11; Нав 1. 1) Иисус Навин называется «служителем» прор. Моисея; он сопровождает пророка во время его восхождения на гору Синай (Исх 24. 12). В сцене явления славы Божией Моисею Иисус Навин хотя и не упоминается, но весь контекст этой главы предполагает, что он пробыл с прор. Моисеем «на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх 24. 18). На это сопребывание с Моисеем указывает и Исх 32. 15-18, где рассказывается о схождении пророка с горы с каменными скрижалями в руках в сопровождении Иисуса Навина. В Исх 33. 11 сказано, что Иисус Навин «не отлучался от скинии», обустроенной прор. Моисеем за пределами стана, ради общения с Господом, а также чтобы узнать Его волю о народе. При этом неотступное пребывание Иисуса Навина около скинии скорее означает ее охрану, что соответствует в целом образу Иисуса Навина-воина ( Durham J. I. Exodus. Waco, 1987. P. 443. (WBC; 3). По-видимому, на него была возложена военно-политическая власть в Израиле, но верховная власть, согласно повелению Божию, принадлежала первосвященнику Елеазару (Числ 27. 21) ( Арсений (Соколов). 2005. С. 65). В книге явно просматривается типологический параллелизм фигур Моисея и Иисуса Навина. Как Моисей, так и Иисус получают задание непосредственно от Бога; оба шествуют впереди народа, выводя Израиль: 1-й - из Египта, 2-й - из пустыни; оба чудесным образом проводят народ через воду: 1-й - чрез Чермное м., 2-й - через Иордан; оба являются посредниками между Богом и народом: 1-й - при заключении завета, 2-й - при обновлении его; оба, наконец, перед смертью дают Израилю подробные наставления.

http://pravenc.ru/text/293947.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010