Да будет вам день сей в память ( Исх.12:14 ) 19 мая 1885 года – день незабвенный в истории Троице-Шаболовского прихода; в этот день совершена была закладка вместо ветхого, малого, – нового, обширного храма. Светлый, тёплый, весенний день, многолюдное собрание, собор священнослужителей, торжество закладки, представление о величии будущего храма, – всё возбуждало в присутствующих чувство удовольствия и радости. Но тогда не все и не вполне могли радоваться. При самой же закладке одним из строителей было говорено: «Что-то будет? Как-то пойдёт постройка? Хватит ли наших средств докончить её? А сколько предстоит нам трудов, хлопот, тревог, а быть может и неприятностей!» 1 . Предчувствие это сбылось. Целые десять лет длилась постройка. «Много потребовалось времени, говорил при освящении храма архипастырь наш Митрополит Сергий, много было забот и усилий, много принесено великих пожертвований.» К этим правдивым словам мы можем прибавить только: много перенесено неприятностей и огорчений… Но с окончанием постройки всё забыто. Храм, изящный по архитектуре, великолепно украшен внутри; никто, никогда не мог воображать, чтобы он вышел таким прекрасным: присутствуя в нём, чувствуешь не просто удовольствие, но какой-то восторг… Можно воображать, что чувствовали прихожане и особенно строители в день освящения его! То был день, какие не у всех бывают в жизни, да и в жизни целого прихода повторяются не в каждом столетии. Опишем на память прихожанам, на сколько возможно, подробно этот высокоторжественный вполне радостный день. Весной 1895 года храм был готов к освящению и мог быть освященным тогда же; но по желанию большинства прихожан освящение его отложено до осени. Между тем в течение лета производились в нём небольшие поделки; не спеша готовились к освящению; сняты фотографические виды его как снаружи, так и внутри; составлено и напечатано (1200 экземпляров) описание его; 2 произведён, согласно требованию закона, подробный осмотр его комиссией из архитекторов, 3 сделаны соображения относительно порядка и предстоящих расходов по освящению; решено просить на освящение самого Владыку Митрополита Московского Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

Е.Н. Никулина Тема 1. Вводные понятия История христианской Церкви как орудия, через которое Господь совершает наше спасение, есть, прежде всего, история ее святости. Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда являет миру подвижников благочестия и соборным волеизъявлением прославляет их как канонизированных святых. Почитание святых является неотъемлемой частью православной духовной жизни. Собор святых окружает человека с начала его земного пути, когда в Крещении ему дается имя в честь одного из прославленных угодников Божиих, и до погребения, когда Церковь молится о его упокоении со святыми. 1 Сведения о святых представлены большей частью в их житиях, которые являются предметом изучения двух богословских дисциплин со сходными названиями – Агиологии и Агиографии. Агиологией называют богословскую дисциплину, изучающую жития святых с целью установления типов святости, их духовных особенностей в конфессиональном, национальном и историческом аспектах. В отличие от Агиографии, изучающей жития святых как памятники духовной литературы той эпохи, когда они создавались, агиология сосредотачивает свое внимание на самом святом, на типе его церковного служения и восприятии такого типа святости в различные исторические эпохи. Поэтому наряду с житиями святых, важнейшим источником агиологических исследований выступают богословские сочинения, затрагивающие тему святости 2 . К памятникам агиологии относят также месяцесловы, мартирологи, Минеи и другие богослужебные книги, Четьи-Минеи, прологи, синаксари, святцы 3 . 1.1. Понятие святости в Ветхом и Новом Завете 4 . Обожение Слово «святость» в Ветхом Завете означало отделенность, выделение из чего-то для определенных целей, неприкосновенность. В самом глубоком смысле понятие святости относится к Богу, абсолютно отделенному от всей твари. Поэтому святым считалось то, что выделено для посвящения Богу, так или иначе причастно Ему. Например, израильскому народу было запрещено переступать черту, проведенную Моисеем вокруг Синая как места явления Бога (см. Исх.19 ). Сам Израиль, избранный, выделенный среди других народов и очищенный, должен быть свят, то есть обособлен от других народов и посвящен Богу. Устанавливая ветхозаветный культ, Бог выделил и освятил для Себя место (землю Обетованную, храм), определенные группы людей (священники, левиты, назореи, пророки), предметы (приношения и жертвы, священные одежды), время (субботы, юбилейные годы, праздники). Свято и само имя Божие ( Пс.32:21 ), и Закон, Им данный для освящения избранного народа ( Лев.22:31–33 ; Рим.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовный взгляд на войну Начавшаяся военная операция российских войск на Украине – не экспансия русских на юг, а защитные действия с целью освобождения русского народа от геноцида 01.03.2022 1816 Время на чтение 6 минут Фото: Из интернет-источников В свете последних событий на Украине сейчас не говорит и не пишет о войне разве что ленивый. И вот нам тоже захотелось поразмышлять над этой темой, но не над тем, как это ужасно и страшно, что, конечно, так и есть, если рассуждать с точки зрения нашего падшего греховного мира. Попытаемся все-таки ответить на вопрос, что есть война с точки зрения христианского мировоззрения человека, его духовной составляющей. Война с точки зрения библейской антропологии. С точки зрения падшего мира война действительно представляет собой полный беспредел и анархию, потому что во время любых военных действий всегда льётся кровь. И в этом смысле Священное Писание войну также осуждает, потому что Бог творил человека по Своему образу и подобию не для убийства. Первая битва в духовной истории совершилась ещё на небесах. Ещё до сотворения мира пал ангел Денница и стал дьяволом, и затем архангелом Михаилом он был изгнан на Землю, о чём прямым текстом сказано в книге Откровения: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (Откр. 12:7) На Земле войны стали возможными после грехопадения Адама и первого убийства, когда Каин убил своего брата Авеля. И с тех пор Господь стал попускать войны тогда, когда люди в массе своей отворачивались от Бога, что хорошо видно на примере истории народа Израиля. Так, например, войны израильского народа с различными языческими народами возникали тогда, когда он отступал от веры в единого Бога и начинил творить беззаконие, поклоняясь языческим идолам. Вот, что пишет об этом святитель Николай Сербский в книге «Библия и война»: «В сухой пустыне под Хоривом возжаждал народ израильский, а воды не было. И весь народ стал укорять Моисея, зачем он вывел их из Египта. И что ещё хуже, народ стал сомневаться в Боге, в помощи Божией. Тогда кроткий Моисей возопил ко Господу: " Что мне делать с этим народом? Ещё немного, и побьют меня камнями "  (Исх. 17:4). Господь услышал его и помог иссечь воду из скалы Хоривской и напоить народ.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/01/du...

Закрыть itemscope itemtype="" > Национальный антинаркотический союз – угроза безопасности России Открытое письмо психиатра-нарколога Николая Каклюгина Президенту Российской Федерации В.В.Путину 15.11.2017 1537 Время на чтение 8 минут Уважаемый Владимир Владимирович! Это уже повторное обращение к Вам. За время с момента подачи на Ваше имя нашего предыдущего обращения (исх. 15/16 от 12.09.2016 г.) ситуация, о которой мы решили Вам рассказать и попросить для России защиты, определенных превентивных мер сдерживания, осложнилась в еще большей степени. В рамках проводимой нашим региональным отделением Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае работы по содействию гражданам Российской Федерации, а также профильным службам в участии и реализации совместных антинаркотических профилактических и реабилитационных программ, к нам регулярно поступают обращения с просьбой о помощи в противодействии мошенническим организациям, осуществляющим таковые на территории Кубани и иных субъектов Российской Федерации. Официальной датой рождения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» (далее - Организация) стал Учредительный съезд, собравший 14 августа 2015 года в зале Коллегии ФСКН России 61 делегата, представляющего интересы 9 региональных отделений и 52 организаций-партнеров из 54 субъектов Российской Федерации. В своей работе региональные отделения Организации стараются оказывать максимально возможное содействие органам законодательной и исполнительной власти в решении поставленных Президентом России, Правительством, российскими законотворцами задач, научно-методически и практически поддерживая субъекты профилактики на местах. Цель Организации - оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации в реализации государственной антинаркотической политики и объединение усилий заинтересованных институтов гражданского общества, направленных на решение вопросов по снижению спроса на наркотики. Этап вовлечения наркозависимых в реабилитацию является ключевым как для здоровых реабилитационных сообществ, так и для неопятидесятнических религиозных объединений, маскирующихся под таковые. Именно на этом этапе они стремятся завербовать адептов, прикрываясь благообразной личиной-вывеской некоего благотворительного фонда, автономной некоммерческой организации, иной общественно полезной структуры, по их словам, транслируемым родственникам страдающих наркоманией или алкоголизмом и ими самими никоим образом не связанной с каким-либо религиозным движением и уж тем более тоталитарным деструктивным культом (сектой).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/15/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не допустим поругания нашей духовности, истории и культуры! В Боголюбово состоится пикет против организации в этом святом месте завода по производству презервативов 02.12.2016 837 Время на чтение 5 минут В воскресенье, 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, с 11-00 до 13-00 у здания администрации пос. Боголюбово организуется пикет против организации в Боголюбово производства презервативов , сообщили «Русской народной линии» организаторы мероприятия. В пикете принимают участие как местные жители пос. Боголюбово, так и люди из других регионов России: Москвы , Липецка, Воронежа, Севастополя, представители православной общественности Греции и Сербии. Количество участников -150 человек. «Боголюбово – место святое, - отмечают православные общественники. - Духовный родник святости Отечества нашего. Живой источник его тысячелетней истории. Корень великого древа Российской государственности. Много ли найдется в мире избранных Божией Матерью святых мест, где Ею были произнесены слова: " Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное " . Где сохранились почти в первозданном виде драгоценные жемчужины древнерусского зодчества, памятники всемирного культурного наследия ЮНЕСКО? Уголков, ставших земным прообразом Святой Руси и русского духа?» «Под флагом заботы о создании рабочих мест, заботы о занятости и здоровье населения, борьбы со СПИДом и венерическими заболеваниями такое место может быть осквернено производством – презервативов! – возмущены устроители пикета. - Но бороться с венерическими заболеваниями нужно не с помощью презервативов, цивилизованного культа греха и разврата, – а верой в Бога, молитвой, целомудрием и покаянием в грехах. Венерические болезни – это следствие разврата, полового извращения, супружеской неверности. Результат богоотступничества и нарушения заповеди Божией: " Не прелюбодействуй " (Исх. 20; 14). В минувшие века русский народ жил целомудренно и не знал венерических заболеваний».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/02/ne...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 10 – Церковное Пение Скорее всего, первое, что услышит человек, случайно зашедший в православный храм – это пение. Оно занимает очень важное место в православном богослужении. Пение, как и слово, выражает человеческие мысли, чувства и особенно настроение: радость и горе, скорбь и ликование, надежду и просьбу о помощи и защите. С самых древних времен пение употребляется в богослужении у всех народов, населяющих землю. Хорошо знали его и в Ветхозаветной Церкви. Сам Христос освятил Своим примером употребление музыки в молитве: когда с учениками шел на гору Елеонскую, Он пел вместе с ними псалмы. Об этом мы можем прочитать в Евангелии. 113 Апостолы и сами пели, и учили других христиан прославлять Бога “в псалмах, пениях и песнях духовных” 114 . Уже в апостольские времена пение имело свой порядок и устав. Святой апостол Павел недаром перечисляет виды раннехристианских песнопений: псалмы, пения (или гимны) и духовные песни. Из них выросло все богатство современной церковной музыки. Псалмы – избранные места из священной книги Псалтирь. Они очень часто читаются за богослужением, а иногда и поются. Песни или гимны – это девять упоминаемых в Библии песнопений, соответствующих важным моментам Священной истории. 1) Песнь после перехода богоизбранного народа через Красное море и избавления от преследователей после исхода из Египта. ( Исх.15:1–19 ) 2) Обличительная песнь Моисея перед смертью. ( Втор.32:1–43 ) 3) Песнь Анны, матери пророка Самуила. ( 1Цар.2:1–10 ) Песни пророков: 4) Исайи ( Ис.24:9–17 ), 5) Аввакума ( Авв.3:1–12 ), 6) Ионы ( Ион.2:3–10 ). 7) Песнь трех отроков ( Дан.3:24–90 ). 8) Песнь Богородицы ( Лк.1:46–55 ). 9) Молитва Захарии ( Лк.1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что по их образцу в православном богослужении строятся песни канона на утрене ( см. “Богослужение”). Песни духовные составлены христианскими поэтами и писателями богослужений. Они стали появлятся уже в апостольский период, но расцвет их приходится на послеапостольские времена. Эти духовные песни составляют великое богатство нашей Церкви и очень разнообразны и многочисленны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 7 – Домашнее Благочестие Дом – малая церковь Семью часто называют “домашней Церковью”. Церковь начинается для верующих людей в храме, когда они участвуют в церковных Таинствах, но продолжается и после окончания богослужения за церковным порогом и, особенно, в христианской семье. Можно даже сказать, что именно здесь, среди самых близких и родных нам людей, проверяется, настоящие ли мы христиане. C домашними человек более открыт, чем среди малознакомых людей и даже среди друзей. По тому, какие у него выросли дети и какая обстановка в семье, часто можно лучше понять, каков человек на самом деле. Что стоит у него на первом месте – Бог или стремление к наживе, Церковь или желание модно и дорого одеваться, вера или страсть к развлечениям? Дом – это школа самостоятельного христианского благочестия. В храме – общий порядок и устав, а в доме человек сам себя заставляет подчиняться уставу и сам следит за собой. Дом – это поприще самовоспитания и самосознания. Дом, семья – это благодатное царство человеческой любви, в которой созревают лучшие человеческие свойства. Дом – это сложное духовное поле взаимоотношений с родными и с самим собой, школа воли и духа. Отношения в семье. В числе заповедей, данных Господом Моисею на Синайской горе, была и заповедь о почитании родителей. “Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли”. ( Исх.20:12 ) Заповедь эта не только пресекает непочтение к родителям, но и сразу обещает награду за ее исполнение – благоденствие и долголетие. Те, кто хочет жить долго и счастливо, обязаны почитать родителей, должны бояться их чем-нибудь оскорбить или обидеть. Заповедь эта распространяется не только на мать и отца, но и на других старших по возрасту или положению: бабушек и дедушек, учителей, начальников, наставников, а также священников и духовных отцов. Почтение к ним – установление Божие. Оправдывать себя тем, что родители или начальники злые и нехорошие, и поэтому заповедь Господня на них как бы и не должна распространятся, нельзя. Наше дело исполнять то, что относится к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кому уподоблю Царствие Божие, т.е. чему уподоблю Царствие Божие, вопрошал Спаситель, как бы затрудняясь подобрать более понятный и подходящий образ для выражения глубочайшей Божественной истины ( Лк.13:20 ). Но непродолжительна была остановка мысли Его. Божественный Учитель нашел образ в столь часто повторяемом, самом обыденном деле. Для того чтобы хлеб был вкуснее и питательнее, его выпекают квасным. А чтобы сквасить тесто, нужно немного закваски. Тут все понятно и просто. Подобно есть царствие небесное квасу, его же вземши жена скры в сатех трех муки, дóндеже вскисоша вся. «Царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» ( Мф.13:33 ; Лк.13:21 ). Спаситель уподобил царство небесное закваске. Пусть не смущает вас то, что слово Божие квасом обозначает часто нечто ложное, порочное, ветхое и тленное. В день исхода евреев из Египта пророк Божий Моисей запретил им вкушать квасное ( Исх.13:3 ). Квасный хлеб запрещено было приносить и в жертву Богу ( Лев.2:11 ). В дни празднования своей пасхи евреи не вкушали квасного. И Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк.12:1 ). Св. Апостол Павел писал к коринфянам: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:7–8 ). Спаситель закваскою именует лицемерие, а Апостол Павел всякий порок и лукавство уподобляет закваске. Если кто вздумает толковать притчу о закваске в том смысле, в каком именуют последнюю Спаситель и Апостол Павел, то получится смысл превратный и погрешительный. Предположите, что закваска в притче обозначает ложь и заблуждение, ересь. Что же выйдет? Ересь заквасит все, т.е. испортит, одолеет Церковь истинную. А Спаситель Сам сказал: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ). И еще: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Если Господь Иисус Христос пребудет Главою Церкви до скончания веков, и посему никакие силы ада не одолеют Церкви, то как может одолеть ее ересь или рескол? Только наши раскольники от Церкви твердят вот уже двести лет, что патриарх Никон одолел Христову Церковь . И выходит, что этот патриарх имел силу, превосходящую силу и мощь Господа Бога. Господь Иисус Христос обещал пребыть в Церкви Своей до конца века, а патриарх Никон будто ниспроверг Церковь . Значит, обещание Спасителя не исполнилось. Церковь Его окончила дни свои на земле. Нет, значит, надежды и не спасение никому. Это богохульное мнение. А его держатся наши раскольники упорно, не желая понять, что думать так значит, Бога оскорблять безмерно. Так как же понять нам смысл притчи и какое назидание вывести?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОДАРЕНИЕ [греч. εχαριστα], выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христ. молитвы. В Свящ. Писании Б.- глубинный религ. ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу. Евр. слово  , переводимое, как правило, рус. «Б.», имеет характер благодарного исповедания. Указанное религ. состояние выражает также слово «благословение», евр.  : на благословение Бога, дающего Своему творению жизнь и спасение, отвечает благословение человека, «восхищенного всемогуществом и щедростью Божией и воздающего благодарение Творцу (Дан 3. 90; ср.: Пс 67. 20, 27; Неем 9. 5 сл.; 1 Пар 29. 10 сл.)» (Словарь библейского богословия/Ред. К. Леон-Дюфур. К.; М., 1998. Стб. 51). В основе Б. в Свящ. Писании лежит встреча человека с Богом, исполняющая его благодатью и раскрывающаяся со всей полнотой во Христе. В ветхозаветном понимании благодарить Бога - значит провозглашать Его чудеса и свидетельствовать о Его делах. Такое Б. воссылает Богу все творение (Пс 148-150; см. ст.: Хвалитные псалмы и стихиры ). Закон ВЗ предписывал приносить Богу «жертву мирную» благодарения (      ), или, по переводу LXX, «жертву спасительную хвалы» (θυσα ανσεως σωτηρου - Лев 7. 11-15, ср.: Ам 4. 5). Как ответ на благодеяния Божии, Б. проходит через весь ВЗ, начиная с древнейших текстов - таких, как песнь Моисея (Исх 15. 1-21), песнь Деворы (Суд 5),- и постоянно встречается в более поздних книгах (Ис 12; 25; 42. 10 сл.; Иер 20. 13; Дан 3. 26-45, 51-90; 1 Пар 16. 8 сл.; 29. 10-19; Неем 9. 5-37; Тов 13. 1-8; Иф 16. 1-17; Сир 51. 1-12), особенно в псалмах (ср.: Пс 29; 39; 114; 123 и др.). “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) С полнотой Откровения в НЗ Б. приобретает большую глубину. Вслед за ветхозаветным преданием христ.

http://pravenc.ru/text/149305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010