Лк.2:22–24 . В Ветхом Завете был закон, по которому женщина после рождения младенца почиталась нечистою в продолжение сорока или восьмидесяти дней, судя по тому, был ли младенец мужеского или женского пола. В эти дни, называвшиеся днями очищения, она не должна была приходить в храм, участвовать в общественном богослужении и прикасаться к чему-либо священному. По прошествии же сего срока она являлась во храм и приносила очистительную жертву. Женщина достаточного состояния приносила в жертву однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех . Жертва бедной женщины состояла из двух горлиц или, вместо них, двух молодых голубей ( Лев.12:1–8 ). Кроме сего, если младенец был перворожденный, то, сверх обряда очищения матери, совершался над младенцем обряд посвящения его Богу. Освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых, – заповедал Господь Моисею ( Исх.13:2 ). Неизвестно с точностью, как совершался этот обряд. Вероятно, священник принимал младенца на руки и, обратившись к алтарю, возвышал или возносил дитя, как бы вручая его Господу. Известно только, что сия заповедь дана была народу иудейскому в память благодеяний Божиих, явленных ему при изведении его из Египта, когда Ангел, погубив в одну ночь всех первенцев египетских, не коснулся первенцев еврейских ( Исх.13:12–16 ). Как посвященные Богу, первенцы назначаемы были на служение Ему, становились собственностью Божиего. Первенцы сынов твоих да даси Ми ( Исх.22:29 ). Но поскольку в последствии времени для служения Богу при скинии поставлены были левиты, которых Господь принял вместо первенцев от сынов Израилевых ( Числ.3:12, 8:16–18 ), то за первенцев из всех других колен назначен был выкуп в пять сиклей серебра ( Исх.34:20 ). Господь наш Иисус Христос Сам сказал о Себе, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить ( Мф.5:17 ). По слову апостола Павла, Сын рождается от Жены, бывает под законом, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4 ). Посему, в восьмой день по рождении, Он приемлет по закону обрезание ( Лк.2:21 ), и в четыредесятый как первенец приносится во храм для посвящения Богу. Пресвятая Дева Мария и Иосиф оставляют Вифлеем, в котором они пребывали по рождении Иисуса Христа, и предпринимают путешествие в Иерусалим, где находился храм и совершались обряды Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но если для него была заперта дверь, то для нас она не заперта. Евр.12:17 . Знаете, что хотя и желал он у наследовать благословение, [но] был отвержен; ибо не обрел места... покаянию. Раскаяние Исава и слезы его были не к тому направлены, чтобы оправдаться (стать праведным) более, чем брат его, но к тому, чтобы получить власть над братом своим. Посему, " хотя со многими слезами домогался» (благословения отца в первородстве), однако оно не было дано ему. Не оправдания искал он, как я сказал, но преимуществ первородства. Ведь если бы он просил о том, чтобы быть больше брата своего в царстве небесном, то конечно ему в этом не было бы отказано. Но как он пренебрег полезным для души своей и просил более тучной земли, чем была у брата его; то и не получил оправдания, которого он совсем не просил, и был лишен того, что предвосхитил у него Иаков по вере своей ( Быт.27:30 ). Евр.12:18 . Не приступили , – говорит, – вы... к... осязаемой... горе, которая огнем... пылала, – не к той, на которой был дым, " мрак и буря» и прочее, что совершилось на горе Синае ( Исх.19:16 , Втор.4:41 ). А как народ не мог стерпеть (того, что заповедуемо было), то просил, чтобы не продолжалось к нему слово ( Евр.12:19–20 , Исх.20:18–19 , Втор.18:16 ). Евр.12:21 . И столь страшно было... видение, [что] даже Моисей, названный богом для них ( Исх.4:16, 7:1 ), так сказал: «я в страхе и трепете» ( Втор.9:19 ). Евр.12:22 . Но вы приступили... к... Иерусалиму... небесному, и к собранию многих тысяч ангелов. Евр.12:23 . И к церкви, которая на небесах, где вы написаны: в ней находятся «первенцы», то есть первые и главные, и духи праведников, то есть древних отцов ваших, достигших совершенства. Евр.12:24 . И к... Завету не Моисееву, но тому «Новому», коего Посредник есть »Иисус " , соделавшийся Ходатаем между нами и Богом. И к о кроплению крови Его, лучше... говорящему, нежели Авель: ставит им на вид превосходство крестной смерти Христовой пред столь прославленною у них кончиною Авеля. Евр.12:25 . Смотрите, не соблазняйтесь еретическими сектами

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

12—13, 15—16, 18—19), женитьбу Исаака (24 гл.) и рождение Исава и Иакова (25:19—26), события из жизни Исаака (26) и благословение Исава и Иакова (27 гл.), и забыв сказать об удалении Иакова к Лавану, прямо говорит о желании его удалиться от Лавана (30:25—43), кровосмешение Иуды (38), пребывание Иосифа по неизвестной причине в Египте (39 гл.) и возвращение, также по неизвестной причине, Моисея от Иофора в Египет (Исх.4:18—6:1). Таким образом, даже самое классическое для мнимого иеговиста место — призвание Моисея с откровением ему имени Иеговы (Исх.3 гл.) — нельзя приписывать иеговисту, а доводится, по Деличу, к какому-то «смешанному» документу приурочить (3:1—4:17). Должно быть библейский текст дает очень мало опор для писания мнимого иеговиста. Действительно, в указанном «классическом» для рассматриваемых гипотез месте Исх.3:1—15 читаем: «вот Ангел Иеговы явился Моисею и Иегова увидел, что Моисей подошел (к купине) и сказал: Я Бог (Елогеи) твоих отцов, Бог (Елогеи) Авраама, Бог (Елогеи) Исаака, и Бог (Елогеи) Иакова. И сказал Иегова... И сказал Моисей Богу (Елогим): вот я прийду к сынам Израилевым и скажу: Бог (Елогеи) отцов ваших послал меня к вам, а они скажут: как Ему имя? что сказать мне? Бог (Елогим) сказал Моисею: Я есмь Сый, так скажи: Иегова послал меня к вам, Господь Бог (Иегова Елогеи) отцов ваших, Бог (Елогеи) Авраама, Бог (Елогеи) Исаака, и Бог (Елогеи) Иакова»... - Как можно в этом отделе по именам Божиим узнать и указать разных писателей? Очевидно, благоразумнее молчать. Не более оснований для той же гипотезы дает и другое «классическое» место — Исх.6:2—3: «и говорил Бог (Елогим) Моисею и сказал ему: Я — Иегова. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог (Ел) всемогущий, а с именем Иеговы не являлся им»... Очевидно, и этот отдел доводится признать каким-нибудь «смешанным» или «неизвестным» по происхождению, хотя он должен бы быть исходным пунктом для гипотезы. Кроме вышеотмеченных «странностей» и непоследовательности, в писании мнимого иеговиста нужно, как и у елогиста, отметить, замалчиваемое Деличем, употребление имени Елогим, например, в Быт.3:1—5; 4:25; 6:2, 4; 9:26—27; 19:29; 24:3, 7; 26:24; 27:28; 39и мн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Вот почему книга Второзакония, где находятся 10 заповедей, называемых «постановлениями и законами» (гл. 5-я), называется и «книгою завета» ( Исх. 24:7 ) и «книгою закона Моисеева»: «и сказали книжнику Эздре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» ( Неем. 8:2 ), называется и «книгою закона Божия»: «и читали из книги закона Божия каждый день» (ст. 18). Во-вторых, только 10 заповедей написаны были перстом Божиим вовсе не потому, как думают адвентисты и субботники, что этим Бог хотел показать особенное их преимущество пред другими «законами», «уставами» и «постановлениями», а потому, что этим Господь хотел наглядно, видимыми образом всегда напоминать евреям о том великом событии синайского законодательства, когда «весь народ видел громы, и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и сталь вдали», и объятый великим ужасом и страхом просил Моисея: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы не умереть ( Исх. 20:18–19 ). Из последних слов видно и то, почему Бог устно дал только 10 заповедей: потому, что объятый ужасом народ не мог дольше слушать глаголы Божии и просил Моисея говорить с Богом и передавать Его дальнейшие законы. Эти дальнейшие законы Божии и передал Господь уже чрез Моисея Израилю на той же горе Хориве, когда Моисей «вступил во мрак, где Бог» ( Исх. 20:21 ): «И вот законы, говорит на Хориве Господь Моисею, которые ты объявишь им» ( Исх. 21:1 ); и потом дает все те законы, которые переданы были Моисеем народу и записаны для него и его потомства в книге Исход и Второзаконии. Отсюда для всякаго ясно заблуждение адвентистов, будто Бог дал только 10 заповедей и не давал больше никаких законов; ясно также и то, что и другие, Богом данные чрез Моисея, законы, напр., о пище, о жертвах, о праздниках и прочие имели одинаковую силу и значение с 10 заповедями, ибо эти законы были законы Божии. Адвентистов и других субботников, утверждающих, что кроме 10 заповедей Господь не давал никаких законов, обличаете Сам Бог следующими, например, словами: «Не дам впредь выступать ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея» ( 2Пар. 33:8 ). ,И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои и объявил им постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; дал им также субботы Мои (а не одну субботу), чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я – Господь, освящающий их... по Моим заповедям поступайте и мои уставы соблюдайте и исполняйте их» ( Иез. 20:11–12 и 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Господь попустил, чтобы Филистимляне взяли и св. херувимов в плен, Он попустил язычникам дважды разрушить жилище Свое – храм Иерусалимский, который освятил Сам, обещая пребывать в нем «во век» ( 3Цар. 9:3 ). Мучители и распинатели Христа не были наказаны при жизни, хотя легионы ангелов могли стать на грозную защиту Его, но горькая ожидает их участь на небе, как и всех хулителей святыни Господней! # Помни слова Господа: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» ( Иез. 33:11 , 2Цар. 14:14 )! III. Вопросы и ответы православного 1) Где в св. Писании запрещается почитание священных изображений? 1) Нигде. Сектанты не могут указать ни одного места в Писании против почитания св. икон, а приводят из него места, говорящие все об идолах да кумирах, а не об иконах. 2) Где в Писании говорится о священных изображениях? 2) Моисею повелел Господь сделать из золота двух херувимов: посреди них Он являлся Моисею и объявлял народу Свою волю ( Исх. 25:18–22 ). На завесе, отделяющей от святилища «Святое Святых» (то же, что наш иконостас, была завеса), сделаны были, по повелению Божию, вышитые искусною работою изображения херувимов ( Исх. 26:31, 36:18 , 2Пар. 3:10–14 ), как и на стенах и дверях храма ( 3Цар. 6:23–29 и 34–35). 3) Молились ли пред священными изображениями? 3) Да, молились: поклонялись пред ними (Давид Пс. 5:8, 131:8 ); падали лицом до земли (Иисус Нав. 7:6 ); приносили жертвы пред ними (Соломон 3Цар. 3:15 ) и воспевали ( Пс. 137:1–2 ); кадили фимиамом ( Исх. 30:1, 6–8, 40:5 ); зажигали светильники и лампады ( Исх. 37:17, 23, 27:20–21 ), то есть молились ветхозаветные праведники пред священными изображениями так, как и мы, грешные, молимся. 4) Почему молились пред св. изображениями святые люди? 4) Без сомнения, они молились пред священными изображениями потому, что Бог велел молиться пред ними, ибо чрез священные изображения Господь проявлял Свою Божественную силу: 1) сокрушал идолов ( 1Цар. 5:1–5 ); 2) карал язычников ( 1Цар. 5:6–12 ); 3) наказывал не почитающих священные изображения ( 1Цар. 6:19–21 ); 4), наказывал без страха Божия обращающихся с ними. Приведем примеры последнего, ибо о том, как Он сокрушал идолов и карал язычников, мы уже видели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Из Ливны пошел Иисус... к Лахису... и воевал против него... и поразил его мечем и все дышущее, что было в нем» (Нав.10:28—32), и т.д. и т.д.    Иисус Навин совершал те массовые расправы над мирным населением без разбору на правых и виноватых, которые во все века вызывали ужас и негодование богобоязненных людей. За подобное в свое время были прокляты Иаковом его сыновья Симеон и Левий. Иисус делал своими руками то, что обычно поручалось стихии: водам потопа или серному дождю, погубившему Содом. Он был карой Божьей. Господь еще на Синае обещал Израилю, что пошлет ужас Свой перед ним (Исх.23:27). Иисус олицетворял этот Ужас. Он был тот конь, которым хвалился Господь перед Иовом: «Храпение ноздрей его — ужас! Роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию... И издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик» (Иов.39:19—25). Военные кличи с юности мерещились Иисусу. «Военный крик в стане», — сказал он Моисею, услышав шум, который подняли неверные израильтяне вокруг золотого тельца. «Я слышу голос поющих», — поправил его Моисей (Исх.32:17—18).    Избранный вождем Израиля за безоглядное мужество и бесстрашие, проявленное в разведке (Числ.13—14), Иисус и подготавливался к своему служению особым образом. Еще юношей он переступил с Моисеем ту черту, за которую не мог пойти ни один из смертных (Исх.19:12—13). Он неотлучно находился при скинии, когда в ней обитала слава Божия, присутствуя при том, как Господь говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11). Эта пора его жизни покрыта тайной. Но нам известно, что еще до посвящения в нем был Дух, как сказал Моисею Сам Господь (Числ.27:18). И мы знаем, как Господь напутствовал Иисуса после посвящения. Никому более не говорилось таких слов. «Будь тверд и мужествен, — говорил Господь, — ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им. Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон... Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» (Нав.1:6—9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Исх.20:16 .  Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т.п. ближнего, как ложным показанием перед судьей ( Втор. 19:18 ), так и клеветой ( Пс. 14:2–3, 49:20 , Сир. 7:12–13 ). Исх.20:17 .  Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. От запрещения худых дел и слов закон переходит в десятой заповеди к запрещению худых желаний и помышлений, составляющих источник худых дел. В порядке перечисления предметов, на которые воспрещено обращать худые желания и помышления, есть разница между еврейским текстом кн. Исхода и Второзакония ( Втор.5:21 ). В первой редакции заповедь начинается так: «не желай дома ближнего твоего», а во второй: «не желай жены искреннего твоего», а потом: «не желай дома ближнего». Какая редакция вернее, сказать трудно. Перенесение слов из одной заповеди в другую немыслимо, а перестановка в одной и той же возможна. Под «домом», пожелание которого запрещается, всего естественнее разуметь дом не только в смысле жилища, но в смысле семьи и всех стяжаний домохозяина, которые затем и перечисляются отдельно, в разъяснение общего понятия «дом». Исх.20:18 .  Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали. Исх.20:19 .  И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. Боязнь быть сожженными огнем ( Втор. 5:22, 18:16 ) заставляет евреев отступить от Синая. При возникшей вследствие этого невозможности лично слышать голос Всевышнего народ просит Моисея быть посредником между ним и Богом. Ущерба от этого, как бы говорят евреи, не произойдет никакого: выслушивая повеления Иеговы из уст Моисея, они исполнят их ( Втор. 5:24 ), как будто слышали непосредственно от самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт.16:7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт.21:17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт.22:10–18 ), Иакову во сне перед возвращением его из дома. Лаванова в родную землю ( Быт.31:11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт.32:24–30 ; ср. Ос.4:4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Чис.22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх.3:2–15 ), являющегося именует часто Ангелом-Иеговою и Ангелом Иеговы (евр. Maleach-Iehovah и Maleach haelohim), и изображает Его, как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являвшемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав.5:13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд 6, 11–27 ), Маною ( Суд 13 гл.), причем являвшийся также называется Ангелом Иеговы. Этот же Ангел-Иегова представляется заключавшим завет с израильским народом и выведшим его из Египта ( Исх.3:2–12 ), спасшим его от руки египтян при Чермном море и предводительствовавшим им в столпе огненном и облачном во время странствования по пустыне ( Исх.14:15–31 ; Чис.20:16 ). Об этом Ангеле пр. Исаия, касаясь отношений Господа к судьбе народа израильского, говорит следующее: Он (Господь) был для них спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние (63, 8–9). Кто такой этот таинственный Ангел-Иегова или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший Собою лице Самого Господа? Допустить, что это есть тварно-служебный дух (хотя такое мнение принято р.-католической церковью), было бы противоречием тексту библейских повествований. Остается предположить, что это Сам Бог, но имеющий самостоятельное и отличное от неявленно пребывающего Иеговы бытие. В книгах пророческих этот Ангел-Иегова именно и изображается как то божеское лицо, которому, по определению Отца и собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле Мессией ( Зах.12:8; 9 гл.), которое есть Ангел завета ( Мал.3:1 ), велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). Такое понимание подтверждается и свидетельством ап. Павла о том, что И. Христос сопутствовал евреям, когда они шли из Египта в обетованную землю, чудесно давал им пищу и питие и некоторыми из них был искушаем ( 1Кор.10:4–9 ; сн. Исх.17:1–6 ; Чис.20:2–11 ). В Восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В ВЗ есть ряд упоминаний о др. видах казни, к-рые не предусмотрены законом Моисеевым, но к-рые налагались законной властью. Так, после завоевания Раввы Аммонитской жителей этого города царь Давид «вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими» (2 Цар 12. 31). После победы над идумеями иудеи, во главе к-рых стоял тогда царь Амасия , привели 10 тыс. пленных на «вершину скалы, и низринули их с вершины скалы, и все они разбились...» (2 Пар 25. 12). Впрочем, все перечисленные выше казни имели особый характер, потому что они налагались не на израильтян, а на побежденных противников. При наказании ударами бича или палки в соответствии с Второзаконием полагалось наносить не больше 40 ударов, «чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред твоими глазами» (Втор 25. 3). В случае причинения тяжких телесных повреждений наказание налагалось в буквальном смысле по принципу око за око, зуб за зуб (Исх 21. 24). Тюремное заключение не предусматривалось в законе Моисеевом, хотя, по свидетельству ряда мест ВЗ, и применялось фактически. Так, царь иудейский Аса подверг прозорливца Ананию заключению в темницу (2 Пар 16. 10). Заключенных сковывали цепями, забивали в колодки (Иер 20. 2). В нек-рых случаях наказанием служил штраф. Оклеветавший новобрачную жену свою в добрачном нецеломудрии, помимо того что до конца жизни ее утрачивал право на развод с ней, должен был еще заплатить 100 сиклей серебра ее отцу (Втор 22. 19). Если кто в драке ударит «беременную женщину и она выкинет», то виновный должен при посредниках заплатить мужу пострадавшей жены, сколько тот потребует (Исх 21. 22). Воровство каралось многократным возмещением украденного (Исх 22. 1). Если же вор окажется не в состоянии заплатить штраф, то он сам подлежит продаже в рабство в возмещение причиненного им убытка (Исх 22. 3). В. п. включает и ряд процессуальных норм, касающихся судопроизводства по уголовным делам. Расследование дел полагалось производить публично, у городских ворот, поскольку это было самым людным местом (Втор 21. 19). Суд мог вынести обвинительный приговор только в том случае, когда обвинение подтверждалось не менее чем 2 свидетелями, показания к-рых ни в чем не противоречили друг другу (Числ 35. 30; Втор 17. 6). Лжесвидетель подвергался наказанию, полагавшемуся за преступление, в к-ром он клеветнически обвинял невиновного (Втор 19. 18-19).

http://pravenc.ru/text/158294.html

Лев.23:3 .  шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. Закон о праздновании субботы, данный уже в десятословии ( Исх 20.8–11 ) и неоднократно повторяемый и после ( Исх.23:12, 34:21 ), здесь поставляется на первом месте: суббота есть знамение завета теократического Иеговы с Израилем (ср. Исх 31.13–14 ). Главным требованием выставляется полное прекращение обыденных занятий – более чем в другие праздники, строгий покой (schabbat-schabbaton) вместе c " священным собранием» (miqra qodesch); под последним может разуметься посещение святилища, при котором в субботу двойная – против обыденной жертвы – жертва ( Чис 28.9–10 ). Однако суббота не приурочивается нарочито к святилищу, напротив, предписывается празднование субботы «во всех жилищах» – по толкованию раввинов: как в обетованной земле (где было святилище), так и всюду вне ее пределов. Chab: покой нареченный свят Господеви, по LXX, ср. Vulg.: sabbati requies, vocabitur sanctus. Лев.23:5 .  в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; Лев.23:6 .  и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; Лев.23:7 .  в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; Лев.23:8 .  и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. Пасха – воспоминание начала теократического бытия Израиля, как народа Иеговы, поставляется естественно во главе всех праздников года. Связанный с исходом Израиля из Египта – событием, начавшим новую эру в истории Израиля, праздник Пасхи – опресноков продолжался 7 дней, для вящшего укрепления в сознании народа и отдельных членов его важнейшего момента. С наибольшею полнотою дается законоположение о Пасхе в книге Исход ( Исх.12:6, 11, 15–20 ), именно при изложении самой истории исхода евреев из Египта, затем – в отдельных статьях закона ( Исх.23:15, 34:18 ). В рассматриваемом месте определяются 1) время начала праздника ( Исх.23:5–6 ): 14-го нисана вечером, собств. с евр. ben-haarbaim: «между 2-мя вечерами» (ср. Исх 12.6 ) – на закате солнца (по пониманию самарян и караимов) или от склонения солнца к закату до полной тьмы (по толкованию фарисеев, И. Флавия и Филона); 2) продолжительность праздника – 7 дней ( Лев.23:6–7 ); 3) характер празднования: покой и священное собрание в 1-й и 7-й дни ( Лев.23:7–8 ), и едение опресноков всю неделю ( Лев.23:6 ). О специальных жертвах в праздник Пасхи говорит кн. Чисел ( Чис 28.19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010