Числ. X:9. 71 Числ. X:10. 72 Втор. XVII, 9 — 12. 73 Лев. гл. XII — XIV. 74 Лев. VII:20 и мн. др. 75 Лев. XII — XIV и др. 76 Лев. гл. XVII. 77 Числ. VI:13 — 21. 78 Втор. XXI, 5 — 9. 79 Числ. V:12 — 31. 80 Числ. V:21. 81 Исх. гл. XXVIII и др. 82 Исх. XXVIII:41; XXIX, 1 — 44. 83 Мы не останавливаемся на более подробном раскрытии этого отличия, так как для нас оно представляется делом второстепенным и в значительной мере выяснено уже в труде о. Г. Титова: «История священства и левитства ветхозаветной церкви», где этому вопросу посвящена вся вторая часть книги. 84 Евр. X:1. 85 Евр. VIII:7, 8, 13. 86 Евр. X:9. 87 Евр. IX:22. — 28 88 Евр:Х, 4. 89 Евр. X, 1 — 2. 90 Евр. X:10. 91 Евр. IX:26. 92 Евр. X:14. 93 Евр. X:9. 94 Евр. X:18. 95 Евр. IX:9. 96 Евр. X:II. 97 Евр. VII:27 — 28. 98 Евр. VII:11. 99 Евр. IX:9. 100 Евр. IX:10. 101 Евр. IX:11 — 12. 102 Евр. X:19. 103 Евр. IX:24. 104 Евр. IX:15. 105 Евр. VII :24 — 25 106 1 Тим. II:5. 107 Евр. VII:26. 108 Евр. X:12. 109 Евр. X:18. 110 Евр. X:19 111 1 Иоанн. II, 1. 112 Иоанн. II, 1. 113 Евр. VII:17. 114 Апок. XIII:8. 115 Евр. X:9. 116 Евр. X:10; ср. Мф. XXVII, 51. 117 Мысль эта встречается почти у всех отцов и учителей Церкви. Например, Ап. Варнава, «Послание», гл. VII стр. 47 — 49, изд. 1862 г. русский перевод прот. Преображенского; св. Климент Римский , «Первое послание к Коринфянам», гл. XXXVI стр. 137 того же издания; св. Полпкарп Смирнский , «Послание к Филиппийцам», гл. XII стр. 449; св. Иустин Мученик , «Разговор с Трифоном иудеем», гл. стр. 290, изд. 1892 г. перевод прот. Преображенского; св. Киприан Карфагенский , «Письмо 63 к Цицилию», ч. I стр. 398, изд. 1891 г. р. п.; Ориген , «In. Ioan. horn. XXVIII», p. 14; св. Григорий Богослов , «Слово 2-е о Сыне», т. 4 стр. 181 р. п.; св. Григорий Нисский , «Слово на св. Пасху», т. 8 стр. 38 — 39 р. п.; св. Епифатй Кипрский, «Против Ариоманитов», т. 4, гл. XXXIX стр. 169 р. п.; Бл. Августин , «О граде Божием», т. 4, кн. 10 гл. VI, стр. 114 р. п. и мног. др. 118 Ап. Варнава , «Послание», гл. II стр. 35; св. Иустин Мученик , «Разговор с Трифоном иудеем», гл. стр. 319; св. Ириней Лионский , «Против ересей», кн. 4, гл. XVIII, § 4, стр. 365, изд. 1900 г., русский перевод прот. Преображенского; св. Иоанн Златоуст , «Против Иудеев», сл. 11. § 5 и далее, изд. 1895 года С.П.Б. Академии т. I. ч. 2 стр. 713; Бл. Августин , «О граде Божием», т. 6, кн. 20.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

22. Матфей , Грек, упом. 1382; † 1385. 23. Иаков хирот. 1386 и вскоре изгнан; † 27 нояб. 1392. Святой. (Мощи в Ростовском Яковлевом мнтре). III. Архиепископы Ростовские, Ярославские и Белоезерские 24. Феодор хирот. 1390 из архим. Симоновских; † 28 нояб. 1395. Святой. Мощи в Ростовском соборе. 25 в подлиннике зачёркнут. 26. Григорий хирот. 29 мар. 1396; † 3 мая 1416. 27. Дионисий , Грек, хирот. 12 июля 1418, из игум. Спасо-Каменного монастыря; † 18 окт. 1425. 28. Ефрем хирот. 13 апр. 1427; [архиепископ с дек. 1448; прод. Нест., 256]; † 29 мар. 1454. Погребён в Ростовском соборе. 29. Феодосий Бывальцев хирот. в июне 1454 из архим. Чудовских, а с 3 мая 1461 митрополит всея Русии. 30. Трифон 13 мая 1462 хирот. из архим. Новоспасских, а 6 авг. 1467 отказался от епархии; † 30 дек. 1468. Погребён в Спасо-Ярославском мнтре. 31. Вассиан Рыло хирот. 13 дек. 1467 из архим. Новоспасских; † 23 мар. 1481. Погребён в Ростовском соборе. 32. Иоасаф кн. Оболенский хирот. 22 июля 1481, из игум. Ферапонтовских; в 1448 отошёл в тот же мнтрь; † 7 окт. 1514. Погребён там же. 33. Тихон Малышкин хирот. 15 янв. 1489 из архим. Ростовского Ярославского (?) Спасского монастыря; в янв. 1503, по немощи, отошёл к Борису и Глебу, на Устье. Погребён там же. 34. Вассиан хирот. 15 янв. 1506 из архим. Симоновских; † 28 авг. 1515. Погребён в Ростовском соборе. 35. Иоанн хирот. 9 февр. 1520 из архим. Симоновских; до 1525. 36. Кирилл хирот. 4 мар. 1526 из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; по исх. 1538. 37. Досифей хирот. в мар. 1539, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; † 14 авг. 1542. Погребён в Ростовском соборе. 38. Алексий хирот. 25 февр. 1543, из игум. Троице-Сергиевских; по исх. 1548 (в 1551 на соборе бывший). 39. Никандр хирот. 17 мар. 1549 из бывших игум. Троице-Сергиевских; † 25 сент. 1566. Погребён у Троицкой Лавры. 40. Корнилий хирот. 19 янв. 1567, из казначеев митрополичьих; упом. до 1574. 41. Иона † в 1576; Погребён в Ростовском соборе. 42. Авраамий , в 1577. 43. Давид , в 1578–83, лишён сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евр.11:14 . Ибо те, кои это говорили, находясь в наследии своем, являли тем самым, что они другого отечества ищут, не в Харане или собственного своего 2884 отечества в Халдее, откуда вышел Авраам. Евр.11:15 . И если бы они стремились к тому именно отечеству, из коего вышли, и о нём вспоминали, то имели бы ведь в течении долгой жизни своей время возвраТит.ься. Евр.11:16 . Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, – то этим самым ясно показали, что гораздо лучшего желали, то есть небесного. Посему не стыдится Бог называться Богом их: разумеются слова, сказанные Моисею: Я – Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, – это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род ( Исх.3:15 ). Евр.11:17–19 . Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака ( Быт.22:10 сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нём названо было ему семя ( Быт.21:12 ). Но Авраам нимало не усомнился в том, что если и умертвит его (Исаака), всё же будет ему наречено в нём семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу —299— получил, то есть: чтобы в нём научились воскресению мертвых, – и чтобы в нём познал сынов духа, кои имели быть у него. 2885 —300— Евр.11:20 . Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава: то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого ( Быт.27:27 сл.). Евр.11:21 . Так и Иаков верою благословил каждого сына Иосифова: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось —301— наконец благословение их в наследии их; однако, он поклонился краю 2886 жезла своего, поскольку веро- —302— вал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. ( Быт.47:29–31; 48:15 сл.). Евр.11:22 . Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской ( Быт.50:24 ). Евр.11:23 . Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течении тех трех месяцев ( Исх.2:2 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евр.11:15 . И если бы они стремились к тому именно отечеству, из коего вышли, и о нем вспоминали, то имели бы ведь в течении долгой жизни своей время возвратиться. Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, – то этим самым ясно показали, что гораздо Евр.11:16 . лучшаго желали, то есть... небеснаго. Посему... не стыдится... Бог... называться Богом... их: разумеются слова, сказанные Моисею: «Я – Бог Авраама, и Исаака, и... Иакова, – это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род» ( Исх.3:15 ). Евр.11:17–18 . Верою... искушаем был Авраам... и... в жертву... принес... Исаака ( Быт.22:10 ), коего по «обетованию» он получил, чтобы в нем названо было ему »семя " ( Быт.21:12 ). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что Евр.11:19 . и из мертвых воскресить... силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, – и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него. Евр.11:20 . Верою в будущее... благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава: то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого ( Быт.27:27 ). Евр.11:21 . Так и Иаков... верою... благословил кажда го сына Иосифова: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поскольку веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. ( Быт.47:29–31, 48:15 ). Евр.11:22 . Верою Иосиф, умирая, [напоминал], и прочее: то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской ( Быт.50:24 ) Евр.11:23 . Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца... родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев ( Исх.2:2 ). Евр.11:24 . Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глагол   обозначает Л. к Богу (Исх 20. 6; Втор 5. 10; 6. 5; 7. 9; Нав 22. 5; 23. 11; Суд 5. 31; 3 Цар 3. 3; Неем 1. 5; Дан 9. 4; Пс 25. 8) и к святому городу (Иерусалиму - Пс 121. 6). Этот же глагол употребляется и для обозначения Л. Бога к человеку. Бог любит человека (Втор 4. 37; 2 Цар 12. 24; Притч 3. 12), израильтян (Втор 7. 8; Ис 43. 4; Мал 1. 2; Иер 31. 3), Иерусалим (Пс 77. 68; 86. 2), праведность и правосудие (Пс 10. 7; 32. 5; Ис 61. 8). В Септуагинте древнеевр. глагол   в большинстве случаев переводится глаголом γαπω. Используются также глагол φιλω и его производные (напр.: Быт 27. 9, 14; Притч 8. 17; 21. 17; 29. 3; Еккл 3. 8; 3 Цар 11. 1 (Σαλωμων ν φιλογναιος); 2 Пар 19. 2 (φιλιζω); 26. 10 (φιλογωργος); Ис 56. 10; Ос 3. 1б). В Притч 8. 17а формы глагола   переведены разными греч. глаголами (φιλω и γαπω). В 2 местах глагол   передан греч. ρω (Притч 4. 6; Есф 2. 17). Для перевода существительного   в Септуагинте использованы 3 варианта: γπη (2 Цар 13. 15; Пс 108. 4; Еккл 9. 1, 6; Песн 2. 4, 5, 7; 3. 5, 10; 5. 8; 8. 4, 6, 7; Иер 2. 2); γπησις (2 Цар 1. 26; Пс 108. 5; Иер 2. 33; 31. 3; Ос 11. 4; Соф 3. 17); φιλα (Притч 5. 19; 10. 12; 15. 17; 17. 9; 27. 5). Для выражения понятия «любовь» в древнееврейском тексте ВЗ могли использоваться и слова, образованные от др. корней. Так, глагол   основное значение которого в древнеевр. языке - «миловать» (в отличие от арамейского, где основное значение корня   - «любить»), в Пс 17. 2 используется в значении «любить»: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» В Септуагинте в данном стихе употреблено γαπσω, тогда как обычно глагол   переводится на древнегреческий как οκτρω (οκτερω) - «жалеть, скорбеть, сочувствовать» (напр., Пс 102. 13). Понятие «любовь» в НЗ Для обозначения Л. в НЗ наиболее часто используется глагол γαπω (любить, ценить, предпочитать, воздавать почести) и его производные. Этим словом обозначается Божественная Л., в силу к-рой Бог Отец посылает Своего Сына, чтобы искупить грехи людей (Ин 3. 16; 1 Ин 4. 10-11; 2 Фес 2. 16); Л. Иисуса Христа, ради к-рой Он идет на крестные страдания (Гал 2. 20; Еф 5. 2); Л. верующих к Богу (Мф 6. 24; 22. 37; Иак 1. 12; 1 Петр 1. 8; Рим 8. 28; 1 Кор 2. 9; 8. 3); Л. к ближнему, которая немыслима без Л. к Богу (1 Ин 4. 20). Предметами этой Л. могут быть правда, праведность (Евр 1. 9); человеческая слава (Ин 12. 43); главенствующие места на собраниях (Лк 11. 43); тьма или свет (Ин 3. 19); мир (1 Ин 2. 15); нынешний век (2 Тим 4. 10); своя душа в значении «жизнь» (Откр 12. 11); жизнь (1 Петр 3. 10); второе славное явление Христово (2 Тим 4. 8).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

«Я есмь Сущий» «И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3: 12) Слова: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение» – могут означать, что с этого мгновения «ты сам будешь осознавать божественное присутствие рядом с собою, и это для тебя будет сильнейшим знамением (свидетельством) Моего особого благоволения по отношению к тебе». В той или иной форме каждый верующий в Бога должен стремиться к ощущению особой близости к Богу. Сказано: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян. 17: 27 ). Слова: «когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» – могут означать: «Не спеши благодарить Меня за те новые ощущения, которые ты переживаешь теперь. Потом вы все вместе, как народ, испытаете нечто подобное и “совершите служение Богу на этой горе”». С другой стороны, под «знамением» совершенно неожиданно понимается событие, которое произойдет в будущем: «и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». В таких словах Бог как бы говорит, что евреям будет за что восхвалять Господа, когда они дойдут до этого места. И далее мы читаем: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» ( Исх. 3: 13 ). Конечно, речь идет не о попытке узнать некое слово и его правильную артикуляцию (произношение). Речь идет об особом раскрытии Бога в этом мире, о той возможной высоте, на которую может подняться Божий народ в своем исходе из Египта. То есть мера Божиих судов, как могло казаться евреям, раскрылась в имени Элоним (Бог), и теперь они могли со всяческой настойчивостью жаждать раскрытия Божественного милосердия в имени Янве (Господь). Поэтому слова: «они скажут мне: как Ему имя?» – могут означать в их устах: «Мы видели меру суда Его, но когда же познаем меру Его милосердия?» То есть Моисей не мог прийти просто с пустыми руками и сказать: «Подождите еще немного, и все будет в порядке».

http://pravoslavie.ru/98497.html

В кон. X в. до Р. Х. крепость А. была сожжена, возможно, егип. фараоном Шешонком I во время кампании 925 г. до Р. Х. (1 Цар 14. 25-26) - в Карнакской надписи он назвал 2 крепости в Юж. Израиле, «Больший Арад и Арад дома Иерухама» ( Aharoni Y. The Land of the Bible. Phil., 19793. P. 215-216. 107-112). В этом случае возникновение крепости А. можно датировать периодом Единого Царства (X в. до Р. Х.). (Существует однако мнение, согласно к-рому крепость возникла в IX в. (Mazar. Archeology. P. 439)). Позже крепость перестроили, святилище расширили, использовав старый алтарь как фундамент, соорудили новый (5 ´ 5 ´ 3 м; ср.: Исх 27. 1): из камня на глине и покрытый кремневой плитой со стоками для возлияний. На его ступенях найдены 2 керамических кубка, надписанные знаками, к-рые читают как архаические евр. (X-IX вв. до Р. Х.) или развитые финик. (VII-VI вв. до Р. Х.) письмена. План культового комплекса. X в. до Р. Х. План культового комплекса. X в. до Р. Х. Перестройку А. как крепости, охранявшей пути к Вади-эль- Араба , Моаву и Едому (1 Цар 22. 47-48; 2 Пар 17. 10-12), датируют IX или VIII в. до Р. Х. (Мазар). В первом случае ее связывают с деятельностью иудейских царей Асы (911-870 до Р. Х., 2 Пар 14. 4-6; 1 Цар 15. 23) или Иосафата (870-848 до Р. Х., 2 Пар 17. 1-2, 12-13; 21. 3). Выделяемый в крепости слой следующего разрушения связывают с восстанием Едома (2 Пар 21. 8, 10) и вторжениями филистимлян (2 Пар 21. 16-17) в 840-х гг. или датируют кон. IX - 1 четв. VIII в. до Р. Х. В восстановленном А. (при Озии , ок. 767 до Р. Х.?) сохранилась старая планировка, но позже святилище засыпали землей, возможно при реформе Езекии и уничтожении храмов вне Иерусалима ок. 715 г. до Р. Х. (2 Цар 18. 4, 22; 2 Пар 31. 1; 32. 12). Эту дату подкрепляет керамика, идентичная III слою Лахиша. А. вновь был разрушен во время вторжения ассир. царя Синаххериба (701 до Р. Х.), после чего стены отстроили только в VII в. до Р. Х. (при царе Манасии или его внуке-реформаторе Озии , 641-609?). В одну из кампаний вавилонского царя Навуходоносора II в Иудее (597 до Р. Х.: 2 Цар 24. 2; Иер 13. 18-19) А. вновь разрушили; его руины сохранили остраконы со списками имущества, написанными егип. иератическим письмом, а также 3 печати «Элиашива, сына Осиаху» (возможно, начальника или интенданта гарнизона, к-рому адресовано большинство остраконов этого уровня). Вскоре по руинам старых укреплений прошла новая стена, усиленная башнями. Сопоставление палеографии арадских надписей с Лахишскими письмами Лахиша II и керамикой позднего железного века говорит о том, что А. VI мог быть отстроен в кон. VI в. до Р. Х. (см. Иер 51. 59; ср.: 27. 2-28. 17), после того как был разрушен идумеями при походе Навуходоносора в Иудею в 587 г. до Р. Х. (Авд 10-14; Пс 137. 7), что подтверждает одно из писем, в к-ром Элиашиву приказывают отправить подкрепления в соседний Рамот-Негев «страха ради идумеев».

http://pravenc.ru/text/75814.html

19.       Давид , духовник Феоктиста, хирот. 5 июня 1309; † 5 февр. 1325. 20.       Моисей избр. 1325, хирот. в начале 1326, из архим. Юрьева монастыря; в 1330 отошёл на Коломцы. 21.       Василий Калека , из монахов, хирот. 25 авг. 1331; † 3 июля 1352. Моисей (вторично) в 1352–59, по немощи, отошёл на Сковородку; † 25 3 янв. 1363. Мощи обретены 19 апр. 1686. Святой. 22.       Алексей , из ключников софийских, избр. 1359, хирот. 12 июля 1360; в апр. 1388, за немощь, отошёл в Деревяницкий мнтрь; † 3 февр. 1390. 23.       Иоанн избр. 7 мая 1388, хирот. 17 янв. 1389, из игум. Хутыньских; 20 янв. 1415 отошёл в Деревяницкий; † 24 июня 1417. 24.       Симеон (в иноках Самсон ) избр. П авг. 1415, хирот. 22 мар. 1416, из иноков Хутыньских; † 15 июня 1421. Святой. Феодосий , игум. Клопский, избр. 1 сент. 1421, изгнан 30 авг. 1423, не быв хирот.; † 29 сент. 1425. 25.       Евфимий (в иноках Емелиан ) Брадатый избр. 1423, хирот. в сент. 1424, из иноков Деревяницких; † 1 нояб. 1429. 26.       Евфимий Вяжицкий избр. 13 нояб. 1429, хирот. 26 мая 1434, из иноков Лисицкого монастыря; † 10 мар. 1458. 27.       Иона избр. в мае 1458, хирот. в февр. 1459 [из игум. Отенских, см. Житие); † 3 нояб. 1470. Святой. 28.       Феофил избр. в исх. 1470, хирот. 15 дек. 1471, из протодиаконов; 24 янв. 1480 отослан в Чудов мнтрь; в июле 1482 отрёкся от владычества; † 26 окт. 1482. 29.       Сергий (в мире Симеон) хирот. 4 сент. 1483, из иноков Троицких; 27 июня 1484 больной отвезён туда же; † 1504. 30.       Геннадий Гонзов хирот. 12 дек. 1484, из архим. Чудовских; 26 июня 1504 отрёкся по неволе от владычества; † 4 дек. 1505, в Чудове. Святой. 31.       Серапион хирот. 15 янв. 1506, из игум. Троице-Сергиевских; в мае 1509 пойман, отлучён; в 1512 отпущен к Троице, где † 16 мая 1516. Святой. (Между-архиерейство 17 лет). 32.       Макарий хирот. 4 мар. 1526, из архим. Лужецкого монастыря, а с 19 мар. 1542 митр. Всероссийский. 33.       Феодосий хирот. 18 июня 1542, из игум. Хутыньских; 21 дек. 1550 вызван в Москву и отставлен; † 26 февр. 1563, в Иосифове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Роптать значит искушать Бога: Укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? ( Исх.17:2 ). Ропот раздражает Бога: Народ стал роптать в слух Господа: и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана ( Числ.11:1 ). Библейские примеры наказания Божия за ропот: Доколе злому обществу сему роптать на Меня? Скажи им: в пустыне сей падут тела ваши ( Числ.14:27–29 ). Говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] израилевых ( Числ.21:5–6 ). Библейские изречения, утешающие скорбящего человека, готового роптать на Промысл Божий: а) Ничто не случается с человеком без воли Божией: Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога ( Лк.12:6 ), не упадет на землю без воли Отца нашего небесного ( Мф.10:29 ). А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц ( Лк.12:7 ). б) Скорби полезны для человека: Плавильня – для серебра и горнило – для золота, а сердце испытывает Господь ( Притч.17:3 ). Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай ( Иов.5:17 ). Господь кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами; ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр.12:6–7 ). в) В скорби нужно обращаться к Господу: Близок Господь к сокрушенным сердцем ( Пс.33:19 ). Утешайся Господом, предай Господу путь твой ( Пс.36:4–5 ). Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя ( Пс.54:23 ). Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют ( Иов.5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—83— этому поводу обвинять учеников, но как написано, порицали их за то, что разоряли субботу. Истинно яснейшим доказательством Господь противопоставил им пример Давида царя ( Мф.12:3,4 : ср. 1Цар. гл. 21), так как он не был наказан за подобное действие, как и за некоторые другие. Не следовало Давиду есть, 918 потому что он не был священником. 919 Священником, конечно, был Давид, (но) потому что он был обителью Святого Духа. И когда сим они, конечно, не были вразумлены, тогда ясно обличил их из собственных их действий, говоря: «священники их в храме нарушают субботу и суть без греха ( Мф.12:5 )». Но и иное нечто назнаменовал нам Господь. Раньше преследования Давид не должен был приступать к священному, когда же его начали преследовать, он получил власть взять его и есть. Таким же образом и Господь после Своих преследований разделил Свою плоть и Свою кровь ученикам Своим и верным. «Суббота создана ради человека ( Мк.2:27 )»; ибо отдых бывает после шести дней, посему ради человека, поскольку по этой причине (суббота) и получила сие имя. Итак, не ради Бога установлена суббота, но ради человека; поэтому человек, который дал её, есть господин её. Глава шестая Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел, – говорит, – Иисус —84— очи Свои на них и начал говорить: блаженны, нищие в духе своем ( Лк.6:20 ; Мф.5:1–3 )», то есть, нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «блаженны кроткие ( Мф.5:5 )». «Кротчайшим человеком был Моисей из всех сыновей народа своего ( Чис.12:3 )», и: «на кого призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем ( Ис.66:2 )». Также: «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его ( Пс.131:1 )», и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 )». – «Блажен, кто алчет и жаждет правды ( Мф.5:7 )», как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа ( Ис.49:10 ср. Пс.41:3; 62:2 )». – «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 )», как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже ( Пс.50:12 )». Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы злые ( Мк.7:21 ; Мф.15:18 )». – «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут ( Мф.5:4 )», как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся ( Рим.8:17 )». – «Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф.5:9 )», поскольку ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава, в вышних Богу и на земли мир ( Лк.2:14 )». «И устроил мир, – говорит (Апостол), – кровию креста Своего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010