Священное Писание дает множество примеров ходатайств и молений праведников об избавлении от грозящих стихийных бедствий: это праотец Авраам (Быт. 18:16–32), пророки Моисей (Исх. 9:29), Илия (3 Цар. 18:42–45 — ср.: Иак. 5:17–18), Иеремия (Иер. 14) и другие. Более того, через пророка Захарию Господь заповедует всем просить и Него «дождя во время благопотребное» (Зах. 10:1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8:22–25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христианской богослужебной практике — со временем были созданы особые чинопоследования на случаи стихийных В нашей заметке приводятся примеры того, как чрезвычайные ситуации отражены в Священном Предании: иконография чрезвычайных ситуаций в наше время вполне востребована, ведь к немалому количеству катастроф природных добавились катастрофы техногенные. Современную цивилизацию в последние два десятилетия принято рассматривать уже как «цивилизацию риска»; техника дала человеку власть над природой, но при этом сделала его своим рабом. Вследствие этого катастрофы перестают быть единовременными событиями и превращаются в процессы, вызывающие в том числе и социальную дестабилизацию. Вспомним Чернобыльскую катастрофу 1986 года с её экономическими, социальными, политическими, демографическими и другими последствиями. Как тут не вспомнить грозное предупреждение Божие: Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши (Лев. 26:18)! Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, являясь неким нарушением равновесия, гармонии созданного Богом мира, происходят или непосредственно по воле Божией (Лев. 26:3–4, 18; 2 Пар. 7:13; Пс. 103:32; 148:8; Иов. 37:6; Иер. 14:22), или по Его попущению (Ам. 3:22), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез. 33:11; 2 Цар. 14:14; Иона 3:10; Откр. 3:19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр. 3:19; ср.: Притч. 3:12; Евр. 12:6–7). Они часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис. 29:6; ср.: Пс. 49:3; Ос. 6:3; 3 Езд. 3:19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк. 21:11)

http://pravmir.ru/ikonografiya-chrezvych...

С таким, в общих чертах, анализом Исход также даёт особую информацию об Аврааме и его потомках, информацию, указывающую на мудрость в том, чтобы принять сторону Господа. Он обещал Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя,… Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт.12:2-3 ). Он сказал Аврааму, что его потомки будут « пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом» ( Быт.15:13-14 ; ср. Быт.17:15-21 ; Быт.48:21 ; Быт.50:24-25 ). Израильтяне, которые являлись проблемой для фараона во времена Моисея проживали в Египте божественным произволением и египетским законопостановлением со времён Иосифа, и они умножались по предписаниям Сотворения и Потопа, и по обещаниям Бога праотцам Израиля. Вина лежит на фараоне и его людях. Также, цари в Книге Бытия инициируют стандарт поведения для  царей Исхода. В Книге Бытия фараон, царь Египта, и Авимелех, царь Герарский, каждый забирает Сарру в свой гарем ( Быт.12:10-20 ; Быт.20:1-18 ), и позже Ревекка оказалась в подобном затруднительном положении. Все три случая несли угрозу будущим матерям обещанных потомков, и все три царя действовали быстро для защиты Сарры и Ревекки, и интересов Авраама и Исаака, как только цари узнали, что случилось и как обстояло дело. Каждый царь понял, что об был предметом осуждения Господа. В каждом случае родоначальник ушёл с великим богатством ( Быт.12:16; 20:14-16; 26:12-14 ), как произойдет с израильтянами, даже если царям в Исходе не удалось содействовать интересам израильтян ( Исх.3:21-22 ; Исх.11:2 ; Исх.12:35-36 ). Помимо этого, цари Герара признали присутствие Господа с Его народом для благословления  — «с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь», говорили они ( Быт.21:22 , ср. 26:28–29), и они заключили, что соглашение с Авраамом и Исааком в силу этого будет им выгодно ( Быт.21:23-24 ; ср. 26:28–31). Понятие присутствия Господа с Его народом становится ещё выраженнее в Исходе ( Исх.3:12 ; Исх.4:12, 15 ; Исх.17:7 ; Исх.33:12-16 ; Исх.34:9 ). Однако, вместо уважения к присутствию Господа, фараон высмеял идею ( Исх.10:10-11 ; ср. Исх.5:3-4 ). Другие связи между тремя рассказами Бытия и Исхода включают понятие страха Божьего ( Быт.20:7, 17 ; Исх.1:17 ; Исх.9:30 ), молитвы за иноземного царя ( Быт.20:7, 17 ; Исх.12:32 ; Исх.26:27 ; Исх.9:28-28-33 ; Исх.10:17-18 ; ср. Быт. 45:10 ) и использование , говоря об отправлении родоначальника с семейством и дарами ( Быт.12:20 ; Быт.26:27,29 ; Исх. 5:1-2 ; Исх.3:20 ; Исх.4:23 ; Исх.12:33 ).

http://azbyka.ru/ozhestochenie-serdca-fa...

В тот день, когда Господь сошел на гору Синай, «бы-ли громы, и молнии, и густое облако над горою»; звуки труб возвестили народу Израиля владычество Божье над землей (см. 3Цар. 1:39.40 и Мф. 24:31 ; 1Кор. 15:52 ; 1Фес. 4:16 ; Откр. 8:2 ). Но непризванные не должны были восходить на гору, ибо существует черта, переступить которую могут только призванные Богом (ср. Исх. 19:20–25 и др.). Моисей, призванный Богом в качестве посредника между Ним и другими людьми, предстоял пред Богом за весь Израиль; затем на гору взошли главы родов, старейшины ( Исх. 24:9 ). Сокровенный Бог явился народу, стоявшему сначала вдали от Него ( Исх. 19:12.21 ; Исх. 20:18,21 ), а затем приблизившемуся к Нему ( Исх. 24:9–11 ). Кровь завета ( Исх. 24:6 ; ср. Еф. 2:13 ), которой Моисей окропил жертвенник и народ по заключении завета, удостоверила Божье избрание израильтян; кровь использовалась и в обряде посвящения священников ( Исх. 29:1–26 ; Лев. 14:15 ). Окропление кровью в ознаменование заключения завета ( Исх. 24:6–8 ) – центр. момент ветхозаветного периода истории спасения. Взяв кровь (ср. Мк. 14:22.23 ) и окропив ею народ, Моисей тем самым примирил его с Богом. Он также прочитал народу «книгу завета» ( Исх. 24:7 ) и возвестил (ср. 1Кор. 11:26 ) ему Божью волю, на что народ ответил «аминь», избрав для себя путь послушания. «Это не было волшебством или магическим ритуалом; Бог создал непосредственный нравственно-духовный союз между собой и народом» (Frey, op. cit., p. 138). После того как была пролита кровь нового завета, Бог вновь предоставил Своему народу право выбора. IV. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА З. состоит из двух частей: Десятословия (⇒ Десять заповедей ; Исх. 20:2–17 ) и ⇒ Книги Завета ( Исх. 20Исх. 23:19 ). Более детально З. излагается в заповедях о святости ( Лев. 17–26 ) и в книге Второзаконие ( Втор. 12–26 ). А. Изложению З. предшествовало не только избавление народа Израиля от егип. рабства ( Исх. 12:1 ), но и фактич. возвещение Благой Вести, заключенной в словах «Бог твой», произнесенных Господом в начале Десятословия ( Исх. 20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Исх.24:9 .  Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, Исх.24:10 .  и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. Исх.24:11 .  И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили. Как член заключенного завета, народ допускается для поклонения Господу. Замечание о поклонении Ему издали ( Исх.24:1 ), о виде подножия ( Исх.24:10 ) и о сохранении в живых после видения ( Исх.24:11 ) ясно свидетельствует, что поклонившиеся Господу не духовно только созерцали Его, но видели славу и присутствие Его телесными очами. Но, с другой стороны, явление им Господа есть появление не Его самого, т.е. не Его сущности и внутренней жизни, а только Его славы; взошедшие видели только подножие в том явлении, в котором открылось присутствие божества. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Как ранее, находясь вне завета, он не мог взойти на гору и остаться живым ( Исх. 19:24 ), так теперь, удостоенный союза с Богом, остается цел и невредим. Исх.24:12 .  И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. Как видно из последних слов ст. 11: «ели и пили» ( Исх.24:11 ), повеление о новом восхождении на Синай дано было Моисею после того, как он сошел со старейшинами с горы. Цель нового восхождения – получение «скрижалей каменных, закона и заповедей, которые Господь написал для научения». Не отмеченное в настоящем случае, число скрижалей указано в других местах ( Исх. 31:18, 32:15 ); их было две, и каждая была исписана с обеих сторон ( Исх. 32:15 ). Слова: «закон и заповедь» едва ли могут означать десятословие, начертанное на скрижалях, так как оно обыкновенно называется «откровением», «словами завета», «десятословием» ( Исх. 25:16, 31:18, 32:15, 34:28, 40:20 , Втор. 10:4 ). «Закон и заповедь» указывают на те законы и повеления, которые даны Моисею во время его пребывания на горе и изложены в главах 25–31. Сообразно с этим выражение: «которые Я написал в научение их» должно относить только к скрижалям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но, исполняя религиозно-жреческие обязанности, еврейское священство до времени Моисея было чуждо тех сторон священнической деятельности, которые могли бы приближать его к пастырским задачам: по крайней мере, по библейскому повествованию, домоисеевское священство не было проникнуто еще и низшим, сравнительно с задачами истинного пастырства, идеалом – освобождения народа от рабства египтянам и получения обетованной земли, хотя идеал этот никому другому, как священству, должен был быть наиболее знаком и близок, ибо он является священным заветом самого Бога с народными праотцами ( ; Исх.6:6–8 ; и др.)· При обращении Моисея к своему народу до выхода из Египта и даже значительное время по выходе, везде говорят и действуют светские начальники евреев – «старейшины» (), «надзиратели» (), «приставники» (), «начальники» () и нигде священники ( Исх.4:29, 5:6, 15, 20–21, 16:22, 17:5–6, 18:13–27 и др.). Впрочем, такое положение до-Моисеевского священства было и естественно в виду того, что в жизни самого народа еще не было почвы для иной деятельности священства: не говоря уже про то, что и по самой численности своей еврейский народ только ко времени Моисея стал походить на народ ( Исх.12:37 ), главное – то, что по своему духу евреи представляли ко времени Моисея все еще скорее многочисленную семью Израиля, чем народ. Ни священные предания о своем прошлом, о своих «отцах», ни народные надежды на лучшее, Богом обетованное, будущее, ни сознание своего исключительного среди народов положения чрез знание Единого Бога – не волнуют и не воодушевляют народ задавленный рабством, святой телом, не скудный духом ( Исх.14:11–12, 16:3, 17:3 ). Моисей еще до своего прихода в Египет знает все малодушие народа и его неподготовленность к новой самостоятельной жизни ( Исх.3:13, 4:1–8–9 ), испытав на собственном горьком опыте высоту народных чувствований ( Исх.2:13–15 ); и первые шаги его по возвращении в Египет вызывают народное огорчение ( Исх.5:20–21 ), малодушие и недоверие ( Исх.6:9 ), так что великий ревнитель народный был близок к разочарованию в своих планах ( Исх.5:22–23, 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

В соображении с этим понятием о посте обозрим существование его в ветхозаветной Церкви, дабы последовательно видеть, сколь важны и для духовной жизни необходимы посты и в новозаветной Церкви. В ветхозаветной Церкви были посты а) как средство для приближения к Богу. Видим, что в ветхозаветной (даже патриархальной) Церкви посты служили: во-первых, приготовлением к очищению пред Богом для достойного служения Ему, приготовлением к великим учреждениям и событиям, при которых имело открыться особое действие Божеское, и где народ Божий приводим был в такое состояние, чтобы мог быть способным находиться в близости к Богу – и принять особенное явление и действие Божества. Так Иаков, по возвращении от Лавана идолопоклонника, намереваясь утвердиться жительством в Вефиле, заповедует всему дому своему извергнуть идолов, очиститься и переменить одежду для принесения благодарения и жертвы Богу, за дарование ему всех благ и за избавление его от всех скорбных приключений, бывших во время пребывания в Месопотамии и при возвращении на пути ( Быт.35:1–3 ). Само собою понятно, что очищение необходимо требовало, при перемене одежд, внешнего измовения, также и очищения внутреннего, душевных расположений, а душевное очищение необходимо требовало, чтобы очищаемые все поставлены были в состоянии поста и молитвы; каковые действия, как сами по себе в совершении простые, и для всякого в большей – или меньшей мере удобные, никоим образом не могут быть исключены из действий очищения, каковое в особенных случаях столь часто Богом было заповедуемо и совершаемо в ветхозаветной Церкви. Пред нарочитыми праздниками и пред важными событиями церковными и гражданскими, законом Моисеевым положено было очищение, которое очевидно долженствовало соединено быть с постом. Так не отменно постились Израильтяне пред исходом своим из Египта, при учреждении вечери пасхального Агнца. ( Исх.12 ). Учреждение великого праздника Пасхи с неоднократным подтверждением всегдашнего совершения оной в последующие роды ( Исх.12:14, 17, 24, 48, 49 ), четырехдневное отделение жертвенного Агнца, ( Исх.12:5–6 ), таинственность в помазании дверей кровью Агнца, ( Исх.12:7 ), таинственность в приготовлении для снедения ( Исх.12:8,10 ), и в самом снедении Агнца с опресноками и горьким зелием ( Исх.12:11,18,19 ), самая ночь исшествия, названная стражбою, благоговейным бодрствованием и трезвением Господу ( Исх.12:42 ), вместе с тем посвящение Богу первенцев ( Исх.13:1 ) – все это показывает, какое и внешнее, и внутреннее, и телесное, и духовное приготовление предшествовало таковому дивному происшествию с Израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   2. Мы уже говорили, что мучимые и удручаемые невыносимым голодом израильтяне перешли из земли Ханаанской в Египет в числе «душ... седмидесяти пяти», как написано (Исх. 1:5). С течением же времени их род распространился до бесчисленного множества. Ибо написано: «а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх. 1:7). Когда же получивший жребий управления страною Египетскою стал считать подозрительным такое увеличение числа евреев, то замыслил против них нечто худое, «и поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами» (Исх. 1:11). А способ озлобления состоял в труде землекопания, в продолжительном и безвозмездном делании кирпичей и в устроении фараону укрепленных городов, то есть окруженных стенами с башнями или столь крепких и великих, чтобы по сравнению с другими они казались совершенно непобедимыми, конечно, по причине множества обитателей. Эти города были: «Пифо, Рамесси» и другие (Исх. 1:11). Но случилось то, чего не ожидал мучитель в своем намерении. «Поелику... смиряху», сказано (Исх. 1:12), наказываемых чрез меру толико больше представлялось для него опасности, и они «множайшии бываху» (Исх. 1:12), так как Бог и чрез самое озлобление хотел принести пользу несправедливо оскорбляемым. Уразумев сие, мучитель сверх прежних трудов измыслил и другие козни. Он повелел иудейским повивальным бабкам, чтобы они, когда повивают у жен, находящихся в муках рождения, зорко смотрели на пол рождающихся и мужеский пол удушали бы, а женскому полу давали жизнь (Исх. 1:15—16). Ибо он ни во что ставил этот последний, как бессильный и невойнолюбивый, удобопреклонный к боязливости и по самому закону природы слабый. Но повивальные бабки не делали такого нечестия и чрез это угождали Богу. Тогда что же беззаконник? Он воспламеняется гневом и побуждает народ свой к употреблению бесстыднейших способов несправедливости. «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх. 1:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2) непосредств. к П. примыкал продолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков ( Исх. 12:18 ), к-рый, с одной стороны, также напоминал об исходе ( Исх. 12:17 ; Втор. 16:3 ; ср. Втор. 26:1–11 ), а с другой, был праздником начала жатвы ( Лев. 23:10–14 ). Первый и последний день праздника были днями свящ. собраний, когда разрешалась только такая работа, которая была связана с приготовлением пищи ( Исх. 12:16 ; Лев. 23:7.8 ; Числ. 28:18.25 ). Ежедневно приносились праздничные жертвы ( Лев. 23:8 ; Числ. 28:19–24 ), к к-рым добавлялись добровольные жертвы израильтян ( Исх. 23:15 ). В течение всего праздника запрещалось есть и вообще держать в доме квасной хлеб ( Исх. 12:18–20 ; Лев. 23:6 ). На след. день после субботы (т.е. после первой праздничной субботы), на второй день праздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник приносил первый сноп в качестве жертвы потрясания и ягненка в качестве жертвы всесожжения. До того момента плоды нового урожая есть не разрешалось ( Лев. 23:9–14 ). Вероятно, это первое жертвоприношение одноврем. символизировало всеобщее начало жатвы ( Втор. 16:9 ). Как и на П., во время праздника Опресноков нарушение Божьих предписаний каралось смертью ( Исх. 12:19 ); 3) описание П. и праздника Опресноков в Втор. 16 обнаруживает нек-рые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников. Здесь, похоже, допускается приносить в качестве пасх. жертвы также и крупный рогатый скот ( Втор. 16:2 ; однако, возможно, речь идет о других праздничных жертвах) и упоминается только один день собрания в конце праздника ( Втор. 16:8 ; см. также Исх. 13:6 ). Отправляться в путь разрешалось на след. утро после пасх. трапезы ( Втор. 16:7 ), как это и происходило во время П. исхода ( Исх. 12:11.39 ). IV. ПРАЗДНИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ О праздниках П. подробно рассказывается лишь несколько раз: после празднования П. на Синае ( Числ. 9:1–5 ) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда израильтяне праздновали П. в Галгале и на след. день ели опресноки и поджар. зерна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось ( Нав. 5:10–12 ). Праздник Опресноков при этом не упомянут. После строит-ва храма Соломона П. стали отмечать регулярно ( 2Пар. 8:13 ). Важное значение имеют два праздника П., совершенные при царях Езекии ( 2Пар. 30 ) и Иосии ( 4Цар. 23:21–23 ; 2Пар. 35:1–19 ), когда впервые после разделения царства израильтяне снова собрались вместе, из всех колен ( 2Пар. 30:1.11 ; 2Пар. 35:18 ). Однако если П. Езекии совершалась во втором месяце ( 2Пар. 30:2 ), согл. предписаниям, излож. в Числ. 9:10 , то Иосия праздновал ее в первом месяце, как и положено по Закону ( 2Пар. 35:1 ). В обоих случаях за П. следовал праздник Опресноков ( 2Пар. 30:21 ; 2Пар. 35:17 ). V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ИУДАИЗМА

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Со времени Моисея эти последние начинают исполняться. Потомство патриархов стало великим народом, готовым начать самостоятельную политическую жизнь под непосредственным водительством Божьим. И теперь Господь проявляет Свое другое свойство, выраженное в имени Иегова, – неизменность, верность в исполнении Своих обетований. «Спасу вас мышцею простертою и судами великими» (ст. 6; Втор. 4:34, 5:15, 7:19 ), т.е. казнями, так как они, сокрушая царство фараона, служат для него и наказанием («суд»). «Подняв руку» – употребляемое при клятвенных обещаниях действие, указывающее на его непреложность ( Быт. 14:22 , Втор. 32:40 , Иез. 20:23 ). Исх.6:9 .  Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ. Исх.6:10 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.6:11 .  войди, скажи фараону, царю Египетскому, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. Исх.6:12 .  И сказал Моисей пред Господом, говоря: вот, сыны Израилевы не слушают меня; как же послушает меня фараон? а я не словесен. Утешительное обетование не произвело на народ соответствующего воздействия вследствие его малодушия – отсутствия терпения ( Чис. 24:4 , Иов. 21:4 ), поддерживаемого тяжкими работами. Это обстоятельство в связи с неизбежностью нового отказа со стороны фараона, которого трудно убедить неречистому человеку, заставляет Моисея решительно отказаться от исполнения возлагаемого на него поручения. Исх.6:13 .  И говорил Господь Моисею и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и к фараону, царю Египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из земли Египетской. Несмотря на непослушание в данное время народа и отказ Моисея идти к фараону, «говорил Господь Моисею и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и фараону». Эти новые богоявления укрепили, можно думать, дух Моисея, так как впоследствии в нем незаметно колебаний и сомнений (см. ниже Исх. 7:1–6 ). Исх.6:14 .  Вот начальники поколений их: сыны Рувима, первенца Израилева: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми: это семейства Рувимовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.1:9 .  и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; Исх.1:10 .  перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. Опасения фараона, что евреи, и без того уже превосходящие своей численностью и силой ( Пс. 104:24 ) туземцев Гесема – египтян, при дальнейшем своем размножении легко могут уйти из Египта, имели для себя основание в поведении их же самих. Как видно из свидетельства 1 кн. Паралипоменон о поражении двух сыновей Ефрема жителями Гефа ( 1Пар. 7:21 ) и о построении в Ханаане дочерью или внучкой того же Ефрема городов Беф-Орона и Уззен-Шееры ( 1Пар. 7:24 ), евреи за время жизни в Египте поддерживали сношения с Палестиной, пытались утвердиться в ней. Это тяготение к земле своих предков говорило о том, что евреи не слились с коренным населением Египта, а потому при первой возможности, при обычной в то время войне на восточной границе, легко могут оставить чуждую им страну. Исх.1:11 .  И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]. Исх.1:12 .  Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. Исх.1:13 .  И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам Исх.1:14 .  и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Боязнь удаления из Египта целого племени, представлявшего даровую рабочую силу, вызвала целый ряд мер, направленных к ограничению размножения евреев: «перехитрим же его, придумаем коварные меры («накал», – Пс. 104:25 ), чтобы он не размножался». Действовать открытой силой было нельзя как в виду отсутствия благовидного предлога, так и из опасения силы евреев. Первой из мер были тяжкие работы ( Втор. 26:6 , Пс. 79:7 ), придуманные фараоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010