«А что ревность понимается в хорошем смысле, это показывает и апостол Павел, говоря: ревнуйте о больших дарах ( 1Кор.12:31 ). И в другом месте: ревную бо по вас Божиею ревностию ( 2Кор.11:2 ). Также сам Господь в псалме говорит: ревность дому Твоего снеде Мя ( Пс.68:10 ), и Илия: ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе Израилевом ( 3Цар.19:10 ). Мы читаем также о ревности Финееса и Маттафии ( Чис.25 ; 1Мак.2 ) и об апостоле Иисуса Христа, Симоне Зилоте (ревнителе – Деян. 1 ), которого евангелист Марк (гл. 3) называет Симоном Кананитом (Снапапаеит)» (преподобный Иероним Блаженный, Стридонский. Книга толкований на пророка Наума, гл. 1). Бог-ревнитель (Воздаятель) «Наименование Бога “ревнителем” означает отношение Бога к человеку, как Бога живого, карающего зло и защищающего невинность и святость; этим указывается отличие Его от языческих богов, неспособных ни к какой деятельности (см. Исх.20:4-5 ; Втор.5:9 )» (Толковая Библия Ветхого и Нового Завета (под ред. А.П. Лопухина ). Толкование на книгу пророка Наума, гл. 1. Ревность Бога предполагает воздаяние нечестивцам. Ревность Божия направлена против распространения зла, на спасение человечества: «Богу приписывается ревность не для того, чтобы ты представлял в Боге какую-нибудь страсть (Божество бесстрастно), но чтобы все знали, что Бог все делает не ради чего-либо другого, а ради тех, о ком ревнует, и не для того, чтобы получить Самому какую-нибудь прибыль, а чтобы их спасти» (святитель Иоанн Златоуст ). «Ревнует же Господь ради спасения тех, о коих ревнует, чтобы ревностию спасти тех, коих не могла спасти Его благость» (преподобный Иероним Блаженный, Стридонский. Книга толкований на пророка Наума, гл. 1). О ревности Божией говорится, например, в следующих местах Священного Писания: Ревность по Богу В светском, и не только в светском понимании ревностное отношение человека к какому-то благому делу означает усердное (то есть воодушевленное, с большим старанием, с сердечным расположением) исполнение своих обязанностей.

http://azbyka.ru/revnost

Но что отвечали Деве блаженные апостолы своими или пророческими словами? Они говорили: «радуйся, лествица, простирающаяся от земли до неба, как видел патриарх Иаков ( Быт. 28:12 ). Радуйся, предивная купина, из которой явился ангел Господень в пламени огненном, – купина, которую не сжигал пылающий огонь, как было показано высочайшему зрителю Бога Моисею ( Исх. 3:2 ). Радуйся, богоприятное руно, из которого истекла небесная роса, чаша полная воды, по дивному Гедеону ( Суд. 6:37 ). Радуйся, град Царя великаго, который, удивляясь, величают цари, как изображает песнописец Давид ( Пс. 47:3 ). Радуйся, мысленный Вифлеем, дом Евфрафов, из которого вышел Царь славы, дабы быть князем во Израиле, его же исходи из начала от дней века, как говорит Божественный Михей ( Мих. 5:2 ). Радуйся, приосененная гора девственная, из которой явился Святый Израилев, как взывает богодухновенный Аввакум ( Авв. 3:3 ). Радуйся, златый и светоносный светильник, из которого излился неприступный свет Божества сидящим во тьме и сени смертной, по богодухновенному Захарии ( Зах. 4: 2 ). Радуйся, общее очищение смертных, чрез Которую от востока солнца и до запада имя Господне славится между народами, и во всяком месте приносится фимиам имени Его, по святейшему Малахии ( Мал. 1:11 ). Радуйся, легкое облако, на котором воссел Бог, согласно священногласному Исаии ( Ис. 19:1 ). Радуйся, священная книга заповедей Господних, новописанный закон благодати, которым мы познаем угодное Богу, как сказал многоплачевный Иеремия ( Вар. 4:1 ). Радуйся, дверь затворенная, чрез которую вошел и вышел Господь Бог Израилев, по Боговидцу Иезекиилю ( Иез. 44:1–2 ). Радуйся, невозделанная высочайшая Гора, от Коей отсечен краеугольный Камень, как говорит высший среди богословов Даниил ( Дан. 2:3,4 ).» И какой ум вместит? Какое слово сравнится с тем, что воспевали и говорили там, как ублажали Ее богословцы?... Но когда они свято совершили должное и святое, предстал Сам Господь со славою силы Своей и всем воинством небесным. И незримо совершали служение бесплотные, а телесно – апостолы, явившиееся песнопевцами Божественного величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

А их признаки (силы) приписаны этому и тому, Все одновременно полно света и ночи незримой, В равной мере обоих, ведь нет ничего, в чем того и другого бы не было. Интересно, что здесь противопоставляется не свет и тьма или ночь и день, а свет и ночь, что вызывает ассоциации с библейским стихом о сотворении ( Быт.1:5 ), что заставляет вспомнить о версиях о влиянии Библии на греческую философию и наоборот. Платон в Государстве сравнивает действие Блага с действием солнца. В эпоху патристики термин δυναμις будет играть важную роль в спорах о единосущии трех лиц Троицы. Многие авторы будут описывать единство Отца, Сына и Святого Духа через единство их «силы». 2) Наиболее характерным для Ин. является термин «знамение», σημειον. Среди словарных значений этого слова отличительный признак, след, верный признак, примета, доказательство сигнал, знамя, межевой знак, математическая точка, момент. Однокоренной глагол σημαινω. От этого греческого корня происходит наименование науки о знаке семиотики. Это слово чрезвычайно распространено в Септуагинте как для обозначения Божиих знамений, так и в других значениях. Интересно, что в Исх.7:9 в греческом переводе Бог говорит о том, что фараон попросит показать «знамение или чудо», в то время как в еврейском тексте только один термин. Здесь можно увидеть влияние других мест Пятикнижия, Втор.4:34, 13:2-3 , где и в евр. тексте оба термина. Если сопоставить акценты, выражаемые различными терминами, получается, что у Мф. основной акцент стоит на проявлении внутренней сущности вовне в силах, а у Ин. на знаках, свидетельствах для окружающих, то есть описание идет не от Исуса, а от зрителя. Это можно связать с такой литературной особенностью Ин. как присутствие фигуры «любимого ученика», глазами которого читатель видит события жизни Исуса, в то время как у Мф. подобного посредника нет. Слово δυναμις в Ин. отсутствует. У Мф. же слово σημειον обычно употребляется в негативном контексте, когда речь идет о том, что фарисеи и другие неверующие в Исуса требуют знамения (а также о знаке, который подает воинам Иуда; напр., 12:38, 39, 16:1, 26:48). Аналогично во многих случаях у Мк. и Лк. (напр., Мк.13:22 , Лк.11:16 ).

http://azbyka.ru/terminologija-chuda-v-n...

В церкви христианской в древние времена Пс.33 пелся за литургией во время причащения верующих (Постан. Апост. кн. 8 гл. 18). Причина такого употребления его заключается в словах 9 ст.: «вкусите и видите яко благ Господь», которые были прилагаемы к вкушению Евхаристии и доселе прилагаются к ней в песни: «благословлю Господа на всякое время» ..., обыкновенно полющейся на литургии преждеосвященных Даров после диаконского возглашения: «со страхом Божиим и верою приступите». В существующем составе богослужения псалом этот положено читать до 12 ст. на всенощном бдении при раздаянии благословенных хлебов и весь сполна на каждой литургии при раздаянии антидора, а также в заключение великопостной вечерни. Чтением его св. церковь поучает христиан благословлять и прославлять Господа не только в храме, во время церковного богослужения, но и вне храма, во всякое время, и преподает им наставление для приличного им и благоугодного Господу поведения в домашней жизни; в частности же при раздаянии антидора и благословенных хлебов – внушает, что раздаваемые им частицы освященного хлеба служат залогом обильных благословений Господа боящимся Его к уповающим на Него, и что они, при богобоязненной жизни, обращаясь к Господу в своих нуждах, не лишатся от Наго всякого блага, а даже будут иметь избыток земных благ, которыми могут длиться с другими нуждающимися (Толк. на Литург. Нечаева изд. 2 стр. 226). аломъ двд, внегда измн лиц сво пред и пст и иде, 1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. 1 . Слав.-греч.-лат. выражение: внегда измн лиц сво... букв. с евр. переводится: когда изменил разум свой=халд., т.е. когда притворился безумным (=русск.); 70 толк. вместо разум употребили слово лице, потому что лице служит зеркалом души и своим выражением показывает разум иди неразумие человека, след. измени лице свое=изменил разумное выражение лица своего на безсмысленное. ( пст – перевод греч. πλυσεν αυτν, как читается в большинстве греческих кодексов (=Вульгата); но правильнее перевели Акила и 5-й перев. Экзапл Оригена : ξβαλεν αυτν (=Иерон. ejecit eum) т. е. он изгнал его, потому что евр. зн. изгонять и в других местах тех же кодексов всегда переводится словом κβλλω; ср. Быт. 3:24; 4:14 ; Исх.2:17; 11:1; 12:39; 23:31; 34:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Сын Иоаса, Амасия, делал угодное Господу, однако не от полного сердца. Он воевал с идумеянами и победил их. В числе добычи ему достались идолы идумейские, он принес их в Иерусалим и стал поклоняться им. За это Бог наказал его. Возгордившись победой над идумеянами, он вызвал померяться с собой силами царя израильского, Иоаса. Иоас разбил его, взял в плен и привел в Иерусалим, разрушил часть стены иерусалимской и взял себе сокровища храма и дворца. Амасия был убит заговорщиками (царствовал 29 лет. После смерти его, в малолетство сына его, было междуцарствие 11 лет; 4Цар. 8:16–29, 9:21–29, 11, 12, 14:1–20 ; 2Пар. 21–25 ). Озия Озия (Азария), сын Амасии, делал угодное Господу. За это Бог помогал ему во всем: он успешно воевал с филистимлянами и аравийцами и заставил платить себе дань аммонитян; укрепил Иерусалим и другие иудейские города. Сделавшись силен, он возгордился и вошел в Святилище, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. За ним вошел в Святилище первосвященник Азария с 80 священниками и сказал ему: «Не тебе, Озия, кадить Господу, это дело священников. Это не будет тебе поставлено в честь у Бога». Озия разгневался на священников, но тотчас на челе его явилась проказа. После этого, как прокаженный, он должен был до конца жизни своей жить в отдельном доме (царствовал 52 года; 4Цар. 14:21–22, 15:1–7; 2 Парал. 26). Иоафам Иоафам, сын Озии, делал угодное Господу. Он обустроил Иерусалим, построил несколько укрепленных городов и счастливо воевал с аммонитянами, которые платили ему дань (умер на 16-м году своего царствования; 4Цар. 15:32–38; 2 Парал. 27). Вследствие близкого общения Иудейского царства с Израильским при последних царях и вследствие побед и завоеваний, сделанных в предшествовавшие царствования, начало проникать и в Иудейское царство корыстолюбие, алчность, обман, неправосудие, притеснение бедных, роскошь, разврат, за что сильно обличали иудеев пророки Осия и Исаия ( Ос. 5:10 ; Исх. 1:23, 2:7, 3:12–25 ). Ахаз (742 год до Рождества Христова) Пророчество Исаии о рождении Спасителя от Девы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

25 .Никакой работы не работайте, и приносите жертву Господу. 27 .Также в девятый (день) седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши, и приносите жертву Господу. 28 .Никакого дела не делайте в день сей; ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего. Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники, Пятидесятницы,– в память Синайского законодательства ( Исх. 19 .), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амона ( Эсф. 9:20 –22, 24–28 ), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, оскверненного Антиохом Епифаном (1 Макк. 4:36–59 и пр.),так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк. 4:16 . И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботный в синогогу, и встал читать. Ин. 5:14 . Потом Иисус встретил его (расслабленного) в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел, не греши больше, что бы не случилось с тобою чего хуже. Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел (милосердия). Мф. 12:11 . Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? 12 . Сколько же лучше человек овцы? Итак можно в субботы делать добро. Лев. 13:15 . Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? 16 .Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана, вот уже осмьнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботный? По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дпи на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времен апостольских ведет свое начало день воскресный или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенно важное значение: Мк. 16:9 . Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой нагнал семь бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Нужно глубже смотреть. Девочку убили люди, от злости сердца, убили те, кто любит себя. Такое происходит под наветом бесов, они эту вакханалию устраивают. А бесы там, где гордость слов, где нет молитвы, где нет призыва имя Божьего, где нет покаяния, где забыли о Боге. Нет невинных смертей, сам человек своим злым сердцем навлекает беду на себя и на окружающих. Что значит невинных смертей? То есть, когда кто-то умирает насильственным образом, это непременно его вина? Нет невинных смертей, кроме одной Крестной смерти Христа. Человек в целом смертен и страстен, и это результат грехопадения, сказывающийся на всём. Мне показалось, что Вы связали любую насильственную смерть с тем, что человек «накликает» ее себе своими грехами. Хотя это утверждение безосновательно. Доброе утро, Алёна. Иез. 33:11–12 Наш Бог не хочет смерти и ничего плохого человеку и роду человеческому. Творец даровал свободу людям, как и тому мужчине, который убил. Его охватили бесы и тёмные силы, поглотили его разум и он выполнил их волю, но не волю нашего Отца, потому, нужно сделать выводы. Молитесь о девочке и всего вам хорошего. С уважением, Алёна, далеко не все “люди с обилием грехов живут до глубокой старости”. Это иллюзия. Ведь, как нас учили, если ты согрешил, значит будет расплата. Речь шла о Страшном суде. См. также Лк.13:1–5 . Алена, вопросы, которые Вы ставите, не имеют универсального ответа, поскольку нам не дано познать пути Промысла Божия . Прп. Анастасий Синаит подробно рассуждая на эту тему, говорит: Насколько я знаю, можно говорить о трех разрядах смерти. Первый – когда смерть отдельного [существа] происходит под [действием] общего [закона]. Второй – когда она наступает не в соответствии с естественным порядком следования воздухов или стихий, но когда посылается либо по Божией угрозе, [прозвучавшей] относительно недостойно приобщающихся коринфян (см. 1Кор. 11:27–30 ), либо по Божиему гневу, как то случилось с первенцами египетскими (см.  Исх. 12:29 ). Третий разряд – когда, по неизреченному суду Божиему, [люди] – как неправедные, так и праведные – умирают либо [нечаянно] упав, либо удушенные [внезапным приступом болезни], либо погребенные [под развалинами дома], как это произошло с сыновьями Иова ( Иов. 1:18–19 ).

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-umirajut...

" От семи духов, находящихся перед престолом Его " — под этими " семью духами " естественнее всего понимать семь главных Ангелов, о которых говорится в Тов. 12:15. Св. Андрей Кесарийский, впрочем, понимает под ними Ангелов, управлявших семью церквами. Многие же толковники понимают под этим выражением Самого Духа Святого, проявляющего Себя в семи главных дарах: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис. 11:1-3). Господь Иисус Христос называется здесь " свидетелем верным " в том смысле, что Он засвидетельствовал перед людьми Свое Божество и истину Своего учения Своею крестною смертью (по-гречески: " мартис " ). " Вы будете у Меня царством священников и народом святым " — не в собственном смысле, конечно, а в том, в каком обещал это Бог еще избранному народу через пророков (Исх. 19:6), то есть сделал нас, истинно верующих, лучшим, святейшим народом, который для других народов — то же, что священник и царь по отношению к остальным людям. Что касается способа дарования ему откровений, то св. Иоанн называет прежде всего место, где он удостоился получить их. Это остров Патмос — один из Спорадских островов в Эгейском море, пустынный и скалистый, имеющий 56 верст в окружности, между островом Икарией и Милетским мысом, мало заселенный вследствие недостатка воды, нездорового климата и бесплодия земли. Теперь он называется " Пальмозой " . В пещере одной горы и теперь показывают место, где Иоанн получал откровения. Там небольшой греческий монастырь, именуемый " Апокалипсис " (ст. 9). В этом же стихе говорится и о времени получения св. Иоанном Апокалипсиса. Это было тогда, когда св. Иоанн находился в заточении на острове Патмосе, по его собственному выражению, " за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа " , то есть за ревностную апостольскую проповедь об Иисусе Христе. Самое лютое гонение на христиан в I веке было при императоре Нероне. Предание говорит, что св. Иоанн предварительно был ввергнут в кипящий маслом котел, из которого он вышел невредимым с обновленными и укрепленными силами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430664/

По правилам Православной Церкви, больной, над которым совершается елеосвящение, должен находится в сознании. Однако священник должен быть внимательным к больному. Опытно знаю, что иногда может казаться, что человек лишен сознания, но на самом деле он слышит и понимает происходящее. Телесно он настолько скован, что кажется лишившимся сознания. Поэтому при отсутствии полной уверенности в том, что больной лишен сознания, лучше решение принять в пользу милосердия. Соборование не совершается над младенцами , не достигшими семи лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от забытых и неосознанных грехов. Не могут собороваться также здоровые, которым предстоит серьезная опасность, а также приговоренные к смертной казни. Не могут участвовать в этом таинстве также люди, не принадлежащие к Православной Церкви. Нераскаянным грешникам и бесноватым, оскорбляющим веру, также таинство елеосвящения не может быть подано. В литургической литературе ясно проводится мысль, что сам священник совершить над собой таинство святого елея не может. Это противоречит апостольскому указанию: «Пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5: 14). Согласно правилам, над умершим совершать таинство елеосвящения нельзя (Номоканон, 164). Недействительно также заочное соборование. К этому таинству человек должен приготовиться через таинство покаяния . Хотя иногда и праведникам Господь Бог посылает болезни для духовного совершенствования, у большинства людей болезнь является результатом разрушительного действия греха. Поэтому в Священном Писании говорится, что истинным врачом является Бог: «Я Господь, целитель твой» (Исх. 15: 26). Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12). Спаситель наш, когда к нему принесли расслабленного для исцеления, прежде всего прощает ему грехи: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 3–11). На связь прощения грехов и исцеление по молитве священников указывает и апостол Иаков (см.: Иак. 5: 14–15). Святые отцы, говоря о таинстве елеосвящения, руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» (преподобный Макарий Великий). О прощении грехов в таинстве соборования пишет великий старец преподобный Амвросий Оптинский: «Сила таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собр. писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80). Мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов проникнуты все молитвы таинства святого елея.

http://pravoslavie.ru/30012.html

Регламентация процесса жертвоприношений (их регулярности и порядка их совершения), а также выделение особого класса священников происходит в Израильском народе в период Исхода из Египта. Этот процесс был связан с появлением Скинии Завета (или Скинии Собрания) — походного храма, в котором (при котором) первоначально должны были совершаться регулярные жертвоприношения. В книге «Исход» дается подробное описание устройства скинии ( Исх.25-31 ). В 28 гл. книги «Исход» говорится о повелении Бога посвятить Аарона, брата Моисея, на служение священника и также устанавливается наследственный характер священства: священниками в Израильском народе в дальнейшем могут быть только потомки Аарона. Также сказано об особых одеждах, которые должны были носить священники и первосвященник и о требованиях к физическому здоровью и образу жизни священников. В книгах «Исход» и «Левит» также подробно описывается порядок и регулярность различных жертвоприношений. Этот порядок в целом сохранялся и после того, как в Иерусалиме был воздвигнут величественный Храм (Соломона). Помимо совершения жертвоприношений, ветхозаветные священники несли на себя ряд иных функций: В эпоху судей первосвященник также мог выступать в качестве политического лидера, как напр. первосвященник Илий ( 1Цар.4:18 ), или нести служение пророка, хотя эти функции формально не входили в обязанности священников. В отличие от священства, возможность вступления в которое обусловливалась происхождением, возможность стать политическим лидером (в период судей) или пророком была обусловлена другими факторами, например, личными качествами.  Регулярные жертвоприношения в Иерусалимском храме продолжались до эпохи Вавилонского пленения. Храм был разрушен в 586 г. до Р. Х. По возвращении евреев из плена Храм был «восстановлен» (ок. 515 г. до Р. Х.), а во времена правления Ирода Великого была начата его «перестройка». В 70 г. по Р. Х. Храм был разрушен римлянами. Новый завет В древнегреческом тексте Нового завета словом «ερες» обозначают как языческих жрецов ( Деян.14:13 ), так и священников Иерусалимского храма ( Мф.12:4 ; Лк.1:5; 10:31 ; Евр.10:11 ). При переводе на церковнославянский язык, однако, «ερες» в тех случаях, когда так обозначают язычников, передаётся словом «жрец», а «иереями» именуют исключительно священники Иерусалимского храма. Так, например, в указанном выше фрагменте книги Деяний апостольских в церковнославянском тексте сказано «Жрец же диев, сущаго пред градом их, приведе юнцы и принесе венцы пред врата, с народы хотяше жрети» ( Деян.14:13 ).

http://azbyka.ru/ierej

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010