Объясн. Эти слова доказывают, что уже в век апостольский отличался и почитался пред прочими днями недели день Воскресный, что подтверждается и другими местами Писания: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . О замене субботы воскресным днём Мф.24:20 . «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой, или в субботу». Объясн. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31:23:11–23 ; стало быть, здесь советуется избавиться от «бегства» зимой или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7 ; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1–2 ; Откр.1:10 ; Ин.20:19 . Евр.3:11:19 . «Посему Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой ( Пс.94:7–11 )... Итак, видим, что они не могли войти за неверие». Объясн. Господь как бы так говорит: Я решительно заявил во гневе Моём, что они (Израильтяне) не войдут в покой Мой, т.е. в землю обетованную, которая должна была бы успокоить Израильтян, вступивших в неё после сорокалетнего странствования; подобно сему, не войдут в покой царствия небесного все неверующие и не повинующиеся заповедям Христовым: 1Ин.2:4 . Следовательно, здесь говорится не о субботе в собственном смысле, а о покое душевном. Ис.66:22–23 . «Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь». Объясн. «Дары различны, но Дух один и тот же»: 1Кор.12:4:11 . Следовательно, через пророка Исаию говорил тот же Святой Дух, Который прорекал и чрез пророка Иеремию, почему противоречить друг другу они не могли. А пророк Иеремия говорит, что завет, заключённый Богом с евреями при выходе из Египта, тот завет, в котором говорится о субботе: Исх.16:23–26 , будет уничтожен, а будет заключён «Новый Завет»: Иер.31:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В доказательство сего представить можно оные Павловы слова, благосклонности исполненные: о духовных же, братие, не хощу вас не ведети ( 1Кор.12:1 ). И оное: став же Павел посреде Ареопага, рече: мужие Афинейстии, по всему зрю вы аки благочестивыя ( Деян.17:22 ). 9) Апостолы подобны тем сильным и богобоящимся мужам, которые избраны были от Моисея судить людей по вся часы ( Исх.13:12–22 ); у которых, однако, главнейшим начальником находился Моисей: подобно Христос, будучи высочайший начальник и глава Церкви, избрал Себе семьдесят учеников к служению Своему. 10) Апостолы суть дванадесять врат ( Откр.21:12 ) Отечества Небесного. Ибо мы чрез учение Апостолов входим в храм Нерукотворенный Вечный на Небесах. 11) Апостолы суть основатели не Вавилона ( Быт.11:4 ); но Церкви, Небесного оного Иерусалима, дома и матери всем ( Гал.4:26 ) людям. Они подобны Веселеилу, сыну Уриину. Сей для украшения скинии свидения наполнен был духом Божиим премудрости и смышления, и ведения, во всяком деле разумети ( Исх.31:3 ): Апостолы Духом Божиим были исполнены для украшения Церкви, и для приведения всех к чудному и невечернему свету. 12) Апостолы были рыбари и ловцы духовные, которых за несколько сот лет прежде обещался Бог послать, глаголя чрез Иеремию: се, аз послю рыбари многи, и уловят их: и посем послю многи ловцы, и уловят их на всяцей горе и на всяцем холме и от пещер каменных ( Иер.16:16 ). Сеть Апостольская есть слово Божие, которым сердца человеческие уловлялись, как пишется: не сердце ли наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути, и егда сказоваше нама писания? ( Лк.24:32 ) Рыбы суть люди, во глубине осуждения и погибели плавающие. Извлечение сих рыб будет на Страшном суде, как Сам Богочеловек утверждает: подобно есть царстве небесное неводу ввержену в море, и от всякаго рода собравшу; иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон. Тако будет в скончание века: изыдут Ангели, и отлучат злыя от среды праведных; и ввергнут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубов ( Мф.13:47–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Царие земли – по изъяснению Деян.4:27 , пророк здесь разумеет Ирода и Понтийского Пилата. Но, а) если псалом объемлет царство Мессии во всех концах земли; б) царство, не ограничивающееся одним каким-либо народом, но всеми языками, следственно и веками; Пс.144:13 . в) пророк научает всех судящих земли повиноваться Царю: то изъяснение Апостола, приняв за средоточие, можно с пророком отселе возводить на всех царей Ветхозаветной церкви, и низводить по степеням веков на царей же до скончания мира, восстающих на Господа. И князи. По общему употреблению сего слова суть начальники, имеющие власть, в республиках правитель (ρχων), в иудейском народе старцы, занимающие место в великом Сенедрионе, так как Анна и Каиафа во время распятия Христова. В различных переводах можно видеть: сильные, вельмож, владыки и советники царей. Собрашася вкупе () производя от () тайна, или () основал, двоякое имеет значение. Но испытатели свойств еврейского языка совокупляют оное, и основание здания или храма ( Исх.45:2 ) твердое и глубокое, уподобляя тайному и глубокому совету, многими совещаниями утвержденному, прелагают: совещались вкупе. Поскольку тайный совет, как в здание основание, есть начальное расположение, на коем зиждутся прочие действия. Исполнение сего можно видеть в Евангелии, когда совещаемо было об отвержении Христа и учеников Его от сонмища ( Ин.9:22 ), желание умертвить Иисуса (11:47), и посрамлять Его вопросами ( Мк.12:31 ) так же в преграждении успехов Евангельской проповеди ( Деян.4:7 ). На Господа, – по ближайшему переводу, против Иеговы. Здесь Господь, в отношении к последующим словам, есть особенное лице от Иисуса Христа, Бог Отец, а потому советующиеся против Иеговы, вооружаются на Того, который есть верховное начало всех сущностей и тварей. И на Христа Его. Евр: против Мессии его. Название Мессии приписывается патриархам ( Пс.104:15 ), пророкам, так как Илия помазывал Елисея ( 3Цар.19:16 ) царям, как Саулу (12:3) и Киру ( Ис.45:1 ), первосвященникам, как Аарону ( Исх.29:7 ) и наконец сие имя усвоено единственному искупителю рода человеческого Иисусу, как пророку, царю и священнику, помазанному неземным елеем, но небесным, ( Пс.44:8 . Ис.61:1 ), коего прообразовали В.З. патриархи, пророки, цари и священники. Нет сомнения, что Давид в последнем значении употребил здесь сие слово; потому что Иегову соединяет с Мессиею, называет его сыном Иеговы, царем над языками и всею землею. См. еще Евр.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

48 Мефимон — церковная служба, отправляемая после вечерни (повечерие). 49 Митрополит Алексий находился в Константинополе в 1353—1355 гг. Поставленный во епископа в 1328 г. Афанасий прибыл в Москву из Юго-Западной Руси около 1344 г. 50 Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января). Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347—349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). 51 См.: Исх. 15:27; 39, 14. 52 Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру. 53 См.: Быт. 22:1—14. 54 Иван Данилович Калита, Великий князь московский с 1325 г., а в 1328— 1340 гг.— Великий князь Владимирский. Иван Иванович Красный, второй сын Ивана Калиты, Великий князь Московский и Владимирский. 55 Речь идет о Семене Ивановиче Гордом. 56 См.: Исх. 16:11—31. 57 См.: Чис. 20:11. 58 Над источником, который возник по молитве Прп. Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня. 59 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин († 1379) занимал престол в 1354—1355 и 1364—1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от свт. Алексия Московского, а послание Патриарха Филофея было доставлено Прп. Сергию в 1355 г., когда свт. Алексий вернулся из Константинополя. 60 Параманд (греч. (((((((((((- добавление к мантии) — четырехугольный плат с изображением креста, принадлежность облачения монаха малой схимы. Носится на теле под одеждой. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который был послан Прп. Сергию Патриархом Филофеем. 61 По внутреннему устройству монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. До Прп. Сергия большинство русских монастырей были необщежительными — в них иноки сходились вместе только на церковные службы. Каждый сам заботился о своей келлии, одежде, пище, сам трапезовал у себя в келлии. Распространение монастырского общежития (киновии) на Руси началось с Прп. Сергия, который заповедал «вся обща имети». В монастыре и в келлии не дозволялось иметь своего имущества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Почему Отец и Сын – личности, а Святой Дух – нет? – ведь слово «имя», хотя, по словам иеговистов, не всегда означает личное имя, здесь явно употреблено в равном отношении и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу. Такое явное игнорирование этих и других ( 2Кор.13:13 ; Кор.12:4–6; 1Петр.1:2 ). Отец ( 1Кор.12:28 ), Сын ( Еф.4:11–12 ) и Святой Дух ( Деян.20:28 ) поставляют пастырей и учителей Церкви. Отец – Бог ( Флп.2:11 ), Сын – Бог ( 1Ин.5:20 ; Рим.9:5 ), Святой Дух – Бог ( Ин.16:8–11 , Мф.12:32 ; Деян.5:3–4 )), свидетельств Писания объяснимо лишь сознательным, преднамеренным искажением истины в целях оправдания своей богословской доктрины. В Кол.1:15–16 говорится, что Иисус Христос – Первенец всего творения. Основываясь на ложном понимании первородства, теологи «правящей корпорации» пытаются сделать Сына Божия первым из твари 15 . Но греческое слово πρωττοκος подразумевает не просто хронологический порядок рождения ребенка, но и определенные преимущества, связанные с его первородством, и его авторитет, отчего в Писании первенцами часто называются не по рождению, а по особому избранию Божию ( Пс.88:21–28 ; Исх.4:22 ; Иер.31:9 ). Слово πρωττοκος по отношению к Сыну Божию указывает на то положение, которое Он занимает по отношению к тварному бытию, сотворенному Им. Слово πρωττοκος ничего не говорит о внутреннем и сокровенном бытии Святой Троицы. Если бы апостол Павел желал выразить мысль, что Иисус был первым созданием, он должен был бы употребить греческое слово πρωτκτιστος – первосозданный. Далее иеговисты утверждают, что термин «единородный» ( Ин.1:14 ); ( Ин.3:16 ); ( 1Ин.4:9 ) отрицает Божественность Иисуса Христа и указывает, что Иисус – «младший бог» по времени, положению, силе и знаниям 16 . Однако греческое слово µονογενς (от γνος – род, происхождение в смысле генеалогии) не имеет оттенка появления из ничего. А слово γεγενημνον (γεγενημνον, т. е. «бывшего, ставшего», а не γεγεννημνον, т. е. «рожденного»), употребленное александрийским пресвитером Арием в Символе веры , означает рождать, производить 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spetsifi...

Моисей, великий законодатель Израиля, был посредником ветхого завета, посредником же нового завета стал Иисус Христос, Сын Божий ( Иер. 31,31–34 ). В то время как ветхий завет был написан на каменных скрижалях, Христос записывает новый завет посредством Духа Святого на скрижалях человеческого сердца ( 2Кор. 3,3 ). Ветхий Завет основывался на обещании Израиля: «Мы будем слушать и исполнять» (5,27; Исх. 19,8; 20,19 ), а новый основывается на лучшем обетовании Божием «И на сердцах их напишу его» ( Иер. 31,33 ; Евр. 9,11–28 ). Ветхий завет взывал к сердцу человека, однако он оказался бессильным из-за человеческой слабости, т. е. неспособности соблюдать его условия, и в результате он потерял силу «обветшал» ( Рим. 8,3 ; Евр. 8,13 ). Только Иисус Христос посредством Святого Духа может изменить человеческие сердца (10,16 и ком.; Ин. 3,1–15 ). На Него указывает в своих прообразах и пророчествах книга Второзаконие: Он есть пасхальный Агнец (16,1–17 и ком.) и грядущий Пророк (18,15–22 и ком.). Русское название книга Второзаконие получила из Септуагинты, которая называет ее deuteronomion, что означает «второй закон», или «повторение закона». Содержание I. Введение (1,1–5) II. Первое обращение Моисея (1,6 4,40) А. Путешествие от Хорива до потока Арнон (1,6 2,23) Б. Войны в Трансиордании и заселение этой земли (2,24 3,29) В. Увещевания Моисея исполнять Божий закон (4,1–14) Г. Богу следует поклоняться не как идолу, но как Духу (4,15–40) III. Промежуточный эпизод: города-убежища в Трансиордании (4,41–43) IV. Второе обращение Моисея (4,44 –11,32) А. Повторение Десяти Заповедей (4,44 5,22) Б. Посредничество Моисея при передаче законов и постановлений (5,23–33) В. Единый Бог и требования любить Его, повиноваться Ему и учить этому своих детей (6,1–25) Г. Обетования победы и призыв к отделению от нечестивых (7,1 –10,5) Д. Отделение левитов для ношения ковчега и служения Господу (10,6–9) Е. Увещевание Моисея любить Великого и Истинного Бога и повиноваться Ему (10,10 11,25) Ж. Первое упоминание о богослужениях на горах Гевал и Гаризим (11,26–32) V.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Недостаточная «духовность» коринфян связана с их разделениями (3:3). Коринфяне «плотские». Термин «плоть» в богословии ап. Павла V. Апостольское служение (3.5 – 4:21) 1. Апостольское служение и единство Церкви 2. Образы Церкви а) Божия Нива б) Божие строение. Храм Божий 3. Значение Христа и Бога а) «Возрастил Бог» (3:6) б) Христос основание здания. Дух Божий живет в храме 4. Место апостолов а) работники на ниве (3:5 – 6) б) строители (3:10). Домостроители (т. е. управители, экономы) таин Божиих (4:1 – 2) Надменность коринфян и смирение апостола. Смирение апостола – подражание Христу. Призыв к подражанию (4:16) VI. Нравственные нормы христианской жизни 1. Отношение к блудодеянию (5:1 – 13; 6:9 – 20) Коринфский кровосместник. Мнение о нем толкователей (архиеп. Аверкий, С. 206) Опасность пребывания такого грешника в христианской общине. Образ закваски и параллели с пасхальными обрядами ( Исх. 12:15 – 19 ). Предание грешника сатане (что это Значит? См. архиеп. Аверкий. С. 206) Апостол призывает не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается» грешником, а не с грешниками вообще. (Объяснить, почему) Чем особенно опасно блудодеяние: а) тело христианина – часть Тела Христова. Тела – «храм живущего Святаго Духа " б) «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело (с нею)», разрушая при этом единство Тела Христова в) «Всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» 2. Брак и безбрачие (7) Брак как средство от похоти: «(Во избежание) блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» Совет апостола: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Две связанные между собой причины а) «Время уже коротко» (7:29), «Проходит образ мира сего» (7:31) б) «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (7:32 – 33). То же самое и о жене Запрет развода с неверующим супругом, если он согласен жить с христианкой. Причины запрета Семинар 8. Об идоложертвенном. Поведение на богослужебных собраниях (Вечеря Господня; духовные дары). О воскресении (1 Кор. 8 – 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При чтении лекций нужно стараться раскрыть следующие учения: 1) Учение о Едином Боге в Троице, Создателе мира и Правителе Вселенной . Для раскрытия этого учения в программе необходимы две темы: «Предвечный совет» и «Историю творения невидимого и видимого мира». В теме «Предвечный совет» необходимо рассказать о Предвечном совете Пресвятой Троице, на котором Бог-Отец избирает Сына вечным ходатаем, посылает Его творить Его волю, предопределяет творение мира, создание человека, падение людей и весь план спасения человечества. Бог-Сын, Творческое Слово, принимает на Себя дело создания мира невидимого и видимого, посредничество между Богом и творением, дело воплощения и искупления человечества, а Бог-Святой Дух выбирает Себе оживление первобытного хаоса и освящение искуплённого Сыном человечества 11 . В теме «История творения» описывается творение невидимого ангельского мира и мира видимого. Бог-Отец предопределил создать из Своей творческой воли и мысли духов, видимый мир и человека и вложил всю необъятность Своих творческих образов в Бога-Слово. Бог-Слово осуществил эти образы Своим мирообразовательным «да будет» сначала в небесных духах, а затем отобразив Себя в человеке, созданном по образу и подобно Божию. Дух Святой оживотворил землю, пока она не проявила своё современное устройство и не произвела из себя жизнь. При дальнейшем изложении ветхозаветной истории важно показывать, что Ветхий Завет есть христианская книга; Ветхий и Новый завет говорят об одном и том же Боге. Очень плодотворным может оказаться анализ образа Ангела Господня — Существа, которое, хотя и названо ангелом, но говорит, действует и называется как Бог. В христианской экзегетике явления этого Ангела в Ветхом Завете рассматриваются как явления второго Лица Пресвятой Троицы — Бога-Сына ( Быт.16:7-11, 22:11-12, 15, 31:11-13, 48:15-16 ; Исх.3:2, 4-5 ). Более того, Святые отцы рассматривали всякое явление Бога в истории Израиля как действия не Бога-Отца, а Бога-Сына 12 . О таком понимании свидетельствует и православное богослужение. Например, иудеев через Красное море провёл Христос: «Коня и всадника в море Чермное … Христос истрясе, Израиля же спасе» (Ирмос 1 песни воскресного канона, глас 5).

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Различие в состоянии праведников и грешников и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое имели место еще в ветхозаветную эпоху – до пришествия Христа. Тогда в аду (древнеевр. šôl) пребывали и праведники и нечестивые (см.: Пс.88:49 ; Иов.30:23 ), но находились они в различных состояниях. После сошествия Христа во ад праведники были Им оттуда изведены (см.: 1Пет.3:18–20 ). Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Так, в Священном Писании говорится о сошествии во ад царя Вавилонского, где его узнали (см.: Ис.14:9–10 ), царя Ассирийского (см.: Иез.31:16–17 ), царя Египетского (см.: Иез.32:21 ). Но это общение не приближает их к Престолу Божию. 1.4. Молитвы Церкви за усопших Мздовоздаяние после частного суда не является окончательным, это лишь ожидание блаженства или мучения. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва , милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души 1335 и помогают им в достижении блаженного воскресения 1336 . В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... ( Ин.14:13 ); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ). Христос имеет ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ). Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Втор.26 и Исх.16 говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар.3:4–5 приводится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших. Иуда Маккавей так молился о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные иамнийским идолам, и по причине этого погибли: ...да будет совершенно изглажен содеянный грех... ( 2Мак.12:42 ). По распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву, – да разрешатся от греха ( 2Мак.12:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1:13,14. На восковой печати должен был стоять штамп ее владельца, который удостоверял содержимое контейнера или вместилища. Поскольку широко бытовало мнение, что Дух особым образом явит себя в конце времен, Павел здесь говорит о Духе как о «залоге», используя термин древних деловых документов, что примерно соответствует в современном представлении «предоплате», гарантии. Те, кто ощутил присутствие Духа, могли, тем самым, предвкушать грядущую жизнь, которую Бог обещал Своему народу. После того как Бог «искупил» (см. коммент. к 1:7,8) израильский народ из рабства в Египте, Он ввел его в «наследство» в Земле обетованной. В более поздней еврейской литературе грядущий мир изображается какокончательное «наследие» Израиля, и раннехристианские писатели использовали ту же самую терминологию ( Мф. 5:5; 25:34 ; Рим. 8:17 ; 1Кор. 6:9 ; Иак. 2:5 ). Для Павла христиане – народ Божий, искупленный Богом, но ожидающий окончательного искупления в грядущем; как и для Израиля в древности,присутствие Бога среди них являет собой гарантию того, что Он возьмет их в землю, которую обещал отдать им (ср.: Агг. 2:5 ). 1:15–23 Молитва об откровении 1:15,16. Подобно благочестивым иудеям, благочестивые христиане тоже уделяли особое время ежедневной молитве. Многие благочестивые иудеи молились по несколько часов в день. Павел воспринял этот обычай, и можно себе представить, как ревностно он молился за свои «церкви. 1:17,18. Иудеи обычно молились о том, чтобы Бог просветил их, помог понять Слово Божье; в Ветхом Завете тоже говорится о том, чтобы Бог «открыл очи», дабы люди могли понять Слово Его ( Пс. 118:17 ) или другие духовные реалии ( 4Цар. 6:17 ). В некоторых еврейских источниках Дух Божий предстает как «Дух премудрости» (это особенно подчеркивается в Ветхом Завете, напр.: Исх. 28:3; 31:3; 35:31 ; Ис. 11:2 ; ср Втор. 34:9 ). Писатели, владевшие риторическим искусством, часто во введении представляли главные темы, которые они собирались обсуждать, и Павел не является исключением. Он намеревался разъяснить им ряд вопросов и молился за них – дабы они смогли понять его объяснения. О «наследии» см. в коммент. к 1:13,14.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010