Исх. 33:12 . И рече Моисей ко Господу: се, Ты мне глаголеши: изведи люди сия. Ты же не явил ми еси, кого послеши со мною. Ты же мне рекл еси, вем тя паче всех, и благодать имаши у Мене. Се Ты мне глаголеши изведи люди сия. Говоря сие, Моисей имеет в виду данное ему пред возвращением с Синая повеление Божие: «Веди народ сей, куда Я сказал тебе, – в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее» ( Исх. 32:34, 33:1 ). Ты же, продолжает Моисей, не явил ми еси, кого послеши со мною. Правда, Господь тогда же сказал Моисею: «И пошлю пред тобою Ангела Моего, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед» ( Исх. 33:2–3, 32:34 ). Но кто именно этот Ангел, и как он будет обнаруживать свое присутствие, это не открыто Моисею. Открыто только, что Сам Господь не пойдет среди Израильтян, чтобы не погубить их ( Исх. 33:3 ), т.е. не будет самолично предводительствовать Еврейским ополчением, как предводительствовал дотоле в столпе облачном. Моисею оставалось заключить, что Ангел, имеющий быть предводителем Евреев, должен быть или тот Ангел, который еще до нарушения завета на Синае обещан в предводители Израильтянам ( Исх. 22:20 ), или другой какой. Но остановиться на мысли о первом Ангеле Моисей не мог. Господь говорит Моисею, что не будет самолично присутствовать среди Израильтян, но тот Ангел свидетельствовал именно о самоличном присутствии Господа, ибо это не простой, или сотворенный Ангел, а Сам Бог, судя по тому, что о том Ангеле сказано; о нем сказано, что Он не простит греха Израильтян, если не будут слушаться Его, что на Нем имя Самого Господа ( Исх. 23:21 ), т.е. Он называется Богом. Кто же это как не Сын Божий, Который и во времена патриархов известен был под именем Ангела Господня, хотя в тоже время именуем был Богом ( Быт. 16:7, 13 ), Который и впоследствии наименован был Ангелом великого совета ( Ис. 9:6 ), Ангелом завета ( Мал. 3:1 )? Моисей не мог не признать, что если Господь грозит лишить Евреев Своего самоличного предводительства и назначает вместо Себя вождем для них Ангела, то разумеет не того Ангела, в Котором самолично являлся вождем их до Синайского идолопоклонства, а другого Ангела, несравненно низшего по достоинству в сравнении с первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

При первом восхождении, происшедшем на сорок пятый день по исходе из Египта, Господь предлагает через Моисея всему народу израильскому вступить в завет с Ним, обещая, что «если вы будете слушаться гласа Моего ( Исх. 19:5 ), то будете Мне возлюбленнее всех народов, потому что вас одних избрал Я Себе из всех племен. Будете у Меня царством священников и народом святым ( Исх. 19:6 ). Из них будут цари, из них будут священники, и все они будут святы, то есть чисты от всякой скверны языческих народов» 237 . Второе восхождение Моисея на Синай (Исх. 19:10 – 15) После согласия народа, высказанного через старейшин, Моисей опять идет на Синай, где получает повеление приготовить народ к третьему дню, что, по мысли преподобного Исидора Пелусиота , прообразовало тридневное Воскресение Христово 238 . Согласным же святоотеческим мнением является то, что «беседовавший с Моисеем есть Сам Единородный Сын» 239 . Третье восхождение Моисея на Синай (Исх. 19:16 – 25) «На третий день, при наступлении утра ( Исх. 19:16 ). Пришел и сошел с небес Единородный не в первое время и не в начале века сего, а также и не во второе или среднее время; но как бы в третье и в последнее и как бы утром и в начале дня, то есть уже по отгнании мысленной тьмы, присущей нам, и как бы по прошествии ночи и исчезновении мрака... При этом, когда Бог сошел в виде огня, то явился дым, как бы вылетевший из печи и к верху сильно кружившийся... ибо снизошло к нам ради нас с неба Слово Божие как огонь расплавляющий ( Мал. 3:2 ) " 240 . При этом восхождении Моисей получил наказ о том, чтобы к горе не приближались даже священники из первородных – поскольку Господь мог поразить и их, так как грядущий закон, приемлющий левитское священство, был изначально выше той прамонотеистической праведности потомков Иакова, которой служили священники из первородных, могущие счесть, что их-то запрет может и не касаться. Четвертое восхождение Моисея на Синай (Исх. 20:1 – 24: 8) При этом восхождении Моисею сопутствует Аарон, «который был образом Христа, ибо честен закон во Христе и... связан со Христом духовным созерцанием, так что нельзя отделить закон от созерцания во Христе, прилепляясь только к одной тени и не принимая истину за прообраз прообразов» 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Разделы портала «Азбука веры» Были ли иконы (изображения, начертания, образы) в Иерусалимском Храме в котором был Иисус Христос? Вопрос закрыт для новых ответов. 3 Ответа Конечно, священные изображения там были. Хотя уже не было положенных по закону херувимов, осеняющих святилище (потому что не было и ковчега), однако были другие священные изображения. Вот что говорит об этом закон Моисеев: Сам Бог, давший заповеди десятисловия ( Исх.20:1–17 ), учреждая скинию с ее принадлежностями, священство и богослужение ( Исх.25–31  гл.,  Исх.34:18–26 ;  Лев.1–8  гл. и др.), повелел Моисею устроить по образу, Им показанному ( Исх.25:9, 40 ), ковчег и на крышке его – двух херувимов: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ( Исх.25:18–22 ). Ковчег завета с херувимами, находящимися на крышке его, должен был служить евреям образом невидимого Бога и возводить их мысль и чувство к Первообразу (ср.  Чис.10:35–36 ). Кроме изображений херувимов из золота, Бог повелел еще сделать их из шерсти: «скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и херувимов сделай на них искусною работою… И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» ( Исх.26:1, 31 ) Так же было и в храме Соломона: «Сделал Соломон в давире (Святое Святых –  3Цар.8:6 ) двух херувимов из масличного дерева… и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов… На двух половинах дверей (для входа в давир) из масличного дерева он сделал резных херувимов» (Эти двери соответствуют царским вратам в православных храмах). На дверях (для входа в храм) «вырезал на них херувимов» ( 3Цар.6:23, 28–29, 32, 35 ). В день освящения храма Господь явил Свое благоволение к храму с его святынями: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 , ср. 9:2–3).

http://azbyka.ru/vopros/byli-li-ikony-pr...

И почему я говорю, что ты не можешь это слышать, оставаясь в Египте? Ты можешь не услышать этих слов и когда ты только вышел из Египта и направляешься к первой стоянке; или ко второй; или к третьей; или когда ты перешел через Красное море; даже если ты пришел в Мерру и ее горечь стала для тебя сладостью, даже если пришел ты в Елим к двенадцати источникам воды и семидесяти финиковым пальмам, даже если подошел ты к Рафидиму и поднялся по другим тропам, ты еще не считаешься достойным слышать эти слова. Ты можешь услышать их, только когда придешь к горе Синай. Поэтому если ты прежде много потрудился, пережил много несчастий и преодолел не одно искушение, едва ли ты удостоишься принять повеления свободы и услышать от Господа: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской и дома рабства» ( Исх.20:2 ). Эти слова по сути не являются повелением, но показывают Того, Кто повелевает. Поэтому давайте теперь посмотрим, как начинаются десять заповедей закона, и если мы не сможем ответить на все вопросы, то по меньшей мере с Божьей помощью хотя бы начнем объяснять их. 2 . Итак, первая заповедь: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ). И далее следует: «Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх.20:4–6 ). Некоторые считают, что все эти слова, взятые вместе, есть одна заповедь, но если это было бы так, то тогда число заповедей не равнялось бы десяти. И были бы они тогда декалогом (десятисловием)? А если их разделить так, как в предшествующем повествовании, число заповедей будет равно десяти. Таким образом, первая заповедь – «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ). Вторая – «Не делай себе идола» и прочее ( Исх.20:4–6 ). Давайте начнем с первой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Естественно и нормально, что дети должны расти в семье. Первое, что регламентирует отношения родителей и детей, — это пятая заповедь. Первая заповедь говорит : “Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” ( Исх. 20, 2-3 ). Т.е.: да не будет у тебя других богов, кроме Меня. И поэтому исходим из того, что все верующие люди должны любить и почитать Бога Всемогущего, Ему отдать все свое сердце, ради Него жить. А те, кто живет ради детей, нарушают первую заповедь. Они служат не Богу, а ребенку. Это практически всегда оканчивается тем, что ребенок предает. Это обычное дело: тот, кто поклоняется идолам, гарантированно от этих идолов и получит . Мне приходилось как-то разбираться в одной очень тяжелой семейной ситуации. «Мне говорили: я же всю жизнь в него вложила, а он, мерзавец, наркоманом стал…» Я в ответ: «А зачем ты вложила в него всю жизнь, он, что – Бог, что в него всю жизнь вкладывать? Не вкладывала бы жизнь — может быть, таким бы и не стал». Недолжное отношение к человеку приводит к таким недолжным вещам. Вторая заповедь: “Не сотвори себе кумира” ( Исх. 20, 4 ), т.е. не делай себе кумира. Помните безумную мысль Ленина? Все — лучшее детям. Это идея, которая красиво выглядит. Но к чему она приводит? У нас на три брака приходится два развода. Это прямой результат ленинской идеи. Третья заповедь: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” ( Исх. 20, 7 ), т.е. не произноси Имя Господа Бога твоего без нужды. Четвертая заповедь: “… шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему” ( Исх. 20, 9-10 ), т.е. шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу. Пятая заповедь: “Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” ( Исх. 20, 12 ), т.е. чти отца своего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и ты долго жил на земле, которую Господь Бог дает тебе. Это та заповедь, на которой основываются отношения родителей и детей.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

И в Исходе ( Исх.3:2–7 ) явившийся Моисею Бог, нарицая Себя Иехова (сый), называется Ангелом: «Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи? Он же рече: не приближайся семо: изуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже стоиши, земля свята есть. И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». И здесь Ангел называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. И в Исходе ( Исх.14:19–20 ) Иехова – предводительствующий на пути в столпе облачном и в столпе огненном ( Исх.13:21 ), сей здесь называется Ангелом Божиим. «Взятся же Ангел Божий, ходяй пред полком сынов Израилевых, и пойде созади их, взятся же и столп облачный от лица их и ста созади их: и вниде посреде полка Египетска и посреде полка сынов Израилевых..» и о котором в стихе 19 и 20 говорится Ангел Божий, в стихе 24 тот же самый называется Господом и Богом. Вот слова Писания: «Бысть же в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк Египетский в столпе огненнем и облачнем, и смяте полк Египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею... И рече Господь к Моисею: простри руку твою на море, и да совокупится вода и да покрыет Египтяны... и избави Господь Израиля... и убояшеся людие Господа и вероваша Богу» ( Исх.14:30–32 ). Так же и Исх.20:1–12 Ангел Божий называется Господь Бог Израиля. Такое изменение имен мы наблюдаем и в Новом Завете. Стефан, защищаясь перед синедероном, говорит, что в пустыне и в купине глаголавший Моисею Ангел есть давший закон на горе Синай. Вот что в Деяниях апостолов мы читаем ( Деян.7:35–39 ). «Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьёю? Сего Бог через Ангела, явившегося ему в купине, послал начальником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжении сорока лет... это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившем ему на горе Синай». О котором же на горе Синай Писание говорит, что Бог позвал Моисея и говорил с ним, святой Стефан называет Его Ангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«Вы видели, говорит Господь, что Я сделал египтянам, и как Я поднял вас, как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушать гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете собственным Моим народом из всех народов. Ибо вся земля Моя. Вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:4–6 ). Как у греков процвели науки и искусства, у римлян образовались законы: так евреи сохранили и дали миру веру в Бога Истинного. Ведом во Иудеи Бог ( Пс.75:2 ): бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его ( Пс.113:2 ): спасение от Иудей есть ( Ин.4:22 ). Ап. Петр слова Моисея о древнем Израиле относит к новому, – к верующим во И. Христа, называя христиан «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). Итак, ветхий завет был образом нового. Израиль избран был Богом из всех народов ( Исх.19:5–6 ), как первенец ( Исх.4:22 ), хранить и возвещать миру истины Богопознания и Богопочтения ( Иез.37:27–28 ): христиане – новый Израиль – назначены возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет. 2) Располагали израильтян к чаянию высшей помощи чувством страха ( Гал.4:7–9 . Рим.8:15 ). Для внушения этого чувства Бог повелел Моисею поставить народ кругом Синая в отдалении от горы, запретив даже животным приближаться к ней далее определенной черты, под угрозою смерти: «берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, скот ли то или человек, не останется жив» ( Исх.19:12–13 ). При громе, молнии, в огне, дыму, трубном звуке и землетрясении Господь сошел на гору. Моисей вывел народ в сретение Ему. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и от нее выходил дым, как дым пещи, и вся гора сильно колебалась (ст. 18). «Бог к вам пришел, сказал Моисей народу, устрашенному грозным величием Явившегося, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицом вашим, и вы не грешили» ( Исх.20:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Неем.10:30 .  и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих; После общего обязательства соблюдать весь закон дано было, ввиду условий времени, специальное обязательство соблюдать некоторые отдельные постановления закона. О запрещении браков с иноплеменницами см. ( Исх. 34:16, 23:24 ; Чис. 33:52 ; Втор. 7:3–4 ). Неем.10:31 .  и когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода. В законе нет запрещения торговли в субботние дни. Но это запрещение само собой вытекало из заповеди о субботнем покое. «И в седьмой год оставлять долги всякого рода». Седьмой или субботний год, по закону ( Исх. 23:10–11 ; Лев. 25:2–4 ) был годом покоя для земли, и в этот год нельзя было заниматься ни земледелием, ни садоводством. Ввиду возникавшей отсюда трудности уплаты долгов закон повелевал заимодавцу не требовать долгов в субботний год, а по Втор. 15:12 даже прощать. Неем.10:32 .  И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: По ст. 32, иудеи установили обязательный ежегодный взнос на храм и, вероятно, именно на нужды храмового богослужения, – в 1/3 сикля. По ( Исх. 30:13 ), каждое лицо муж. пола, достигшее 20 лет, должно было давать на храм 1/2 сикля. Рав.Абен-Ездра полагает, что в ст. 32 идет речь о новом налоге, принятом общиной в дополнение к установленному в ( Исх. 30:13 ). Но текст скорее дает основание думать, что в ст. 32-м идет речь только о восстановлении налога, узаконенного в ( Исх. 30:13 ). Вероятно, и при Неемии этот налог считался обязательным для лиц муж. пола, достигших 20-летнего возраста, хотя в ст. 32-м не указывается, кто, собственно, должен был платить налог. Уменьшение налога с 1/2 сикля до 1/3 объясняется бедственным положением общины времени Неемии. Впрочем, возможно думать, что цена сикля времени Неемии была выше, чем в допленное время и потому взнос уменьшился до 1/3 (Герцфельд). Бертолет полагает, что в ст. 32 предполагается счет по персидской монетной системе (S. 78). Во времена земной жизни Спасителя в пользу храма взносилось 2 драхмы ( Мф. 17:24 ) – немного более сикля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ты, жидовин, говоришь мне: «Разве не мог Бог как-то иначе спасти человечество?» Я же тебе отвечаю: да, мог! Но Он изволил исправить злонравие Адама, а как мог бы Бог познать нашу природу, если бы Он не воспринял плоть от Девы? Ибо сказано, что Господь приходит во мраке, словно в облаке, на гору Синайскую, и тогда были громы и молнии, и густой дым, и колебание земли; что люди сказали Моисею, «чтобы не говорил с нами Бог, но ты говори с Ним» (см. Исх. 20:19 ); как Моисей просил у Бога: «Дай мне, – говорит, – видеть Твоё лицо» ( Исх. 33:8 ), но Бог сказал: «Человек не может остаться живым, увидев Моё лицо» ( Исх. 33:20 ). Разве ты, жидовин, ещё не понимаешь, что лица Божия [нельзя] увидеть, если бы Он не облёкся в плоть? Ты не внимаешь тому, что сказал Господь Моисею: «Войди в расселину скалы, и Я покрою тебя рукою Моею, и слава Моя пройдёт мимо тебя; и когда Я пройду мимо тебя, ты увидишь Меня сзади» ( Исх. 33:21–23 ). Что значит сзади? Не это ли: перед тем как идти на [крестную] муку, Господь взял с собой троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и взошёл на гору Фавор, и явил свою божественность настолько, насколько они смогли стерпеть, чтобы видевшие чудо ученики разумели, что Бог [идёт] на страдание [своей] волей. Знаешь ли, как проявилась Его божественность? «Просияло лице Его, как Солнце, и одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17:2 ); тут же по обе стороны Христа [явились] Илия и Моисей, чтобы ученики поняли, что у Него есть власть над живыми и мёртвыми. Моисея Он привёл из мёртвых, ибо ему было обещано в древности сзади увидеть Бога (см. Исх. 33:23 ); Илию же Он поставил как живым взятого на небеса (см. 4 Цар. 2:11). Скажи мне: разве Иисус не больше Солнца, если Он стал светлее [Солнца]? Мы потому упомянули Солнце, что не видели другой звезды ярче Солнца; поэтому мы и сравнили Его с Солнцем. Поймите вот что: «от сияния лица Божия они пали [ниц]» (см. Мф. 17:5–6 ), а увидев Солнце, мы никогда не падаем. Ли речеши ми, о жидовине: Моиси видлъ тамо на (л.48а) гор задн Божи? Скажи ми, како каза ти Моиси, видвъ задн Божиа, не повси ли ми? А не льстис, но вруи къ съ нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

В буквальном переводе с еврейского термин «слава» означает «вес», а с греческого – «похвала». Эти слова подразумевают две стороны одной медали, описывая величие, могущество и великолепие Бога, за которые он и достоин хвалы. Таким образом, прославляя Бога или воздавая ему славу, мы восхваляем Бога за его величие и великолепие. Это не означает, что он получает от нас то, чего он был лишен ранее. Он остается великолепным и удивительным Богом независимо от того, признаем мы это или нет. Напротив, воздавая открыто Богу славу, мы признаем его величие и превосходство над людьми. В Библии иногда встречается выражение «воздайте Господу славу имени Его» (см. Пс.28:1–2 ) как сокращенный вариант более краткого словосочетания «прославьте Бога». Однако значение термина «слава» не исчерпывается великолепием или величием. В дополнение к этому, Божья слава в Ветхом и Новом Заветах ассоциируется с присутствием Господа среди своего народа. Чтобы удостовериться в этом, достаточно окинуть беглым взглядом историю Израиля. Сразу же после исхода, в тот момент, когда Израиль готовился пересечь Чермное море, Бог дает им видимый знак своего присутствия с ними – облачный и огненный столп, который будет сопровождать их днем и ночью ( Исх.13:20–22 ). Этот столп вел их в течение сорока лет блужданий по пустыне до тех пор, пока они не вошли в обещанную им землю. Некоторое время спустя, расположившись на Синайском полуострове, народ начинает роптать на Моисея и Аарона по причине нехватки пищи. В ответ на это Моисей и Аарон возвестили: «Вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас?» ( Исх.16:6–7 ). На следующий день, как и обещалось, «когда Аарон говорил ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке» ( Исх.16:10 ). В данном случае облако, до сих пор означавшее присутствие Бога, названо конкретным выражением «слава Господня» в тот момент, когда Бог начинает посылать народу манну, как еще один видимый знак своего присутствия и заботы (см. Исх.16 ). Позже, когда Израильский стан был расположен у подножия горы Синай в ожидании Божьего закона, полученного изначально в виде десяти заповедей ( Исх.20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010