(Ст. 29). Ибо Бог и есть в огне пылающий и истребляющий силы огня, разумей страшные угрозы ваших гонителей.   Глава 13 (Ст. 4). Честен брак и брачное ложе нескверно. Отсюда можешь удостовериться в справедливости вышесказанного о том, что они были преданы мирскому и подзаконному, так как почитали порочным даже и освященное сожитие, которое было по закону Моисееву. (Ст. 7). Вспоминайте, говорит, предстоятелей ваших, то есть сотоварищей его (апостола Павла) апостолов, кои посеяли в вас слово Божие. Взирая на жизнь и на исход (кончину) жительства их, подражайте вере (их в) Иисуса Христа. (Ст. 8). Если вчера и сегодня будете пребывать в Нем, то и во веки веков пребудете в Нем [по синодальному переводу (русскому): Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8)]. (Ст. 9). Учениями различными и сектами чуждого голоса, то есть учениями священников и их десятинами, не увлекайтесь: ибо хорошо благодатию укреплять сердце наше, то есть утверждаться на новом Евангелии, а не на различении священнических яств, которые не принесли никакой пользы проводившим такую жизнь, — то есть соблюдавшие эти установления о пище не получали через это очищения и жизни (вечной). (Ст. 10). Мы имеем жертвенник, превосходящий их уставы, от коего вкушать не имеют власти не только простые Иудеи, но даже и левиты, кои скинии служат. (Ст. 11–13). Но как тела тех животных, коих кровь вносил первосвященник за грех вовнутрь во Святая (святых) для очищения, сожигались вне стана, так и Иисус Христос, дабы освятить Своею Кровию народ Свой, вне врат города пострадать изволил (ср.: Лев. 14:12; Мф. 27:32). Тело животных было прообразом Господа нашего, а Господь есть образец для нас, так что и мы должны выйти вне стана, выйти и сделаться благовестником учения Его, и носить поругание Его. (Ст. 16). Благотворения же и общения не забывайте, ибо такими жертвами благоугождается Бог, а не теми, что в храме том приносились. (Ст. 17). Повинуйтесь наставникам вашим и подчиняйтесь им, то есть отложите подзаконные дела и совершайте дела Христовы. Ибо они отчет и ответ должны будут отдать Богу, если соблазнят вас. Повинуйтесь же им, чтобы они отдавали этот ответ с радостию, а не с удрученным духом и воздыхая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Стихи 14–15: Ибо [это произойдет подобо тому], как человек, отправляющийся в далекую страну, призвал рабов своих и передал им благосостояние свое. И одному дал пять талантов, а другому — два, а третьему — один, каждому по силам его, и вслед за тем отправился . — Человек этот домохозяин есть, несомненно, Христос, Который по Воскресении, восходя к Отцу как Победитель, призвав апостолов Своих, передал им учение евангельское, не соображаясь с широтой или узостью в том отношении, чтобы дать одному больше, а другому меньше, но подавая соответственно силам получающего; таким же образом и апостол говорит, что не могущих принимать твердой пищи он поит молоком . Поэтому, в конце концов, Он с одинаковой радостью принимает и того, который из пяти талантов сделал десять, и того, который два таланта обратил в четыре. Под пятью, двумя и одним талантом мы должны понимать или различные дары (gratias), которые даны каждому, или в первом случае все подвергнутые испытанию чувства, во втором — разум и дела, в третьем — разум, которым люди отличаются от животных. Стих 16: Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. — Получив земные чувства он усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное — через телесное, невидимое — через видимое и вечное, — через кратковременное. Стих 17: Точно также и получивший два таланта приобрел другие два. — И этот соответственно силам своим все, что ни изучил в законе, удвоил в Евангелии, т. е. (sive) познание и дела настоящей жизни понимал в значении образов будущего блаженства. Стих 18: Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. — Негодный раб вследствие земных дел и похоти века сего не радел о Заповедях Божиих и осквернил их, хотя у другого евангелиста написано, что он завязал его в куске полотна , т. е. обессилил учение Домохозяина, проводя жизнь в неге и роскоши. Стихи 19—20: По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. — Велико время между Вознесением Спасителя на небо и Его Вторым Пришествием. И если даже апостолы должны дать отчет и воскреснуть под страхом за исход суда, то что же нам должно делать?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. ( Мф.19:16–26 ) Как видно из данного фрагмента Евангелие, здесь акцентировано внимание на четырех вещах. О важности соблюдения заповедей акцентировано внимание еще в одном месте Евангелие: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам”. ( Ин.14:21 ) Наивысшая заповедь: “Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет”. ( Мк.12:29–31 ) Соответственно, грехи могут быть против Бога, ближнего и против себя. (Более детально грехи против наивысшей заповеди перечислены в 10 заповедях Книга Исход 20:2–17) Если у Вас получается более-менее соблюдать наивысшую заповедь, то Вы можете задуматься о том, что-бы попробовать “быть совершенным”, уйти в монастырь и дать монашеские обеты. При этом важно взять благословение у своего духовника (священника, который Вас хорошо знает и будет знать у Вас “прелесть” или это искреннее желание). Перед тем как дать монашеские обеты и стать монахом, кандидат сначала становится трудником, послушником, иноком. Так человек готовится к настоящей монашеской жизни, проверяет себя и свои силы. Стремление к христианскому совершенству — это дело похвальное и богоугодное. Но исполнение евангельского совета, о котором вы спрашиваете, должно быть обязательно с ясным пониманием цели и периодом времени для самоиспытания. Иметь в юности такие порывы — это нормально для христианина, но одних порывов недостаточно. Неслучайно, что сейчас запрещено постригать в монашество лиц младше 30 лет, поскольку желание такой жизни должно быть подтверждено временем и делами. Что касается цели, то св. Диадох Фотикийский пишет следующее:

http://azbyka.ru/vopros/pravilno-li-otno...

Виктор Гамильтон (протестант) Часть вторая. Исход 6. Появление Моисея Исход (1–6) План Книги Исход можно представить одним из следующих способов: Угнетение (1:1–12:36) Освобождение (12:37–15:21) Странствование (15:22–19:25) Божье откровение (20:1–24:18) Поклонение Богу (25:1–40:38) В Египте (1:1–15:21) К горе Синай (15:22–19:2) У горы Синай (19:3–40:38) I. Спасение Богом: избавление от страданий (1–14) А. Страдания (гл. 1–11) В. Освобождение (гл. 12–14) II. Ответная хвала человека (15:1–21) III. Божье действие: спасение (15:22–18:27) А. От жажды (15:22–27; 17:1–7) Б. От голода (гл. 16) В. От отчаяния (17:8–16; 18:1–27) IV. Ответное послушание человека (гл. 19–31) V. Нарушение и обновление завета (32–40) 54 Независимо от того, каким языком мы воспользуемся, излагая вкратце Книгу Исход, основное деление структуры книги в известной степени ясно. В отличие от Книги Бытие (раздел о патриархах, который посвящен нескольким персонажам), Исход ярко освещает только одного – Моисея. Также в отличие от Книги Бытие (вновь главы 12–50), которая охватывает значительный период времени – по крайней мере, четыре поколения, – Исход (19–40) охватывает всего лишь около года. Израильтяне пришли к горе Синай через три месяца после того, как они покинули Египет (19:1). Девятнадцать месяцев спустя ( Чис.10:11 ) израильтяне покидают Синай и отправляются в Ханаан. Таким образом, Книга Исход хронологически следует схеме в таблице 4. Так же как это истинно в отношении повествования Книги Бытие об Аврааме, повествование Книги Исход умышленно является избирательным. Вторая глава рассказывает о первых двух третях жизни Моисея. И даже здесь указаны лишь немногие подробности: он родился, его положили в корзину и опустили в реку, его воспитала дочь фараона. Сорок лет спустя ( Деян.7:23 ) он убивает египтянина и вынужден жить в изгнании в земле Мадиамской. Еще через сорок лет, будучи восьмидесятилетним ( Деян.7:30 ), Моисей начинает свое служение после случая с горящим терновым кустом. Джордж Менденхолл, используя тот случай, когда Моисей убил египтянина, для более глубокого проникновения в вопрос о применении силы, пишет: «На великую важность этого повествования для происхождения религиозной идеологии древнего Израиля указывает тот факт, что это единственная сохранившаяся история о Моисее в период между младенчеством и пережитым им у горящего куста» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Но необоснованно будет предполагать, что все вышеупомянутое решительно противоречит Книге Исход (6:3). Быть может, таким образом, Господь говорит Моисею, что патриархи никогда не понимали полного значения личного имени Господа. Конечно, они знали его, понимали его. По мнению Глисона Ачера, «Исход (6:3) учит, что Бог, Который в прежних поколениях открывался как Эль Шаддай (Бог Всемогущий) в великих делах и милосердии, хотел открыться поколению Моисея как соблюдающий завет Иегова посредством чудесного избавления всего израильского народа» 68 . Но разве Моисей, его современники и его последователи понимали значение этого имени? Или это открытие должно было прийти только тогда, когда Иисус смог сказать: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» ( Ин.17:6 )? Вторая проблема окружает генеалогию, которая записана в Бытии (6:14–27). Мы, в частности, заинтересованы линией потомков, к которой принадлежали Моисей и Аарон. См. рис. 4. Итак, Моисей и Аарон являются праправнуками Иакова. Выражаясь иначе, между приходом в Египет и исходом из Египта было четыре поколения. Длительность этого периода времени в Книге Исход (12:40:41) указана как 430 лет, в Бытии (15:13) как 400 лет, а в Бытии (15:16) сказано о «четырех родах». Достаточно ли четырех поколений, чтобы охватить четыре столетия? Рис. 4 69 Иаков (6:14) I Левий (6:16) I Кааф (6:16) I Амрам (6:18) I Моисей, Аарон (6:20) Более того, Книга Исход ясно говорит (1:6), что смерть Иосифа предшествовала рождению Моисея. В Бытии (50:23) говорится, что Иосиф жил достаточно долго, чтобы увидеть своих собственных правнуков (Иосиф, Ефрем, Махир и неназванные дети). Эти дети четвертого поколения должны были быть в такой степени далеки Иакову, как были Моисей и Аарон, и, вероятно, даже моложе Моисея и Аарона. Можно дать два ответа. Согласно одному мы должны предположить, что генеалогия Моисея и Аарона в Книге Исход (6:14–20) является выборочной, неполной или прерывающейся. Это довольно распространенное явление, как в Библии, так и в другой литературе Средиземноморья 70 . Кроме того, другие части Писания устанавливают как минимум десять поколений между Иосифом и Иисусом Навином. Например, в Первой Книге Паралипоменон (7:20–29) перечисляются (Иосиф), Ефрем, Рефай, Решеф, Фелах, Фахан, Лаедан, Аммиуд, Елишам, Нон и Иисус. Этот последний факт подтверждает избирательность в Книге Исход (6:14–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

21 билет 1. Быт. 49 . Пророческое благословение Иаковом своих сыновей и предсказание о явлении Спасителя от Иуды. 2 . Книга Левит. Наименование книги, время и цель написания. 22 билет 1. Книга Исход 3–4. Призвание Моисея. Видение «Неопалимой купины». Объяснение имени Божия «Аз есмь Сущий». 2. Богослужебное употребление книги Левит. 23 билет 1. Исход 7–10. Египетские казни (обзор), чудесность этих событий. 2. Книга Левит; обзор содержания и значение книги. 24 билет 1. Исход 12. Установление Господом праздника Пасхи. Десятая казнь. Символическое и прообразовательное значение Пасхи. 2. Книга Числ. Наименование, время и место написания книги. 25 билет 1. Исх. 13–14 . Закон о первенцах. Исход евреев из Египта. Переход через Чермное море; духовно-прообразовательное значение этого события. 2. Богослужебное употребление книги Чисел. 26 билет 1. Исход 15. Благодарственная песнь Моисея. 16–17 главы: Божия помощь евреям на пути к Синаю (обзор). 2. Богослужебное употребление книги Бытия. 27 билет 1. Исход 20. Синайское законодательство. Десять заповедей Закона Божия (наизусть). 2. Книга Второзаконие, наименование, время и цель написания. 28 билет 1. Исход 24. Вступление Израиля в завет с Богом 25–27. Устройство Скинии. 2. Богослужебное употребление кн. Второзаконие. 29 билет 1. Исход 33–34. Ходатайство Моисея за согрешивший народ. Восстановление нарушенного завета с Богом и прославление Моисея. 2. Прообразы и пророчества о Иисусе Христе в книге Бытия. 30 билет 1. Книга Левит 1–7 . Постановление о жертвоприношениях (обзор). 2. Книга Левит 16 . Праздник очищения. 31 билет 1. Книга Левит 23 и 25. Постановления о праздниках; субботний и юбилейный год. 2. Облачение ветхозаветного священства. 32 билет 1. Книга Чисел, 14 глава. Возмущение народа еврейского и осуждение их на 40-летнее странствование по пустыне. 17 глава: чудесный жезл Аарона. 2. Жертвы за грех и о преступлении ( Лев. 4, 1–12; 5 и 6 главы). 33 билет 1. Книга Чисел, 19–21. Жертва рыжей телицы; изведение воды из скалы; медный змей и его преобразовательное значение. 2. Виды хлебных приношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Прежде всего, говорит ли против существования дня очищения неупоминание этого дня в Пятикнижии в тех местах, где естественно ожидать этого упоминания? Нисколько. И в самом деле, в кн. Исх. (23:12, 14:17, 34:21−3) рядом с субботой поставлены только праздники: опресноков, жатвы, собирания плодов и праздник седмиц. О дне очищения здесь не упоминается. Но ведь не упоминаются здесь и праздники Пасхи и Кущей. А кто может отрицать существование и празднование этих праздников у евреев? Равным образом и в 16 гл. кн. Второзакония не один только день очищения не упоминается, но не упоминаются также праздники Жатвы и Собирания плодов, которые как видно из других мест Пятикнижия, были учреждены Богом, и праздновались евреями. Нисколько не говорит также против существования дня очищения, и неупоминание жертв и церемоний этого дня в 28 и 29 гл. кн. Чисел, где делается описание ежедневных и праздничных жертвоприношений. В этих главах содержится собственно описание только общих жертвоприношений, как ежедневных, так и праздничных. Особенных жертвоприношений разных праздников автор совершенно не касается. Поэтому не касается он весьма своеобразных, только в день очищения совершавшихся жертв и церемоний. Но что обряды и жертвоприношения дня очищения известны автору этих глав, на это указывают 7-й и 29-й стихи 29 главы, где упоминается как пост, так и примирительная жертва за грех , согласно с 16 гл. кн. Левит. 12 А что касается, наконец, 30:10 кн. Исход, где устанавливается ежегодное очищение кадильного жертвенника, то относительно этого места нужно сказать, что оно вовсе не стоит в противоречии с 16 гл., не «говорит совершенно иначе о ежегодной жертве примирения», 13 чем 16 глава. Здесь, напротив, вполне согласно с 16 гл., говорится об очищении кадильного жертвенника. В 16 гл. предписывается совершать очищение Святого Святых, Скинии собрания и жертвенника кровью жертвы за грех . Точно также в 30:10 кн. Исход предписывается «совершать очищение над рогами кадильного жертвенника однажды в год кровью очистительной за грех». И как в день очищения жертвенник очищался через возложение крови на рога его, точно так же и здесь, очищение кадильного жертвенника совершается через возложение на рога его крови очистительной жертвы за грех. Таким образом, 30:10 кн. Исход не говорит об особенной жертве примирения, но касается того же закона о дне очищения, о котором говорится в 16 гл. кн. Левит. Автор 16 гл. кн. Левит опустил подробное описание очищения кадильного жертвенника, потому что он говорил об этом очищении в 30 гл. кн. Исход, где он изложил постановления о жертвеннике курений. Поэтому 30:10 кн. Исход предписанием, чтобы первосвященник очищал также и кадильный жертвенник, восполняет это, намеренно сделанное опущение. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Исх 1,6, 8-12; 2,15-23; 3,7-8, 16-20; 4,1-16, 19-20, 22-31; 5 (Я + Э); 6,1; 7,23, 25; 8,1-4, 8-15, 20-32; 9,7, 13-21, 23-34; 10,1-7, 13б-19, 28-29; 11,4-8; 12,21-23, 29-30; 12,21-22; 14,5-7, 10-14, 19-20, 24-26, 27б, 30-31; 15,22-25, 27; 16,4; 17,1б-2; 19-20; 24,1-2, 9-11; 32,9-14; 33,7-11; 34,1-5, 10-28. Числ 10,29-36; 11,1-34; 13,17б-20, 22-24, 26-31, 32б-33; 14 (Я + Э + С); 20,1 24,23 (Я + Э + С). Втор 10,6-7, 31, 14-15, 23; 34,1б-4, 10-12. Э. II-я Священ. История (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в северном Израиле ок. IX-VIII вв. до Р.Х. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Основные тексты, принадлежащие Элогисту: Быт 15 (Э + Я); 20; 21,6-32, 34; 22,1-14, 19; 28,11, 12, 17, 18, 20-22; 29,1, 15, 23, 25-28, 30; 30,1-3а, 6, 8, 17, 23; 31,2, 4-18а, 19-45, 51-55; 32,1-2, 13б-21, 23; 33,18б-20; 35,1-8, 16-20; 37,2б, 5-11, 14а, 15-18а, 19-20, 22, 23б-24, 28а, 28б-30, 31б-32а, 34, 36; 40,1-3а, 4-5а, 6, 15а, 16-23; 41; 42,1, 3-4а, 8-26, 29-37; 43,14-23б; 45; 46,1-5а; 47,12; 48,1-2, 8-22; 50,15-26. Исх 1,15-22; 2,1-15; 3,1, 4б, 6, 9-15, 21-22; 4,17-18, 20б-21; 7,20б-21а, 24; 9,22-23а, 35; 10,8-13а, 20-27; 11,1-3; 12,31-36, 37б-39; 13,17-19; 15,1-21; 17,3-6, 8-16; 18; 19,2б-19; 20,1-21; 21; 22; 23; 24,3-8, 12а, 18б; 31,18б; 32,1-8, 15-35; 33. Числ 10,29-36; 11; 12; 13,17-33 (Э + С); 16,1-34 (Э + С); 20,1-9, 12-29; 21; 22; 23; 24; 25,1-5; 32,1-17, 20-27, 34-42. Втор 10,6-7; 27,5-7а; 31,14-15,23; 33; 34,5-6. С. III-я Священ. История (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана в Вавилоне между VI и V вв. до Р.Х. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком), Числа, Второзаконие. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия: Быт 1; 2,1-4а; 5,1-28; 6,9-22; 7,6, 11, 13-16а, 18-21; 8,1-2а, 3б-5, 13а, 14-19; 9,1-17, 28-29; 10,1-7, 22-23, 31-32; 11,10-27, 31-32; 12,4б-5; 13,6, 11б-12а; 16,1а, 3, 15-16; 17; 19,29; 21,1б, 2б-5; 23; 25,7-11а, 12-17, 19-20, 26б; 26,34-35; 27,46; 28,1-9; 29,24, 29; 31,18б; 33,18а; 34,1-2а, 4, 6, 8-10, 13-18, 20-24, 27-29; 35,9-13, 15, 22б-29; 36 (С + Я); 36,1-2а; 46,5б-27; 47,7-11, 27б-28; 48,3-7; 49,1а, 28б-33; 50,12-13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Современная критика также не смогла достичь согласия в толковании событий описанных в Книге Исход. Одни ученые считают описанные события исторически достоверными, 176 в то время как другие воспринимают их как своего рода легенды или народные сказания. 177 Мнения большинства критиков расположены где-то между двумя этими крайностями. Китчену удалось обобщить некоторые наиболее распространенные взгляды. Например, Брайт не сомневается в достоверности Исхода; Андерсон считает, что Исход следует толковать сквозь призму веры Израиля; Гарбини допускает такое событие, как Исход, но не находит ему подтверждений; Лемх называет Исход легендой. 178 В зависимости от принятой точки зрения ученые спорят о количестве вышедших из Египта Израильтян, о библейском портрете Моисея, о дате и содержании Исхода и о скинии. Однако для тех, кто верит в историческую достоверность этого события, дата Исхода остается самой грудной проблемой. Подробные дискуссии о датировке Исхода можно найти в обширной литературе на эту тему. Приведем основные выводы. 179 Дата Исхода колеблется в промежутке между XV и XI вв. до н.э., при этом XV и XIII века – наиболее популярны среди ученых. 180 Не существует прямых небиблейских свидетельств, подтверждающих ту или иную датировку, что позволяет по-разному толковать дошедшие до нас косвенные факты. Так каждый ученый может подогнать дату практически к любому нужному ему периоду. Традиционно считается, что XV век – соответствует библейским данным больше, чем археологическим. Во-первых, 3 Книга Царств 6:1 утверждает, что Соломон начал строительство храма через 480 лет после Исхода, на 4 год своего царствования (то есть в 967 году до н.э.). Это означает, что Исход состоялся в 1447 году до н.э. Книга Судей 11:26 сообщает о договоре между Иеффаем и царем Аммонитским. Иеффай заявляет, что Израиль владеет землей Моавитской в течение 300 лет со времени входа в землю. На основании слов Иеффая, можно датировать завоевание земли 1400 годом, что подтверждает выведенную дату Исхода1447 год. Книга Бытия 15:13 объявляет предопределенный период рабства – 400 лет – в продолжение четырех поколений (ст. 16), что соответствует родословной Моисея: Моисей был праправнуком Левия, сына Иакова ( Исх.6:1,16, 18:20 ). Праправнук Иосифа, Иаир, участвовал в завоеваниях вместе с Иисусом Навиным ( Быт.50:23 ; Чис.32:3941 ; Втор.3:14 ; И. Нав.13:1, 17:1 ). Моисей родился после начала притеснения, а в Исходе ему уже исполнилось 80 лет (2:1, 7:7; Втор.34:7 ), а значит, период рабства продолжался, по крайней мере, дольше 80 лет. Наконец, Исход 12:4041 (МТ) сообщает о 430 годах, проведенных Израилем в Египте, а Самарянское Пятикнижие и Септуагинта (как и Гал.3:17 ) включают в этот промежуток все время пребывания в Ханаане, начиная с призыва Авраама. Таким образом, расчет по родословиям выделяет на период рабства в Египте не более ста лет. Отсюда можно вывести следующую хронологическую таблицу:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Опровержение критики Но мнение о разновременном происхождении содержания книги Исход не имеет для себя оснований. Множество встречающихся в ней подробностей с несомненностью говорит за то, что автор книги — современник и очевидец описываемых событий. Так, предполагаемое книгой Исход состояние Египта является именно таким, каким оно оказывается и по современным эпохе Моисея египетским памятникам, совершенно отличным от позднейшего положения хотя бы, например, в век Соломона. В частности, упоминание о некоторых египетских городах — Плиополисе, Рамсесе, Пифоме (I) и Ефаме ( Исх 13:20 ), без указания на их положение, предполагает знакомство с ними читателя и самого автора. Равным образом только очевидец событий мог сообщать такие точные сведения о времени их совершения, как трехдневное путешествие по пустыне Сур от Черного моря до Меры ( Исх 15:22 ); прибытие в пустыню Син на 15-й день второго месяца по выходе из Египта ( Исх 16:1 ); дарование на следующий день манны; расположение станом у подошвы Синая в первый день третьего месяца по исшествии из Египта ( Исх 19:1 ); явление славы Божией на третий день по сошествии Моисея с Синая ( Исх 19:16 ) и т. п. Как современник устройства скинии в пустыне, Моисей отмечает, что ее деревянные части были сделаны из дерева ситтим (аравийской акации), но не из другого какого-либо материала, например, дуба или кедра, что было бы уместно в устах позднейшего писателя — жителя Палестины; упоминает о неизвестной другим ветхозаветным писателям коже «тахаги», из которой было сделано одно из покрывал скинии и т. п. Наконец, предваряющее изложение некоторых законов замечание: «когда введет тебя Господь Бог твой в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Евеев» ( Исх 13:5 ; Исх 23:23 и далее; Исх 34:11 и далее) не оставляет никакого сомнения в том, что книга Исход написана в пустыне, перед вступлением евреев в Палестину. Время и место написания книги Насколько можно судить по вышеприведенным местам книги Исход ( Исх 17:14 ; Исх 24:4 ; Исх 34:27 ), она написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная же редакция книги падает на конец сорокалетнего странствования по пустыне — на время пребывания евреев у Иордана «Сыны Израилевы, говорится в 35 ст. 16 гл., ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской».

http://drevo-info.ru/articles/8236.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010