В отличие от книги Исход (ср. Исх.17:14, 24:4, 34:27 ), где Моисей называется автором определенной части, Левит ни разу не упоминает об авторе. Тем не менее, доказательства в пользу авторства Моисея выглядят довольно убедительно. Они основаны на четырех группах свидетельств. (1) Тридцать шесть божественных речей начинаются со слов «Господь призвал/сказал» (1:1, 4:1, 5:14, 6:1,8,19,24, 7:22,28, 8:1, 10:8, 11:1, 12:1, 13:1, 14:1,33, 15:1, 16:1, 17:1, 18:1, 19:1, 20:1, 21:1,16, 22:1,17, 22:26, 23:1,9,23,26,33, 24:1,13, 25:1, 27:1). Эти речи обращены к разным людям. Четыре раза Господь обращается «к Моисею и Аарону» (11:1, 13:1, 14:33, 15:1). Однажды Господь обращается только «к Аарону» (10:8). В остальных случаях речь обращена только «к Моисею». 210 Такое количество ссылок не только указывает на авторство Моисея, но и на богодухновенность самой книги. Такие законы, как, например, обязанность прокаженного человека находиться вне стана, а не вне города (13:46); порядок доступа к скинии для приношения жертв (17:19); законы, которые начинаются со слов «Бог, который вводит вас в землю» (14:34, 18:3, 23:10, 25:2) указывают на то, что народ располагается станом в пустыне и поклоняется в скинии, а не в храме. (2) Тщательно расписанная система обрядов книги Левит похожа на обряды ближневосточных культур, существовавшие задолго до позднейшего периода, что противоречит поздней датировке, которую защищает критика. (3) Более того, важные вопросы и обстоятельства времени вавилонского пленения, никак не отражены в Книге Левит. Проблема смешанных браков, очень острая во времена Ездры и Неемии ( Езд.910 ; Неем.13:2331 ), не упоминается. Левит превозносит священство, но священство времен пленения противилось реформам Неемии ( Неем.13 ). Закон о десятине, описанный в Пятикнижии, исходит из того, что на каждого священника приходится десять левитов ( Чис.18:2631 ), а во времена пленения, похоже, ощущалась нехватка левитов ( Езд.8:15 ). (4) Пророк Иезекииль несколько раз ссылается на Книгу Левит ( Иез.22:26 и Лев.10:10 ; Иез.20:11 и Лев.18:5 ; Иез.34 и Лев.26 ). Это означает, что цитируемый материал (Левит) «был старым трудом, чьи законы связывали Израиль, поскольку они хранили завет между Богом и Его народом». 211

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

38 . Ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во все путешествие их. 751   Приложение к книге Исход. О п ы т сближения египетской истории с фактами записанными в Пятокнижии (Каноника Кука в прилож. к Англ. Комм. Библии 1871 года) 1) Источник Египетской истории. 2) Общие результаты. 3) Список Фараонов от 12 до 20 династии. 4) Время посещения Египта Авраамом; возражения и доказательства; история двух братьев; Бенни-Гассан; история Санехи; подарки Аврааму. 5) Время Иосифа; вторжение Гиксосов; исследование об указаниях Манефо; эра Сет-Нубте. 6) Апепи или Апофис не есть Фараон времен Иосифа. 7) Связь 12 династии с Он’ом. 8) Гробница Хнумхотепа; Египетские номы. 9) Египетская ирригация; лабиринт Аменемха III. 10) Вероятное положение Израильтян под властию Гиксосов. 11) Рассмотрение времени, к которому должен относиться Исход. 12) Амозис или Аамес I, новый царь, завоеватель, строитель гаваней и проч., употребляет многочисленных рабочих. 13) Хронология, рассмотрение хронологических данных. 14) Последний год Тотмеса II, есть вероятно год Исхода. 15) Аменофис I. 16) Тотмес I. 17) Тотмес II; события царствования; характер царицы Хатазу. 18) Походы Тотмеса III, оканчивающиеся сорок лет после смерти Тотмеса II. 19) Рассмотрение возражений. 20) Аменофис II и Тотмес IV. 21) Аменофис III и царица Теи. 22) Религиозная революция в Египте. 23) Указания Манефо, Керемона, Лизимаха и Диодора. 24) Рассмотрение предполагаемого тождества Рамезеса II с Фараоном Моисея. 25) Положение Палестины под управлением первых Судей Израильских. 26) Походы Сети I против Кхетов (Хетов). 27) Рамезес II, продолжительность его царствования; первый поход в Сирию. 28) Постройка крепостей. 29) Рабочие «Аперу», отождествленные с пленными Израильтянами. 30) Союз Рамезеса с Кхетами. 31) Положение Палестины, описанное в Египетских папирусах. 32) Положение земли Гессен (Гошен), не допускающее предположения о том, чтобы она была занята Израильтянами. 33) Царствование Мернепта; события и время событий совпадающие с первой гипотезой этого опыта. 34) Рамезес III. 752

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Из других подробностей египетской жизни, о которых говорится в книге Исход, – назовем сле- дующие: употребление в большом количестве военных колесниц (14:6–7), обычай царей лично идти на войну (8), самим выслушивать жалобы и вникать в дела своих подданных (5:15); обладание большинства из египтян золотыми и серебряными вещами (12:35); возделывание весной, главным обра- зом, пшеницы, льна, ячменя и полбы (9:31–32), разведение скота, частью на полях, частью в хлевах (9:3,19); хранение воды в каменных или деревянных сосудах (7:19), акушерская помощь (1:15–21); употребление папирусовых суден (2:3), горнил (9:8), хлебных печей (8:3), квашен, палок при ходьбе (7:10,12), ручных жерновов (11:5), горной смолы и клея (2:3). К этим предметам можно прибавить еще следующее, на основании последних книг Пятикнижия: орошение, очень необходимое в земледелии ( Втор.11:10 ), и ежедневное употребление в пищу огурцов, чесноку, луку и дынь ( Чис.11:5 ), наконец, существование у царей многочисленных конских заводов ( Втор.17:16 ). Здесь, как и относительно последних глав книги Бытия, почти каждый египетский обычай, отмеченный Писанием, находит себе подтверждение в древних египетских свидетельствах, дошедших до нас, или в памятниках или разом в тех и других источниках. Единственное исключение – это акушерская помощь – явление вообще очень редкое на Востоке. Но даже и в данном случае, при отсутствии свидетельств у древних авторов, новейшие изыскания замечательным образом подтверждают рассказ книги Исход. Единственное выражение книги: „Когда вы увидите их (женщин) на седалищах», – объясняется очень хорошо теперешней египетской практикой, как нам ее передает М. Лан: „За два или за три дня, – говорит, он, – до времени разрешения от бремени, акушерка отправляет в дом беременной женщины седалище, на котором женщина должна сидеть в продолжение родов». Памятники дают основание заключать, что в древнем Египте самой значительной силой в армии были колесницы: царь, князья и все начальники известного ранга сражались на колесницах. Диодор определил даже число их в армии Сезостриса в 27,000, и, хотя здесь есть сильное преувеличение, но оно показывает отношение греков к употреблению большого числа военных колесниц древними монархами. Кавалерия же употреблялась в малых размерах, если даже она и существовала; и хотя этот факт на первый раз может показаться несогласным с Моисеевым рассказом (Исх.14:9,17,18,23; 15:1), однако, внимательное исследование первоначального текста приводит к тому заключению, что сила, преследовавшая израильтян, состояла только из колесниц и пехоты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

51:9–11 Исход, превосходящий все. 9–10 Раав, крокодил и море, которые для неизраильтянина могли бы означать хаотические силы, противодействующие божествам мироздания (ср. коммент. к 27:1), здесь, судя по ст. 10, символизируют исход. Имя Раав уже упоминалось раньше как прозвище Египта в 30:7 (см.: примеч.). О весьма похожей символике страшного суда см. коммент. к 27:1. 11 Но мольба Исайи об исходе вызывает в нем воспоминание об уже высказанном обещании и в этом стихе цитируется почти дословно 35:10. 51:12–16 Угнетенные утешены. 12–14 Сам Господь (Я, Я Сам…) – основание для утешения, одновременно как Творец, в противоположность простым тварям, и как Бог завета (15–16) (Бог твой… Мой народ), Который расценивает Свой призыв к Израилю как венчающую славу, а не как деградацию в поразительном перечислении небо… земля… Сион. Отметим, что в последней фразе ст. 16 Сион обозначает сам народ. Ст. 16 напоминает обязанности Раба в 49:2; и на самом деле основное призвание Израиля заключается в том, чтобы быть носителем Божьих слов. 51:17–25 Поменялись местами. Местоимение во всем отрывке стоит не во множественном числе, но в единственном числе женского рода, что означает постоянную персонификацию Израиля как отчизны (см. коммент. к ст. 16). Основной смысл всех метафор заключен в метафоре о чаше или «чаше опьянения», означающей переход ее к другому владельцу (17, 22), в то время как в ст. 18, 23 отсутствие поддержки и падение ниц, а также уподобление загнанной серне в ст. 20 живо передают скорби и жестокости, сопутствующие поражению. Описание всех улиц (20), по углам которых лежат умирающие, оставило свой след в тексте Плача Иеремии (ср., напр.: Пл. Иер. 2:11–12,19,21 ). 52:1–10 Добрые вести о мире. 1–2 Призыв Господа Восстань, восстань напоминает Израилю его собственную молитву в 51:9, и это повторение здесь – лучший ответ. Ср. похожий ответ нашего Господа в Мк. 9:22–23 . 3–5 Основным назначением этих стихов было очистить метафору искупления от каких–либо намеков на коммерческую сделку. Как выясняется в 50:1, правители Израиля не имеют никаких прав ни на Израиль, ни на Бога; они не заимодавцы Его, а только исполнители Его воли (и далеко не безгрешные). Тогда как 1Пет. 1:18–19 добавляет новый оттенок ст. 3б, здесь в имя Мое… имя Мое (5–6; ср.: Иез. 36:21 ; Рим. 2:24 ) звучит только забота.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

3.2.4. Гипотеза Герхарда Хотя мы и не ставим перед собой задачу полного исследования структуры и формы Четвертого Евангелия, тем не менее, прежде, чем остановиться на тех эпизодах, где говорится о Духе, необходимо увидеть целостность Евангелия и место интересующих нас пассажей в общей картине. Поэтому в конце описательно-методической части нашего исследования приведем результаты некоторых современных работ, касающиеся построения Евангелия от Иоанна и поддержанные протоиереем Иоанном Бреком. В основном это касается докторской диссертации Джона Герхарда 203 , где приводится неопровержимое доказательство того факта, что Четвертое Евангелие в целом построено хиастически. Тесно сотрудничая с Герхардом, Питер Эллис 204 развил это положение и показал, что не только Евангелие в целом является хиастическим пентаколоном А: В: С: В»: А, но и каждая его смысловая часть также представляет собой пентаколон. Другими словами, Евангелие состоит из пяти основных разделов, каждый из которых в свою очередь состоит из пяти подразделов, а внутри каждого подраздела индивидуальные смысловые части также имеют формат пентаколона. Согласно гипотезе Герхарда, Евангелие составлено следующим образом:   А: часть 1(1:19–4:3); В: часть II (4:4–6:15); С: часть III (6:16–21); В»: часть IV (6:22–12:11); А: часть V (12:12–21:25). В дополнение ко всему, Евангелие подразделяется на секвенции 205 (количеством 21), не вполне соответствующие нынешнему делению на главы: А: секв. 1(1:19–1:51); В: секв. 2(2:1–12); С: секв. 3(2:13–25); D: секв. 4 (3:1–21); Е: секв. 5 (3:22–4:3); F: секв. 6 (4:4–38); G: секв. 7 (4:39–45); Н: секв. 8 (4:46–52); I: секв. 9 (5:1–47); j: секв. 10 (6:1–15); К: секв. 11(6:16–21); J»: секв. 12 (6:22–72); Í: секв. 13(7:1–8:58); Н»: секв. 14(9:1–10:21); G»: секв. 15(10:22–39); F»: секв. 16(10:40–12:11); Е: секв. 17(12:12–50); D»: секв. 18 (глл. 13–17); С»: секв. 19 (глл. 18–19); В»: секв. 20 (20:1–18); А: секв. 21 (20:19–21:25). Как видим, концептуальным центром Евангелия здесь является Ин. 6:16–21 – эпизод «хождения по водам», прообразующего Новый Исход, который исполняет и наполняет новым смыслом исход народа Израиля под водительством Моисея, подобно тому, как Нагорная проповедь открывает правду об исполнении Моисеева закона. Окружающие центр Евангелия секвенции «умножения хлебов» и беседы о Хлебе Жизни, как уже говорилось выше, подчеркивают евхаристический смысл этого фундаментального пасхального мотива Нового Исхода, а далее концентрическими кругами расходятся остальные секвенции Евангелия. Графическая интерпретация гипотезы Герхарда, разработанная Джуди Эллис, приводится нами в Приложении 2.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

14 (Ст. 9). Т. е. сильнее нас в нижнем Египте, который, как мы сейчас сказали, был наполнен приверженцами Кхетов. 15 (Ст. 10). Главная забота Египетского Фараона, только что изгнавшего толпы чужеземцев, была, конечно, обеспечить свою границу от нового вторжения. Израиль потому уже был опасен, что он принадлежал к племени «Ааму» (так называли Египтяне Семитов, от семитскаго слова «ам», народ). Многие же из илемен Ааму кочевали в северной Аравии, и под именем Шазу (кочевых) наводили страх на Египтян, как то видно из памятников. 16 (Ст. 10). Буквально: «взойдет из земли нашей» (Отто Герлах), т. е. из низменного Египта подымется в каменистую Аравию и горный Ханаан. Весьма вероятно, что верование Израиля, что он войдет в землю ему обещанную, известно было Фараону и слугам его. Боясь усиления этого народа, он не хочет однако терять трудолюбивых и способных работников, нужных ему для построек, и искусных земледельцев н скотоводов, приносивших ему значительные доходы. 17 (Ст. 11). Саре Массим (евр). Сар означает князя или начальника на языках Семитических. Но слово это находится на древнейших Египетских памятниках, и именно означает начальника работ на барельефах, изображающих делание кирпичей при Тутмозисе III (сын Тутмозиса II при котором был исход). Мас-Мас есть слово Египетское, означающее распределение, назначение по частям (ант. комм. Библии; note on v. 11). 18 (Ст. 11). Израильтяне были обременены тяжкими работами как подданные Аамеса, а не как обращенные в рабство. Есть надпись Рамезеса II? в которой он говорит, «эти работы произведены исключительно моими подданными. Израильтяне продолжали жить в своих домах (гл. II и XI) и разрабатывать свои поля, но воля Фараона, всесильная в древнем Египте, требовала от земледельческого населения известного числа работников, прикрываясь при том государственными целями (см. ниже). 20 (Ст. 11). Пифом и Раамсес. От древнего города Она (около нынешнего Каира) был прокопан древними Фараонами XII династии канал из Нила, через озеро Таксах к Ефаму, находящемуся на заливе Черного моря. Канал этот был не только средством орошения этой части края, подверженной уже влияниям пустыни, но еще служил хорошим средством защиты противу Шазу, кочевых, отделяя пустыню от долины Нила. Фараон, заботясь оградить свое государство от вторичного нашествия Гиксосов, ставит на этом канале две крепости, развалины которых видят в урочищах Абассиа и Абукейшид. Египетские имена их означают: Пи-тум дом, Тума (бога солнца); Ра-ме-су значит солнца-дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Остаток 10-й главы и вплоть до 11:32 является заключительным, поучающим разделом, построенным в первую очередь вокруг ряда увещеваний, за которыми следует мотивировка, чтобы слушаться этого увещевания (например: увещевание (10:12:13); мотивировка (10:14:15); увещевание (10:16); мотивировка (10:17:18)). Особенно интересна забота Моисея о том, чтобы народ обрезал «крайнюю плоть сердца вашего» (10:16). Таким образом, уже во Второзаконии подчеркивается, что истинное обрезание происходит в сердце, что это не просто надрез на внешней плоти. Это увещевание гармонирует с повторением Моисея (6:6–8) в 11:18–21. Закон должен быть положен вначале в сердце человека, затем на руки, глаза, ворота и дверные косяки. Мы можем задать себе вопрос, не использовал ли Иеремия умышленно некоторую иронию, когда говорил о новом завете, одной из отличительных черт которого является то, что Бог напишет закон в сердце ( Иер.31:33 ). Поскольку, в конце концов, многое из нового завета является старым, если только мы не уклонились настолько далеко от его указаний, что даже старое звучит для нас как новое. Второзаконие (11:26–32) служит переходом от проповеди 5–11-й глав к списку законов, которые начинаются в 12-й главе. Как заметил У. Моран, три события перечислены здесь в обратном своему описанию в последующих главах порядке: благословения и проклятие (11:26–28 и 28-я глава); церемония в Сихеме, между горой Гевал и горой Гаризим (11:19–31 и 27-я глава); и законы Господа (11:32 и главы 12–26) 228 . Теперь все готово для возвещения законов Второзакония. Библиография Childs, В. Introduction to the Old Testament As Scripture. Philadelphia: Fortress, 1979, c. 215–217. Crump, W. «Dt.7: A Covenant Sermon». RestQ 17 (1974): 222–235. Fretheim, T. E. «The Ark in Deuteronomy». CBQ 30 (1968): 1–14. Gammie, J. G. «The Theology of Retribution in the Book of Deuteronomy». CBQ 32 (1970): 1–12. Horowitz, H. L. «The Sh " ma Reconsidered». JudlA (1975): 476–481. Ishida, T. «The Structure and Historical Implications of the Lists of Pre-Israelite Nations». Bibl 60 (1979): 461–490.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

12 . По Исх.21:1–6 и Βтор.25:12–18 еврейский раб должен быть выпущен на свободу в конце шести лет службы; напротив, по кн. Лев.25:39–41 , он обязан служить до юбилейного года. – Эти два законные распоряжения не противоположны; второе приходится в пользу раба: если юбилейный год падает раньше шести лет его службы, то он должен быть отпущен на свободу. 13 . Левит и Числа предписывают праздновать пять праздников, между тем как Исход и Второзаконие дают распоряжения липиь о трех ( Лeb. XXIII , Чucл. XXVIII–XXIX , Исх.23:14–17, 34:18–23 , Βтор.16:1–16). – Исход и Второзаконие говорят только о трех праздниках, в которые евреи были обязаны отправляться для путешествия в скинию или в храм Господа: это – праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; Левит и Числа упоминают о двух других торжествах, которым можно дать название праздников: то были: праздники Труб и Очищения, во время которых народ не обязан был отправляться к месту, где находился ковчег ( Исх.23:17; 34:23 : Втор.16:16 ). 849 14 . Некоторые другие мнимые противоречия, выставляемые неверующими против книг Моисея, разрешаются сами собою и не имеют даже серьезной вероятности. Все аргументы, которые желали извлечь из этого пункта против подлинности Пятокнижия, не имеют, таким образом, основания. Четвертый класс возражений Мнимые повторения Пятокнижия Хотели выставить против Моисеева происхождения пяти первых книг Библии, и против их единства известные аналогические факты, которые много раз повторялись во время патриархов: каковы, например, двоякое похищение Сары в Египте ( Быт.12:10–19 ) и Гераре ( Быт. ХХ ); 850 двоякое похищение Сары в Гераре с одной стороны, и Ревекки с другой, в том же самом месте (XX, 26:1–11); двойное изгнание Агари (16:4–16 и XXI:9–21); 851 двукратный союз сначала Авраама (21:22–34), а затем Исаака (26:26–33) с Авимелехом; двоякое освящение Вефиля (28:18–22 и 35:14–15); двоякое установление Пасхи ( Исх.12:1–28, 43–51; 13:1–2 и 13:3–16); двукратное ниспослание перепелов ( Ucx. XVI и Чucл. XI ) и двукратное чудо истечения воды из камня ( Ucx. XVII и Числ. ХХ ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Ст. 30. Постоянное возобновление жизни – в руках Божиих. Ст. 31–35. Заключительное славословие Богу.   Псалом 104 Аллилуия – букв. «хвалите Бога». Собрание псалмов с таким заголовком (песни хваления) входило в чин ветхозаветного богослужения, в Псалтирь вошли группы таких псалмов (пс. 104–106; 110–118; 134–135; 145–150). Пс. 104–106 вместе с пс. 103, в конце которого в евр. тексте стоит «Аллилуия», образуют тетралогию, то есть содержат четырехчастное описание библейских событий: пс. 103 воспевает творение мира, пс. 104 – раннюю историю еврейского народа, пс. 105 – выход из Египта, пс. 106 – возвращение в Палестину. Ст. 1–15. Эти стихи почти дословно совпадают с псалмом Давида (см.: 1Пар. 16:8–22 ). Ст. 5. Речь идет о чудесных событиях, сопровождавших исход древних евреев из Египта; ...приговоры уст Его – то, что Бог говорил Моисею (см.: Исх. 6:6–8; 7:1–5; 12:1–20 ). Ст. 8. ...завет Свой – здесь и в последующих стихах речь идет об обещании Господа дать потомкам Авраама во владение землю Ханаанскую (Палестину) (см.: Быт. 15:18–21; 17:1–21 ). Ст. 9. ...клятву давал Исааку – см.: Быт. 26:2–5 . Ст. 11. ...землю Ханаанскую – первоначальное обозначение Финикии, а затем и всей Палестины. Ст. 12–13. Авраам и его ближайшие потомки были полукочевниками. Ст. 14. Никому не давал Он их в обиду – ср., например, эпизод с Авраамом в Египте (см.: Быт. 12:10–20 ). Ст. 16–22. Вспоминается судьба Иосифа (см.: Быт. 37:28–41, 44 ). Ст. 16. См.: Быт. 41:54 ; ...хлебный злак – букв. «опору хлеба». Ст. 17. Послал перед ними человека – Иосифа, которого задолго до этого братья продали в рабство (см.: Быт. 45:5–7 ). Ст. 18. Вспоминается пребывание Иосифа в египетской тюрьме (см.: Быт. 39:20 ). Сдавили оковы – букв. «унизили ноги в его оковах, душа прошла сквозь железо». Ст. 19. Речь идет о снах, которые сумел разгадать Иосиф (см.: Быт. 40:5–23 ). Ст. 20. Узнав о способности Иосифа толковать сны, фараон освободил его из тюрьмы (см.: Быт. 41:14 ). Ст. 23–45. Вспоминается переселение семейства Иакова (Израиля) в Египет и исход древних евреев из Египта (см.: Быт. 46 – Исх. 1–14 ). Землей Хамовой называли Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

инициации для юношей ( Durham. 1987. P. 57). Возможной библейской параллелью с этим рассказом является история о ночной борьбе с незнакомцем патриарха Иакова у р. Иавок (Быт 32. 25 сл.). В контексте кн. Исход этот рассказ предвосхищает повествование о казни первенцев в пасхальную ночь: в Исх 12. 22 помазание кровью, которое отвращает убийство, описано глаголом     который употреблен и в Исх 4. 25 (букв.- «касаться»; ср. также: Ис 6. 7; Иер 1. 9). (Исх 7. 8 - 11. 10). Моисей и Аарон пытались заставить фараона с помощью чудесных знамений отпустить евреев, но фараон стал еще больше упорствовать, отказываясь признавать полномочия братьев как посланников Бога (7. 8-13). Тогда Бог решил навлечь на Египет казни, к-рые показали, к чему приводят человеческие заносчивость и высокомерие по отношению к Богу (7. 17). Повествование о казнях имеет четкую структуру и построено по 3-частной модели (9 казней объединены в 3 триады), материал каждой из частей организован по единому принципу: перед первыми 2 казнями каждой группы фараон получает предупреждение о наказании, а 3-я казнь происходит внезапно: 1) превращение воды в кровь (7. 14-25), нашествие жаб (8. 1-15) и мошек (8. 16-19), которые Аарон совершил с помощью посоха; 2) нашествие оводов (или песьих мух) (8. 20-32), падеж скота (9. 1-7) и нарывы (9. 8-12) происходили через действия Моисея и Аарона; 3) град (9. 13-35), нашествие саранчи (10. 1-20) и тьма (10. 21-29) были совершены Моисеем. Первые 9 казней основаны на природных явлениях, а последняя, 10-я казнь, связанная непосредственно с вмешательством Бога в историю, стоит отдельно в повествовании. Казни происходят на всей территории Египта, кроме земли Гесем, где проживали евреи и к-рую обычно связывают с восточной частью Дельты (8. 22; ср.: Быт 46. 28-29, 33-34; 47. 1-6, 11). Первые 2 казни были повторены магами, но 3-я оказалась им не по силам, и они признали ее как «перст Божий» (Исх 8. 19). Шесть последующих казней заставили фараона задуматься, не уступить ли просьбам братьев. После 4-й казни он ведет переговоры с Моисеем, но ставит невыполнимые условия. Казнь 8, когда саранча была потоплена в «Чермном море» (10. 19), предвосхищает судьбу фараонова войска в Исх 14. После 9-й казни («тьма по всей земле Египетской») фараон приходит в ярость и выгоняет Моисея из дворца с предупреждением под страхом смерти не являться «более пред лицо мое» (10. 28). Параллельно с рассказом о казнях последовательно развиваются 2 связанные темы: нарастающего ожесточения сердца фараона, о котором говорится 20 раз (7. 13; 8. 15 и т. д.), и постепенно ослабевающей позиции фараона, которая выражена в его 7 уступках сынам Израилевым (8. 25; 9. 27-28 и т. д.). Эти связанные друг с другом линии повествования в результате подчеркивают историю отделения Израиля от Египта и подготавливают рассказ о его полном освобождении. 4. Гибель египетских первенцев и установление чина празднования пасхи

http://pravenc.ru/text/1237705.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010