Глава 5. Исход Книга Исход открывает новый большой период ветхозаветной истории. На место одного благочестивого семейства Авраама приходит происшедший от него народ, посредством которого Бог свидетельствует о Себе людям. Выведя евреев из Египта, Бог являет на них великие чудеса, ограждает от бед и вступает с ними в завет. Книга Исход помимо своей ценности исторической имеет еще, несомненно, ценность пророческую: в ней содержится множество прообразов, касающихся времен новозаветных и устроения спасения человечества через Господа Иисуса Христа. 5.1. Происхождение и призвание Моисея. Откровение об Имени Божием Начало книги Исход повествует об угнетении евреев в Египте, рождении Моисея – человека, которому уготовано было стать избавителем израильского народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства. Воспитанный при дворе фараона, он не отрекся от своего народа, был вынужден бежать и водворился в Аравии, откуда вернулся потом, чтобы вывести Израиль из Египта. Таким образом, жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в земле Мадиамской и 40 лет странствия во главе народа израильского. Всего 120 лет. Мы не станем подробно разбирать первые два периода и начнем с призвания Моисея к служению. Бог открылся Моисею на горе Хорив в видении неопалимой купины (Исх. 3: 2–14). Через это явление Моисей был призван для служения. При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя. В книге Бытия мы встречали ряд имен Божиих, таких, как Всевышний, Всемогущий, Бог неба и земли, Бог, видящий меня, Бог Авраама, Исаака и Иакова и др. Здесь же было дано некоторое новое откровение. « И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3: 13–15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Амер. исследователь М. Унгер на основании принятой тогда хронологии истории Египта и Ханаана датировал И. 1441 г. до Р. Х., т. е. периодом правления Аменхотепа II (1450-1425 или 1438/36-1412 гг. до Р. Х.), который и рассматривался им как фараон, правивший в Египте во время И. евреев. Подтверждение своей гипотезы Унгер видит в тексте надписи на гранитной плите под названием «Сон Тутмоса IV», расположенной недалеко от сфинкса в Гизе. В надписи говорится, что преемник Аменхотепа II, Тутмос IV, чудесным образом стал фараоном, хотя и не рассчитывал на это. Унгер видел в этом косвенное указание на смерть первенца Аменхотепа II во время И., после чего трон занял Тутмос IV ( Unger. 1954. P. 142-143). Если принять раннюю датировку И. 1447/46 г. до Р. Х., то с учетом совр. хронологии егип. истории фараоном эпохи И. можно рассматривать Тутмоса III (1479-1425 гг. до Р. Х., согласно Finegan. 1998. P. 225. § 391, или 1490-1436 гг. до Р. Х.). В рамках гипотезы поздней датировки (1260 г. до Р. Х.) в качестве фараона эпохи И. видят Рамсеса II. Большинство известных археологических свидетельств можно интерпретировать как в пользу ранней, так и в пользу поздней датировки И. Археологические свидетельства не позволяют ответить на вопрос о точной дате И., но позволяют только рассматривать событие И. как исторический факт ( Hoffmeier. 2007. P. 226). Прот. Димитрий Юревич Лит.: [Иоанн (Соколов), еп.] Опыт изъяснения ветхозаветных книг Св. Писания: Из записок на книгу Исход//ПС. 1861. Ч. 1. 1. С. 3-47; 2. С. 113-142; 3. С. 217-248; 4. С. 345-381; Ч. 2. 5. С. 3-32; 6. С. 97-128; 7. С. 205-240; 8. С. 323-356; Ч. 3. 9. С. 3-30; 10. С. 109-139; 11. С. 227-258; Казанский П. С. Свидетельства памятников египетской истории о пребывании евреев в Египте. М., 1864; Филарет (Дроздов), митр. Замечания на книгу Исход//ЧОЛДП. 1871. Янв. С. 1-6; Февр. С. 1-10; Март. С. 1-11; Амфитеатров В. Н., прот. Библейская история Ветхого и Нового завета. М., 1875. Ч. 1. Вып. 1: Бытие. Исход I-XXV; Антонин (Капустин), архим.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

10-ая молитва Утрени Молитва Пс. 50 Славянский Служебник: 1. Господи Боже наш,покаянием оставление человеком даровавши, 2 . и во образ нам познания грехов и исповедания, пророка Давида покаяние к прощению наказавый : 3 . Сам, Владыко, во многая ны и великая падшыя согрешения, 4 . помилуй, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония наша= Пс. 50,3 . 5 . Яко Тебе согрешихом, Господи=ср. Пс. 50,6 , 6 . и безвестная и тайная сердца человеческаго ведущему ­ ср. Пс. 50 ,8б, 7 . и единому имущему власть оставляти грехи= Марк. 2,10 ; 8 . сердце же чисто создав в нас= Пс. 50 ,12а, 9 . и духом владычним утвердив нас= Пс. 50 ,14б, 10 . и радость спасения Твоего сказав нам= Пс. 50 ,14а. 11 . не отрини нас от лица Твоего= Пс. 50,13 : 12 . но благоволи, яко благ и человеколюбец, 13 . даже до последняго нашего издыхания, приносити Тебе жертву правды и возношение во святых Твоих жертвенницех – Пс. 50,21 . В. Милостию и щедротами и человеколюбием единородного Твоего Сына, с Ним же благословен еси, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне...   Эта молитва является настоящей псаломной молитвой: ее текст близок к тексту псалма, хотя не буквально, придавая ему христианский смысл. Пс. 50 рассматривается как псалом в высшей степени покаянный, и он действительно является таким в своей первой части. Но после 9-го стиха затронуты другие темы: духовное обновление (стихи 9,10,12,14–15), радость спасения (стихи 10,14), провозглашение чудес Господа (стихи 15,17) и особенно действие в нас Духа Божия (стихи 12,13,14): не без причины этот псалом составляет также часть теперешнего Третьего Часа, и стихи 13 и 14 вошли в сердце Литургии перед епиклезисом. Это является почти общим фактом, который можно указать во всех литургических традициях Востока и Запада: Пс. 50 открывает утреннюю часть службы. Это является общим до такой степени, что если его найти в середине службы, то можно с большой вероятностью утверждать что все, что предшествовало ему, является частью не собственно утренней службы, но предрассветного бдения как в случае константинопольского σματικς ρθρος, или монашеской савваитской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

эксапостиларий; Слава: светилен М.; И ныне: Б воскр. 15_Всякое дыхание и хвалитные псалмы (148,149,150)_Л_Ч_2_Псалмы поются. _Стихиры на Хвалитех _Л_О М_2, 48_О: 4Вск, 4Вост (если у шестеричн. или славословн. св. есть стихиры на Хвалитех, то О: 4Вск, М: 4 со славником). Последние две стихиры поются со своими стихами. Слава: стихира Ев.; И ныне: Преблагословенна еси… 16_Великое славословие_С Л_Ч_2_ 17_Тропарь_Л_Ч_2_Гласы 1, 3, 5, 7:Днесь…; гласы 2, 4, 6, 8:Воскрес… 18_Сугубая ектения_Д Л С_С_2_ 19_Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения_Д Л С С_С С_2 2_ 20_Окончание утрени_Д С Л_С_2_Великий отпуст. 21_Исхождение в притвор_Л_М_2_С пением самогласна храма (иногда опускается). 22_Оглашение Студитово; тропарь прп._С (Ч) Л_Ф_2_В приходских храмах обычно опускается. 1 час 23_Первый час_Ч С_Ч О М_2,48_Тропарь Вск гласа (О); Слава: М. Кондак Вск гласа (О) (если св. славосл. — кондак М). В конце — малый отпуст.   Ектения великая, опять первая ектения в службе. Бог Господь со стихами. Не все из нас имеют счастье слышать стихи к Бог Господь на службе. Есть традиция очень невнятного, поспешного и небрежного произнесения этого текста, когда подряд возглашаются стихи, а хор, не обращая внимания, поет, что ему положено. А ведь эти стихи мессианские: «Бог Господь и явися нам» — это не повелительное наклонение, не «явись нам», а «явился нам», это прошедшее время. Литургическая тема утрени — явление Мессии, пришествие Сына Божия на землю, и начальные слова шестопсалмия «Слава в вышних Богу…» — это песнь Ангелов на Рождество Христово. Затем Бог Господь со стихами — это стихи мессианского 119-го псалма. Бог Господь пришел на землю, мы встречаем Его, благословляем: «Благословен Грядый во имя Господне». Эти стихи должны звучать как победная песнь, как радостный гимн, но мы их не знаем и не слышим. Затем тропари на Бог Господь, и кафизмы. На воскресной утрени должны всегда читаться 2-я и 3-я кафизмы (по порядку: на вечерне первая, на утрени — вторая и третья). Ектений малые по каждой кафизме, седальны чтец читает из Октоиха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

«И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии. И написал на скрижалях слова завета»... Эти библейские источники подтверждаются так же исследованиями известного египтолога, который говорит, что только такой человек, как Моисей, знавший как положение своего народа, так и все обычаи египетского двора, мог написать такую по содержанию книгу. Книга Бытие описывает в основном грехопадение человека, Исход говорит об избавлении, о спасении из рабства через силу Господню. Народ не сам ушел, он вечно был бы в рабстве, сила Господня выводит его из рабства. Книга начинается с описаний бедствий и кончается прославлением Бога в скинии. В течение этого времени Господь выбирает себе Пасхального агнца и вносит в историю народа избавление. Книга делится на следующие разделы: 1 часть: с главы 1 по 12 — «Израиль в Египте». Сюда входят такие темы, как описание рабской жизни, беды Израиля. Вторая тема — рождение и воспитание Моисея, жизнь Моисея после бегства его из Египта, жизнь у его тестя Иофора. Третья тема: возвращение Моисея и встреча его с фараоном, глава 4. Следующая тема — десять казней египетских, главы 7 —10. Последняя тема этого отдела — десятая казнь и заклание пасхального агнца, главы 11-12,36. 2 часть — «Исход из Египта», с главы 12 по 18. Сюда входят исход, переход Израиля через Чермное море, победная песнь Моисея и его сестры Мариам и переход к Синаю. 3 часть — «Израиль у Синая», это центральная часть книги Исхода. Дарования декалога, десяти заповедей, закона и заключение союза — центральная часть всего Пятикнижия, гл. 19. Вторая тема: установления богослужения и священства, гл.25-31. Третья тема: отпадение от Бога, золотой телец, гл.32. Следующая тема — возобновление завета с Богом, покаяние народа, гл.34 и последняя: построение и освящение скинии, гл.35-40. Ключевое слово к книге Исход — избавление. Есть ряд символических мест в книге, которые вам надо знать. Символика книги. Центральный образ и символ этой книги пасхальный агнец, служит прямым указанием на Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грех всего мира. Пасхальный агнец упоминается в Послании к Коринфянам, «агнец должен быть без порока» (ап.Петр), «пролитая и использованная кровь агнца» в Послании к евреям, в 1 Послании Иоанна Богослова.

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 11 К оглавлению Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов — «елле шемот», в переводе «сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги «Exodus», что и означает слово «Исход», т.к. основная тема этой книги — исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие». Книга начинается со смерти Иосифа и заканчивается освящением скинии. «И умер Иосиф и все братья его и весь род их»... (Исх. 1,6) После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт.46,27). В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Т.е. если мы учтем, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то найдем примерно 3-4 миллиона по самым скромным подсчетам. «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим» (Исх. 1,1) Первая глава книги Исход второй стих перечисляет имена, которые желательно знать наизусть, это родоначальники колен Израилевых: «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир» (Исх. 1,2)

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

Вторая символическая тема, связанная с сотериологией,- эсхатологический Исход. В ВЗ Исход был центральным спасительным событием истории Израиля, в дальнейшем став моделью для описания надежд на спасение, характерной для пророческой и апокалиптической лит-ры. Поэтому грядущее Израиля часто описывалось как эсхатологический Исход (напр.: Ис 11-12). В И. Б. О. образы Исхода получают развитие. Напр., обетование Синайского завета («будете Моим уделом из всех народов… царством священников и народом святым» - Исх 19. 5-6) понимается как исполненное в том, что Иисус как Пасхальный Агнец «Кровию Своею искупил» людей и сделал их «царями и священниками Богу» (Откр 5. 9-10). Искупление - обычное для ВЗ обозначение Исхода как освобождения из рабства. У Иоанна цена «искупления» - Кровь Агнца. При этом он намекает не только на пасхального агнца кн. Исход (Исх 12. 3-5), но и на Ис 53. 7, где страдающий Раб Господа изображен как жертвенный Агнец (ср.: Лк 22. 37; Евр 9. 28; 1 Петр 2. 22). Образы Исхода использованы и при описании победивших зверя мучеников (Откр 15. 2-4). Они, пребывая на небе, стоят на море, ибо небесное «Чермное море» стеклянное, а не грозная бушующая стихия. Они поют «песнь Моисея, раба Божия» (ср.: Исх 15), к-рая теперь стала также «песнью Агнца» (Откр 15. 3). Суды над врагами народа Божия при снятии печатей, звуках труб и излиянии чаш гнева напоминают казни египетские. Как и в случае с мессианской войной, ветхозаветные образы Исхода в И. Б. О. истолковываются как исполненные в НЗ. Но цель Нового Исхода еще впереди, когда христиане как священники Бога и Христа «будут царствовать с Ним тысячу лет» (20. 4-6; ср.: 22. 3-5). Наконец, важной сотериологической темой является свидетельство. Сам Иисус - «свидетель верный и истинный» (3. 14; ср.: 1. 5). Этот титул говорит прежде всего о свидетельстве, к-рое Иисус принес Богу Своим земным служением и Своей верностью даже до смерти. Термин μρτυς в И. Б. О. еще не приобрел более позднего смысла «мученик». Он указывает не на мученическую смерть как таковую, а на свидетельство словом об истине Божией (ср.: 1. 2, 9; 6. 9; 12. 11; 20. 4), о послушании заповедям Божиим (ср.: 12. 17). Но термин предполагает также, что верное свидетельство вызывает противление врагов и ведет к смерти (2. 13; 11. 7; 12. 17).

http://pravenc.ru/text/471605.html

2 . Если праздник случится в другие дни, то накануне поется прокимен дня, а великий прокимен поется в самый день праздника на вечерне. После малого входа читаются три паремии. 1 . 15-я глава книги Исход, стихи с 22-го по 27-й и глава 16-я, стих 1-й. В этой паремии говорится о горькой воде, которая была после долгих странствий обнаружена в пустыне и о ропоте людей из-за ее горечи. 2 . 3-я глава книги Притчей, стихи с 11-го по 18-й. В этой паремии говорится о Божием наказании, которое является признаком милости Божией к заблуждающемуся человеку. 3 . 60-я глава книги пророка Исаии, стихи с 11-го по 16-й. Паремия о будущем величии Иерусалима, если его народ будет верно служить Богу. Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника: 1) на благословении хлебов на литии; 2) по пении «Бог Господь»; 3) в конце утрени. Особенности утрени На утрене полиелей совершается в алтаре, а помазание освященным маслом – не как обычно – по полиелее, а в конце утрени по великом славословии. После полиелея поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия». Евангелие на утрене читается в алтаре и на середину церкви не выносится. Читается канон Кресту святого Космы Маиумского . Ирмосы канона читаются дважды. По 3-й песни – седален, «Слава, и ныне» – седален повторяется. По 6-й песни – кондак и икос Кресту. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни. Припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень». Ирмос 9-й песни: «Тайн еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо. Тем ныне Кресту возносиму, покланяющеся ему, Тя величаем». Указанный припев поет хор на 9-й песни к каждому тропарю. На девятой же песни появляется еще один канон, к нему поют припев: «Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение». Вынос креста. Во время великого славословия священник в полном облачении и диакон трижды совершают каждение Престола, на котором лежит святой крест. Затем они троекратно кланяются кресту и во время пения «Святый Боже…» священник кладет крест на свою главу. Затем через горнее место северными дверями он выходит из алтаря. Священнику с крестом на голове предшествует диакон с кадилом. Обойдя весь храм по его периметру, священник подходит к Царским вратам и произносит возглас – «Премудрость, прости», а хор трижды поет: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Затем крест кладется в центре храма на приготовленном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого трижды поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Во время этого пения (и при дальнейшем пении стихир праздника) совершается троекратное поклонение кресту всеми молящимися.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 7 июня 2012 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 9 апреля 2017, 23:54 Здравствуйте, подскажите пожалуйста: как можно приобрести данный сборник стихов отца Романа? А также сборник песен в его исполнении. Спасибо. Галина 25 марта 2017, 17:42 Я бы хотела приобрести это издание стихов отца Романа Матюшина. Как можно это сделать? Оксана 31 октября 2016, 22:33 Подскажите, пожалуйста, как можно купить это издание в Белоруссии? Наталия 3 сентября 2016, 08:02 Скажите пожалуйста , как и где можно купить это издание? Нигде не могу найти его Валентина 11 августа 2016, 16:40 Слава Богу за все! Многое лето отцу Роману. Рудаков Вадим 22 апреля 2016, 00:42 Стихи и песни о. Романа настолько чистые, глубокие, лиричные! А голос такой, как будто сама душа поёт. Женская аналогия столь душевного голоса - это Анна Герман. Нина Шеменкова (Нина Александровна Шеменкова) 12 апреля 2016, 11:31 Хочу приобрести книгу стихов Иеромонаха Романа. Моя младшая доченька Ольга после продолжительной болезни, ушла в мир иной 24 марта 2016 года. Ищу душе успокоение. Думаю, что стихотворения этого удивительного Человека мне помогут справиться с унынием и скорбью. Я - тоже пишу стихи и прозу. Очень люблю истинную литературу: добрую, позитивную, Божественную. Шиманская Галина 17 февраля 2016, 12:35 Очень нравятся стихи иеромонаха Романа и хотелось бы приобрести его сборник стихов Любовь 21 января 2016, 09:06 Стихи о.Романа свежий ,чистый глоток воздуха ,я нечаянно наткнулась на песни Ж. Бичевской,захотелось узнать автора ,к своему стыду не думала что священнослужители могут писать такую музыку итакие стихи низкий поклон вам о.Роман. Любимая Еклизиаст!Храни Господь вас! Надежда Кононова. 11 декабря 2015, 19:42 Потрясающая книга. Хочется иметь у себя и дарить друзьям. Михаил 8 октября 2015, 04:37 Подскажите, пожалуйста, как можно купить эту замечательную книгу из-за рубежа.

http://pravoslavie.ru/54100.html

Сама Пасхальная Литургия тоже начинается с пения праздничного тропаря со стихирами 68-го псалма. Антифоны состоят из соответствующих отрывков из псалмов, которые восхваляют и прославляют спасение Божье: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его!.. Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, и да поет же имени Твоему, Вышний!.. Да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое!.. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие еси!.. Тропарь повторяется снова и снова. Крещальный гимн из послания к Галатам заменяет «Трисвятое». Апостольское чтение – первые девять стихов Деяний Св. Апостолов, а евангельское – первые семнадцать стихов из Евангелия от Иоанна, которое опять приводит верующих к началу начал и открывает творение Божье и восстановление мира через Живое Слово Божье, Его Сына Иисуса Христа. Само слово «Пасха» означает – «Исход», «Переход». И если первый Исход положил начало Ветхому Завету, то Пасха – это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанный древними пророками. Это – вечный Исход, переход от смерти к жизни, от земли к небу. Это – День Господень, чаемый святыми пророками, «сей день егоже сотвори Господь» для Своего суда над всей тварью, День Его окончательной и непреложной победы. Это – День Царства Божия, в котором «не будет ночи» , ибо «светильник его – Агнец» ( Откр.21:22–25 ). Пасхальная служба вовсе не приурочена к восходу солнца, – Пасхальная Заутреня и Божественная Литургия служатся вместе в начальные тёмные часы первого дня недели, чтобы дать нам возможность ощутить «новое сотворение» мира и мистически войти в «новый Иерусалим», вечно сияющий славным светом Христовым, который побеждает непрерывную ночь зла и уничтожает тьму нашего смертного греховного мира. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе возсия, ликуй ныне, и весе-лися Сионе! Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя). Это – одно из главных пасхальных песнопений Православной Церкви, вдохновлённое пророчеством Исайи и последними главами Книги Откровения, ибо «Новое Творение», «Новый Иерусалим», «Небесный Град», «Царство Божье», «День Господень» и «Брачный пир Агнца с Невестой Его» – всё это празднуется и осуществляется в Святом Духе в пасхальную ночь. Воскресенья после Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010