О. (древнейшие из к-рых относятся к периоду после восстановления Печской Патриархии в 1557) представлены в стенописях многочисленных церквей в Сербии, Македонии и Болгарии, напр. собора мон-ря Ораховица близ Пакраца (1594), на паперти собора Печской Патриархии, собора Благовещенского Овчарско-Кабларского мон-ря (1632), церкви мон-ря Журче близ Битолы (1617). «География» изображений свидетельствует о широком распространении почитания И. О. в позднем средневековье ( 1965. С. 30). Древнейшее из известных изображений И. О. в станковой живописи находится (вместе с изображениями прп. Гавриила Лесновского и архидиак. Стефана) в нижней части иконы «Деисус со святыми» (кон. XV - нач. XVI в., Музей искусства Македонии, Скопье). В русских иконописных подлинниках с XVII в. засвидетельствована иконография святого, отличная от южнославянской (хотя чаще содержится только память), с вариантами: «Преподобнаго отца нашего Иоакима Сардипольского чюдотворца - сед аки Варлаам Хутынский, брада покороче, схима на плечах» (РНБ. Погод. 1927, нач. XVIII в.; Там же. 1930, кон. XVII - нач. XVIII (?) в.); «...брада со Власиеву, посреди шире, на конец поуже» (Там же. 1931, 1-я пол. XIX в.). Лит.: Маринов Д. Религиозни разкази. 1896. 5/6; он же. Избр. произв.: В 5 т. София, 2003. Т. 1. Ч. 2: Религиозни народни обичаи; Иванов Й. Северна Македония. София, 1906; В. Православно монаштво и ман-ри у Cepбuju. Сремски Карловци, 1920. Горни Милановац, 2002р; Сланкаменац П. Легенде о jyжhocлob. анахоретима: Етнопсихолошки оглед//ГСНД. 1925. 1. С. 215-233; С. Joakuм Осоговски и дело. 1941. Св. 1; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 28-31; Иванова-Константинова К. Два неизвестни азбучни акростиха с глаголическа подредба на буквите в среднобълг. празничен миней//Константин-Кирил Философ: Доклади от симп., посветен на 1100-годишнината от смъртта му. София, 1971. С. 343; В. Од xaruorpaфujama на Joakuм Осоговски//Ucmopuja. Ckonje, 1973. Кн. 2; Кожухаров С. Към въпроса за обема на понятието «старобълг.

http://pravenc.ru/text/468939.html

С. 161-261; Мошин В. А. О периодизации русско-южнослав. связей X-XV вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 28-106 (то же//Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 61-63); Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 40-41; Кенанов Д. Лит. источники «Жития Илариона Мегленского» Евфимия Тырновского//Старобългаристика. 1980. 4. С. 72-86; он же. За лит. живот на една Евтимиевата творба («Житие на Иларион Мъгленски»)//Там же. 1986. 2. С. 68-87; Турилов А. А. Болг. и серб. источники по средневек. истории Балкан в рус. книжности кон. XIV - 1-й четв. XVI вв. М., 1980. С. 12-16, 20, 23; он же. К вопросу о периодизации русско-южнослав. лит. связей XV - нач. XVI в.//Русско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 68-74; Беркоф Дж. «Житие Илариона Мегленского» Евфимия Тырновского: Структура текста и «литературные» принципы//Втори междунар. конгрес по българистика: Доклади. София, 1987. Кн. 11. С. 123-143; Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в./Ред.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 211-212, 237; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 20082. С. 30-37, 403-433; Томова Е. Оболенската редакция на хронографски текст за св. Иларион Мъгленски//СтБЛ. 2008. Кн. 37/38. С. 177-186. Хр. Темелски, А. А. Турилов, М. М. Р. Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп.

http://pravenc.ru/text/389221.html

С. 86-87. 91-92). Настоящее их местонахождение неизвестно. Изображения Г. Л. имеются также на крышках чеканных серебряных ковчегов-реликвариев XVIII в. и рубежа XVIII-XIX вв., находящихся в музее Лесновского мон-ря ( Поповска-Коробар. Лесновски ман-р... 2000. С. 87-88; кат. 23, 24). Изд. житий: Ламанский В. И. О нек-рых слав. рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филол. и ист. примечаниями//ЗИАН. 1864. Т. 6. 1. С. 120-122 [проложное]; Сланкаменац П. Легенде о jyжhocлobehckuм анахоретима//ГСНД. 1925. 1/1. С. 232-233; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 395 [проложное]; 396-400 [пространное]; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Под ред. на И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 61, 223-224 [новоболг. перевод проложного жития, коммент.]; Велев И. Жumejhama литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со кратка peдakцuja//Спектар. Ckonje, 1990. 15. С. 21-38; он же. Жumejhama литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со опширна peдakцuja//Там же. С. 49-66; Миловска Д. , Таковски J. Македонска жumujha лит-ра IX-XVIII в. Ckonje, 1996. С. 109-113 [македон. перевод]; Павлова Р. Пролог Рс 705 от Нар. б-ката на Сръбия в Белград//Palaeobulgarica. 1996. 2. С. 120-121; Павлова Р. , Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 133. Лит.: В. Правосл. монаштво и ман-ри у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920; Милановац, 2002р. С. 27-29; Г. Записи и натписи//Зб. за ucmopujy jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1. С. 253-254; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 31-33; В. Локални хагиографии во Makeдohuja. Ckonje, 1977. С. 42; Георгиев Е. Литература на Втора българска държава. София, 1977. Ч. 1: Лит-ра на XIII в. С. 162-163; Янкова В. Циклътъ български аскетични жития и търновска агиографска традиция от XIII-XIV вв.//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Кн. 5: Паметници. Поетика. Историография. С. 187, 188-191; Велев И. Свети Гаврил Лесновски во книжевната mpaдuцuja. Ckonje, 1996; М. М. Житиска икона на Свети Гаврил Лесновски//Културно наследство. Ckonje, 1996. Т. 19-21. С. 165-191; Поп-Атанасов , Велев И. , М. Скрипторски центри во средновек. Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145, 156-157; С. Ман-р Лесново. Београд, 1998. С. 23-25; Поповска-Коробар В. Лесновски ман-р Св. Архангел Михаил и Св. Гаврил Лесновски. Ckonje, 2000. С. 7-8, 20, 22, 24, 26, 32, 38, 40-42, 49, 52, 54, 67-70, 78-79, 82-83, 84-85; Podskalsky G. Theologishe Literatur des Mimmelalmers in Bulgarien und Serbien (865-1459). Мüпсн., 2000. S. 107, 120, 293-294.

http://pravenc.ru/text/161373.html

Лит.: Л. Свети Наум Охридски//Гласник Српске Православне Nampujapшuje. Београд, 1924. С. 17-21; Гошев И. Старите печати на манастира св. Наум в Македония//Сб. в памет на проф. П. Ников. София, 1940. С. 91-108. (ИБИД; 16(18)); Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 51-56; М. Икона св. Наума из Народног Myзeja у Београду//Рад мyзeja. Нови Сад, 1959. 8. С. 240-242; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 155-160; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 17-20; Кожухаров С. Хилядолетното българско слово: Новооткрити произведения от Наум Преславско-Охридски и Константин Преславски//АБВ: Еженед. София, 1979. 21. С. 1-2; он же. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Литературна история. София, 1984. 12. С. 3-19; он же. Мефодий и Наум Охридский и формирование слав. гимнографической традиции//Symposium Methodianum: Beiträge der Internationalen Tagung in Regensburg (17. bis 24. April 1985) zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Method. Neurid, 1988. С. 425-428, 430; он же. Наум Охридски//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 795-798; он же. Химнописецът Наум Охридски// Он же. Проблеми на старобългарската поезия. София, 2004. Т. 1. С. 33-44; В. Климент и Наум Охридски в народната mpaдuцuja. Ckonje, 1982; она же. Свети Наум Охридски. Ckonje, 1997; Иванова К. Жития на св. Климент Охридски//КМЕ. 1985. Т. 1. С. 698-704; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 147-149; Ристески С. Легенди и npeдahuja за св. Наум. Ckonje, 1990; Гергова Е. Агиографските произведения за Наум: Литературни източници и текстови взаимоотношения//КМС. 1991. Кн. 8. С. 165-177; Бакалова Е. Една неизвестна житийна икона на св. Наум от Софийския Археологически музей//Проблеми на изкуството. София, 1993. 4. С. 12-20; она же. Седмочислениците в изобразителното изкуство//КМЕ. 2003. Т. 3. С. 580-585; Николова С. За един непознат препис от Службата на св. Наум Охридски//Хиляда осемдесет години от смъртта на св.

http://pravenc.ru/text/2564754.html

СПб., 1883. С. 348-401; Ковачев М. Описание на св. мощи и други скъпоценни старини, намиращи се в бълг. Рилски ман-р. Пловдив, 1911; он же. Хилендарският параклис на св. Иван Рилски//Родина. 1938. Год. 1. Кн. 1. С. 213-215; Иванов Й. Св. Иван Рилски и неговият ман-р. София, 1917; он же. Владислав Граматик: Пренасяне тялото на св. Ивана Рилски от Търново в Рила 1469 г.//ДК. 1920. 1; Варлаам, еп. Левкийски. Св. Иван велик рилски чудотворец и неговия ман-р. София, 1925; Сланкаменац П. Легенде о jyжhocлob. анахоретима//ГСНД. 1925. Кн. 1. Св. 1. С. 215-232; Ников П. Владислав Граматик - пренасяне мощите на св. Ивана Рилски от Търново до Рилския ман-р//Българска ист. б-ка. София, 1928. Год. 1. Т. 2. С. 165-187; Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 161-261; Трифонов Ю. Бележки върху известията за св. Ивана Рилски//Македонски преглед. София, 1939. Год. 11. Кн. 3/4. С. 77-112; он же. В кой Никопол са били внесени мощите на св. Ивана Рилски в 1469 г. при връщането им от Търново в мънастира//ИИД: Сб. в памет на проф. П. Ников. София, 1940. Кн. 16/18. С. 476-482; Снегаров И. «Завет» на св. Ивана Рилски//Там же. С. 462-475; Дуйчев И. Рилският светец и неговата обител. София, 1947; Гошев И., прот. Заветът на св. Иван Рилски в светлината на старобълг. и на визант. лит. предание от IX-XIV в.//ГДА. 1955. Т. 4(30). С. 429-508; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 20-26; Дылевский Н. М. «Жития Иоанна Рыльскаго» в рус. древнехранилищах и их болг. источники//ТОДРЛ. 1968. Т. 23 С. 276-292; он же. Трехсотлетие первого печатного издания «Жития Иоанна Рыльского» Болгарского патриарха Евфимия Тырновского//Търновска книжовна школа, 1371-1917: Симп., 11-14 окт. 1971 г. София, 1974. С. 127-136; он же (Дилевски Н.). Житията на бълг. национален св. Иван Рилски в старата рус. църк. книжнина: (Кратки метод. и библиогр. бележки)//ДК. 1976. Год. 56. Кн. 10. С. 15-21; он же.

http://pravenc.ru/text/471475.html

104-108; Иванов Й. Гръцко-българските отношения преди църковната борба: Ч. 3: Гръцката жития на св. Ивана Владимир//Сб. в чест на проф. Л. Милетич по случай 25-годишната му книжовна дейност (1886-1911). София, 1912. С. 180-184; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 19, 27-28, 31, 37, 40, 42-43, 47-51; 1932, 1995р. Т. 2. С. 284, 350-353, 499-500, 522-524; Hukoлaj еп. Читанка о св. Jobahy Владимиру. Београд, 1925; C. Ucmopuja Српског Народа. Београд, 19263. С. 59-62; Острогорски Г. Cuhajcka икона св. Jobaha Владимира//ГСНД. 1935. 14. С. 99-106 (То же// Острогорски Г. Buзahmuja и словени. Београд, 1970. С. 159-169); он же. Сербское посольство к имп. Василию II//ГСКА. 1949. 193. С. 23-29; Дилевски Н. Материали из историята на иконографията от епохата на Българско Възраждане (края на XVIII - нач. и 1-та пол. на XIX в.): Стенописни изображения на св. Йоан Владимир//Изв. на Ин-та за изобразителни изкуства. София, 1960. Кн. 3. С. 177-270; Дело Христофора Нови Сад, 1961; Hafner S. Studien zur altserbischen dynastischen Historiographie. Münch., 1964. S. 42-44; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 33-40; Ucmopuja Црне Горе. Титоград, 1967. 1. С. 420-422, 424-428; С. Легенда о Владимиру и Косари: видови од XI-XIX в. Крушевац, 1967; Ш. Српски митолошки речник. Београд, 1970. С. 71, 83; Н. Летопис попа и народна Београд, 1971. С. 138, 142, 169-174, 178-179, 204-209; Златарски В. Н. История на Българската държава през средните векове. София, 1971. Т. 1. Ч. 2. С. 673-676, 719-720, 760-766; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 67-70; Д. кн. Владимир и албански новатиани//Ucmopujcku записи. Титоград, 1975. Год. 28. 32. Бр. 1. С. 93-105; Давидов Д. Српска графика XVIII в. Нови Сад, 1978. С. 259. Кат. 32. Ил. 34-35; Иречек К. Ucmopuja Срба/Прев.: J. Београд, 19782. 1. С. 118-119, 131, 140; Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980, 19912. С. 133-135; Кратак преглед jyrocлobehckux века. Београд, 19822.

http://pravenc.ru/text/469846.html

В XV в. с целью укрепления правосл. славян в вере стали чаще переписываться в составе не только календарных богослужебных книг, но и в сборниках различного содержания жития раннехрист. мучеников, пострадавших во время гонений в правление рим. императоров В нач. XVI в. в экономически благополучной Софии сложились условия для составления по ранним образцам мученических житий Н., что способствовало развитию почитания Н. в целом. Среди болгар одним из первых известных Н. считается Георгий (Софийский или Адрианопольский), сожженный в 1437 г. за отказ принять ислам, но его почитание не получило широкого распространения. Благодаря составлению даровитыми писателями ярких агиографических текстов широкое почитание получили Георгий Новый Кратовский († 1515), Георгий Софийский Новейший († между 1515 и 1538), Николай Софийский († 1555), Злата Могленская († 1795), Онуфрий Габровский († 1818). Особое почитание получили Батакские Н.- жители с. Батак близ Пловдива, сожженные в храме при подавлении антиосманского восстания († 1876; канонизированы Болгарской Православной Церковью в 2011). На серб. землях в османский период также было велико число мучеников, пострадавших от безбожной власти (напр., Аввакум Диакон († 1814)), но традиция наименования их термином «новомученики» появилась лишь в ХХ в. В кон. ХХ в. в Болгарской и Сербской Православных Церквах, как и в РПЦ, стали почитаться и именоваться Н. священнослужители и миряне, претерпевшие гонения от коммунистических властей Болгарии и Югославии. В Сербии, подобно др. Н., стали почитаться и пострадавшие в фашистских концлагерях во время второй мировой войны, напр. Ясеновацкие Н., пребывавшие в заключении в усташском концлагере Ясеновац близ г. Загреб в 1941-1944 гг., в т. ч. нмч. Вукашин М. , митр. Дабро-Босанский сщмч. Петр (Зимонич). Лит.: Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 232-234; Стоянов М. Български светии и мъченици от епохата на турското владичество//Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго: Юбил.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Ист.: В. Константин Философ и Живот Стефана деспота српског//ГСУД. 1875. 42. С. 257-259, 260-262; Записи. 1. 152, 157, 162, 163, 171, 172, 174, 175; 3. 4945-4947; он же. Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927 (по указ.); Службе, канони, акатисти. Београд, 1970. 2. С. 129-199; 3. С. 397-401; Р. Прилог српском дипломатару: и писма цара Уроша и кн. Воислава Дубровнику//NKJUФ. 1973. Бр. 3/4. С. 226-234; он же. Закон у старим српским исправама: Правни прописи, преводи, уводни текстови и Београд, 2006. С. 94-97. (Извори српског права; 13); Слово о св. кн. Лазару Ahдohuja Рафаила//Зб. ucmopuje Београд, 1976. Бр. 10. С. 147-149; он же. Hajcmapuju српски записи о косовском бojy. Горни Милановац, 1985; он же. Синаксарно жumuje кн. Лазара//Источник. Београд, 2002. 10. Бр. 37/38. С. 160-165; Tachiaos A.-E. N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal.; Los Ang., 1981. P. 60-66; Jeфuмuja, мон. радови/Приред.: Крушевац, 1983; Куев К., Петков Г. Събрани съчинения на Константин Костенечки: Изследване и текст. София, 1986. С. 320-324, 326-327, 372-373, 375-376, 482-483, 485-486; Жumuje св. кн. Лазара/Приред.: Београд, 1989; Шnaдujep И. Служба св. кн. Лазару//Свети кн. Лазар: Споменица о шecmoj косовског бoja, 1389-1989. Београд, 1989. С. 193-221; А. кн. Лазара. Београд, 2003. Лит.: Иларион (Руварац), архим. О кн. Лазару. Нови Сад, 1887; Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 161-264; С. Избор патр. Данила III и kahohuзaцuja кн. Лазара//ГСНД. 1940. 21. С. 33-88; М. А. кн. Лазара. Мелбурн, 1957; Хан В. Прилог ukohorpaфuje кн. Лазара//Рад мyзeja. Нови Сад, 1958. 7. С 63-74; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 116-126; Б. Раваница: место и улога у cakpaлhoj архитектури Београд, 1966. С. 10-38, 84-89, 122-125; Српски списи о кн. Лазару и косовском бojy. Крушевац, 1968; он же. Белешке о делима у Београд, 1970.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

5-6; Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. (Памятники древнерус. лит-ры; 2); Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество. П., 1951; Л. Xeopmoлoruja или ucmopujcku развитак и празника Православие источне Цркви. Београд, 1961. С. 18-26, 67-74, 130-134, 241-244. (Правосл. литургика или наука о бorocлyжehju Правосл. источне Цркве; 2); Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 12-13, 18, 21-23, 26, 28, 32, 35, 41, 45-47, 52, 53-54, 57-60, 73-74, 77, 80, 82-83, 86-87, 90, 93-94, 97-98, 101-103, 110, 111, 113-114, 120-122, 128, 129-130, 134-135, 137-138, 142-143, 147-150, 153, 157-158, 161-163, 169, 173, 195-196; О Cmyдuje: [Зб.]. Београд, 1970; Ангелов Б. С. Кириловият химн в чест на Климент Римски//Константин-Кирил Философ: Доклади от симп., посветен на 1100-годишнината от смъртта му. София, 1971. С. 255-270; он же. Из историята на старобългарската и възражденска лит-ра. София, 1977. С. 60-71; Прохоров Г. М. К истории литург. поэзии: Гимны патр. Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 120-149; он же. Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы//Там же. 1983. Т. 37. С. 286-304; Кожухаров С. Търновската книжовна школа и развитието на химничната поезия в старата българска лит-ра//Търновска книжовна школа. София, 1974. С. 277-309; он же. Мефодий и Наум Охридский и формирование слав. гимнографич. традиции//Symposium Methodianum: Beitr. d. Intern. Tagung in Regensburg zum Gedanken an den 1100. Todestag d. hl. Method. Neuried, 1988. С. 421-430; Иванова К. И. Неизвестни служби на Иван Рилски и Михаил Воин//Изв. Ин-та на Български език. София, 1975. Кн. 18. С. 211-236; она же. Неизвестна сръбска служба за св. Ахил Лариски//Старобългарска лит-ра. София, 1999. Кн. 31. С. 24-40; Розов Н. Н. Из творческого наследия рус. писателя XI в. Илариона//Dissertationes slavicae. Szeged, 1975. Т. 9/10. P. 115-156; Фролов С. В. Из истории древнерус. музыки: (Ранний список стихов покаянных)//Культурное наследие Древней Руси: Истоки.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Лит.: C. Први основе слов. балканским словенима: Легенда о Владимиру и Косари. Београд, 1893; Розанов С. П. Житие серб. деспота Стефана Лазаревича и Русский Хронограф//ИОРЯС. 1906. Т. 11. Кн. 2. С. 62-97; он же. Источники, время составления и личность составителя Феодосиевской редакции жития Саввы Сербского//Там же. 1911. Т. 16. Кн. 1. С. 136-209; В. Дoмehmujah и Данило//NKJUФ. 1921. 1. С. 21-33; он же. oдhoшaj бuorpaфuja Стевана зб. Београд, 1936. 1. С. 13-38; М. Дoмehmujah и Teoдocuje//NKJUФ. 1959. 25. С. 5-12; Наумов Е. П. Кем написано Второе житие Стефана Дечанского?//Слав. архив: Сб. ст. и мат-лов. М., 1963. С. 60-71; Дoмehmujah. Београд, 1963; он же. Портрет у cpnckoj Крушевац, 1971; он же. Азбучник српских nojмoba. Београд, 19902. С. 47-77, 248-252, 274-280, 283-287, 317-321; Hafner S. Studien zur altserbischen dynastischen Historiographie. Münch., 1964; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 33-196, 253-277; Мулич М. Сербские агиографы XIII-XV вв. и особенности их стиля//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 127-142; Стара Београд, 19722. С. 11-30, 180-200, 315-317, 337-428, 442-483, 497-517, 548-560; Birnbaum H. The Old Serbian Vita//Aspects of the Balkans: Continuity and Change. Hague, 1972. P. 243-284; idem. Trends and Traditions in Medieval Serbian Biography//Slavic Poetics: Essays in honor of Kiril Taranovsky. Hague, 1973. P. 41-48; M ü ller-Landau C. Studien zum Stil der Sava-Vita Teodosijes. Münch., 1972; Д. Нека о рус. peдakцuju Teoдocujebor жumuja св. Саве//ЗбMCKJ. 1975. 23/2. С. 249-255; он же. Ucmopuja старе српске Београд, 1980, 19912. С. 70-74, 150-162, 166-173, 175-181, 191-198, 201-208, 216-220, 227-229, 244-249, 258-259, 262-263, 267-271; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 124-131, 136-151, 154-177, 190-251, 283-286, 289-292, 295-298, 312-327, 332-348, 354-358, 392-393, 398-423, 443-449, 465-471, 489-492; Мошин В. А. Жumuje Милутина према архиеп. Данилу II и Muлymuhoboj Београд, 1976. С. 109-136; Mircea I.-R.

http://pravenc.ru/text/182317.html

   001   002     003