Вениамином Житии Г., автором к-рого является П. В. Знаменский (Каз., 1894). К нач. XX в. в Свияжском мон-ре существовала небольшая келья Г. под колокольней, при гробнице святителя хранились иглы, нитки, наперсток, к-рыми он пользовался в келейных занятиях. Г. было посвящено неск. храмов, преимущественно в Казанской епархии: во имя Г. были освящены храмы в Свияжском мон-ре и на колокольне казанского Благовещенского собора, 4 придела в приходских храмах Свияжского у. Во имя святителей Гурия, Г. и Варсонофия были освящены церкви в казанской Суконной слободе и в татаро-крещенской школе, приписанной к казанскому Спасо-Преображенскому мон-рю, а также в ряде сел Казанской губ. В Тверской епархии во имя Г. был устроен придел в Троицком соборе старицкого Успенского мон-ря, в селижаровском Свято-Троицком мон-ре действовала ц. во имя Гурия, Г. и Варсонофия. В наст. время в Казанской епархии имеются 2 церкви во имя святителей Гурия, Варсонофия и Г. В 1918 г. Свияжский мон-рь был закрыт. Летом 1922 г. состоялось вскрытие мощей Г. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в к-рой сохранялась до 1929 г. Впосл. святыня была утрачена. Сохранилась частица мощей, перенесенная в 1849 г. в казанский Иоанно-Предтеченский мон-рь. По-видимому, с 30-х гг. XX в. (после окончательного упразднения Иоанно-Предтеченского мон-ря в 1929) эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев, была обретена в 2000 г. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском мон-ре, другая - в Успенском соборе Свияжского мон-ря. Ист.: СГГД. М., 1813. Т. 1. 189). С. 545 - 556 192), 557 193); ДРВ. Продолж. Ч. 5. С. 241; Платон (Любарский), еп. Сб. древностей Казанской епархии… сост. в 1782 г. Каз., 1868. С. 63 [Житие святителей Гурия и Варсонофия, написанное сщмч. Ермогеном]; Артемьев А. Историч. рукописи б-ки имп. Казанского ун-та//ЖМНП. 1854. Кн. 83. 7. Отд. 3. С. 10, 11 [Писцовая книга Свияжска]; Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; Курбский А. М. История о великом князе Московском//Соч. СПб., 1914. Т. 1. Стб. 317-319. (РИБ; Т. 31); Список с писцовой и межевой книги г. Свияжска. Каз., 1909; Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115 (1607) г. Старица, 1911. С. 19, 59-60; Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Под ред. М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина. М., 1948. С. 46, 51; АФЗХ. Ч. 2. 236, 246, 247, 252; Каштанов С. М. Возникновение рус. землевладения в Казанском крае: (Док-ты)//УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1973. Вып. 116. С. 3-35; ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 382, 402, 403; М., 1965. Т. 29. С. 333, 350, 351; Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г.//РД. 2004. Сб. 10. С. 172, 180.

http://pravenc.ru/text/164699.html

( Arranz. Typicon. P. 76); древние списки Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. C. 36), первый печатный рус. Типикон 1610 г., употребляемый ныне в РПЦ Типикон (Т. 1. С. 338-339) указывают совершение в день памяти А. У. будничной службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ) в соединении с предпразднством Рождества Христова. Последование А. У. с момента своего появления в богослужебных книгах претерпело нек-рые изменения. Тропарь 4-го гласа «    », указанный в Минеях, принятых ныне в РПЦ, содержится уже в Типиконе Великой ц. В Минеях, изданных Синодальной типографией (1895), а также в принятом ныне в РПЦ Типиконе указывается общий тропарь 4-го гласа мученице «      ». Канон А. У. прп. Иосифа Песнописца 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих «Υμν σε μρτυς Αναστασα πθ. Ο Ιωσφ» - Пою тебя, мученица Анастасия, любовью. Иосиф) содержится уже в студийских Минеях (напр., ГИМ. Син. 162. Л. 187, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 39.). В печатных греч. Минеях кроме упомянутого канона Иосифа приводится и др. канон А. У. (акростих «Τος εκλεες σου, μρτυς, ανσω πνους γ Ιωσφ» - Я, Иосиф, восхвалю твои, мученица, славные подвиги), корпус седальнов и стихир отличается от содержащихся в слав. печатных Минеях. В рукописях (Ταμεον. Ν 368. Σ. 130-131) сохранилось последование А. У. с каноном Иосифа Песнописца 1-го гласа (акростих «Τος παμφαες σου, μρτυς, ανσω πνους, γ νν Ιωσφ» - Всесияющие твои, мученице, восхвалю страдания ныне я, Иосиф), отличное от помещенных в печатных богослужебных книгах. Ист.: BHG, N 81-83b; BHL, N 401; SynCP. Col. 333, 133, 171; MartHieron. P. 97; ActaSS. Oct. T. 12. P. 513-529; PG. 86. Col. 216 [свидетельство Феодора Анагноста]; Ibid. 116. Col. 573-609 [житие Симеона Метафраста]; Suda. s. v. Χρυσγονος [переписка Анастасии и Хрисогона]; Глинка, Евдокия. Житие св. великомученицы Анастасии, проименованной Узорешительницею. М., 1863; ЖСв. Дек. С. 595-614; Архангельское Евангелие 1092 г.

http://pravenc.ru/text/114938.html

Протестовало не своевольное, беспокойное и упрямое большинство, а оскорблена была в самых дорогих своих убеждениях целая народная масса, говорит Васильевской (Очер. ист. г. Вильны, Памят. стар. в запад. губ., VI вып., глав. 6-ая, стр. 2; см. также, стр. 6, и в восп. V, стр. 67, 71), вычисляя, что половина населения города состояла из православных. См. Кояловича, Лит. церк. ун., II, 74–76, Макария, Ист. рус. цер., т. X, стр. 382–384. Из источников см.: – Вилен. Арх. Сб. т. V, стр. 134; королев. декрет 22 апр. 1609 г. об изгнаны Сенчилы; Акт. Ю. и З. Р., т. II, 31; защитительная грамота короля в пользу Рутского, Сбор. древ. грам. г. Вильны и др. ч. II, 21; Вил. Арх. Сбор. VI, 71 (решение короля от 8 июля 1608 г.). 56 А. Ю. и З. Р., т. II, 34; сличи документ за Акт дворян Сенковского и Краевского в Вилен. Арх. Сб. т. VI, стр. 153, 72. 57 О значительном количестве этих медов см. реестры о том, сколько с 1611–1614 г. братства сытили меда; Вилен. Арх. Сбор. X, стр. 234. 58 Вилен. Акт. VIII, ст. стр. 236: ibid. XX, стр. 224 и 257: ibid. IX, 29; Вилен. Арх. Сбор. VI, 130. 59 Указы короля: 1) Вилен. Арх. Сб. т. VI, 36, 2) Сбор. древ. грам. г. Вильны и др. ч. II, 23, 24, 26, 3) Вилен. Арх. Сбор. т. VI, стр. 322, 131, 4) Акт. Вилен. Ком., т. IX, стр. 155. – Об отдаче униатами церковных мест в аренду разным лицам и о запустении этих мест см. Вилен. Арх. Сб., т. VI, стр. 196, 278, 279. Базилиане довели церкви до полного убожества и церковные места были застроены частными домами, см. Вилен. Арх. Сб., т. X, стр. 333. См. также Акт. Вилен. Ком., т. IX, стр. 24, 410, и Вилен. Арх. Сб., т. X, стр. 336. О разорении церквей униатами говорит и Петр Могила в известной книге «Лифос». 60 Сочившие это пользовалось, по свидетельству даже униатов, бесконечным уважением не только православных, но и протестантов; его передавали по завещанию, как сокровище; один «еретик» велел положить эту книгу с собой в гроб. См. Васильевского, Очер. ист. г. Вильны. 61 В сочинении «Фринос» Смотрицкий со скорбью указывает на множество русских родов, покинувших православие и перешедших в латинство. Очевидно русское дворянство не могло довольствоваться унией, которая их только развратила. Им ничего не оставалось как броситься в латинство, дававшее им выгодное служебное положение в королевстве. См. отзывы о «Фриносе» у Макария, Ист. рус. цер. т. X, стр. 405–406, и у Голубева, Мат. для ист. зап. рус. цер. в Труд. Киев. Дух. Акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В. (др. возможность - друцкий кн. Глеб Рогволодович) (РГБ. Ф. 304/III. Ризница. 25. Л. 9 об.; ср.: РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 422). По мнению В. Л. Янина , вероятна принадлежность Г. В. найденных в Киеве и Гродно 3 печатей с изображениями процветшего 6-конечного креста и св. Глеба, с нимбом, в княжеской шапке и с мученическим крестом в руке, «имеющих размер, типичный для булл XII в.» ( Янин. 1970. Т. 1. 333.1-2. С. 32, 225, 320; он же. 1998. Т. 3. 333-3. С. 61, 274, 370). Однако время и место бытования печатей скорее свидетельствуют в пользу их принадлежности городенскому кн. св. Глебу Всеволодовичу . Отдельные эпизоды из жизни Г. В., относящиеся к нач. XII в., запечатлены на миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 152, 152 об., 156; кон. XV в.). Ист.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); Хождение игумена Даниила//БЛДР. Т. 4: XII в. С. 116-117, 599; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 250, 280, 281, 283, 290-291; Т. 2. Стб. 256, 257, 259, 282-285, 492-493; С. 26-28; Т. 40. С. 71, 72, 75, 76. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 167, 210, 305; Тарасенко В. Р. Др. Минск//Мат-лы по археологии БССР: [Сб. ст.]. Минск, 1957. С. 213-232; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 45-47, 126-127, 259. Примеч. 9, 17; Алексеев Л. В. Полоцкая земля в IX-XIII вв.: (Очерки истории Сев. Белоруссии). М., 1966. С. 249-257; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв.: Сб. ст. М., 1975. С. 226, 230-232; он же. Минск и Друцк//Славяне и их соседи: Археология, нумизматика, этнология. Минск, 1998. С. 10-19; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 333. 1-2. С. 32, 225, 320; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. 333. 1-2. С. 61, 274, 370; Загорульский Э. М. Возникновение Минска. Минск, 1982; Головко А. Б. Земли Зап. Руси и объединительная политика Киевского гос-ва в X - 1-й тр. XII в.//Киев и зап. земли Руси в IX-XIII вв.: [Сб.

http://pravenc.ru/text/165107.html

310 – 311. Рус. Беседа 1859 г. III и IV письма Гильф. Прав, обозр. 1870 г. июнь, 951. Христ. Чт. 1870 г. март. 417. 324 Голуб. 10. Хониат. т. 2. стр. 155– 156. 160. – Геор. акрон, в рус. перев. 22. 23. Подр. см. у Голуб, стр. 10, и напр. стр. 216– 218. – Иванка, убив Асана мечом, искал себе защиты у греч. импер. Алексея Комнина, и вступил с ним в родство, но впоследствии изменил государю (Хониат т. 2. стр. 161. 162. 167. 224 – 213. 240). – Иоанна Каллиана, сделавшего много завоеваний в Византии (Георг. Акроп. ист. 25, 26, 27), греки называли: «Скило- Иоанн» (собака-Иоанн, там же 28). 326 Там же, стр. 963. 968. – Подр. у Голуб, стр. 218. Акрополит называет Борилла– Вориллою (28), и говорит, что он был ослеплен потом Иоанном (38). 327 Голуб, стр. 11– 15. – них же см. в летоп. Георг. Акроиол. в рус. перев. 71, 75, 84 – 92, 122, 123, 126– 128; 128 – 130, 133– 139; 174– 176, – ист. Григоры т. I., 58, 59. – -ист. Пахимера т. I. 398– 115. 328 Так в 812 г. он взял г. Дебельт, ныне Загору, и увел в Болгарии всех его жителей с епископом Георгием в 813 г. взял Адрианополь и его епископа Мануила, в 814 г. взял в плен до 50,000 греков. Голуб. 224. 333 Шаф. т. 2 кн. 1. стр. 290. – Но Голубинский признает сомнительным убеждение сестры Борисовой, и утверждает, что Борис имел не религиозные, а политические побуждения принять христианскую веру. Стр. 23. 334 Гильф. т. 1. стр. 53. 54. Шафар. т. 2. кн. 1. стр. 297. Муравьев «ЖИТИЯ СВ. слав, и ивер. 2 мая». Жптие св. Климента, состоящее из 29 глав, напечат. в соч. Бильбасова, «Кирилл п Мефодий». 1871 г. ч. II. – Но Голубинский отрицает всякое участие св. Мефодия в обращении св. Бориса. См. стр. 22. – Некоторые утверждали, будто Мефодий особенно подействовал на Бориса представлением ему картины страшного суда. Но это считают вымыслом. Голуб. 23. Бильб. ч. II, стр. 179. 335 Голубинский полагает, что Борис принял решение на месте мирных переговоров с Грецией в присутствии импер. Михаила III, и, может быть, от константинопольского патриарха Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

412 . Письмо архимандрита Игнатия К. П. Брюллову от 27 апр. 1847 г./Публ. И. А. Кубасова//Рус. старина. – 1900. – Т. 103. – Сент. – С. 162–163 (Прил.); Архив Брюлловых/Ред. и примеч. И. А. Кубасова. – СПб., 1900. – С. 162–163:413. [Письмо преосв. Савве (Тихомирову) от 30 марта 1866 г.]//Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. высокопреосв. Саввы, архиеп. Твер. и Кашин. – Т. 3 (1862–1867 гг.). – Сергиев Посад, 1901. – С. 358:414. [Письмо свт. Игнатия М. П. Вагнер о кн. Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»]//Ист. вестн. – 1910. – 10. – С. 332–333. Без указания автора и адресата. 415 . Дар слова. Как и что писать для «Русского инока?»: (По письмам епископа Игнатия Брянчанинова к игумену А.)/Публ. инока [Константина]//Рус. инок. – 1911. – 8. – С. 11–13. Отрывки из 2-х писем от 11 авг. и 16 дек. 1864 г. к игум. Антонию (Бочкову). 416 . Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) //Рус. инок. – 1912. – 16. – С. 17–20. Отрывки из 4-х писем от 1 февр. 1844 г.; 17 февр. 1865 г.; 31 марта 1866 г.; 30 марта 1867 г., без указания адресатов. 417 . Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) /Сообщ. М. А. Новоселов//Голос церкви. – 1912. – 4. – С. 72–79; 8. – С. 62–66:12 писем (1844–1867 гг.) без указания адресатов, в т. ч. 6 писем к мон. Вирсавии. 418 . Изречения епископа Игнатия (Брянчанинова) , извлеченные из писем его к монахам/Публ. иеромон. Игнатия Садковского //Богосл. вестн. – 1913. – Απρ. – С. 703–723. Отд. отт.: Сергиев Посад, 1913:419. Иноческие письма (епископа Игнатия Брянчанинова) /Сообщ. Игнатий (Садковский) //Рус. инок. – 1913. – 16. – С. 977–981; 17. – С. 1041–1046; 18. – С. 1107–1111; – С. 1178–1192; – С. 1293–1296; 22. – С. 1355–1359; 23. – С. 1420–1425; 24. – С. 1483–1486; 1914. – 1. – С. 10–17; 2. – С. 76–78; 3. – С. 137–139; 4. – С. 201–203; С. 270–274; С. 331–333; 8. – С. 464–466; – С. 526–529; – С. 984–989; 19/20. – С. 1045–1050; 23/24. – С. 1240–1247; 1915. – С. 40–44; – С. 63–67; 3. – С. 121–124; – С. 184–189; – С. 251–255; 7. – С. 379–382; 8. – С. 448–450; 9. – С. 527–530; 10. – С. 573–585; 11. – С. 637–644; 14/15. – С. 787–797; 16. – С. 906–920; 17. – С. 968–973; 18. – С. 1031–1032; 19. – С. 1097–1103:92 письма, в основном, без указания дат и адресатов, ряд писем к мон. Досифее (1848–1851 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В 1628 г. в Георгиевской пуст. подвизались иеромонах и 10 старцев, в 1646 г.- иеромонах, 20 старцев, священник, дьячок. К 1678 г. в обители проживали с семьями 2 священника, 2 дьячка, вдовая попадья. Однако формально мон-рь существовал: в 1703 г. им управлял строитель Варсонофий (Урвачёв), в 1763 г.- строитель иером. Иоасаф (Озерецковский). В 1764 г. Георгиевская пуст. была упразднена, храмы обращены в приход, в составе к-рого были подмонастырская Георгиевская слободка и 3 деревни. К кон. XIX в. в них проживало 502 мужчины и 553 женщины. 253 чел. из общего количества были старообрядцами. В 1782 г. на месте обветшавших церквей был построен новый храм во имя Св. Троицы с теплым приделом во имя вмч. Георгия Победоносца. Причт состоял из священника и псаломщика. Церкви принадлежало 1 дес. 1559 сажен усадебной и кладбищенской, 38 дес. 53 сажени сенокосной, 5 дес. 239 сажен неудобной земли. С 1894 г. при храме существовала церковноприходская школа на 20 чел. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. церковь была закрыта, имущество расхищено. В 1984 г. здание храма было разобрано, перевезено на территорию еще не восстановленного гороховецкого Троице-Никольского мон-ря (храм не был восстановлен и к 1993 утрачен). В 1996 г. по благословению Владимирского и Суздальского еп. Евлогия (Смирнова) на месте пустыни был учрежден скит Троице-Никольской обители. В 1998 г. в Г. с. был построен деревянный дом с ц. во имя вмч. Георгия Победоносца с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. В скиту проживают неск. насельников, старший - иером. Николай (Кандауров). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 622. Ч. 1; Ф. 281; Ф. 1209. Оп. 1. 625. Л. 266 об.- 270; 15398. Л. 292 об.- 298 об. 15406. Л. 87-89; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Р.-24. Ист.: АИ. Т. 1. С. 434-436. 229; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 241-242; Арсений, иером. Две жалованные грамоты имп. Елисаветы Петровны Троицкой Сергиевой лавре на все монастырские владения//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Смесь. С. 124, 138; Муханов П. А. Сб. [док-тов по рус. истории]. М., 18662. С. 201-202. 130; ПКМГ. 1. Отд. 1. С. 883; Кабанов А. К. Мат-лы по истории Нижегородского края из столичных архивов: Вып. 3. Ч. 1//Действия НГУАК. Н. Новг., 1913. Т. 14. С. 71. 55; С. 72-73. 57; С. 73-74. 58; С. 74-75. 59; С. 77-78. 64; С. 82-83. 65; С. 83-84. 66; С. 84-86. 67; С. 86-87. 69; С. 95-97. 79; Шумилов В. Н. Обзор докум. мат-лов ЦГАДА по истории СССР периода феодализма, XI-XVI вв. М., 1954. С. 150; АСЭИ. Т. 1. С. 77. 94; С. 224. 313; С. 242. 333.

http://pravenc.ru/text/166265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК патриарх Александрийский (27 авг. (25 сент.) 941-954). Уроженец Миссисы (Мопсуестии). Был монахом в Синайской пустыне, славился образованностью, вел подвижническую жизнь. Через год после смерти Александрийского патриарха Евтихия (933-940), правление к-рого сопровождалось расколами и конфликтами в среде егип. мелькитов, правосл. община Египта избрала И. преемником патриарха. Узнав об этом, И. бежал с Синая в обл. Шерат (Эш-Шара) около Петры, где поселился на горе Иова (Тур-Айюб). По приказу правителя Египта Мухаммада Ихшида И. был доставлен в Иерусалим. Туда же для поставления патриарха прибыли все епископы Александрийской Церкви, что было отмечено летописцем Яхьей Антиохийским (XI в.) как беспрецедентный случай. Совместно с Иерусалимским патриархом Христодулом I и его епископами они провели церемонию интронизации И. у престола храма Воскресения в месяце зу-ль-хидже 329 г. хиджры (27 авг. (25 сент.) 941). Затем И. отправился в Египет. Его Патриаршество продолжалось 13 лет и в отличие от предшествовавшего прошло довольно спокойно. Ист.: Yahya-ibn-Sa‘ ï d d " Antioche. Histoire/Éd. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1924. [Fasc. 1]. P. 726-727. (PO; T. 18. Fasc. 5) (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). С. 332-333. (ППС; Т. 17. Вып. 50)). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/674133.html

По имп. указу в резиденции В. 24 окт. 1744 г. поселилось сосланное в Холмогоры Брауншвейгское семейство (см. Анна Леопольдовна ). Архиерей перебрался в летний домик за Михеевским оз., в дальнейшем перенес свою резиденцию в Новоприлуцкую Преображенскую пуст. Холмогорского у. Архангельской губ. В. погребен в Преображенском соборе в Холмогорах. Расходы за неимением средств у покойного были отнесены за счет архиерейского дома. Все свое небольшое имущество В. при жизни раздал на помин души, в числе облагодетельствованных им лиц был отец М. В. Ломоносова. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 399; Т. 2. Ч. 1. 1879. 422; Ч. 2. 1878. 1183; Т. 3. 1878. 79, 277; Т. 4. 1880. 476; Т. 5. 1897. 54, 99, 218, 237, 382; Т. 6. 1883. 331; Т. 8. 1891. 502; Т. 9. 1913. 138, 171, 224, 440. Прил. I; Т. 10. 1901. 309, 352, 457; Т. 11. 1903. 215, 338; Т. 12. 1902. 38, 79, 107, 333, 353; Т. 14. 1910. 189; Т. 15. 1907. 49, 345. Прил. XXIII; Т. 16. 1906. 48, 136, 330, 356. Прил. XXXII; Т. 18. 1915. 23, 138, 222, 239, 339, 564, 570; Т. 19. 1913. 255, 315, 478, 518; Т. 20. 1908. 24, 269, 283, 424, 439, 500; Т. 21. 1913. 23, 67, 385, 411, 588, 620; Т. 22. 1914. 10, 17, 54, 124; Т. 23. 1911. 328, 332, 479, 502. Прил. VI, XVII; Т. 26. 1907. 118, 119, 319, 333; Т. 28. 1916. 56, 154, 177, 233; Т. 29. 1913. 89, 129; Т. 31. 1909. 3, 47, 62, 138, 264; Т. 32. 1915. 25, 38; Т. 34. 1912. 141, 208, 424, 444, 470; Т. 39. 1910. 24, 49, 268; Письмо архиеп. Новгородского Амвросия (Юшкевича) к Варсонофию, еп. Архангельскому//РС. 1878. Май. С. 187-190. Лит.: Соловьев. История. Т. 22. С. 272-273, 344; Сведения о преосвящ. Варсонофии, архиеп. Архангельском и Холмогорском 1759]//Странник. 1878. Нояб. С. 143-160; Бутковская А. Рассказы бабушки//ИВ. 1884. Дек. С. 595; Учреждение Архангельской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889; Сибирцев И. Мореходная школа в Холмогорах в кон. XVIII в.//РА. 1899. Кн. 3. 10. С. 281-282; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913; Изв. Архангельского об-ва изучения Рус. Севера. 1914. 7.

http://pravenc.ru/text/154337.html

650), выражение в Божиим заступлением» мог употребить только Тверитявин. 308 Ник., IV, 158–184. Впрочем, на основании того списка Хождения, который помещен в Никоновском своде, нельзя приписать его Игнатию, так как выражение, на котором основывается мнение о принадлежности Хождения, читается так: «отпусти.... епископ смоленский мене и Игнатия»» (стр. 166). Преосвященный Филарет читает: «мене Игнагия» (Обз. р. дух. лит., стр. 98). 316 Ник., V, 29, 34, 35. Известие о смерти князя Владимира Андреевича есть и в других Московских сводах (Воскр., Соф. 1 -й), но краткое; в Никоновском прибавлено о назначении по духовному завещанию духовенству села Кудрина с деревнями. 333 Там же, 42–44; Тв. 486. Впрочем, в последней нет известий о вступлении на царство Зелени-салтана и о выезде Нижегородских князей из Орды. При одном из тверских известий Ник. свода – о бегстве князя Василия Кашинского – замечено: «а зде много искавше и не обретоша»; по замечанию г. Борзаковского (Ист. Тверск. княж., прим. 887), слово зде указывает на тверское происхождение этого известия. 335 Ник., IV, 195–198, 239, 241, 270–277; ср. Тверск., XV, 445, 416, 457. По свидетельству одной записи (Карамзин, Ист. Гос. Росс., V, прим. 232), Арсений был поставлен во епископа 24-го июля, а по Ник. 15-го августа. «Кажется, замечает Борзаковский (Ист. Тв. кн., прим. 816), – «что от 24-го июля до 15-го августа срок очень короткий для того, чтобы Киприану из Твери поспеть в Москву, потом вернуться в Тверь». Мы полагаем, что Тверь была посещена митрополитом только однажды; другие летописные своды, в том числе Тверской, подробно говорящие о пребывании Киприана в Твери, упоминают только об одной его поездке туда (XI, 445; Воскрес., VIII, 61). 336 Ник., IV, 203–239. Сходство начинается со стр. 32 Жития, напечатанного в «Памятниках», со слов: «Господи, приимя мя». В Никоновском своде Житие несколько сокращено; против «Памятников» есть следующие пропуски: от слов: «приидоста на едино место.... оставляет пустыню» (38–41), «вседоблии же блаженныи юноша...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010