Соч.: Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. М., 1883. СПб., 18872; Архиеп. Иннокентий Борисов: Биогр. очерк//ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1-2; 1885. Т. 1. Ч. 1-2; 1886. Т. 1. Ч. 1; Церковно-религиозное состояние Запада и Вселенская Церковь//Там же. 1885. Т. 1. Ч. 2. С. 647-671, 877-912; В. В. Верещагин в полемике с венским католич. архиепископом//Там же. С. 788-812; Вера и знание, вера и жизнь//Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 78-89, 123-144, 226-240; Лактанций и его философ. суждения//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 318-341, 373-401; Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа//Там же. 1886. Т. 1. Ч. 2; 1887. Т. 1. Ч. 1-2 (отд. изд.: Х., 1888); Рассудочные силы животных//Там же. 1886. Т. 2. Ч. 1. С. 236-270; Ч. 2. С. 567-598; Спиритизм//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 240-267, 300-333, 368-400, 498-522; Житейская мудрость в афоризмах Шопенгауэра//Там же. С. 421-426; Новое покушение иезуитов против Православия//Там же. 1887. Т. 1. Ч. 1-2; Буддийский катехизис//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 401-416, 453-460, 557-568; Русская и немецкая школа//Там же. 1888. Т. 1. Ч. 1-2; 1889. Т. 1. Ч. 1 (отд. изд.: Х., 1889); Новый рус. философ Н. М. Минский//Там же. 1890. Т. 2. Ч. 1. С. 192-225 (отд. изд.: Х., 1890); Метафизические воззрения кн. Сергея Трубецкого//Там же. Т. 2. Ч. 2; 1891. Т. 2. Ч. 2 (отд. изд.: Х., 1890); О лжеучении гр. Л. Толстого//Там же. 1891. Т. 1. Ч. 1. С. 269-283; Нравственное содержание догмата о Св. Духе: (Против Л. Толстого)//Там же. С. 425-445; Нагорная проповедь//Там же. Т. 1. Ч. 2; 1892. Т. 1. Ч. 1-2; 1895. Т. 1. Ч. 1; Э. Ренан и его новейший рус. «критик»//Там же. 1893. Т. 1. Ч. 1. С. 313-332; Зло, его сущность и происхождение. Х., 1897; Ист. очерк апологетического, или основного, богословия. Х., 1899; Философия монизма. Х., 1900; Высокопреосв. Амвросий, архиеп. Харьковский. Х., 1902; Религия, ее сущность и происхождение: (Обзор филос. гипотез). Х., 1902-1904. 2 кн.; О миссии католич. и протестантской. СПб., 1907; Уроки первой французской революции: (Из переписки друзей). Х., 1907; Думский старообрядческий законопроект перед судом истории. СПб., 1909; Штундо-баптизм. Х., 1909; Обзор рус. сект и их толков. Х., 1910. Пг., 19152; Высшее управление в правосл. автокефальных Церквах. Х., 1913; О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых ритуальных убийствах. Х., 1914; Устройство и управление римско-католич. церкви вообще и в России в частности. Х., 1916.

http://pravenc.ru/text/153699.html

По свидетельству Михаила Пселла, Е., явившись во сне низложенному К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию († 1058), предсказал ему близкую кончину, к-рая должна была избавить его от судебного разбирательства ( Σθας Κ. Ν. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη. Βενετα, 1874. Τ. 4. Σ. 373-374). В пространном Житии прп. Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской), написанном ок. 1385 г. Болгарским патриархом св. Евфимием Тырновским говорится, что Е. был ее младшим братом, в бытность архиереем «различныя ереси от стада отгнав», а после его кончины мощи «реку мура преславно источиша, яже на пъприще едино истекааше в море, якоже иже тамо шедшеи добре съведять» (изд.: Kalu niacki E. Zur älteren Paraskevaliteratur der Griechen, Slaven und Rumänen. W., 1899. S. LXVIII-LXXI; ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 1026). На основе этого произведения было составлено т. н. 2-е проложное Житие прп. Параскевы, сопровождающее нек-рые списки слав. службы ей, также атрибутируемой патриарху Евфимию. Е. упоминается в числе св. целителей в греч. молитве об исцелении больного из сборника Vindob. Phil. 178, 1429-1430 гг., находящегося в Австрийской национальной б-ке в Вене ( Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893, 1992р. Pars 1. P. 325). Рус. паломник игум. Даниил (нач. XII в.), упоминая г. Абидос, говорит, что «противу тому граду лежить святый Еуфимие Новый» («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18). Антоний Новгородец (ок. 1200) пишет: «У Калиполя же святый отец Еуфимеи лежит» (Книга Паломник. С. 37). Ист.: BHG, N 653z - 654; Арсений (Иващенко), еп. Похвальное слово святому Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому, написанное Григорием Кипрским//ЧОЛДП. 1889. Март-май. С. 1-70 (отд. паг.); Αντωνιδης Β. Γεωρϒου Κυπρου ϒκμιον ες τν μϒαν Εθμιον πσκοπον Μαδτων//ελτον τς Ιστορικς κα Εθνολοϒικς Εταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1892. Τ. 4. Σ. 387-422; SynCP. Col. 660; Патриарх Евтимий: Съчинения/Съст. К. Иванова. София, 1990. С. 267-269. Лит.: Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1037; Laurent V. Euthyme, éveque de Madyta//DHGE. T. 16. Col. 62-63; Sauget J.-M. Eutimio, vescovo di Madito//BiblSS. Vol. 5. Col. 333-334; Иванова К. Житието на Петка Търновска от патриарх Евтимий: (Източници и текстол. бележки)//Старобългарска лит-ра. София, 1981. Кн. 8. С. 17-18; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 146.

http://pravenc.ru/text/187645.html

В XI-XII вв. при переводе визант. синаксарей на слав. язык сказание об О., близкое к находящемуся в Минологии имп. Василия II, было включено под 9 нояб. в состав слав. Пролога краткой редакции (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. С. 326-329). В стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., память О. и сказание о нем содержатся под 10 нояб. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 35). Под этим же числом краткая заметка о мученике и посвященное ему двустишие вошли в ВМЧ митр. Макария, где имя святого передается как Арест (ВМЧ. Нояб. Стб. 341-342, 349). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского в конце сказания о мученике говорится, что О. явился во сне составителю и рассказал о еще больших, ранее нигде не описанных муках, к-рые он претерпел за Христа ( Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. С. 333-335). Кард. Ц. Бароний в 80-х гг. XVI в. внес память О. в Римский Мартиролог под 9 нояб. (MartRom. P. 506). В совр. редакции Римского Мартиролога память мученика обозначена под 10 нояб. (MartRom (Vat.). P. 581). Ист.: BHG, N 1383-1385; ActaSS. Nov. T. 4. P. 391-399; PG. 116. Р. 120-128; ЖСв. Нояб. С. 191-197; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 109-111 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 133-134). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 349; Т. 3. С. 463; Β. Ν. Γ. Ορστης//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 948-949; Sauget J.-M. Oreste//BiblSS. Vol. 9. Col. 1228-1231; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 366-367. А. Н. Крюкова Гимнография Согласно Типикону Великой церкви , отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память О. отмечена под 10 нояб. вместе с памятью мучеников Нира и Каллиопия без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 96). Мученичество Ореста. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество Ореста. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, содержатся указания на богослужебное последование О.: служба мученику совершается 10 нояб. и состоит из цикла стихир-подобнов и канона ( Пентковский. Типикон. С. 293). Такой же набор гимнографических текстов, посвященных О., с добавлением седальна указан в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 310) и в рукописных слав. Минеях студийской эпохи - напр., в ГИМ. Син. 161, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 28-29).

http://pravenc.ru/text/2581513.html

Арх.: РГАДА. Сибир. приказ. Стб. 348. Л. 542-572. Ист.: Сборник Едомского/Сообщ. Н. Барсуков. СПб., 1989. (ПДПИ; Т. 79); Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого мон-ря/Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Описание о Российских святых. С. 174; Житие св. прав. Василия Мангазейского/Публ. прот. Б. Пивоварова//ЖМП. 1977. 11. С. 59-74; Ромодановская Е. К. Легенда о Василии Мангазейском//Новые мат-лы по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1986. С. 190-210; Житие Василия Мангазейского//Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в./Изд. подгот. Е. К. Ромодановская и О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 345-352; Отписка царю Алексею Михайловичу о посылке списка чудес Василия Мангазейского//Там же. С. 303-304; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 138-144; Май. Ч. 1. С. 404; Май. Ч. 3. С. 37; Июнь. Ч. 1. С. 333, 336. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 123-127; Пестов И. Записки об Енисейской губ. Вост. Сибири, 1831 г. М., 1833. С. 209-210, 211-222; Абрамов Н. Блж. мч. Василий Мангазейский//Странник. 1866. Т. 4. Дек.; Барсуков. Источники агиографии. СПб., 1882. Стб. 88-89; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 83; Оглоблин Н. Н. Мангазейский чудотворец Василий: (К рус. агиографии)//ЧОИДР. 1890. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-8; Буцинский П. Н. Мангазея и Мангазейский уезд (1601-1645). Х., 1893; Голубинский. Канонизация святых. С. 319, 460, 582; Никодим [Казанцев], еп. Мое путешествие из Красноярска в Туруханск и обратно//Енисейские ЕВ. 1908. 2; Богоявленский С. , свящ. Нечто о Василии Мангазейском//Енисейские ЕВ. 1908. 7; Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском// он же. Науч. труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 1. С. 331-354; Ромодановская Е. К. Житие Василия Мангазейского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 335-336; Кротов М. Г. Актовые источники Повести о Василии Мангазейском//Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 127-140; Афанасий (Сахаров), иером. О внесении в церковные месяцесловы всех рус. памятей//БТ. 1998. Сб. 34. С. 357-358; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 71. 87; Жития Сибирских святых: Сибир. патерик. Новосиб., 1999. С. 7-12.

http://pravenc.ru/text/150815.html

1770 И.С.Некрасов, Опыт ист. литер. исследов. о происхожд. Домостроя (Чт. в Общ. ист., 1872, III, 1–184, Прав. Соб. I860, III, Домострой Сильвестра, И.Я.Порфирьева Житейская мудрость составителя Домостроя основывается на библейской мудрости Иисуса, сына Сирахова (Дубакин, 73–79) 1771 Москвитянин, 1851, VI, кн. 2, с. 125–128; Буслаев, Ист. Христ. церк. слав. яз., 480; Забелин, Домашний быт рус. цариц, 44; Домострой, 30; Дубакин, 148. В рус. Кормчих помещалось правило, «яко не подобает жены звати госпожою» (ib., 80), приписываемое Козьме Халкидонскому 1773 Судебн. ц. Ивана Вас., с. 76, 122; Герберштейн, Записки о Московии, 67. В чинопоследовании брачном, употреблявшемся в рус. церкви до XVIII в., не встречается вопросов относительно добровольного согласия вступающих в брак (Дубакин, 26–30, 169; Горчаков, О тайне супруж., 333) 1774 Домострой (Времен. Общ. ист., I, 16–17); изд. Яковлева и Чт. Общ. ист. по сп. Коншина и др. (1908, II) 1775 П. С. Рус. лет., VI, 274–275. – В 1554 г. жители г. Тотьмы просили Ивана IV, через Феодосия Тотемского, основать у них монастырь, чтобы умирающие перед смертью могли получить пострижение (Жит. свят. рос. цер., Спб. 1854, янв., 494) 1776 Слово св. от., како жити крестьяном. (Прав. Соб. 1859, I, 137–138; Опис. рук. Рум. муз., 273; Дубакин, 121–124, 131, 135–136) 1777 С другой стороны были и такие (даже епископ), которые утверждали, что не следует теперь жить по Евангелию: «род ныне слаб» (Соч. Артемия, Рус. Ист. библ., IV, 1383) 1779 Н.Аристов, Невольн. и неохотн. поступл. в монаш. у наших предков до нач. XVII в. (Др. и Нов. Россия 1878, II); также Дубакин, 64–65. В тогдашней практике существовало пять причин для расторжения брака (57–58). Как поступали в России и на Западе, за уклонение в прелюбодеяние (Киев. Стар. 1900, 9, с. 262) 1781 Сочин., II, 231–241. Карамзин неправильно относит его к браку вел. кн. Василия Ивановича (VII, 107 и прим. 343) 1782 В другом месте он возражает по поводу ссылки Вивеса на Иеронима Блажен. и настаивает на достоинстве брака по Евангелию (II, 213–214)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

35 На эту борьбу ушла почти вся деятельность Феофана Прокоповича (см. монографии о нем Самарина, Чистовича и Морозова). Возникновение же таких дел как Феодосия Яновского (см. моног. о нем И. Я. Порошинка, по архивн. документам, в Рус. Старине 1887, т. LV, 1–34; т. LVI, 31–44, 273–296, а также его моногр. о Феофилакте Лопатинском, ibid. 1886, т. XLIX, 1–38, 265–292) и Арсения Мацеевича (его же, ibid. 1885, т. XLV, 311–338, 611–628; т. XLVI, 53–86 и нашу моногр. ibid., 1879, т. XXII, 1–31, 577–608; т. XXVI, 1–34, 177–198) только обостряло отношения обеих сторон. 36 Истор. Российск. кн. I, стр. 63, кн. II, 428 и др. Мнения кн. Щербатова см. в его истории и Статист. в разсужд. России (Чт. М. О. И. 1859, кн. III, стр. 69–70). Ср. статьи II. Знаменского: «История Российская Татищева в отнош. к рус. церковной истории» (Труды К. Дух. акад. 1862, 2, стр. 197–228) и «Историч. труды Щербатова и Болтина в отнош. к русск. церк. истории» (ibid. 1862, 5, стр. 31–78). Взгляды этого рода были усвоены в отношении к церкви и высшим управлением (см. Записки об. прокур. Синода кн. А. П. Шаховского, изд. Рус. Стар., Спб. 1872, и А. А. Яковлева, в Памяти, нов. рус. ист., т. III,87–112–haч. цар. Александра I, а об отношении к церков. вопросам в цар. Екатерины II об. прок. II. И Мелиссино – см. нашу моногр. об Арсение Мацеевиче) . 37 См. об этом в нашей моногр. «Арс. Мацеевич» (главы V и VIII). Разсказ Петра В. о Никоне с тенденциозными примечан. П. Алексеева, сообщ. импер. Павлу I, был напеч. в Рус. Архиве 1863 г. (стр. 92–102). Замеч. на него Н. Субботина (Рус. Вест. 1864, ч. XLIX, 320–333). О П. Алексееве есть две биографии, в которых выражены противоположные взгляды на характер и взгляды этого лица: М.И. Сухомлинова (Ист. Рос. акад., т. I, 250–343) и А.Н. Корсакова (Рус. Арх. 1880, II, 153–210, здесь перепечат. и разсказ о Никоне). Для характеристики его могут служить также письма его к прот. И. Памфилову (ibid. 1871, 211–231) и др. лицам (1882, II, 68–90). Заметим кстати, что по личной вражде к м. Платону, Алексеев оказал большое влияние на возбуждение дела против Новикова, рисующее нам в непривлекательном свете автора писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

682 Ibid., 389, 390 Карамзин VII, 107. Твор. свят. отц., т. 17, кн. 2, 173. Христ. Чтен. 1862, март, 333. Филар. Москвит. 1842, 11, стр. 46 683 Платон, Ист. церкви, II, 36. Макарий, Ист. раскола, стр. 20. Иннокентий, Начерт. церк. ист., II, 424 685 Перевод крещ. еврея Феодора, заказанный м. Филиппом I, собственно евр. молитвенник Махазор, в котором опущены все пророческие изречения о Христе и содержатся одни хваления Богу и молитвы (подр. в изд. Псалтири в перев. Феодора с предисл. М.Н.Сперанского, Чт. в Общ. ист. 1907., II, 1–72, с литер. вопроса); ср. также Словарь Строева (300–301), А.И.Соболевский (Перевод. литер., 33, 100, 434), отвергает принадлежность Феодора к жидовствующим 689 Прибалт. Сборн., т. III, предисл. к хрон.; Белокуров, 246–247, 261. Здесь важно не то, что Веттерман не соответствовал желаниям избирателей, а правдивость лица (265, примеч.) 691 Белокуров, 257–259. Передача фамилий (Андр. Солкан – Андрей Щелкалов, Никита Высроватый и Фуник – Висковатый и Никита Фуников) для немца, писавшего по сообщению другого, достаточно верная. Известно как извращали иностранцы – русские и русские – иностранные фамилии, но подобная форма говорит за вероятность слов рассказчика. Дьяк Висковатый Ив. Мих. 692 Белокуров, 266, прим.; ср. 273. Реферат К.Гаусмана в Трудах Х-го Арх. съезда, т. II, Clossius, Iter rossicum, 9–15 693 Опис. царск. архива (Акты арх. экспед, I, 289); опис. казны ц. Ивана Грозн. (Времен. Общ. ист., кн. 7, с. 6– 7); Чтен. в Общ ист. 1847, 7, с. 7 (Прение м. Даниила с иноком Максимом святогорцем). Так все и понимали (Изв. Ак. Наук 1896, I, 3; Из истории снош. рус. с румынами, П.А.Сырку, 540); о книгах в патриаршей казне. Карамзин, (IX, пр. 849) 694 В 1565 г., по просьбе пог. хана, разыскивали арабскую книгу Аджанбул махлукат (Чудеса природы), о чем в деле читаем: «государь той книги в казнах своих искати велел, но доискатися ее не могли» (Лихачев, Библ. и арх. моск. госуд., Спб. 1894, с 59). На связи цар. библ. с казной особенно настаивает автор (26, 39, 42 и дал.). Означ. книга – Зах.Казвини

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

XIX - нач. XX в. (не позднее 24 апр. 1904) с многочисленными пометами и исправлениями: РНБ ОР. СПбДА. AII. 346 (текст изд.: Акафисты рус. святым. 1995. Т. 2. С. 369-380; указание на автора см.: Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 100). Акафист опирается на Житие И. 7 июля 1901 г. настоятель Ущельского прихода свящ. Ф. М. Смирнов обратился к еп. Иоанникию с рапортом, в котором просил ходатайствовать перед Синодом о разрешении напечатать акафист И. (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 318. Л. 1); рукопись акафиста в деле не сохранилась, поэтому невозможно установить, шла речь об акафисте, написанном сщмч. Никодимом, или о каком-то др. тексте. 28 авг. 1901 г. С.-Петербургский духовный цензурный комитет не рекомендовал акафист к печати (Там же. Л. 4). Молитва И. была опубликована в 1915 г. в сборнике молитв (Молитвы Господу Богу, Пресв. Богородице и св. угодникам, читаемые на молебнах и иных последованиях. Пг., 1915. М., 1993р. Л. 163, 213). Она с незначительными изменениями повторяет молитву прп. Сергию Радонежскому . При перепечатке молитвы И. в сб. «Акафисты русским святым» в текст были внесены изменения, в частности добавлено прошение об освобождении страны от «лютых безбожник и власти их» и о восстановлении «престола православных царей» (Акафисты рус. святым. 1995. Т. 2. С. 378). Ист.: Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 333-336; Память кеврольского и мезенского воеводы И. Нестерова Устьвашской вол. крестьянам С. Меркурьеву с товарищами//Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. 176. Стб. 609-611; Описание о российских святых. С. 155; Акафисты рус. святым: В 3 т. СПб., 1995. Т. 2. С. 369-380; Рыжова Е. А. Житие соловецкого постриженика Иова Ущельского - малоизвестное сочинение XVII-XVIII вв.//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 313-329; она же. Житие Иова Ущельского в рукописно-книжной традиции Рус. Севера: (2-я редакция)//КЦДР: Книжное наследие Соловецкого мон-ря. СПб., 2010. С. 545-574. Лит.: ИРИ. Т. 6.

http://pravenc.ru/text/578160.html

В уложенной грамоте 1589 г., подписанной патриархами Иеремией и Иовом, говорится даже, что порядок принятия русскими митрополитами благословения от константинопольского патриарха непоколебимо держится и до ныне («Собр. госуд. грам. и догов.» т. II, стр. 96). Ни в грамоте восточных патриархов 1590 г., ни в деяниях константинопольского собора 1593 г., утверждавших патриаршество в России, о признании самостоятельной московской митрополии вовсе не упоминается. На основании всех приведённых данных можно думать, что самостоятельность этой митрополии не была признана официально особой грамотой восточных патриархов или одного патриарха Геннадия; последние должны были примириться с совершившимся фактом помимо своей воли и в силу неодолимых исторических обстоятельств, о которых речь будет в последствии. 38 Уставная грамота об этом издана в Акт. Археогр. Экспед. т. I, Ист. пр. Макария т. V, стр. 76–77. 43 Такие мысли подробно раскрыты Скаргою в его сочинении «о единстве церкви Божией», изданном на польском языке два раза в 1577 г. и в 1590 г., и повторялись другими латинскими писателями. 51 Русский митрополит в древнее время обыкновенно носил титул «μητροπολτης ρωσας κα πρτιμος». См. Зернина примечание 31 и 41. 52 «Истор. рус. церкви» пр. Макария, т. VIII, 350–351. «Снош. с Востоком» Муравьева, т. I, 9–10. 55 Истор. Карамз. т. X, стр. 5–6. 48–50 и примеч. 1. Истор. Соловьева т. VII, изд. 2, 1870 г., стр. 242. Забелин «быт русских царей» изд. 2, 1872 г. т. И, стр. 313–322. 58 Стат. спис. л. 291–306; грамота приведена у Муравьева («Снош. России с Востокомъ» m.I, стр. 170–172). 60 Стат. спис. л. 307–311. В списке ещё отмечено: «Да с патриархом приехал из Литвы от новогородскаго архиепископа Анцыфора к Дионисию митрополиту с грамотою литвин Леонтий Высотской, а писал архиепископ к митрополиту о патриархове походе. Да в той же грамоте писал к митрополиту непригожее дело о посылке митрополичьей и боярской к цесареву брату, будто слух их дошел, что ищут себе приязни с чужими и с далекими народы... И государь великий князь велел того литвину отпустити назад и грамоту архиепископа отослати назад и от митрополита к нему грамоты не послано». При встречах патриарха не велено было разговаривать с литовскими людьми, провожавшими Иоакима, и при отсылке литвина отправлена нарочная память в Смоленск к воеводе – проводить его до границы и ни о чём с ним не разговаривать и его не слушать (л. 312–314). 61 Стат. спис. л. 315–321. Окружная грамота патриарха константинопольского в пользу Иоакима л. 322–333. См. «Снош. Рос. с Вост.» стр. 172–176. 62 В актах посольского приказа эти переговоры вовсе не записаны, а в других памятниках не означены дни, когда они происходили. Предположение о быстром ходе этих переговоров мы основываем на том обстоятельстве, что с 1 июля патриарх свободно высказывает свои желания и просьбы, им охотно удовлетворяют и патриарх вскоре же отпущен был на Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Осн. ист.: Theoph. Chron.; Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима... кон. XII в./Изд. и пер. И. Троицкого//ППС. 1889. Вып. 23. Т. 8/2; Eutychii Annales//CSCO. Ser. 3. T. 6. Beryti; P., 1906; Yahia Ibn Said Antiochensis. Annales//CSCO. Ser. 3. T. 7. Beryti; P., 1909; Histoire de Yahya-ibn-Sa " id d " Antioche, continuateur de Sa " id ibn-Bitriq/Ed. et trad. I. Kratchkovsky et A. Vasiliev//PO. 1957. T. 18. Fasc. 5. P., 701-833; 1932. T. 23. Fasc. 3. P. 349-520; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлеч. из летописи Яхъи антиохийского. СПб., 1883; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. C. 255-294, 329-371 [рус. пер. отрывков из Евтихия и Яхьи]; Араб. версия жития св. Иоанна Дамаскина/Изд. А. А. Васильев//Полн. собр. творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913. Т. 1; Michel le Syrien. Chronique. T. 1-4. P., 1904; Тарих мухтасар ад-Дуваль. Ли-ль- " аллятихи Григуриус Аби аль-Фарадж... Ибн аль-‘Ибри. Бейрут, 1890; Zayat H. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahom b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle//Proche-Orient Chrétien. 1952. T. 2. P. 11-38, 333-366. Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897-1902. Т. 1-4; Потулова С. Маронитская Церковь в V-IX вв.//СИППО. 1910. С. 32-52; Бартольд В. В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях//ХВ. 1914. Т. 3. С. 263-296; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Cahen A. La Syrie du nord à l " époque des crousades et la principate franque d " Antioche. P., 1940; Graf. Geschichte; Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αντιοχ.; Atiya A. A history of Eastern Christianity. L., 1968; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. 3 vol.; Nasrallah J. Chronologie des patriarches melchites d " Antioche de 1250 à 1500. Jérusalem, 1968; idem. Histoire du mouvement littéraire dans l " Église melchite du Ve au XXe siècles.

http://pravenc.ru/text/115764.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010