Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия расположена в вост. части храма, туда из центрального нефа ведут 2 лестницы. В храме возле одной из колонн находится цепь, к-рой был скован великомученик. В алтаре хранится ковчег с частью мощей вмч. Георгия. Строения совр. греч. мон-ря находятся напротив храма, через дорогу. Ист.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в.//ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11). С. 25; Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//Там же. 1889. Т. 8, вып. 2. (Вып. 23). С. 57-58; Феодосий. О местоположении Св. земли нач. VI в.//Там же. Т. 10, вып. 1. (Вып. 28). 1891. С. 14; Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//Там же. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 39; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//Там же. 1898. Т. 17, вып. 1. (Вып. 49). С. 100-114; Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. P. 116, 142. (CCSL; 175); Sawirus Ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Egyptian Church, Known as the History of the Holy Church. Cairo, 1970. Vol. 2. III 358; William of Tyre. Chronicon. Turnhout, 1986. P. 372, 797, 988-989. (CCCM; 63). Лит.: Vog üé M. , de. Les églises de la Terre Sainte. Р., 1860. P. 363-367; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 130-131; Ανανας (Ρεβελκης), ρχιμ. Βος Αγου Γεωργου κα στορα τς πλεως Λδδης. Ιερουσαλμ, 1993; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 9-27. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/164497.html

Вологодского об-ва изуч. Северного края. 1999. Вып. 7. С. 79-83; Художественное наследие Карелии: Иконопись, народное искусство, эпос: Кат. выст. М., 2001; Фролова Г. И. Внутреннее убранство часовен Спасо-Кижского погоста//Кижский вестн. Петрозаводск, 2002. Вып. 7. С. 115-139; она же. Внутреннее убранство Преображенской ц. Спасо-Кижского погоста//Там же. 2005. Вып. 10. С. 3-18; она же. Путь длиною в три столетия: Иконы из фондов Музея-заповедника «Кижи»: Кат. выст. Петрозаводск, 2006; она же. «Небеса» Заонежья: Иконы из собр. Музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008; Гущина В. А. К вопросу об истоках формирования кижского архит. ансамбля//Кижский вестн. 2004. Вып. 9. С. 180-210; она же. Преображение: К 290-летию ц. Преображения Господня на о-ве Кижи. Петрозаводск, 2004; она же. Покровская ц. Кижского погоста: Ист. сведения о ремонтных работах: Предложения к разработке проекта реставрации//Кижский вестн. 2005. Вып. 10. С. 19-30; она же. О колокольне Кижского архит. ансамбля: Время создания и восприятие образа//Там же. 2009. Вып. 12. С. 212-231; она же. Ограда Кижского погоста//Там же. 2011. Вып. 13. С. 13-25; Крохин В. А. Новое в формообразовании Кижского ансамбля. Петрозаводск, 2006; Воробьева С. В. Крестьянские родословные: Из истории дер. Ямка на о-ве Кижи//Кижский вестн. 2007. Вып. 11. С. 3-15; Пуцко В. Г. Храмовая икона Преображенской ц. Кижского погоста//Там же. 2009. Вып. 12. С. 188-210; Боде А. Б. Деревянное зодчество Рус. Севера: Архит. сокровищница Поонежья. М., 2010; Мусин А. Е. О времени основания и освящения Спасо-Преображенской ц. Кижского погоста//Кижский вестн. 2011. Вып. 13. С. 3-12; Герман К. Э., Мельников И. В., Спиридонов А. М. Юж. Заонежье в X-XVI вв.: Археология центра Кижского погоста. Петрозаводск, 2012; Мильчик М. И. Заонежье: История и культура: Очерки, фотографии. СПб., 2012. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Нижнедевицкого у. Воронежской губ.//Там же. 1907. Вып. 6. С. 1-129. 2-я паг.; Вятская епархия: Церкви и приходы в Вятской епархии: (По клировым ведомостям 1872 г.)//Вятские ЕВ. 1873. Отд. духовно-лит. 1. С. 23-31; 2. С. 48-59; 3. С. 79-88; 4. С. 110-122; 5. С. 151-161; 6. С. 184-199; 7. С. 216-237; 8. С. 257-271; 9. С. 292-312; 10. С. 331-348; 11. С. 372-385; 12. С. 402-415; 13. С. 435-451; 14. С. 469-486; 16. С. 544-553; 17. С. 574-584; 18. С. 597-605; 19. С. 631-642; 21. С. 697-706; 22. С. 731-746; 23. С. 763-774; 24. С. 788-796; Кибардин Н. В., Шабалин В. И. Вятская епархия: Ист.-геогр. и стат. описание. Вятка, 1912; Гродненская епархия: Иосиф (Соколов), еп. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Современное состояние правосл. Церкви в Гродненской губ. Гродна, 1893; он же. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в кон. XIX в. Воронеж, 1899. 2 т.; Донская епархия: Кириллов А. А. Донская епархия в ее настоящем положении: (По стат. данным 1896 г.). Новочеркасск, 1896; Екатеринбургская епархия: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии/Ред.: Г. А. Усольцев. Екат., 1902; Енисейская епархия: Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916; Казанская епархия: Ист.-стат. описание церквей и приходов Казанской епархии. Каз., 1904, 1916. Вып. 3, 6; Камчатская епархия: Громов П. В., прот. Ист.-стат. описание камчатских церквей. [К., 1861]. Петропавловск-Камчатский, 2000; Костромская епархия: Беляев И., прот. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863; Литовская епархия: Извеков Н. Д., свящ. Стат. описание правосл. приходов Литовской епархии. Вильна, 1893; Минская епархия: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Описание церквей и приходов Минской епархии. Мн., 1878-1879. 9 вып.; Могилёвская епархия: Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Могилёв, 1905-1910. Т. 1. Вып. 1-3; Новгород-Северская епархия: Никодим [Алешковский], иером.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

155 Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы, 1995, 2. С. 37–67; Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы, 1995, 3. С. 41–70; «Русская православная церковь стала на правильный путь». Докладные записки председателя Совета по делам русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров СССР Г. Г. Карпова И. В. Сталину. 1943–1946 гг./Публ. М. И. Одинцова//Исторический архив, 1994, 3. С. 139–148, 4. С. 90–112; Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декабрь 1944 г.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы, 1994, 3. С. 56–71. 156 Под угрозой гибели/Публ. М. В. Шкаровского//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 12. Париж: Атнепеит-Феникс, 1991. С. 249–257; Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публикация М. В. Шкаровского//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1992. С. 555–579; Иосифлянское движение и оппозиция в СССР/Публ. М. В. Шкаровского//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1994. С. 446–463; В огне войны. Русская православная церковь в 1941–1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии)/Публ. М. В. Шкаровского//Русское прошлое. Историко-документальный альманах. Кн. 5. СПб.: Logos, 1994. С. 259–316; Антицерковные гонения в Ленинградской епархии: 1958–1964/Публ. М. В. Шкаровского//Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. И. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1995. С. 123–168. 157 Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Кн. 1. СПб.: Сатисъ, 1994; Новоселов М. А. Письма к друзьям. М.: Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1994; Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ. «Я полюбил страдание... ». Автобиография. М.: Русский Хронограф, 1995. 159 Вышеславцева О. Н. Пастырь во времена безбожия. Об отце Николае (Голубцове). СПб.: Сатисъ, 1994. 161 Верноподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. Пг.: Святейший Синод, 1916; Соколов П. Путь Русской Православной Церкви в России–СССР (1917– 1961)//Русская Православная Церковь в СССР. Мюнхен: Центральное объединение политических эмигрантов из СССР, 1960. С. 81–82; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

161 Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.)/Публ. М.И. Одинцова//Отечественные архивы, 1995, No 2, с. 37–67; Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.)/Публ. М.И. Одинцова//Отечественные архивы, 1995, No 3, с. 41–70; «Русская православная церковь стала на правильный путь». Докладные записки председателя Совета по делам русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров СССР Г.Г. Карпова И.В. Сталину. 1943–1946 гг./Публ. М.И. Одинцова//Исторический архив, 1994, No 3, с. 139–148, No 4, с. 90–112; Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декабрь 1944 г.)/Публ. М.И. Одинцова//Отечественные архивы, 1994, No 3, с. 56–71. 162 Под угрозой гибели/Публ. М.В. Шкаровского//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 12. Париж: Атнепеит-Феникс, 1991, с. 249–257; Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публикация М.В. Шкаровского//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1992, с. 555–579; Иосифлянское движение и оппозиция в СССР/Публ. М.В. Шкаровского//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1994, с. 446–463; В огне войны. Русская православная церковь в 1941–1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии)/Публ. М.В. Шкаровского//Русское прошлое. Историко-документальный альманах. Кн. 5. СПб.: Logos, 1994, с. 259–316; Антицерковные гонения в Ленинградской епархии: 1958–1964/Публ. М.В. Шкаровского//Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. II. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1995, с. 123–168. 165 Вышеславцева О.Н. Пастырь во времена безбожия. Об отце Николае (Голубцове). СПб.: Сатисъ, 1994. 167 Верноподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. Пг.: Святейший Синод, 1916; Соколов П. Путь Русской Православной Церкви в России-СССР (1917–1961)//Русская Православная Церковь в СССР. Мюнхен: Центральное объединение политических эмигрантов из СССР, 1960, с.81–82; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке, с.35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40; Вып. 1а: То же: Для 3-голосного муж. или смеш. хора; Вып. 2: Всенощное бдение: Ор. 42; Вып. 2а: То же: Для 3-голосного муж. или смеш. хора; Вып. 3: Панихида с добавлением погребения монашествующей братии: Op. 43; Вып. 4: Литургия св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров: Op. 44; Вып. 5: Блаженны и прокимны воскресные на 8 гласов, «Тебе поем»: Op. 45; Вып. 6: Подобны на 8 гласов, Богородичны малые, Припевы на полиелей и «На реках Вавилонских»: Op. 46; Вып. 7: Службы 1-10, двунадесятым праздникам]: Op. 47; Вып. 8: Службы (неполные): ирмосы и проч.: 11-21: Зачатию прав. Анны, в Недели крестопоклонную и ваий, в Страстную седмицу, в недели Пятидесятницы, Стихиры самогласны (3)]: Op. 48; Вып. 9: Ирмосы (дневные) на все 8 гласов с добавлением канонов и трипеснцев и проч.: Op. 49; Вып. 10: Разные песнопения: Op. 50. М., 1888; он же. «Да исправится»: Киево-Печерской лавры//Церковно-певческий сб. СПб., 1902. Т. 3. Ч. 1. 43; Львовский Г. Ф. «Апостоли от конец»: Киево-печерского расп.// Он же. Духовно-муз. переложения с древних распевов и соч. СПб., 1888. 33; Фатеев А. C. «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Ныне отпущаеши», Херувимская песнь: Из Обихода Киево-Печерской лавры// Он же. [Сборник духовно-муз. соч.]. СПб.: В. Бессель, 1890. 1, 2, 4, 6; Парфений (Девятин), иером. Собрание переложений по напеву Киево-Печерской лавры. М.: В. Гроссе, 1892. 1: Литургия св. Иоанна Златоуста; 2: То же: На 3 голоса; 3: «Покой, Спасе наш»: Тропарь; 4а: Акафист Успению: В тесной гармонии; 4б: То же: В широкой гармонии; 5: Панихида и погребение; 6: Всенощное бдение; 7: «Милость мира», Стихира Кресту, «Ныне силы», «Вкусите и видите», «Благословлю Господа»; 8: Задостойники; 10: «На реках Вавилонских», «Покаяния отверзи»; 11: Литургия Преждеосвященных Даров; он же. Всенощное бдение по напеву Киево-Печерской лавры. СПб., 1897; он же. Печерская херувимская. М.: Юргенсон, б. г.; Беневский В. Д. Херувимская песнь 6): Киев. лаврского расп.// Он же. Духовно-муз. соч.: Для смеш. хора.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

В 1859 г. в связи со смертью П. С. Савельева прекратилась работа над ЗРАО, а ИРАО стали основным изданием об-ва, их объем увеличился, качество статей повысилось. В издании публиковались архим. Макарий (Миролюбов ; впосл. архиепископ Донской) («Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение» (1861. Т. 2. Вып. 2. Стб. 84-102), «Вклады Годуновых в Ипатьевский монастырь» (1861. Т. 3. Вып. 3. Стб. 231-237), «Надписи на церквях по г. Ярославлю» (1868. Т. 6. Вып. 1. Стб. 17-24), «Указания на церковные древности в некоторых епархиях» (Там же. Стб. 24-30)), архим. Антонин (Капустин) («О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах» (1861. Т. 2. Вып. 3. Стб. 129-145)), архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ; впосл. епископ Угличский) («Выписка из подробной описи имуществу Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 1680 г.» (1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 25-60), «О греческих миниатюрах, находящихся на 14-ти листах из Евангельских чтений в Императорской Публичной библиотеке под 20, X в.» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 241-249)), Чигиринский еп. Порфирий (Успенский) («Известие о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря» (1865. Т. 5. Вып. 1. Стб. 19-20)), архим. Леонид (Кавелин) («Церковный устав XVI ст.» (Там же. Вып. 3. Стб. 137-143), «Замечательная припись к Евангелию, напечатанному в Вильне в 1575 г.» (1884. Т. 10. Вып. 3/6. Стб. 266-269), «Два акта XV в. с объяснительными к оным примечаниями» (Там же. Стб. 269-274), «Записка, как служил Феофан патриарх Иерусалимский литургию с русскими митрополиты с Казанским Матвеем и со архиепископы (1619 г.)» (Там же. Стб. 274-278) и др.). Многочисленными были работы по визант. и древнерус. церковному искусству и быту: «Изображение прп. Ильи Муромца, чудотворца Печерского, на гравюре XVII в.» (1861. Т. 3. Вып. 2. Стб. 122-126), «Голосники в древних новгородских и псковских церквях» (Там же. Стб. 126-142) и «Замечания о миниатюрах Остромирова Евангелия» (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 324-334) Стасова; «Надпись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г.» (Там же.

http://pravenc.ru/text/293864.html

По свидетельству архид. Павла у нас на литургии всегда полагалось по два чтения из Апостола и Евангелия, а иногда по три: дневное, праздничное и Богородичное [вып. II, стр. 163). Чтение евангелия, как и теперь, предварялось и сопровождалось протяжным пением «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (вып. II, стр. 163), причем на Украине, в Умани, архидиакон слышал, что «как в начале, так и в конце «Слава Тебе, Господи»... поют с органом» [вып. II, стр. 23]. Окончив чтение, диакон, сойдя с амвона, подносит Евангелие патриарху для целования, певчие в это время весьма протяжно поют «исполла эти деспота» [вып. 1, стр. 17]. Потом, по обычаю молдавскому, «поднес Евангелие господарю и сыну его для прикладывания, причем дьякон целовал у них руку [вып. I, стр. 77], равным образом и в Москве архидиакон Павел подносил царю Евангелие, чтобы «приложиться», причем также целовал его правую руку [вып. IV, стр. 128], а при служении патриархов, в Успенском соборе, в воскресенье Праотцев, архидиакон «поднес Евангелие приложиться сначала патриархам, потом царю и царице, которые сошли со своих мест и приложились» [вып. IV, стр. 103]. Затем диакон, читавший Евангелие, возглашает сугубую ектению «Рцем вси». На этой ектении, после прошения о царе, если он присутствовал в храме, «Господи помилуй» пелось не трижды, a 12 раз [вып. 11, стр. 163]. В Малороссии, на сугубой ектении поминали тоже царя Алексея Михайловича. «Причина этому та, – замечает по этому поводу наш автор, – что в нынешнем году казаки, в согласии с гетманом Хмелем, присягнули царю и подчинили ему свою землю» [вып. 11, стр. 4–5] 187 . По подсчету нашего автора за сугубой ектенией пели «Господи помилуй» около ста раз только за Царствующий Дом: «за царя, царицу, сына их Алексея, трех сестер и трех дочерей царя, причем при упоминании имени царя все (молящиеся) вместе со священниками и дьяконами делают по три поклона» (вып. II, стр. 158 и 163). Патриарха же поминали не московского, а Константинопольского – Паисия (вып. II, стр. 62). Это происходило от того, что Киевская митрополия находилась тогда еще под властию Константинопольского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вып. 20. С. 499–503; Вып. 21. С. 527–529; Вып. 22. С. 527–529; Вып. 23. С. 579–590: «Библия по переводу 70-ти толковников есть законная ваша Библия»; 6) Там же, 1876. Вып. 28. С. 699–709: «Решение вопроса о мере православного употребления еврейского нынешнего текста, по указанию церковной практики»; 7) Там же, 1876. Вып. 24. С. 604–608: «Перевод семидесяти» (но эта статья не епископа Феофана, а составлена на основании статьи Н. Елеонского , помещенной в «Чтении в обществе любителей духовного просвещения» (1875. 1). Кроме профессора П. Горского преосвященному Феофану возражал, по поводу его суждений о переводе 70-ти, профессор Петроградской академии И. Якимов («Церковный вестник». 1876. 13, 19, 35). С своей стороны епископ Феофан не оставил без ответа возражения Якимова и в том же «Церковном вестнике» напечатал статьи: 8) «Какого текста Ветхозаветных писаний должно держаться» (1876. 19); 9) «О мере православного употребления еврейского нынешнего текста, по указанию церковной практики» (1876. 23). 224 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 562). См. письма епископа Феофана к Н. В. Елагину (Собрание писем святителя Феофана. Вып. VII. С. 20, 55, 61–83, 89, 131), и к протоиерею Н. И. Флоринскому (Собрание писем святителя Феофана. Вып. II. С.15:20). В письме к Елагину преосвященный Феофан, выражая радость о назначении нового обер-прокурора ( К. П. Победоносцева ), писал: «Очень утешительно, что Бог послал такого обер-прокурора. Хоть сколько-нибудь уврачует раны, нанесенные тем башибузуком. Когда бы он Библию новомодную довел до сожжения на Исаакиевской площади... А переводивших и издававших – заставить с кочергами около ходить и не давать ни одной книжечке отскочить и избавиться от сожжения» (Вып. VII. С. 131). Обстоятельные суждения епископа Феофана об этом см. в его «Ответах на мнения преосвященного Агафангела» (Собрание писем святителя Феофана. Вып. VII. С. 67–68). Протоиерею же Н. Флоринскому епископ Феофан, вскоре после выхода в свет русского перевода Библии, писал (от 23 ноября 1875 года): «Извольте ратовать в защиту Библии, по переводу 70-ти против Библии масоретской; совсем все обмасоретились и опротестантились» (Вып. II. С.15:20). 225 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 563). В «Душеполезном чтении» бывший епископ Екатеринославский Августин печатал эти переводы под заглавием: «Канон великий св. Андрея Критского в новом переводе на церковно-славянский язык» (1882. Ч. I. С. 232–261); а также: «Каноны на Пятидесятницу, на Преображение и на Успение в новом переводе на церковно-славянский язык» (1882. Ч. II. С. 73–79; 394–409); «Каноны на Рождество Пресвятой Богородицы и на Воздвижение Креста Господня» (1882. Ч. III. С. 86–100); «Каноны на Рождество Христово» (1882. Ч. III. С. 427–434); «Каноны на Богоявление Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, в неделю Ваий, Страстную Седмицу и Пасху» (1883. Ч. I. С. 3–10; 182–186; 281–287; 409–447); «Каноны на Вознесение Господне» (1884. Ч. II. С. 41–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010