459 «История Министерства внутренних дел» Варадинова. VIII т. 136 стр. Впрочем, произведенное по этому случаю следствие не подтвердило доноса крестьянина. 472 Процессы эти следующие: 1) Дело о московских скопцах купцах Осипе и Максиме Васильевых, начавшееся в 1826 г. и окончившееся в 1828 г. („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 4. 39–47 стр.). 2) Дело о скопцах крестьянах тульской губернии, алексинского уезда, Илье Логинове и Филиппе Петрове (там же, 54–71 стр.). 3) Дело о скопце московском вечно цеховом Петре Никитине, начавшееся в 1829 году (там же, 97–100 стр.). 4) Дело о скопце купеческом сыне Андрее Михайлове (там же, 101–102 стр.). 5) Дело о скопцах крестьянах Леонтии Андрееве и Тихоне Иванове (там же, 102–104 стр.). 6) Дело о скопцах и оскопителях в серпуховском уезде московской губернии, начавшееся в 1831 году и окончившееся в 1835 году (там же, 104–105 стр.). 7) Дело о скопцах крестьянах тульской губернии, белевского уезда, Федоте и Матвее Федоровых и друг. (там же, 46–47 стр.). 8) Дело о скопце, московском мещанине, Якове Васильеве, начавшееся в 1827 г. и окончившееся в 1829 году. 476 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 4. 96–97 стр. и «Калужские Епархиальные Ведомости». 1871 г. 13. 300 стр. 483 См. статистич. таблицу Варадинова. «История Министерства внутренних дел». VIII т. 159–169 стр. 486 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 1. 96 стр. Показ. Созоновича и «Открыт. тайн. скопцов» архимандрита Досифея, 151–152 стр. 487 По показанию Овчинникова, было вновь оскоплено не 13-ть, а 16-ть скопцов (Его показание. „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 1. 56 стр.). 488 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 1. Показ. Созонов.– 88 стр., Степан.– 101 стр., Кондрат.– 104 стр. 496 Говоря, что в период времени от 1832–1869 г. в Москве происходило пять судебных процессов о скопцах, мы не думаем утверждать, что будто-бы, действительно, в Москве более пяти судебных процессов о скопцах сне происходило. Быть может, таких процессов было вдвое более, но они еще не обнародованы в печати.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Архилох, знаменитый ямбический поэт втор. пол. VII в. IX 1, 71; ср. Ук. ист. Архином, считается отцом Эмпедокла VIII 53 Архиполид, покровитель Менедема Эретрийского и Акслепиада II 137 Архит Митиленский, писал об Алкмане как основателе эротической поэзии IV 52; VIII 82 Архит Тарентский VIII 79–83; III 21, 6l; VIII 86; соим. VIII 82; ср. Ук. ист. Архит, поэт из Амфиссы (III в.) VIII 39, возможно, идентичен автору эпиграмм VIII 82 Архит Зодчий, автор книги «О механизме», известной Витрувию VIII 82; ср. Ук. ист. Асканий Абдерский, скептик Пирроновой школы (?). См. Ук. ист. Асклепиад Флиунтский, неразлучный друг Менедема Эретрийского, слушавший вместе с ним философию в Афинах, Мегарах и Элиде II 105, 126, 129–132, 137, 138; VI 91 Асконд, отец Кратета-киника VI 85 Астианакт, отец перипатетика Ликона V 65 Астианакт, брат и наследник перипатетика Ликона V 69 Астидамант, афинянин из рода Эсхила, ученик Исократа, трагический поэт, известен тем, что на поставленной ему в театре статуе написал себе хвалу II 43 Астон Кротонский, автор многочисленных произведений, приписываемых Пифагору VIII 7 Астрампсих, персидский маг I 2 Атлант, древний ливийский философ I 1 Аттал I Сотер, царь Пергама в 241–197 гг., союзник римлян во II Македонской войне, при нем выстроен Алтарь в честь победы над галатами и основана Пергамская библиотека IV 30, 60; V 67 Афан, один из душеприказчиков Стратона V 62 Афиней (I в.), врач, основатель школы «пневматиков», близкий к стоицизму II 104 Афиней, эпиграмматист. См. Ук. ист. Афиней, отец эпикурейца Метродора Лампсакского X 22 Афинодор Лампсакский, отец Полиэна X 24 Афинодор, автор «Прогулок», но не перипатетик, а стоик, долго жил в Риме, был учителем Августа. См. Ук. ист. Афинодор из Тарса, стоик, глава Пергамской библиотеки, уличенный в изъятии из сочинений древней Стои «неприличных» (кинических) мест, с 70 г. жил в Риме в доме Катона Младшего VII 34 Афинодор, брат поэта Арата, ученик Зенона VII 38 Афинокрит, отец Демокрита IX 34 Афлий, посланник Александра, по поводу его имени (Жалкий) Диоген Синопский создал каламбур, в котором впервые показан порядок следования падежей VI 44

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

B)  практика XV в. (описания и комментарии) PG-155 ­­ SYMEON Thessalonicae ( Симеон Солунский ), Opera, MIGNE PG 155 (греч. – лат.), (см. Διαλογο« ­­ Разговор). APA ­­ его же, Τα απαντα (на новогреч. языке). C)  печатные Евхологии (после XV в.) GOA (в ИСТ: ЕГ) ­­ Goar J., Ευχολογιον sive Rituale Graecorum…, 1-е издание: Париж, 1647, 2-е издание: Венеция, 1730 (Graz, 1960). (по первым венецианским изданиям православного Евхология). ZER (в ИСТ: ЕА) ­­ Ζρβο» Σ., Ευχολογιον το μγα. Venezia, 1862 (издательство:» Αστρ, Афины, 1970) (православное издание). ROM Ευχολογιον το μγα. Roma, 1873 (католическое издание по рукописи BES). PAP Παπαδοπουλο» N., Ευχολογιον το μγα (православное издание: Αποστολικ Διακονα, Σαλβρου. Афины, 1927). 2) Другие рукописные тексты GSE (в ИСТ: ЕС-956 и т. д.) ­­ Греческие синайские Евхологии: напр., GSE-956 и. т. д. (ДМИ), см. также: Е-Пантелеймон, Е-Патмос, Е-Лавра и т. д. ­­ Афонские Евхологии, изданные Дмитриевским (ДМИ или Д2) Gb2, Gb4, Gb7, Gb10, Gb11, Gb14 и т. д.: греческие непатриаршие гроттаферратские Евхологии. V1833…: греческие непатриаршие ватиканские евхологии PAM (в ИСТ: ТП) ­­ Рук.  Патмос гр. 266:  «Типикон» (Синаксарь-Канонарь) Св. Софии КП, IX в. (издание: ДМИ-1, стр. 1). HAG (в ИСТ: ТС) ­­ Рук.  Иерусалим гр. Агиос-Ставрос гр. 40:  «Типикон» (Синаксарь-Канонарь) Св. Софии КП, X в. (издание: Mateos J. OCA, 165–166). DRE (в ИСТ: ТД) ­­ Рук.  Dresden gr.104  ­ «Типикон» Апостол-апракос Св. Софии КП, XI в. (см. ДМИ-ДРЕ) (см. некоторые московские издания на стр. 6) Песненное последование  – ασματικ ακολουθα 89 Песненное последование составляли: а) Шесть ежедневных служб: 89  МОЛ КАК ЕСР:18, 57–113; ИТИ:40. 1) Вечерня и утреня по древней кафедрально-соборной практике; 2) Полунощница, третий, шестой и девятый часы, по апостольскому примеру (см. Деяния Ап.) и по городской монашеской традиции. Пустынная традиция бдений сохранялась неким образом в длинном псалмопении, совершаемом на паперти, в начале вечерни и утрени. б) Две особых службы:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

286 Инструкции поп. старостам. Напр. Биограф. тверск. иерарх. Чередеева. 1859 г. прилож. 22, п. 16. 296 Ход этого дела о присягах, очень неясный по указам Полного Собрания Законов, можно теперь довольно ясно восстановить по документам, приводимым в Историко-стат. опис. спб. епархии. вып. II, стр. 167–174. П. С. 3. УШ, 5494. 5508. 5509. 313 В дополнение представленных здесь сведений о погроме духовенства можно представить еще сведения из нижегородской епархии (Ист. иерархии Макарш), где архиереем был известный сторонник Феофана Прокоповича Питирим; в военную службу было отдано здесь причетников и детей духовенства 1384 человека; затем недоставало до штата 138 попов, 187 дьяконов, 972 церковников, всего 1297. По размещении в 1738 г. на места учеников архиер. школ праздных мест было 824. (См. Времена. 1833 г. кн. XVII: Инстр. школам). 321 О проповедях этого времени смотр. «Первый год царств. Елизаветы» Семевского. Р. слово 1859 г. июнь, и стат. г. Попова в Летоп. р. лит. т. II. 367 См. в ст. о малор. дух. Рук. для с. паст. 1861 г. 39 и 1861 г. 46; также в Описан. Киево-соф. соб. м. Евгения. 394 Цитуем этот важный документ, к сожалению, доселе хранящийся в спб. дух. академии в рукописи по извлечению из него в Хр. чтен. 1871 г. кн. VII. стр. 102. 410 Ист. нижегор. иерарх. 1857 г. стр. 150. Также в Ист. Моск. епарх. управл. ч. III, кн. 1 стр. 46–47. 415 П. С. 3. XXII, 16500. Ист. спб. акад. 60–61. Ист. моск. акад. 379–380. Руков. для сельск. паст. 1864 г. т. 3. 404 460 Подробности и цитаты см. в ст. о вдовых св. служителях. Хр. чт. 1871 г. июль. стр. 84–87. 94. 96–97. 103–104. Сравн. февраль, стр. 317–348. 463 Извлечение из синод. дел см. Хр. чт. июль 1871 г. стр. 112–117. 2 Собр. зак. XIV, 12148. Свод зак. т. IX, ст. 276 (изд. 1842 г. ст. 266). Отч. Обер-прокур. 1839 г. стр. 56–57. 487 2 Собр. зак. VIII, 6360. Распоряжения св. Синода о лишних св. служителях при введении штатов см. в Отч. Обер-прок. за 1846 г. стр. 43. Читать далее Источник: Знаменский Пётр Васильевич. Приходское духовенство въ Pocciu со времени реформы Петра. Университетская типографии. Казань, 1873. 855 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

С.-Петербург. университ. Ч. XXIV. Спб. 1891, стр. 175) Косма назван даже попом. 40 П. С. З. XI, 8175. «Отраз. писан. о самоуб. смертях», стр. 99, 110. Спб. 1895. «Сказ. о обращ. раск. заволжских». М. 1875. «Ист. Выг. пуст.», стр. 129, 315, 371. Спб. 1862. 41 Дионисия называет «История о бегств. священстве» Ионы Курносого (Раск. дел. XVIII в. Есипова, II, 185). О времени возникновения скита Онуфриева – Собр. пост. по в. п. и. IV, 162; ср. Опис. док. и дел. Син. I, 584. О значении Онуфриева скита: Мат. для ист. раск. VIII, 246. 42 В исследованиях по расколу не дается определенных сведений о старце Сергии, жившем на Керженце. Одни, повторяя слова «Пращицы» (л. II, изд. 1721), называют Сергия нижегородцем, причем, по-видимому, отличают его от другого старца Сергия, который был виновником появления на Керженце догматических писем Аввакума (Макарий. История раскола, стр. 288. Спб. 1855). Другие отожествляют Сергия со старцем Сергием, которого судили на соборе 1666 года (Нижегор. Епарх. Вед. 1865, 15, стр. 14), без всяких – прямо видно – оснований (Мат. для ист. раск. II, 13; ср. 118). Есть данные, чтобы поставить этот вопрос иначе. По свидетельству «Сказания» о керженских спорах, в начале 90-х годов XVII века на Керженце жил инок Сергий – ученик Аввакума и защитник догматических писем его (Мат. для ист. раск. VIII, 238–40). Другой памятник – «Отразительное писание», писанный иноком Евфросином в 1691 году, также упоминает, что в то время на Керженце жил инок Сергий – ученик Аввакума и защитник писем его в защиту самоистребления (стр. 110, 114; сн. 104). Так как оба памятника говорят об иноке Сергии, жавшем в ските Онуфрия, то ясно, что они разумеют одно и то же лицо. Теперь спрашивается: кто же этот инок Сергий? По всем признакам не кто иной, как тот любимец Аввакума Сергий, который по посланиях протопопа известен под именем игумена Сергия. Уже то одно, что игумен Сергий спрашивал Аввакума и получал от него ответы о таких предметах веры (Мат. для ист. раск. VIII, 107–12), споры о которых начались на Керженце по вине инока Сергия, занесшего туда письма Аввакума и бывшего их защитником (VIII, 221, 238), дает основание думать, что игумен Сергий и инок Сергий – распространитель и защитник догматических писем Аввакума есть одно лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

150 Флоровская летоп. у Маркевича. 3, 21. Белоцерковский универсал Хмельницкого там же 3, 240. Конисский, II. Феофаном посвящены были Митр. Иов Борецкий, в Епископа Луцкого Игнатий Борисович, в епископа переясловского Исаия Конисский, в епископа хельмского Паисий Ипполитович, в епископа пинского Аврамий Стагонский, в епископа владимирского Иосиф Кунцевич, в архиепископа витебского Мелетий Смотрицкий. Летоп. Густын. мон. в чтен. общ. ист. 1848 г. кн. 8. Только здесь ошибка в годе посвящения (1629). Грамоты Урбана от 10 февр. 1624 г. in Suppl. ad. hist. docum. 193. 194. 151 Так было в 1629 г., когда доминиканцы пред походом Конецпольского на Украину обнесли саблю вокруг костела и подали ее военачальнику. За то и успех был превосходный – тарасова ночь. Ляхов резали тогда, как баранов; Конецпольский молился: Наисвятшая Панна! вынеси мене здорового. И потом указывая на грудь погибших Ляхов, говорил со слезами: о тож уния лежит. Львовск. летоп. в истор. соборн. 3, 246. Вследствие жалобы 1623 г. белорусских дворян (прим. 154) король велел открыть храмы в Белоруссии, но повеление осталось без исполнения. Ист. унии. 153 Бандтке история польск. королевства, Т. I, стр. 272. 271. В грамоте униатскому Митрополиту Пельявиту Руцкому (1613–1637) Папа Урбан ставил в заслугу, что около 2 миллионов привлек он в унию. А между тем даже иезуиты жаловались на жестокость, какую употреблял Руцкий при обращении людей в унию. Кулеш: Wiara prawoslawna p. 262. 263. Рарадорны Prenot. myst. p. 120. 129. 155 Дополн. к инстр. акт. (Спб. 1849) изд: а) статьи 3 ноябр. 1632 г. б) дневник о спорах на сейме 1633 г. в) грам. К. Владисл. М. Петру. Пункты примирения в книжке Конисского: права религии или закона грекороссийского нап. в Варшаве 1767 и Б. Каменского в ист. унии 95–101, у него же диплом Владислава 1633 г. 102–104, привилегия Епископу Иосифу 104–106, конституция 1635 г. стр. 107. Митрополита Петра Могилу , усердно действовавшего тогда за православие, так приветствовали в 1633 г. в Киеве: «Если бы ты вздумал теперь отправиться до Вильны и до пределов русских; с какою радостью встретили бы те, которыми наполнены были темницы, суды и подземелья за непорочную веру восточную и проводили бы тебя до своего руководителя в терпении, предшественника в благочестии, подобного златоусту в витийстве, Леонтия Карповича, за несколько лет пред сим скончавшагося архимандрита, чтобы ты наглядевшись на нетленные его останки и на узы, претерпенные за веру, мог почувствовать, какое великое дело совершил ты для несчастного народа нашего! Тоже показали бы тебе Перемышль, Луцк, Хельм, Бельз, Минск, Брест, Полоцк, Витебск и множество других городов». Mnemosyne stanu prae y trudow Pietra Mohily.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арх.: РГАДА. Ф. 210. Московский стол. Стб. 189. Ст. 4. Л. 1-58; Белгородский стол. Стб. 1108;. Ф. 388. 845. Л. 328-350 [Копия 1785 г.]; Ф. 1180. Муромская губная изба. Оп. 1. 1; Ф. 1209. Столбцы по Мурому. 103/35995. Л. 61 об.- 62, 77, 219; Ф. 1209. Столбцы по Н. Новгороду. 629/20978. Л. 36-38; РГБ. Ф. 215. Архив М. М. Осоргина. Картон 3. 7, 14-17, 19. Соч.: Скрипиль М. О., ред. Повесть об Ульянии Осорьиной: Ист. коммент. и тексты//ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 256-323; Рус. повесть XVII в./Сост.: М. О. Скрипиль. Л., 1954. С. 39-47, 200-208; Повесть об Ульянии Осорьиной/Подгот. текста, коммент.: Т. Р. Руди//ПЛДР: XVII в. 1988. Кн. 1. С. 98-104, 612-615; То же//БЛДР. 2006. Т. 15: XVII в. С. 108-117; Житие Юлиании Лазаревской: Повесть об Ульянии Осорьиной/Исслед., подгот. текста: Т. Р. Руди. СПб., 1996. Ист.: ААЭ. Т. 3. 163. С. 230; 210. С. 308; 295. С. 437; 297. С. 438; АЮБДР. Т. 1. Стб. 694-696; Тихонравов К. Владимирский сб.: Мат-лы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губ. М., 1857. С. 147; Сторожев В. Н. Мат-лы для истории рус. дворянства. М., 1891. Вып. 1: Тысячная книга и десятни XVI в. С. 73, 86; Титов А. А. Ист. обозрение г. Мурома//Тр. Владимирской УАК. 1902. Т. 4. Прил. С. 45 (отд. паг.); Док-ты Печатного приказа (1613-1615 гг.)/Сост.: С. Б. Веселовский. М., 1994. С. 14, 150, 153. Лит.: Буслаев Ф. И. Идеальные жен. характеры Др. Руси// Он же. Ист. очерки. СПб., 1861. Т. 2. С. 238-268; Толстой М. В. Юлиания Иустиновна Осоргина, благочестивая и праведная помещица XVI в.// Он же. Рус. подвижники. М., 1868. С. 67-78 (То же//ДЧ. 1869. Ч. 1. 1. С. 3-17); Ключевский. Древнерусские жития. С. 322-323; он же. Добрые люди Др. Руси. М., 18962. С. 9-16; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 282-283; Лихачев Н. П. Грамоты рода Осорьгиных//ИРГО. 1900. Вып. 1. Отд. 3. С. 14-40; История рус. лит-ры X-XVII вв./Ред.: Д. С. Лихачев. М., 1980. С. 351-354; Кротов М. Г. Новое об авторе «Жития Улиянии Лазаревской»//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 16-18; Руди Т. Р. Об одной реалии в «Повести об Ульянии Осорьиной»//Лит-ра Др. Руси.: Источниковедение. Л., 1988. С. 177-179; она же. Повесть об Ульянии Осорьиной//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 119-121; она же. Повесть об Ульянии Осорьиной: (Лит. история произведения): АКД. Л., 1989; она же. «Повесть об Ульянии Осорьиной» и нижегородские земли//В память Отечества: Мат-лы науч. чт. Горький, 1989. С. 81-87; Руди Т. Р., Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 429-433 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/2581645.html

1063 Акт. Южн. и Зап. Рос. VI, 41, стр. 104, ср. VIII, 20, стр. 90. Виленск. Археогр. Сбор. V, стр. 219. 1075 Соловьев. Ист. России III, XII, стр. 473, 476. Еще в 1673 г. царь писал Тукальскому, чтобы он отступил от союза с турками. (Акт. Ю. и З. Р. XI, 57). 1076 Амвросий. Ист. Рос. Uep. I, 61 . Вил. Археогр. Сбор. V, стр. 219. Приложение. Историч. известие о иерархии могилевской до 1845 года. Здесь сказано, что Тукальский умер 26 июля 1676 г. Тоже у м. Евгения (Опис. Киев.-Соф. соб. стр. 196) и у Строева (Списки, стр. 4); у Амвросия вернее. В 1675 г. боярину Матвееву особым сверточком, припечатанным хлебом, донесли, что 18-го августа 1675 г. гетман со всем войском вышел из Батурина на соединение с Ромодановским и сообщил, что «м. Тукальский подлинно умре и без надгробнаго пения в церкве в гробе положен есть» (Акт. Юж. и Зап. Рос. XII, 71). Ясно, что митрополит недавно умер, именно в 1675 году. В том же году в августе Антоний Винницкий просил себе митрополию, ссылаясь на то, что Тукальский умер. (Соловьев. Ист. Рос. III, XII, стр. 518). 1077 Акт. Юж. и Зап. Рос. XI, 121; XII, 112, 124, 127, 130, 132, 206, ср. 211, 213... XIII, 9, 17, 24, 30 и др. 1080 При поступлении Шумлянского на львовской кафедре вышли замешательства. По смерти Афанасия Желиборского (1667 г.) латинец Симеон через волошского господаря просил себе у константинопольского патриарха Мефодия освободившуюся кафедру. Мефодий не согласился сделать этого без ведома львовских православных. Латинец отправился в волошскую землю и там нашел двух запрещенных митрополитов, которые посвятили его в епископа в Сочеве и отпустили во Львов. Львовские жители не приняли самозванца. Они сами выбрали набожного и доброго человека монаха Иосифа, послали его в Константинополь. Патриарх поставил избранного. Симеон обратился к Дорошенке и Тукальскому; эти рекомендовали его патриарху, а когда п. Мефодий отказал, обратились к Султану. Султан приказал отдать кафедру Симеону. Патриарх повиновался и отставив Иосифа, поставил Симеона. (Соловьев. III, XII, 45), но кажется ненадолго. В 1673 г. набожный инок, епископ львовский отправляется в Чигирин к Дорошенке и Тукальскому склонять их поддаться польскому королю (Акт. Юж. и Зап. Р. XI, 86–87). В 1675 г. Дорошенко заточил было Шумлянского в чигиринский замок, когда тот в качестве друга польского короля явился послом от Собесского с предложением польского владычества людям, стремившимся к национальной самостоятельности (Акт. Юж. и Зап. Р. XII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

488 Meiners, I, 233–240, 254; IV, 50, Монье, 132–133, 502, 509, 518–520, 530; ср. Бурхардт, 182–183; Фойгт, I, 500–518; II, 230 (о посещении Гварино англичанами, немцами, венграми, 281–283, 285 и др. 506). В 1460 г. папу Пия II в Ферраре встретили, расставив статуи языческих богов (Виллари, I, 9) 491 Tiraboschi, VI, р. 3, pag. 1386–1387, Rossi, Quattrocento, Milano, 396, В.Н.Забугин, Ю.П.Лэт, 16. В 1450 г. один монах Дж де-Прато проповедывал в Ферраре против чтения Гварино Старшим с учениками Теренция и др. языческих писателей в пост, на что Гварино отвечал особым посланием (Фойгт, I, 507) 493 Hulmann, IV, гл. 4; Бурхардт, 67; 8-е (нем. изд.) I, 81–82; Фойгт, I, 152–153. В XV в. во Флоренции считалось до 100000 жителей (Монье, 7) 494 «Изящный язык и утонченные манеры флорентийцев» подкупали даже Иер.Савонаролу (Виллари, I, 30) 496 Legrand, I, ci (Angeli Politiani doctissimi viri) exxxvii, cxxxix; о Халкондиле (ibid, lxxxviii-xciii). Полициану посвящена биография Fr. Ot Mencken, Hist. vitae et in literas meritorum Angeli Politiani. Lipsiae 1736; В.Н.Забугин Юн. Помп. Лэт, 29, 104, 109, 127, 166, 167, 175, 180, 182, 187, 194 498 Бурхардт, 287, 313, 434. Из его переводов с греческого известны Иллиада (часть), Эдиктет, биогр. Плутарха и Геродиан, а из сочинений особенно замечательно: «Miscellaneorum centuria» (Schol, Gesch. d. griech. Literatur, III, 538. Подробные указания и оценка произведений у Гаспари, Ист. итальян. литер. II, 198–226) 499 Шлоссер, IX, 384. Современники о Халкондиле выражались как о «Grae corum (eruditorum) suae aetatis et Atticae eloquentiae facile princes» (Sathas, 64). Биограф. его у Legrand " a, I, xciv-cii) 500 Шлоссер (IX, 410–411). Об Агриколе – Виппер (Общество и госуд. в XVI в., Мир Божий 1897, 7, с. 158). Он был противником суровой школы (163). Об ученых женщинах в Германии с возрождения и об упадке влечений в XVIII ст. (Ист. Вести 1895, 12, с. 984–986); Л.Гейгер, Немец. гуманизм, Спб. 1899 О гуманизме в Венгрии и Польше (Фойгт, II, 280 и д., 291 и д.). Почему на Западе расцвел гуманизм, а в России аскетизм и религиозный фанатизм, замеч. А.И.Кирпичникова Ист. Вестн. 1898, 12, с. 1021

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

332 Акты Холмогорской и Устюжской епархий в Русской Исторической библиотеке, 1894 г., т. XIV, 16, стр. 859. – В русских монастырях были сосредоточены большие запасы хлеба (житницы). См. подробности у Лешкова, Рус. нар. и госуд. стр. 488. 334 См. о названии „мастера“ в известном послании архиепископа Новгородского Геннадия (Акт. Ист. I, 104); название „учитель“ встречается в разных житиях святых. По свидетельству „Стоглава“, ставленники говорили на архиерейском экзамене: „мы де учимся у своих мастеров“. 337 См. соч. Н. Лавровского „О древнерусских училищах“, Харьков. 1854 г., стр. 19, 29, 30–40, 50, 54 и 65, см. стат. „Содействие русских монастырей просвещению древней Руси“, Прав. Собесед., 1858 г., ч. 1. 338 См. Наказные списки соборного уложения 1551 года, или Стоглава. И. Беляева , Москва, 1863 г., стр. 23. Стоглав, по мнению И. Беляева, был актом официальным, определения которого рассылались в своё время к исполнению говоря языком нашей новейшей администрации, циркулярно“. (См. предисл.). 339 См. Прибавл. к Твор. св. отц., 1845 г., ст. „О духовных училищах в Москве XVII века, особенно стр. 151, 161, 163, 164, 165, 168, 176 другие. 340 Горский и Невоструев, Опис. слав. рук. Моск. Синод. биб., 3 8, л. 38. стр. 816. – Также ратовал за народное просвещение известный Крижанич (Русск. госуд. в полов. XVII века, изд. Безсоновым, ч. I, стр. 321). 342 А. А. Э., т. III, 184. Сравн. Востокова, Опис. рукоп. Рум. музея 1842 г., стр. 67, грамоты XLVI. 343 См. Иванова, Описан. госуд. арх. стар. дел, Москва, 1850 г., стр. 296–299; А. Ист., т. IV, 35. Эта грамота читалась в городах всенародно. 344 Чечулин, Неск. данных о книгах по городам Москов. госуд. в XVI веке, С.-ПБ., 1889 г., стр. 5. 348 Боцяновский, „К ист. просвещ. в древ. Руси XVII века“; книги в Устюге Великом, С.-ПБ. 1892 г., стр. 8–15. „Улица“ (в смысле прихода) участвует в снабжении своей церкви книгами церковными, как то видно из приписки на харатейном прологе Москов. Синод. библиот. Эта надпись гласит: „в лето 6998 написаны быша книги сия, глаголемые пролог ко святома чудотворцома Козме и Дамиану на Кузмодемиану улицю повелением рабов Божиих (перечисляются сначала бояре) и всеи улици Кузмодемиане. См Обозр. нерг. рук. Соф. биб. Куприанова, 1857 г., предисл. стр. 2 (примечавие).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010