1563 Этот монастырь, имея в описываемую эпоху настоятелем Иоиля Труцевича, распространял свою просветительную деятельность на целый край, и, между прочим, в своей типографии печатал богослужебные и ценные богословские книги. Здесь кстати заметить, что идея о воссоединении с Россией, появившаяся в западной Руси в XVII в. и осуществившаяся во второй половине этого века, нашла своих ревнителей в среде духовенства и монашества. В описываемую эпоху одним из видных представителей этого стремления в Белоруссии был Кутеинский игумен и братчик Иоиль Труцевич, который в издаваемых Кутеинским монастырем молитвенных сборниках (см. напр. «Брашно духовное», 1639 г.) помещал молитвы за православного Московского царя, за Московского патриарха, за русскую державу и воинство. 1564 Историко-юридич. материалы, Сазонова, вып. X, стр. 481, кор. грам. Кононовичу-Горбацкому на сан епископа; также вып. XIII, стр. 333, где ошибочно обозначен Горбацкий униатским епископом. Жудро, Ист. Могилев. брат., стр. 63, прим. 3. 1565 «Дидаскалия», напечатана в Кутеинском монастыре в 1637 г. О соборе в Могилеве в 1637 г., см. Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., II, стр. 234. 1566 См. письмо митроп. Сильвестра братству, Вилен. Арх. Сб., т. II, 52. О действиях епископа Сильвестра Коссова на пользу православия в Полоцке, см. любопытные документы в Витеб. Старине Сапунова, V, ч. I, стр. 147 96), 149 98 и 99), 189 104). 1567 Собр. Минских грамот, 89 и 121. О нападениях в 1666 г. евреев в Слуцке на православное духовенство, см. Вил. Арх. Сб., VII, 102. См. также 148, 228. Об убийстве евреями настоятеля Кобринского монастыря Бальцевича, см. Вилен. Акт., III, стр. 76. О дерзостях евреев, см. Вил. Акт., V, стр. 54 и 222; т. XV, 204 и 241; т. XXIII, стр. 15 и 193. 1569 Собр. Минск. грам., 123, а также Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. 101. Грамота короля Владислава IV подтверждена в 1744 г. королем Августом III. 1570 Рус. Ист. Биб., т. IV, «Диариуш» Берестейского игумена Афанасия Филипповича, 1646 года, стр. 86. Бантыш-Каменский, Ист. изв. об унии, стр. 119. Чистович, Ист. зап. рус. цер., II, 248.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в 1597 г . на русском языке (автор, по всем вероятиям Ипатий Потей; 3) «Антиррисис» соч. Петра Аркудия, в опровержение Апокрисиса, изд. сначала на латинском языке в 1598 году, на русском в 1599 году («возражение на Апокрисис и Отпись») и в 1600 году, на польском языке, и 4) Апология (оборона) собора Флорентийскаго осмаго», напечатана в городе Вильне 1604 году (автор её – Петр Сурометникович). 119 Апокрисис. стр. 83–123; в особенности стр.: 84, 86, 98, 101, 102, 104, 110, 111, 112, 117 и 121. О православном образе мыслей Филалета см. суждение об этом в предисловии к Апокрисису. изд. в Киеве, в 1870 году. стр. XLII и послед. 121 Витеб. губерн. ведом. за 1893 г., 77, 78 и 79 «Попытка Виленского магистрата обвинить одного из братчиков Виленского св. Троицкого братства в государственной измене (1697 год)». Чем кончилось дело о купце Порошке неизвестно, но приняв во внимание дружную защиту его братством, а также защитительную речь пред магистратом взятого женою Порошки в защитники писаря Богуматки, указавшего на всю без доказанность этого обвинения, можно думать, что оно не имело дальнейших последствий для купца Порошка: фамилия Порошка встречается среди послов, отправленных из Вильны в 1609 году в Варшаву на сейм для защиты православных интересов (См. Макарий, Ист. рус. цер., т. X, стр. 373. См. о Порошке у Васильевского. Очер. ист. г. Вильны, Памят. стар. зап. губ. Батюшкова, вып. V, стр. 71 и 74). 122 Показания свидетелей (шляхты и мещан) по делу о нападении студентов Виленской иезуитской коллегии на св. Духов монастырь помещены в Акт. Вилен. Ком. т. VIII, стр. 29–39; см. также предисловие к этому тому, стр. VIII. Макарий, Ист. рус. церк., т. X, стр. 256. 126 Устав Спасского Могилевского братства помещен в Акт. Запад. России, т. IV, 119. Грамота экзарха Никифора помещена в Могилев. Губерн. Ведомост. 1845 года, 41; см. те же Ведомости 1845 г., 43, и 1847 г., 6. – В гор. Могилеве, как видно из акта 1596 года (жалованная грамота могилевскому духовенству, в Акт. юж. и запад. России, т. I, 217) кроме Спасского и скорнячного братств, существовали с давних времен еще так называемые «медовые братства» при всех православных городских церквах, именно при восьми церквах. 127 В Лет. Львов. брат. (под 1592 г.) упоминается, что воевода Феодор Скумин в письме из Вильны благодарил братство за присылку ученого священника Игнатия и искусного учителя греческого и славянского языков – Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

литер. 1–15) 138 Опис. Рум. муз. 28, 104, 105, 109, 113. О порче книг на Западе. Capitular, eccles. 789а (Pertz, Monum, Germ. t. 1, Leg § 71); Opera Alc, Migne, I 131, о невежестве духовенства, Leges, I, pag. 52–53 147 Правос. Собес., 1862 г. февр. Списыв. книг, 167. Кобенцель замечает, что во всей Московии нет школ и других способов к изучению, кроме того, чему можно научиться в монастырях (Starczewski, II, 15) 148 Соловьев (IV, 345, 349) и Макарий (VI, 260, 271–272) не признают в этом отношении прямого влияния монгольского ига 150 Стоглав, гл. 25. В это время число пригодных ставленников ослаблялось тем, что дети духовенства предпочитали идти в дьяки и подъячие (Курбский и Палицын), где они достигали известного положения 152 Собр. госуд. грам. I, 184, 556. При этом необходимо иметь в виду, что и на Западе правители, высший класс и духовенство не всегда были на высоте своего положения (Опыт рус. историогр. II, 45, 220–221, 1036–37). Соболевский (Палеогр. 7–9). Современник Максима Грека , известный своим походом в Италию, Карл VIII французский едва умел читать (Виллари, Джер.; Савонарола, I, 153) 153 Сказание о приходе на Русь Максима Грека . Опис. рукоп. Синод. библ. II, 580 М.Исидор (XV в.) о русских епископах отзывался, что они все некнижны, но тут могло быть и преувеличение (Оп. рус. историогр. II, 1099–97 г.). Другое дело – неученые 160 Чтен. Моск. общ. ист., 1859 г, книг. 3, стр. 6, и Беседа Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, изд. Арх. Ком. 1890, стр. 11 161 В летописи читаем следующее: «Toe же зимы (1488 г.) архимандрита Чудовского били в торгу кнутьем, и Ухтомского князя, и Хомутова, про то, что сделали грамоту на землю после княжи Ондреевы смерти Васильевича Вологодского, рекши дал к монастырю на Каменое к Спасу». О подложных грамотах см. также: О вотчинных владениях Троиц. монастыря, иеромон. Арсения (Лет. занятий Археогр. ком., вып. VII) 163 А.И.Соболевский, Славяно-рус. палеогр., Спб. 1908, стр. 78, 95–96, Сырку (К вопросу об исправл. книг в Болгарии в XIV в., Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

100 Описание Ираклийского полуострова, стр. 15: «На левой стороне лощины, позади высокой горы, находится подземный колодезь в 1 1/2 сажени глубины, имеющий с боку квадратное отверстие в 3 фута. При входе в это отверстие идет пещера, иссеченная в камне, на расстоянии 20 саж., и потом разделяется на два рукава: один имеет направление на запад. а другой на северо-восток, и оба имеют воду, годную для питья. По этим рукавам можно пройти, погружаясь более и более в воду, на расстояние 10 саженей: после она доходить до самой вершины пещеры и идет в прямом направлении. Колодезь этот не имеет сообщения с городом, потому что между ним и городом находится ущелье, ниже высоты Херсонеса, притом и вода его небольшая». Муравьев-Апостол, Путешествие по Тавриде в 1820 году, план к письму VII. под буквой G: входы в подземелье. 104 Известия Археологической Комиссии Вып. IX, стр. 31. См. 348 заседание Имп. Одесск. Общ. Ист. и Древн. 30 янв. 1903 г. стр. 6. Проф. Э. Фон-Штерн сомневается в этом. 351 засед. О. О. И. и Др. стр. 12. 105 Изв. Арх. Ком. Вып. 9, стр. 32. А. Л. Бертье-Делагард без достаточного основания утверждает, что храм имел лишь один западный вход. См. 348 заседание О. О. И. и Д., 4. 106 Следов переделки двух окон в две двери, только что упомянутый, найти не удалось, равно как не оказалось возможным подтвердить существование еще двух заложенных будто бы дверей, пробитых на месте двух окон в стенах противоположной северной ветви креста. В отчете о раскопках проведена мысль, что эти две двери были устроены позднее для сообщения алтаря с жилыми помещениями в северо-восточной части храма (стр. 34). Но эти постройки лежат буквально в двух шагах от храма. Шесть дверей, которых существование в крестообразном храме допускает отчет, совершенно не мыслимы в нем, так как три двери явились на месте трех окон. 112 На этом предположении настаивает А. Л. Бертье-Делагард. Он думает, что подземелье осталось неоконченным вследствие большой воды, встреченной на пути, и предназначалось для сообщения с городом. См. 348 засед. О. О. И. и Д. стр. 7. Читать далее Источник: Развалины храмов/Д.В. Айналов. - Москва : Тов-во тип. А.И. Мамонтова, 1905. - 143, с. : ил., карты. (Памятники Христианского Херсонеса : Вып. 1). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

.– . . I, . 230, 232; Истор. взгляд на состояние Грузии под властию царей-магометан. Сл. Иосселиани, стр. 12. 103 Перепис. Русск. госуд. с грузин. цар. Броссе, стр. 22–23; Послан. Иерус. патр. Досифея. Пл. Иосселиани, стр. 11–12. 104 Шарден и его пут. по Грузии, Сливицкого. стр. 9–10: Церк. Гудж. Д. Пурцеладзе. Бичвитской церкви: 1682 г., 1717, 1731, 1776, 1777, 1808... Мцхетского собора – 1721 и Кватахевского монастыря 1586; Грузин. Дворян. Грам. стр. 42, 56; Крестьянская Грамота 1755 г.; Сборник законов Грузинского царя Вахтанга VI-ro, §§ 96, 97; .-. . II, . 108, 196, 198, 199 прим. I, 204, 209, 211, 212, 215, 216, 217, 221, 225, 230, 239; Мат. для нов. ист. Кав. Буткова, т. I, стр. 166, 277, 319 прим. 1; т. III, стр. 120, 160, 198 и 340; Ист. генуез пос. в Крыму. Мурзакевича, стр. 35–39; о рел. и пол. сост. Грузии до XVII-ro века. Селезнева, Журн. мин. народ. просв. ч. XL, стр. 203–226, Акт. Кавк. Арх. Ком. т. II, стр. 491 105 Акт. Кавк. Арх. Ком. т. II, стр. 532. Здесь же кстати заметим, что пленопродавство в Западной Грузии существовало еще в древнее время. Так Прокопий к царствованию Юстиниана относит воспрещение между абхазцами торга невольниками. 108 Акт. Кавк. арх. Ком. т. I, стр. 52–58. Пленопродавцев в Гурии живьем сожигали. Бакрадзе. пут. по Гур. и Адж. стр. 159. 109 Истор. взгл. на сост. Груз. под. власт. цар.-магом. Иосселиани, стр. 89–90, 116; Снош. Росс. с Кавк. Белокурова, вып. I, стр. XXVIII, .– . . II, . 67, 90; Гиви Амилахвари послал Шаху пленных груз Двор. Акты. А. С. Хаханова, стр. 34–35. 115 Арабская энциклопедия Шихабеддина элькалькашанди († в 1418 г.). Зап. Вост. Отд. Имп. Русс. Арх. Общ. т. I, вып. III, стр. 208–216. 119 Истор. взгляд на состояние Грув. под власт. царей-магом. Пл. Иосселиани, стр. 81. .– . . II, . 12–21, Бутков. Мат. для нов. ист. Кавк. ч. I, стр. 228. 122 Хотя по корану правоверные должны пребывать среди неверных как можно меньше времени, но для торговли или чего либо другого разрешалось оставаться в христианской стране и на более продолжительный сроч. Фан-Ден-Берга. стр. 166; Кор. III, 27, 114–116; IV, 91, V, 56, 62, 63, 83; XXIII, 96; XL 1–2, 7–9, 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

33, прим) 1577 «Аще кто, – писали они в своих записях, – цъто хочет отъяти, от нив ли, от пожень ли, от ловищь, а буди ему против святый Спас и в сей век и в будущий». «А через сю мою грамоту кто на ком что возьмет, или чем изобидит, быти от меня в казни», «быти в опале», «а взятое велим отдати вдвое», прибавляли князья и власти. Дополн. к истор. акт. I, 5. Акты экспед. I, 4, 7, 21, 104, 110, 174 1579 Акты историч. 253. Однако, тот же Киприан, м. Фотий и др. епископы XIV-XV вв. вели постоянную борьбу за имущественные права церкви (Павлов, 6–7) 1580 Рукоп. Рум. муз. Народонравст. Костомарова, II, 429. Новгородский дьяк Александр, побывав в Констан-ле, с похвалою говорит о монастырях, живущих без земли (Макарий, V, 180). Сторонники же монастыр. владения за захват земли угрожали болезнями и др. бедствиями (Степен. Книга в Опис. Румян. муз., 641) 1581 Послания Киприана в Новгород и Псков. Акты ист. I, 1, 9. Послан. митр. Феодосия в Новгор. и Псков. 77, и митр. Филиппа I, в Новгород, 82 1584 Творения св. отцов, год 9, кн. 3. Об отношениях иноков Иосифовского и Кирилловского монастырей 1585 Ответ собора см. у Калачова (О Кормчей, Чт. Общ. ист. 1847, III, 41–43); дополн. И.Хрущев, Исслед. о соч. Иосифа Санина 174–176) 1589 Сказания, стр. 94. Греками назывались Ховрины-Головины и в современных документах (Собр. госуд. грам., I, с. 372; Древн. Рос. Вивл., II, 431; XIII, 3) 1590 О нем: Дьяк Фед. Курицын, Ф.Ильинского (Рус. Арх. 1905, I, 5–16), П. С. Р. лет., тт. VI и VIII, и Разрядная книга, Н.П.Лихачев, Разрядные дьяки 1594 Предание Нила Сорского издавалось несколько раз, лучшее изд. Общ. люб. древн. письм. под редакц. М.С.Боровковой-Майковой (Предание и устав Нила Сорского , с предисл. clxxxix, Спб. 1913, xxxix-91-xxxi); Преп. Нил Сорский , первонач. скитского жития в России, Спб 1864 г.; А.С.Архангельский , Пр. Нил Сорский, Спб 1882; Гр. Левицкий (Журн. Сов. Спб. дух. акад. 1889– 90 уч. год, Спб 1895, с. 287–345); П-ов, Из ист. рус. монашества в XVI в. (о Ниле Сорском, его уставе и сочинениях), Чт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

и реформы, церквей в Москве – Прав. Обозр. 1802 г., т. IX, стр. 29 – 49; обе статьи не особенно важны). Реутского: Люди Божии и скопцы. М. 1872 г., стр. 3 – 26, 75 – 82. Добротворского: Люди Божии. Каз. 1869, стр. 1 – 15. Кутепова: Секты хлыстов и скопцов. Каз. 1882 г., стр. 39 – 52 и др. Филарета черн. Обзор р. духовной литературы. Харьк. 1859 г., т. I, стр. 302 – 386; Евгения Болховитинова: Словарь о дух. писателях, т. I и II. Сахарова: Обозрение славяно – русской библиографии. Ундольского: Очерк славяно – русской библиогр. Строева: Опис. старопеч. книг. Ключевского: Древнерусские жития святых. 281 Логин старец Троице – Сергиевой лавры. См. Житие пр. Дионисия троицкого (1855 г.), стр. 21 – 22. 282 См. Смирнова. Патр. Филарет Ник. – Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1874, 1 – ое полуг., стр. 609, примеч. 187. 283 Свидетельства Маржерета, Олеария, Маскевича и др. – Сказ. совр. о Самозв., III, 27; V, 66, 67. Ср. Чт. в Общ. Люб. Дух. Пр. там же, стр. 609. 284 Макария XI, 71 – 73; Чт. в Общ. Люб. Дух. Пр. стр. 615 – 617. Прежде обыкновенно приписывали Филарету заведение в Москве греко – латинского училища во главе с Арсением греком. Но Макарий (XI, 73, примеч. 42) показал неосновательность этого и относит эту школу ко времени Никона (XII, 280). Маркович склоняется к такому же мнению. – Журн. М. Нар. Просв. 1878, июль, 4. 285 Некотрые, как напр. Филарет черниг. (IV, 104), утверждали, что Епифаний Славеницкий был вызываем в Москву царем. Но Каптеров (Патр. Никон и его противн. в деле исправления ц. обрядов. М. 1887 г., вып. I, стр. 19 – 20) отрицает. Он же уверяет (Ibid), что Епифаний и Арсений были поселены сначала на посольском дворе и оттуда прямо переведены в Чудов монастырь, а не в Андреевский, как прежде уверяли другие историки (Филарет, Горский, С. Смирнов и др.). 292 См. о них статьи Смловского и Образцова. – Журн. Мин. Нар. Просв. 1845 г., ч. 45; 1867 г., ч. 135. Смеловскаго: Братья Лихуды и направление теории словесности в их школе, особ. изд. 294 В рукописях сохранились грамматика, пиитика, риторика, логика, физика и психология. См. цитаты у Мирковича, стр. 49. 296 См. Опис. книг Царского, стр. 372. Журн. ряз. архивн. ком. 1886 г. Засед. 9 ноября, стр. 66, 5. 297 В библиотеке Никона, между другими книгами, были сочинения: Плутарха, Демосфена, Геродота, Страбона, Аристотеля (Макария. Ист. Церкви, XII, 282. 298 Щапова. Русский раскол старообр. Каз. 1859, стр. 141 – 149. Ср. моего Руководства по ист. Р. Церкви, вып. II, § 22. 306 См. у Левитского: Лжедимитрий I, как пропаг. католичества в Москве. Спб. 1886 г. (из Христ. Чтен. 1886 г.). Там указаны различные воззрения на Лжедимитрия и разобрано между прочим мнение м. Макария о Лжедимитрие, как ревнителе католической пропаганды в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Сердце здесь подразумевается не естественное, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как рассуждают философы, но иносказательно, как внутреннее человеческое состояние, расположение и склонности. Так надо понимать эти апостольские слова: «сердцем веруют к праведности» ( Рим. 10, 10 ) и слова пророка: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс. 13, 1 ). Естественное сердце, поскольку это начало жизни человеческой, у всех одинаково, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные члены, но иносказательно понимаемое – не одинаково, но у иного доброе, у иного злое ( 104, 1682–1683 ). Вся сила христианской жизни состоит в исправлении и обновлении сердца ( 104, 1686 ). Покаяние состоит в перемене сердца ( 104, 1692 ). Молитва должна быть в сердце ( 104, 1694 ). Сердце веселится от плача духовного ( 104, 1694 ). В сердцах через слово Божие действует Святой Дух ( 104, 1694 ). Верою вселяется в сердце благодать ( 104, 1697 ). Вера в сердце, что светильник в доме ( 104, 1697 ). Благодать Святого Духа пишет на сердцах верующих закон жизни по Евангелию ( 104, 1672 ). Любовь входит в сердце, очищенное покаянием ( 104, 1698 ). Чем ближе приходит Бог со Своим светом и дарованиями к благочестивому сердцу, тем более оно познает свое ничтожество ( 104, 1700 ). Сердце скрывает гнев или кротость – это обнаруживает обида ( 104, 1707 ). Благость Божия в сердце человека чувствуется сильнее после искушения ( 104, 1707 ). Если человек не обратился всем сердцем к Богу, то молитва ему не принесет успеха ( 104, 1708 ). Видишь, что на земле, хотя и сеется на ней семя, ничего не прорастает, если нет влаги. Так и в сердце человеческом: хотя оно и слышит Слово Божие, но не прорастает плод, достойный слова Божия, если не будет влаги Божией благодати. Потому нам повелевается так усердно об этом молиться: «Просите... ищите... стучите», – говорит Господь ( Мф. 7, 7 ). Это убеждает нас усердно молиться Богу, просить у Него благодати, чтобы мы ушами слышали слово Его, и сердцем творили. Без этого мы ни в чем не преуспеем, столь глубоко растленное имеем сердце. И, слыша слово Божие, не можем понять его и погрузить в сердце, а поняв, не можем исполнить, так что во всякую минуту нуждаемся в благодати Божией, содействующей нам в благочестии. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1709–1710 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

сер. XIX в.)//Двинская земля: Мат-лы 2-х межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чт. Котлас, 2003. С. 132-140; Раздорский А. И. Из истории составления описания Вятской епархии (1850-е гг.)//8 Герценовские чт.: Мат-лы науч. конф. Киров, 2002. С. 99-102; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии»: Из истории создания//Невский архив: Ист.-краевед. сб. СПб., 2003. Вып. 6. С. 600-609; он же. Церк.-ист. и стат. описание Владимирской епархии 1853 г. иером. Иоасафа (В. С. Гапонова)//Уваровские чт., 5-е. Муром, 2003. С. 161-169; он же. Церк.-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; он же. Ист.-стат. описание Полоцкой епархии Ксенофонта Говорского и судьба древнего Полоцкого архива//АЕ за 2002 г., М., 2004. С. 117-126; он же. Неизданное «Церк. ист.-стат. описание Оренбургской епархии» 1850-х гг.//Уральский археогр. альманах, 2005 г. Екат., 2005. С. 182-197; он же. О составлении ист.-стат. описаний Ярославской и сопредельных с ней епархий в сер. XIX в.: (По мат-лам рапортов архиереев в Св. Синод)//Краевед. записки. Ярославль, 2005. Вып. 8: Мат-лы 8 и 9 Тихомировских чт. С. 322-331; он же. Рапорты архиереев в Синод о составлении ист.-стат. описаний епархий РПЦ как источник по историографии церк. краеведения России//АЕ за 2004 г. М., 2005. С. 266-269; он же. Рукописные описания Могилёвской епархии XIX в. в РГИА//Белорусский сб.: Ст. и мат-лы по истории и культуре Белоруссии. СПб., 2005. Вып. 3. С. 152-155; он же. Справочные и ист.-стат. издания епархий РПЦ как ист.-краевед. источник//В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии: Мат-лы науч. конф., Пенза, 25-26 июня 2001 г.: В 2 кн. М., 2005. Кн. 2. С. 113-132; он же. Ист.-стат. описания епархий РПЦ XIX - нач. XX в.: Типологическая, количественная, хронол. и геогр. характеристики//Церковь и гос. власть России в XX в.: 5-е Арсеньевские чт. Новг., 2006. С. 109-117; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии» как ист.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873-1874. 7 кн.; Ярославская епархия: Крылов А. П. Ист.-стат. обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. Программы для составления описаний: Программа для составления ист.-стат. описания церкви//Тамбовские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. 12. С. 329-353; Программа для составления ист.-стат. описания церкви//Воронежские ЕВ. Приб. 1881. 24. С. 871-897; Остроумов А. Программа церк.-ист. и стат. описания церкви и прихода Нижегородской епархии, составленная применительно к таковой же программе для Литовской епархии и напечатанной в 37 Литовских ЕВ за 1886 г.//Нижегородские ЕВ. 1886. Ч. офиц. 21. С. 28-33; 22. С. 62-72; 23. С. 30-40; Программа для предполагаемого ист.-стат. описания церквей и приходов Новгородской епархии//Новгородские ЕВ. 1896. Ч. офиц. 8. С. 495-498; Программа ист.-стат. описания церквей и приходов, соборов и мон-рей//Изв. по Казанской епархии. 1899. 1. С. 4-12. Современные публ.: Игнатий (Брянчанинов), архим., Иннокентий (Немиров), архим. Археол. описание древностей, найденных в 1853 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии// Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 303-366; Описание Архангельской епархии 1795 г./Сост., предисл.: В. И. Иванов. Краснодар, 2009; Овсов А. Л. Описание соборов и церквей Пензенской епархии (1857 г.)/Подгот. текста, вступ. ст.: А. И. Раздорский. СПб., 2013; Ист.-стат. описания церквей и селений Астраханской епархии Царевского у. в границах Волжского благочиния Калачевской епархии/Сост.: А. А. Клушин, И. О. Будков. Волжский, 2015. 2 вып. Свод. кат.: Раздорский А. И. Ист.-стат. описания епархий РПЦ (1848-1916): Сводный кат. и указ. содержания. СПб., 2007. Лит.: Биланчук Р. П. Церковно-ист. и стат. описание Вологодской епархии 1850-1880-х гг. и развитие ист.-церк. краеведения//Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 82-89; он же. Древности северного прихода: Взгляд «изнутри»: (По мат-лам церк.-ист. и стат. описаний Сольвычегодского у.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010