гос-ве. Варшава, 1903; Тер-Габриэлянц Г. Армянская колония в Москве и С.-Петербурге. М., 1888; Pierling P. L " Italie et la Russie au XVIe s.: Voyages de Paoletto Centurione à Moscou, Dmitri Gerasimow a Rome, Gian Francesco Citus à Moscou. P., 1892; idem. La Russie et le Saint-Siege. P., 1896-1912. 5 vol. (рус. пер.: Пирлинг П. Россия и Папский престол. М., 1912); Кананов Г. К. Армяне в России//Братская помощь пострадавшим в Турции армянам: Сб. М., 1897. Отд. 1. С. 627-639; Эзов Г. А. Сношения Петра Великого с арм. народом. СПб., 1898; он же. Начало сношений Эемиадзинского патриаршего престола с рус. правительством//Кавказский вестн. 1901. 10. Прил. С. 1-85; Ерицов А. Д. Первоначальное знакомство армян с Сев.-Вост. Русью до воцарения Дома Романовых в 1613 г.//Там же. 1901. 12. С. 44-62; Goujon M. J. Histoire et organisation de l " église catholique française Saint-Louis des Français à Moscou. Moscou, 1901; Кусиков А. Армянская Церковь в России как юрид. лицо//Кавказский вестн. 1905. 2. С. 69-76; Tastevin F. Histoire de la colonie française de Moscou. Moscou; P., 1908; Лебедев А. С. Вероисповедное положение армян в России до времени Екатерины (включ.). М., 1909; Die Evangelisch-Lutherischen Gemeinden in Russland: Eine historisch-statistische Darstellung. St.-Pb., 1909-1911. 2 Bde; Буткевич Т. И., прот. Протестантство в России: (Из лекций по церк. праву). Х., 1913; он же. Обзор рус. сект и их толков. Пг., 19152; Шмурло Е. Ф. Рим и Москва: Начало сношений Моск. гос-ва с Папским престолом (1462-1528)//Зап. Рус. ист. об-ва в Праге. Прага Чешская; Нарва. 1937. Кн. 3. С. 91-136; Тихомиров М. Н. Древняя Москва, XII-XV вв. М., 1947; Халпахчьян О. Х. Армяно-рус. культурные отношения и их отражение в архитектуре. Е., 1957; он же. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. М., 1977; Хачикян Л. Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву//Вестн. Матенадарана. Ер., 1980. Т. 13. С. 7-107 (на арм. яз.); Айвазян К. В. История отношений Русской и Армянской Церквей в ср.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Арх.: Судницын Д. М. Царствование визант. имп. Мануила I (Комнина) в церковно-ист. отношении: Опыт церк.-ист. исслед. 1896//РГБ ОР. Ф. 172. К. 408. Ед. хр. 6. Ист.: Spicilegium Romanum/Ed. A. Mai. R., 1840. T. 10. P. 1-93 (=PG. 140. Col. 137-202); Πατμιακ βιβλιοθκη τοι ναγραφ τν ν τ βιβλιοθκ τς κατ τν νσον Πτμον.../Ed. Ι. Σακκελων. Αθναι, 1890. Σ. 316-330; Νικολου πισκπου Μεθνης Λγοι δο.../Ed. ρχιμ. Ανδρονκου Δημητρακοπολου. Λειψα, 1865; Εκκλησιαστικη βιβλιοθκη.../Ed. ρχιμ. Ανδρονκος Κ. Δημητρακπουλος. Λειψα, 1866. Τ. 1. Лит.: Babi G. Les discussions christologiques et le dècor des églises byzantines au XIIe siècle//Frühmittelalterliche Studien. B., 1968. Bd. 2. S. 368-386; Ермилов П. В., диак. История константинопольских соборов 1156-1157 гг. в изложении Д. М. Судницына//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия. 2010. 3(31). С. 97-121; он же. История Константинопольских соборов 1156-1157 гг.: (Проблемы ист. реконструкции и критики источников): Дис. М., 2012 [совр. изд. источников, историография и библиогр.]. Диак. Павел Ермилов Собор 1341 г. В полемике свт. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского , продолжавшейся с 1335 по 1341 г., выделяются 2 этапа: 1335-1337 гг.- вероучительный конфликт и 1337-1341 гг.- полемика об исихазме. Полемика на первом этапе затрагивала 2 основных вопроса: о природе человеческого знания о Боге и об использовании языческой философии в богословии. Второй этап полемики связан с обвинениями в мессалианстве (см. ст. Мессалиане ), выдвинутыми Варлаамом в адрес монахов-исихастов. Уже в нач. 1337 г. Варлаам общался с монахами-исихастами в Фессалонике, через к-рых он, в частности, познакомился с нек-рыми сочинениями исихастских авторов о молитве. На основании этих сочинений он составил неск. трактатов, в к-рых обвинил монахов в мессалианстве, назвав их при этом «пуподушниками» (μφαλψυχοι). Синод нашел необоснованными выдвинутые Варлаамом обвинения, а патриарх приказал ему оставить монахов в покое (RegPatr, N 2178). В кон. 1337 г. свт. Григорий Палама прибыл в Фессалонику, где много раз встречался с Варлаамом, пытаясь примирить его с монахами посредством увещеваний ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 586-587). Весной 1338 г. свт. Григорий написал 1-ю из трех «Триад в защиту священнобезмолвствующих» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 359-463), в к-рой он, не будучи знаком к тому времени с антиисихастскими трактатами Варлаама, не упоминал последнего по имени. Но Варлаам, даже несмотря на письма Григория Акиндина , вставшего на защиту монахов, остался непреклонен и в том же году обнародовал свои первые трактаты против исихастов.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Лит.: Богданов А. И. Ист., геогр. и топогр. описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 г. СПб., 1779. С. 297-298, 319-320; Покровский И., прот. Собор во имя равноап. кн. Владимира, на Петербургской стороне//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1876. Вып. 5. Отд. 2. С. 1-83; Часовня во имя св. блгв. кн. Александра Невского в память в Бозе почивающего государя имп. Александра II в приходе Кавалерского Собора Св. Князя Владимира, в С.-Петербурге, на Петербургск[ой] стороне. СПб., 1887; Эварницкий Д. И. Собор св. кн. Владимира в С.-Петербурге//Новости и Биржевая газета. 1888. 178. С. 2; Зыбин А. Князь-Владимирский собор//Нива. 1889. 40. С. 1003; [Столетие Князь-Владимирского собора, что на Петербургской стороне, в С.-Петербурге]//ПрибЦВед. 1889. 41. С. 1230-1231; Столетие собора Св. Князя Владимира//Петербургский листок. 1889. 267. С. 1-2; Васнецов В. М. Храмы во имя св. равноап. вел. кн. Владимира//ДЧ. 1896. Ч. 3. 10. С. 213-217; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петербургская епархия. СПб., 1908. Вып. 2. С. 59-68; Курбатов В. Я. Петербург: Худож.-ист. очерк и обзор худож. богатства столицы. СПб., 1913. С. 114-115, 584; Богоявленский Л., прот. Лазарет для раненых воинов им. прихожан Князь-Владимирского собора//Изв. по Петроградской епархии. 1916. 21/22. С. 3-6; Леонид (Поляков), иером. К 250-летнему юбилею Ленинграда//ЖМП. 1957. 7. С. 13-14; Некрасов В. Князь-Владимирский собор в Ленинграде//Там же. 1961. 6. С. 29-36; Вздорнов Г. И. Архитектор П.-А. Трезини и его постройки//Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. М., 1968. С. 141-142; Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925-1941. П., 1976. С. 149-151; Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1976. С. 67-68; Красноцветов П., прот., Бовкало А. Князь-Владимирский собор в Ленинграде: К 200-летию со дня освящения//ЖМП. 1989. 10. С. 23-24; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 54-55; Галкин А. К. Князь-Владимирский собор в истории С.-Петербурга и России//Петербургские чт., 98-99. СПб., 1999. С. 53-57; он же. Икона прп. Серафима Саровского «В житии» из Князь-Владимирского собора//Церк. вестн. СПб., 2003. 6/7. С. 29-31; Религиозный Петербург. СПб., 2004. С. 126-127. (Альманах ГРМ; 106); Галкин А. К., Берташ А., свящ., Шкаровский М. В. Князь-Владимирский собор: Краткий ист. очерк. СПб., 2005, 20092; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103. С. 48-50; Шкаровский М. В. Князь-Владимирский собор в 1917-2000-е гг.// Он же. Город на все времена. СПб., 2010. С. 183-276.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

О посещении еп. Игнатием Никольского храма г. Георгиевска в 1858 г. Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии (1861–1867) 592 . Праздник в Ярославле//Домаш. беседа. – 1865. – Вып. 46. – С. 1344–1347. Описание молебна, совершенного свт. Игнатием при встрече чудотворной иконы свт. Николая. Приведена речь владыки к гражданам г. Ярославля. 593 . Провождение чудотворной иконы святителя Николая//Ярослав. епарх. вед. – 1868. – 43. – С. 357–358. О панихиде по свт. Игнатию в Сергиевской церкви Николо-Бабаевского монастыря. 594 . Караяни П. Знамения чудесного Промышления Божия об одном из русских монастырей//Душеполез. чтение. – 1878. – Апр. – С. 478–488. – Подпись: П. К-и. О трудах свт. Игнатия по сооружению в монастыре собора в честь иконы Иверской Божией Матери. Отд. отт.: Μ., 1878. 595 . Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Ист.-стат. очерк. – Кострома: Губ. тип., 1895 (обл. 1896). – 111 с., 2 л. ил. Жизнеописание свт. Игнатия, в т. ч. подробные сведения об управлении Бабаевским монастырем, о строительстве Иверского собора – с. 58–74, 75, 76, 82:596. Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Ист.-стат. очерк//Костром. епарх. вед. – 1896. – 18, ч. неофиц. – Прил. – С. 57–64; 19. – С. 65–72. О свт. Игнатии – с. 58–72:597. Тюменев И. Ф. От Ярославля до Нижнего: (Путевые наброски)//Ист. вестн. – 1906. – Т. 105. – Авг. – С. 508–531: ил. Краткое жизнеописание свт. Игнатия, в т. ч. о его жизни в Николо-Бабаевском монастыре – с. 527–530. На ил.: Николо-Бабаевский монастырь. 598 . Константин, инок. Иноческие опыты: Честна пред Господем смерть преподобных Его//Рус. инок. – 1910. – 14. – С. 34–41. Описание смерти свт. Игнатия – с. 39. 599. Куров С. Монастырь, который стоял на Волге//Приволж. правда. – Некрасовское, 1988. – 1, 3 нояб. Из истории Николо-Бабаевского монастыря, в т. ч. о свт. Игнатии. 600. Воскресенский А. Николо-Бабаевский святитель – преосвященный епископ Игнатий (Брянчанинов) //Благовест. – Кострома, 1990. – 9. – С. 9:601. Николо-Бабаевский монастырь//Крещеный мир: Прил. к газ. «Репортер». – 1991. – 3. – С. 7: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

П. Дьяконов, Духов. школа в царствование Николая I, Спб. 1907;    Из воспоминаний секретаря при Св. Синоде Φ. Φ. Исмаилова, 1829—1840, сообщил Φ.Α. Терновский, Странник, 1882;    об этих воспоминаниях статья Н. С. Ле­скова, Синодальные персоны, Ист. Вестн., 1882, нояб.;    Срв. Воспоминания А. Н. Муравьева. Р. Обозр. 1895 и 1896;     Д. И. Ростиславов, Пе­тербургская Д. Академия при графе Протасове, В. Е. 1883,7,8,9;    Названные выше воспоминания Никодима Казанцева о Филарете, Чтения 1877;    Письма Филарета Гумилевского к Горскому и др.;     Т. В. Барсов, О собрании дух законов, Хр. Чтение 1897, ноябрь и декабрь (срв. об Ав­густине Сахарове у Н. Чернявского, Оренбургская епархия, в. 2, 1903, стр. 125—210).    Об Афанасии Дроздове см. у А. Никанора (Бровковича), Биографич. материалы, изд. свящ. С. В. Петровским, т. I, Одесса 1910;    Еп. Никанор (Каменский), Преосв. Афанасий, Архиеп. Астраханский, Странник, 1896 г.;    Очень важная заметка А. Родосского. О книгах и рукописях, поступивших в библиотеку СПб. Академии в 1902 году. Хр. Чт. 1903, авг.;    срв. у А. Саввы. Хроника моей жизни, т. V, с. 299: «погрузившийся в немецкую ученость (Афанасий) вел совершенно замкнутую жизнь; при этом он страдал по временам и нравственным и физическим недугом: у него на руках было нечто в роде проказы; оттого он весьма редко служил, а проповедей никогда не сказывал, не­смотря на свою глубокую ученость».    Отзыв Евсевия Могилевского о нем. в письме к Горскому, Приб. 36, 1886. с. 265.    Отзыв Филарета о «Гер­меневтике» Афанасия в Собр. мнений, т. II, 390.    Дело о переводе Павского очень подробно изложено у Чистовича, особ. во 2-м издании; срв. и книгу А. Сергия о Филарете Киевском.    О м. Макарии см. книгу о. Ф. И. Титова, Макарий (Булгаков), М. Москов. и Колом., Биограф. очерк, т. I, К. 1895; т. II, 1897;     В. Кипарисов, М. М. Макарий (Булгаков), как проповедник, С. Пос. 1893 (из «Бог. Вестн».) ;     В. Добромыслов, Макарий Булгаков, М. М., как расколовед, 2 выпуска, Ря­зань 1900—1901;     А.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В связи с толками о церковных преобразованиях было пред­принято издание «Правил Святых Апостолов и соборов с толкованиями» (по-гречески с переводом), при участии о. А. В. Горского и проф. А. С. Павлова. Эти книга печаталась сперва отдельным приложением к «Чтениям общества любителей Духовного просвещения» и вышла отд. изданием в 1876 году.    Отзыв Голубинского см. в его книжке: О преобразованиях, с. 78.    Слова м. Арсения взяты из его письма А. Костромскому Платону, 28 дек. 1862 г. Р. Архив, 1892, т. I, с. 209. 3. Столкновение косности и мечтательности.    Дневник В. И. Аскоченского, с прим. и объясне­ниями Ф. И. Булгакова, Ист. Вестн. 1882, кн. 1—9.    Обзор и анализ всей полемики Аскоченского и Бухарева у П. С. Знаменского, Печальное двадцатипятилетие, Прав. Соб. 1896 и в прил. ко 2-му изд. книги Буха­рева «О Православии» (1906);    Богословская полемика 60-х годов, Прав. Соб. 1902 и отд. отт.;    срв. о Бухареве у Знаменского в Истории Каз. академии, вып. 1 и 2;     В. В. Розанов, Аскоченский и о. Феодор Бухарев (1902), в сб. «Около церковных сфер», т. II, 1906.    Основная книга А. Феодора, О Православии в отношении к современности, СПб. 1860, 2 изд. 1906;    срв. Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году, СПб. 1860;    О современных потребностях мысли и жизни, особенно русской, М. 1865;    Моя апология по поводу критических отзывов о книге: О совр. потребностях, М., 1866;    Воспоминания о покойном заштатном священнике слободы Новоиерусалимской, о. Петре Томаницком, Яросл. 1871 (но ценз. разрешение еще 1861 года);    «Мой герой», автобиографический отрывок, изд. М. П. Погодиным, Сборник, служащий дополнением к простой речи о мудреных вещах, М. 1875, с. 213—227.    Роковая книга Бухарева, Исследования Апокалипсиса, издана была ред. «Богословского Вестника», сперва особым приложением к журналу, потом отд. томом, Серг. Пос. 1916. В свое время она была останов­лена, повидимому, по заключению проф. М А Голубева.    Из писем Бу­харева изданы: к прот А. А. Лебедеву, Бог. В. 1915, окт.-дек.; к «казанским друзьям», с ценными примечаниями о. П. Флоренского, Бог. Вестн. 1916 и 1917, и отд. С. П. 1917.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   См. его известную статью: Как относится служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души? (Соч. III или II, первоначально в «ВФПс». 1892 и Б. Вестн. 1892, июнь).    Книга Сергия о спасении вышла перв. изданием в 1895 г. , 4 изд. 1910. О магист. коллоквиуме Сергия см. отчет Η. Заозерского в Богослов. Вестн. 1895, октябрь, Из академической жизни.     П. Я. Светлов, Значение Креста в деле Христовом, опыт изъяснения догмата искупления, К. 1893, 2 изд. К. 1907; здесь перепечатана и резкая статья против Беляева, сперва изданная особой брошюрой в 1894 году, но Светлов верно указывает на зависимость Беляева от Kreibig " a; О свойствах воли Божьей по христ. учению Пр. Об. 1891, февр. и март;    Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения, 2 тома, К. 1896 и 1898;    Курс апологетического богословия, К. 1900, 2 изд. 1905;    Идея царства Божия и ее значение для христианского миросозерцания, СТрСЛавра, 1905 (из «Богосл. В») ;    О магистерском диспуте Светлова отчет И. В. Попова, Бог. В, 1894, янв., 120—131, — слова Антония переданы так: «спасение есть возрождение, возрождение есть страдание, страдание для естественного человека есть предмет отвращения, но когда пострадал Богочеловек, страдания для верующего служат уже не предметом отвращения, а предметом поклонения» (с. 124). Здесь же и против понятия жертвы, как сл. ветхозаветного.    Срв. там же вступи­тельную речь Светлова о недостатках западного богословия.    См. еще статьи Светлова в Миссион. Обозр., напр., 1898 года Светлов после окончания академии был сперва законоучителем Нежинского ист.-фил. Института, а потом долгие годы профессором богословия в Универси­тете Св. Владимира в Киеве. 12. Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев.    Μ. Μ. Тареев, Основы христианства, I-IV и V, 1908 и 1910; Философия жизни, 1916;    Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство), в. 1, 1913; Христианская философия, ч. 1. Новое богословие 1917;    Религиозная проблема в современном освещении, Бог. В. 1909.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Награжден орденами св. Анны 3-й (1844) и 2-й степени (1858) и св. Владимира 4-й степени (1850). Последние годы жизни пребывал на покое в тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , погребен там же. Могила утрачена, сохранилось основание креста с текстом: «Здесь погребен Китайский миссионер, молитвенный старец, архимандрит Иннокентий...», установленное у сев. стены Успенского собора обители. Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 7478; ЯИАМЗ. Ед. хр. 15434. Л. 206-216; Ед. хр. 15542. Л. 498-501. Соч.: Об освящении церкви в с. Верховинах Новоладожского у. С.-Петербургской епархии. СПб., 1876; Путевые впечатления при посещении и поклонении св. местам Палестины в 1872 г. СПб., 1883, 1894; Церковь св. мц. Параскевы, в Верховинах//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 9. С. 165-166. Лит.: Соколов А. А. Ярославцы, жившие в Китае, или ярославские синологи//Ярославские ГВ. 1872. 3. С. 7-9; 4. С. 11-12; Зеленецкий Троицкий мон-рь//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 491; Строев. Списки иерархов. Стб. 81, 275, 368; Сергий, иером. Летопись старорусского Спасо-Преображенского 1-кл. муж. мон-ря, в к-ром находится чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Новгород, 1896. С. 51-52, 113; Некролог//ЦВед. 1897. 21. С. 719-720; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 170; Троицкий Зеленецкий мон-рь и его основатель прп. Мартирий. СПб., 1912. С. 27; Шереметевский В. В. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1; Хохлов А. Н. П. И. Кафаров: Жизнь и научная деятельность: (Кр. биогр. очерк)//П. И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение: (К 100-летию со дня смерти): Мат-лы конф. М., 1979. Ч. 2. С. 10 и др.; он же. Иннокентий (Немиров) в Пекине и Иерусалиме: (К истории Пекинской духовной миссии)//Вестн. Новосибирского гос. ун-та. 2005. Сер. История, филология. Т. 3. Вып. 3: Востоковедение. С. 32-42; он же. Пекинский миссионер архим. Иннокентий (Немиров) и его поездка в Св. землю в 1872 г.//ППС. 2005. Вып. 102. С. 150-162; Шубина С. А. Ярославцы - члены Рос. духовной миссии в Китае//«Минувших дней связующая нить...»: (V Тихомировские чт.). Ярославль, 1995. С. 108-110; Раздорский А. И. Ист.-стат. описания епархий РПЦ (1848-1916): Свод. кат. и указ. содерж. СПб., 2007. С. 570-572.

http://pravenc.ru/text/468737.html

Смирнов С. «Древнерусский духовник» Сер. Пос. 1899. Его-же «Духовный отец в древне-восточной церкви» Сер. П. 1906 г. с рецензией на него Н. Суворова в Журн. Мин. Нар. Пр. 1907 г. Январь, и как параллель сюда: Соловьев «Старчество по учению свв. оо. и аскетов» Семипалатинск 1900. Антоний митрополит: «Из истории Христианской проповеди» СПБ. 1895. Чаговец, В. А. «Преп. Феодосий Печерский , его жизнь и сочинения», Киев 1901 г. с критикой Бельченко, Г. П: «Преп. Феод. Печерский» Одесса 1902. Попов, А. «Историко-литературный обзор древнерусск. полемич. сочин. против латинян» Москва 1878, с рецензией проф. Павлова в Отчете о XIX присужд. премии графа Уварова, СПБ. 1878 г. изд. Акад. Наук. М. Бережков «О торговле Руси с Ганзой до конца XV в.», СПБ. 1878 (в записк. ист.-фил. фак. СПБ. универ). Никольский, Н. «О литературн. трудах Кл. Смолятича» СПБ. 1892. И. И. Малышевский «Киевские церков. соборы» Тр. Киев. Д. Ак. 1884, 12 кн. Е. Е. Голубинский «История канониз. свв. в русской церкви», изд. Об. Ист. и Древн. Российских, Москва 1903 г. 204 т. Н. Каптерев «Светские архиер. чиновники в др. Руси» М. 1874. В. Яковлев «Памятники русской литературы XII–XIII в.», 1872. В. Сокольский «Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Москов. госуд. XV–XVI в.» Киев 1902. А. Лебедев «Об избрании в епископ. сан в древн. вселен. и рус. церкви» в Рус. Вестнике, 1873, IX кн. М. Горчаков «О земельных владениях Всероссийских митроп., патриархов и Св. Синода (988–1738) СПБ. 1871. А. С. Павлов «Историч. очерк секуляризации церковных земель в России», Одесса 1871. Никитский, А. «Очерк внутренней истории церкви в Велик. Новгор.» 1879. 237 Единственным исключением из этого мы признаем заключительный экскурс книги – о письме патр. Луки Хрисоверга к Андрею Боголюбскому (175–195 стр.) – написанный с критическими приемами строго-научного исследования и ценный по некоторым самостоятельным догадкам автора. 242 У Епископа Порфирия в описании Афона упоминается, что он видел в библиотеке монастыря Русика Псалтирь 13-го века с акафистом Сладчайшему Иисусу. Еще он нашел в Дохиарском монастыре древний акафист Архангелам, и в келье Кавсокалива не древний акафист Великомуч. Варваре. Очевидно, греки забыли о них. 245 Стрельбицкий, еп. Волынский, † 14 апреля 1902 г. Некролог. Церк. Вед. 1902 г., 17; Церк. Вестн. 1902 г., 18. 249 Замечательно, что от Московского Епархиального Начальства не было никакого приветствия, хотя в заседании и присутствовали оба викария; митрополит же оставался в Петербурге. 255 Издана под названием: Иллюстрировав. полная популярная библейск. Энциклопедия, в четырех выпусках. Москва. 1891. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 окт. 1990 г. приговор Петроградского ревтрибунала от 5 июля 1922 г. и определение кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 г. были отменены и уголовное дело производством прекращено за отсутствием в действии обвиняемых состава преступления. В. был канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апр.1992 г. На Никольском кладбище в Александро-Невской лавре священномученику установлен кенотаф. Лит. наследие В. невелико. Опубликовано неск. его проповедей и слов. В петербургский период его деятельности в газетах не раз отмечалась популярность его проповедей среди народа, иногда они печатались в кратком изложении. Интерес представляют сохранившиеся в архивах резолюции В. на журналах заседания Петроградского епархиального совета и др. материалах. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 216 [Послужной список 1910 г.]. Соч.: Преосв. Аркадий, еп. Олонецкий: Канд. дис.//Олонецкие ЕВ. 1899-1900 (отд. изд.: Петрозаводск, 1900); Беседа, произнесенная в день закладки церкви: Закладка нового семинарского храма//Самарские ЕВ. 1902. 10. Ист.: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1896/97 учеб. г. СПб., 1897. C. 338-339; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. С. 101, 386-387; По Северной России: Дневник воспитанников Самарской ДС за время летней поездки 1903 г.//Самарские ЕВ 1903. 21. С. 998-1009; 23. С. 1101-1125; 24. С.1159-1183; 1904. 1. С. 11-33; 3. С. 221-236; 4. С. 258-281; 5. С. 315-338; 6. С. 367-384; 7. С. 405-431; 8. С. 462-478; Наречение и посвящение ректора СПбДС архим. Вениамина во епископа//Изв. СПб епархии. 1910. 3. С. 17-19; Постановление Президиума Верховного суда РСФСР от 31 окт. 1990 г.//НиР. 1991. 5. С. 5-9; Рязанов Д. Б. Выступление на заседании Президиума ВЦИК 3 авг. 1922 г.: Вступ. ст. Я. Г. Рокитнянского//Вестн. РАН. 1992. 4. С. 103-121; Шкаровский М. В. Два эпизода борьбы с Церковью в Петрограде//Звенья: Ист. альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 2. С. 556-579 [с. 565-566 - письмо Зиновьеву]; Чельцов М. П. , прот. В чем причина церк. разрухи в 1920-1930-х гг./Публ. В. Антонова//Минувшее. 1994. [Вып.] 17. С. 411-473; он же. Воспоминания смертника о пережитом. М., 1995; он же. Когда отменили расстрел…: Письма к жене из заключения/Публ. В. В. Антонова//Минувшее. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 381, 382, 391, 395, 405, 406, 410, 427, 434; Политбюро и Церковь. Кн. 1-2; Бовкало А. А. После ареста св. митр. Вениамина: Несколько док-тов 1922 г.//История СПб епархии: Храмостроительство и приходская жизнь: Мат-лы конф. 22-23 окт. 1997 г. СПб., 1999. С. 120-129; Следственное дело Патр. Тихона. М., 2000; Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921-1925 гг.). М., 2004.

http://pravenc.ru/text/150263.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010