В чистом истинно-христианском браке мы имеем дело с тайной великого отречения от собственного эгоистического «я», не только ради жены или мужа, но ради детей – ради семьи. Вступающие в брак берут на себя обязанность блюсти себя с гораздо большей, чем прежде, бдительностью, ходить чистыми и непорочными пред очами чад своих. Отец и мать нравственно обязаны помнить, что каждое их недоброе движение или слово (тем более дело) повторяется, усвояется душами их детей, которых они дали миру и Церкви. Спасение собственной души и успех в добром нравственном воспитании детей требуют от христианских супругов целомудрия и чистоты жизни. Без сохранения супружеского целомудрия не может быть крепкой любви между мужем и женой. Любовь и целомудрие взаимосвязаны и взаимозависимы. «От любви, – говорит Златоуст, – происходит постоянное целомудрие» 351 . С другой стороны, «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех» 352 . Супружеское целомудрие должно проявляться во всем: в скромном обращении между собою и с посторонними, во всех действиях, в беседах, словах и, наконец, во взорах и мыслях, и, прежде всего, во взаимной верности мужа и жены 353 . Верность – это неизменный спутник супружеского целомудрия. Вступая в брак, супруги дали перед лицом Церкви обещание верности друг другу до конца жизни. Эта взаимная верность должна простираться даже до глубины движения сердца, так как всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). С этой измены (супругу или супруге) в сердце начинается супружеская неверность и на деле. Апостол указывает христианам: брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр.13:4 ); тех же, кто изменяет супружеской верности и оскверняет чистоту супружеского ложа, – блудников и прелюбодеев судит Бог ( Евр.13:4 ). Прелюбодеи Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ведь вместе с ее приходом все те, кто прошли сквозь ее врата, «одни перестали делать худое, а другие освободились от тяжелой работы; одни нашли убежище от бедствий, а другие – препятствие к деланию худого. Особенно же важно то, что» те, кто умирают, «упокоившись, навсегда останутся при этом упокоении; поэтому-то она [смерть] и служит [для них] разрешением от всех зол» 349 . Говоря о том, что умершие вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника ( Иов. 3:18 ), Иов, по мысли святителя Иоанна Златоуста , говорит о грядущем в новозаветную эпоху состоянии умерших праведников, которые – уже после пришествия в мир Христа и Его сошествия во ад – войдут в рай, чтобы «наслаждаться в Царствии Небесном» жизнью с Богом. При этом под приставником (по чтению Септуагинты – «собирающим дань») Златоуст подразумевает сатану 350 . Точно так же интерпретирует образ приставника, от власти которого оказываются свободны христианские подвижники, и святитель Григорий Великий . Он пишет: «Под названием приставника кого еще понимать, как не того жестокого обольстителя, который некогда вверг род человеческий в залог обмана и с того дня продолжает удерживать его долгом смерти?» 351 Наконец, Иов превозносит смерть и за то, что перед ее лицом малый и великий здесь равны, и раб свободен от господина своего ( Иов. 3:19 ). Как говорит Златоуст, во власти смерти одинаково «находятся все: малый и большой, занимавший высокое место и низкое» 352 . В заключительной части своего монолога ( Иов. 3:20–26 ) Иов недоумевает, почему же Бог вообще дает страдальцам жизнь: ведь у них не может быть никакой отрады в их земном существовании. Итак, продолжая мечтать о покое смерти, Иов говорит: На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? [На что дан свет] человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? ( Иов. 3:20–23 ). Все Святые Отцы, комментируя эти слова Иова, как и в целом всю вторую половину его начальной речи, посвященную теме смерти, обыкновенно подчеркивают, насколько же для этого страдальца было вожделенно быстрое наступление физической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Видение о Тире. 1 . Плачьте, корабли Кархидона 344 , потому что он 345 погиб, и не идут из земли Киттийской, потому что он отведен в плен. 2 . Кому подобны стали живущие на острове, купцы финикийские, переплывающие море 3 . По великой воде, потомки купцов? Купцы языческие подобны жатве собираемой 346 . 4 . Устыдись, Сидон, сказало море, а крепость морская говорит: я не болела, не рождала, не вскармливала юношей, не возращала девиц. 5 . А когда дойдет весть до египтян, их постигнет болезнь из-за Тира. 6 . Идите в Кархидон, плачьте, жители острова этого! 7 . Не был ли он для вас гордостью изначала, прежде нежели он предан был? 8 . Кто определил это Тиру? Ужели он худший или не сильный? Купцы его – славные князья земли. 9 . Господь Саваоф определил низложить всякую гордыню славных и обесчестить все славное на земле. 10 . Обрабатывай землю твою, ибо корабли более не придут из Кархидона. 11 . И рука твоя, потрясавшая царей, не будет более властвовать на море. Господь Саваоф дал повеление о Ханаане погубить силу его. 12 . И скажут: не будете более укорять и обижать дочь Сидона 347 , но если уйдешь в Киттим 348 , то и там не будет тебе покоя, 13 . А равно и в землю Халдейскую 349 , так как и она опустошена ассириянами, потому что пала стена ее. 14 . Плачьте, корабли кархидонские, потому что погибла твердыня ваша. 15 . И будет в тот день: оставлен будет Тир на семьдесят лет, в мере дней (одного) 350 царя, в мере человеческой 351 , а по окончании семидесяти лет с Тиром будет, как поют о блуднице: 16 . Возьми гусли, обойди город 352 , забытая блудница, хорошо поиграй, много попой, чтобы вспомнили о тебе. 17 . И по истечении семидесяти лет, Бог посетит Тир, и он снова придет в прежнее (состояние) и будет торжищем всем царствам вселенной на лице земли. 18 . И будет торговля его и прибыль святыней Господу, не для них 353 будет собрано 354 , но вся торговля его – для живущих пред Господом, чтобы они ели и пили, и насыщались, и торжественно вспоминали о Господе 355 . 344 Кархидоном обычно называется Карфаген, финикийско-тирская колония на северном берегу Африки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

власть. Всемогущего, дана ему 344 ./Итак, любите епископа, как отца, бойтесь его как царя и чтите, как Бога, приносите ему плоды ваши и дело рук ваших, дабы быть вам благословенными;//ваши начатки, ваши десятины, ваши священные дары и подарки дайте ему, ибо вами он и сам должен содержаться, и давать тем, которые нуждаются в этом, каждому как подобает. И таким образом, твоя жертва принимается Господом Богом твоим, как приятный фимиам в высоте небесной перед Господом Богом твоим 345 , и Он благословит тебя 346 и осыплет тебя благодеяниями обетования Своего, ибо в Премудрости написано: «Всякая простая душа благословится, и благословение снизойдет на голову S 4I/L 28//СА II. 35///всякого дающего 347 . Поэтому будь усерден в деле, старайся и приноси твой жертвенный дар; ибо Господь сделал бремя ваше легким и разрешил вас от путь уз 348 , и взял от вас тяжелое иго, и освободил вас от второзакония по великому милосердию Своему, как написано у Исаии: «Который лежащим во узах сказал: выходите» 349 , и снова: «И плененных освободит Он от уз их 350 . И у Давида сказал Он: «Он не презирал своих пленников 351 . И в Евангелии также сказал Он: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам покой. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен в сердце Моем, и вы найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» 352 .///Итак, если Господь даром благости Своей освободил вас и дал вам покой, и вывел вас к отдыху, дабы вы впредь не были связаны кровавыми жертвами и жертвенными даяниями, искуплениями и очищениями, священными приношениями и дарами, жертвами всесожжения и ://: разрешениями, хлебами предложения и соблюдениями очищений, и далее, – десятинами, начатками и приношениями, подарками и дарами 353 – ибо все это было возложено на них с необходимостью давать это, но вы не связаны этим, – то вы должны знать слово Господа, сказанное Им: «Если праведность ваша не больше праведности фарисеев и книжников, то вы не войдете в Царство небесное» 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Во-вторых, ответ Иисуса Иакову и Иоанну: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (10:39). Здесь Мессия опять же ясно говорит о своей жертвенной смерти. Не менее ясно Он даёт понять, что такая же судьба уготована Его ученикам 350 . Ведь формулировки схожи: «Я пью, будете пить», «Я крещусь, будете креститься». Хронологическая разница не уменьшает несомненности, но подчёркивает её, ибо здесь связь между настоящим и будущим непосредственна. В Мк 10:39 область христологии Страстей, средоточием которой является Иисус, расширяется, включая Его народ. В-третьих, слова Христа в Мк 10:42–44 . Здесь изложено учение о начальниках и великих людях, которые «господствуют над народами», а также заповедь ученикам: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (10:43–44). Похожую тему мы видели в Мк 9:34–35 . В данном случае, однако, формулировки более разработаны и предполагают суровое обличение «князей» и «вельмож» также и среди язычников 351 . Фразы «господствуют над ними» и «властвуют ими» предполагают тяжёлое, невыносимое бремя угнетения, совершенно противное воле Мессии. Ученики призваны к радикально иному подходу, который определяется словами «служители», «рабы» 352 . Это отказ от господства, это боль, унижение и тяжёлый труд, а, в конечном счете, страдание. Здесь христология Страстей учит людей такому образу поведения, который в корне отличается от обычного. В-четвёртых, объяснение предыдущей позиции: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45) 353 . Мессия хочет, чтобы Его ученики были «служителями», «рабами», потому что и сам Он пришёл послужить и отдать жизнь за человечество. Страдание и смерть Мессии ради спасения людей обозначены здесь предельно ясно. Христология Страстей пропитана духом любви и жертвы 354 , которые в свою очередь становятся единственным кодексом поведения учеников Иисуса 355 . Четыре блока учений Мессии в Мк 10:35–45 – важная часть христологии Страстей. Среди особенностей отрывка следует отметить то, какое значение для антропологии и сотериологии придаётся этой христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Воздохнем немного, и Бог станет милостивым. Познай, что у нас ничего не осталось здорового по Богу; всё немощи, страсти и оправдания. Как мы встретим Бога? Что же Он скажет нам? Как строго Он спросит с нас за то, что мы чего-то не желаем исполнять, потому что это не удовлетворяет нашим похотям? 20 Всегда вспоминай о смерти; пусть это поучение станет правилом твоей жизни. Какую муку испытывает душа, разлучаясь с телом! Как она тогда вздыхает, как плачет, но другой помощи нет у нее, кроме добрых дел! Поэтому теперь подвизайся в добром, в полезном, пока есть еще дыхание жизни, ибо приходит час, когда члены тела перестанут совершать дело спасения! Плачь горько, если желаешь обрести утешение в скорбный час смерти. Помни о Страшном Суде. О, страшен тот час, когда бедная душа услышит приговор о своей вечной участи! Великий Антоний плакал, приближаясь к смерти, а опечаленные его ученики говорили: – И ты, отче, боишься смерти? – Ах, чада, с тех пор как я стал монахом, память смерти не покидала меня! И святые боялись этого часа, тем более мы! Что же говорить о мне, жалком! Горько вздыхаю, вспоминая об этом. Так поступай и ты и обретешь великую пользу. 21 Истина Божия, подобно громогласной трубе, трубит и возглашает: Суета сует, всяческая суета 351 . Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? 352 Помни последняя твоя и во веки не согрешишь 353 . «Не пребывает богатство, не сопутствует человеку слава, смерть бо, пришед, сия вся упраздни» 354 . Вот истина, которая мощно и громогласно разрушает ложь! В каждой диавольской ловушке и помысле замаскирована ложь, вводящая человека в заблуждение. Поэтому будем молиться, чтобы Бог просветил нас светом истины, дабы тьма ушла и светлый день триумфа, преславной истины воссиял во всех наших помыслах, словах и делах, дабы мы, как добрые домостроители благодати 355 , сподобились похвалы пред святыми Ангелами. Когда? – Когда нам не будет угрожать гордость, ибо враг имеет власть даже до нашего последнего издыхания, после же сего – время воздаяния, венцов, пребывания с Богом, прекращение страха и слез: и отрет Бог всякую слезу с очей их 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Глава 50 (1) Так говорит Иегова: «Где то разводное письмо матери вашей, Которым Я отпустил ее 347 ? Или, кому из моих ростовщиков Я предал вас 348 ? Да, за преступления свои проданы вы, И за нечестие ваше Отвергнута матерь ваша. (2) Отчего, когда Я приходил, – и не было никого? Я звал – и никто не отозвался 349 ? Неужели слишком коротка 350 рука Моя, чтобы освободить, Или нет во Мне силы, чтобы исторгнуть? Вот прещением Моим Я осушу море, Обращу реки в пустыню; Сгниёт рыба их без воды, И погибнет от сухости. (3) Я одену небеса мраком, И власяницу положу в покров им 351 . (4) «Господь Иегова дал Мне язык научения, Чтобы я умел утешить 352 утомлённого словом; Возбуждает каждое утро, Будит мне ухо, Чтобы я слушал, как учащиеся. (5) Господь Иегова открыл мне ухо 353 , – И я не противлюсь, Назад не отступил. (6) Хребет свой Я дал бичующим, И ланиты свои – рвущим волосы 354 . Лида своего не закрываю От заушения и оплывания. (7) И Господь Иегова помогает Мне; Потому я не стыжусь, Потому держу лице свое, как кремень, И знаю, что не останусь в бесславии. (8) Близок тот, кто оправдает Меня: Кто думает состязаться со Мною, – Станем вместе; Кто хочет судиться со Мною, – Пусть приблизится ко Мне. (9) Вот Господь Иегова поможет Мне: Кто тот, который бы указал вину во Мне?.... Вот все они, как одежда, истлеют, Моль истребит их. (10) Кто из вас боится Иеговы, Пусть слушается гласа раба Его; Кто ходит во мраке, И нет света у него, – Пусть положится на имя Иеговы, И утвердится в Боге своём. (11) Вот все вы, возжигающие огонь, Опоясанные стрелами огненными, Падите в пламень огня вашего, И среди огненных стрел, раскалённых вами 355 . От руки Моей будет это вам, В страдании сляжете. XLI 347 По закону ( Втор. 24, 1, 3 ) муж, разводящийся с женою, должен был вручить ей свое свидетельство о разводе, после которого связь между супругами прерывалась навсегда. Вопросительный тон этой метафоры, представляющей здесь Иегову в брачном союзе с народом своим, показывает, что развода между ними не произошло, но что народ, вопреки воле Иеговы, удаляется от него грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Добродетель воздержания имеет дело с едой и питьём не как с пищей, а как с тем, что препятствует разуму. Поэтому вывод о том, что различным видам пищи должны соответствовать особые виды добродетели, несостоятелен. Ответ на возражение 3. Все опьяняющие напитки представляют собой один вид мешающего использовать разум препятствия, и потому различие питья имеет акцидентное отношение к добродетели. Следовательно, это различие не обусловливает различия добродетелей. И то же самое можно сказать о различии еды. Раздел 3. Является ли употребление вина всецело незаконным? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что употребление вина всецело незаконно. В самом деле, без мудрости человек не может достичь состояния спасения, в связи с чем читаем: «Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» ( Прем. 7:28 ); и несколько ниже: «Так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью» ( Прем. 9:18–19 ). Но употребление вина препятствует мудрости, в связи с чем читаем: «Вздумал я в сердце моем отвратить от вина тело моё, чтобы сердце моё руководилось мудростью» 350 ( Еккл. 2:3 ). Следовательно, употребление вина всецело незаконно. Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:21 ). Но отвращаться от блага добродетели, равно как и соблазнять братьев, греховно. Следовательно, употребление вина незаконно. Возражение 3. Далее, Иероним говорит, что «после потопа вино и мясо были дозволены, но пришествие Христа при скончании веков сообразовало конец с началом». Следовательно, похоже, что употребление вина противно закону христиан. Этому противоречат следующие слова апостола: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина (ради желудка твоего и частых твоих недугов)» ( 1Тим. 5:23 ); и ещё сказано: «Трезвое употребление вина – здоровье душе и телу» 351 ( Сир. 31:33 ). Отвечаю: еда или питьё, если рассматривать их как таковые, не могут быть незаконными, согласно сказанному [в Писании]: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Е.Н. Никулина Тема 4. Преподобные Продолжателями мучеников в деле евангельской проповеди считают преподобных. Действительно, повсеместное распространение этого подвига совпадает по времени с прекращением гонений в Римской империи. Но неверно было бы думать, что появление подвига преподобных имеет исключительно внешние причины. Борьба с грехом, преодоление «ветхого» человека и стяжание добродетелей «нового» всегда было задачей любого христианина. Христианство – это религия, преобразующая человека по образу Спасителя, ведущая его к богоподобию. Поэтому христианство с самых истоков своего исторического бытия неотделимо от аскетизма. Аскетика – это не удел немногих избранных, а непременное условие подлинно христианской жизни для каждого из нас. Преподобными, то есть подобными Богу, пришедшими в состояние богоподобия, называют именно тех, кто реализовал в себе аскетический идеал христианства. Это часто ведет к утверждению тождественности идеала преподобного с общехристианским идеалом святости. Как показывают исследования, аскетический подвиг существовал в Церкви всегда, даже в эпоху гонений I–III веков. Но в этот период аскетизм как бы проходил «процесс созревания». А когда массовые гонения прекратились, самым ясным доказательством истинности христианства стал пример преподобных, их добровольное мученичество в тяжелейшей борьбе с собственным грехом ради стяжания вечных благ. Важнейшей составляющей подвига преподобных является старчество – обучение христианскому совершенству, передача духовного опыта избранными Богом наставниками, – живыми носителями Предания, сосудами Святого Духа, носителями Его даров (и, прежде всего, дара рассудительности). Причастность «Преданию святых старцев», то есть аскетическому опыту Православия, является неотъемлемым условием правильности духовной жизни христианина. 4.1. Содержание подвига преподобных 350 Преподобными называют христиан, прославленных за монашеские подвиги, достигших святости путем монашеской аскезы. Подвиг этот является одним из установлений Божиих в Новозаветной Церкви. Призыв к монашеству, приводящему достойно подвизающихся к лику преподобных, св. Иоанн Лествичник видел в словах: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:16–18 ) 351 . Этот тип святости указан в словах Спасителя апостолу Петру: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еккл. 10 :14. (Хотя) безумный много говорит. Человек не знает, что было и что будет, (и) 339 кто возвестит ему, что будет после него 340 ? Еккл. 10 :15. Труд безумных 341 повредит 342 им 343 , потому что он 344 не знает пути в город 345 . Еккл. 10 :16. Горе тебе, город, в котором царь твой юн и князья твои рано едят 346 . Еккл. 10 :17. Счастлива ты, земля, в коей царь твой-сын свободных и князья твои во время едят, они сильны 347 и не постыдятся 348 . Еккл. 10 :18. От лености обвиснет потолок и при бездействии рук появится течь в доме 349 . Еккл. 10 :19. Со смехом едят 350 хлеб, вино и елей, чтобы увеселялись живущие, а серебру смиренно 351 послушно все 352 . Еккл. 10 :20. Однако и в мысли твоей не кляни царя и в спальной комнате твоей не кляни богатаго, ибо птица небесная перенесет голос твой и имеющий крылья 353 передаст речь твою 354 . Глава 11 Еккл. 11 :1. Посылай хлеб твой по поверхности воды, ибо спустя много дней найдешь его 355 . Еккл. 11 :2. Уделяй 356 семи и даже восьми (человекам), потому что не знаешь, какое бедствие 357 будет на земле. Еккл. 11 :3. Если облака наполнятся дождем, то изливают (его) на землю 358 ; если упадет дерево на юг, или на север, то на том месте, где упадет дерево, там оно и останется 359 . Еккл. 11 :4. Кто наблюдает за ветром, тот не посеет, и кто смотрит на облака, тот не будет жать. Еккл. 11 :5. При этом 360 (как) никто не знает пути ветра, равно как и (образования) 361 костей во чреве беременной женщины, так и ты не поймешь дел Божиих, всего, что Он совершает 362 . Еккл. 11 :6. По утру сей семя твое и вечером пусть не оставляет (сего) рука твоя, ибо не знаешь, какое (семя) выростет, то или это 363 , или оба равно хороши (будут) 364 . Еккл. 11 :7. И сладок свет, и приятно для глаз смотреть на солнце, Еккл. 11 :8. Так что если человек и много лет проживет, то всем сим будет увеселяться, (хотя) и вспоминать будет о днях темных, что их будет много: все грядущее-суета 365 . Еккл. 11 :9. Веселись, юноша, в юности твоей и радуйся сердцем своим во дни юности твоей, и ходи непорочно по влечению сердца твоего, а не 366 по взгляду очей твоих 367 , но знай, что за все это Бог приведет тебя на суд 368 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010