В самой идее мессианского служения Иисусова заключается мысль, что Мессия должен разрушить царство тьмы. Вот почему, как мы и видим из евангелий, вся жизнь Его была непрерывной борьбой с этим царством и его представителями, и, по образному выражению ветхозаветному, Он стирал главу змия – символа зла. Но, по тому же образному выражению, этот змий блюл и Его пяту, т. е. не только противостоял, но и сам нападал. О двух таких нападениях повествует евангельская история, одном – в начале, другом – в конце общественного служения Иисуса Христа; одно было в пустыне, другое – в саду Гефсиманском; первое произведено было посредством обольщения, другое – посредством страха перед смертью ; оба имеют характер искушений, и в обоих случаях царство тьмы было побеждено Богочеловеком. Христос является победителем греха, будучи искушен по всяческим, кроме греха. Возможность искушения Мессии заключалась в том, что Он – человек; невозможность падения его при искушении заключалась в том, что Он – Богочеловек. Сущность искушения здесь состояла в том, что искуситель воздействовал на человеческую природу Иисуса, производя в ней искусительное впечатление соблазнительными мыслями, которые нужно было препобеждать; следовательно, неизбежна была борьба, хотя невозможно падение. Этой невозможностью падения нисколько не ослабляется значение этой борьбы, как борьбы и победы, ибо, если бы искуситель произвел в душе Иисуса хотя малейшее поползновение ко греху, то это имело бы значение величайшей победы диавола по величию лица Иисусова; следовательно, эта непоколебимость, отсутствие всякого поползновения ко греху в человеческой природе Иисуса есть величайшая победа над искусителем. Пользуясь этой возможностью искушения, дух-искуситель и искушал Иисуса перед вступлением Его в дело общественного служения и искушал в продолжение 40 дней Его поста, хотя и неизвестно как. В последнее время нападения его сделались более чувствительными. Сам дух зла явился Ему в образе духа зла, дух виден был духовному взору Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

Беспредельная любовь к Господу Богу; исполнение Его великих заповедей; лицезрение Его любвеобильного отеческого образа, – все это делало их жизнь безмерно счастливой. Но…лишь только они преступили заповедь своего любимого Отца; лишь только они проявили преступное стремление, постигнувши сокровенное, сделаться такими же богами, как Он –поползновение гордыни было наказано, они лишились райской жизни, и детская беспечность сменилась мучительно заботой; радость общения с Ним, с Богом, уступила место тревоге о завтрашнем дне. Они увидели, что они наги и первые плоды порывистых шагов горделивой самостоятельности выразились в том, что они вынуждены были сделать себе из листьев прообраз современной одежды; а затем, после изгнания из рая, в сплошной уклад их жизни вошла борьба за существование, личная обособленность, личный эгоизм, потом открытая борьба сначала с природой и стихиями; далее с дикими зверями с животными и, наконец, с таким же человеком, как и они сами. Не будет ошибочным предположение, что самым первым дефектом новой жизни, который встал перед глазами первых людей, так неразумно освободившихся от Божественного попечительства, было неведение о том, что готовил грядущий день; откуда ждать опасности; где искать спасения, – и поэтому, само собой разумеется, к разрешению этих самых насущных проблем жизни был направлен весь ум и опыт первых людей. Это естественно и потому, что всегда человек, теряя, что-либо, стремится так или иначе компенсировать эту потерю. При таких условиях создалось стремление к предугадыванию будущего, и на этой почве, конечно, вековым опытом создалась, прежде всего, астрология, основателями которой, как утверждаем предание, были пастухи, которые во время ночных пастбищ созерцали небесные аспекты и сопоставляли им известные мировые события. С течением времени, когда культура, идя поступательным движением, объединила людей в семьи, затем в различные группы, общества, создался религиозный языческий культ, а вместе с ним и жреческие касты. Как известно, жрецы древних эпох занимали очень видные жизненные позиции и являли особый высокообразованный правящий класс. Поэтому, само собой разумеется, все стремление их было направлено к тому, чтобы обладать в области человеческих знаний такими преимуществами перед всеми остальными людьми, какие делали бы их прежде всего самой необходимой сущностью для этих остальных людей, а затем ставили бы их на позиции неизмеримо выше существующих вокруг них положений; и, само собой разумеется, в делах управления судьбами народа своей религии они должны были стремиться к тому, чтобы возможно меньше впадать в роковые ошибки и недоумения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

светлости от дел народных заключат невежды между нами холодность, следовательно, и натурально станут искать случаев к разврату». На это хан написал: «Всем татарам ясно известно, что отчуждение мое от дел не по причине взаимной моей с вами остуды, но единственно во избежание взнесения на меня каким-либо образом противоборствия воли императорской и желаниям моих приятелей!» Суворов понял так, что хан в возможности этого взнесения подозревает его самого и отвечал: «Я не говорю о причинах, для коих вы отчуждаетесь от управления общественными делами, и не моя должность их испытывать, а предвоображая только малосмысленность простолюдин, не без причины советовал и советую для благоденствия и тишины ваших подданных присутствовать в престольном своем городе; следовательно, нет тут ни малейшего повода к заключению, чтоб на случай неприятных от татар поползновений приписывать без правды оных вину в. светлости. Такой подлый поступок несоответствен ни чину, ни сентименту моему. Я недоумеваю, какую и когда в. светлость приметить изволили мою несправедливость, кого я когда оклеветал? Я знаю себя, и знаю твердо, что никто меня не докажет в таком презренном пороке. Итак, буде выражение употреблено не для того, чтоб безвинно меня обидеть и отразить усердные и полезные для вас советы, то прилежно прошу, внемля моей искренности, возвратиться к своему трону, где, сохраняя всю целость области вашей, удобнее и в непредвидимых случаях охранить от всяких наветов особу и здоровье в. светлости». Суворов дал знать Румянцеву, что Шагин-Гирей отправил к императрице двоих депутатов, как слышно, с возражением против вывода христиан. Последних к концу августа было вывелено в Азовскую губернию 17575 душ обоего пола. Суворов доносил также, что между крымскими татарами все более и более обнаруживается желание принимать христианство. В горах до 20 семей крестилось от греческих священников и выселилось вместе с христианами так скрытно, что и последние не могли об этом узнать. Множество татар приходят к начальникам войск с просьбою о крещении, но на это им отвечают молчанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Самое тяжелое обвинение, которое можно было бы предъявить генералу Корнилову не в юридическом, но в историческом плане, — это его провал. Надо сразу сказать, что шансов на удачу, даже при более продуманной организации, у него было немного. Россия пережила катастрофу в феврале и марте 1917 г. и с тех пор пожинала ее плоды, одним из которых, и самым неотвратимым, был развал армии. Но история знает как опыты остановки, замораживания революционных процессов, так и случаи успешных контрреволюционных переворотов либо гражданских войн, победителями из которых выходили сторонники реставрации прежнего, дореволюционного государственного строя. Половинчатость политической позиции генерала Л.Г. Корнилова, его неготовность выдвинуть последовательно контрреволюционные лозунги, повторившаяся впоследствии в ходе гражданской войны со стороны лидеров Белого движения, если и не обрекали корниловцев 1917 г., равно как и продолжателей их дела, вступивших в гражданскую войну с красными, на поражение, то существенно подрывали их шансы на победу. Российские политические традиции требуют последовательности, с доведением идей и лозунгов до их логического предела, и поэтому в политической борьбе они дают фору тем, кто способен идти до конца: у нас и самые патентованные, с формальной стороны, либералы отличаются подчас поразительно не-либеральной оголтелостью, таким образом, вероятно, пытаясь соответствовать национальному менталитету и вписаться в отечественные традиции. А они, и традиции, и менталитет, не только у нас такие — на другом конце Европы расположена страна, история которой имеет известные параллели с российской историей. Это Испания, и вот, в гражданской войне в Испании генерал Франко, ставший потом генералиссимусом, победил по разным причинам, но в не малой степени потому, что он воевал не под лозунгом наведения порядка в Испанской республике, разваливающейся под грузом социальных конфликтов и сепаратистских поползновений, но декларируя открыто ясную и понятную цель — упразднить республику и восстановить в стране монархическое правление, что не помешало ему после победы, при формальном провозглашении Испании королевством, править в режиме военной диктатуры до конца своей долгой жизни. Генерал Корнилов, осуществивший в свое время арест святой императрицы, и не мог, и, похоже, не хотел действовать подобным образом. Он не сжег за собой мосты. Это был своего рода недопереворот, схематически повторившийся у нас три четверти века спустя. После ареста Корнилов, подвергаясь допросам, пытался оправдаться, уверяя следователей в том, что он не замышлял покушения на демократию. В этом он был прав. Но это обстоятельство как раз и способствовало его поражению.

http://pravoslavie.ru/106507.html

В предотвращение подобного поползновения на будущее время комитет полагал постановить: а) что всякий перевод свящ. писания, кроме существующего славянского, почитается противозаконным; б) что посему всякие подобные переводы, представляемые в типографии, или литографии, без дозволения Св. Синода, должны быть конфискованы и препровождены к духовному начальству, а предъявители оных немедленно предаваемы суду, как нарушители законов; в) в предосторожность же, чтобы и в духовно-учебных заведениях, под видом изучения еврейского языка и. преподавания лекций, не могли впредь образоваться какие-либо подобные переводы, принять к наблюдению следующее правило: инспекторам академий и семинарий и помощникам их, в точное исполнение 70 и 71 §§ устава духовных академий, иметь неослабное наблюдение за внешними и домашними упражнениями воспитанников; при этом внушить первым, что если от недосмотра их окажутся у последних какие-либо неодобренные правительством книги, или списки с оных, то они будут подвержены за сие строгой ответственности по законам. Поступки лиц, отказавшихся представить требованные у них экземпляры перевода, представлены на усмотрение Св. Синода. Преосвященный Варлаам, епископ чигиринский, не согласился с заключением комитета и представил особое мнение. „Частное мнение свое – писал он – долгом поставляю представить: а) на причины, которые могли побудить переводчика к составлению перевода; б) на причины, которые могли побудить распространять тот перевод; в) на средства, которые можно предпринять к предотвращению подобного посягательства частных лиц на перевод библии в будущее время; г) на первоначальные ответы протоиерея Панского, данные им на предложенные от Св. Синода вопросы; д) на дополнительные к оным объяснения, которые вменено в обязанность комитету рассмотреть подробно и которые, по моему соображению, всего более объясняют сущность рассматриваемого комитетом дела, и е) вместе с рассмотрением всех тех пунктов, на степень виновности о. протоиерея Павского в деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

евгений 27 октября 2014, 16:39 ИГОРЮ--Игорь,все сказано прямым текстом.Это уже должно не настораживать,а открыть глаза.Хочешь мира-готовься к войне. Избитость данного выражения никоим образом не лишает его справедливости.Ситуация нынешняя отсылает нас прямиком в год эдак 1940-й.Наступающий 2015-й-грядущий 1941-й. Может быть наши усиленные молитвы переменят гнев на милость. Думается,Господь этого и ждет от нас--покаяния в прежних грехах и усиленной молитвы. ОТ ВСЕГО РУССКОГО НАРОДА Николай 27 октября 2014, 16:34 И еще. На самом деле - верно,что немцы тащат на себе всю Европу. Евро - это по-сути немецкая марка и европейский банк там-же. Германия давно это поняла,но вот что не-христианское в этом понимании,так это то,что награды за свои труды немцы требуют здесь и сейчас и часто за счет других народов,считая что достойны лучшей участи за то,что они немцы. Это вообще общезападная идеология,приводящая к тем-же выводам,что сейчас на себе чувствует Россия,т.к продолжает настаивать,на ожидании награды на Небесах,а здесь крест,т.е.ответственность за слабых. Сильные-то должны носить немощи безсильных,а не кушать их... Николай 27 октября 2014, 16:21 Между прочим,кроме Германии,нигде не сохранили на знаменах тот символ,которым некогда было велено побеждать св.Константину Великому. Все прогнулись под дьявольскую пентаграмму,хотя как прижмет - крестятся. Нет,немцы не святые конечно,но такое наблюдение. Причем Первая мировая,как нас учили в школе,была для всех империалистической,кроме Сербии. Россия мечтала,к примеру,о Константинополе,который и получила бы в результате. И большевизм,кстати тоже форма национализма,если понимать под ним всецелое оземленение всей жизни. Ведь нации - это форма земного существования человечества и если национализм берет верх,то земля " побеждает " Небо в сердцах людей. О чем давно написано в Апокалипсисе. Игорь Носов 27 октября 2014, 10:28 Странно всё это.Вот нас упрекают,я имею ввиду Россию, и обвиняют в агрессии и каких то захватнических поползновениях.Но это же не правда,это ложь.Вся история мира,свидетельствует об этом.В России,меньше,чем где бы то ни было,присутствуют захватнические веяния,так было,и так есть.Нам,России,этого и не нужно,мы и так,Россия,больше всех.ЛОжь,ложь,ложь,со стороны наших заклятых друзей настораживают.

http://pravoslavie.ru/74531.html

Великий визирь издал приказание конфисковать типографию. Так и поступили, причем конфискованы были не только типографские принадлежности, но и деньги, и одежда. Но так как донос иезуитов не имел и тени справедливости, то наказание, которое они готовили другим, обратилось на них самих. Их общежитие было закрыто, храм заключен, имущество конфисковано, члены ордена взяты под арест. Напрасно французский посланник употреблял все меры к примирению правительства с иезуитами и даже грозил войной туркам. Ничего не помогло. После многих препирательств между указанным посланником и Портой последняя издала приказ об изгнании иезуитов из пределов Турецкой империи. При этом же повелено было книги и прочие вещи, конфискованные в типографии Метаксы, возвратить по принадлежности. 283 Значит, греки взяли верх. По замечанию одного писателя начала XVIII в., турки, примечая у иезуитов беззаконные поползновения их против греков, должны были «насильственно, уздой и удилами обуздывать» этих пришельцев Запада. 284    Латинские пропагандисты, и в особенности иезуиты, не находили себе простора не только среди православных, живущих на глазах греческой церковной власти, но и вдали от этой последней, например между православными сирийцами Турции. Порта и здесь становилась посреди дороги римско-католических миссионеров. Укажем на один случай в этом роде, поучительный по тем отзывам, какие делаются при этом относительно римско-католической религии со стороны магометанских властей. Вот что происходило в Сирии в начале XVIII в. В Сирию проникли иезуиты и некоторые другие католические ордена, стали утверждать папизм и начали пренебрежительно относиться к православным. Тогда сирийское православное духовенство через посредство Константинопольского патриарха обратилось с жалобой к Порте и выставило на вид, что римо-католики, и в особенности иезуиты, наносят вред их религии. Порта вняла голосу просящих — и вот появляется фирман, которым воспрещается римо-католикам миссионерствовать в Турции. Содержание этого фирмана очень интересно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

В законах Драконта содержался и своего рода уголовный кодекс, который обнаруживает немалое сходство с санкциями ветхозаветного Закона. Так, неумышленное убийство влекло за собой пожизненное изгнание. Дело рассматривалось в апелляционном суде, который устанавливал наличие или отсутствие преступного умысла, причем суд мог и простить невольного убийцу, однако в том только случае, если на это давали согласие близкие родственники погибшего, либо даже без их согласия, но по ходатайству 10 избранных членов фратрии, к которой он принадлежал. Намеренные преступления, не только государственные и религиозные или умышленное убийство, но и кража, даже незначительная, вроде похищения овощей с чужого огорода, карались смертью . Поэтому о законах Драконта, который стал на века эпонимом сурового законодателя. «Как говорили, Драконт писал законы кровью, а не черной краской. Когда у Драконта спросили, почему он карает большую часть преступлений смертной казнью, он ответил, что и мелкие преступления заслуживают этого наказания, а для больших он не нашел еще большего» (Плутарх, цит. изд., с. 99). Невысоко оценил законодательство Драконта Аристотель. «Своеобразного, заслуживающего упоминания, – писал он, – в этих законах нет ничего, исключая только их суровость из-за размеров наказания» (Аристотель, цит. изд., с. 442) – характеристика вряд ли вполне справедливая, все-таки это был первый писаный юридический кодекс Эллады. На рубеже VII и VI столетий до Р. Х. в Афинах усилилась социальная и политическая напряженность, которая вызывалась разными причинами, в том числе и давним соперничеством эвпатридов с худородными, тяжбами между родами, поползновениями честолюбцев на тираническую власть, но главной бедой стало разорение мелких крестьян. По законам Драконта, ввиду неотчуждаемости родовой земли, родович, бравший ссуду у состоятельного землевладельца, чаще всего эвпатрида, отдавал в залог не свой надел, а выращенный на нем урожай. При неспособности выплатить долг он в течение неограниченного срока должен был выдавать кредитору шестую часть урожая, на его земле в качестве знака его несостоятельности ставился закладной камень (орос) с начертанной на нем записью о размере долга. Банкротовгеомеров, попавших в долговую кабалу, называли шестидольниками (эктеморами). По странному недоразумению В. С. Сергеев (см.: Сергеев, цит. изд., с. 172), а также французский историк А. Боннар (см.: Боннар, цит. изд., с. 148) полагали, что должники должны были выплачивать не одну шестую, как это было в действительности, а пять шестых урожая. Между тем труд земледельца не был в ту пору столь производителен, чтобы семья могла прокормиться от шестой доли урожая, выращенного ею одной. Затем, сама эта неограниченность срока долговой кабалы естественным образом вытекала из относительной незначительности ежегодных выплат, очевидно несоизмеримых с размерами ссуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Понеже есть добрыя люди, есть купцы Царьствия Небеснаго, есть богатьства, есть и благодетели, а надо всеми сими первейшая к нам незабвенная математерь наша Наталия здравствует, и хотя всезлобный рок отторгнул ея от нас телесно, но не отторгнул ея душевно, хотя она пребывает в шумном и ликующем граде, но дух ея всегда обитает с нами в мирной сей пустыни, обитает при тех дражайших сокровищах, где хранятся блаженныя ей Мы совершенно уверены в даронебесной ей совести, что, доколе она во плоти, свеща милосердия ей не угаснет, лучь щедрот не померкнет и яркая звезда любви ея к сиротам в облак забвения не зайдет. Она непреложна, она не забудет и тех восхитительных дней, в которыя в сем великолепнейшем храме, как торжественная нимфа, предстояла в чину умиленных голубиц, где услаждала она свои душевныя чювства сладкогласным пением и чтением Божественнаго Писания. И так сие окончив, да не будет противоположно совести вашей, о, всепочтеннейшии слушателие, упомянуть и о сем, и да не назовется имя мое лицемерством, ибо слышится, что некоторыя изсреди соньма нашего есть глаголющих противная и ропщущих стропотная и развращенная на жизнь достопамятнейшаго Феодора и частныя неудовольствия приписывая ко всеобщему нарушению блага. Нет, свидетельствуюсь живым Богом, что хотя в течении последних лет его правления и ослабилась рука известнаго полновластия, но сие произошло не от собственнаго его нерадения или какого-либо душевнаго поползновения, но от стечения злоключительных времени сего обстоятельств, а более от развращенных нравов и общаго между собою несогласия, поскольку никакая история, никакое предание нас не уверяет, чтоб испорченная совесть народа удержалась твердым основанием мирнаго спокойствия, но всегда подвергались непредвидимым падениям даже и громкия властители, а Феодор Петровичь един едино полагал и мыслил, дабы при его жизни столь значительное количество людей бедных не потерьпело какого изнурения и в пропитании крайняго недостатка. А потому неусыпныя его старания и попечения остаются для чювствительнаго сердца памятником, навсегда незабвенным. А не судить должны мы яко человека, человеческим некогда падениям подвержена, ибо осуждаяй ближняго отъемлет Суд Судии небеснаго, но воспомянем собственно каждый о своих недостатках: кто же в нас без слабости, все, по реченному, есмы в бедах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вся совокупность пирамиды, храма и служб была окружена стеной. Всё это находилось на краю плоскогорья, возвышающегося над долиной, где внизу от пирамиды возникал обнесённый стенами город 17 . От этого города наверх к пирамиде вёл проход, построенный из массивных камней, который в нижнем и обращённом к городу конце замыкался большим и величественным строением из гранита или известняка, пол которого был сделан из алебастра; в целом это был великолепный портал, достойный вход к такой внушительной гробнице. Через этот портал проходила в праздничные дни процессия в белых одеждах, направляясь из города вверх по длинному белому проходу к храму, над которым возвышалась колоссальная громада пирамиды. Простой народ из города внизу, вероятно, никогда не имел доступа внутрь ограды пирамиды. Над городской стеной сквозь колыхающуюся листву пальм видел он сверкающую белую пирамиду, где покоился бог, некогда правивший им, а рядом с ней медленно вырастала из года в год другая каменная гора, принимавшая постепенно форму пирамиды; в ней должен был однажды найти упокоение его божественный сын, великолепие которого ему удавалось иной раз уловить одним глазом в дни празднеств. Хотя подобающее погребение фараона и его вельмож было таково, что оно серьёзно подрывало экономические условия государства, всё же сложное погребальное оборудование ограничивалось пока немногочисленным классом. Простой народ продолжал опускать своих мертвецов без малейшего поползновения на бальзамирование в могилу своих доисторических предков на границе западной пустыни. Правительство и общество, ремёсла и искусство Начало царской власти и обычаев, сообщивших ей столь своеобразный характер в Древнем Египте, как уже заметил читатель, коренится в столь отдалённой древности, что мы можем различить лишь слабые следы эволюции этого установления. В эпоху образования сплочённой нации при Менесе институт царской власти был уже весьма древним, и последующее более чем четырёхсотлетнее развитие его сделало то, что в конце Древнего царства сан фараона был облечён престижем и чрезвычайным могуществом, требовавшими глубочайшего почитания от подданного, будь то знатного или худородного. Более того, царь считался теперь официально богом, и одним из наиболее употребительных титулов его был «Благой Бог»; настолько велико было почитание, которое подобало воздавать ему, что, говоря о нём, избегали называть его имя. Придворный предпочитал обозначать его безличным «Они», и «довести до Их сведения» становится официальной формулой взамен фразы «доложить царю». Царское правительство и лично сам монарх обозначались словом «Большой Дом», по-египетски «Пер-о», – выражение, дошедшее до нас через евреев в виде «Фараона». Был также ряд других выражений, которыми щепетильный придворный мог пользоваться, говоря о своём божественном владыке. Когда царь умирал, он причислялся к сонму богов и подобно им получал вечное поклонение в храме перед огромной пирамидой, в которой он почивал.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010