Житие второго преемника Такла-Хайманота имеется в единственной рукописи Orient. 728 Британского Музея, где оно занимает последние 49 листов; начало книги посвящено житию Такла-Хайманота. Написан этот экземпляр не ранее XVIII века – в этом убеждает как палеография, так стиль и подробности многочисленных интересных иллюстраций 124 . Но житие выдает себя за произведение еще XIV века, так как в послесловии автор его призывает благословение святого на „отца нашего Иоанна Кама, потщавшегося о написании „его подвигов“ много дней спустя по забвении их“. Ацка-Руфаэль, расписавшийся под этим послесловием и назвавший себя „сыном“ Иоанна Камы, мог быть и автором жития и простым переписчиком, даже не современным этому настоятелю. Что „забвение“ подробностей жизни Филиппа действительно было, в этом отчасти убеждает нас характер изложения. До-монастырский период жизни святого, наименее известный монахам, уже по самому существу дела, изукрашен измышленными беседами его, еще мальчика с законоучителем о таинстве Св. Троицы, о заблуждениях язычников, о волхвах, наполнен разговорами его с родителями по поводу убиения волхва, по вопросу о браке и т. п. В дальнейших частях жития мы постоянно встречаем длинные отступления, речи, влагаемые в уста действующих лиц, молитвы, приписываемые святому, рассуждения автора (напр., его монолог с клеветником За-амануэлем и т. п.). Все это как-будто служит автору для замены недостающих фактов так же, как и для риторических украшений и вообще литературных целей. Вообще на литературную сторону жития обращено автором большое внимание, и в этом отношении многие места его труда удались весьма недурно и представляют интерес, особенно вступление, послесловие и, напр., такие вставки, как притча о зайце и земле (f. 195 r.). В некоторых случаях повествование опирается о местные предания (напр., f. 194 r.). Кто бы ни был автор жития, несомненно то, что оно стоит в тесной связи с дабра-либаносским житием Такла-Хайманота; вступление, представляющее восторженное обращение к этой обители, повторяет в почти буквальных выражениях те свидетельства об особенном благодатном действии на нее Духа Святого, которые житие Такла-Хайманота влагает в уста монахов пустыни Вали и патриарха Матфея 125 . Оба жития делятся на главы (me " eräf); кроме того житие Такла-Хайманота дает сведения и о Филиппе, согласные с пространным житием последнего. В виду интереса, которое оно представляет как с исторической, так и с литературой стороны, мы решились дать в приложении к настоящему труду его полный перевод; здесь для сравнения приводим два места из дабра-либаносского жития Такла-Хайманота, повествующие о Филиппе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Анатолий Степанов: Россия должна удержать Эрдогана от рискованного шага Убедив президента Турции не превращать собор Святой Софии в мечеть, наша страна даст хорошую пощечину патриарху Варфоломею 30.03.2019 1276 Время на чтение 4 минуты Убедив президента Турции Реджепа Эрдогана не превращать собор Святой Софии в Стамбуле из музея в мечеть , Россия даст хорошую пощечину Константинопольскому патриарху Варфоломею. Об этом в интервью Федеральному агентству новостей заявил православный эксперт, редактор портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов, сообщает Федеральное агентство новостей . Эрдоган привел в пример расположенную напротив Святой Софии Голубую мечеть, куда «туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно» заходить. Кроме того, заявил он, турецкий народ всегда будет населять ту территорию, которую сейчас занимает Турция, и не позволит вернуть Стамбулу историческое название Константинополь. Показательно, что вот уже неделю после столь громкого заявления молчит Константинопольский патриарх Варфоломей, в последние годы усиленно позиционирующий себя главой всего мирового Православия. Эрдоган таким образом пытается ответить на признание США Голанских высот территорией Израиля. Хотя Святая София — храм православный и не имеет никакого отношения к Соединенным Штатам. Но Эрдоган своим заявлением буквально разоблачает Фанар, указывая, что Варфоломей — креатура «Вашингтонского обкома», — считает Анатолий Степанов. Ситуация со Святой Софией, по мнению эксперта, сложная для нашего общества в том смысле, что в России с XIX века усилиями славянофилов сформировалась мечта вернуть этот храм Православию. «Однако дважды Бог не давал реализоваться этой мечте, когда, казалось бы, русские войска стояли буквально на пороге Константинополя. Напомню, это было во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и во время Первой мировой войны. Я считаю, что в этом проявился Промысел Божий», — полагает собеседник ФАН. России было показано, что мы должны, прежде всего, думать о сохранении Православия в своей стране, поскольку сегодня Москва — это Третий Рим, а четвертому не бывать, пояснил эксперт.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/30/an...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бой за историю 27.02.2008 413 Время на чтение 7 минут Рецензия на книгу Фритьофа Беньямина Шенка " Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000) " (Авторизованный перевод с нем. Елены Земсковой и Майи Лавринович.. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 592 с.) Спектр здесь достаточно широк - от анекдотической по своей безграмотности и патологической русофобии книги А. Нестеренко " Кто победил в Ледовом побоище " (М.: Олма-Пресс, 2006), где утверждается, что немцы несли на славянские земли только христианство и просвещение (какое " просвещение " несли крестоносцы, можно увидеть хотя бы из истории разграбления ими Константинополя в том же XIII в.!), а русские умели лишь грабить, убивать, сжигать на кострах взрослых и детей, - до " тяжелой артиллерии " , представленной впечатляющей монографией, о которой пойдет речь. Автор ее, Фр.Б. Шенк, переработал огромное количество летописных и архивных источников, исторических материалов, художественных и публицистических произведений, проанализировал множество иконописных изображений, фресок, храмовых росписей, книжных иллюстраций, лубков, листовок, плакатов, памятников, созданий исторической живописи и т.д.; особый раздел составляет покадровый анализ фильма Эйзенштейна " Александр Невский " ; список литературы на русском, немецком и английском языках превышает шестьсот названий. На протяжении более чем полутысячи страниц исследуется развитие " мифа об Александре " , от первых рассказов о его деяниях во владимирских и новгородских летописях до новейших книг и статей о нем. Для чего проделана эта работа, и к каким выводам приходит исследователь? Побудительным толчком для предпринятого исследования послужило, по свидетельству автора, посещение им Музея Великой Отечественной войны в Москве в 1996 г. Там он натолкнулся на символический " меч Александра Невского " и задался странным (если только не намеренно провокационным) вопросом: " что общего имеет средневековый новгородский князь, великий князь Владимирский, правивший в XIII в., с победой Красной армии во Второй мировой войне? " . Если бы речь шла только о ликвидации, в результате многолетней работы, столь странного непонимания, не стоило бы об этой книге и писать. Но в монографии Фр. Б. Шенка есть ряд особенностей, любопытных и сами по себе, и на фоне трудов его единомышленников (от некоторых из них автор стал бы, думаю, открещиваться изо всех сил - но компанию себе мы выбираем своими действиями...).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > В день насильственного отречения царя Николая II от престола 15 марта — празднование иконы Божией Матери «Державная» 15.03.2024 176 Время на чтение 5 минут Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день насильственного отречения царя Николая II от престола. Мы знаем из описания обретения иконы, как крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую черную икону Божией Матери. В этой подробности, может быть, еще одно напоминание, что великая катастрофа 1917 года была попущена Богом в первую очередь за невнимание и небрежение к святыне многих православных людей. Но Господь и Божия Матерь никогда не оставляют нас в наших бедах и предваряют нас Своей милостью. Когда икону отмыли, то увидели изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. Весть об обретении иконы быстро распространилась среди православных. Смысл этого духовного события был очевиден. Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патриарха Тихона. Неудивительно, что вскоре обрушились жесточайшие гонения на молящихся перед «Державной» иконой Божией Матери. Из всех храмов были изъяты списки этой иконы, арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя ее изображение, а некоторые составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. Не для того Божия Матерь совершила чудо, чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом, и Господь принимает все наши беззакония. А для того, чтобы Ее заступничеством мы принесли истинное покаяние.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/15/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Впервые за 100 лет… На Леушинском подворье состоялось первое после революции архиерейское богослужение 24.05.2016 685 Время на чтение 5 минут 21 мая, в день памяти святого Апостола Иоанна Богослова, в храме Иоанна Богослова на историческом Леушинском подворье состоялось историческое событие – первая после революции архиерейская служба. На престольный праздник храм впервые посетил глава Санкт-Петербургской епархии митрополит Варсонофий. Об этом в полной мере историческом событии корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова побеседовала с настоятелем храма Апостола Иоанна Богослова, директором мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиереем Геннадием Беловоловым . Начать надо с того, что в храме Леушинского подворья я служу 16 лет, и все это время идет реставрация. Этот процесс имеет свою специфику, так как в здании долгое время располагался областной психдиспансер, под нужды которого все помещения были перестроены: келии переделаны в кабинеты врачей и процедурные, храм разделен двумя межэтажными перекрытиями. Реставрация в историческом центре города - дело дорогостоящее и хлопотное: стройматериалы складировать негде, стоимость вывоза мусора делает его золотым. Наш храм является памятником архитектуры федерального значения, но никогда ни единой копейки на его реставрацию от государства мы не получали. Восстанавливаем храм своими силами. Ремонт идет медленнее, чем хотелось бы. Снаружи храм обновлен, заново перекрыт центральный купол, установлен крест, но внутри предстоит большая работа. Самое главное - нет иконостаса, его создание требует астрономических по нашим меркам сумм. В силу этих причин, казалось мне, в нашем храме не скоро может состояться архиерейская служба. И вдруг я узнаю о желании митрополита Варсонофия послужить в нашем храме. Это известие, переданное мне за неделю до визита владыки, стало для меня полной неожиданностью. Но нас несколько успокоили, сказав, что правящий архиерей любит бывать в строящихся храмах, наблюдать, как идет реконструкция. На мои возражения, что в храме нет иконостаса, было передано благословение владыки служить по пасхальному чину, то есть с открытыми Царскими вратами, если бы они у нас были.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/vp...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Духовный голод человек может утолить только через Добротворчество» Международный фонд развития биомедицинских технологий провел День памяти выдающегося врача академика В.П. Филатова 27.02.2021 1615 Время на чтение 6 минут Традиции – это не только наше историческое, национальное и культурно-духовное наследие, но и критерии, идеал от которого нельзя никогда отступать, а неукоснительно этим традициям следовать, чтобы Человечество никогда не потеряло свои нравственные принципы и могло Совершенствоваться! Академик В.П. Филатов 25 февраля Международный фонд развития биомедицинских технологий им. В.П.Филатова провел День памяти академика В.П.Филатова (27.02.1875-30.09.1956). Это событие прошло в канун дня рождения великого врача и ученого, сообщает пресс-служба Фонда. 25 февраля по инициативе Международного фонда им. В.П. Филатова была проведена панихида в память В.П. Филатова. Панихида прошла по благословению настоятеля Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрита Мефодия (Морозова). Ее провел митрофорный протоиерей Владимир Полторак. Во время панихиды поминались родители и родственники В.П. Филатова. В храме Подворья Святого Георгия Победоносца в Ендове присутствовали члены Международного фонда им. В.П. Филатова, представители Представительства Пензенской области при Президенте РФ, сотрудники Музея истории медицины при Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, члены Фонда апостола Павла, представители Армянского культурного центра, прихожане Соловецкого подворья. Слово о В.П. Филатове как великом врачевателе людей и подвижнике Православия сказал протоиерей Владимир Полторак. Фонд третий год проводит поминание 25 февраля, в праздник Иверской иконы Богородицы, чей образ как хранительницы России особо почитался В.П.Филатовым. По благословению священноначалия также был отслужен Молебен о здравии всех присутствующих и выздоровлении всех болящих covid-19. Молебен провел священник Вячеслав Умнягин. Во время Панихиды и Молебна пел хор Подворья.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/27/du...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иконостас русских героев! В Санкт-Петербурге в книжной сети «Буквоед» прошла презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» 08.06.2013 492 Время на чтение 6 минут Вчера, 7 июня, в Санкт-Петербурге в книжной сети «Буквоед» «Парк культуры и чтения» прошла презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» . В мероприятии приняли участие: председатель движения «Санкт-Петербург - духовная столица» Елена Бабич, настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, директор Мемориального музея-квартиры св. прав. Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик и доктор исторических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Андрей Иванов. Открывая презентацию, Елена Бабич поблагодарила руководство «Буквоеда» и лично генерального директора петербургской книжной сети Дениса Котова за то, что он любезно согласился предоставить помещение для проведения этого мероприятия. Затем выступил доктор исторических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Андрей Иванов, который, собственно, и собирает материалы для этих исторических миниатюр и составляет тексты фильмов. Ученый отметил, что название проекта «Русские герои» получилось как бы само собой. Предлагались и другие названия, но прижилось именно это. Русский в данном контексте не является этнической принадлежностью. Авторы проекта под русскими героями подразумевают всех тех наших сограждан, кто готов жертвовать собой ради Родины, при этом их этническая принадлежность не имеет никакого значения. В этом отношении название проекта, отметил историк, получилось заостренным. Сначала авторы проекта, вспоминает Андрей Иванов, собирались рассказывать только о забытых русских героях, неизвестных большинству нашего народа. Предполагалось восстановить память о тех героях, которые когда-то были легендарными, но в силу ряда причин оказались в полном забвении. Проект создавался с целью восстановления исторической памяти. Однако постепенно авторы проекта решили расширить диапазон героев, которые могут войти в диск. Отныне рассказ будет вестись не только о забытых героях, прославившихся военными подвигами, но и об известных героях, героях труда и т.д. Первый диск проекта «Русские герои», подчеркнул доктор исторических наук, содержит истории разных людей. В основном их подвиг связан с войной. Это обстоятельство неслучайно, поскольку именно в войне, продолжил он, в полной мере проявляются как лучшие, так и худшие человеческие качества. Однако героизм, считает историк, проявляется не только на войне, но и практически во всех сферах жизни. Поэтому авторы проекта и решили говорить, в том числе и о тех героях, чей подвиг не сопряжен с военными действиями.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/8/iko...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Научный православный взгляд на ложные исторические учения» Видные специалисты по русской истории обсудят пути утверждения исторической правды 11.10.2010 533 По благословению Московского Патриархата Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом российской истории РАН приглашают всех заинтересованных лиц принять участие в дискуссии, которая состоится в рамках научно-исторической конференции на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения», которая будет проходить 15-16 октября с 10.00 до 19.00 в конференц-зале «Петровский» гостиницы «Националь», (напротив здания «Арсенала» Московского Кремля и Исторического музея), сообщают организаторы. Цель конференции: утверждение исторической правды и опровержение псевдонаучных трактовок, выработка общей научной концепции исторической справедливости на попытки фальсификации важных событий в российской истории. В работе конференции примут участие видные специалисты научных, высших светских и духовных образовательных учреждений, общественных организаций России, Украины , Белоруссии, Молдовы, Прибалтики и других стран. На конференции будут рассмотрены доклады, главным образом, посвященные развенчиванию так называемой «новой хронологии» и ложной трактовки событий в книгах А.Т.Фоменко, Г.В.Носовского и В.Суворова (В.Б.Резуна). Также будут затронуты такие важные темы, остро обсуждаемые в СМИ, как СССР в годы Великой Отечественной войны; современный взгляд европейских государств на историю Великой Отечественной войны: агрессоры и победители; роль Русской Православной Церкви в XX веке; фальсификация истории военного времени в Прибалтийских странах; «альтернативная история» в духе национальных приоритетов в независимых странах на территории бывшего СССР; фальсификация истории России в целом. Среди докладчиков конференции: Архиепископ Курганский и Шадринский Константин к.мед.н., кандидат богословия, проф., академик РАЕН – «К 65-летию Победы: патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны»;

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/11/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новодевичий монастырь: передать и сохранить 12.01.2010 333 Время на чтение 8 минут Тема о взаимодействии Церкви и музеев стала одной из центральных на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с премьер-министром Владимиром Путины м в начале января. На ней присутствовали министр культуры РФ Александр Авдеев и глава Росимущества Сергей Петров. Премьер-министр счел необходимым лично сообщить Патриарху о том, что принято решение в 2010 году передать Церкви Новодевичий монастырь в Москве . На сегодняшний день Новодевичий монастырь - один из крупнейших церковных центров Москвы. Здесь расположен действующий женский монастырь, резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и Московское епархиальное управление. С 1977 года владыка митрополит руководит Московской епархией, а с 1994-го - духовно окормляет и древнюю московскую обитель. Все в монастыре происходит по его святительскому благословению. В настоящее время Новодевичий монастырь является филиалом Государственного исторического музея и одной из обязательных для посещения экскурсионными группами достопримечательностей. В 2004 году монастырь был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. В декабре 2007 года настоятельницей Новодевичьего монастыря стала игумения Маргарита (Феоктистова) - до монашеского пострига - прихожанка храма св. мц. Татьяны при МГУ им. М.В. Ломоносова. Трижды с этого времени исторический музей передавал из запасников в храм для поклонения Иверскую икону Божией Матери, принесенную в 1648 году с Афона и уже более трех столетий не покидавшую стен Новодевичьего монастыря. Церковные и жилые помещения, используемые монастырем в течение десятилетий, в настоящее время находятся в очень хорошем состоянии. За прошедшие два года в этих помещениях был проведен большой объем реставрационных работ. Все работы проходили под жестким контролем специалистов - архитекторов и реставраторов, и потому есть основания надеяться, что и в ведении Церкви обитель останется одним из наиболее сохранных памятников русской истории и культуры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим в подмосковной Истре 27.08.2020 576 Время на чтение 3 минуты Когда добраться до Святой земли стало непростой проблемой, особый смысл приобрела для нас святыня, расположенная совсем рядом с Москво й. Чуть больше 40 километров по Волоколамскому или Новорижскому шоссе — и оказываешься в Новом Иерусалиме, где воссоздан образ Святой земли с Голгофой, Гробом Господним, Иорданью, храмами и другими сооружениями. Сейчас территория монастыря и музея снова доступна паломникам, но некоторые ограничения остаются, поэтому перед поездкой стоит заглянуть на сайт njerusalem.ru для получения более подробной информации. О своём недавнем посещении Нового Иерусалима рассказал нам священник Роман Колесников, настоятель московского храма Кирилла и Мефодия в Ростокине. Тайна останков патриарха Никона У меня это была не первая поездка в святую обитель, и каждый раз я получал там новые впечатления. Есть тут и личный мотив, ведь для меня Новоиерусалимский монастырь — особое место, связанное с именем святейшего патриарха Никона. Вырос-то я в старообрядческой семье и с детства слышал о нём только негативную информацию. Впоследствии благодаря исторической и богословской литературе я переосмыслил своё отношение к патриарху Никону, которому довелось жить в очень непростую эпоху. Скажу лишь, что изначально он ратовал за благочестие и поэтому хотел упорядочить обрядовую жизнь Русской Церкви. Для него было важно вводить новшества с благословения Вселенской Церкви, однако в 1666 году те же вселенские патриархи и низложили его в угоду царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон был вынужден отправиться в ссылку в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. И только в 1681 году сын царя Алексея Михайловича Фёдор пожаловал патриарху Никону отпускную грамоту, подкреплённую печатями и вселенских патриархов, в которой говорилось о восстановлении в священническом служении и о разрешении вернуться в Москву. Но ему не суждено было исполнить свою мечту: по дороге домой он преставился, и тело усопшего привезли в его любимое детище — Новоиерусалимский монастырь, где и похоронили согласно завещанию. Мощи патриарха Никона находились под спудом до 30-х годов ХХ века, потом гроб вскрыли, и с тех пор их местонахождение неизвестно. Тем не менее верующие люди и сейчас приходят к месту, где был погребён патриарх, и не только возносят молитвы о его упокоении, но и просят его о своих нуждах. Мечта о 365 праздниках в году

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/novyi_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010