8 августа 2012 г. 12-13 октября. Историческая конференция " Церковь и общество в России на переломных этапах истории " . МДА 12-13 октября Московская Духовная Академия проводит научно-исследовательскую историческую конференцию, посвященную 400-летию преодоления гражданской смуты (1612 год) и Отечественной войне 1812 года. ПРОГРАММА: 12 октября 10.00 Пленарное заседание (Большой актовый зал) Приветствие ректора МДА архиепископа Верейского Евгения Доклады: архимандрит Макарий (Веретенников), магистр богословия, доктор теологии, профессор " Годы без патриаршего возглавления Русской Православной Церкви " протоиерей Алексий Марченко, доктор исторических наук, первый проректор Пермской Духовной Семинарии " Ныробский узник — боярин Михаил Никитич Романов и вопрос о его канонизации " доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии МДА, профессор Владимир Кириллин " Образ преподобного Сергия Радонежского в сказании Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиевой Лавры " доктор восточных церковных наук, профессор МДА Алексей Пентковский " Унификация литургической традиции Русской Православной Церкви и Смутное время " доктор исторических наук, доцент факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Ярослав Леонтьев " Роль Троицкого Калязинского монастыря в формировании земской армии  князя М.В. Скопина-Шуйского " Презентация телефильма иерея Сергия Барицкого " Патриарх Гермоген " 14.00 Работа тематических блоков конференции. Тематический блок 1 " Церковь и государство: опыт взаимоотношений " , блок посвящен  400-летию преодоления гражданской смуты в России в 1612 году (Малый актовый зал) Модератор тематического блока – профессор Владимир Кириллин к.и.н., заместитель генерального директора Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Светлана Николаева " Помянник погибших, современный событиям осады Троице-Сергиева монастыря 1608 – 1609 г. " д.и.н., руководитель Группы исторической географии Института российской истории РАН Константин Аверьянов; к.и.н., старший научный сотрудник Группы исторической географии Института российской истории РАН Сергей Ромашов; научный сотрудник Группы исторической географии Института российской истории РАН Елена Андреева " О создании Атласа по истории Смутного времени начала XVII в. "

http://e-vestnik.ru/db/13-14_oktyabrya._...

Большемерные кирпичи красной глины из захаба Костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря (найдены в результате археологических раскопок) 21 марта 2013 г. 14:39 В Государственном Историческом Музее демонстрируют раритеты первых Романовых В  Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка «Романовы. Начало династии» — самый масштабный и полный экспозиционный проект юбилейного, 400-го года с момента избрания Михаила Федоровича Романова на российский престол. Практически все здешние экспонаты — оригинальные документы или мемориальные предметы, связанные с Романовыми XVII beka. А редкие исключения ничуть не менее интересны, поскольку иллюстрируют предшествовавшее воцарению Михаила Федоровича Смутное Время, да к тому же выставляются на широкой публике впервые. Выставочный зал ГИМа оформлен словно открытая книга, и форзацем, прологом к ней служит подлинная мерная икона святого благоверного царевича Димитрия из государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Конечно, сын Ивана Грозного и Марии Нагой не имел никакого отношения к Романовым. Но его кончина в Угличе, официальную и множество неофициальных трактовок которой до сих пор жарко обсуждают, стала одной из ключевых предпосылок погружения страны в тьму Смуты. Рядом — оконница (светопрозрачная конструкция оконного проема) из Угличского дворца, любезно предоставленная Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Следующая страница — широченный 15,5-метровый ряд-складень из 39 бумажных листов. Этот экспонат под названием «Стокгольмский свиток» приехал в Россию впервые. «Если быть точным, Королевский замок в Варшаве предоставил нам факсимиле этого свитка, — рассказывает один из авторов выставки старший научный сотрудник ГИМа Ольга Тесленко. — На нем изображена встреча королем Сигизмундом III своей невесты Констанции Австрийской под Краковом и их совместный торжественный въезд в город 4 декабря 1605 года. Для нас этот документ интересен тем, что в церемониальной процессии находился думный дьяк Афанасий Власьев. Он прибыл в Краков как официальный представитель Лжедмитрия I для участия в обряде заочного обручения с Мариной Мнишек, и эта процедура состоялась практически одновременно с королевской свадьбой. Стокгольмским этот свиток назвали в 1902 году после обнаружения в Королевском архиве шведской столицы, где он оказался в середине XIX века как военный трофей. В Польшу ему было суждено вернуться только в 1974 году».

http://e-vestnik.ru/culture/nachalo_dina...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " #2710884926 Закрыть Горькая правда Лидия Соколова   12:15 12.05.2015 672 Время на чтение 11 минут Того и земля ругает, кто врагу помогает «Нам нередко приходится сталкиваться со случаями, - отметил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ епископ Троицкий Панкратий, - когда обстоятельства кончины пострадавшего духовенства или мирян изучаются вне исторического контекста; в предлагаемом докладе секретарь СПб Комиссии по канонизации и главный хранитель Музея Александро-Невской Лавры Лидия Ивановна Соколова представит результаты изучения исторического контекста, основанного на первоисточниках. Можно только добавить, что она изучила комплекс материалов в такой полноте, как, может быть, никакой другой исследователь, соприкасавшийся с этими материалами». На основе этого научного доклада Л.Соколова рассказывает о Псковской Духовной Миссии нашим читателям. Они служили Богу и Гитлеру, поэтому писать о деятельности Псковской Духовной Миссии ответственно, грустно и противно. СМИ не следовало бы «раскручивать» её «патриотическую» деятельность, ибо это не лучшая страница в истории Церкви. Восхваление деятельности Миссии наносит несомненный вред в далеко идущих планах пересмотра всей истории России, которая не должна меняться с изменениями законов. В противном случае остаётся один шаг до реабилитации Власова, с которым они сотрудничали. Историки-западники, как правило, говоря о деятельности Псковской Миссии, подчеркивают лишь факты восстановления разрушенных храмов, преподавания Закона Божия, открытия в Пскове свечной фабрики, церковной лавки, создание объединённого церковного хора и иконографической мастерской. Но при этом замалчивается или минимизируется факт сотрудничества миссионеров с нацистами и доносительства на партизан. Если же такое явление историкам не удаётся скрыть, то делается оговорка: «под пытками» или «под давлением следователя», причём подлинность протоколов допросов нигде не оспаривается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

     В процессе работы над историей «Ростовской Йокнапатофы» (если перефразировать Уильяма Фолкнера) – лоскута земли между двумя холмами невдалеке от Ростова Великого – Ломским и Гуменецким, на котором некогда стоял храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенный в 1950-х годах, мне пришлось отчасти коснуться и истории сельца Поникарова, откуда в 1824 году был перенесен на Гуменец знаменитый иконостас, ныне являющийся главной достопримечательностью исторического музея Ростова. Почему мне кажется важным рассказать читателям «Дня литературы» как об этом, сегодня уже практически не существующим сельце, так и о некоторых людях, некогда причастных к его возвышению и закреплению в отечественных исторических анналах? Потому, что в сугубой и вроде бы такой частной судьбе этого места, как в капле воды, отразились причудливые противоречия русского человека – с возвышением созидательного духа, с умозрением глубин промысла Божия о каждом живом существе, и до бездн падения в сугубое небытие. Ведь только кажется, что грех, допускаемый нами в потаенном частном углу, касается только нас. Нет, коллективный грех отступления от веры, грех попрания Божественных заповедей мертвит и убивает не только души, но даже самое землю, щедрую и благодатную прежде. Говоря другими словами, сельцо Поникарово – в крошечной капле своего исторического бытия – несет некую умозрительную формулу, разгадав которую, можно приблизиться к ответу на главный вопрос, метафорически поставленный когда-то певцом Игорем Тальковым в знаменитой песне «Россия»: Листая старую тетрадь Расстрелянного генерала, Я тщетно силился понять: Как ты могла себя отдать На растерзание вандалам, Россия? Итак: «Село Поникарово на речке на Шулохме, – писано полууставом в Писцовых материалах 1629 года, когда по приказанию первого царя из династии Романовых Михаила дошло дело до описи сел, храмов и людей, переживших Русскую смуту в Ростовских пределах. – А в ней церковь страстотерпца Христова Дмитрея Селунского да предел на полатех Николы чюдотворца, древян, вверх. А церковь, и в церкве образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колоколне колокола, и всякое строенье мирское. У церкви поп Иван Осипов, дьячок Грязнушка Михеев, пономарь Ерофейко Ондреев, просвирница Ульяница».

http://pravoslavie.ru/104110.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В погоне за самобытностью мировых столиц уничтожается архитектурный облик Москвы 28.09.2006 362 Время на чтение 4 минуты Примеров того, когда памятники архитектуры, охраняемые государством, выводятся из Единого реестра объектов культурного наследия, а затем эти территории передаются подрядчикам на застройку элитным жильем, в столице множество. Но вот что интересно, некоторые компании привлекают клиентов именно тем, что предлагают им поселиться в стариннейшем уголке Белокаменной - Замоскворечье - районе, наполненном историей и располагающим к неторопливому, размеренному ритму жизни. Именно об этом сообщают рекламные буклеты и Интернет-сайты. Только вот вопрос: останется ли самобытность и многовековой уклад жизни, сохранившийся в Кадашевских переулках, после того, как здесь появится новый жилой комплекс класса де люкс " Пять столиц " ? Статьи в журналах рассказывают: " ...Со всех сторон комплекс окружен куполами старинных церквей " . Но на деле, скорее, получится наоборот - уникальный храм Воскресения Христова в Кадашах будет окружен новыми жилыми особняками, названными в честь пяти мировых столиц: Париж, Лондон, Рим, Вена и Токио. " ...Сквозь воздушные окна и прорези открывается вид на церковь, вплотную граничащую с территорией комплекса. Такой сознательный подход к архитектурному окружению помогает непохожим объектам из разных эпох прекрасно уживаться, гармонично дополняя друг друга " , - утверждают представители строительной компании. Прихожане храма почему-то не верят и уже не первый год бьют тревогу. Говорит сотрудник музея Кадашевская слобода Лидия Александровна: " Этот район стал называться Замоскворечьем c конца XIII века. Здесь было построено три храма: первый - в XIV веке; второй - в XV; и, наконец, третий, в стиле нарышкинского барокко, который считается жемчужиной мировой архитектуры, - в XVII веке. Строительство чудовищного комплекса, ни на сантиметр не отступающего от границы прихода и территории памятника, является очень большой угрозой для памятника мирового значения и служит средством его уничтожения. Для того чтобы построить крупномасштабный жилищный комплекс " Пять столиц " , собираются просто-напросто уничтожить архитектурные постройки, переулки, дворики, владения, которые являются градообразующей средой нашего исторического города и памятником исторического центра Москвы " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Официальная передача Новодевичьего монастыря в пользование Московской епархии ЖМП 5 май 2014 /  26 мая 2014 г. Новодевичий монастырь ждет комплексная научная реставрация Охранную зону монастыря приведут в соответствие с международными обязательствами России Московский Новодевичий монастырь — в ожидании крупной реставрации. В марте Президент России поручил правительству разработать комплекс мер по воссозданию исторического облика обители-памятника, предусматривающий государственное финансирование работ. Через десять лет монастырь отметит пятивековой юбилей, и эту дату он должен встретить с полностью завершенным реставрационным циклом. Ровно 500 лет назад Василий III взял Смоленск. В память об этом событии и была устроена обитель. Двадцать лет назад здесь была возрождена монашеская жизнь, а десять лет назад ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Наконец, ровно полвека назад здесь разместилассь резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских. Митрополита Ювеналия, управляющего Московской епархией, в ведении которого находится Новодевичья обитель, «Журнал Московской Патриархии» попросил рассказать, что ждет монастырь в предстоящие годы. — Ваше Высокопреосвященство, в каком состоянии находятся здания и сооружения ансамбля Новоде­вичьего монастыря в настоящее время? Есть ли среди них такие, которые требуют реставрации, и в каком объеме? — В срочное безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви ансамбль Новодевичьего монастыря был передан всего четыре года назад. До 2010 года весь комплекс монастырских зданий находился в оперативном управлении ­Государственного исторического музея (ГИМ). На протяжении всей своей истории ансамбль не подвергался большим разрушениям и сохранил свою индивидуальность как по коли­честву зданий, так и по его составу. В конце ХХ столетия на ансамбле проводились лишь незначительные реставрационные работы. Масштабных работ Новодевичий монастырь не видел на протяжении всей своей истории, поэтому, несмотря на то что здания архитектурного комплекса на сегодняшний день относительно сохранны, ансамблю, несомненно, требуется полномасштабная научная реставрация.

http://e-vestnik.ru/interviews/novodevic...

30 апреля 1857 г. священник Пётр Лабецкий подал ходатайство на имя командира Сестрорецкого оружейного завода генерал-майора А. Г. Игнатьева о разрешении выстроить за свой счёт небольшую каменную часовню в память о чудесном спасении завода и селения от вражеского огня в июне 1855 г. Часовню предполагалось возвести «...на морском берегу в Дубовой роще, при окончании дороги, ведущей по прямому направлению от заводского селения». Проект часовни сохранился в фондах архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. 7 июня 1857 г. проект часовни, подписанный кондуктором 1-го класса Мурыгиным, был высочайше утверждён. Ходатайство было рассмотрено военным министром Н. О. Сухозанетом. В мае 1858 г. правление оружейного завода получило разрешение на возведение часовни в Сестрорецких дубках на средства священника Петропавловской церкви Петра Лабецкого. К осени этого года каменная часовня в заповедной дубовой роще была выстроена. Л. П. Рудаковой удалось обнаружить в фондах архива ВИМАИВиВС сведения о служебной деятельности автора проекта. Александр Матвеевич Мурыгин за время службы на Сестрорецком оружейном заводе в звании кондуктора был награждён серебряной медалью «За усердие» с правом ношения в петлице на Анненской ленте. С 1864 по 1868 гг. отставной кондуктор Мурыгин исполнял должность заводского архитектора. В ознаменование свободы, дарованной оружейникам, и в поощрение долголетней усердной службы А.М. Мурыгин был возведён в 1868 г. в звание почётного гражданина. При передаче Сестрорецкого оружейного завода в арендно-коммерческое управление в 1869 г. A.M. Мурыгин был назначен заведующим строительной частью хозяйственного отделения завода. На этой должности он проявил себя добросовестным специалистом: «Я много обязан ему и особенной его энергии при исполнении возложенного на меня начальством поручения по возведению новых казённых зданий взамен сгоревших при пожаре в июле 1868 г.», - писал в Главное артиллерийское управление начальник хозяйственного отдела завода полковник А. А. Граве. В 1870 г., «в поощрение усердия к пользе и интересам завода», А. М. Мурыгину была пожалована золотая медаль «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте.

http://sobory.ru/article/?object=31437

Arhiva Reprezentanii Bisericii Ortodoxe Ruse au luat parte la aciunea de lansare a crii lui F.V. Razumovskiy „1917: Lovitur de stat? Revoluie? Vremuri tulburi? Golgota!” 11 octombrie 2017 12:13 10 октября 2017 года в Государственном историческом музее в рамках Международной научной конференции «Великая российская революция 1917 года: сто лет изучения» состоялась презентация книги Ф.В. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!». Книга вышла в Издательстве Московской Патриархии к 100-летию Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества. В презентации участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; и.о. главного редактора Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай ; автор книги, российский историк, писатель, телеведущий Ф.В. Разумовский; российский историк, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. Ломоносова О.Р. Айрапетов; российский журналист и радиоведущий, блогер, писатель А.С. Гаспарян. Модератором встречи выступила ведущая радиостанции «Вести FM» телеканала «Россия» Анна Шафран. Среди присутствующих на мероприятии также были директор Государственном исторического музея А.К. Левыкин, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , исполнительный директор благотворительного фонда имени свт. Григория Богослова Л.М. Севастьянов. Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, сказал: «В течение всего нынешнего года мы вспоминаем печальные события столетней давности, которые привели к радикальному перелому всей истории нашего государства и нашего народа. На протяжении многих лет на телеканале " Культура " выходит замечательная передача " Кто мы? " , автором и бессменным ведущим которой является Феликс Разумовский. Думаю, передача не случайно носит такое название, ибо автор не просто делится своими мыслями и взглядом на исторические события, а всякий раз, обращаясь к тому или иному пласту нашей истории, рассматривает эти события через призму нашей идентичности. Поэтому каждый выпуск передачи является своего рода ответом на вопрос, который вынесен в ее заглавие.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5032771...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Поучение Патриарха Никона священному чину и причетникам Приводится по изданию: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб, «Искусство-СПб», 2003. Приложение 5. С.372-375 В начале февраля 1654 г. в Москве прошло заседание Освященного собора, на котором было принято решение об изменении некоторых церковных обрядов. Вскоре после этого по приходским церквям была разослана память патриарха Никона с указанием, как следует класть поклоны во время божественной литургии. Об этой памяти впоследствии писал в своем Житии протопоп Аввакум: «По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны...» Однако сам текст этого источника до сих пор не был известен исследователям. В древлехранилище Государственного Исторического музея, в собрании графа А. С. Уварова, нам удалось обнаружить любопытный документ, который в описи значится как «Поучение патриарха Никона священному чину и причетникам». В описании фонда, составленном архимандритом Леонидом, документ значится под номером 1543 (312) (750) (см.: Архимандрит Леонид. Систематическое описание рукописей графа А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. Отд. IV). Он написан четким почерком, в столбец, на двух склееных сставах. Судя по орфографии, это современный оригиналу список. В документе не проставлена дата, но присутствие в нем поучения о поклонах наводит на мысль, что источник мог появиться в канцелярии патриарших приказов примерно в то же время, что и изложение соборного деяния 1654 г. На наш взгляд, его можно с достаточно большой долей вероятности отождествить с пресловутой памятью Никона. С.В.Лобачев Текст Февраль 1654 г. Никон божиею милостию патриарх московский и веса Русии сыном [сво]им архимаритом и игуменом, протопопом и всем священником и дияконом и причетником.

http://sedmitza.ru/lib/text/443604/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #df9c1ed3ed Закрыть «И в то время некий мурза казанской взя некую пленницу девицу, и тот образ та девица привезла...» «Татарский след» в истории обретения Казанской иконы Божией Матери Игорь Алексеев   01:15 24.01.2019 1448 Время на чтение 35 минут Четыреста сорок лет назад - 8 (21) июля 1579 г. - в г. Казани, согласно церковному преданию, произошло явление (обретение) чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Главным источником сведений об этом событии является сказание «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани», наиболее ранний из выявленных списков которого датируется 1594 г. с. 159, 161] Установлено, что данный список частично написан рукой «самовидца» и участника обретения образа - митрополита Казанского и Астраханского Гермогена (Ермогена) (ок. 1530 - 1612), будущего Патриарха Московского и всея Руси (в 1606 - 1612 гг.). Вместе с тем, по мнению ряда авторитетных исследователей, должен был существовать протограф «Повести...» с. 7 - 9; 26, с. 62; 31, с. (209) - 219], автором которого, по нашему мнению, мог быть архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия (период архиерейства - 1576 - 1581 гг.) «Гермогеновский» список «Повести...» был поднесён в 1850 г. в Нижнем Новгороде великим князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу, которые в 1851 г. прислали его «для хранения в Патриаршую Библиотеку» (Московскую синодальную библиотеку), где он находился под 982 «в картонном футляре позднейшей работы» с. (3), 4 - 5.] (сейчас список хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея)

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010