с. 7). Отцы Лаодикийскаго собора: «Подобает просвещаемым по крещении быть помазуемым помазанием небесным и быти причастниками Царствия Божия» (Прав. 48). Итак, Церковь Православная всецело стоит на пути истинном, на пути спасительном, признавая таинство миропомазания. ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Под таинством причащения мы понимаем учение Господа нашего Иисуса Христа и Его страдания. Причащаться это значит научиться Слову Божию и переносить страдания. Если мы и совершаем преломление хлеба и вкушаем вино, то приобщаемся духовным образом к телу и крови Христовой. Хлеб же и вино «остаются простым Хлебом и вином». В Евангелии от Иоанна 1:1 , говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог: «он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ); «истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» ( Иоан. 5:24 ). 1) Таинство причащения, как мы знаем, установил Сам Иисус Христос. «Иисус, – говорит евангелист, – взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подал им и сказал, пейте из нея все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). Это подтверждает и апостол Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?» ( 1Кор. 10:16 ). Ссылка сектантов на Евангелие Иоанна 1:1 нисколько не говорит в оправдание их. Здесь говорится о том Слове, которое было Бог , единородный от Отца, стало плотью, было осязаемо руками апостолов, т. е. о Самом Иисусе Христе. ( Иоан. 1:2 ; 1Иоан. 1:1 ). В Евангелии от Матфея 4, 4 тоже нисколько не говорится о том, что таинство причащения, в котором подается верующим истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа, есть Евангельское учение. В этом месте Христос указал сатане, что не простым, обыкновенным хлебом может существовать человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. А слово Божие нам говорит, что «сие есть тело Мое и сие есть кровь Моя нового завета». И никто из верующих христиан, причащаясь, не думает, что этим он насыщает свой желудок и питает свою плоть, но, вкушая тело и кровь Христа, подаваемые под видом хлеба и вина, христианин верует, что он теснейшим образом соединяется с Господом, и прославляет Его. Слова Господа Иисуса, приведённые в Евангелии Иоанна 5:24 , Православная Церковь всецело принимает. Господь сказал на тайной вечери, когда возблагодарил Бога и преломил хлеб: «сие есть тела Мое», a также, и указывая на чашу, произнес: «сие есть кровь Моя». Мы и слушаем и исполняем эти слова. Посему и веруем, что перейдем «от смерти к жизни» ( Иоан. 5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Сам Спаситель учил, что храм свят потому, что он – жилище Божие: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые, что больше: золото или храм освящающий золото?... Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:16–21). Сектант: 5) Не нужно храмов, ибо Господь отвергает общественную молитву: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6:6). Объяснения православного: 5) Здесь Господь отвергает не общественную, а лицемерную молитву, что видно из предыдущего стиха приводимых сектантами слов Его: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (ст. 5). Не только св. Апостолы, молившиеся в храме ( Лк. 24 :53Деян, 22:17–18), но удостоившаяся похвалы от Христа бедная вдова, посещавшая храм и пожертвовавшая на него последние две лепты (Мк. 12:44) и оправданный в грехах после молитвы не дома, а в храме, мытарь ( Лк. 18:10–14 ) очень сильно обличают неправду мудрствования сектантов о храме. Сектант: 6) Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «И каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян. 2:46 ). Объяснения православного: 6) Это не верно: в первые времена у христиан вместо храмов были особые предназначенные для общественной молитвы «горницы» и «молитвенные дома» ( Деян. 16:13 и 20:8). Преломление же первенствующие христиане совершали «по домам» по той простой причине, что совершать его в храме Иерусалимском не веровавшие во Христа иудеи, конечно, им не позволили бы. А молиться св. Апостолы на первых порах ходили в храм Иерусалимский, что видно из приводимого же сектантами места книги Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме» (см. еще 22:17–18). Сектант: 7) Еще пророк Иеремия предсказывал, что в Новом Завете храмы не нужны будут: «Не надейтесь на обманчивыя слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Сектанты говорят: «почему вы, православные проповедники, не ходите проноведывать по кабакам и подругим непотребным местам, где находится много ваших православных прихожан, а обращаетесь к нам, собирающимся не для непотребных дел, а для взаимного назидания словом Божиим и для молитвы? Идите к ним, там вы более нужны!» В ответ на это можно спросить сектантов: куда входили для проповеди Господь и апостолы? Они не ходили по местам непотребным, хотя таковые и были (напр. Ин. 8:3 ), но проповедывали в местах молитвенных и торжественных собраний иудеев н язычников: Ин. 18:20 ; Деян. 17:17 ; поэтому только в таких местах проповедуют и преемники св. апостолов – православные пастыри. Правильно и истинно славящий Бога православный христианин «пред своим Господом стоит или падает, и будет восстановлен, ибо силен Бог возстановить его»: Рим. 14:4 ; между тем сектант, будучи невеждою по вере, самовольно обращающимся с Писанием и извращающим его (ср. 2Пет. 3:16 ; 2Кор. 11:13–14 ), не смотря на все свои добродетели, стоит на безнадежном для спасения пути, ибо без истинной веры угодить Богу невозможно: Евр. 11:6 ; ср. Рим. 3:28 . Так как дела от веры, а не вера от дел (см. Евр. 11:17 ; Иак. 2:22 ), то сектант никогда не может истинно встать так, как православный, потому что ему недостает для этого фундамента – истинной, живой веры. К этому должно присоединить сектантскую непокорность Церкви в делах веры. После этого ясно, что проповедник истины необходим для всех согрешающих, но для своевольных отступников от истины он нужнее. Из душевно-больных только те излечиваются, которые признают себя больными: кто из них не признает себя больным, тот безнадежен. Ин. 8:3 . Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии. Ин. 18:20 . Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синогоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Деян. 17:17 . Итак он (ап. Павел) рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога ежедневно на площади со встречающимися. Рим. 14:4 . Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 2Кор. 11:13 . Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. 14. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела света. Евр. 11:6 . А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаст. Рим.3:28 . Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, вменяется в праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине…». Обратите внимание: «наедине». Господь не обличал их при всех, потому что не хотел, чтобы учители, проповедники истины были унижены перед маловерными. Желая обличить в чем-то своих собратьев или сестер и тем самым принести им какую-то пользу, и мы должны поступать таким образом. Все православные христиане, даже обыкновенные миряне, являются свидетелями, проповедниками истины, по крайней мере, должны быть ими. И потому нельзя обличать их при тех людях, которые это обличение воспримут как унижение христиан и умаление веры. «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?» (ст. 19). Апостолы, совершившие уже множество великих чудес, испытывали беспокойство из-за того, что не смогли исцелить отрока и своим бессилием подвергли опасности веру народа в истинность учения Спасителя. Кроме того, они задавались вопросом: может быть, их оставила благодать Божия и что-то в них бесповоротно изменилось? Желая исправиться, желая вести себя мудро и богоугодно, они и спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 20–21). Таким образом, было две причины: с одной стороны, неверие отца отрока, с другой — недостаточная вера учеников. Спаситель объясняет, в чем состояла причина их неудачи: «Истинно говорю вам…», то есть: «Не сомневайтесь в том, что если бы ваша вера была размером даже с горчичное зерно — необыкновенно маленькой, но истинной, — то и в таком случае, сказав горе сей: “Перейди туда”, вы заставили бы ее перейти и ничего не было бы невозможного для вас». Нам кажется непонятным: что значит «вера с горчичное зерно»? Уместно вспомнить другие изречения Спасителя, подобные этому. «Чему уподоблю Царствие Небесное? Уподоблю его зерну горчичному, которое бывает меньше всех семян; но когда вырастает, бывает великим деревом и на ветвях его птицы небесные вьют гнезда» (см.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В последовании утренних молитв, которые каждый православный христианин читает, восстав от сна, находится молитва о призывании святого, имя которого носишь. Думается, что каждый воцерковленный православный христианин с особым усердием молится своему святому. Обо всем этом не могут не знать оккультисты, учащие о пользе смены имени. Поэтому и отправляют людей в храм, наречение имени является обыденным действием священника во время крещения. Но наречение имени происходит только раз в жизни, также как и единожды происходит крещение. Что же получается, когда человек попадает под воздействие оккультного «учения о смене имени»? По сути, человек пренебрегает не только своим именем, которое дали ему родители, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. Вместо того, чтобы в сложные моменты своей жизни призвать на помощь своего небесного покровителя, человек начинает бегать по гадалкам и экстрасенсам в поисках «волшебной палочки», которая вмиг избавит от всех проблем. А на самом деле, «учение о смене имени» несет в себе ту же кощунственную функцию, что и «учение о повторном крещении». Но от оккультистов, действующих по научению дьявола, другого ждать и не приходится. Подобным же извращенным образом учат оккультисты и о пользе причастия. Православный христианин знает, что в таинстве причащения он принимает Самого Спасителя в виде Его Пречистых Тела и Крови. Ничего не может быть превыше причастия, ибо нет ничего больше Бога. Христос учит в Евангелии: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:53-56 ). Вот, что нам дает причастие! Это никак не похоже на то, чему учат гадалки и экстрасенсы. Православный христианин также помнит, что причастие – это огонь, опаляющий недостойных. Поэтому и готовится к причастию постом , покаянием и молитвой.

http://sueverie.net/okkultizm-i-sueveriy...

впервые собрались на интимный съезд его участники, обезпокоенные духовным вырождением протестантизма). Его цель – возстановление конкретности в проповеди Евангелия; они, так сказать – провозвестники в Германии апостольского и древне-церковного христианского реализма  120 . «Слово плоть бысть» – отсюда следует искупление, начало освящения всего человека, в полном его составе, душевном и телесном. Раз слово «плоть бысть» и истинно пострадало на кресте, раз Сын Божий истинно воскрес в прославленном теле воскресения Своего, то как можем мы держаться псевдо-спиритуализма 19-го века, возобновляющего горделивыя заблуждения гностиков и презирающего телесное естество? Христос воплощением Своим, крестом и воскресением освятил всего человека. «Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа и что вы не свои?..» И не только души и тела наши, но и вся ткань жизни нашей должна непрестанно освящаться во славу Бога Отца, через Господа Иисуса Христа». Из этих основ христианского реализма, от этой проповеди освящения всего человека, души и тела, силою Воплотившегося, Распятого и Воскресшего, что является вместе с тем началом освящения твари – ибо «семенем» освящения мира явилось воплощение Сына Божия, пока, наконец, вся тварь не будет избавлена от рабства тления в свободу и славу детей Божиих» –  от этих глубоко-православных и глубоко новозаветных апостольских основ миросозерцания вытекает для Stählln " а и его друзей с одной стороны понимание снова великого значения христианского аскетизма, как именно процесса освящения и внешнего нашего человека (понимание аскетизма было совершенно утрачено в протестантстве), а с другой стороны, новое (и вместе с тем старое!) понимание таинства, понимание великого значения Таинства Евхаристии, как освящение тварного начала силою Духа Божия, что весьма приближает эту группу к православному миросозерцанию. В этом они сходны с кафолически и сакраментально настроенными англиканами, стремящимися вернуться к полноте наследия древней Церкви  121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православное определение воздействия Таинства на его участников вытекает из слов Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:54–57 ). В соответствии с этим евангельским высказыванием, Вселенская Церковь издревле учила, что, вкушая Тело и Кровь Христовы, христианин не только физически, но и духовно соединяется с Христом, вступает с Ним в предельно близкое и тесное общение, чем осуществляется духовное возвышение, озарение и освящение причащающегося. В какой-то степени здесь можно говорить об обожении христианина. В «Послании Восточных Патриархов» говорится: «Таинства... не суть только знаки обетований Божиих. Мы признаем их орудиями, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к оным» 34 . Это состояние сопровождается радостью, восторгом, возвышенно-счастливым настроением. Лишенный по тем или иным причинам участия в Евхаристии в течение длительного периода времени, христианин испытывает в ней потребность, своего рода духовный голод. Это состояние нашло себе яркое выражение в известных словах святого Игнатия: «Хлеба Божия желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю, Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная» 35 . Однако все изложенное составляет лишь одну сторону евхаристического единения со Христом. Участник Евхаристии отнюдь не только объект воздействия благодати, и само это воздействие осуществляется не безусловно. Освящение, просвещение и обожение христианин получает только, если приступает к святому Причащению с соответствующим духовным расположением, которое характеризуется сознанием святости и величия Таинства, желанием в нем участвовать, осознанием собственного недостоинства, благоговением, наконец, благодарностью Богу за спасение, совершённое Им во Христе Иисусе и за допущение к преподаваемой святыне. Диапазон этих переживаний, мыслей и чувств может быть, разумеется, значительно расширен в зависимости от степени духовного развития причастника, в том числе и от его богословской осведомленности. Так, если он знаком с евангельским повествованием о Тайной Вечери, о страданиях и смерти Спасителя, то может предаваться соответствующим воспоминаниям, чувствам благодарности, восторженной любви и преданности Тому, Кто первым возлюбил нас ( 1Ин.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

СЕКТАНТЫ: ПРАВОСЛАВНЫЕ: 1) Церковь Христова основывается на слове Божием. Слово Божие говорит, что под Церковью должно разуметь не общество людей, а учение Спасителя, ибо Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» ( Мф. 18:20 ). 2) Достаточно разбойнику, висевшему на кресте, исповедать свою веру, чтобы спастись. И Христос сказал: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня иметь жизнь вечную» ( Иоан. 6:47 ). 2) Разбойник был в то время, когда был Сам Господь Иисус Христос плотью на земле. Сам Господь Иисус Христос его принял. Это был тот момент, когда еще Церкви на земле не существовало, а был Сам Иисус Христос, ибо Она началась со дня сошествия Св. Духа. Одна вера без вступления в Церковь Христову еще не может спасти человека «ибо и бесы веруют и трепещут» ( Иак. 2:19 ), но они, конечно, не спасутся. Апостол Павел, хотя и Самим Христом призван, но Сам Господь не присоединял его к Своей Церкви, а послал к Дамасскому епископу Анании, который наставил Павла (тогда еще Савла), исцелил его от слепоты и крещением присоединил к Церкви ( Деян. 9:10–18 и 22), Да и после апост, Павел никогда не шел против Церкви, но всегда старался быть в полном согласии с нею, а не отделяться от неё. «Через четырнадцать лет» (самостоятельной проповеди), рассказывает о себе апостол, – «опять ходил я в Иерусалим с Варнавою взял с собою и Тита. Ходил же по откровению и предложил там и особенно знаменитейшим, благовествование, проповедуемое Мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» (1 Гал. 2:1–2). И апостолы Иаков и Кифа и Иоанн одобрили ап. Павла. 3) Члены Церкви не должны разделяться на духовных и мирян. Христиане все должны быть духовными, а не мирскими. Христиане первых веков христианства, сами избрали себе двенадцатого Апостола на место отпадшего Иуды ( Деян. 1:23, 26 ) и сами поставили себе диаконов ( Деян. 6 гл.). 3) Христиане все суть духовные. Название «мирской» есть название, употребляемое в общежитии, но не Церковно Христовой. Что же касается того, что в Церкви есть священнослужители, то таковых установил в Своей Церкви Сам Господь Бог: «и иных Бог поставил в Церкви во первых Апостолами, во вторых пророками, в третьих учителями» ( 1Кор. 12:28 ), «иных пастырями» ( Еф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас…  И когда мы читаем первое и второе послание Коринфянам первоверховного апостола Павла, мы видим, что он, уже апостол второго поколения, имел власть прощать грехи и так же имел власть связывать человека. То -есть предавать его в изнеможение сатане. В первом послании Коринфянам он ведет речь о некоем блуднике, который был в христианской общине. И он упрекает коринфских христиан, что у них есть такое блудодеяние, которого нет даже в миру, потому что некто вместо жены имеет жену отца своего. То –есть, он жил со своей мачехой. И заочно он отлучает его от общения. Это в первом послании Коринфянам. А во втором послании Коринфянам, он его прощает. Павел пишет: довольно уже для него наказания, и если я его прощаю от имени Иисуса Христа, то и вы его прощайте от имени Иисуса Христа.  То- есть церковь имеет уникальную власть прощать грехи. И мы это делаем, пресвитеры и епископы церкви, не силой своего благочестия, а именно в силу того поручения, которое нам дал Господь. Это служение исповеди или служение примирения- оно очень важное служение. Потому что человек не знает, простил Бог ему грехи или нет? Придется ему отвечать за какой-то грех или нет? Такая неуверенность ввергает душу и сознание человека в ад. Но когда священник от лица Господа Иисуса Христа прощает и разрешает, я думаю, что каждый, кто переживал церковную исповедь, он ощущал эту особую радость, особый подъем.  Илья Евгеньевич, хочется вернуться к этой теме, с которой мы начали. Иногда поведение молодых людей в церкви вызывает озабоченность со стороны старших поколений православных христиан, когда им кажется, что молодые люди ведут себя слишком эпатажно. Именно пропагандируют свою веру, когда они используют приемы такие, которые, действительно, можно отнести к пропаганде, к маркетингу. Что вы могли бы об этом сказать? Что бы вы хотели бы посоветовать таким ревнителям из числа молодых?

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

2. Всем добрым. Своим покаянием, добродетелью и благочестием мы доставляем радость: а) Людям добрым вообще . Если слышишь иногда, что тот или другой грешник покаялся на смертном одре, что тот или другой дурной человек совершенно оставил свою преступную жизнь, что то или другое похищенное добро возвращено и смертельные враги примирились между собой и т. д. — то какой радостью наполняются сердца всех добрых между нами? б) Родителям, учителям, пастырям и начальникам . Какую радость доставляют добрые сыновья отцам, благочестивые и честные дочери — матерям, ревнующие по вере — пастырям, честные подчиненные — начальникам? в) Святым и ангелам на небе . Они любят нас, заботятся о нашем спасении, молятся за нас. Какую радость должны они чувствовать, если желание их любви исполняется (Лук. 15:10 )? Радостное торжество на небе! г) Спасителю . Он зовет нас, ищет, бодрствует, как Пастырь добрый. Какая радость для Него, если за Ним следуют, если Он находит заблудшего? Доставим Ему эту радость хотя из благодарности! Любовь к нашим погрешающим собратиям “ От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам ” (ст.4). Какой любовью дышало сердце апостола к погрешающим собратиям! Не подумайте, говорит он, чтобы я обличал и укорял вас с тем, чтобы оскорбить вас. Нет, я писал обличения ваших согрешений от великой скорби и стесненного сердца, со многими слезами, не для огорчения вашего, а для того, чтобы вы познали отсюда любовь, какую я в избытке имею к вам. Люди всегда склонны к строгому и часто злобному осуждению погрешностей ближних, но апостольский пример учит нас питать любовь, терпение, снисхождение к заблуждающим братьям. 1. Она есть истинно христианская любовь. Общая любовь к людям свойственна и язычникам, но любовь к погрешающим собратиям есть истинно-христианская любовь и уподобляет нас Богу. Иисус Христос требует любви к врагам, терпения, сострадания, милосердия к заблудшим и погрешающим (Мф. 5:44–45; 18:23–35 ). Братие, говорит апостол, “ если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости ” и т. д. (Гал. 6:1–2; Кол. 3:12–13 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010