Богослужение в большинстве храмов Русской Православной Церкви совершается на церковнославянском языке. В некоторых странах богослужение совершается на национальных языках (в Молдавии – на молдавском, в Японии – на японском и т. д.). 8. Евхаристия Главным богослужением суточного круга является Божественная Литургия, за которой происходит главное Таинство Церкви: Евхаристия. Греческое слово «литургия» буквально означает «общее дело»: этим словом с древних времен обозначалось богослужение, за которым совершалось преломление хлеба в воспоминание Тайной вечери. Слово «Евхаристия» означает «благодарение»: оно указывает на благодарственный по преимуществу характер молитв, возносимых священником и народом за этим богослужением. 8.1. Евхаристия – Таинство Церкви Евхаристия является главным Таинством Церкви. Ее называют «Таинством Таинств», поскольку она представляет собой сердцевину церковной жизни, фундамент, на котором построено здание Церкви. Без участия в Евхаристии невозможно спасение человека, его вхождение в вечную жизнь. Об этом говорил Сам Господь Иисус Христос: «Я есмь хлеб жизни... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:48–56 ). Патриарх Кирилл совершает Божественную Литургию Евхаристия – это возобновление и продолжение Тайной вечери, последнего ужина Иисуса с учениками, на котором Он преподал им Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Тайная вечеря. Икона. Афон, Греция. 1976 г. После Воскресения Спасителя Его ученики в каждый первый день недели собирались для того, чтобы в Его воспоминание совершить преломление хлеба. Евхаристическая трапеза начиналась с вечера и могла продолжаться до утра ( Деян.20:7–11 ). Трапеза носила торжественный, ритуально-литургический характер, и основным ее тоном было благодарение. За трапезой читались книги Ветхого Завета, произносились продолжительные поучения ( Деян.20:9,11 ), исполнялись «псалмы, славословия и духовные песни» ( Кол.3:16 ). Сама Евхаристия – преломление хлеба в воспоминание Иисуса Христа – совершалась в конце трапезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Братия! все блага, которые дарует человекам беспредельная любовь Божия, принадлежат и нам. Все мы, если, как истинные христиане, носим в своих душах залог усыновления Богу по вере в Иисуса Христа,все мы, оправдавшись этою благодатною верою, имеем мир с Богом, чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого и пребываем в недрах Церкви Его; и если непоколебимо стоим в сей благодати и храним ее, повинуясь ученью Христову и руководству Его православной Церкви, то можем и должны питать надежду – быть участниками в славе Божией, или участниками в тех небесных благах, которые Господь обещал любящим Его и соблюдающим Его заповеди. Пребывая в недрах православной Церкви Христовой и пользуясь дарами спасительной благодати, и мы также должны смотреть на скорби и несчастия, как говорит о них Апостол; и для нас они должны служить средством к приобретенью добродетели терпения и духовной опытности, к утвержденью в надежде на Божеские обетования. Братия! будем твердо стоять в той благодати, которой удостоились мы по беспредельной благости Божией, быв призваны в недра православной Церкви и участвуя в спасительных дарах, какие в ней сообщаются всем истинно верующим в Господа Иисуса Христа: – и наша надежда на получение вечной блаженной жизни в обителях Отца небесного не постыдит нас. Любовь Божия простирается и на нас: все благодатные дары Св. Духа, какими пользуемся мы, пребывая в недрах Церкви Христовой, свидетельствуют и уверяют нас о сей любви Божественной. И за нас Христос Спаситель пострадал и умер; и нас оправдывает кровь Его; и мы примирились с Богом Отцем смертью Сына Его. Будем же непоколебимо стоять в сей благодати; внимая слову Божью, будем повиноваться заповедям Христовым, ни в чем не уклоняясь от руководства православной Церкви; и будем твердо уверены в том, что начавший в нас доброе дело будет совершат его до дня Иисус Христова ( Флп.1:6 ); что в оный последний день Господь избавит нас от гнева Божия, и по беспредельной благости Божией, ради великих заслуг Его, Спасителя нашего, мы будем участниками вечной славы Его, как сам Он, Спаситель и Бог наш, обещает, говоря: аще кто Мне служит, Мне да последствует; и идеже есм Аз, ту и слуга Мой будет; и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой ( Ин.12:26 ). Аминь. Беседа 19. В неделю четвертую

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В 33 ст., 6 гл. под хлебом Божиим разумеется Иисус Христос 592 . Только что разобранными местами Св. Писания не доказывается учение сектантов о духовном причащении, что же касается последующих стихов 48 – 59, 6 гл. Еванг. Иоанна, то они подтверждают учение православной Церкви о таинстве св. причащения, а не сектантский взгляд на это таинство. В 51 ст., 6 гл. Христос говорит: «Я хлеб живой, сшедый с небес; ядущий хлеб сей, будет жить во век; хлеб же, который Я дам есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Иудеи с недоумением отнеслись к только что приведенным словам Господа: «как Он может, говорили они, дать нам есть плоть Свою»? (ст. 52, 6 гл.) Но Христос ответил им: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиюший Мою кровь. пребывает во Мне, и Я в нем» (ст. 53 – 56). Таким образом, Сам Христос чрезвычайно ясно подтвердил буквальное понимание Своих слов, записанных в 51 ст., 6 гл. Иоанна 593 . Буквально понимает приведенные места и православная Церковь . Относительно ссылки сектантов на 18 – 24 ст. 1 гл. 1 посл. ап. Петра, особенно же ст. 23 – 24, которые сектанты имеют в виду для подтверждения своего ложного учения, нужно заметить, что в указанном месте апостол Петр, призывая христиан к братолюбию внушает им о преимуществах любви духовной пред любовию, основанною на кровном родстве. «Всякая плоть, говорит, св. апостол, как трава, как цвет на траве; засохла трава и цвет ее опал». О духовном причащении здесь нет речи. Итак, из рассмотренных мест Св. Писания видно, то, что одни из этих мест не подтверждают сектантского мнения о таинстве св. причащения, а другие – не только не подтверждают означенного мнения, но чрезвычайно ясно подтверждают истинное учение православной Церкви о таинстве св. причащения. Отвергая таинство покаяния, сектанты ссылаются на 10 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Как понимать слова Иисуса Христа Нафанаилу: «ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ? Т. е. ты, Нафанаил, веруешь в Меня теперь потому, что Я узнал твои свойства и о твоем свидании с Филиппом. А если будешь следовать за мной, то увидишь больше этой моей прозорливости, узнаешь, что Я – Царь не только Израильтян, но и всей вселенной и Спаситель всего мира, узнаешь, что с пришествием Моим на землю отверзается для человека Небо, заключенное грехом, и снова восстановляется разрушенный первым человеком союз между человеками и Ангелами. Сегодня мы, братие, возьмем поучительное для себя не из евангельского чтения, а из воспоминания восстановления иконопочитания и совершаемого сегодня Торжества Православия. Что же особенно поучительного в воспоминании восстановления иконопочитания и в совершаемом Торжестве Православия? То, что, если принадлежать к Православной Церкви, то должно принимать и исполнять все её постановления. Иначе какой будет член Церкви, который одни из её постановления принимает и одобряет, а других – не принимает и не одобряет? И таковый или видимо (в неделю Православия судом Церкви) или невидимо (судом Самого Бога) отсекается от неё, как худой, недостойный член. Это и естественно! И в обыкновенных человеческих обществах делается так: исполняешь условия известного общества – принадлежишь к нему, не хочешь исполнять – исключаешься из членов сего общества. Обратимтесь теперь, братие, к самим себе и посмотрим себе: Что мы? Все ли мы и всегда ли исполняем постановления своей Православной Церкви? Что это значит, что некоторые из нас совершенно отвергают посты, нарушают их без крайней нужды и не считают это нарушение грехом, весьма редко, по праздникам ходят к службам в храм, довольно редко, не каждый год говеют (исповедываются и причащаются) и пр.? Это все и т. п. очень несвойственно и непозволительно христианину, принадлежащему к Православной Церкви. Это значит называться только православным, а не стараться быть таким.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

4, стр. 70–71). Из этого примера видите, братия, что без единения с святой православной Церковью в учении веры и любви для человека нет спасения, хотя бы он был добр и благочестив, хотя бы старался быть добродетельным, хотя бы налагал на себя подвиги иночества. Упоминаемый в рассказе старец Феофан был благочестив и хотел угождать Богу подвигами иночества. И что же? Достаточно ли было этого для спасения? Нет! Видение показало, что человеку первее всего необходимо для спасения право веровать и пребывать в единомыслии с православной Церковью и покоряться ей; иначе ничто не спасет человека от вечной погибели. Пусть еретики и наши раскольники хвалятся своими добродетелями, пусть надеются в получении спасения на свои дела; пусть сколько угодно уверяют они и себя и других, что они служат Богу, что и молитва их приятна Богу и дела их приемлются Богом: без единения с Церковью ни своей верой, ни жизнью, ни делами они не достигнут вечного спасения, ибо их благочестие, дела и даже подвиги, как не имеющие основания в православии, исповедуемом единой, святой, соборной, апостольской и вселенской Церковью, суть не что иное, как искусственные цветы, привешенные к сухому дереву. Сухое дерево не может иметь цветов, потому что в нем нет сков, оно лишено жизни, оно мертвое, хотя до времени и стоит на своем корне; так точно и человек, чрез неправомыслие в вере отделившийся от православной Церкви, не может стяжать истинных, угодных Богу добродетелей, не может украситься цветами богоугодной жизни, потому что он лишен внутренней благодатной силы Духа Святаго, производящей в нас добрые хотения и действия и совершающей в нас богоугодные плоды христианской жизни. III. Не увлекайтесь, поэтому, братия, суемудрием разных сектантов и раскольников, которые, по слову Спасителя, приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 16). Беспрекословно и истинно спасительное учение, приводящее к Богу, и благодатная сила, необходимая нам для богоугодной жизни, находятся исключительно в православной Церкви, утвержденой на основании апостолов и пророков и имеющей главой и краеугольным камнем Самого Иисуса Христа, поставившего в Церкви Своей одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблюдимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Таким образом, приписывая словам Господа, произнесенные Им при установлении Таинства Евхаристии, всю важность, как спасительной заповеди, по которой служители алтаря осмеливаются и без которой никогда не осмелились бы приступить к священнодействию столь великого и страшного Таинства. Православная Церковь вместе с тем верует, что самое пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову совершается наитием и действием Святого Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в молитвенных словах к Богу Отцу: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». После сих слов хлеб и вино становятся истинным Телом и истинною Кровью Спасителя нашего, так что остаются одни только виды хлеба и вина и с этого времени Дарам святым нужно воздавать божеское поклонение, почему истинно и благоговейно верующие, при каждом затем появлении святых Даров, делают земные поклоны. Так и всегда веровала Церковь Христова, по преданию от самих святых Апостолов. Это видно из древних Литургий апостола Иакова и других. Один из непостижимейших вопросов нашей веры есть вопрос о пресуществлении или, что то же, о преложении, пременении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, в святейшем Таинстве Евхаристии. Како может Сей нам дати плоть Свою ясти? – недоумевали еще иудеи в то время, когда Господь Иисус предложил Свое учение о Святейшей Евхаристии ( Ин. 6:52 ). Иисус Христос вновь подтверждает им истину Своего учения: истинно, истинно говорю вам, отвечает Он им: если не будете есть плоти Сына человеческого, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:53–56 ). Но многие из Его слушателей, которые прежде были даже Его учениками, т.е. последователями, и после сего уверения со стороны Спасителя не хотели верить истине и говорили: какие странные слова! кто может это слушать? ( Ин. 6:60 ) – и с сего времени, как свидетельствует об этом Евангелие, многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним  ( Ин. 6:66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Введение – О христианской вере вообще В чем суть христианской веры? – Христианская вера есть учение Иисуса Христа о самых важных тайнах бытия и жизни, которое люди могут постичь лишь верой в Него, но не своими собственными усилиями. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? – Самые важные тайны бытия и жизни таковы: – Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; – Тайна сотворения мира и конца света; – Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; – Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; – Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели, то есть тайна поведения человека по отношению с самому себе, к ближнему и к Богу; – Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни. А не пытались ли какие-либо другие учителя веры, мыслители и философы объяснить эти тайны? – Да, многие пытались найти объяснение этим тайнам. Однако они опирались лишь на ограниченные силы человеческого разума и свои размышления о мире и природе человека. Все их упорные попытки проникнуть в эти тайны заканчивались лишь предположениями и различными теориями, противоречившими одна другой. В чем же тогда состоит преимущество учения Иисуса Христа? – Преимущество Христа в том, что Он – Самовидец. Он свидетельствует: «Я говорю то, что видел у Отца Моего» ( Ин.8:38 ); и в другом месте: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Учителям веры Он говорил: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» ( Ин.8:23 ). Одному из старейшин иудейских Он сказал: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» ( Ин.3:11 ). Затем Он еще раз повторил: «Я есмь хлеб, сошедший с небес» ( Ин.6:41 ). И многое другое на эту тему сказал Он, знающий все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его учению, ибо «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин.7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Православные христиане! Много теперь появилось среди нас учителей. И все они выдают себя за истинных служителей Слова Божия. Как же отличить истинного учителя веры от ложного? Прежде всего, надо знать, кто его поставил учителем, и кто его послал. В Церкви Христовой церковное учительство установлено Самим Христом. Он – Единый Учитель – обязанность и права учительства в Церкви возложил на святых своих учеников и апостолов, которым повелел: „Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел Вам” 107 . Святые апостолы дарованное им право учительства в Церкви чрез возложение рук передали епископам. Епископы, в числе не менее двух-трёх, рукополагают себе преемников. Так сохраняется епископство в Церкви Христовой. Епископы же, в помощь себе, также через рукоположение поставляют учителями и проповедниками веры священников. И так, из рода в род, из века в век переходило и сохранилось до нашего времени и сохранится до окончания века в Церкви Христовой Богоучреждённое священство. Подобно тому, как пламя одной горящей свечи передаётся другой возжигаемой свече, так преемственно передаётся в Церкви Христовой благодать священства. И теперь в православной Церкви никто самовольно не становится священником, а получает это достоинство от епископа чрез благодатное рукоположение. Итак, в православной Церкви мы имеем учителей веры, поставленных от Самого Христа, и им только принадлежит право учительства. „Како проповедят, аще не посланы будут” 108 , говорит святой апостол Павел. А кто послал тех учителей: проповедников штунды, молоканства, христовщины и других? Одни из них сами по своей воле присвоили себе право учительства, как, например, Пашков, Толстой. Другие избраны в эту должность общиной своих единоверцев. К этим учителям и проповедникам относятся слова апостола Павла: „будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей” 109 . Третьи присланы к нам из-за границы, например, баптисты из Германии, евангелики из Шотландии. Присланы для разрушения православной нашей веры и для распространения у нас заблуждений иноверного Запада. Ни те, ни другие, ни третьи не имеют установленного Христом рукоположения и посвящения. Они вошли в Церковь Христову не чрез дверь, и о них сказал Христос: „истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник. А входящий дверью есть пастырь овцам” 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

а) Бог хочет просветить тебя и указать тебе истинный путь. Но ты можешь сомкнуть очи свои и возлюбить более тьму, нежели свет. б) Благодать Божья побуждает тебя к совершению добра. Но ты можешь внимать голосу мира и духа злобы. в) Голос Божий взывает в твоей совести и побуждает к покаянию. Но ты можешь заключить слух, сердце и душу. г) Благодать зовет тебя отказаться от чрезмерной любви к миру. А ты можешь продолжать пресыщаться мирским. д) Благодать Божья указывает тебе на мучение ада и награду неба. Но ты можешь отказаться от небесной награды и стремиться в ад. Образцы церковной проповеди Слово в неделю Православия. « Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды » (1Кор. 16:13). Святая Церковь ныне празднует торжество православной веры над врагами ее и тем заповедует всем православным христианам твердо и непоколебимо всегда пребывать в послушании и неизменной преданности православной вере. Апостольския слова: « Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды », внушают нам эту великую обязанность — всегда нерушимо придерживаться православной веры и, под руководством ее, постепенно все более усовершенствоваться в истинном благочестии и христианских добродетелях, чтобы достигнуть вечной блаженной жизни в обителях небесных. Господь Спаситель Сам научил этой вере и передал ее своей церкви во все времена, и Сам Он показывает нам, как необходима эта вера для нашего спасения, когда говорит: « Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем .» (Иоан. 3:36). Также Господь учит: « Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь » (Иоан.5:24). Посылая апостолов на проповедь и заповедуя им проповедовать Евангелие всем народам и крестить всех верующих в Него, Иисус Христос сказал: « Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » (Мар. 16:16). Так, учение Иисуса Христа ясно показывает, что вера для всех необходима. « Без веры угодить Богу невозможно » (Евр. 11:6), пишет Апостол. Поэтому без веры невозможно и достигнуть спасения. Только православная или истинная вера показывает людям истинный путь к вечной жизни. A без этой веры человек ходит в тьме неведения, не знает своего последнего назначения и не может найти путь ко спасению. Без этой веры и мы скитались бы на земле, подобно язычникам не зная ни истинного Бога, ни своего назначения к вечной жизни; блуждали бы по распутьям заблуждений и нечестия; жили бы без упования.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар — самый великий, какой только может быть дан человеку, — исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными? В сегодняшнем Евангелии сказано, что Филипп был призван непосредственно Самим Христом — не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп — греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны потерять ни единого дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11, 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.

http://pravoslavie.ru/4085.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010