Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ [нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг-ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально-политической историей гос-ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были подчинены монархической власти 40 нем. гос-в и не имели координирующего центра. Первая попытка объединения земельных церквей состоялась в 1848 г. на церковном конгрессе в Виттенберге (ныне Лютерштадт-Виттенберг). Попытка оказалась неудачной, но привела к созданию в 1852 г. т. н. Айзенахской конференции, на которой проходили регулярные встречи представителей земельных церквей. С 1903 г. начал работу единый представительский орган - Немецкий евангелический церковный комитет, но земельные церкви продолжали сохранять организационную самостоятельность. Такое положение существовало до 1918 г., до конца первой мировой войны (т. н. второго рейха). В годы Веймарской республики (1919-1933) был создан единый «Немецкий евангелический церковный конгресс», впосл. принявший конституцию нового протестант. формирования, каким с 1922 г. стал Немецкий евангелический церковный союз (Deutschen Evangelischen Kirchenbundes), состоявший из 28 земельных церквей. В период диктатуры фашизма Немецкая евангелическая церковь разделилась на «Немецких христиан» (Glaubensbewegung «Deutsche Christen») - пронацистское объединение во главе с рейхсепископом Л. Мюллером, стремившееся создать «арийское христианство», и на оппозиционную им Исповедующую церковь (Bekennende Kirche), выступавшую за незыблемость основных христ. догматов, против навязываемой церкви и обществу нацистской идеологии. Ее позиция нашла отражение в Барменской декларации 1934 г. и др. документах. Духовными вождями Исповедующей церкви были К. Барт , Д. Бонхёффер , М. Нимёллер . После окончания второй мировой войны в ходе конференций 1945-1948 гг. в Трейзе (ныне Швальмштадт, земля Гессен) и Айзенахе умеренным крылом Исповедующей церкви была сформирована структура новой Е. Ц. Г. Большую роль в этом сыграл Вюртембергский земельный еп. Теофиль Вурм. На конференции в Трейзе была создана благотворительная Служба помощи (Hilfswerk), руководителем которой стал О. Герстенмайер. Он был членом подпольного антифашистского кружка в Крайзау (ныне Кшижова, Польша), занимавшегося разработкой планов буд. устройства Германии на христианско-социальных началах, член Синода Е. Ц. Г. В послевоенные годы Е. Ц. Г. активно помогала беженцам и бедным, собирая пожертвования, способствуя созданию новых рабочих мест.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Глава 6. Отец Иоанн исповедует 1 В Русской Православной Церкви давно установилась тесная связь между Таинством Покаяния и Причащения. Миряне, как правило, прежде чем причаститься, исповедуют Богу свои грехи, чтобы получить от Него, через посредство принимающего исповедь священника (или архиерея), отпущение грехов. Участие в обоих Таинствах, сопровождаемое особой подготовкой(частое посещение богослужений, пост и др.), приобрело в России особое название – говение. Оно, как сказано выше, в большинстве случаев производилось только раз в году. Такое редкое покаяние (в смысле Таинства) и причащение, помимо всеобщего ослабления духовной и церковной жизни, сопровождалось для священников большими техническими трудностями. Во дни Великого поста, особенно на первой, четвертой и Страстной неделях, наплыв исповедующихся бывал столь велик, что исповедь становилась торопливой, поверхностной, формальной, а утомленные священники были не в состоянии принимать исповедь с должным вниманием. Лишь в последнее время намечается кое-где изменение этой практики. Некоторые верующие стали чаще исповедоваться и причащаться, что, помимо спасительного оживотворения их духовной жизни и церковного сознания, дает священнику возможность быть им опорой и советником. В то же время и возникающие при массовом наплыве говеющих затруднения легче преодолеваются. А именно: священник хорошо известным ему, благодаря их частой исповеди, людям может в торжественные дни Великого поста давать разрешительную молитву или удовлетворяться, без ущерба для кающихся и себя, краткой исповедью. Во времена отца Иоанна Кронштадтского мало кто решался изменять установившуюся дурную практику, но сам отец Иоанн был одним из тех, кто основательно ее поколебал и (может быть, не всегда намеренно) предуказал пути обновления в этой области. То, как отец Иоанн исповедовал, очень поразило его современников, поражает многих и теперь, но, к сожалению, до сих пор из этого не делают должных выводов. Обычно считают, что необыкновенный приток исповедующихся к отцу Иоанну, его исключительная выдержка при многочасовой индивидуальной исповеди и возрожденная им позже общая исповедь являются только свидетельствами его особых духовных дарований и подвижничества. При этом как бы подразумевают, что все это было неповторимым исключением, никого ни к чему не обязывающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Страшно ли стать духовником Я знаю такие случаи в жизни духовников нашего времени, когда человек исповедовался, духовник молился, слушал его исповедь и потом вместо ответа на то, о чем говорил исповедующийся, ему давал ответ на несказанное, на то, что ему Дух Святой открыл о человеке, — не о каких-то особенных грехах, а о тайне его души. Я это знаю из опыта нескольких людей, которые так приходили на исповедь. 9 декабря, 2009 Я знаю такие случаи в жизни духовников нашего времени, когда человек исповедовался, духовник молился, слушал его исповедь и потом вместо ответа на то, о чем говорил исповедующийся, ему давал ответ на несказанное, на то, что ему Дух Святой открыл о человеке, — не о каких-то особенных грехах, а о тайне его души. Я это знаю из опыта нескольких людей, которые так приходили на исповедь. Окончание. Начало: Духовный отец – кто это? Благословение духовника — Старец отличается от духовного  отца? -Я  не знаю, что такое старец. Я  знаю, что такое младостарец. — Хорошо, что такое младостарец? — Не хочу говорить только потому, что это прекрасно описано  митрополитом Антонием (Блюмом) в  одном из его великолепных  докладов, который прямо говорит  о младостарчестве. Я просто  к каждому слову присоединяюсь.  «Конечно, речь не идет о том,  чтобы различать между молодыми или старыми безумцами. Речь идет здесь о том, чтобы по возможности оценить духовную зрелость человека, его способность быть руководителем для человека». – говорит владыка Антоний. – « Старец — это не просто человек, который долго занимался пастырской работой и приобрел какой-то навык или опытность; старец в настоящем смысле — это нечто иное, это благодатное состояние. Старцев не «выделывают», старцы силой Святого Духа рождаются; и если говорить о том, что характеризует старца, то я скажу коротко и о том, каково место старчества по отношению к обычному священству. Мне кажется, что есть в духовничестве  три степени. Есть приходской священник, роль которого — совершать таинства Церкви. Он может не быть хорошим  проповедником, он может не давать никаких советов на исповеди, он может ничем не проявлять себя в пастырском отношении. Достаточно того, что он совершает Божественную литургию, если только он помнит, что чудо Божественной литургии или других таинств совершается Господом. Но это не значит, что ему дано право или возможность руководить другими людьми. Рукоположение не дает человеку ни ума, ни учености, ни опытности, ни духовного возраста. Оно дает ему страшное право стоять перед престолом Божиим там, где только Христос имеет право стоять. Он в каком-то смысле икона, но он не должен воображать, будто он святыня.

http://pravmir.ru/strashno-li-stat-duxov...

Русская Православная и Римско-Католическая Церкви Скачать epub pdf История взаимоотношений Предисловие Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям Для того, чтобы составить объективное мнение об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям, приведем высказывание святителя Филарета (Дроздова) , митрополита Московского (1821–1867). В своей книге «Разговоры между испытующим и уверенным в Православии Греко-Российской Церкви» этот авторитетнейший богослов писал: «Никакую Церковь , верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной. Христианская Церковь может быть либо чисто истинной, исповедующей истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо нечисто истинной, примешивающей к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие» 1 . По учению свят. Филарета, одну часть нынешнего христианства составляет «Восточная его половина», или, что то же – «Святая Восточная Церковь ». Другая же половина нынешнего христианства – это «разномыслящие Церкви», и в их числе Западная Церковь , или «Церковь Римская». По мнению святителя, «изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви». Митрополит Филарет полагал, что как Восточная, так и Западная Церковь «равно суть от Бога», поскольку они имеют один общий дух от Бога 2 . В начале XX века Константинопольская Патриархия обратилась к Поместным Православным Церквам с посланиями, в которых для обсуждения были предложены различные вопросы, в том числе и об отношении к инославным Церквам. (Тогдашнее положение Константинопольского Патриарха в исламской Турции было неустойчиво, и он стремился заручиться поддержкой влиятельных европейских держав.) В Ответном послании к Вселенской Патриархии от 25 февраля 1903 года члены Святейшего Синода писали: «Что касается наших отношений к двум великим разветвлениям христианства – латинянам и протестантам, то Российская Церковь вместе со всеми Автокефальными Православными Церквами всегда молится, ждет и пламенно желает, чтобы эти некогда чада Матери-Церкви и овцы единого стада Христова, а теперь завистью вражиею отторгнутые и заблудшие, «покаялись и пришли в познание истины», чтобы они снова возвратились в лоно Святой Соборной и Апостольской Церкви, к своему Единому Пастырю» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

II.13. Отношения со старообрядчеством «Деяние об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их» (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их. Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа: 1.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 2.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 3.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

5. Глава церкви – Господь Иисус Христос «Вверив видимое управление Своею церковию епископам, которые дарованною им властию связуют всех верующих во единый союз внешний, Господь Иисус невидимо Сам держит кормило правления церкви, как истинная ее глава и, оживляя ее единою и тою же спасительною благодатию Св. Духа, соединяет всех членов церкви союзом внутренним» («Прав. испов.» ч. 1, отв. на вопр. 85; посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 10). Что Господь Сам невидимо управляет церковию и есть ее глава, – открывается: 1 . Из того, что Он, передавая перед вознесением своим, божественную Свою власть в церкви св. апостолам, а в лице их и всем будущим их преемникам, обещался пребывать с ними «во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ), – пребывать, без сомнения, для того, чтобы руководить их на их высоком поприще, содействовать им, управлять ими. И, следовательно, избрал их только видимыми орудиями Своего благодатного действия на верующих. 2 . Из того, в частности, что хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам, но верховным Учителем, невидимо через них поучающим верующих, повелел называть одного Себя ( Мф. 23:28 ), и потому сказал: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается» ( Лк. 10:16 ). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих поручил церковным пастырям, но верховным первосвященником, который «всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас, может спасти до конца приходящих чрез него к Богу» ( Евр. 7:24, 25 ), остается Сам и Сам невидимо совершает через пастырей св. таинства; Сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои перед священником; Сам есть «приносяй и приносимый» в таинстве Евхаристии. Тоже должно сказать относительно церковного управления, которое, хотя видимо поручено пастырям, но сосредоточивается невидимо в Господе; как «царь» благодатного царства ( Ин. 18:36, 37 ) и «Пастыреначальник» ( 1Пет. 5:4 ). 3 . Наконец, из ясных месть Св. Писания, где Иисус Христос прямо называется главою церкви, а церковь Его телом. Например: «И Той... глава телу церкве» ( Кол. 1:18 ); «и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его» ( Еф. 1:22, 23 ); «муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкви, и Той есть Спаситель тела» ( Еф. 5:23 ; см. также Еф. 4:11–16 ; Кол. 2:19 ; 1Кор. 10:17, 12:12 ; Рим. 12:4, 5 ). Так же учили и древние знаменитые пастыри:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На церковных выборах 23 июля 1933 г. победило движение «Немецкие христиане». Этому способствовали массированная пропаганда, угрозы и поддержка А. Гитлера , к-рый в радиообращении перед выборами призвал немцев голосовать за «немецких христиан». Согласно новой церковной Конституции от 11 июля 1933 г., повсеместно были избраны земельные епископы. Предполагалось, что новая имперская церковь, как и нацистское гос-во, будет строиться на принципах иерархического подчинения. В кон. лета - в сент. 1933 г. повсеместно собирались земельные синоды, выдвигавшие кандидатов на Национальный синод. 5-6 сент. 1933 г. на Генеральном синоде Евангелической церкви Старопрусского союза (самая крупная «союзная» церковь) земельным епископом был избран Людвиг Мюллер, представитель «немецких христиан», бывш. пастор Кёнигсбергского военного окр., а с весны 1933 г. доверенное лицо Гитлера и уполномоченный по делам Евангелической церкви. Был также принят «Закон о правовых отношениях священников и церковных служащих», соответствовавший закону о гос. служащих (апр. 1933) и содержавший «арийский параграф», согласно которому человек неарийского происхождения или тот, кто состоит с ним в браке, не может занимать должность священника или служащего в церковном управлении. Представитель группы «Евангелие и церковь» пастор К. Кох, не возражая против сотрудничества с «немецкими христианами», настаивал на теологическом обосновании этого закона. Кох и его сторонники покинули синод, произошел раскол в Старопрусской церкви, что стало поводом для формирования более широкой оппозиционной орг-ции. Повсеместно собирались священники, готовые отстаивать принципы христ. веры. Мн. члены церковной оппозиции долгое время пытались наладить контакты с новым руководством церкви: идейный вдохновитель И. ц., теолог, проф. Боннского ун-та К. Барт считал, что необходимо вести переговоры с Гитлером, минуя пронацистские церковные инстанции; он посылал фюреру статьи о христианстве, однако ответов не последовало, не было даже уведомлений об их получении. Церкви, в к-рых возобладали «немецкие христиане», получили название «разрушенные» (zerstörten) - церкви Пруссии, Гессена, Мекленбурга, Брауншвейга, Шлезвиг-Гольштейна и т. д. Церкви, сохранившие самостоятельность, назывались интактными (intakten) - в основном это лютеран. церкви Вюртемберга, Баварии, Ганновера.

http://pravenc.ru/text/675009.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместные Православные Церкви: единство в многообразии. К вопросу о церковной автокефалии 06.12.2010 689 Время на чтение 15 минут Одним из препятствий для беспристрастного отношения к актуальным и сложнейшим церковным вопросам современности является неразработанность в православном богословии принципа исторического развития догматики. О проблемах, связанных с вопросом об автокефалии, поставленном на повестку дня предстоящего Всеправославного Собора, рассуждает кандидат исторических наук Вадим Юрьевич Венедиктов. За два столетия число Поместных Православных Церквей, признанных независимыми (автокефальными), увеличилось втрое. Со второй половины XIX столетия и до наших дней вопрос о получении автокефалии остается дискуссионным и, пожалуй, самым острым в церковно-административных кругах той или иной Поместной Церкви. В то же время для простого, «рядового» христианина, строящего свой образ жизни в соответствии с Заповедями Христовыми, регулярно исповедующегося и причащающегося, не интересующегося, быть может, чисто церковно-правовыми и политическими вопросами, а более сосредоточенного на своей личной духовной жизни - этот вопрос не имеет столь острого актуального значения. Скорее, вопросы церковной автокефалии больше волнуют сегодня историков, канонистов и богословов. В этой связи известная формула современной системы Поместных Православных Церквей - «единство в многообразии» - представляется наиболее удачной из всех возможных историко-канонических объяснительных трактовок этого уникального в христианском мире феномена. Принцип пентархии и современные национальные Церкви Обычно церковные историки выделяют несколько периодов развития Православной Церкви. Особо выделяется период раннехристианской истории Церкви, связанный с непосредственной деятельностью Христа и его первых учеников, святых апостолов. Период гонений, следовавший в течение второго и третьего столетия, также является особым хронометражем. Историю Православной Церкви в IV - VIII вв. связывают со Вселенскими соборами и т. п.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

ЧЛЕН I. О СВ. ЦЕРКВИ, КАК ОРУДИИ, чрез которое совершает ГОСПОДЬ НАШЕ ОСВЯЩЕНИЕ § 166. Разные смыслы слова: церковь; смысл, в каком будет излагаться здесь учение о ней, и точки зрения на предмет Имя Церкви Христовой 437 употребляется в разных, более или менее обширных, смыслах. Самый обширный из них есть тот, по которому Церковию Христовою называется общество всех разумно-свободных существ, т. е. и ангелов и людей, верующих во Христа-Спасителя и соединенных в Нем, как единой главе своей. В таком смысле понимает слово – Церковь св. Апостол, когда говорит, что Бог, в смотрение исполнения времен, положил возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в нем: посадив его одесную себе на небесных, превыше всякого начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене именуемаго, не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе его: и того даде главу выше всех церкви, яже есть тело его, исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф. 1, 10. 20–23 ; см. также Евр. 12, 22. 23 ; Кол. 1, 18–20 ). Такое же употребление этого слова встречается иногда у древних учителей Церкви 438 , и в самых песнях церковных, например, в следующей: «Тя, неизреченно соединившаго с небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша ангелов и человеков, непрестанно величаем» 439 . И если возьмем во внимание, что и все небесные Силы, без сомнения, веруют во Иисуса Христа, как истинного Богочеловека, примирившего мip Богу, и, кроме того, служат орудиями Его для устроения Церкви земной, в служение посылаются за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1, 14 ): то изложенный смысл понятия о Христовой Церкви для нас еще более уяснится. Впрочем, должно заметить, что в таком значении это слово употребляется весьма редко. По второму, менее обширному и более употребительному, смыслу, Церковь Христова объемлет собою собственно людей, исповедывавших и исповедующих веру Христову, всех до единого, когда бы они ни жили, и где бы ныне ни находились, еще ли на земле живых, или уже в стране умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Чапнин Урок взаимопонимания и любви Источник:  Известия Год назад состоялось воссоединение Русской православной церкви Год назад 17 мая с утра шел дождь. И под ним безнадежно мокли все те, кто шел в храм Христа Спасителя на праздник Вознесения Господня. Мокли рясы, пиджаки и кофточки. Рамки системы безопасности тормозили всех: и тех, кто шея в храм через основной вход, и гостей, которые шли через нижний храм, и журналистов, которые шли отдельно. Казалось, даже погода хочет испытать наши намерения, проверить, сколько в нас простого любопытства и сколько – евангельской веры, надежды и любви... Акт о каноническом общении подписан. Единство Церкви восстановлено. Но как понять, что стоит за этими словами – формальная декларация или новая реальность? Чем запомнился прошедший год? Во-первых, ярким, памятным событием стал день подписания акта. Все участники единодушны: день 17 мая 2007 года запомнился как радостный праздник, как день торжества Церкви. Ни капли горечи, что мы – участники неудачного компромисса. Ни тени сомнения в том, что на это воссоединение действительно есть воля Божия. Пришел конец болезненному обособлению людей, не только исповедующих единую веру, но и открыто говорящих о своей верности Русской православной церкви. Порой кажется, что опыт примирения и воссоединения уходит из жизни современного человека. Как возможно найти силы для примирения, если мы снова и снова слышим о разделениях и кричащих, непреодолимых противоречиях? Наша человеческая слабость очевиднее всего проявляется именно в конфликтах. И сила Церкви тоже проявляется в конфликтах, точнее – в особом умении их преодолеть, покрыть любовью. Чаще всего эта сила Церкви проявляется в личной жизни человека, помогая преодолеть его собственные, не церковные и не общественные трудности. С этой точки зрения 17 мая 2007 года – удивительный, редкий день, когда упраздняется конфликт, который тянулся десятилетия и в который были вовлечены тысячи людей.

http://religare.ru/2_54162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010