39 . а) В случае акривии прием осуществляется через крещение, миропомазание, исповедание Православной веры в сочетании с отказом от бывших заблуждений. 40 . б) В случае икономии прием осуществляется через миропомазание, исповедание Православной веры и отказ от бывших заблуждений. 41 . И ни один из этих двух способов вхождения в Церковь не является суждением о действительности или недействительности таинств церкви прежнего пребывания, ведь вне Тела Христова не может быть таинств. Можно быть либо членом Тела Христова через крещение Духом Святым, т. е. освящение и/или обожение во Христе, либо пока еще пребывать в состоянии очищения крещением водою во оставление грехов и находиться в процессе становления членом Тела Христова и храмом Духа Святого. Можно быть верующим во Христа, не принадлежа ни к одной из этих категорий. Это верно и для номинальных православных. Вынос решения о статусе ищущих евхаристического общения с Телом Христовым предоставляется собору православных епископов. 42 . Что касается исцеления человека через очищение, просвещение и обожение, то тут между католиками и протестантами разницы нет, т. к. они одинаково чужды этому процессу, не имеющему никакого отношения к мистицизму. То же верно в отношении номинальных православных. Увеличение числа последних (в особенности с Петра Великого) объясняется тем, что преподаватели православных школ перестали осознавать, а многие и сейчас не осознают, что традиция исцеления человека имеет основания в Писании и святоотеческом Предании, и списывают свои учебники с несвятоотеческих и неправославных работ. В результате ныне есть много священников, которые перестали видеть разницу в латинском и православном пониманиях Таинств внутри Тела Христова. 43 . Основной вопрос, на который мы должны ответить, ясен: является ли вероучение, во-первых, защитой от лжеименного лекаря и, во-вторых, – руководством к исправлению человека через очищение, просвещение сердца и обожение? 44 . «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор 11, 28–30 ). Иными словами, каждый испытывает сам себя о том, является ли он членом Тела Христова пребыванием в состоянии просвещения, т. е. обладает ли хотя бы каким-то даром языков. А иначе он причащается Тела и Крови «недостойно» ( 1Кор 11, 27 ) и в таком случае он «немощен» или «болен» и даже духовно мертв ( 1Кор 11, 30 ), то есть с ним не происходит воскресение внутреннего человека и так он еще не приобщается на Евхаристии жизни во Христе, а причащается в суд и осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

I. О Церкви Христовой Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую апостольскою, как сказано в Символе веры , называются внутри своего общества: Избранными: Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным ( 1Пет.1:1 ). Христианами: «Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Следовательно, напрасно присваивают себе упоминаемые здесь наименования те общины и отдельные лица, которые не входят в состав соборной и апостольской Церкви, утверждённой на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Церковь Христова называется Соборной или, что тоже, Кафолической или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, – ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всём Христос ( Кол.3:11 ). И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ богослужения, единство Божие, единство исповедания Иисуса Христа: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Единство способа оправдания, единство упования: «И Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:42–43 ). Церковь Христова не есть какое-либо учреждение новое, неожиданно появившееся (как, например, появляются разные сектантские «евангелические», «баптистические» и т.п. общины, с противоборствующим Православной Церкви учением), но вечное, предопределённое свыше, при этом она полна и законна ( Еф.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков » (Ин. 1:3, 4). Вот почему и Малахия назвал Его солнцем, и подобно Давиду предсказал, что Он воссияет для праведников. « А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его » (Мал. 4:2). « Веселитесь, праведные, о Господе, и исповедайте память о святыне Его » (ст. 12). Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом, в котором, как ты знаешь из послания Иакова, « всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше » (Иак. 1:17). « И исповедайте память о святыне Его ». Под исповеданием разумей или благодарение, или исповедание грехов, поскольку и оно подобает праведникам, потому что нет человека, который поживет, и не согрешит, почему человек и приходит необходимо к памяти, т. е. к поминанию о святости Божией. Людям следует благодарить Бога за то, что Он освятил их, и исповедать себя грешниками, потому что как бы человек ни был праведен, по сравнению со святостью Бога он все же оказывается грешником, почему Исаия и говорит: « все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда » пред лицом Твоим (Ис. 64:6). СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 99 Псалом Давида во исповедание.   Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее, это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмопевцам, почему и оставил его без имени. Под исповеданием здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заключается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: в благодарение , Симмах: в благословение , а пятое издание: в похвалу . « Воскликните Богу, вся земля! Работайте Господу с веселием, входите пред Ним с радостью » (ст. 1, 2). И в этом пророчестве замечается великая точность и последовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы узнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить (1 Фес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

гл. IV, V и VI), а для всенародного очищения назначен был особенный день в году (10-й 7-го месяца, в который первосвященник, по предварительном исповедании грехов народа, с жертвенною кровию входил умолять Бога в святое святых (Лев. гл. XVI, 5 – 34). Как при этом жертвоприношении постановлено было в обязанность исповедать грехи народа, так и при частном жертвоприношении за какой-либо грех каждый должен был исповедаться в грехе своем. Искренность в исповедании греха, по учению пророков, надлежало подтверждать переменою и исправлением жизни, без чего и самые жертвы не могли быть действительными и богоугодными (Исаии I, 11 – 16); напротив, исправление жизни грешника очищало все прежние грехи его и делало его достойным милости Божией. „Разве Я хочу смерти без законника? говорит Господь. Не того ли, напротив, хочу, чтобы он обратился от путей своих и был жив? Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших; отвергмите от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего; но обратитесь и живите“ (Иез. XVIII, 21 – 23, 30 – 32). Так возвещалось покаяние в в. завете! Пред явлением в мир Христа Спасителя, Иоанн Креститель, посланный уготовать путь Ему, проповедию о покаянии и начал свое служение, и приходившие к нему для крещения исповедовали грехи свои (Марк. I:4 – 5).   II. Установление таинства покаяния (в новом завете). Сам Господь, по вступлении Своем в служение спасению человеков, проповедию о покаянии начал Свое служение „Приблизилось царство небесное; покайтеся и веруйте во евангелие“ (Марк. I:15). Во время земной жизни Своей, исцеляя болезни и отпуская грехи человекам, Он везде давал нам видеть особенную любовь Божию к обращающимся грешникам, по которой Он с готовностию немедленно оставляет нам грехи наши и возвращает нам любовь Свою, коль скоро мы с сыновнею доверенностию обращаемся к Нему, исповедуя грехи свои и оставляя злые дела свои.    Внутренний ход истинного покаяния трогательно изображен Им в притче о блудном сыне, и сила его, в противоположность с бессилием мертвой фарисейской праведности, в притче о мытаре и фарисее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

е. разлучения души с телом, то она ни для кого не бывает доброй, когда ей подвергаются так называемые умирающие. Ибо и сама эта сила, которой разрывается то и другое, что было связано и сплочено в живом человеке, пока она продолжает свое действие и пока не отнимется всякое чувство, возникающее из самого соединения души и тела, производит тяжкое и противоестественное ощущение. Иногда один удар, нанесенный телу, или убийство предотвращают эту муку и не дают испытывать ее, предупреждая своей скоростью. Однако, чем бы ни было в умирающих то, что не без тяжелого чувства лишает чувствительности, оно, если переносится с благочестием и верой, увеличивает заслугу терпения, хотя и не уничтожает сути наказания. Итак, хотя смерть бывает наказанием для рождающегося в беспрерывно продолжающемся потомстве первого человека, однако, если она претерпевается за благочестие и правду, служит к славе возрождающегося; и хотя смерть есть воздаяние за грех, но благодаря ей иногда достигается то, что за ней не следует никакого воздаяния за грех. Глава VII. О смерти, которой невозрожденные подвергаются за исповедание Христа    Для тех, которые умирают за исповедание Христа не приняв еще купели возрождения, она имеет такую же силу отпущения грехов, как и омовение святым источником крещения. Ибо сказавший: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. III:5), исключает их другим Своим изречением, в котором с такой же всеобщностью говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. X:32). И в другом месте: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. XVI:25). Поэтому написано: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 65:6). Ибо что честнее смерти, через которую отпускаются все грехи и умножаются заслуги? Ведь заслуга тех, которые крестились, не имея возможности избежать смерти, и переселились из этой жизни, загладив все грехи, не так велики, как тех, которые, имея возможность умереть, умерли потому, что предпочли лучше окончить жизнь, исповедуя Христа, чем отрекшись от Него принять крещение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И по выражению мудрого Приточника «хорошо двум» ( Еккл. 4:9 ); а один бессилен. А троичность и того лучше (ст. 12), сопряженная во имя Божие. Но к сему еще обрати внимание и на слова Господни. Всем ученикам одинаково сказал: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мы. 4:19). Опять один глас (ко всем): «на путь к язычникам не ходите, а идите наипаче к овцам дома Израилева» (10:5. 6). Всем дано изгонять демонов, и возвратившиеся единогласно говорили: «Господи, и бесы повинуются нам» ( Лк. 10:17 ), когда и Учитель, смиряя учеников, говорит: «Я видел стану, спадшего как молнию» ( Лк. 10:18 ), давая им знать, что это – дело Бога, низвергшего его. Жалуется отец бесноватого, что его ученики не изгнали беса ( Мф. 17:15 ), и обвинение касалось всех, хотя некто из наших учителей заметил «но не были при том столпы». Однако ж множественным числом, как видишь, и знаменитых ( Гал. 2:6 ) обвиняет. Общее и то: «вы соль земли» ( Мф. 5:13 ); и то: «вы свет мира» (ст. 14); и сказанное после воскресения: «Идите, научите все народы» (28:19). Потому что ни Петра, ни Иоанна, ни Андрея не ставит во главе, но обещает опять Сам невидимо пребывать с ними и как впереди идущий и как сзади охраняющий по сказанному: «Я первый и последний» ( Откр. 1:8, 11. 21:6 ). А хотя Христос и говорит Петру: «Ты Петр (Камень), и на сем камне Я создам церковь Мою» ( Мф. 16:18 ), но не безусловно так ублажает сего апостола, а за его твердое исповедание. Ибо тогда и переименован из Симона Петром и принял обетование получить ключи царства небесного (ст. 19); а распорядители их – и прочие. Ибо так как они (ключи) относятся к вязанию и разрешению грехов, всем сказал Христос: «Что свяжете, будет связано на небе, и что разрешите, будет разрешено» ( Мф. 18:18 ), – то значит и у всех находятся ключи. Затем. Камнем назвал Христос не самого Петра, а твердое исповедание Петра, на котором и обещал создать Церковь . Ибо одно основание ей – Христос, так как Он один только имеет имя новое ( Откр. 3:12 ) – Бог и человек.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

И хотя Он Сын Божий, однако, страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (5, 8–9). Чтобы помочь искушаемым, Он Сам подвергся искушениям (2:18), кроме греха (4:15). Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принёс моления могущему спасти от смерти, и Отец услышал Его за благовейнство (5:7). Но первый завет утвержден был не без крови (9:18). И Христос единожды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей, чтобы подъять грехи многих (9, 26–28). Пренебрёгши посрамление, Он претерпел крест (12:2). Духом Святым Он принёс Себя (как Агнца) непорочного Богу, чтобы очистить совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному (9:14). И вот, мы освящены единократным принесением тела Иисуса Христа (10, 10; 10:14). За претерпение (же) смерти увенчан славой и честью Иисус, Который не много был унижен перед ангелами, чтобы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех, потому что надлежало вождя спасения, приводящего многих сынов в славу, совершить через страдания (2, 9–10). Он совершил Собой очищение грехов (1:3). Одним приношением Он навсегда сделал совершенными освящаемых (10:14). Уразумейте же посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа, Который верен пославшему Его, как и Моисей во всём доме Его. По сравнению с Моисеем Он достоин тем большей славы, чем большую честь имеет устроитель дома в сравнении с самим Домовладыкой. Моисей верен в доме Его как служитель, а Христос – Сын в доме Его (3, 1–6). Имея же в нём Великого Священника над домом Божиим (Церковью), да приступаем к Богу с искренним сердцем, с полной верой, очистив кроплением сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой. Будем держаться исповедания упования неуклонно, «верен бо есть обещавый» (10, 21–23). Лучшего завета сделался поручителем Иисус, пребывающий вечно и имеющий священство непреходящее, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за приходящих к Нему. Таков и должен быть наш первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес (7, 22–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«И я говорю тебе, – сказал ему Господь, – ты Петр, и на сем камне [на камне веры твоей и исповедания] Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного», говорит наконец ему Господь ( Мф. 16:18–19 ). Царствием Небесным, от которого ключи даются апостолу Петру, здесь, как и в других местах Евангелия ( Мф. 3:2, 4:17, 13:24 ), называется Царство Господа благодатное, или Церковь Его, создать которую на камне Петровой веры и исповедания Он пред сим обещал. Церковь земная называется Царством Небесным потому, что Глава Церкви Господь Иисус есть Царь не земной, а Небесный, и потому что члены Церкви, живя на земле, должны приготовлять себя к небу. Как понимать надобно вручение апостолу Петру ключей от Царства Небесного, или Церкви? По обычаю древних народов, и, в частности, еврейского, вручение ключей служило знаком вручения кому-либо власти над домом ( Ис. 22:22 ; Откр. 3:7 ). Сообразно с сим и образное выражение Спасителя: «и дам тебе ключи Царства Небесного», надо понимать в смысле вручения апостолу Петру власти отверзать и заключать вход в сие Царство, принимать в общение с Церковью и отлучать от нее. Но с этою властью необходимо соединяется другая, – власть вязать, т. е. объявлять непрощенными грехи людей, и разрешать, т. е. прощать их. Ибо только тот может сделаться членом Церкви, кто через раскаяние получит отпущение своих грехов, даруемое церковною властью; равно и отлучение от церковного общения угрожает только тому, кто пребывает нераскаянным во грехах и потому не получает прощения в них. Поэтому, вручивши апостолу Петру власть ключей, Господь Иисус уполномочил его вязать и решить, обещая, что его приговоры о грешниках будут утверждаемы на Небесах: «и что свяжешь на земле (т. е. какие грехи объявишь непрощенными), то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Так святой апостол Петр, как первый исповедавший Христа Сыном Божиим, первый из апостолов получает от Него обетование иметь ключи Царства Небесного, первый облекается властью вязать и разрешать совести человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отцы Церкви полагают, что первым понастоящему узнал Его Петр. Одни иудеи говорили, будто в Иисусе воплотился – Илья, другие – Иеремия или ктото еще из древних пророков. Учитель спросил: А вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф.16:15–16 ). Святые отцы считают, что здесь Петр прозрел во Христе действительно Сына Божия в том значении, в котором Он исповедуется в «Символе Веры», поэтому исповедание Петра и есть исповедание Церкви. Это – камень, на котором выстроена Церковь Божия. Обратимся к православному пониманию Богосыновства Христа. С одной стороны, все мы – сыновья и дочери Божии по благодати, а Христос – Сын Божий по Существу. В этом заключается качественное различие. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Слово «Единородный» означает, что второго, третьего и четвертого Сына нет. Нас же, детей Божиих, много, и после каждого останутся потомки. Люди жили до нас, будут жить и после, но если говорится о Единородном Сыне, то речь идет явно не о богосыновстве по благодати, а о богосыновстве по существу. Апостол Павел называет Христа еще и первородным между многими братьями ( Рим.8:29 ). Здесь речь идет о Его человеческой природе. Как человек, Он – Первенец, первородный между многими братьями , по Божеству же Господь единороден. Он – Первый и Единственный Божий Сын. О чем еще говорит нам Священное Писание в этой связи? Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте ( Евр.1:3 ). Слава Божия предполагает сияние, так же, как, например, солнцу присущ свет, энергия, единосущная самому солнцу. Если о Сыне говорится как о Сиянии славы Отца, это означает, что Он по природе Своей единосущен Отцу. Теперь уже невозможно с точностью определить, что именно имел в виду апостол Павел под словом «ипостась», используя его в Послании к Евреям. Это слово поразному понималось и святыми отцами. Только к концу IV столетия окончательно сложится то понимание ипостаси, которого мы придерживаемся сейчас, когда говорим об Отце, Сыне и Святом Духе. Изначально же это слово не воспринималось однозначно. Интересно обратиться к его прямому, буквальному смыслу. «Ипостась» – слово греческое. Приставка υπ означает «под». Есть, например, дьякон, а есть иподьякон – служитель, стоящий ниже дьякона по церковной иерархии. Иподьяконами называют прислужников на богослужениях, совершаемых епископами. А στατς — это «статика». В качестве однокоренных слов можно привести, например, «иконостас». То есть ипостась – это в буквальном смысле «подставка». Подставка, на которую чтото ставят.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Сочетание Христу . «Когда же ты разорвал древнее согласие с адом ( Ис.28:15 ), говорит св. Кирилл Иерусалимский , тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный» 256 . Отрекшись диавола, оглашенный обращается к востоку с знаками раскаяния и покорности Христу, имея руки долу простертые, и на вопросы Церкви троекратно произносит ответы, что он сочетавается Христу, поступая при сем по слову Апостольскому: ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Пет.3:21 ). Обещание Богу доброй совести, по наставлению Ап. Павла: Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями ( 1Тим.6:12 ), оглашенный при руководстве Церкви запечатлевает троекратным исповеданием Православной веры, изложенной в символе, и поклонением св. Живоначальной Троице. Образ сочетания Христу и исповедание Веры после сочетания, так же как и образ отречения от диавола, принадлежат временам Апостольским. О сочетании Христу и об исповедании Веры упоминается в постановлениях Апостольских. Там говорится: «после отречения, пусть произнесет оглашенный: сочетаваюся Христу, и верую, и крещаюся во единаго нерожденнаго, единаго истиннаго Бога, Вседержителя Отца Христа, Творца и Зиждителя всяческих, от Него же вся; и в Господа Иисуса Христа, единороднаго Сына Его, перворожденнаго всея твари, от Отца прежде век рожденнаго, несотвореннаго, через Котораго все получило бытие на небе и на земле, видимое и невидимое; Который сшел с небес, воплотился и родился от св. Девы Марии и жил в мире свято, по законам Бога и Отца Своего; Распят при Понтии Пилате и умер за нас; воскрес из мертвых в третий день после страдания; возшел на небеса и восседал одесную Отца; и опять приидет в конце, века со славою судить живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Крещаюсь и в Духа Святого, утешителя, Который действовал во всех от века Святых, наконец ниспослан от Отца Апостолам, по обетованию Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, и после Апостолов – всем, во св. Кафолической Церкви верующим в воскресение плоти, и в оставление грехов, и в царство небесное, и в жизнь будушаго века. После сего исповедания оглашенный приступает, по чиноположению, к помазанию елеем» 257 . О сочетании Христу и исповедании веры пред св. Крещением свидетельствуют также св. Дионисий Ареопагит 258 ), св. Кирилл Иерусалимский , св. Амвросий Медиоланский 259 , св. Ефрем Сирин 260 , Бл. Августин 261 и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010