Догматическо-нравственный смысл Покаяния Православное учение определяет Покаяние как Таинство, в котором искренно и правильно исповедующий грехи свои пред Богом, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Исповедание грехов, в истинном своем значении и в истинной своей силе, без сомнения, должно начинаться в душе нашей гораздо ранее того, как мы совершаем его устно в Таинстве Покаяния. Это исповедание должно быть не чем иным, как постоянным нравственным самоиспытанием, составляющим основу нашего самопознания и всей нашей нравственной жизни. Истинно христианское исповедание грехов благодатно врачует духовные раны, дарует мир в отраде прощения и разрешения. На исповеди христианин получает очищение совести и обновление духа, когда исповедует грехи и сокрушенно раскрывает пред Богом свои немощи, раны души, падения. Осознанием и исповеданием грехопадений душа наша должна возродиться для новой, лучшей нравственной жизни. Не то или другое наше дело, на выбор, но вся наша жизнь должна быть предметом нашего исповедания; и это-то постоянное, повсечасное исповедание должно служить приготовлением к полному исповеданию грехов в Таинстве Покаяния. На пути этого непрестающего самоисповедания человека Церковь готовит его к исповеданию таинственному. Не мало, конечно, способности, не мало твердости ума и сердца нужно для того, чтобы постоянно делать правильный обзор всей жизни, чтобы постоянно верной мыслью следить за всем течением нашего бытия: от нашего происхождения на свет – доселе. При подробном рассмотрении своей жизни первейшим и существенным предметом в нашем самоиспытании должно быть наше спасение. Здесь надо вновь собрать все силы ума, вооружиться всем беспристрастием, чтобы решить вопрос, ни с чем по своей важности не сравнимый, – вопрос о своем спасении. Решение этого вопроса должно прояснить наше нравственное бытие, должно дать известие, кто и что мы для Неба и Вечности. Но вот два необходимых при этом условия: при испытании своей совести нужно иметь решительность и спокойствие духа. Нужна решительность, чтобы не потворствовать себе, не щадить себя... чтобы не обманывать себя, не видеть добра и превосходства в себе там, где его нет, чтобы судить себя не судом самолюбия, не судом изнеженного чувства или рассудка, не судом пустого сожаления и легкого прискорбия о своих проступках. Нужна решительность, чтобы тотчас истреблять в себе все, что закрывает от наших глаз истину, чтобы... совесть разила обличением, а сердце горело в огне раскаяния чистого, сокрушительного вместе и спасительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Беседа в четвертую неделю св. Великого поста 68 . О покаянии Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). Очевидно, что беседа моя будет опять о покаянии. Да! Сей предмет стоит немалого размышления. Недовольно внушить грешнику спасительную потребность покаяния; надобно объяснить ему и то, в чём состоит истинное покаяние. Объясним же. Покаяние не есть одно внутреннее чувствование греховности. Как богодарованное средство очищения души от грехов, как благодатное таинство, оно слагается из сознания грехов своих грешником и сокрушения о них, из исповедания грехов пред служителем олтаря, отпущающего грехи по власти, данной ему от Господа, и из твёрдой решимости грешника исправить свою жизнь. Вот главные черты покаяния! Хочешь ли знать, откуда взяты они, и на чём основаны? Сознанию грехов и самоиспытанию учит ап. Павел: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). О сокрушении говорит царь-пророк: жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ); и чрез другого пророка так взывает к нам Сам Господь: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плачи, и в рыдании ( Иоил.2:12 ). Об исповеди вещает нам возлюбленный ученик Христов: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды ( 1Ин.1:9 ). Власть разрешать от грехов дана от Самого Господа Иисуса: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). Твёрдую решимость – не возвращаться к исповеданным грехам, потрясающим словом внушает св. ап. Пётр: аще отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых. Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину; и, свиния омывшися, в кал тинный ( 2Пет.2:20–22 ). Видишь ли, сколь твердо основание существенных принадлежностей покаяния? Видишь, сколь чист и свят весь состав его? Вникай же в каждую черту отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Глава III. Таинство Покаяния 1. Символика Таинства В Таинстве Покаяния человек поставляется перед реальностью жизни Царства Божия, близкой его душе, но которую он утрачивает через грехи, совершаемые после Крещения. Основанием для совершения Таинства является призыв Христа Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). При совершении Таинства Покаяния особое значение придается молитве пастыря и его духовной силе воздействия на душу согрешившего человека. Пастырь, как Херувим с пламенным оружием у дверей рая ( Быт. 3:24 ), возбраняет вход в жизнь Царства Божия нераскаявшимся грешникам. Для совершающих покаянное делание он ходатай о прощении грехов и примирении с Богом. При очищении от грехов сердца человека, священник – свидетель восстановления его завета с Богом, его обещания доброй совести и жизни. Своей молитвой, отеческим болезнованием о спасении человека, словами богооткровенного учения Церкви священник-духовник помогает кающемуся довести свое покаянное настроение до решительного завершения в Таинстве – прощения грехов и способности прикоснуться благодатной жизни Церкви, к выявлению для себя воли Божией. Со своей стороны кающийся христианин прилагает усилие и труд восстановить духовные силы и верность Богу, поколебавшиеся от совершенных грехов. Кающийся христианин просит у Бога благодатной помощи видеть свои грехи, чтобы через слово исповедать их перед Богом в присутствии священника и тем самым оторвать грех от своего сердца. Душа человека, сознающего свою вину перед Богом, предстает тогда пред Ним, и Спаситель Христос освобождает ее от греха, исповеданного и ненавистного христианину. Прощение грехов согрешившему подается через молитву и священнодействие священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле, чтобы они были прощены на Небе. Наряду с отпущением грехов покаявшемуся в Таинстве подается оправдание и освящение благодатию Божиею. Грех не только прощается, но полностью изглаживается из жизни человека, перестает тяготить душу человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Беседа о покаянном делании Человек приводит множество каких-то фактов, подробностей, которые никакого отношения к исповеди как таковой не имеют. Появляются имена людей, появляются какие-то «действующие лица», появляются основная и побочные сюжетные линии и прочее. 14 октября, 2013 Человек приводит множество каких-то фактов, подробностей, которые никакого отношения к исповеди как таковой не имеют. Появляются имена людей, появляются какие-то «действующие лица», появляются основная и побочные сюжетные линии и прочее. Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще в жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением? Как правильно готовиться к исповеданию грехов? – Этим и другим вопросам посвящена беседа игумена Нектария (Морозова) с прихожанами саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».     Исповедь. Святая Гора Грабарка. Фото: Александр Василюк/orthphoto.net Все мы регулярно исповедуемся, многие это делают достаточно часто. И вместе с тем, редко кто исповедуется правильно, и более того – очень редко кто может самостоятельно глубоко и ясно объяснить, в чем заключается сущность данного таинства. Есть, конечно, определение, которое можно прочитать в «Православном катехизисе» святителя Филарета, митрополита Московского; оно гласит, что исповедь – это таинство, в котором при видимом разрешении и прощении грехов от священника кающийся получает невидимым образом прощение и разрешение грехов от Самого Бога. Но понятно, что этим определением глубина данного таинства не исчерпывается. И, наверное, для того, чтобы говорить о том, как правильно исповедоваться, нужно сначала разобраться, что же такое покаяние. Покаяние – это один из самых удивительных и самых главных даров, которые получил падший человек от Господа. Потому что, по сути, сколько бы мы ни согрешали, сколько бы мы от Бога ни отступали, сколько бы, скажем даже так, ни предавали Его, Он все равно оставляет для нас возможность возвращения к Нему, перекидывает как бы некий мостик над пропастью наших грехов, над пропастью нашего желания творить исключительно свою волю.

http://pravmir.ru/beseda-o-pokayannom-de...

прот. Иоанн Козлов Епитимия Епитимия есть духовное врачевство от болезней – грехов, налагаемая по усмотрению духовным отцом, который при этом должен смотреть на качество греха и искренность раскаяния в нем грешника. Епитимия собственно есть отлучение от причастия св. тайн, и если старообрядцы обвиняют православную церковь в мнимом «отложении» епитимий, то надобно заметить, что у беспоповцев нет возможности исполнить правила об епитимиях, так как не имеют, по своей гордости таинства св. причащения. Если же где и говорится о посте, о милостыне и т. п., то как о замене отлучения от причащения, напр. Иоанн Постник говорит: «Аще кто вина пити в уреченные дни не изволит, годище и мы судихом отъяти едино, уставленнаго его падению, от отец запрещению. Аще от мяса воздержатися обещается на время, другое и мы лето отсещи искусихом. Аще от сыра и яиц, рыбы и масла воздержатися обещает, тогда на всякое воздержание, единаго сицевых вида, едино лето отъяти» (Номоканон при Иоасаф. Потреб. л. 13 об. – 14; Александр. Вып. 184, VI). Епитимию далее не следует понимать, как наказание, но как врачевание: «Ты согрешил? Войди в церковь , – покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение во грехах» ( Иоанн Златоуст т. 2, стр. 328). Надобно принять в соображение и то, что самую существенную часть таинства покаяния составляет – разрешение священником грехов кающагося, а епитимия является простым средством врачевания и бывает употребляема уже после разрешения от грехов: «по молитве же разрешает иерей кающагося... тогда канон даст ему противу согрешения его» (сие см. в каждом требнике в «чине исповедания»). 1) Иоанн Златоуст , на 2 п. Коринф., стр. 347 (изд. 1843): «Меру покаяния надобно назначать не только по свойству грехов, но и вместе сообразуясь со свойством духа и состоянием самих грешников» (Алекс. Вып. 181, б). 2) Василий Великий , прав. 2: «Врачевание измеряти не временем, но образом покаяния». Толк. Зонара: «Не временем должно определять покаяние, но образом; так что если согрешивши относится к покаянию с пренебрежением, то десятилетие не только должно быть выполнено, но и увеличено; если же исправляет свой грех рачительно, то и десятилетие должно быть сокращено; все это предоставляет (Вас. Вел.) рассуждению испытующего совесть».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

прот. Иоанн Козлов Покаяние 1) Ев. Иоанна ( Ин.20:21–23 ), зач. 65: «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите держатся». 2) Толков. Феофилакта (Благов. л. 300 об.): «Вдыхает же и дает им Дух Святый, несвершенный дар Духа ныне дая им (той бо в пятьдесятный хотяше дати), но на приятие Духа достойны сотворяя их. Еже бо приимите Дух, яко бы рекл, будите готови прияти Дух; есть же рещи, яко и власть некую, и благодать духовную даде им, не якоже мертвыя воставляти и силы деяти, но яко отпущати согрешения». 3) Ев. Матфея ( Мф.16:18–19 ), зач. 67: Аз же тебе глаголю, яко ты ести Петр, и на сем камени созижду церковь Μою, и врата адова не одолеют ей: и дам ти ключи царства небеснаго и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и аже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех». Толков. Феофилакта: «Ключа же разумей, связающа и разрешающа прегрешением, или прощение, или запрещение, имеют бо власть оставляти и удержати, иже на камени епископи сподобльшиися быти благодать прияти». 4) Б. Катихизис, гл. 78, л, 389 (по друг. л. 340 об.): «Вопрос: что есть покаяния тайна? Ответ: Покаяние есть вторая дщица, по разбиении крестительнаго корабля, и нуждно потребная тайна согрешившим, в нем же оставление грехов о повинных испрашается, от Бога же иереом даруется». 5) Малый Катихизис, л. 36–37: «Вопрос: которая есть пятая тайна? Ответ: Покаяние, еже за грехи бывает с сокрушением сердечным во исповедании грехов, с надежею о отпущении ради излияния честные крове Сына Божия, и то разрешением священническим, им же сила дана есть от Христа вязати же и решити». Вопрос: како или что подобает разумети в сей тайне? Ответ: Первее кающемуся подобает быти христианином православно верующим, понеже без благия веры ни единое же покаяние быти может. Второе, разрешити кающагося никтоже может, точию православный священник, понеже кроме церкви несть спасения и разрешения. ...Вопрос: како бывает разрешение грехов от духовнаго отца? Ответ: По слышании исповеди от кающагося священник добре разсудивши истинное его исповедание, сокрушение же сердечное и усердие, ко целомудрению, такоже и произволение соблюдатися от грехов, разрешает его по достоинству покаяния от грех, в них же имать разрешити или удержати. разрешая же его в молитвах своих и употребляет сим словесы глаголя, аз данною мне властию от Христа разрешаю тя, во имя Отца и Сына и Св. Духа: ими же творит его приятна телу и крови Господни; яко и на судном дни не имать быти осужден по реченному: аминь, аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена и на небеси».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

     Порой человеку, придя в храм, трудно определиться с тем, что говорить на исповеди. У него есть общее ощущение своей духовной немощи. Он не считает себя очистившимся от грехов. Напротив, видит, что ежедневно живет не так, как должно. То осудил, то позавидовал, там косо посмотрел, здесь потщеславился или впал в раздражение. Но как всю эту «пыль» собрать и припомнить на исповеди? Исповедовать надо то, что наиболее тяготит совесть в данный момент. Нет необходимости перечислять все подобные ситуации, тем более, если их немало. Один покойный протоиерей учил семинаристов: будете на исповеди говорить, что осудили Петра, Ивана, Марию, – вам простится. Забудете сказать, что осудили Федора – это вам не простится. А скажете, что согрешили осуждением – простится все. Мысль верная: невозможно перечислить все конкретные ситуации. Даже припомнить их невозможно, если, конечно, мы не насельники монастыря, в котором практикуется ежедневное исповедание помыслов. Главное: понять, какого рода мы совершали грехи. Неважно, согрешили мы против Петра, Ивана или еще кого-то. Важно, что человек осознал, что во мне работает такая-то страсть, она приводит к таким-то грехам, надо увидеть (узреть) сам грех. Вот с ним и надо бороться в первую очередь, потому что не Мария или Федор вынудил меня согрешить, а я сам согрешаю, я одержим страстью осуждения. На исповеди надо говорить о том, что болит. Это верный способ не растеряться среди множества повседневно совершаемых грехов. Нередко бывает такая проблема: болит одно и то же. Порой, это происходит годами и десятилетиями. К примеру, мучает зависть к другу, к коллеге, к соседу, к кому угодно. Человек видит, что рабски ей подчинен, борется с ней, просит Бога о помощи оставить ее, исповедуется, но не справляется со своей проблемой и бывает на грани уныния. Как быть в этой ситуации? Прежде всего, нужно понимать, что мы никогда не сможем достичь абсолютного бесстрастия. Даже есть каноническое правило, которое гласит, что если кто утверждает, что святые, произнося молитву «Отче наш», говорят «и остави нам долги наши» по смирению, а не потому, что реально нуждаются в оставлении грехов, тем да будет анафема. Этим правилом постулируется, что любой человек, даже святой согрешает и нуждается в покаянии.

http://pravoslavie.ru/111805.html

архимандрит Амвросий (Юрасов) О молитве за умерших Со смертью христианина связь его с членами земной Церкви не прекращается: тело его умирает, а душа остается бессмертной. Все вместе христиане составляют единое Тело – Церковь Христову ( Еф.1:23 ; Кол.1:18 ; Евр.12:22–23 ). Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших. Почему она необходима? Как мы знаем, никто из людей, умирая, не может сказать, что он вполне очистился от грехов, после смерти нет покаяния, и облегчение своей участи своими собственными силами грешники получить уже не в состоянии. Помочь им может только молитва живых, молитва Церкви, милостыня, а главное – бескровная Жертва, приносимая на алтаре. Эти молитвы, по учению Православной Церкви, «исхищают из уз ада души» находящихся там усопших братий наших (правосл. исповедание, отв. на вопр. 64) и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Простр. катехизис, II чл.), то есть помогают получить от Бога прощение грехов и перейти в лучшее состояние. Придавая такое значение молитве за умерших, Православная Церковь следует слову Божию и указаниям святых Отцов и учителей. Слово Божие, заповедует христианам: «молитесь друг за друга» ( Иак. 5, 16 ), молитесь за брата своего, «согрешившего грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ), «о всех святых» ( Еф.6:18 ), т. е. о христианах, и «за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). А это значит, что надо молиться и за умерших, потому что у Бога «все живы» ( Лк.20:38 ), потому что «живы или умираем – всегда Господни» ( Рим.14–8 ). Почему мы должны молиться друг за друга? Потому что все мы – дети одного Отца, члены одного Тела Христова. И Господь говорит : «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» ( Ин.13:35 ), любовь же по словам апостола, «никогда не престает » ( 1Кор.13:8 ). «Любовь познали мы в том, – свидетельствует и апостол Павел, – что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Истинною любовию, – пишет апостол Павел, – члены Церкви «все возращали в Того, Который есть глава Христос» ( Еф.4:15 ). Это означает, что истинная любовь содействует духовному возрастанию христиан, очищению и прощению грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Последование исповедания и разрешения грехов тех, которые от Святой Церкви в староверие отпали Последование исповеданию и разрешению грехов тех, иже от Святыя Церкве в глаголемое староверие отпадоша Во первых убо, от святителя или иерея, прежде всего обращающийся да испытан будет в членах заблуждения его. По сем в учении православныя веры да наставит и утвердит его. И повелит ему исповедати вся грехи своя, наипаче же о том, аще приял есть в расколе ино крещение. Разрешения же абие да не подает ему, но по исповедании и наставлении да поставит его в храме пред амвоном, идеже на аналогии святое Евангелие положено есть. Таже исходит иерей, облачен во священную одежду по своему чину, и вопрошает его: Хощеши ли быти во общении Святых Таинств и во всем послушным (или:послушней ) Церкви Святей, и в соединении веры православныя до кончины живота твоего неотступно пребыти? Отвещает: Хощу. Абие же иерей знаменает чело его трижды, глаголя: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Таже возложь десницу на главу его, глаголет молитву сию, рекшу диакону: Господу помолимся. И лику: Господи, помилуй. Господи, Господи, всяческих Творче и Владыко, Источниче благих и Спасителю всем человеком, паче же верным; не презревый человека, диавольскою кознию во глубину погибели и прелести низведеннаго, но спасительным вочеловечением Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сего взыскавый и спасый, и к себе возведый! Сам, Владыко Человеколюбче, и ныне призри на раба Твоего (или: рабу Твою ), имярек, овча словеснаго Твоего стада сущаго (или: сущую ), егоже (или: юже ) сподобил еси, аки от сна, от прелести востати, и ко Святей Твоей Апостольстей Церкви возратитися. Даждь ему (или:ей ) нелицемерно, невозвратно и нелестно соединитися Святей Твоей Соборней Церкви, истинно же всегда исповедати и твердо содержати православную веру. Сопричти его (или: ю ) избранному Твоему стаду, и соедини его (или: ю ) телу Церкве Твоея Святыя. Остави ему (или: ей ) вся согрешения вольная и невольная, и очисти его (или: ю ) от всякия скверны плоти и духа. Ты бо еси Бог милости и щедрот и человеколюбия, и всем человеком спастися хощеши, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте, я просто не понимаю, зачем исповедь, если можно покаяться? Разницы ведь по сути нет, только на исповеди священник есть, зачем вообще священник, если есть Иисус? Он ведь единственный посредник. 7 Ответов Анастасия, это разные уровни, этапы покаяния. Мы внутренне каемся после осознания греха, в конце дня мы каемся во всех совершенных грехах, а в церковном Таинстве Покаяния , установленном Богом, мы не только каемся, но и получаем через священнослужителя разрешение от грехов. Анастасия,  попробую развернуть краткий ответ Кирилла. 1. Священник — свидетель необходимый на страшном суде, о чем говорит и его молитва перед исповедью. 2. Термином — “Покаяние” — переведено греческое слово означающее, в том числе — ” Изменение ума”, а это длительный процесс в котором церковные таинства — а исповедь- одно из них- абсолютно необходимы так как в них мы получаем силы для этого. 3. Где грех, там и бес. А избавиться от них мы своей силой не можем. Только Христом. Для этого Он и дал нам церковь с её священниками и таинствами. Христианин может и должен каяться перед Богом, испрашивать у Него прощение в своих грехах. На это указывают многие церковные молитвы, в частности, православные христиане во время вечерних молитв совершают такое покаяние перед Богом во время повседневного исповедания грехов. Однако, это не отменяет необходимости участия в таинстве исповеди, которое является завершением и исполнением первой части покаяния — желания оставить грех и решимости жить согласно Евангелию. Господь устроил так, чтобы мы получали прощение грехов через посредство священников, дав им “силу и власть отпускать грехи людей, потому как сказано об этом: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ) (Прав. испов., Ч. 1, вопр. 109). Они наши ходатаи перед Богом, “с которыми мы должны советоваться о нашем спасении” (Прав. испов., Ч. 1, вопр. 89). Святая Церковь предписывает всякому верному исповедовать свои грехи перед священником не реже четырех раз в год (см. Прав. испов. Ч. 1, вопр. 90).

http://azbyka.ru/vopros/zachem-ispovedat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010