Лк.4:12 . И отвещáв речé емý Иисýс, яко речéно éсть: не искýсиши Гóспода Бóга твоегó. (Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.) Не искусиши (не искушай) Господа Бога твоего. Эти слова – из книги Второзакония ( Втор.6:16 ). Их говорил Моисей Евреям, запрещая искушать Бога, когда они требовали чуда по недостатку воды ( Исх.17:1 и дал.)! Смысл ответа Спасителя таков: не должно требовать чуда от Бога по своему произволению. Бог, помогая Своим верующим, делает для них и чудеса, но только в случаях опасности, как, напр., было при переходе евреев чрез Чермное море; а не по всякому их желанию, тем более не тогда, когда человек сам добровольно подвергает себя опасности, или когда имеет в виду суету, тщеславие и гордость (Пав. Кишин.). Лк.4:13 . И скончáв всé искушéние дiáboл, отъиде от негó до врéмене. (И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.) До времени, т. е. не совсем оставил, а до времени прекратил свои нападения. Под этими нападениями толкователи разумеют те, которые диавол производил посредством своих орудий, – врагов Христовых: книжников и фарисеев, старейшин и, наконец, ученика Его Иуды, которые довели Его до позорной смерти на кресте. У еванг. Матфея сказано: и се Ангелы приступили и служили Ему (И. Хр.). «Пока продолжалась брань, Христос не допускал являться Ангелам, чтобы не отогнать того, кого надлежало уловить», замечает, объясняя эти слова евангелиста, Златоуст. Чем Ангелы послужили Господу в пустыне – об этом не сказано в Евангелии. – Так кончалось искушение Господа от диавола, так Он отразил врага-искусителя словами Свящ. Писания. Это – пример для нас, как и чем и мы можем отражать от себя его искушения. Лк.4:14 . И возвратися Иисýс в силе духóвней в Галилéю: и весть изыде по всéй стране о нéм. Лк.4:15 . И тóй учáше на сóнмищах их, слáвим всеми. (И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.) В силе духовней, т. е. исполненный даров Духа Святаго и таким образом вполне приготовленный к великому делу Своего служения. В Галилею. О Галилее чит. в объясн. 26 ст. 1 гл. О синагоге чит. ниже. Зач. 13-е. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Надо полагать, что диавол предлагал Иисусу Христу превратить камни в хлебы еще и для того, чтобы Он, беспрерывно повторяя это чудо, покорил Своей власти весь мир. Действительно, уличные толпы тогдашнего языческого мира требовали «хлеба и зрелищ!» Они пошли бы, как покорные рабы, за тем, кто творил бы пред ними чудеса и кормил бы их; они провозгласили бы его единым всемирным царем. Но Иисус Христос знал, что такие люди не благонадежны для того Царства любви и добра, какое Ему надлежало основать на земле. Он хотел сделать людей свободными, могущими идти за Ним сознательно, произвольно; а для этого не надо ни хлеба, ни зрелищ; достаточно слова Божия, правды Его. Поэтому, отвергая искушение диавола, Иисус Христос сказал: Написано не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. После первого искушения, Иисус пошел в Иерусалим; по вызову диавола, Он взошел на кровлю храма, с которой открывался чудный вид на весь город и его окрестности. Храм был окружен храмовыми дворами, переполненными народом. Указывая на эти толпы, ожидавшие пришествия Мессии, диавол внушал Иисусу явиться стоявшему внизу народу прямо с неба, как Бог . ЕслиТыСын Божий, бросься отсюда вниз! ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Ведь Ангелы тотчас же подхватят Тебя и понесут к изумленному народу; и понесут Тебя как бы с неба прямо к Твоему народу, который несомненно восторженно примет Тебя при такой торжественной обстановке. Иисус отражает и это искушение краткими, но не допускающими возражения, словами: Сказано: не искушай Господа Бога Твоего! Не искушай Господа Бога, значит, не требуй доказательств Его всемогущества, милосердия или правосудия. Бог проявляет и милосердие Свое и правосудие и всемогущество не по принуждению, а по Своему свободному произволению; и потому мы можем только просить у Бога помощи, милости или прощения, но не должны, не смеем самонадеянно испытывать Его, искушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Не по мере имущества, но по расположению души надобно судить о богатстве и бедности; беднее всех тот, кто всегда желает большего и никогда не может остановить своего злого желания. Итак, будем убегать сребролюбия, этого виновника бедности, губителя души, друга геенны, врага царствия небесного, источника вообще всех зол; будем презирать имущество, чтобы лучше пользоваться имуществом, а вместе с имуществом получить и обетованные нам блага, которых да сподобимся все мы (благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь). В синод.перев. эти слова пропущены – и.И. 24. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ   Сила искушений. – Святость и непорочность Тела Христова.   " Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести " (1Кор.10:13). 1. (Апостол) достаточно возбудил в них (коринфянах) страх указанием на древние примеры и опасение словами: " кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть " (ст.12): но так как они уже претерпели много искушений и часто подвергались им: " был я у вас " , говорит он, " в немощи и в страхе и в великом трепете " (2:3), – то чтобы они не сказали: " для чего ты устрашаешь нас и предупреждаешь? Нам не безызвестны бедствия, мы были гонимы и преследуемы, подвергались многоразличным и частым опасностям " , – он опять смиряет гордость их и говорит: " вас постигло искушение не иное, как человеческое " , т.е. малое, краткое, умеренное. Человеческое он употребляет вместо малое, как например в словах: " говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей " (Рим.6:19). Не превозноситесь, говорит, будто вы устояли против бури; вы еще не видали опасности, которая угрожала бы смертью, и искушения, которое могло бы погубить. То же говорит он и евреям: " вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха " (Евр.12:4). Устрашив и внушив смиренномудрие, далее, смотри, как он опять ободряет их: " и верен Бог " , говорит, " Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Ни один человек не может избежать искушения. Адам был искушаем и не выдержал испытания. Христос был искушаем и выстоял. Величайшие подвижники духа десятилетиями вели тяжелейшую борьбу с испытаниями. «Величайшее искушение для человека — это отсутствие искушений, ибо оно означает, что такой человек оставлен Богом и предан своим страстям» ( Аврелий Августин) . В послании апостола Иакова сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» ( Иак.1:2-3 ). Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Задача христианина — немедленно вступить в борьбу с греховным помыслом на этой ступени, изгнать его из своей души, мыслей и чувств. Главная опасность в искушении состоит в откладывании начала борьбы с ним. Это может привести к новому этапу — прикреплению . Человек как бы вступает в общение с греховным образом, привязывается, к нему. На этой стадии успешная борьба с грехом уже намного труднее, чем ранее. Вспомним Еву, которая вместо того, чтобы сказать искусителю «отойди от меня» (как это сделал во время искушения в пустыне Христос), продолжала с вожделением смотреть на древо познания добра и зла. Результат — греховный поступок , нарушение заповеди. Для хранения чистоты сердца необходимо постоянное, непрерывное подавление греховных мыслей, желаний, привычек. Эта внутренняя борьба, духовная брань , продолжается всю жизнь. Тому, как правильно вести её, учит аскетика . Аскетика — раздел богословия, изучающий приёмы внутренней духовной брани со злом. Борьба за чистоту сердца немыслима без покаяния. Покаяние (гр. метанойя — «изменение сознания», «перемена ума») — изменение жизни человека, заключающееся в отвержении им греха и стремлении проводить жизнь в согласии с волей Бога. В покаянии нуждается каждый человек, ибо нет людей без греха. Апостол Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( Ин.1:8-10 ).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

Но и Павел пишет к коринфянам, что благодать Божия не в том состоит, чтобы не подвергаться искушениям, а в том, чтобы не подвергаться нам искушениям свыше наших сил, ибо говорит: Вас постигло искушение не иное как человеческое (то есть соразмерное с человеческими силами); и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести оное ( 1Кор.10:13 ). Никогда мы не свободны от искушений: ни теперь, когда мы против плоти бороться должны, желающей противного духу или ему противящейся ( Гал.5:17 ), или против души всякой плоти, которая, нося одно и то же имя с телом, состоящим для нее седалищем, представляет собой начало повелевающее, так называемое сердце; ни тогда, когда в качестве борцов, вперёд движущихся и совершенных, уже не против плоти и крови бороться должны мы и не в побеждённых уже человеческих искушениях испытываемы бываем, а боремся уже против властей и сил, против мироправителей тьмы века сего и духов злобы ( Еф.6:12 ). Вся жизнь человеческая на этой земле есть время искушения. Потому мы должны молиться об освобождении от искушения не в том смысле, чтобы вовсе не быть искушаемыми (потому что это невозможно, особенно для жителей земли), но чтобы в искушении нам не падать. Побеждаемый же от искушения, по моему мнению, есть тот, кто впадает в него и запутывается в его сетях. В эти-то сети ради уловленных в них и вошёл Спаситель; и, зря чрез сеть, как говорится в Песне песней ( Песн.2:9 ), отвечает Он попавшимся в неё и впавшим в искушение и взывает к ним, как к своей невесте: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! ( Песн.2:10 ). В подтверждение, что всякое время для человека есть время искушения, хочу я добавить ещё следующее. Даже и тот, кто занят Законом Божиим день и ночь и слово «Уста праведника источают мудрость» ( Притч.10:31 ) старается исполнить в совершенстве, – даже и тот не свободен от искушений. Мы должны, следовательно, молиться не о том, чтобы не подвергаться искушениям (потому что это невозможно), а о том, чтобы не быть от искушений осиливаемым, как происходит это с теми, которые в искушениях запутываются и ими побеждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Один из учеников простер руку к мечу, да защитит своего Учителя; а Христос воспретил ему это, сказав: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф.26:53)? Но Он Сам того не хотел. Он хотел как Человек быть искушаем сатаною. Всякий человек имеет по меньшей мере одного ангела-хранителя, помогающего ему в борьбе с искушениями. Христос хотел остаться один, без единого ангела. И всякого человека обычно искушают, по Божию попущению, младшие злые духи. А Он хотел быть искушаем самим сатаною, предводителем всех злых духов. Одним словом, Он хотел бороться в самых тяжелых условиях с самыми великими искушениями, и притом против величайшего искусителя рода человеческого, коему поддались в Раю Адам и Ева. И вел Он брань, и победил, и оставил нам единственный в своем роде пример победы, исполняющий нас храбрости и вдохновляющий. Великий Исаия, предвидя борьбу сию и победу Господа, пророчествовал так: Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность (Ис.42:13). Когда Исполин исполинов одержал победу, тогда Он позволил ангелам приступить к Нему. И се, Ангелы приступили и служили Ему. После такового примера, показанного величайшим Человеколюбцем и нашим величайшим Другом, Который явился на этой грешной земле, - кто из нас посмеет жаловаться на какое бы то ни было страдание в этой жизни? Никто, кто имеет стыд и совесть. Потому поспешим, пока еще длится шумный и быстро умаляющийся день жизни сей, - поспешим покаяться во всей нашей лености и небрежении к исполнению закона Божия. Поспешим отныне послушанием Богу загладить наш грех ропота на волю Божию. Со смирением и послушанием совершим все, что Бог от нас требует: и пост, и молитву, и бдение над духом своим, и осмотрительное внимание по отношению к козням лукавого искусителя и всех его немощных слуг. Бог не требует от нас, чтобы мы победили, ибо Он знает: мы этого не можем. Он требует от нас только преданности Его воле, смирения и послушания. А оружие - Его, и победа - Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Потом, воззрев, Христос видит народ, идущий к Нему.  2. Какой же смысл этого изречения? Его можно понять при пособии Ветхого Завета. Там также говорится: " и было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака " (Быт.22:1,2). Но Бог представляется там говорящим это не потому, чтобы хотел чрез искушение узнать последствие, то есть, будет ли Ему повиноваться Авраам, или нет (нужно ли это для Того, Кто ведает " все прежде бытия его " (Дан.13:42)). Но в том и в другом случае сказано человекообразно. В том случае, когда Писание говорит, что Бог испытует сердца человеческие (Рим.8:27), оно показывает испытание, свойственное не неведению, а напротив совершенному ведению; и когда говорит: " искушал " , выражает не иное что, как ведение совершенное. Можно и иначе объяснить это, – именно, что Бог делает человека чрез искушение более испытанным, – и как тогда Авраама, так теперь Филиппа вопросом приводит Он к точному уразумению чуда. Потому–то, чтобы ты, остановившись на простоте изречения, не пришел к какой–либо неуместной мысли о вышесказанном, Евангелист и присовокупляет: " ибо Сам знал, что хотел сделать " . Притом надобно и то заметить, что, как скоро могло быть какое–либо злое подозрение, Евангелист немедленно с великим старанием устраняет его. И вот, как здесь, чтобы слушатели не возымели такого подозрения, он присовокупляет ограничение, заметив: " ибо Сам знал, что хотел сделать " , так, когда сказал, что иудеи гнали Его " за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу " (Ин.5:18), Евангелист и здесь прибавил бы от себя замечание, если бы это не было намерением самого Христа, подтвержденным делами Его. Если Евангелист всегда предостерегает, чтобы кто не заподозрил слов самого Христа, то, гораздо более, он остерегался бы этого при изложении того, что говорили о Христе другие, когда бы замечал, что о Нем держатся не надлежащего мнения. Но Евангелист в настоящем случае не сделал этого, потому что знал, что такова мысль самого Христа и таково Его непоколебимое определение. Поэтому, сказав: " делая Себя равным Богу " , он не сделал никакого замечания, так как это не было их испорченное понятие, а мысль истинная, утвержденная делами Христа. Между тем, когда был спрошен Филипп, Андрей, брат Симона, Петра, сказал: " здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества " (ст.9)? Андрей становится выше Филиппа; но и он не совсем понял дело. Я думаю, что он и не просто это сказал, а потому, что слышал о чудесах пророков, о том, например, как Елисей совершил чудо над хлебами. Поэтому, хотя Андрей и взошел на некоторую высоту, но не смог достигнуть самой вершины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Смерть Христа «за ны, неблагодарные и злонравные» – это высшее проявление жертвенной любви, и взирая на крест, я вижу, что Бог действительно есть любовь, что высшая, окончательная реальность, которая есть в мироздании – это любовь. Как бы это объяснить… Когда я читаю или слышу о добром, по-настоящему хорошем человеке, я радуюсь, что такой человек есть. Я очень радуюсь тому, что Христос такой, какой Он есть и что Он сделал то, что Он сделал. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим. 5:5–9 ). Вы говорите, что Иисус – Бог. И вы же говорите, что Иисус подвергался искушениям. Но разве можно искушать Бога? Разве Бог может согрешить? Существует два типа невозможности – нравственная и физическая. Когда мы говорим: «N не может украсть», мы можем иметь в виду две вещи: 1 . N лишен физической возможности украсть, даже если бы он охотно это сделал, буде такая возможность представится. 2 . N – честный человек и ни в коем случае не совершит кражи, хотя бы у него и была такая возможность. Иисус мог согрешить, в том смысле, что имел такую возможность. Иисус не мог согрешить в том смысле, что никогда бы так не поступил в силу нравственного совершенства Своей личности. Вы, например, можете искушать честного человека совершить кражу; это искушение будет реальным, но этот человек не может ее совершить – потому что в силу его личной нравственности он это искушение отвергнет, хотя бы и ценой тяжелых нравственных усилий. Итак, Иисус имел физическую возможность согрешить; но Он безусловно отверг эту возможность в силу Его нравственного совершенства. Поэтому было вполне возможно Его искушать; однако невозможно было склонить его ко греху. Почему вы считаете, что без веры в искупительную жертву Христа человек не может приблизиться к Богу? Есть то, что не дает нам возможности приблизиться к Богу, – грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

32. И как в тот день случилось, что рабы Исааковы, пришедши, донесли ему о колодезе, который копали они, и сказали: мы нашли воду, 33. то Исаак назвал его Шива. Отсюда имя города, Беэр–шива, до сего дня. 34. Когда же Исаву было сорок лет от рождения, тогда он взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэри Хеттея, и Васемаху, дочь Элона Хеттея; 35. и они были в тягость Исааку и Ревекке. Дабы дать понятие о жизни Исаака, Моисей совокупляет в одно краткое сказание несколько разнородных искушений, которыми Бог испытывал и очищал его веру; и несколько утешений, коими подкреплял его упование: искушение от причин естественных — гладом (1), утешение чрез откровение (2 — 5), искушение от причин нравственных — опасением со стороны развращенных человеков (6 — 7), утешение правотою Авимелеха (8—11), утешение внешним благословением обилия и могущества (12—14), искушение в жизни общественной — оскорблениями жителей герарских (14 — 22), утешение чрез откровение (23 — 25), утешение внешним миром и безопасностью (26 — 33), искушение в жизни семейственной — распрями домашними (34 — 35). Таким образом, в примере Исаака предлагается утешение всем искушаемым. Случился на земле голод и проч. Некоторые думают, что сей голод случился еще до рождения Исава и Иакова; так как сему времени лучше, по–видимому, приличествует то, что говорится здесь о утаении супружества по красоте Ревекки (7). Но в таком случае писатель не мог бы, для отличия сего глада от упомянутого прежде, сказать, что тот был во дни Авраама, ибо дни Авраама, или жизнь его, продолжалась еще пятнадцать лет по рождении сынов Исааковых. Самые происшествия, здесь описываемые, показывают, что они случились после смерти Авраама, почему должно признать, что Моисей в их изображении точно следует порядку времени. И пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Не менее как чрез семьдесят пять лет после того, как в первый раз посетил сию землю Авраам, приходит в нее Исаак, обитает несколько лет, и все сие при царе одного имени. Один ли действительно царь именем Авимелех царствовал от 80 до 90 лет? Или Авимелех было общее имя царей филистимских, подобно как Фараон — египетских? Возможно и то, другое; а что из двух достовернее, для настоящей истории не важно. Не ходи в Египет. Из сих слов откровения видно, что Исаак имел намерение идти в Египет; но Бог, от столь отдаленного путешествия удержав его, назначил местом его пребывания землю Герарскую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

В Гефсиманском борении мы познаем в Иисусе Христе Истинного Бога и Истинного Человека Папа Лев показывает нам, что в Гефсиманском борении более, чем где-либо еще, мы познаем в Иисусе Христе Истинного Бога и Истинного Человека. И хотя эти природы сильно разнятся, но во Христе достигают согласия через подчинение воли человеческой – Божественной воле. Таким образом, в понимании папы Льва Великого, и мы можем и должны стремиться к согласованию собственной (человеческой) воли с волей Создателя. То есть необходимо, чтобы каждый «выстрадал эту борьбу чувств с разумом » , дабы достичь гармонии в наших отношениях с Создателем. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7). И далее мы читаем: И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? (Мф. 26, 40). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не без причины Он обращается особенно к Петру, тогда как и другие ученики также спали; но и здесь укоряет его по той же причине, которую я указал раньше» . Апостол Петр говорил, что готов умереть с Господом, но не смог не уснуть в час молитвенного борения своего Божественного Учителя, обнаружив в этот момент и телесную, и духовную немощь. Так и мы часто готовы говорить часами о великих духовных истинах, но становимся на пятнадцатиминутную вечернюю молитву – и куда девается вся наша духовная бодрость и решимость, трудно понять. Впрочем, сказано, что плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5, 17). И мы читаем далее: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Блаженный Иероним Стридонский учит: «Мы не отказываемся полностью встретить искушение, но молимся о силе, чтобы перед ним устоять. Потому Он (т. е. Христос – О.С .) и не говорит: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не быть вам искушаемыми”, но – чтобы не впасть в искушение, то есть чтобы искушение не поглотило вас и не удерживало в своих сетях. К примеру, мученик, проливший кровь за веру в Господа, конечно же, подвергался искушению, но не был уловлен в сети искушения. А вот тот, кто отвергает веру, впадает в сети искушения. Дух бодр, плоть же немощна . Это сказано против людей легкомысленных, которые считают, что могут обрести то, во что они верят. И вот, насколько мы верим в пылкость нашего духа, настолько же должны опасаться немощи плоти» .

http://pravoslavie.ru/102655.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010