Ответ на возражение 1 . Как уже было сказано (81, 7), религии свойственно выявлять веру посредством знаков, свидетельствующих о почитании Бога. Следовательно, неверию свойственно, чтобы лишенный веры человек делал нечто, свидетельствующее о непочтительности по отношению к Богу. Одним из таких дел является искушение Бога, и в этом смысле оно является видом неверия. Ответ на возражение 2 . Тот, кто не приуготовляет себя к молитве, прощая своих должников или каким-либо иным образом располагая себя к набожности, не делает то, что может, чтобы быть услышанным Богом, и этим ненамеренно искушает Бога. И хотя это ненамеренное искушение, похоже, является следствием самонадеянности или безрассудства, уже одно то, что человек ведет себя самонадеянно и без должной рассудительности в относящихся к Богу вопросах, подразумевает некоторую непочтительность по отношению к Нему. В связи с этим читаем [в Писании]: «Смиритесь под крепкую руку Божию» ( 1Петр. 5, 6 ); и еще: «Старайся представить себя Богу достойным» ( 2Тим. 2, 15 ). Следовательно, такого рода искушение тоже является видом неверия. Ответ на возражение 3 . О человеке говорят как о молящемся лживо не в отношении Бога, Которому ведомы тайны сердца, а в отношении самого человека. Следовательно, такая ложь связана с искушением Бога акцидентно и, таким образом, из этого нельзя сделать вывод, что искушение Бога непосредственно противоположно истине. Раздел 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИСКУШЕНИЕ БОГА БОЛЕЕ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ, ЧЕМ СУЕВЕРИЕ? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что искушение Бога является более тяжким грехом, чем суеверие. Ведь чем тяжче грех, тем тяжче и наказание. Но грех искушения Бога евреями был наказан более строго, чем грех идолопоклонства, притом что последнее суть наихудшее из суеверий. Действительно, за грех идолопоклонства, как сказано в [книге] «Исход», было убито около трех тысяч человек ( Исх. 32, 28 ), тогда как за грех искушения все они умерли в пустыне, так и не вступив в землю обетованную, согласно сказанному [в Писании]: «Искушали Меня отцы ваши...», и далее: «И потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» ( Пс. 94, 9, 11 ). Следовательно, искушение Бога является более тяжким грехом, чем суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ответ прп. Варсонофия . Мы всегда должны уповать на Иисуса, что Он но попустит нам искуситься более, чем мы можем (см. 1Кор. 10, 13 ). Но поскольку Он Сам научил нас, говоря: «молúтесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк. 22, 46 ), то не следует самим собою вдаваться в опасности – это будет преступлением заповеди Божией, ибо в таком случае мы сами себя предадим на смерть, но должно охранять себя. Если же живем в мирном месте и услышим о нашествии разбойников, то не должны смущаться, имея покров Божий, ибо Бог видит, что мы не сами ввели себя в искушение и не преступили Его заповеди; но лучше, сохраняя ее, будем взывать день и ночь: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» ( Мф. 6, 13 ). А когда, и при молитве о сем, случится искушение или нападение разбойников, да не ослабеем, ибо сие бывает ко испытанию нашему и попущением Божиим, к пользе нашей. И когда будет по попущению, тогда Апостол утверждает нас, говоря: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10, 13 ). А как скоро от одного только слуха будем бегать из одного места в другое, то диавол может совсем не допустить нас пожить на одном месте. Когда же достоверно знаем относительно какого-либо места, что там предстоит опасность, то должны предохранить себя. А если место мирно и искушение постигнет нас внезапно, то Бог, видя, что вина сего не от нас, покроет нас по воле Своей. Ибо есть искушение, от нас самих случающееся, и есть другое, бывающее по попущению Божию; которое происходит от нас самих, то служит во вред душе, и о нём-то взывал апостол Иаков, говоря: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1, 13 ); а то, которое случается попущением Божиим, полезно для души, ибо ведет человека к искусству [к опытности], а искусство ведет человека к надежде, а надежда не постыжает, по писанному ( Рим. 5, 5 ), а непосрамляемый уже спасен о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Поэтому с особенной указательностью Св. Писание свидетельствует, во-первых, о том, что не «всякое искушение» в жизни человека есть «искушение от Господа, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, обольщаясь и увлекаясь собственной похотью» ( Иак.1:13–14 ), – во-вторых, о том, что «искушения от Господа» посылаются Господом только «во благое самих человеков», только в истину и правду о человеке, и посылаются не сверх духовно-нравственных сил человека и не сверх «должного-человеческого», а в меру оных сих и в соответствие «должного-человеческого»: «вас постигло искушение не иное, как человеческое, – писал Ап. Павел коринфским христианам, – и верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил; но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). «Перенести же искушение» и пережить таковое значит обрести и явить то «свое высшее благое» о Господе, что могло принадлежать лично «данному человеку», и что, совместно с пережитием «искушения», несомненно и безусловно ему принадлежит, как его собственное и личное достояние: «Блажен человек, – говорит Ап. Иаков, – который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). Божественно-созидательное значение «искушений от Господа», и следовательно, значение «во благое» – блаженное для человека заключается именно в откровении существа, основ и пределов истины и правды относительно человека же: там, где величие человеческого духа относительно Божественных начал требовало Своего раскрытия и своего как бы «восхождения от силы в силу и от славы в славу», «искушение от Господа» открывало «путь» и давало «поприще»; там же, где у людей бывает только духовно-нравственная лесть о себе и мысленная неправда о своих духовно-нравственных сило-мощности и право-мощности, «искушение от Господа» должно снять покров лжи и неправды в человеке о нем самом, и тем открыть ему «путь» и дать «поприще» для уразумения и принятия истины и правды о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИСКУШЕНИЕ БОГА ГРЕХОМ? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что искушение Бога не является грехом. В самом деле, Бог не предписывает греха. И все же Он предписал людям испытать Себя, что есть то же, что и искусить, о чем читаем [в Писании]: ««Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня!», говорит Господь Саваоф. «Не открою ли Я для вас отверстий небесных»» ( Мал. 3, 10 ). Следовательно, похоже, что искушение Бога не является грехом. Возражение 2 . Далее, человека искушают не только ради испытания его знания и силы, но и ради испытания его благости или воли. Но испытывать божественную благость или волю законно, о чем читаем [в Писании]: «Вкусите – и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33, 9 ); и еще: «Чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). Следовательно, искушение Бога не является грехом. Возражение 3 . Далее, Священное Писание никогда не осуждает человека за уклонение от греха, но – только за совершение греха. Но Ахаз был осужден за то, что в ответ на слова Господа: «Проси себе знамения у Господа, Бога твоего», сказал: «Не буду просить и не буду искушать Господа», на что ему было сказано [Исайей]: «Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?» ( Uc. 7, II -I3). С другой стороны, мы читаем об Аврааме, что он сказал Господу: «По чему мне узнать, что я буду владеть ею» ( Быт. 15, 8 ), а именно землей, которую обещал ему Бог. И Гедеон просил Бога дать ему знамение обещанной ему победы ( Суд. 6, 36–39 ). Но никто из них не был за это осужден. Следовательно, искушение Бога не является грехом. Этому противоречит [прямой] запрет Закона Божьего, согласно сказанному [в Писании]: «Не искушайте Господа, Бога вашего» (Вт. 6, 16). Отвечаю: как уже было сказано (1), искушение является испытанием искушаемого. Затем, никто не испытывает то, в чем он уверен. Поэтому любое искушение проистекает из некоторого неведенья или сомнения, причем либо со стороны искушающего (как когда кто-либо испытывает вещь, желая познать её качества), либо со стороны других (как когда кто-либо испытывает вещь, чтобы доказать нечто другим).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» 661 , то есть да будет воля Твоя так, чтобы мы, находясь на земле, совершали безупречно желаемое Тобою на небе. «Хлеб наш ежедневный дай нам на сей день» 662 . Это нужно понимать в смысле духовной пищи. Ибо наш хлеб – это Христос, Который сказал: «Я хлеб живой, сшедший с небес» 663 . Мы называем его ежедневным, потому что мы постоянно должны молиться о защите от греха, дабы быть достойными небесной пищи. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» 664 . Этой заповедью Он указывает на то, что мы не сможем заслужить прощения грехов, если не простим сначала других, согрешивших против нас, как Господь сказал в Евангелии: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» 665 . «И не введи нас в искушение» 666 , то есть не позволяй , чтобы нас вводил тот , кто искушает, творец лукавства 667 . Ибо говорит Писание: «Бог не искушает злом» 668 . А диавол – искушает, и, для того, чтобы победить его, как говорит Господь, – «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» 669 . «Но избавь нас от лукавого» 670 . Это Он говорит по той же причине, по которой и апостол говорит: «Вы не знаете, о чем нужно молиться» 671 . Поэтому мы должны молить Бога, чтобы – если человеческая немощь неспособна уберечься и избежать чего-то, – чтобы милостиво дал нам способность к этому Иисус Христос, Господь наш, Который живет и царствует как Бог в единстве Духа Святого во все веки веков. Аминь. Слово 41. Хроматия, епископа Римского, на пятую главу Евангелия от Матфея, или Слово о восьми блаженствах (CCSL 9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 175–180) 1 . Стечение народа и многолюдие ярмарки дает нам, братья, случай предложить слово о Евангелии. Ведь часто мирское служит примером духовного и земное становится образом небесного. Ведь Господь и Спас наш тоже нередко учит нас небесному с помощью земных примеров, говоря так: « Подобно Царство небесное неводу, закинутому в море» 672 ; или так: «Подобно Царство небесное купцу, ищущему хорошую жемчужину» 673 . И вот, если смысл ярмарки в том, что каждый для своей выгоды или продает то, чего у него много, или покупает то, чего ему не достает, то и я не сделаю ничего неуместного, если предложу свой товар, который дал мне на продажу Господь, а именно небесную проповедь, хотя сам я ничтожный и недостойный, но все же избранный быть одним из тех рабов, которым Господь раздал таланты для торговли и для получения прибыли 674 . И, конечно, не будет недостатка в торговцах там, где по милости Божией собралось так много слушателей. Но важно получить и небесную прибыль там, где не пренебрегают земной выгодой. Я жажду, возлюбленные братья, предложить вам драгоценные жемчужины 675 из святого Евангелия; откройте сокровищницы вашего сердца 676 , покупайте, набирайте с жадностью, становитесь их счастливыми владельцами!

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

«Да приидет Царствие Твое!» – это молитва о конце света, а не просто о том, чтобы это Царство возрастало в мире, ибо ученики Христовы видели, что оно уже вошло в мир. Слова «Да приидет Царствие Твое» созвучны с последними словами Священного Писания: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Это значит: пусть утвердится Царство Христово решительно и всецело. Каждый день повторяя: «Да приидет Царствие Твое», мы должны бы, естественно, сознавать меру нашей ответственности за его приход. Увы, большей частью мы произносим это прошение слишком отвлеченно, не вдохновляясь им. Хуже того, наша теплохладность и духовная инертность препятствуют росту Царства Божия. «Да приидет Царствие Твое!» – молимся мы. «Что ты делаешь для этого?» – отвечает нам Господь. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Да утверждаются принципы мира невидимого нашей верой и верностью Христу в мире видимом. Только тогда, когда мы дадим Богу в нашей жизни принадлежащее Ему место, все остальное у нас займет свое место. И Дух Святой, соединенный с нашим духом, даст нам наследовать волю Самого Бога о нас и о мире. «Отче! Не Моя воля, но Твоя да будет», – молится об этой тайне, совершая наше спасение Христос ( Лк.22:42 ). «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» – так иудеи в пустыне просили манну. Столько, сколько требуется на сегодняшний день, – чтобы мы жили постоянным упованием не на наше богатство, а на Бога. Мы не заботимся о неизвестном будущем, но живем, в этом смысле, одним днем. Хлеб земной – не более, чем его необходимо для поддержания наших телесных сил, и хлеб небесный – не менее, чем его необходимо для нашего соединения с Богом. «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». Тайна прощения велика. Мы должны прощать, как и Христос простил нас. Его молитва на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят», обнимает всех. И если мы действительно хотим быть сынами Отца Небесного в Единородном Его Сыне, мы должны научиться вместе с Ним произносить эту молитву. Наконец, все завершающее прошение – о том, чтобы нам устоять до прихода Царствия Божия: не пасть побежденными великим искушением – отступничества, отчаяния, забвения Христа. Бог не искушает Своих детей, вводя их во зло. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак.1:13 ). Искушение существует от начала мира, от древа книги Бытия. Никто не избегнет его, потому и Христос проходит через искушение, это общий жребий всех людей. Но да не оставит нас Бог с одними нашими силами, чтобы не подчиниться нам врагу нашего спасения! Мы не можем избежать искушений, но мы можем встретиться в них с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еще один смысл слова " искушение " испытание. Именно так его можно перевести с церковнославянского языка, так как оно происходит от слова " искус " . Искусный тот, кто прошел испытания, кто по-настоящему владеет ремеслом. Процесс, когда переплавляют серебро из нечистой породы в чистую, тоже по церковнославянски называют искушением. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро (Пс.65,10) В этом смысле слова нас искушает, или испытывает, Сам Господь. То есть, с одной стороны нас искушает лукавый, а с другой испытывает Господь. Как Бог искушает, мы знаем из Священного Писания. В книге Бытия написано, как Бог искушал Авраама. У Авраама от Сары родился долгожданный сын Исаак. Он дорос он до зрелого возраста (кто-то из толкователей считает, что он был отроком, кто-то что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама. Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе (Быт. 22,2). Авраам взвалил на Исаака вязанку хвороста, и они пошли на гору недалеко от Голгофы. И начал Исаак говорить аврааму: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7-8). Авраам, которому было обещано от Бога, что именно через Исаака благословится весь его род и умножится, как песок морской, как звезды небесные, идет, исполняя волю Божию. На горе он разводит костер, связывает Исаака по рукам и ногам, заносит нож для заклания, и тут является Ангел Господень и освобождает Исаака, заменяя его овном. Авраам принимает от Бога заповедь принести своего сына в жертву и одновременно верит в то, что от этого сына произойдет род человеческий. Вот это и есть искушение. С этого момента Авраам называется отцом верующих, потому, что вера его определяется не только знанием о том, что Бог есть и Ему надо приносить жертвы, не только тем, что он исполняет Его повеления, но и тем, что он настолько верит в Бога, что может в себе, в своем уме совместить совершенно несовместимые вещи, не поколебавшись ни в одном из этих двух обетований.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

– Отец Паисий сделал меня таким, вчера вечером, – сказал я ему. – Да! Он всех нас превосходит. Затем мы немного поговорили. В какой-то момент я сказал ему: – Дедушка Илия, я вижу тебя светящимся. Из тебя исходит какой-то свет. Он ничего не ответил. Смущенно, стыдясь, он склонил свою голову. Вскоре мы разошлись, и я продолжил свою прогулку.     ”Не искушай Господа Бога твоего” Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. ( Мф. 4, 1–7 ) Используя определенные фрагменты из Ветхого Завета и искажая их смысл, дьявол подталкивал Христа согрешить. Спаситель закрывает дьяволу рот, используя закон, данный людям Богом для того, чтобы сохранить их от греха: Не искушай Господа Бога твоего. В Ветхом Завете через Своих святых пророков Господь запрещает человеку искушать своего Создателя. Подобное искушение самому человеку причинило бы много зла, от которого Господь старается защитить его посредством этой заповеди. В Новом Завете, мистифицируя Писания, дьявол хитростью пытается подтолкнуть Христа на нарушение Божией заповеди, на грех . Это и является причиной того, почему Сам Христос Своими Божественными устами возобновляет эту заповедь. К сожалению, именно на эту заповедь я не обратил внимания, и таким образом, мое невежество, присоединившись к моему великому бесстыдству, обусловило мое падение в новое искушение вскоре после великого благословения «операции». Итак, после встречи с дедушкой Илией я отправился на прогулку в горы. Все мои восприятия по отношению к окружающей среде существенно изменились вследствие дара, полученного от старца Паисия. Внезапно мир стал казаться более живым. Мои отношения с Божественными творениями стали более глубокими, более искренними, более чувствительными. Меня радовало их товарищество! Я понимал их образ жизни; деревья, животные, птицы, даже самое незначительное растение – все раскрывалось передо мной как живое. Это был непосредственный опыт, а не простое предположение разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» — так иудеи в пустыне просили манну. Столько, сколько требуется на сегодняшний день, — чтобы мы жили постоянным упованием не на наше богатство, а на Бога. Мы не заботимся о неизвестном будущем, но живем, в этом смысле, одним днем. Хлеб земной — не более, чем его необходимо для поддержания наших телесных сил, и хлеб небесный — не менее, чем его необходимо для нашего соединения с Богом. «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». Тайна прощения велика. Мы должны прощать, как и Христос простил нас. Его молитва на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят», обнимает всех. И если мы действительно хотим быть сынами Отца Небесного в Единородном Его Сыне, мы должны научиться вместе с Ним произносить эту молитву. Наконец, все завершающее прошение — о том, чтобы нам устоять до прихода Царствия Божия: не пасть побежденными великим искушением — отступничества, отчаяния, забвения Христа. Бог не искушает Своих детей, вводя их во зло. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). Искушение существует от начала мира, от древа книги Бытия. Никто не избегнет его, потому и Христос проходит через искушение, это общий жребий всех людей. Но да не оставит нас Бог с одними нашими силами, чтобы не подчиниться нам врагу нашего спасения! Мы не можем избежать искушений, но мы можем встретиться в них с Богом. Господь призывает нас быть настойчивыми и неотступными в нашей молитве, показывая, как далеко может идти наша настойчивость в отношениях с людьми. Представьте, говорит Он, приходит кто-нибудь взять взаймы хлеба у соседа — совсем в неподходящее время, среди ночи, и не для себя, а для своего друга, неожиданно прибывшего к нему. Он будит соседа стуком, вызывая у него гнев — его дети уже спят с ним на постели, и он не может встать. Получив отказ, этот человек продолжает стучать и говорит, что не уйдет, пока не получит просимое. Потому, чтобы избавиться от него, он должен дать ему хлеб. «По неотступности его даст ему, сколько просит». Мы можем добиться нужного от людей, потому что они хотят избавиться от нас, а от Бога — потому что Он хочет быть с нами. И это значит, мы должны приходить к Богу, исполненными дерзновения и доверия к Нему, за хлебом насущным — за всем необходимым, особенно в нужде и в беде, ибо Он знает нас, любит нас и бесконечно милостив к нам. Мы должны приходить к Нему с молитвами за других, как за самих себя.

http://pravoslavie.ru/3749.html

Действие греха на человека, как искушение собственною похотью, описывает ап. Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (I, 13. 14). На внешнюю сторону того же действия греха указывает Христос в притче о сеятеле, по которой «посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово и оно бывает бесплодно» ( Mф. XIII, 22 ; Лk. VIII, 14 ). Во всяком случае искушение и с той и с другой стороны проявляется в форме обольщения грехом (πτη τς μαρτας Ebp. III, 13 ) или злом (α πιθυμα τς πτης Eфec. IV, 22 ). Искушение в этой форме апостол Павел называет собственно человеческим искушением (πειραθμ[ος νθρπινος, I Kop. X, 13 ). Чрез обольщение сатана может действовать на человека ( 1Kop. VII, 5 ), но Бог не искушает человека злом, или пожеланиями ( Uak. I, 13 ). Человеческим это искушение должно быть названо потому, что оно всецелое основание имеет в самом человеке, в его греховности. И внешние предметы действуют на человека обольщением только потому, что встречают в нем страсти. Обольщение составляет один вид искушения. Другой вид искушения есть напасть, или испытание скорбями (δοκιμ θλψεις 2Kop. VIII, 2 ), или соблазн страданий ( Mф. XIII, 21 ). – Всякое страдание, равно ограничение, уничижение, может восприниматься или чувством или волею. Чувством страдание ощущается, как боль; для воли оно существует в качестве ограничения. На всякое страдание чувство отзывается с физической необходимостью; для воли страдание возможно при высшем развитии человеческого сознания и преимущественно религиозного, оно воспринимается волею с того момента, когда встречается в качестве ограничения с высшими стремлениями духа, когда принимается человеком с ясным сознанием своих высших религиозных задач, своего богосыновнего достоинства 26 . Волею человек сильнее испытывает страдание (и основанную на страдании силу греха), чем чувством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010