Разделы портала «Азбука веры» ( 57  голосов:  4.2 из  5) Дивная кончина христианского отрока В городе Твери отцем диаконом Николаем Орловым рассказан следующий случай: в сентябре 1860 года были тяжело больны скарлатиной дети тверского мещанина Сергея Павловича Блинова. 15-го числа умер от этого маленький сын его Арсений, одного года; потом, через неделю, умерла дочь Мария, трех лет; наконец, дня через три, 25 сентября, стал умирать и двенадцатилетний сын его Николай. Нужно заметить, что этот сын был старший в семействе и очень полезный помощник отцу в его торговых занятиях, а главное – с быстрым умом не по летам он соединял доброту сердца, искреннюю любовь и нежность к родителям, сестрам и братьям и привлекательную сладкоречивость и почтительность в обращении со всеми посторонними, особенно старшими по возрасту. За это особенно любили его все: и родители, и родные, и знакомые. Очень горько было отцу и матери видеть своего дорогого сына при последних минутах жизни; но они, сколько возможно, скрывали от умирающего горькие свои слезы и усердно молили Господа за жизнь его. По его желанию поскорее исповедаться и приобщиться Святых Тайн призван был священник. При его приходе больной встал с постели и, стоя на ногах, со всем чистосердечием и умилением исповедался и потом внимательно слушал краткие молитвы перед приобщением и усердно молился. Когда священник велел ему повторять за собой: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго…» и «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», тогда больной, осенив себя крестным знамением и воодушевившись, произнес эти молитвы с таким жаром любви и веры в Сына Божия Иисуса Христа, с таким сильным желанием вечной жизни и единения с Богом, что удивил священника. По принятии Святых Тайн, он с глубоким чувством благодарности обратился к иконе Спасителя и сказал: «Слава Тебе, Боже. Слава Тебе!». После благодарственной причастной молитвы священник пожелал ему здравия души и тела и сказал: «Многие больные, принимающие Святые Тайны с верою, скоро выздоравливают от своей болезни. И ты теперь по своей вере получишь здоровье. Дай Бог тебе выздороветь. Тебе надобно жить. Ты еще молод». Но юный избранник Божий, поблагодарив духовного отца за пожелание, сказал ему:

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Подарок — форма выражения любви, благодарности, внимания к человеку. Почему в Синодальном переводе Св. Писания слово «подарок» зачастую употребляется в негативном смысле?  Это связано с употреблением слова «подарок» в смысле «взятка» ( Притч.18:17 ), ( Притч.19:6 ), ( Еккл.7:7 ), ( 1Цар.8:3 ). Своими подарками мы можем добиваться расположения других людей к себе, подкупать их — это порочный путь. Поэтому следует делать подарки искренне, без какого-либо расчета. Почему люди делают подарки? Настоящая причина настоящего подарка – это любовь, доброе отношение, расположение к кому-либо. Если сердце наполнено этими чувствами, им нужно помочь превратиться в предмет или слово или поступок. Что мы можем подарить Богу, подарившему нам всё? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить один из евангельских рассказов, например, о иерихонском слепом, исцеленным Иисусом Христом. Прозрев, человек пошел за Иисусом, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу ( Лк.18:35-43 ). Это чудо исцеления учит нас быть благодарными Богу и идти за Ним. Любому отцу всегда приятно, когда его дети с ним, идут за ним, учатся у него. И если мы считаем Бога своим Отцом Небесным, то должны идти за Ним, быть с Ним. Это самый большой подарок, который мы можем от себя подарить Богу. Какие подарки делали святые? Узнать об этом мы можем из житий святых. Подарок от святого всегда становится частью жизни того, кому посчастливилось его получить. Он преображает человека, лечит, вдохновляет. В нашей обыденной жизни мы привыкли к тому, что подарок – всего лишь средство порадовать своих близких, но дар святого всегда больше, чем просто радость. Это именно то, чего нам так сильно не хватало. Вспомним о нескольких таких подарках. Святитель Николай Чудотворец много раз помогал деньгами нуждающимся, при этом, будучи человеком скромным и деликатным, он всегда желал остаться неизвестным. Интересно, что европейская традиция «подарочных носков», по преданию, восходит именно к одному из сюжетов жизни святого, дарившего нуждающимся золото, как считается в Западной Европе, не в обычных мешочках, а в чулках.

http://azbyka.ru/podarok

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Рогозянский А. Хочу или надо. Свобода быть собой " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Всего важней в наши дни подробно рассмотреть вопрос о свободе ребенка. В обществе много спорят об этом, но, увы, однозначного и точного ответа или хотя бы отдельных прозрений ни в профессиональных дискуссиях педагогов, ни среди “любителей”-родителей почти нельзя встретить. От автора Всего важней в наши дни подробно рассмотреть вопрос о свободе ребенка. В обществе много спорят об этом, но, увы, однозначного и точного ответа или хотя бы отдельных прозрений ни в профессиональных дискуссиях педагогов, ни среди “любителей”-родителей почти нельзя встретить. Книга эта не претендует на новизну. То, о чем она говорит, знали у разных народов уже очень давно, с того времени, от которого у нас обычно отсчитывают “нашу эру” и которую будет вернее назвать временем “от Рождества Христова”. Но только теперь, в нашем насквозь пронизанном радиоволнами, телекоммуникациями и транспортными “артериями” мире, где бытовые удобства берут на себя нашу работу и делают нас свободными для общения и досуга, где пресса в считанные часы разносит новые вести об удивительных достижениях общества и науки, – мы заглядываем в лицо нашим детям и вместо света и радости видим там… отчуждение и пустоту. И только теперь, в наши дни, папам и мамам может прийти на ум купить где-нибудь на лотке и читать психологические пособия под названием “Что вы можете узнать о своем ребенке?” Раньше, еще недавно, это бы показалось абсурдом или насмешкой: кому лучше родителей знать своих сына и дочь, своих ненаглядных “кровиночек “? Наверное, тот мир будущего, куда движется современность, очень красив и удобен. Наверное, в нем еще меньше забот и еще больше комфортного, захватывающего, интересного. Но если в нем нет детских доверчивых глаз, если совсем не останется в этом глянцевом будущем благоговейного почитания родительских стен и последнего искреннего, со слезами разлуки и благодарности, целования в лоб отошедшего в иной мир родителя – в таком мире, об этом можно сказать с совершенной уверенностью, человек ощутит себя только еще сиротливее и бесприютнее.

http://azbyka.ru/deti/hochu-ili-nado-svo...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2ю Неделю Великого поста Много может усиленная молитва праведного. ( Иак.5:16 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами вспоминаем и чтим в молитвах замечательного поборника православной веры святителя Григория Паламу. Почему же во второе воскресенье Великого поста Церковь Христова прославляет и ублажает именно этого величайшего ратника благочестия? Сосуд благодати Божией, дивный угодник Господень, святитель Григорий Палама являет собой пример безупречной чистоты сердца и высоты духа, столь необходимых для каждого христианина на благодатном поприще поста, молитвенных трудов и духовного совершенствования. Вся его жизнь есть свидетельство истинной христианской веры и праведности, недаром Церковь почитает его как ангела тишины, укрощающего бурю негодований и ложных обвинений. Родился святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и в воспитании осиротевшего мальчика принял активное участие сам правитель Андроник. Григорий получил блестящее образование, освоил множество предметов, ему пророчили славную карьеру при дворе, тем более ему покровительствовал сам император. Но в 20 лет юноша принимает неожиданное для многих решение – удаляется на Святую Гору Афон и поступает послушником в монастырь Ватопед под руководство преподобного старца Никодима. Осознанно, с большим желанием Григорий принимает постриг и начинает путь подвижничества. Задумаемся, братья и сестры, о том, что двигало молодым человеком в принятии этого жизненно важного решения, в отказе от мира, его соблазнов, славы и почестей? Этот светильник Божественной благодати с юных лет в величайшем смирении и самоуничижении пред Богом ощущал свое недостоинство. Все способности и таланты, которыми столь щедро одарил юношу Господь, святой Григорий относил не к себе самому, а к Божией милости. В сердце его пылала такая искренняя и горячая любовь к Богу, что ничего более не волновало и не привлекало его в жизни. Даже привязанность к близким – к матери, к сестрам – и благодарность к императору Андронику, заменившему Григорию отца, не могли удержать юношу в семейных узах. Всей душой своей он принял призыв Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ). Не сразу родные приняли и поняли это решение, но потом, постепенно, осознав и прочувствовав всю значимость совершённого, последовали вдохновенному примеру: известно, что мать святителя и его сестры также приняли монашество и достойно подвизались в одной из женских обителей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Помещаемые здесь четыре проповеди – на Неделю пред Рождеством, на Рождество, Богоявление (Крещение Господне) и Сретение – должны были составлять часть Приложения к находящейся сейчас в печати книге: Рубан Ю. От Рождества до Сретения (Праздники Рождественского цикла)/Науч. ред. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). СПб., 2014. Как и предыдущая книга – о празднике Пасхи – она издаётся петербургским храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. По техническим соображениям этот раздел Приложения было решено сделать «виртуальным», поместив тексты на известный миссионерский сайт. Думаю, что у желающих распечатать эти проповеди и неспешно перечитать их при чтении самой книги проблем не возникнет. За предоставленную возможность дополнить таким способом «бумажную» книгу выражаю искреннюю благодарность создателю сайта Кириллу Борисовичу Танциреву. Юрий Рубан Протоиерей Александр Мень Неделя перед Рождеством Христовым Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Многие из вас, впервые открывая Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего в нем дается этот перечень старинных странных имён, который мы сегодня читали? Зачем нужно перечисление четырнадцати родов, ещё четырнадцати родов и ещё четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён напомнить нам всю историю Ветхого Завета, когда люди ждали Спасителя мира. И за каждым именем стоит история жизни: здесь и праведный Авраам, который ничего не жалел для Бога и пошёл за Господом; здесь и праведная Руфь, моавитянка, которая оставила отечество и приняла веру в Единого Бога; тут и грешники, и праведники, – все они были предками Господа Иисуса по плоти. Но вы скажете: откуда же мы знаем, кто были эти люди? Трудно это всё понять. Почему нам сразу не говорится о том, что нужно для нашего сердца? А вот тут самое главное – трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это не газета, которую прочитал и тут же оставил. Это – Слово Божие, и оно требует от нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит труд, читая первые строки, – потом пойдёт дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую Книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не буду», – тот так и останется без Слова Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/prazdniki-roz...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 17 (30) апреля Священномученик Феодор Недосекин Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Рославльского уезда Смоленской губернии в семье диакона Георгия Петровича Недосекина и его супруги Феодосии Петровны. Окончив учительскую семинарию, он в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ. В 1913 году Федор Георгиевич женился на девице Зинаиде, дочери протодиакона Иоанна Мухина, служившего в селе Спасском. Зинаида в 1905 году окончила епархиальное училище и работала учительницей в селе Новоселки. В школе, кроме других предметов, она преподавала пение, и ее школьный хор постоянно участвовал в церковных богослужениях. Впоследствии у Федора Георгиевича и Зинаиды Ивановны родилось восемь детей – пять мальчиков и три девочки. После революции 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Новоселковской школы. В 1919 году председатель сельсовета дал ему такую характеристику: «Новоселковское сельское общество удостоверяет, что учитель Новоселковской школы Федор Георгиевич Недосекин, будучи одновременно председателем Новоселковского культурно-просветительного кружка и председателем школьного совета, проявил себя полезным и энергичным работником по народному образованию: поступив в нашу школу учителем, он немедленно организовал культурно-просветительный кружок, в котором работал не покладая рук до сего времени в качестве председателя кружка, за что неоднократно получал искреннюю благодарность от населения… Организовав кружок, он всеми способами старался поднять культурный уровень местных граждан: читал лекции… вел беседы по сельскому хозяйству… организовал при школе читальню, приобрел… книги и составил библиотеку, организовал школу для взрослых и сам учил их грамоте и, наконец, организовал в нашей деревне хор… Стараясь как можно больше дать развития нашим детям, он устраивал с детьми экскурсии, литературно-вокальные вечера… и организовал при школе выставку ученических работ и картин. Чтобы больше развить детей и принести им пользы, он вел занятия с учениками не только днем, но и вечером» .

http://fond.ru/kalendar/383/feodor/

Русская Православная Церковь ХХ век 1 июня Торжества на Петровской площади в день празднования 200-летия Санкт-Петербурга.1903 г. Фото К.Буллы. В 1903 году – Прошли торжества по случаю 200-летия Санкт-Петербурга (май – июль). Епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии Сергий (Страгородский) сказал в своем Слове на юбилей столицы Российской империи: «Приветствуя нашу северную столицу, с радостью и благодарностью к Всевышнему Правителю судеб проходим мысленно всю эту длинную, двухсотлетнюю смену великих и малых событий, из которых постепенно, капля за каплей, складывалось то наследие, тот жизненный капитал, которым мы теперь пользуемся. Но наше участие в этом торжестве было бы неполно и не совсем искренно, если бы мы не выяснили себе и другим один пункт, поставленный Петербургу и петербургскому периоду русской истории: отмену или забвение прежнего древнерусского идеала. Церковь… перестает быть совестью государства, все в ней проникающей и освещающей, ее область вдруг сокращается… Конечно, от этого Церковь не перестала существовать и быть тем, что она есть, не перестала быть спасительницей людей, и никакое внешнее положение не могло изменить ее существа… Сила инерции как будто бы слабеет, и жизнь как будто хочет снова отхлынуть в свое старое русло. Уже многие ищут Церкви в различных областях жизни, крепнет ее голос в деле народного просвещения, благотворительности и пр. Будет на то воля Божия — разовьются эти ростки воскрешающей жизни, тогда, пережив и муки испытания, и сладость нового расцвета, наша Святая Русь уразумеет, для чего нужен был этот гигантский размах Петрова гения, и, благодарная, преклонится пред неисследимыми судьбами Божественного Промысла!» 1922 год – В Петрограде по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей арестован митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Явившийся перед этим вместе с чекистами Александр Введенский потребовал передачи ему епархиальной канцелярии. Не смутившись, он подошел к святителю под благословение. «Отец Александр, — спокойно сказал митрополит Вениамин, — мы же с вами не в Гефсиманском саду», и, не благословив раскольника, спокойно выслушал объявление о своем аресте. В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил первый викарий правящего архиерея епископ Ямбургский Алексий (Симанский).

http://pravoslavie.ru/5469.html

Святейший Патриарх Алексий: «Самообразование — это пожизненная потребность человека» 10 жовтня 2005 р. 16:18 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы обозревателя журнала «Обучение и карьера» Елены Кубряк («Обучение и карьера» N 39 (82), 10—16 октября 2005 года) — Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, с чего начинался путь Вашего служения Церкви? — Бог благословил мне родиться в глубоко верующем семействе и с детства жить в атмосфере церковности и искреннего благочестия. Мои родители — приснопоминаемый протоиерей Михаил и мама Елена Иосифовна, — а также люди, окружавшие нашу семью, подавали пример ревностного служения Церкви Христовой, которому я с юных лет стремился подражать. Помню свое первое послушание в храме — на праздник Крещения Господня помогать раздавать святую воду. Тогда мне было шесть лет. Встречи с людьми живой веры, имевшими богатый опыт духовной жизни, незабываемые доныне впечатления от паломнических поездок, первые прочитанные мною книги о Православии, постоянное участие в богослужении, — все это напитывало детскую душу, согревало ее теплотой веры и утверждало в решимости служить Богу. Но мне также довелось лицом к лицу увидеть и человеческое страдание. В период фашистской оккупации мой родитель неоднократно посещал лагеря для перемещенных лиц, совершал там богослужения. Многих он крестил, многим открыл путь к жизни во Христе посреди царившей вокруг смерти. Меня, тогда еще подростка, он брал с собой для исполнения обязанностей псаломщика. Мы, насколько это было возможно в тех обстоятельствах, собирали для узников лагерей продукты, одежду, лекарства, чтобы по возможности облегчить их участь. Впечатления детства и юности я пронес через всю жизнь и сохраняю их в своем сердце — с благодарностью ко Господу за все ниспосылаемое нам. Ваш вопрос побуждает меня мысленно обратиться к событиям прошлого, а также к духовному и жизненному опыту, вынесенному из них. Могу свидетельствовать, что был ведом премудрым Промыслом Божиим по жизненному пути к тому будущему, которое до поры было сокрыто от меня. Я же, со своей стороны, старался поступать так, чтобы мой человеческий выбор не противоречил воле Божией о нашем спасении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202105...

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на месте упокоения блаженной Ксении Петербургской и посетил Оптинское подворье Санкт-Петербург, 4 апреля 2009 г. 4 апреля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. В слове к наполнившим храм верующим Его Святейшество отметил: «С радостным чувством вступаю я под своды храма, в котором началась моя христианская жизнь. Именно здесь в 1947 году начал свое служение мой родитель протоиерей Михаил и я, родившийся в 1946 году, свои первые церковные воспоминания связываю с этим храмом. Местом моего постоянного пребывания здесь был левый клирос напротив Смоленской иконы Божией Матери. Хорошо помню атмосферу, которая была в послевоенном Ленинграде; помню переполненные храмы, потому что храмов было мало, а людей много; помню множество народа, торжественные службы, которые проходили в этом храме. Вспоминаю богослужения, возглавляемые приснопамятным митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. Эти светлые детские воспоминания, как каждый знает по своей жизни, имеют очень большое значение для человека». Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал настоятеля и клир храма, пожелав им крепости сил и помощи Божией в служении, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . На память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал храму образ Спасителя, сказав: «Молитесь перед этим образом за Патриарха, и пусть он напоминает нам о сегодняшней встрече». «Позвольте выразить Вам самые искренние чувства сыновней любви и благодарности за то, что вы помните и любите этот храм», – обратился к Святейшему Владыке настоятель Смоленского храма протоиерей Виктор Московский. Он подчеркнул, что Сам Господь благословил Святейшего Патриарха Кирилла на высший подвиг Первосвятительского служения. Отец Виктор особо отметил значение духовной помощи святых Петербургской земли – святого благоверного князя Александра Невского, праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Серафима Вырицкого и блаженной Ксении Петербургской, под покровом которой Святейший Патриарх проводил свои детство и юность в этом святом храме.

http://pravoslavie.ru/29939.html

Себя я всегда считал и считаю православным монархистом, но при этом понимал и понимаю, что монархию (лучшую для русских форму правления) в России можно и нужно вводить только в случае реального искреннего и подлинного воцерковления большинства граждан России. Без этого любая новая монархия будет обречена на декоративность и провал, на очередное предательство Государя – Помазанника Божия, то есть на грех и святотатство. Именно поэтому я трезво и с благодарностью к Богу воспринимаю ЛУЧШЕЕ в Богом данном (попущенном по любви и милости Божией к русскому народу и России) советском периоде нашей истории. За предательство имперской элитой (в том числе из духовного сословия) Помазанника Божия (Императора Николая Второго) Бог попустил многие бедствия, в том числе Гражданскую войну, репрессии, гонения на Церковь и нападение нацистской Германии на СССР . Любовь и милость Божия в этом тяжком для нас попущении могли быть обнаружены лишь после Пасхальной Победы 1945 года. Советские люди, включая духовенство и православных мирян, массово проявили Любовь — отдали жизни свои за други своя, — и Россия (в облике СССР) была прощена. Если бы после Победы не начались новые гонения на Церковь (особенно в хрущёвский период), то советская форма исторической России могла бы существовать до настоящего времени. Бог поругаем не бывает, а мы (неблагодарные Ему, в том числе за Победу над сильнейшим врагом) решили и дальше строить безбожный коммунизм. Получив новую порцию попущенных испытаний (вследствие умышленного разрушения Советского Союза продавшимися Западу советскими элитами) мы опять милостью Божией получили некий постсоветский (конечно, не полный и не идеальный) вариант исторической России в облике современной Российской Федерации. Той самой, которая в последние годы (особенно после начала СВО) всё больше и больше приобретает русские и советские имперские черты, из-за чего пришли в ужас наши внешние и внутренние враги. Последним нужно снова вызвать массовое народное недовольство – неблагодарность к Богу за то, что мы имеем в настоящий момент нашей истории. И тут появляется манипулятивная технология Запада по стравливанию современных «красных» и «белых». Мы не должны «вестись» на неё.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/us...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010