Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Храме Воскресения Христова 11 ноября 2012 г. 08:58 11 ноября 2012 года  Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III  и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили ночную Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вечером 11 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил молитвенное шествие от Яффских ворот Старого города. Возле Иерусалимской Патриархии к процессии присоединился Блаженнейший Патриарх Феофил с сонмом архиереев и духовенства. Процессия проследовала к Храму Воскресения. За Божественной литургией Предстоятелям двух Церквей сослужили иерархи  Иерусалимского Патриархата : митрополит Капитолиадский Исихий, митрополит Вострский Тимофей, архиепископы Авилонский Дорофей, Константинский Аристарх, Иорданский Феофилакт и Герасский Феофан, члены делегации Русской Православной Церкви председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион  и руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , а также заместитель председателя Архиерейского Синода  Русской Зарубежной Церкви   архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ,  архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр . За богослужением была возглашена ектения с прошениями об  упокоении  новопреставленного  Патриарха Болгарского Максима . Песнопения и молитвы звучали на церковнославянском и греческом языках. По окончании Литургии прозвучало слово Патриарха Феофила. «С того благословенного времени, когда страна русов приняла свет Христов, Святой Гроб и все святые места Святой Земли стали полюсом притяжения и источником, откуда черпали силы многочисленные русские богомольцы, патриархи, архиереи, императоры, священники и множество благочестивых верующих, — отметил, в частности, Блаженнейший Владыка. — Святые места получали помощь и поддержку русских царей и паломников всякий раз, когда необходим был их ремонт или защита от происков чуждых сил».

http://patriarchia.ru/db/text/2583077.ht...

Предстоятель Русской Церкви освятил собор Горненского монастыря в Иерусалиме 12 ноября 2012 г. 11:01 12 ноября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который посещает  Иерусалимскую Православную Церковь  с официальным визитом, прибыл в Горненский женский монастырь в Иерусалиме. Святейшего Владыку встречали начальник  Русской духовной миссии в Иерусалиме    архимандрит Исидор (Минаев) , настоятельница монастыря игумения Георгия (Щукина) с сестрами обители, паломники. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение престола главного собора обители в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Капитолиадский Исихий (Иерусалимский Патриархат), председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , заместитель председателя Архиерейского Синода  Русской Зарубежной Церкви   архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ,  архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , архимандрит Исидор (Минаев), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси    диакон Александр Волков . За богослужением молились председатель  Синодального информационного отдела  Московского Патриархата  В.Р. Легойда , монашествующие, многочисленные паломники, благотворители. В числе присутствовавших в храме были Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Израиле С.Я. Яковлев, представитель Российской Федерации при Палестинской национальной администрации А.Н. Рудаков, советник-посланник Посольства Российской Федерации в Израиле А.Л. Юрков, представители дипломатического корпуса, государственной власти, общественных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/2595434.ht...

преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский ПРЕПОДОБНОГО ИСИХИЯ, ПРЕСВИТЕРА ИЕРУСАЛИМСКОГО , К ФЕОДУЛУ ДУШЕПОЛЕЗНОЕ И СПАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О ТРЕЗВЕНИИ И МОЛИТВЕ 1. Трезвение есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божией помощью, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел; дарует тому, кто его так проходит, верное познание Бога непостижимого, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных тайн; и есть творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Завета и всякого блага будущего века подательница. – Само же оно есть собственно чистота сердца, которая по величию своему и своим высоким качествам или, истиннее сказать, по нашему невниманию и нерадению, крайне редка ныне у монахов; между тем, как Христос ублажает ее, говоря: «блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Будучи таковым, оно и покупается дорогою ценою. Трезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводительницей к правой и богоугодной жизни. Оно есть и лествица к созерцанию; оно же научает нас право править движениями троечастности души (т.е. трех сил: мыслительной, раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства, – и в причастнике своем каждодневно возращает четыре главные добродетели (т.е. мудрость, мужество, воздержание и справедливость). 2. Великий Законодатель Моисей, паче же Дух Святой, показывая, сколь сия добродетель непорочна, чиста, всеобъемлюща и высокотворна и научая нас, как должно начинать ее и совершать, говорит: «внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония» ( Втор. 15, 9 ), тайным словом называя одно мысленное воображение какой-либо греховной, Богу ненавистной, вещи: что св. Отцы называют также приводимым в сердце от дьявола прилогом, за которым, вслед за появлением его в уме, тотчас последуют наши помыслы и страстно с ним разглагольствуют. 3. Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием, и есть то же, что хранение ума, в совершенной немечтательности держимого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Самолюбие Кто угождает самому себе и свое мнение предпочитает мнению прочих, тот сим показывает, что нет в нем страха Божия (прп. авва Исаия , 59, 93). ...Кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедию. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем-либо из потребного для брата, или по душе, или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель (свт. Василий Великий , 9, 203). Источник. ...Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии... (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. ...Не будем самолюбивы; ибо от самолюбия, как ветви какие, отрождаются пороки. Истребляется же самолюбие любовию, которая всех влечет к единомыслию и связывает воедино (прп. Ефрем Сирин , 30, 507). Источник. ...Забвение, леность и неведение... рождает сластолюбивая и покойная жизнь, привязанность к людской славе и развлечению. А первоначальная причина и самая негодная матерь всему этому есть самолюбие, т. е. неразумная привязанность и страстная приверженность к телу, разлияние и рассеянность ума вместе с острословием и сквернословием, подобно всякой вольности в речах и смеху, приводящие ко многому худому и ко многим падениям (прп. Ефрем Сирин , 32, 388). Источник. Корень и источник всех зол, от которого все они происходят, – чрезмерное самолюбие. Преданный этой страсти не наблюдает даже и за своими делами (свт. Иоанн Златоуст , 54, 803–804). Источник. Кто самолюбив, тот в особенности и не любит себя; а кто братолюбив, тот и любит себя гораздо более (свт. Иоанн Златоуст , 54, 804). Источник. Зараза и ограниченность самолюбия сокращает и умаляет любовь, которая широка и простирается на всех (свт. Иоанн Златоуст , 54, 804). Нет яда, паче яда аспида и василиска; и нет зла, паче зла самолюбия. Исчадия же самолюбия – ...змеи летающие, суть сии: самохваление в сердце, самоугодие, чревонеистовство, блуд, тщеславие, зависть и вершина всех зол гордость, которая не только людей, но и ангелов свергает с небес и вместо света покрывает мраком (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 212). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Самоукорение Ничто не производит так скоро болезнования души, как мысль о смерти, и – невидимого преуспеяния, как самоукорение и отсечение своих хотений... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 150). Источник. ...Самоукорение есть невидимое преуспеяние, потому что человек хорошо совершает путь свой и не замечает этого... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 67). ...Кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог (прп. Антоний Великий , 89, 136). Не будем ждать обличителя, но ранее займем его место и, таким образом, своею откровенностью сделаем Судию более милостивым (свт. Иоанн Златоуст , 44, 32). Источник. ...Самоукорение... умеет избавлять душу от самоугодия, тщеславия и гордости (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 197). Источник. Главная причина всякого смущения, если мы основательно исследуем, есть та, что мы не укоряем самих себя. Оттого проистекает всякое расстройство, оттого мы никогда не находим покоя. И нечего удивляться, когда слышим от всех святых, что нет другого пути, кроме этого. Мы видим, что никто, минуя этот путь, не обрел покоя; а мы надеемся получить спокойствие или полагаем, что идем правым путем, никогда не желая укорять самих себя. Поистине если человек совершит и тьмы добродетелей, но не будет держаться этого пути, то он никогда не перестанет оскорбляться и оскорблять других, теряя через то все труды свои. Напротив, какую радость, какое спокойствие имеет тот, кто укоряет самого себя! Куда бы ни пошел укоряющий себя, как сказал авва Пимен, какой бы ни приключился ему вред, или бесчестие, или иная какая-либо скорбь, он уже предварительно считает себя достойным всякой скорби и никогда не смущается. Есть ли что беспечальнее такого состояния? (прп. авва Дорофей , 29, 90–91). Источник. Если мы во всем, что с нами ни случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние. И тем более (должны мы это делать), что ничего не бывает с нами без промысла Божия (прп. авва Дорофей , 29, 92). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf IV. ВИДЫ УМНОГО ДЕЛАНИЯ В АСКЕТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ свт. ИГНАТИЯ. Умное делание есть единое целостное делание души. Это есть труд души над подчинением своей жизни законам жизни небесной, вечной, Божественной. Делание это очищает ум, соделывая его зрителем тайны бытия и тайны Бога, преображает сердце, устраивая из него обитель Духа Святого и вместилище чистой любви к Богу и к ближним, исправляет волю, возводя ее к единству с волей Божией. Умное делание целостно и едино, как едины и целостны законы духовной жизни, как единым и целостным должно быть существо человека. В то же время умное делание являет различные виды, различные образы своего совершения, различные подвиги нашей души в подчинении естества Богу. Каждый подвиг души, каждый образ и вид умного делания имеет свою определенную направленность, свое духовное поле действия, но ни один вид не мыслим без связи с другими, они находятся в неразрывном единстве друг с другом, ни один не должен упускаться из нашего внимания, чтобы умное делание оставалось, как оно и есть, нераздельным и целостным. Свт. Игнатий рассматривает в качестве видов умного делания молитву, самоукорение, память о смерти, Суде и вечной участи, богомыслие и хождение пред Богом. 1. МОЛИТВА. Цели умного делания, заключающейся в обретении Богообщения, наиболее способствует молитвенное восхождение ума и сердца к Богу. Молитва и определяет главное содержание, она являет основной вид умного делания. По свт. Игнатию, молитва есть «возношение прошений наших к Богу» 287 , «величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом» 288 , «причащение жизни» 289 , «дверь ко всем духовным дарам» 290 , «высшее упражнение для ума», «глава, источник, мать всех добродетелей» 291 , она «пища», «книга», «наука», «жизнь», всех христиан, а в особенности святых пустынножителей 292 . Подобно же о молитве выражаются прпп. Макарий Великий 293 , Исихий Иерусалимский 294 , Нил Синайский 295 , Иоанн Лествичник 296 , Исаак Сирин 297 . Необходимость молитвы заключается в том, что мы отпали от Бога, потеряли блаженство, вечную радость, стремимся обрести утерянное и потому молимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Созерцание ...Человек, пока не совершит всякий труд в деятельных добродетелях, не может достигнуть свободы истинного созерцания (прп. авва Исаия , 59, 34). Блажен, кто приобрел созерцание будущих благ и вечного мучения мысленными очами и прилежно потрудился улучить вечные блага (прп. Ефрем Сирин , 30, 386–387). Источник. ...Намеревающемуся приступить к созерцанию всего сущего должно очистить себя во всем, быть чистым и нескверным по душе и по телу, омывшим с себя нечистоту соответственно душе и телу, – чтобы могли мы оказаться чистыми перед Тем, Кто видит сокровенное, и чтобы благоприличие в видимом сообразно было внутреннему расположению души (свт. Григорий Нисский , 18, 312). Источник. Созерцание... Бога совершается не по видимому и не по слышимому, и никаким из обыкновенных понятий не объемлется; ибо сего око не виде, и ухо не слыша, и это не есть что-либо из входящего обыкновенно на сердце человеку (ср.: 1Кор. 2, 9 ). Напротив того, намеревающемуся приступить к уразумению высокого надлежит предочистить нрав свой от всякого чувственного и бессловесного движения, омыв ум от всякого мнения, составляемого по какому-либо предположению, и отлучив себя от привычного собеседования с своею сожительницею, т. е. с чувственностью (она есть как бы супруга и сожительница нашей природы); и когда станет кто чист от всего этого, тогда уже осмеливаться ему приступить к горе (ср.: Исх. 19, 10 ) (свт. Григорий Нисский , 18, 313). Источник. ...Созерцание не совершает душу само по себе, если нет дел, показывающих преспеяние в нравственной жизни... (свт. Григорий Нисский , 20, 341). Источник. Душа трепещет и ужасается, долго занимаясь вышними созерцаниями (свт. Иоанн Златоуст , 44, 520). Источник. Созерцание и ведение обыкновенно бывают путеводителями и виновниками строгой жизни через то, что сердце, ими восхищенное горе, приходит в презрение земных удовольствий и всякой чувственной сласти житейской, как вещей ничтожных. Источник. И обратно, жизнь внимательная, во Христе Иисусе совершаемая, бывает отцом созерцания и ведения и родителем Божественных восхождений и мудрейших помышлений, сочетавшись с супругою – смирением... (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 198–199). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Страсти Страсти – воздействие стихии греха ...После преступления Адамова мы все возрастаем страстными, и, от навыка в страстях, не желаем благого с радостью, не возделываем познания Божия, и не делаем этого с любовью, как бесстрастные; но более любим страсти и лукавые дела, а благого вовсе не желаем, разве только по нужде, из страха мучений, – и то только твердо верующие и охотно принимающие слово Господне, остальные же и того не хотят. Но, вменяя ни во что и скорби настоящей жизни, и будущие мучения, от всей души раболепствуют страстям, а некоторые, не чувствуя горечи страстей, по нужде и нехотя, проходят труды добродетелей. Достойное ненависти, по безумию нашему, сделалось для нас вожделенным (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 7). Не стали мы еще храмом Божиим и обителию Духа Святаго, потому что доныне, по стремлению своему к страстям, мы – храм идольский и виталище лукавых духов (прп. Макарий Египетский , 68, 187). Источник. Если поработились мы плотским страстям, то явно не порабощены Святому и бесстрастному Духу... (прп. Макарий Египетский , 68, 325). Источник. Признаком страстей, действующих в душе, бывают или какое-либо произнесенное слово, или телом совершенное движение, из которых враги узнают, имеем ли мы внутри себя их помыслы и болим родами их, или, отвергши их, печёмся о своем спасении. Один сотворивший нас Бог знает все так, и не имеет нужды в каких-нибудь видимых признаках, чтобы познать, что скрыто в сердце (авва Евагрий, 90, 612). ...Страсть – это некое насилие, способное принудить всякого, одержимого ею, терпеть и переносить все для чего бы то ни было... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 119). Страсть не есть естественная потребность, но в некотором роде все извращающая болезнь (свт. Иоанн Златоуст , 55, 576). Много страстей сокрыто в душах наших; но обличают они себя только тогда, когда являются на глаза причины их (предметы, поводы) (прп. Исихий Иерусалимский , 91, 173). ...Нечистые страсти, об освобождении от которых должно молиться, суть души демонов (прп. Нил Синайский , 73, 341). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Эти и еще большие блага для рода [нашего] щедро расточает Воскресение из мертвых, начатком которого должен был послужить 8 превеликий Лазарь, пышно цветущая нива добродетелей, многоплодный виноградник веры, роза Царствия Христова; перворожденный, которого вскормил глас Единородного 9 ; язык Слова; труба Премудрости; неумолкаемая свирель; лира, на которой играет Отец; кифара, струн которой касается Бог; тимпан, в который Бог ударяет; псалтирь, сам собой рождающий гармонию, рожденную от Бога. Каков же этот глас? Лазарь! гряди вон 10 . Услышав его, весь род умерших ободрился, смерть оцепенела от страха и, споткнувшись от ужаса, лежала ниц, попираемая собственными пленниками. «Лазарь! гряди вон, ибо сейчас мы нуждаемся в твоем пришествии». «Пусть пока не выходят ко Мне говорит [Христос], сонмы умерших, еще не время возвещать свободу всему созданию, еще не время восходить роду [человеческому] прежде, нежели сойдет Творец рода». «Лазарь! гряди вон, мы нуждаемся в тебе прямо сейчас, чтобы узнали живущие, как трепещут умершие перед Происшедшим из Марии; чтобы познал Пилат, чей голос освобождает мертвых, удаляет тление, превращает гробы в брачные чертоги. Лазарь! гряди вон. Разрешись от уз и покинь тьму, вступи в день и оставь ночь. Спеши к жизни, призываемый Жизнью. Соделайся участником хоровода 11 радости, ибо устранена причина печали. Лазарь! гряди вон. Не помышляй об узах, ибо цепи пали. Не думай о засовах 12 , ибо они сокрушаются. Не остерегайся привратников 13 , ибо медные врата не отваживаются удерживать тебя, призываемого Мною. Лазарь! гряди вон. Да увидят тебя небеса, и еще блистательней поведают славу Божию 14 . Да увидит тебя земля, и начнет охранять пещеру Вифлеемскую больше чертогов царских 15 и превознесет ясли как престол херувимский 16 . Да увидит тебя солнце, и осветит тебя еще более светлыми лучами. Да увидит тебя Петр, и послушается крика петуха и прольет теплые слезы покаяния 17 . Да увидит тебя Иуда, и вступит в сговор 18 ; зная, Кого предает, не решится удерживать у себя серебро предательства; зная, Кого предает, засвидетельствует, что Преданный им есть Бог; зная, Кого предает, прибегнет к петле и наложит на себя веревку для удушения 19 . Так она станет крепким намордником 20 для богохульников и, по справедливости, суровой и ужасающей уздой для богоотступников.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

иером. Рафаил (Янкевич) Перевод фрагмента книги архимандрита Эмилиана Симонопетрского «Толкование на слово о трезвении св. Исихия» Источник Содержание От переводчика Архимандрит Эмилиан Симонопетрский. «Толкование на Слово о трезвении св. Исихия» Трезвение есть художество духовное (μθοδος πνευματικ) Долговременно и усердно проходимое (χρονζουσα κα προθμως οδευομνη) Источники и литература     Данная публикация представляет собой перевод первых страниц толкования известного современного афонского подвижника, старца Эмилиана Симонопетрского, на одно из самых важных и глубоких святоотеческих творений – «Слово о трезвении» св. Исихия (Иерусалимского). Аскетические творения св. Исихия всегда были излюбленным чтением православных монахов, поэтому они и включены в «Добротолюбие», составленное преподобным Никодимом Святогорцем . Для современного христианина, желающего сквозь толщу веков правильно понять живой голос древних Святых Отцов и безошибочно направить свой духовный путь к Богу, толкование старца Эмилиана станет безценным духовным сокровищем. Ключевые слова: трезвение, молитва , внимание, борьба с помыслами, мечтание, послушание, бодрствование ума, видение Бога, Эмилиан Симонопетрский, Исихий Иерусалимский , παρακολουθ (последовать), μθοδος πνευματικ (художество духовное), τ νοερ συστατικ (умная составная души), μπθεια (страстность). От переводчика 1 Прежде всего следует отметить, что благодаря живому, выразительному языку, многочисленным примерам из повседневной жизни, а самое главное, благодаря своему личному духовному опыту, древние святоотеческие наставления в устах старца Эмилиана обретают новое звучание и осмысление. Ибо отец Эмилиан принадлежит к числу тех немногих современных старцев, которые горячо восприняли святоотеческое Предание и опытно пережили его на очень высоком духовном уровне. Толкование содержит множество наставлений старца Эмилиана о делании Иисусовой молитвы и прохождении духовной брани. Прочитав первые страницы данной книги, христианин почерпнет новые силы и вдохновение в своем духовном шествии к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010