13. Трава и цветы вообще есть символ бренности телесной жизни и преходящей славы человеческой. Об этом апостол Петр говорил так: «всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» ( 1Пет.1:24 ). Согласно Псалмопевцу, судьба травы есть символ судьбы безбожника. «Нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки» ( Пс.91:8 ). А в другом месте говорится так: «не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» ( Пс.36:1–2 ). Праведники уподобляются траве только с точки зрения телесной, а нечестивцы с любой точки зрения подобны недолговечной траве. Глава 6. Животные как символы 1. Голубь – это символ Духа Святого. Дух Святый явился именно в виде голубя. Так, когда Господь крестился в Иордане, Иоанн увидел Духа Божия, «Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» ( Мф.3:16 ). Голубь, кроткая незлобивая птица, символизирует Дух Божий, ибо голубь на редкость миролюбивая птица, и благодаря этим своим качествам он символизирует Бога Духа, в Котором нет никакого зла. 2. Змея есть символ сатаны. Она послужила его орудием, когда сатана обманул Еву и склонил ее к греху непослушания Творцу. Змея – единственное животное на земле, которое Господь проклял за это «пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» ( Быт.3:14 ). Вот откуда происходит та жуткая вражда, которая существует между змеями и любыми другими животными на земле. Когда Господь говорил ученикам: Будьте мудры, как змии, он подразумевал осторожность, с какой движется змея, однако Он тут же добавил: и кротки, как голуби. Святой Иоанн Златоуст отмечал, что нет никакой пользы от мудрости, если она не сочетается с незлобивостью. Напротив, обладание змеиной мудростью опасно для человека. Святой Отец Исидор Пелусиот пояснял, что «необходимо хранить свою веру, как змея бережет свою голову, и стянуть с себя ветхого человека, как змея сбрасывает с себя старую кожу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В древней Церкви омофор делался из шерсти овец, чем еще более подчеркивалась аналогия с заблудшей овцой. Епископ является как бы образом Христа. В своей одежде он носит отличительные черты этого образа. Подобно тому, как Господь Иисус Христос спас человечество, точно так же епископ возлагает на свои плечи омофор – образ заблудшей овцы. Почему же во время чтения Евангелия епископ снимает эту, наиболее значительную из своих одежд, делающую его как бы образом Христа Спасителя? Святые отцы и учители Церкви изъясняют: «Когда читается Святое Евангелие, то глаголет Сам Христос, присутствует Сам Первообраз. А когда присутствует Сам Первообраз, то образ как бы смиряется, умаляется перед Первообразом. Поэтому епископ снимает самое отличительное, самое главное из своей одежды». Так объясняют это действие святые отцы. Так объясняет святой Исидор Пелусиот ; так толкует блаженный Симеон Солунский . Данный пример раскрывает, какое значение придает Святая Церковь чтению слова Божия. Когда читается Святое Евангелие, то присутствует, а глаголет Сам Господь Иисус Христос, поэтому слово Божие и является благодатной силой, преображающий и освящающей нашу душу. Вот почему у каждого христианина должно храниться Святое Евангелие, н в течение дня нужно прочитывать из него хотя бы понемногу. Вот один из видов Пищи с большой буквы, о которой говорит Иисус Христос в Евангелии: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих. Но в Святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит еще и о другой Пище, необходимой для души человека. Если вы читали Святое Евангелие от Иоанна, то вы обратили внимание на слова, произнесенные Господом. Иисусом Христом после того, как Он совершил величайшее чудо – насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Он сказал: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» ( Ин. 6, 26–27 ). И далее говорит: «Хлеб Божий есть тот, который, сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин. 6, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/...

Для того чтобы благое дело и совершалось, как должно. «Страшное кичение, если кто думает, что ни в ком не имеет нужды, а надеется только на самого себя, как единственно способного присоветовать себе лучшее» (Св. Василий Великий . на 1 гл. Исаии). Поистине смешно и срамно в низком ремесле переходить непрестанно от учителя к учителю, а Божественное любомудрие о крестоношении, как что-нибудь маловажное, предоставлять себе самим (Св. Исидор Пелусиот . кн.1, п.260). Потому особенно убеждаю тебя, не следуй своему разумению, и без руководителя не вступай на такой путь, по которому ты никогда еще не ходила; иначе можешь скоро совратиться с правого пути, и подвергнуться падению или идти скорее, чем следует и утрудиться поспешным шествием, или замедляя на пути предаться усыплению (Блаж. Иероним. Послан. 1-е к Рустику). СТАВРОФИЛА. Никогда я не думала, чтобы такой беде подвергались те, кои с горящим духом ревнуют преуспевать на пути спасения, и собственное рассуждение никогда не казалось мне столь опасным. АНГЕЛ. Это происходило от твоей неопытности! Но сколь великое зло, хотя бы и в добром деле утверждаться на своем разумении, и не желать покориться Господу или служителям Его, это ясно показано было первоверховному Апостолу Петру. Услышав из уст Господа Иисуса Христа беседу о кресте и страданиях Его, он сказал: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф.16:22, 23 ). Какой получил ответ? «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Что же это? Тот, который прежде слышал: «ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16, 17 ), внезапно слышит: «Отойди от Меня, сатана!» Что значит: «отойди от Меня»? … Ты желаешь указывать Мне путь? Желаешь давать Мне совет? Но лучше тебе следовать Моему изволению. Вот что значит: «отойди от Меня». Так Господь смирил прекословившего Ему Апостола, и назвал сатаной, потому что он хотел вести вождя, учить наставника и повелевать Господу своему (Блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Этот рассказ – образ того, что о Традиции (именно так, с большой буквы) не нужно рассуждать в категориях прошедшего времени. И важнейшая задача миссионера – сделать Традицию родной и близкой современным людям, в том числе совсем юным, а не реформировать Церковь под предлогом миссии. Уже общим местом стало рассуждение некоторых миссионеров, будто бы многие не могут понять Православие, поэтому необходимо как-то его модернизировать, предложить lighm-bepcuю, более привлекательную для современного человека. В интервью А. Красовскому о. Павел Островский отвечает на вопрос – что плохого в тринадцатилетнем сроке Патриарха Кирилла: «Мне кажется, очень много пожилых людей наверху. Помоложе хотелось бы. Я думаю, это вообще ошибка, не только это касается Церкви, потому что всё очень быстро меняется... всё-таки одна из главных задач Церкви – миссионерство, ну, как ты будешь миссионерствовать, если ты не в ногу со временем? Если не понимаешь, что молодежь творит? …Мне кажется, люди, которым за 60, несмотря на то, что они могут быть очень хорошими, умными, мудрыми и так далее, в некоторых случаях они просто не в теме» . Молодой священник Павел Островский и некоторые иные миссионеры стараются идти в ногу… с кем? Не с духом ли времени и мирскими обычаями? Разве не для нас написано: «Дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). И разве не к нам направлен настойчивый призыв апостола: «Умоляю вас, братия… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1-2). Святой Исидор Пелусиот сквозь века обращается к каждому, в том числе и к о. Павлу, как к другу: «Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо доброе в людях не трезво, и едва стоит, когда и никто не колеблет» . На груди каждого православного священника – наперсный крест, на оборотной стороне которого можно прочесть апостольское напоминание о том, каким должен быть пастырь: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4: 12). Какой образ являет своим пастырским словом о. Павел Островский? И почему пренебрежение к чистоте (чем он едва ли не бравирует) стало излюбленным приемом его общественной проповеди? Как важно молодым миссионерам не ослепнуть под светом софитов, всегда помня слова Священного Писания: «Больше всего хранимого храни сердце твоё» (Притч. 4: 23).

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Не столь опасно приступать к этому Таинству бесноватым, сколько тем, которые, как говорит апостол Павел, попирают Христа, Кровь Завета не почитают за Святыню, а ругаются над благодатью Духа. Приступающий во грехах хуже бесноватого. Последний не наказывается, потому что он беснуется, а приступающий недостойно предается вечному мучению ( 41, 828 ). Повинны мы в нечестии против Господа, когда без достаточной подготовки тела приступаем к соединению с Его Телом, которое Он дал нам для того, чтобы мы, соединившись с Ним, могли соединиться с Духом Святым. Святитель Иоанн Златоуст ( 42, 932 ). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» ( Мф. 7, 6 ), – говорит Христос. Ибо и в этом нужен правый суд. Господь не сказал неопределенно или без различия: давайте святое и жемчуг всем, но говорит: «Не давайте святыни псам», то есть творящим зло. Так говорит и апостол: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей» ( Флп. 3, 2 ). ... Внемли же и ты, иерей, не давай недостойным Пречистого Тела, чтобы не подпасть тебе ответственности – не по законам гражданским, не по слову Владыки. Итак, не давайте святыни псам, не бросайте бисера вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас, произведя расколы и ереси. Святитель Афанасий Александрийский ( 115, 644 ). Так как священники не знают всех грешников и людей, недостойно причащающихся Святых Таин, то Бог часто ... предает их сатане. Когда случаются болезни, когда наветы, когда скорби и несчастья, когда постигают тому подобные бедствия, – это происходит по такой причине. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 656 ). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они... обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7 , б). Эти слова имеют такой смысл. Божие слово свято и является самым драгоценным жемчугом. Псы же и свиньи – согрешающие не только в догматах, но и в жизни. Попрание – раздор и споры о них покушающихся извратить правоту догматов и оскорбляющих достойную жизнь. А растерзание – пренебрежение и поругание неправедно живущими носителей слова Божиего, подающих добрые советы. Господь поэтому и сказал: не бросайте слова, подобно чему-либо малоценному и легко приобретаемому, чтобы и Господа не оскорбить, и самим не подвергнуться осмеянию тех, которые не говорят и не живут в истине. Иные же, тоже близкие к правде, толкуют эти слова так, что Господь повелел не давать и священства недостойным и нечистым, чтобы не осквернили его. ...Если же скажут, что и согрешающим мирянам Господь повелевает не преподавать Божественных Таин, – не противоречь этому. Преподобный Исидор Пелусиот ( 115, 643–644 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Св. Киприан пишет: «Крещенные в Церкви запечатлеваются Господней печатью по примеру того, как некогда крещенные самаряне приняли от апостолов Петра и Иоанна, через руковозложение и молитву Духа Святаго… (Деян. 8:14-17) Чего у них недоставало, то совершили Петр и Иоанн… Так бывает и у нас… совершенствуются Господней печатью». И у других отцов Церкви миропомазание называется «печатью» (Климент Алекс, и Кирилл Иерус.), «печатью духовною» (Амвросий Мед.), «печатью жизни вечной» (Лев Вел.), «утверждением» (постановл. Апост.), «совершением» или завершением (Климент Алекс., Амвросий). Св. Ефрем Сирин пишет: «Печатью Святого Духа запечатлены все члены твои». Св. Василий Великий спрашивает: «Как будет оспаривать тебя ангел себе, как исхитит у врага, если не знает печати… Или не знаешь, что погубляющий миновал дома запечатленные и убивал первенцев в домах незапечатленных? Незапечатленное сокровище удобно похищается ворами, непомеченную овцу безопасно можно отманить». Таинство это называется также «даром Духа» (Исидор Пелусиот), «таинством Духа» (Тертуллиан, Иларий), «символом Духа» (Кирилл Иерус.). Св. Киприян свидетельствует, что древние, говоря о рождении водой и Духом, разумели под рождением водой крещение в тесном смысле, а под рождением Духом — миропомазание. Первоначальный способ совершения таинства . — Эти дары Святого Духа первоначально подавались в первенствующей Церкви через руковозложение. Об этом читаем в книге Деяний 8:14-17, где рассказывается, что находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго: «Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только они были крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили на них руки и они приняли Духа Святаго», также и в Деян. 19:2-6 об апостоле Павле читаем, что, когда Павел встретил в Ефесе учеников, крестившихся только Иоанновым крещением, то услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

(Так и здесь) Бог сказал: cue есть Тело Мое; и сия есть Кровь Моя; и cue творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному повелению бывает так (и будет), пока Он придет». Для неспособных поверить, что под видом хлеба и вина пребывает истинное тело и кровь Иисуса Христа св. Иоанн Дамаскин дает такое пояснение: «ты теперь спрашиваешь, каким образом хлеб делается телом Христовым, а вино и вода – кровью Христовою? Говорю тебе и я: Дух Святый нисходит и совершает это, что превыше разума и мысли». То есть преложение Даров совершенно реально, но его образ или способ непостижим . Другие отцы Церкви учили подобным образом (св. Ипполит Римский, Климент Александрийский, Тертуллиан, св. Киприан Карфагенский, св. Дионисий Александрийский, св. Иларий Пиктавийский, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, св. Епифаний Кипрский, св. Исидор Пелусиот, бл. Иероним Стридонский, бл. Августин, бл. Феодорит Кирский, св. Кирилл Александрийский, св. Лев Великий, бл. Феофилакт Болгарский и др.) . Ограниченные рамки статьи не позволяют привести их свидетельства в полном объеме. 5. На Вселенских соборах затрагивался вопрос о Евхаристии и в актах I-ro и III-ro Вселенского собора мы имеем ясные свидетельства о признании реальности Тела Плоти Спасителя под видом хлеба и вина в Евхаристии. В итоговых документах VII-ro Вселенского собора содержится развернутое учение о Евхаристических дарах, на котором мы и остановимся. В частности там сказано: «Никто из труб Духа, т.е. св. Апостолов и достославных отцев наших, безкровную жертву нашу… не называл образом тела Его . Ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»; также: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; и еще: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое…», а не сказал: приимите, ядите образ тела Моего… Итак ясно, что ни Господь, ни Апостолы, ни Отцы безкровную жертву, приносимую священниками, никогда не называли образом, но самим телом и кровию .

http://pravoslavie.ru/1876.html

Но и вне поста пищу должно стараться принимать, по словам блж. Иеронима, такую и в таком количестве, чтобы она не обременяла тело, даже при употреблении самой простой пищи следует избегать пресыщения ( Hieron. Adv. Iovin. II). Указывая на необходимость В. от чрезмерного употребления вина, св. отцы отмечали, что пьянство приводит к изменению внешнего вида, состояния, помрачению ума и обременению тела человека. «Посему,- призывает прп. Исидор Пелусиот,- воздержись от невоздержности и употребляй вино в меру. Умеренность - матерь здравия и виновница трезвенности» ( Isid. Pel. Ep. I 277). Однако пост телесный, указывали св. отцы, не может быть достаточным, если с ним не соединен пост душевный ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. V 21). Злословие, гнев, зависть, тщеславие - В. от этих страстей составляет пост душевный. В. телесное поддерживается именно для того, чтобы с его помощью достичь В. душевного и в результате обрести чистоту сердца. Воспевая пост, прп. Ефрем Сирин говорит: «Пост - доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. ...Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия» ( Ephraem Syr. Serm. paraen. ad monachos aegipti. 64). Предуготовляемый постом, ум делается возвышеннее ( Ioan. Chrysost. In Act. 1. 6//PG. 60. Col. 22). «Закон поста,- согласно свт. Игнатию (Брянчанинову),- будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума» (Т. 1. С. 133). В. в языке Господь учит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст оскверняет человека. ...всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон. А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека...» (Мф 15. 11, 17-18). Не говорить много, не говорить пустого, не злословить («...злоречивые... Царства Божия не наследуют» - 1 Кор 6. 10; ср.: Еф 4. 29-31), не обижать словом, не клясться, не пересуживать, не открывать тайн и т. п.- требования В. в языке ( Ephraem Syr. Sermo de virtut. et vit. 21). Необузданный язык является признаком человека, чуждого добродетели, В.

http://pravenc.ru/text/155090.html

Святой Киприан. Блаженный Августин нот. 9. с. 3 de utilit. jejun. Святителя Иоанна Златоуста беседа 1. о посте. Ibid. Святитель Василий Великий о посте. Блаженный Августин о посте. между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами. Святитель Василий Великий о посте. Святитель Иоанн Златоуст о покаянии. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей. Святителя Иоанна Златоуста бесед. 1 о посте. Святой Исидор Пелусиот о высочайшем благе. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Святого Иоана Златоуста беседа 34 к народу. Святителя Григория Назианзена слово о бедных. Блаженного Августина serm. 15 de verb. Domin. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Святителя Иоанна Златоуста беседа к народу 30. Ibid. Святитель Василий Великий о посте. Святого Григория Двоеслова послание к Маркеллу. Блаженного Августина беседа на Псал. 42. Святой Амвросий о посте. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете. все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но в конце концов, если они пребывают в окаменении своего сердца, происходящем, опять же, от гордости ума, Бог всецело предает их власти беса-искусителя. " Бог обещал дать силы тому, кто находится в опасности, а не тому, кто Его искушает; тому, кто в беде, а не тому, кто делает все напоказ и гонится за праздною славой " (прп. Исидор Пелусиот. Письмо диакону Иоанну. Письма, 4, 164). И бес-искуситель поставляет их на высочайшую вершину гордыни, и предлагает им тогда броситься вниз. И они послушно бросаются и погибают. И имена их навсегда изглаживаются из книги жизни. Третье искушение искуситель направляет на сердце. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Сие есть искушение богатством, властью и славою. Бесчисленны те, кто попадает в эту западню диавольскую. Как может диавол даровать то, что ему не принадлежит? Ибо сказано пророком: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней (Пс.23:1). Но диавол лжет, поскольку он, по словам Самого Спасителя, лжец и отец лжи (Ин.8:44). На его ложь поддаются лишь малоумные, забывающие, что живый и истинный Бог является всемогущим и единственным Владыкою мира. То, что Бог дает людям, - людям на пользу; а то, что диавол обещает дать и, как мнится, дает, - людям на погибель. Ибо он дает не свое, но чужое, украденное, и притом украденное у всевидящего Бога. Посему данное Богом прочно и благословенно, в то время как данное диаволом преходяще, как ветер, и проклято. При этом последнем искушении, когда диавол использовал величайшую в мире ложь и когда потребовал от Господа нечто, превосходящее всякую дерзость, кроме диавольской, Господь наш Иисус Христос с Владычнею властью возгласил: отойди от Меня, сатана. Но для нашего научения Он и сего не оставил без обоснования и ссылки на Священное Писание; потому Он добавил: ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Слаще черствая корка хлеба из руки Божией, нежели все царства мира и слава их из руки диавольской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010