Правда, что прикосновение к телам умерших обыкновенных людей, по санитарным условиям Палестины, у ветхозаветных евреев было признаваемо осквернением; но в 4Цар. 13:21 мы читаем следующее: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». Понятно после этого, почему богодухновенные писатели Ветхого Завета указывали на необходимость благоговейного отношения к останкам святых. «Бог хранит все кости праведного: ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ). «Процветут кости праведных от места своего» ( Сир. 49:12 ). «И по успении Елисея, пророчествовало тело его» ( Сир. 48:14 ). «Память праведного пребудет благословенна» ( Притч. 10:7 ). Не только мощи праведников, но даже вещи, оставшиеся после них, часто бывали орудием проявления милости Божией, как, напр., милоть Илии ( 4Цар. 2:14 ), одежда Иисуса Христа ( Мк. 5:28–29 ), платки и полотенца ап. Павла ( Деян. 19:20 ). Даже тень ап. Павла служила средством проявления силы Божией ( Деян. 5:15 ). Молокане не замечают того самопротиворечия, в котором они вращаются. Возражая против почитания св. мощой, они с презрением говорят о человеческом теле, не исключая даже и тела Господа нашего Иисуса Христа, а когда они возражали против христианских храмов, они настойчиво указывали на те места Св. Писания, где говорится о теле человеческом, как о храме Божием, как о жилише Св. Духа. Согласно с учением слова Божия, Православная Церковь предает земле даже тело явного угодника Божия после его смерти. Мало этого, не каждое нетленное тело оно прославляет как св. мощи, а только то тело праведника, которое наперед прославлено Самим Богом дером многократных чудотворений. Прекрасное наставление дает Иоанн Златоуст в своей беседе на память св. мученика Вавилы: «Не смотри на то, что лежит пред тобою нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а смотри на то, что в нем присутствует иная сила, высшая самой души, благодать Св. Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения». Исидор Пелусиот говорит сомневающемуся в истине православного учения о почитании св. мощей: «Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу, и за их постоянство, чествуется нами прах мученических тел, то спроси тех, которые получили от них исцеление, и дознай в каких страданиях подают они врачевание. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

2. Еф. 4, 25 : Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 3. Притч. 9, 12 : Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими. 4. Сир. 27, 9 : Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней. 5. Сир. 34, 4 : От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? 6. Свт. Василий Великий : Ни в судебных, ни в других каких делах ложь не полезна тем, которые избрали правый путь и истину в жизни. 7. Свт. Григорий Богослов : Истина – одна, ложь – множественна. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Правда не нуждается ни в какой помощи; но даже если бы ее стали подавлять десятки тысяч, она не только бы не исчезла, но и через этих старающихся ей повредить стала бы славнее и выше, посмеявшись над ними, напрасно бьющими самих себя. 9. Евагрий: Замалчивать правду – то же, что закапывать золото. 10. Преп. Исидор Пелусиот : Ложь в первых словах сказанного имеет бо льшую веру, чем истина, открытая во втором слове. 11. Севериан Габальский : Ложь, если желает, чтобы ей поверили, утверждается на основании мнимой правды, иначе ей не поверят. 12. Фалес: Фалес Милетский, спрошенный кем-то о том, насколько отличается ложь от правды, ответил: «Насколько глаза от ушей». 13. Плутарх: Равное – весами, а истина философским разумом познается. 14. От дороги и от истины трудно уклониться в сторону. 15. Харикл: Ибо и ложь иногда хороша, когда полезна говорящим и ничем не вредит слушающим. 16. Герин: Насколько солнечный свет не может видеть больной и немощный глазами, настолько, и даже более, истину не может видеть слабый и немощный разумом. 17. Из Эпиктета и Исократа: Да не будет ничего почетнее истины, даже выбор дружбы, не свободный от пристрастий, которыми запутывается и затемняется справедливость. 18. Эзоп: Эзоп, спрошенный, какая польза лгущим от лжи, ответил: «Если и истину говорят – им все равно не верят». 19. Платон: Платон самым сладким называл слышание истины. Полемон же считал, что намного слаще, чем слышать истину, изрекать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Курение благовонного фимиама, подобно облаку, долженствовало скрывать от взора первосвященника непостижимую тайну присутствия Божия. Кровью жертвы седмикратно кропил он с перста на очистилище спереди его и пред ним и таким образом кровью примирения ( Евр.9:13 ) очищал святилище от нечистот сынов израилевых и от преступлений их, и от всех грехов их. Выйдя из Святого Святых, великий жрец закалал козла, избранного в жертву очищения грехов и, взявши крови тельца и козла, вторично входил во Святое Святых, кропя по прежнему. Возвращаясь во святилище, он возлагал кровь тельца и козла на роги алтаря кадильного со всех сторон и кропил на него кровью с перста своего семь раз, а остальную изливал у основания жертвенника всесожжений и освящал его от нечистот сынов израилевых. В продолжение обряда очищения ни один человек не должен был находиться в скинии собрания, пока первосвященник очищал себя, дом свой и все общество израилево. Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника и очистив священников, первосвященник возлагал руки свои на голову живого козла, назначенного в отпущение, исповедал над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления, и все грехи их. После сего отпускал его в пустыню, чтобы он унес на себе грехи в необитаемое место. По совершении очищения, первосвященник, прикасавшийся к животным, принявших грехи народа, омывал свое тело и в знак духовного веселия снимал с себя одежды смирения, облачался в светлые и совершал всесожжение, которое внушало народу, очищенному и примиренному с Богом, совершенную Ему преданность. Тельца и козла, которых закалали за грехи, кровь которых внесена была для очищения святилища, выносили вон из стана и сжигали кожи, мясо и нечистоту их. Тот, кто отводил козла для отпущения и сжигал животных, принесенных в жертву за грехи, обязан был, подобно первосвященнику, вымыть свои одежды и тело. Праздник ветхозаветного очищения указывал на Иисуса Христа, Который есть истинное очищение о гресех наших, и не о наших точию, но и о всего мира ( 1Ин.2:2 ) Св. Исидор Пелусиот объясняет: Кивот завета и очистилище, служившее крышею кивота, давали видеть ясные признаки человека, сохраняющего слова Божии, пользующегося Божиим к нему благоволением и охраняемого божественными силами, как говорит песнопевец: в сердце моем скрых словеса твоя ( Пс.118:11 ); почему и сказал: в крове крилу твоею покрыеши мя ( Пс.16:8 ), подобно тому, как из божественных сил херувимы крылами охраняли кивот и очистилище, а в смысле более естественном давали собою видеть ясные признаки Христа, исполнившего закон, сделавшегося очищением о гресех наших ( 1Ин.2:2 ) 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Рассуждение Святые души с великим прилежанием читали Священное Писание, углубляясь в каждое слово и ставя себя пред зерцалом Слова Божия как перед Страшным Судом. Они имели в этом толикое усердие, что некоторые подвижники предпринимали [даже] далекие путешествия, чтобы прийти к какому-нибудь духовному мудрецу, который изъяснил бы им одно[-единственное] слово или изречение из Священного Писания. Там, где это было возможно, [вопросы и ответы] посылались в письмах. Посему и дошли до нас целые собрания писем святых праведников, каковыми были: святители Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , преподобные Исидор Пелусиот , Нил Синайский и многие другие. Как-то раз преподобный Косма задумался над словами Господа Иисуса, когда в Гефсимании спрашивал Он учеников, есть ли у них меч. И когда ученики ответили Ему: Вот, здесь два меча – Он сказал им: довольно ( Лк. 22:38 ). Будучи не в состоянии самостоятельно объяснить себе эти слова, святой Косма решил отправиться через всю пустыню в удаленную лавру, именуемую Пирга, к знаменитому авве Феофилу, – чтобы только спросить его об этом. С большими трудностями добрался он до назначенного места. И авва Феофил объяснил ему: «Два меча означают чин сугубой богоугодной жизни: делания и созерцания, то есть труд и углубление ума в богомыслие и молитву. У кого есть то и другое, тот совершен». Созерцание Да созерцаю неблагодарность евреев к Богу, избавившему их [от врагов], и Божию кару за это (Суд. гл. 13), а именно: 1) как сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа ; 2) как предал их Господь в руки филистимлян на 40 лет; 3) как неблагодарность некоего освобожденного народа к Богу Освободителю и поныне наказывается рабством под иноземцами. Проповедь о людской неблагодарности, невиданной и среди скотов Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Ис. 1:3 Благодарностью животных ужаснее всего изобличается неблагодарность людей. Если бессмысленный вол знает, кто его господин, и если осел ведает, чьи суть ясли, из которых он питается, как тогда наделенный разумом человек не знает Бога – своего Творца и Питателя? Израиль – значит «Боговидец».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Удалившиеся из мира! рассмотрим себя, в каком мы находимся устроении. Господь Иисус многомилостив. Он подает упокоение каждому соответственно делам его: упокоение великое – за дела великие, малое – за дела малые. Одно Царство, но каждый обретет в нем свое место и свое дело. Преподобный авва Исаия ( 82, 214 ). Человек должен как бы непрестанно предстоять Суду Божию. Авва Агафон ( 82, 58 ). Покаемся, и отпустятся нам грехи, и избежим осуждения, и Суд Христов подаст нам не страх и трепет, но утешение и спасение вечное. Ибо Христос Господь будет судить не безгрешных, но согрешивших и непокаявшихся, а согрешивших и покаявшихся помилует и спасет. На то Он и в мир пришел, чтобы спасти согрешивших и покаявшихся, – чего себе и тебе желаю. Святитель Тихон Задонский ( 104, 2046 ). НАГРАДА Господь отказывается исполнить просьбу матери сынов Зеведеевых не потому, что исполнение невозможно (для Него возможно все, чего Он захочет); напротив, отвергает потому, что исполнение было недостойно. «Скажи, – говорит она, – чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» ( Мф. 20, 21 ). Воздающий же справедливо умудряет объяснением просившую непозволительного. От Меня зависит не просто дать просящим, а вознаградить трудящихся. Ибо несвойственно Правдивому Судии презреть проливающих пот и наградить ленивых. И тем, кто желает такого места, известны подвиги, в награду за которые оно уготовано ( 116, 307 ). Сказанное: «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды» ( Мф. 10, 42 ) относится к тем, у кого только это и есть, а не к богатым, которые могут накормить и одеть томимых голодом, болезнями и нищетой. И не удивляйся, если подающий воду за это не останется без награды, потому что милостыня ценится не по подаянию, но по произволению, когда и слово удостаивается одобрения. Ибо сказано: «...не выше ли доброго даяния слово?», но прибавлено также: «А у человека доброжелательного и то и другое» ( Сир. 18, 17 ), то есть у того, кто в состоянии дать. Ибо взыскуется не столько поданное, сколько изобилие и произволение подающего. Ибо многие от многого подают мало, а многие от малого – много. Оценивается не количество подаваемого, но сравниваемое с ним изобилие подающих. Поэтому и вдова, вложившая две лепты, превзошла всех, принесших много, ибо те принесли часть, а она пожертвовала всем своим достоянием. Преподобный Исидор Пелусиот ( 115, 772–773 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Даниил. Всячески это было делом особого промышления Божия: что пр. Даниил не был осужден вместе с друзьями своими на сожжение, «сие устроено Божественным Промыслом, чтоб нечестивые устужение пламени не приписали имени вавилонского бога; потому что Даниила наименовали они Валтасаром (princeps cu belus fevet); а у них в силе было такое учение, что бог их творит чудеса и при одном наименовании», т. е. одним именем своим (св. Исидор Пелусиот ). 13–18 ст. Выслушав такое обвинение, разгневанный царь пожелал проверить справедливость того, что услышал: призвав обвиняемых (13 ст.), он спросил их: «правда ли (аще воистину, в русск. с умыслом ли), что вы богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил не покланяетесь» (14 ст.)? И затем, желая дать им время и возможность для раскаяния, предложил им – теперь же, когда снова услышат звуки музыки, поклониться истукану, угрожая в противном случае бросить их в раскаленную печь, присовокупив при этом; «тогда какой Бог избавит вас от моей руки» (15 ст.)? Седрах, Мисах и Авденаго смиренно сказали царю: «нам нет нужды (не требе нам) отвечать на этот вопрос (о глаголе сем), ибо вот Бог наш на небеси, которому мы служим, силен избавить нас от печи раскаленной огнем и от руки твоей избавит нас (16–17 ст.). А если и не избавит (аще ли ни), то все же пусть будет тебе известно, что мы богам твоим не служим и золотому истукану, которого ты поставил, не покланяемся» (18 ст.). Кто есть бог, иже измет вы из руки моея (15 ст.); эти слова ясно показывают, что Навуходоносор к 18-му году своего царствования уже забыл то, что сам говорил во 2-й год царствования: поистине Бог ваш, той есть Бог богов, и Господь господей, и Царь царей, открываяй тайны ( Дан. 2:47 ). Бог устами Анании, Азарии и Мисаила напоминает ему забытое им: есть Бог наш на небесех, ему-же мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия и от руку твоею избавит нас (17 ст.). Но оказалось, что величие, богатство и могущество так ослепили Навуходоносора, что он уже не способен был внимать простому слову, для вразумления его нужны были более сильные средства (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

«Повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю» (телом, конечно – Тов.3:6 ). «Выходила из нее душа, ибо она умирала» ( Быт.35:18 ), т.е. тело умирало, разрушалось, а душа, будучи живой, разлучалась с ним. «Испустил Исаак дух и умер» (телом – Быт. 35:29 ). Моисей умер телом, а душа жива, так как он с пророком Илиею являлся на горе Преображения. Тело Стефана, умерщвленное камнями ( Деян.7:58 ), погребли благоговейные мужи, а душу принял Господь: «Господи Иисусе! приими дух мой» (ст. 59). Самое наименование тела хижиной ( 2Кор.5:1 ) должно убеждать в существовании отдельного от нее по природе жильца – бессмертного духа. Иисус Христос умер на кресте Своею Плотию ( Ин.19:33 ), а душою сходил во ад ( 1Пет.3:18–19 ). Он учил, что умершие люди мертвы телом, но живы духом: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ; ср. Откр.6:9–10 ; Евр.12:22–23 ). Следовательно, выражения «мертвые» и «умер» в указанных сектантами. местах говорят о смерти одной телесной природы в человеке. «В той мысли, наилучшие – учит святой Исидор Пелусиот , – будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания; но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, – самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ), – самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать сильнейшим всякого доказательства». 762 «Впрочем, уступим ему, – говорит святой Епифаний, епископ Кипрский , – пусть он признает душу смертною. Тогда одно из двух должно положить: или что Господь возвестил истину, когда учил ( Лк.16:19–31 ), что душа бессмертна, и, следовательно, несправедливо говорить, что она подлежит тлению, или что она подвержена тлению и что Христос и в речи о богатом и нищем, и в явлении Моисея и Илии ложно учил, что она негибнуща и бессмертна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Видя, что путь креста тернист, тесен и прискорбен, и страшит продолжительностью, Ставрофила впала в великую печаль. Отягощенная малодушием, она уже помышляла было оставить путь, отложить крест, и понесши столько трудов, в одно мгновенье потерять все плоды оных. Но «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10,13 ); внезапно воссияла в печальной душе Ставрофилы благодать милосердого Господа, и увеселила ее. «Будь, – сказал ей Ангел, – верна даже до смерти, и даст тебе Господь венец жизни» ( Откр.2, 1 ). Прискорбен путь сей, и много скорбей претерпеваешь ты, но не изнемогай: болезни и труды временные ходатайствуют тебе венец вечный. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1, 12 ). СТАВРОФИЛА. Возвеселяют душу мою надежды на неувядаемый венец славы небесной; но увы, силы меня оставляют, и я совершенно изнемогаю. АНГЕЛ. Оставь жалобы. Если не будет искушений, не будет и венца; без подвигов нет и воздаяний, без трудов нет почестей, без скорби и злостраданий нет прощения, как и без зимы не бывает лета. Итак, когда тебя постигают скорбные искушения, знай, что тебе уготовляется венец (Св. Иоанна Златоуст , бесед. 5 к Антиох.). Не искушение ли Иосифа послужило к прославлению его добродетели? Не скорбь ли темницы соделала более светлым его венец чистоты (Св. Амврос. Медиол. на Ев. Лук. Кн. 4. гл. 4). Как во время бури познается искусство кормчего, во время сражения искусство полководца и храбрость воина; так и скорбные искушения являют истинного христианина. СТАВРОФИЛА. Но я немощный воин; изнемогают силы мои; я не могу мужественно вести брань, а тем более победить. АНГЕЛ. Не сопротивляться поучаю я тебя, но терпеть. Венец обещан не тому, кто наносит зло, а тому, кто терпит зло. Побеждать злом, это закон сатанинский. И потому на народных позорищах, совершаемых в честь сатаны, увенчиваются побеждающее. Но на поприще духовном противоположен сему закон раздаяния венцов. Ибо здесь узаконено увенчивать приемлющего на себя, а не наносящего удары. Это поистине небесное поприще, Ангельское зрелище ( Исидор Пелусиот . Кн. 2, посл. 669).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Слава Богу в любви к заповедям Его и хранении их. Всякий христианин, который не славит Бога исполнением повелений Его и хранением заповедей, хуже неверного. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 254 ). Многие говорят, что ходят в церковь на молитву, славословие, воспевают Бога и благодарят, но это им не приносит пользы. Это значит, что они устами поют и благодарят Бога, но сердцем отстоят от Него как говорит о них Бог: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15, 8 ) и беззаконной жизнью бесчестят и хулят имя Божие... Разве они веруют в Бога? Нет. Истинная вера приносит добрые плоды и удаляется от злых дел. А они «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1, 16 ), как учит апостол. Святитель Тихон Задонский ( 104, 55 ). «Хвалите Его со звуком трубным», то есть в памятовании о Воскресении, которое, как написано, будет по звуку трубному ( 1Кор. 15, 52 ). «Хвалите Его на псалтири и гуслях», то есть языком и делом, когда будто по струнам ударяет в нас дух. «Хвалите Его с тимпаном и ликами», то есть во плоти и душе, от которой, подобно ликам, восходят прошения к Богу. «Хвалите Его на звучных кимвалах», то есть в сердце и во всем внутреннем существе, которые пророк и назвал «кимвалом». «Хвалите Его на кимвалах громогласных» ( Пс. 150, 3–5 ), то есть устами, которыми псалмы приводятся в стройное сладкозвучие. Преподобный Исидор Пелусиот ( 50, 256 ). Проводящие достойную удивления жизнь хотя безмолвствуют, но славят Бога, когда из-за них другие славят Его. Святитель Иоанн Златоуст ( 43, 729 ). Возвеличивает славу Божию тот, кто может показать законы, по которым все создано и содержится, по которым после здешнего домостроительства все приведется на суд. Кто сам созерцал все отчетливо, в ясных и неслитных представлениях, и может другим изобразить благость Божию и праведный суд Его, кто проводит жизнь, сообразную с такими созерцаниями, и свет его светит людям, и Отец Небесный прославляется от него словом, и делом, и всякого рода доблестями, тот приносит Господу славу и честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Если благодать есть могущественная сила, действующая в душе человека, то естественно возбуждается вопрос, какое она имеете отношение к силам самого человека. И Свящ. Писание и учение святых отцов и учителей Церкви, несомненно, предполагают и утверждают, что в деле освящения человека принимают участие как благодать Божья, так и сам человек. Правда, нигде в Писании и учении отцов Церкви нет определенного указания на то, что именно в деле освящения принадлежит благодати, и что свободным силам человека: это, тайна непостижимая для ума человеческого и ведомая только одному Богу. Но действие обоих начал, несомненно. Благодать, как сила божественная, высшая, является главным деятелем освящения, силы же человека являются началом второстепенным и подчиненным первому. Но оба эти начала при нормальном течении жизни человека действуют взаимно, во внутренне-гармоническом или органическом единстве. Высочайший образец гармонического взаимодействия благодати и свободных сил человека представляет нам апостол Павел, который говорит о себе: «благодатью Божьею есмь то, что есмь: и благодать Его во мне не была тщетна, но я больше всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божья, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). Из отцов Церкви особенного внимания заслуживают в учении о взаимодействии благодати и свободных сил человека преподобный Макарий египетский (4 в.) и св. Исидор Пелусиот . Оба они признают, что при поврежденности природы людей, у них остались силы для того, чтобы пожелать принять и на самом деле принять божественную благодать. «Некоторые, говорит преподобный Макарий, несправедливо утверждают, что будто бы человек совершенно умер (нравственно), так что ровно ничего не может делать доброго. Хотя младенец бессилен сам что-либо сделать и не может на своих ногах подойти к матери, однако же, он, ища матери, движется, кричит, плачет. И этим мать сжалится над ним и бывает рада тому, что он с таким усилием и воплем ищет ее. А так как младенец не может прийти к ней, то сама мать, преодолеваемая за долгое его искание любовно, подходить к нему и с большою нежностью берет, ласкает и кормит его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010