В Собор входят: блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексий (†1263); сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавших (†1472); прпп. Иона († ок. 1480) и Васса († ок. 1473) Псково-Печерские; прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (†1482); прпмч. Корнилий Псково-Печерский (†1570); сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (†1772); прав. Иоанн Кронштадтский, чудотворец (†1908); сщмч. Иоанн Кочуров (†1917); сщмчч. Александр Волков и Димитрий Чистосердов Ивангородские (†1918); сщмч. Сергий Флоринский, Раквереский (†1918); сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, протт. (†1919); свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (†1923); сщмч. Николай Сиймо, пресвитер Кронштадтский (†1931); сщмч. Карп Эльб (†1937). По материалам официального сайта ЭПЦ МП Патриархия.ru за темою На Священного Синоду обговорили у Заява у справах ближнього про стан справ у [Документи] Звернення Собору Церкви буде розглянуто на Собору Церкви Комментарий советника Патриарха Московского и всея Руси протоиерея Николая Балашова в связи с заявлением президента Латвийской Республики [Документи] У пройшли XI читання Читання, преставлення I, пройшли в Ректор взяв участь в читаннях в У пройшли IX читання, мученицького подвигу Царствених Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в виставки сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в м. Москви Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» У Навчальному перший навчальний для вищих навчальних до " Пам " ять Церкви " » чергове групи з викладання у вишах У Санкт-Петербурзькому державному Ради НДУ ВШЕ та ЗЦАД провели курс для духовних навчальних про застосування штучного Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения : та звернення] Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] з дня народження : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Слово архимандрита Даниила (Леписка) при наречении во епископа Тартуского, викария Таллинской епархии та звернення] ЖУРНАЛ Священного Синода от 3 февраля 2024 года [Документи] У надзвичайне Собору Церкви Московського У Пюхтицькому освячено храм на честь святителя та Варвари з ключовими словами Православна Церква – Церква – виставки, конкурси – Навчальний – нагороди – – Естонська Церква   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5083245...

Одни из первых русских святых по хронологии — это варяг и его сын, погибшие в молодые годы князя Владимира, когда он только захватил Киев. Мученичество варяга и его сына (Федора и Иоанна). Миниатюра Радзивилловской летописи Имена этих двух безвестных тогда варягов появились в русской письменности позднее. В сегодняшнем календаре они значатся как святые Феодор и Иоанн. Их житийные памятники появились поздно. В русские месяцесловы их имена почти не попадали. Однако если они там появлялись, то они появлялись там именно как мученики. Соответственно, все-таки какие-то мученики в древнерусской практике были. К претерпевшим мученическую кончину, наверное, можно было бы отнести многих русских святых. Однако почему-то они встречаются в русских святцах совершенно под другими титулами и эпитетами. Мы уже говорили о Борисе и Глебе, которые больше запоминаются как страстотерпцы. Святые князья Михаил Черниговский, Михаил Ярославич Тверской оказались благоверными, несмотря на свою мученическую гибель. Корнилий Псково-Печерский обычно почитался как преподобный. Филипп Колычев, митрополит Московский , умученный при Иване Грозном, почитался как святитель. Почему-то Церковь избегала называть этих людей именно мучениками, хотя иногда церковный аспект их кончины — их верность Христу — оказывалась центральным событием в их жизни, и именно она заставляла запомнить их имена. Священномученик Исидор Юрьевский. Миниатюра из сборника житий. XVII в. Российский государственный архив древних актов Пожалуй, из многочисленных русских святых XIV–XVI веков, как наиболее ранние мученики, встречаются такие неожиданные святые, как священномученик Исидор Юрьевский и 72 прихожанина, вместе с ним пострадавших в Юрьеве-Ливонском. Это событие и событие почитания мученика варяга и его сына Феодора и Иоанна, а также отчасти ситуация с Борисом и Глебом, и, в какой-то степени, со святым Леонтием Ростовским, который обычно воспринимался как святитель, говорит нам об особенности отношения к мученичеству. На Руси очень почитались великомученик Пантелеимон Целитель , мученики Кир и Иоанн, некоторые другие древние святые, Георгий Победоносец , и некоторые другие не русские святые, относящиеся даже не к византийским, а к античным временам. В глазах русских книжников, в глазах русских читателей или слушателей житий они воспринимались как люди дохристианской эпохи, жившие при неблагочестивых, нечестивых, языческих — «поганых» — античных императорах, и, соответственно, приуготовляли появление христианской эпохи, в которую довелось жить Руси.

http://blog.predanie.ru/article/neozhida...

Свернуть Он обладал даром вразумления и умел убедить воров вернуться к честной жизни. Краткое житие святого, пострадавшего от рук князя, слушайте на радио «Вера» . Священномученик Исидор Юрьевский и с ним 72, в Юрьеве Лифляндском пострадавшие (1472) Рассказ о святых, казненных за отказ предать православную веру, слушайте на радио «Вера» . Новомученики и исповедники Российские Преподобномученик Пафнутий (Костин) (1866–1938) Житие насельника Оптиной пустыни, принявшего мученический венец, читайте в нашем материале . Мученик Михаил Новоселов В юности Михаил Александрович увлекался идеями Л. Н. Толстого, близко с ним общался, основал «толстовскую» земледельческую общину. В зрелом возрасте вернулся в лоно Православной Церкви. Общался с праведным Иоанном Кронштадтским, старцами Оптиной и Зосимовой пустыней. Житие ученого, духовного писателя, ставшего мучеником за веру, слушайте на радио «Вера» . Священномученик Виктор Усов (1876–1938) Священника обвинили в контрреволюционной пропаганде, выражавшейся в том, что он говорил ученикам школы при посещении их квартир, чтобы они сняли революционные лозунги, заменив их на религиозные, а также в том, что он вовлекал учеников школы в отправление религиозных обрядов, так как школьники у него во время крестных ходов носили иконы. Слушайте краткое житие священномученика Виктора на радио «Вера» . Мученик Иоанн Малышев (1891–1940) Он работал электриком на заводе, помогал в храме преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе с электричеством, а к праздникам украшал церковь гирляндами из лампочек. Мученика Иоанна арестовали в 1938 как члена приходского совета. Слушайте житие святого на радио «Вера» . Священномученик Владимир Пастернацкий (2 июля 1885 — 21 января 1938) В 1958 году вдова отца Владимира Наталья Феофановна, хлопоча о реабилитации мужа, писала властям: «Прошу реабилитировать моего мужа... Я в корне не согласна с тем положением, в котором погиб мой муж. Он был не вор, не хулиган, не убийца и не враг народа, ревностный проповедник евангельской истины, благовествующей мир и любовь между людьми».

http://foma.ru/nedelja-tridcat-tretja-po...

XIX - нач. XX в. иногда встречается еще одна дата кончины Юрьевских мучеников - 1482 г.; ее появление стало следствием опечатки в справочнике архим. Леонида (Кавелина). Св. Русь. 285. С. 70-71.) Почитание Служба Юрьевским мученикам известна в списках начиная с XVII в. Она основана на распространенной редакции Жития И., поэтому в ней прославляются помимо И. 72 мученика (в краткой редакции сообщается о 73 прихожанах, погибших вместе с И.). Первый храм в честь Юрьевских мучеников был заложен 16 мая 1896 г. в г. Валка (в 1920 разделен на города Валга (ныне в Эстонии) и Валка (ныне в Латвии)). В связи с этим событием в 1896 г. была составлена новая служба святым. В 1897 г. по указу Святейшего Синода И. и пострадавшие с ним 72 мученика были канонизированы. Юрьевские мученики входят в Соборы: Псковских святых (празднование установлено в 1987), Эстонских святых (празднование установлено в 2002). В 1898 г. настоятель правосл. эст. прихода в С.-Петербурге (учрежден 31 дек. 1894, богослужения первоначально совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской ц.) свящ. сщмч. Павел Кульбуш (впосл. еп. Платон ) и председатель об-ва религиозно-нравственного просвещения прот. Философ Орнатский основали правосл. эст. братство в честь И. Устав братства был утвержден 8 июня 1898 г., 29 нояб. того же года состоялось открытие братства. В янв. 1899 г. председателем его совета стал Гдовский еп. Вениамин (Муратовский) , товарищем председателя - прот. Философ Орнатский, делопроизводителем - свящ. Павел Кульбуш. Председателями братства до 1917 г. являлись Гдовские епископы, викарии С.-Петербургской епархии (см. Гдовское викариатство ). Задачами братства были забота о численном возрастании и укреплении правосл. эст. паствы, издание и распространение духовной лит-ры на эст. языке, устройство б-к, помощь нуждающимся, возведение приходского храма. В 1902 г. в Коломне (р-н С.-Петербурга), где жило много православных эстонцев, трудившихся в Н. Адмиралтействе и на Балтийском заводе, началось возведение эст. православного храма во имя И. Первый взнос (300 р.) еще в марте 1895 г. сделал прот. прав. Иоанн Кронштадтский , он присутствовал при закладке храма, позднее участвовал в работе комиссии по его постройке. В 1903-1904 гг. было окончено строительство братского дома, 21 дек. 1903 г. состоялось освящение временного храма во имя И. К 1907 г. основные работы по возведению 5-главого двухэтажного храма в русском стиле на 720 чел. (автор архитектурного проекта - А. А. Полещук) были окончены. 23 сент. 1907 г. С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) возглавил освящение центрального престола верхнего храма во имя И., 30 марта 1908 г. нижний храм был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Рядом с церковью были построены часовня во имя свт. Николая Чудотворца и дом для церковноприходской школы. В 1910-1912 гг. работы по отделке храма продолжались.

http://pravenc.ru/text/674906.html

1879-й год (в последней статье преосвященный говорит: «Когда, кем, по какому побуждению или случаю, и с чьего иераршеского благословения построен был Николаевский Карельский монастырь, сего, как древле, более нежели за целое столетие пред сим, прибывшем нарочитом изыскании не открыто, так и ныне, но хранящимся в монастыре актам невозможно было открыть за неоднократным погорением монастыря с его имуществом и архивными делами», – начало статьи). 594 Исидор Юрьевский (Дерптский) с 72-мя пострадавших с ним Русских канонизован к местному празднованию в конце 1897-го года, о чем в 3-м за 1898-й год (от 17-го Января) издаваемых при св. Синоде Церковных Ведомостей читается: «По благословению Святейшего Синода, установлено совершать ежегодно, 8 Января, праздничное прославление святых Юрьевских мучеников, пресвитера Исидора и с ним семидесяти двух, приявших в 1472 году в городе Юрьеве мученический венец за преданность православной вере», – стр. 100 нач. О первом прославлении, имевшем место 8-го Января 1898-го года, в тех же Ведомостях сообщается: «8-го Января в день памяти священномученика Исидора и с ним 72, пострадавших за православную веру к г. Юрьеве в 1472 г., на месте мученической кончины их, в Юрьеве, происходило первое торжественное церковное прославление их. Накануне праздника, 7-го Января, было совершено всенощное бдение, во время которого прочитано было в церкви житие священномученика Исидора и сказано было слово (одним) священником... На следующий день преосвященный Агафангел (епископ Рижский) совершил в Успенской церкви литургию», на которой один протоиерей  " сказал проповедь о значении настоящего праздника. После литургии, во время молебна Юрьевским мученикам, вышел крестный ход ив храма в преднесении хоругвей, икон, среди которых выделялась икона священномученика Исидора, украшенная цветами». Крестный ход имел три остановки: первую – «на ратушной площади, против здания городской думы, где несколько веков тому назад, после допроса, были осуждены Юрьевские исповедники православной веры»; вторую – «на берегу реки Омовжи (Эмбах), где, по преданию, были спущены под лед в реку Юрьевские мученики»; третью – «против Успенской церкви, вблизи реки».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

входом в храм (работа А. Н. Фролова). В 1898 г. для братства во имя И. была создана хоругвь с его образом. Мон. Иулиания (Соколова) - автор неск. изображений И. В альбоме игум. Марка (Лозинского) сохранилась фотография единоличной поясной иконы святого, написанной ею в 1962-1973 гг. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейном образе свт. Афанасия (Сахарова) , ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) И. показан оглавно в группе Псковских святых. Лицевые святцы рус. святых того же автора содержат изображение И. и Юрьевских мучеников под 8 янв. (после 1959, частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 46). Существуют совр. изображения И., единоличные (поясные и ростовые) и в числе Юрьевских мучеников. На иконе «Сщмч. Исидор и 72 мученика, с ним пострадавшие» (1999; иконописец Н. Меркурьев) И. изображен стоящим на берегу реки, позади него - мученики на фоне г. Дерпта. На И. красная фелонь, синий подризник, желтая епитрахиль. Др. иконография Юрьевских мучеников представлена на иконе 2009 г. иконописца Г. Г. Яковлева, подаренной им старообрядческой церкви в эст. дер. Казепя (Казапель). Центральная группа мучеников во главе с И. помещена на горке над протекающей на переднем плане рекой, остальные располагаются 2 группами по бокам на фоне городских стен; в облаках - благословляющий обеими руками Спаситель. На 2 иконах «Собор Псковских святых» из Троицкого собора Псковского кремля (1982 и кон. XX в.) И. находится в центре композиции, остальные Юрьевские мученики изображены отдельной большой группой справа вверху. Образ И. включен в состав изображенных на иконе «Собор святых земли Эстонской» из кафедрального собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине (2002), на иконе из ц. Нарвской иконы Божией Матери в эст. г. Нарва (2005; иконописец Н. В. Масюкова) и на др. иконах «Собор Эстонских святых». Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 138-139, 390-391; Алдошина Н.

http://pravenc.ru/text/674906.html

последний митрополит русский из греков; происходил из Фессалоник. По посвящении Константинопольским патриархом (см. о нем предыдущ. замеч) в митрополиты Киевские Исидор прибыл в Москву весною 1437 г. Здесь он убедил вел. кн. Василия Васильевича Темного отпустить его в Италию на Ферраро-Флорентийский собор (см. примеч. 7). 8 сентября 1437 г. Исидор выехал из Москвы в сопровождении Авраамия, еп. Суздальского и около ста духовных и светских лиц. В 1438 г. Исидор прибыл в Италию в Феррару, где заседал собор, вскоре перенесенный в Флоренцию. На соборе Исидор заявил себя ревностным сторонником унии, за что был сделан папою кардиналом с именем апостольского легата для всех северных земель. Отправляясь в Россию, он на пути еще из Венгрии разослал грамоты в епархии литовские, русские и ливонские, где извещал о соединении церквей. На Волыни Исидор поставил епископа Даниила, согласившегося на унию, в Киеве кн. Александр дал Исидору, как «отцу своему митрополиту», грамоту на всю свою отчину, хотя Киевская летопись утверждает, что Исидора изгнали из Киева. Весною 1441 г. Исидор прибыл в Москву, привезя с собою дружественное послание папы вел. кн. Василию. На первой же литургии в Успенском соборе Исидор вместо Константинопольского патриарха помянул папу Евгения, а по окончании богослужения диакон с амвона прочел постановление Флорентийского собора. Великий князь Василий тут же в храме стал изобличать Исидора; затем посадил его под стражу в Чудовом монастыре, созвал собор, который признал постановления Флорентийского собора противными древнему православному учению. Осенью того же 1441 г. Исидор бежал в Тверь, но вел. кн. Тверской посадил его под стражу. Из Твери Исидор убежал в Новгород литовский, а отсюда — в Рим. При осаде турками Константинополя Исидор находился в стенах города, предлагая императору Константину помощь папы, если греческое духовенство примет постановления Флорентийского собора. По взятии Константинополя Исидор попал в плен туркам, но ушел из неволи в Рим; он умер здесь в 1462 г., нося звание Константинопольского патриарха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Повествование начинается с объяснения, что означает слово «христиа­нин», а также что такое « Церковь » и почему она называется «кафоли­ческой» (книга I, глава 1). Очевидно, что Исидор считает необходимым, прежде чем перейти к рассказу о богослужении, дать соответствующие разъяснения о сообществе людей, которые его совершают. Следующая глава посвящена храму в библейском понимании (I, 2). Затем речь идет о хоре как о группе церковных певчих (I, 3). Святой Исидор отсылает читателя к эпизодам из священной истории, и прежде всего – к переходу Моисея через Красное море во время бегства евреев из Египта. За повествованием о певчих следует разъяснение о видах пес­нопений: Исидор последовательно рассказывает о «песнях», «псалмах», «гимнах», «антифонах», «молитвах» и «респонсориях» (I, 4–9). В этих главах он не ограничивается примерами из Священного Писания и прибегает к свидетельству древней церковной традиции. Повествуя о псалмах, Исидор упоминает блаженного Августина , первый раз прямо ссылаясь на его «Испо­ведь». В главе о «гимнах» он упоминает епископов Илария Пиктавийского и Амвросия Медиоланского . Далее он демонстрирует свою осведомленность о происхождении антифонного пения у греков и латинян и рассказывает о способе респонсорного исполнения. Установление церковной молитвы Исидор прямо возводит ко Христу, указывая на то, как Он научил Своих учеников молитве «Отче наш» ( Мф 6:9–13 и Лк 11: 2–4 ). В трех следующих главах говорится о Священном Писании (I, 10–12). Исидор повествует о публичном чтении библейских книг за богослуже­нием, о делении на Новый и Ветхий Завет и о библейских авторах. Здесь же он касается вопроса канона Священного Писания . Говоря о Библии, святой Исидор дает в этих главах гораздо более подробные разъяснения, чем в начале книги. Раскрыв тему Священного Писания, Исидор Севильский возвраща­ется к богослужебной практике. Глава, которая следует далее, называет­ся De laudibus («О хвалах»; I, 13). Фактически, это первая глава, в кото­рой автор прямо касается литургической традиции древней Испанской Церкви 17 . После изложения общих вопросов, связанных с хвалебными песнопениями и со смыслом пения «Аллилуия», он переходит к кон­кретным богослужебным обрядам. Упомянув о хвалебном пении в ли­тургической традиции Северной Африки, он говорит о песнопении, используемом на мессе современного ему испанского обряда. Исидор указывает, что пение хвалы с «Аллилуия» во все время года, кроме периода Четыредесятницы, является древней испанской традицией 18 . Также он уточняет структуру хвалебного песнопения: возглашению «Аллилуия» предшествует псалмический стих 19 . Это свидетельство Исидора Севильского согласуется с содержанием сохранившихся ли­тургических книг испано-мосарабского обряда. Laudes – именно так называется песнопение, которое исполняется в этом месте на мессе после чтения Священного Писания 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Блаженный Исидор был священником в городе Дерпте при храме святителя Николая, тогда как другой священник Иоанн благоговейно служил там же при другом храме святого Георгия. Та и другая церковь издавна существовали в Дерпте, в Русском конце. Так видны они по опи­санию путешествия митрополита Исидора на запад 30 . По договору с Мо­сковским великим князем Иоанном III ливонские немцы в 1463 году обязались оказывать особенное покровительство православным в Дер- пте «и то держати по старине и по старинным грамотам» 31 . Но немцы, тогда усердные слуги папы, нипочем считали свои клятвы; они вздумали принуждать русских к унии, то ласками, то угрозами. Когда же то и дру­гое оказалось бесполезным, они стали употреблять насилия. Священ­ник Иоанн удалился во Псков. Исидор остался беречь паству и смело говорил о преимуществах Православия. Дерптский бургомистр злобно восстал на праведного священника и его паству. Сделав донос бискупу и городскому начальству, что Исидор и его прихожане хулят папу и его веру, он разжег в бискупе фанатическую злобу против православных. В праздник Богоявления Исидор с прихожанами вышел на реку Амовжу для освящения воды святым крестом. Посланные бискупом представили Исидора и бывших с ним к бискупу и городскому начальству. Паписты потребовали повиновения папе. Исидор дал отчет, почему он осуждает папу Евгения с его учением. Бискуп велел бросить Исидора и бывших с ним в тюрьму. Затем рыцари и старшины города приглашены были бискупом на общий совет. Блаженный Исидор убеждал духовных детей своих быть твердыми в святой отеческой вере: «Если умрем за святую истину, – говорил он, – Бог причтет нас к мученикам». Совершив мо­литвенные пения, Исидор причастился Святых Таин запасными дарами и причастил всех бывших с ним. Затем пропели они песнь мученикам: «святые мученицы, иже добре страдавшие и венчавшиеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Их привели в ратушу. Бискуп говорил Исидору и его дружине: «Послушайтесь, примите опресночную служ­бу; вера у нас одна; по крайней мере, теперь, пред судом таких важных лиц, скажите, что вы ошибались, порицая служение наше». Твердые исповедники отвечали: «Мы те же, что были и прежде; делай с нами, что тебе угодно». Бискуп и его почтенный совет приказали бросить всех в Амовжу, в устроенный Иордан. Так Исидор в священнической одежде и с ним 72 человека утоплены были в Иордане. В числе их была молодая мать с трехлетним ребенком. Ребенка немцы вырвали из рук матери, но он, видя утопающую мать, с криком рвался к ней; его по­ложили вблизи проруби, и он, перекрестясь трижды, упал в прорубь. Это было 8-го января 1472 года. Когда открылась весна и пошла вода, на берегу Амовжи, в трех верстах от Дерпта, тела страдальцев найдены все в одном месте, лицом к востоку, ничем не вредимые; посредине их лежал блаженный Исидор в священнической одежде. Православные приезжие купцы похоронили иных на том же месте, а других перевезли в Дерпт и положили у церкви, в земле 32 . Память Святого Григория, Епископа Болгарского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаженный Исидор был священником в г. Дерпте при храме св. Николая, тогда как другой священник Иоанн благоговейно служил там же при другом храме св. Георгия. Та и другая церковь издавна существовали в Дерпте в русском конце. Так видны они по описанию путешествия м. Исидора на запад. 7 По договору с московским вел. кн. Иоанном III ливонские немцы в 1463 г. обязались оказывать особенное покровительство православным в Дерпте «и то держати по старине и по старинным грамотам». 8 Но немцы, тогда усердные слуги папы, ни почем считали свои клятвы ; они вздумали принуждать русских к унии, то ласками, то угрозами. Когда же то и другое оказалось бесполезным: они стали употреблять насилия. – Свящ. Иоанн удалился в Псков. Исидор остался беречь паству и смело говорил о преимуществах православия. Дерптский бургомистр злобно восстал на праведного священника и его паству. Сделав донос бискупу и городскому начальству, что Исидор и его прихожане хулят папу и его веру, он разжег в бискупе фанатическую злобу против православных. В праздник Богоявления, Исидор с прихожанами вышел на р. Амовжу для освящения воды св. крестом. Посланные бискупом представители Исидора и бывших с ним к бискупу и городскому начальству. Паписты потребовали повиновения папе. Исидор даль отчет, почему он осуждает п. Евгения с его учением. – Бискуп велел бросить Исидора и бывших с ним в тюрьму. За тем рыцари и старшины города приглашены были бискупом на общий совет. Блаж. Исидор убеждал духовных детей своих быть твердыми в святой отеческой вере: «если умрем за св. истину, говорил он, Бог причтет нас к мученикам. Совершив молитвенные пения, Исидор причастился св. таин запасными дарами и причастил всех бывших с ним. За тем, пропели они песнь мученикам: «святые мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Их привели в ратушу. Бискуп говорил Исидору и его дружине: «послушайтесь, приимте опресночную службу; вера у нас одна: по крайней мере теперь, пред судом таких важных лиц, скажите, что вы ошибались, порицая, служение наше». Твердые исповедники отвечали: «мы те же, что были и прежде: делай с нами, что тебе угодно». Бискуп и его почтенный совет приказали бросить всех в Амовжу, в устроенный Иордан. Так Исидор в священнической одежде и с ним 72 человека утоплены были в Иордане. В числе их была молодая мать с трехлетним ребенком. Ребенка немцы вырвали из рук матери, но он, видя утопающую мать, с криком рвался к ней; его положили вблизи проруби, и он, перекрестясь трижды, упал в прорубь. Это было 8 января 1472 года. Когда открылась весна и сошла вода, на берегу Амовжи, в 3 верстах от Дерпта, тела страдальцев найдены все в одном месте, лицом к востоку, ничем невредимые; посредине их лежал блаженный Исидор в священнической одежде. Православные приезжие купцы похоронили иных на том же месте, а других перевезли в Дерпт и положили у церкви, в земле. 9 9 ч. Св. ФИЛИПП митрополит московский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010