Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на левом берегу р. Вологды. Название «Прилуцкий» получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно между 1378 и 1382 гг. Впервые Д. м. упоминается в предисловии к «Уставу Святыя горы» (список ок. 1422 г.) печерского архим. Досифея при Псалтири толковой с дополнениями (ЯХМЗ. Инв. 15231; Никольский. Мат-лы. С. 141-144) - в послании настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце». Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником, иноком Пахомием, остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа построил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димитрий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения новой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг,- предоставили преподобному поле для основания обители. Согласно Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренебрегли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, которое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре при помощи жителей Вологды и окрестных селений была построена деревянная ц. в честь Всемилостивого Спаса. С левой стороны от алтаря в ней было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также библиотека. В 2 верстах от монастыря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВСКИЙ Григорий Федорович (25.01.1830, с. Ленкоуцы (Мерешевка) Сорокского у. Бессарабской губ. (ныне Мерешеука р-на Окница, Молдавия) - 5.10.1894, там же), духовный композитор, регент. Род. в семье мелкого укр. помещика, исполнявшего обязанности псаломщика, к-рый приучил Л. с раннего детства петь и читать в церкви. Окончил сельскую школу, Кишинёвские ДУ и ДС. Был певчим в архиерейском хоре. Во время учебы в семинарии стал регентом ее хора, по окончании семинарии - регентом архиерейского хора. Окончил регентский класс Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге со званием регента 1-го разряда. Совершенствовался в игре на скрипке, изучал контрапункт под рук. проф. Н. И. Зарембы. В квартире Л. в Александро-Невской лавре для пения под рук. Л. и бесед на религиозно-философские темы собирались преподаватели и студенты СПбДА, в числе к-рых был прав. Иоанн Кронштадтский . В 1854-1856 гг. Л. служил регентом архиерейского хора в Кишинёве. В 1855 г. женился на девушке из купеческой семьи Т. А. Мазаевой; имел 3 детей. В 1856 г. С.-Петербургский митр. Никанор (Клементьевский) предложил Л. стать регентом митрополичьего хора в Александро-Невской лавре. Параллельно Л. работал учителем пения в хоре Исаакиевского собора (с 1858), в Смольном ин-те, Преображенском и Семёновском полках, Князь-Владимирской школе и Исидоровском жен. ЕУ (в 2 последних - бесплатно). Он добился значительного профессионального роста митрополичьего хора, обновил его репертуар, введя в него собственные обработки традиц. церковных распевов. Митрополиты Никанор и Григорий (Постников) (1856-1860) были любителями знаменного распева и во всем поддерживали Л., выделяя необходимые средства на содержание хора. Митр. Исидор (Никольский) (1860-1892), напротив, уделял мало внимания хору и, кроме того, не поощрял исполнение переложений Л. В нач. 80-х гг. Л. начал составлять проекты усовершенствования преподавания в духовных школах. Он считал, что «задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения (партесное и проч.) обращать внимание не на одну только звуковую сторону, но преимущественно на смысл и дух песнопений… и быть в постоянной и неразрывной связи с священнослужителем» (цит. по изд.: Карасёв. 1911. С. 20).

http://pravenc.ru/text/2110961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИТЫ 1) движение в Русской Церкви, связанное с почитанием прот. св. Иоанна Кронштадтского (Сергиева) ; 2) секта, схожая с сектой хлыстов , исповедовавшая учение о божественном достоинстве Иоанна Кронштадтского (они же киселёвцы). В 1900-х гг. из-за неоднородности состава И. возникла острая полемика по вопросу о соответствии их взглядов Православию. С 20-х гг. XX в.- часть катакомбного движения . Возникновение иоаннитства в кон. XIX - нач. XX в. С 80-х гг. XIX в. г. Кронштадт являлся центром паломничества почитателей св. Иоанна Кронштадтского, к-рых стали называть иоаннитами. С 1885 г. в Кронштадте вблизи Андреевского собора арендовались дома, где давался временный приют паломникам, проводились моления, устраивались встречи со св. Иоанном, принимались пожертвования. В странноприимных домах женщины жили отдельно от мужчин, пища предлагалась только постная, практиковались частные молитвы. К нач. 90-х гг. мн. жильцы этих домов находились в Кронштадте постоянно, порвав связь с миром и желая спасаться около своего пастыря. Они образовывали группы, жившие монашеским укладом с общим имуществом, во главе с наставниками. Т. о. появились первые общины И., среди к-рых в условиях бытовавших у простого народа суеверий и религ. неграмотности возникло неправосл. учение о личности Иоанна Кронштадтского. В 1892 г. с.-петербургское епархиальное начальство получило сведения, что крестьянин Гдовского у. С.-Петербургской губ. Владимир (по др. данным, Василий) Кодратов (Кондратов), побывавший неск. раз на общей исповеди у Иоанна Кронштадтского, называл его «Христом и Спасителем мира». С.-Петербургский и Новгородский митр. Исидор (Никольский) послал прот. Иоанна Кронштадтского лично вразумить Кондратова. В том же году для оценки бытовавших среди паломников взглядов свящ. Александро-Невской ц. Андрей Шидловский опросил женщин и девиц, которые проживали в странноприимном доме Пустошкина. Выяснилось, что из 28 опрошенных только 6 видели в Иоанне Кронштадтском священника, 4 признавали его за чудотворца, угодника Божия, 2 паломницы почитали его за прор. Илию, а 16 - за Иисуса Христа.

http://pravenc.ru/text/578020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Нил (Исакович), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Ок. 1870 г. (Исакович Николай Федорович; 9.12.1796 (по др. сведениям, 9.12.1798 или 9.12.1799), с. Орехи Оршанского у. Могилёвской губ.- 21.06. 1874, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника Николаевской ц. (отец скончался до рождения сына) и его жены Марфы Ивановны (в 1848 над могилой матери в Гродно Н. установил ц. во имя прп. Марфы). Н. Ф. Исакович обучался в Оршанском ДУ и Могилёвской ДС. В 1821 г., как лучший ученик, был направлен в СПбДА. 22 авг. 1825 г. вместе с товарищами по курсу Яковом Никольским (впосл. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский митр. митр. Исидор ) и Андреем Соколовым (впосл. Казанский и Свияжский архиеп. Афанасий ) ректором еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Н. Ф. Исакович был пострижен в монашество с именем Нил в честь прп. Нила Столобенского. По словам Н., на исповеди накануне пострига духовник-схимник назвал его «диаволом» за то, что Н. вошел в келию духовника, не прочитав перед дверью положенной молитвы, и за то, что крестился и одновременно кланялся: «Зачем ломаешь крест Христов? Ты должен сначала положить на себя крест, а потом уже сделать поклон» ( Самчевский. 1894. С. 99). 27 авг. того же года Н. был рукоположен во диакона, 29 авг.- во иерея. В 1825 г. окончил СПбДА старшим кандидатом с правом получения степени магистра по выслуге 2 лет в духовном ведомстве. 5 сент. того же года назначен инспектором Черниговской ДС и профессором философии (в те годы курс читали на лат. языке). 5 нояб. 1827 г. Н. был удостоен степени магистра богословия, получил золотой магистерский крест нового образца: «...вместо тернового венца на перекрестии лик Нерукотворного образа». В Чернигове особенно был дружен с профессором семинарии И. А. Самчевским, к-рого знал по учебе в академии и с к-рым «почти до конца жизни» состоял «в приятельской переписке». По отзыву Самчевского, «при отличных способностях» Н. «знал все предметы академического учения и в семинарии очень хорошо преподавал философию, и инспекторскую должность исполнял с достоинством» (Там же. С. 97).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский (Бровкович Александр Иванович) Родился 20 ноября 1826 года в семье священника Могилевской епархии. Первоначально учился в Могилевском духовном училище, затем в Могилевской духовной семинарии и состоял певчим архиерейского хора. В 1842 году, как один из лучших воспитанников духовной семинарии, вызван в образцовую Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1850 года пострижен в монашество; 26 сентября рукоположен во иеродиакона; 30 июня 1851 года – во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром духовной семинарии. 8 декабря 1852 года получил звание магистра. С 25 апреля 1856 года – ректор Рижской духовной семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита. С 1 декабря 1857 года (по другим источникам, с 1858 года) – ректор Саратовской духовной семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1864 году вызван на чреду служения в Санкт-Петербург. С 5 ноября 1865 – ректор Полоцкой духовной семинарии. С 29 июля 1868 года – ректор Казанской духовной академии. 10 октября 1869 года Святейшим Синодом ему присуждена ученая степень доктора богословия. 4 июля 1871 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской лавре преосвященные Исидор (Никольский , † 1892), митрополит Новгородский; Никандр (Покровский, † 1893), епископ Тульский; и Павел (Лебедев , † 1892), епископ Кишиневский. 25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру. С 12 декабря 1883 года – епископ Херсонский и Одесский. 20 марта 1886 года возведен в сан архиепископа; в сентябре избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. В 1887 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Скончался 27 декабря 1890 года. Погребен в Одесском кафедральном соборе. Святитель Никанор – мужественный воин Христов, до последних дней своих твердо стоявший на страже веры и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первые правосл. приходы в США (греч. в Нов. Орлеане и 2 рус. в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновременно и независимо друг от друга в кон. 60-х гг. XIX в. и окормляли представителей дипломатического корпуса и правосл. иммигрантов рус. и др. национальностей, оказавшихся в Нов. Свете. В 1872 г. кафедра из Ситки была перенесена в Сан-Франциско (кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского; приход существовал с 1868 г.). При еп. Несторе (Зассе), управлявшем епархией со 2 дек. 1878 г., Святейший Синод официально подтвердил перевод епископской кафедры и епархиальной консистории в Сан-Франциско. С 30 июня 1882 по 20 дек. 1887 г. епархией временно управлял митр. Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) . 12 дек. 1887 г. на Алеутскую и Аляскинскую кафедру был назначен Владимир (Соколовский) . Его хиротония во епископа Алеутского и Аляскинского состоялась 20 дек. В 1891 г. еп. Владимир воссоединил с РПЦ униатского свящ. Алексия Товта и его прихожан в Миннеаполисе (шт. Миннесота), что вызвало массовое возвращение униатов в Православие. Росту епархии способствовало также увеличение с кон. XIX в. притока правосл. иммигрантов: греков, русских, арабов, албанцев, румын. С 8 июня по 7 сент. 1891 г. епархией управлял еп. Николай (Адоратский) . Многое было сделано для утверждения Православия в США при еп. Николае (Зиорове), занимавшем кафедру с 29 сент. 1891 по 14 сент. 1898 г. С 1892 г. стали возникать серб. приходы в США. В 1895 г. состоялся первый епархиальный съезд духовенства в Уилкс-Барре (шт. Пенсильвания). В том же году начали возникать араб. приходы в США. С 1896 г. регулярно издавался " Американский православный вестник " и было положено начало переводу богослужебных текстов на англ. язык. С участием церковных деятелей появлялись печатные издания на рус. языке, возникали братства, сестричества, об-ва взаимопомощи. Напр., Русское объединенное об-во взаимопомощи (РОВА) с главным представительством в Нью-Йорке и правосл. газ. «Cbim» существуют до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/115924.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 75-111 заседания Священного Синода от 24 декабря 2004 года 24 декабря 2004 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Приветствуя членов Священного Синода Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал:   «Мы завершаем 2004 год, и необходимо подвести итоги уходящего года, подумать о тех задачах и планах, которые стоят перед нами на предстоящий 2005 год.    Все мы знаем о сложной ситуации на Украине. Думаю, что Священный Синод должен сказать свое слово, и в первой половине дня будет рассмотрен и принят текст обращения к пастве в связи с ситуацией на Украине.    Сегодня также будут представлены кандидатуры викарных епископов для ряда епархий. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний нуждаются в помощниках, потому что количество приходов в епархиях увеличивается. Я уже встречался с кандидатами, которых предлагают правящие архиереи, и сегодня они будут представлены членам Священного Синода.   Нам также предстоит рассмотреть ряд других вопросов, так что нас ожидает напряженная работа на дневном и вечернем заседаниях».   В перерыве между дневным и вечерним заседаниями Священного Синода Русской Православной Церкви в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и члены Священного Синода совершили литию по почившему 5 ноября в Краснодаре епископу Нестору.   Епископ Нестор (Сапсай) возглавлял в 1994-1997 годах Петропавловскую и Камчатскую епархию. После ухода на покой в 1997 году по состоянию здоровья Владыка Нестор проживал в городе Майкопе Краснодарский края и совершал богослужения в Свято-Никольском храме города Лабинска.

http://mospat.ru/archive/86337-zhurnaly-...

Скачать epub pdf Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г. Андроник (Никольский) , архиепископ Пермский, убит 4 июня 1918 г. Гермоген (Довганев) , архиепископ Тобольский, утоплен в реке 19 июня 1918 г. Василий (Богоявленский) , архиепископ Черниговский, расстрелян в Перми. Ефрем (Кузнецов) , епископ Селенгинский, викарий Забайкальский, расстрелян 23 августа 1918 г. (Епископ Ефрем (Епифаний Кузнецов) – из забайкальских казаков. На сироту мальчика-пастуха обратил внимание местный священник, сделал чтецом в церкви, отправил в Читинское духовное училище, а потом в Иркутскую духовную семинарию. Сделавшись священником и овдовев, тот поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой стал начальником Забайкальской духовной миссии в Чите. Много обратил в христианство монголов, бурят и особенно корейцев, которых переселил в Читу и основал приход. Горячий проповедник, любимец народа, в 1916 г. стал епископом. В начале революции был арестован, но в Москве выпущен и участвовал на Соборе. Расстрелян вместе с протоиереем Восторговым (см. дальше). Феофан (Ильшенский) , епископ Соликамский, утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 г. Исидор (Колоколов) , епископ бывший Михайловский, викарий Новгородский, умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол. Амвросий (Гудко) , епископ Серапульский, викарий Вятский, умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади. Митрофан (Краснопольский) , архиепископ Астраханский, сброшен с высокой стены и разбился на смерть. Леонтий (Вимпфен) , епископ Енотаевский, викарий Астраханский, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение. Платон (Кульбуш) , епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 г. Тихон , архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г. Иоаким (Левицкий) , архиепископ Нижегородский, повешен головою вниз в соборе Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Слово по освящении храма во имя нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа в Марткопском монастыре 1 Велий Господь и хвален зело – в горе святей его ( Пс. 47:2 ) Более тринадцати веков благодать Божия сияет на сей святой горе, явственно вразумляя и чудодейственно спасая всех, с верою притекающих к истинному Врачу душ и телес. Подвигнутый невидимою силою, угодник Божий, преподобный отец наш Антоний 2 поставлен был здесь яко светильник на свещнице, да светит всем ( Мф. 5:15 ) – и словом жизни и жизнью, сообразною евангельскому слову. Десница Божия, по времени, вознесла этот светильник еще выше, на близ лежащую гору, и поставила его на столпе, доныне сохранившемся, да расширится круг блистания его, да приведет многих от сынов Иверии ко Господу Богу их. Горел и сиял светильник Божий, доколе та же Десница не принесла его к пренебесному своему престолу. Со всех краев стекались к нему избранные, чтобы поучаться и радоваться в день светения его ( Ин. 5:35 ), и, общением в духе веры и любви, в неусыпной молитве и трудах подвижничества, сами соделывались сосудом благодати и светом для многих. О, если бы мы могли проникнуть мыслью во глубину веков минувших: мы узрели бы гору сию во всей лепоте ее, усеянную земными ангелами, яко небо звездами, и молитвенный фимиам их, выну 3 возносящийся к престолу Вседержителя, и низводящий благословение и мир целой стране; – мы поняли бы неугасающую любовь народа к этой гостинице земных странников и Христовых сонаследников, пред которыми даже неверный и гордый шах смиренно преклонял главу свою! Нам суждено было видеть только место селения славы Божией ( Пс. 25:8 ), – гору осиротевшую, безлюдную, покрытую развалинами. Неисповедимы судьбы Всевышнего! Не для того ли Господь попускает оскудение, чтобы мы сильнее почувствовали глад душевный, и, притекая к сему святому месту, искали насыщения не плоти, а духа, не суетных развлечений, а уединенного собеседования с Богом? При недостатке внешнего благолепия, сокровища благодати Божией никогда здесь не оскудевали. Среди запустения и разрушения, преподобный Антоний бодрственно стоял на страже возлюбленной обители, молитвами своими низводя благословение и милость Божию на всех, ищущих утешения в скорбях и исцеления недугов душевных и телесных. Его гроб, окруженный развалинами, не ясно ли проповедовал, что все земное суетно, непостоянно, недостойно привязанности нашей? Его чудодейственная сила, врачующая болезни или утешающая страждущих, не прямо ли указывала, где есть истинный источник и жизни, и силы, и света, и радости, и блаженства, всегда полный и не иссякающий?

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Сортавала. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1873. Архитектор:Н.П. Гребенко Адрес: 186750, республика Карелия, Сортавальский район, г. Сортавала, ул. Горького, 31 Координаты: 61.705033, 30.693226 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сердоболь (с 1918 г. город Сортавала в Карелии) представлял собой небольшой городок на северном берегу Ладожского озера, основанный шведами еще в начале XVII в. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. он отошел к России и вошел в состав Выборгской губернии. В 1811 г. эта губерния стала частью Великого княжества Финляндского. Жили в Сердоболе по преимуществу финны, они исповедовали лютеранство. Однако и православных людей там было немало. Русское правительство, проводившее во второй половине XIX в. политику русификации населения на Севере и Северо-Западе страны, было заинтересовано в усилении позиций православной церкви. В те годы многие известные купцы, в том числе и Елисеевы, жертвовали большие средства на строительство или ремонт храмов на этих территориях и удостаивались наград и почестей. Существовавшая в городе Сердоболе Петропавловская церковь сильно обветшала, на ее ремонт требовались большие средства, местное православное население не могло их собрать, поскольку бедствовало вследствие нескольких неурожайных лет подряд. История сооружения этого храма описана в четвертом томе многотомного издания «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии», опубликованном в конце 1870-х г., Петербургский митрополит Исидор из донесений местного благочинного знал о крайней ветхости старого церковного здания и о том, что его прихожане своими средствами для сооружения новой постройки не располагают. «...По его убеждению и благословению господа коммерции советники Григорий и Стефан Елисеевы согласились устроить новый теплый деревянный храм... По их желанию в Петербург были вызваны местный священник, благочинный и церковный староста. Усиленная просьба местного священника тронула добрые сердца братьев Елисеевых. " Братья сразу же поручили составление плана, чертежей и сметы известному академику Николаю Павловичу Гребенке, под наблюдением и руководством которого и произведены все строительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00887

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010