Наконец, пришло время голода в Египте и в других землях. Иосиф стал продавать хлеб не только жителям Египта, но и других стран. В земле Ханаанской, где жил отец Иосифа, Иаков также был голод. Иаков слышал, что в Египте продается хлеб и сказал своим сыновьям: «поезжайте в Египет и купите там хлеба». Десять братьев Иосифа, те самые, которые продали его, поехали в Египет. Только самый младший сын Иакова Вениамин остался у отца, потому что Иаков боялся, не случилось бы с ним несчастие. Когда братья приехали в Египет к Иосифу, они не узнали его и поклонились ему до земли. Но он узнал их, и вспомнил о своих снах. Иосиф хотел узнать, жив ли его отец, исправились ли братья и жалеют ли о своем проданном брате, и потому не открылся им. Он сурово сказал им: «вы дурные люди и пришли высмотреть, где слабые, незащищенные места нашей страны, чтобы потом привести войско и ограбить жителей». – «Нет, господин наш, – отвечали ему братья, – мы честные люди и пришли купить хлеба у тебя. Мы все дети единого отца, нас двенадцать братьев. Младший остался с отцом, а одного не стало». – «Я до тех пор не поверю вам, – сказал Иосиф, – пока не увижу младшего брата вашего. Пусть один из вас останется здесь до тех пор, пока вы не привезете младшего брата вашего». Братья стали говорить между собою: «Бог наказывает нас теперь за Иосифа; как он горько плакал, как просил нас не продавать его, и мы не сжалились над ним. За это Господь и послал нам такое горе». Они не думали, что Иосиф понимает их, потому что он говорил с ними на египетском языке через переводчика. Иосиф отошел от них и заплакал. Потом он велел оставить одного из братьев, Симеона, у себя, а в мешки братьев положить хлеб и деньги, привезенные ими за хлеб, и дать им запасов на дорогу». Дорогою один из братьев хотел покормить своего осла, открыл мешок свой и увидел свои деньги. Когда он сказал об этом братьям, они очень Испугались и сказали: «что это Господь делает с нами?» Приехав домой, они рассказали отцу, что случилось с ними. Они открыли мешки, нашли в них свои деньги и еще более испугались.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Наконец, Церковь Свята по своему устройству. Глава ее есть Всесвятой Господь Иисус ( Евр.7:26 ); в ней всегда пребывает Всесвятой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами ( Рим.8:14–27 ); она имеет освященную от Господа иерархию – пастырей и учителей, которые приняли от Него силу «к совершению святых» ( Еф.4:12 ); преподает святое и «освящающее» людей слово Божие ( Ин.17:17–19 ); совершает святые и освящающие нас таинства ( Еф.5:26 ; Ин.6:48–58 и пр.); руководствует нас к святости и благочестию своим управлением ( Гал.1:6–9 ; 1Кор.11:20–22 ); состоит из членов, омытых банею водною, и освященных ( 1Кор.6:11 ; Евр.10:10 ; Деян.20:32 ). «В чем же непогрешимость Церкви?» спрашивает митрополит Елевферий, и отвечает: «Обещая Своим апостолам послать Духа Святого, Который будет с ними, с Церковью во веки, Господь говорил: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). А отходя на небо, заповедал им: «Идите, научите все народы, крестя их.., уча их соблюдать все (по-славянски: «блюсти» – сохранять); срав. ( Мф.23:3 ; 2Пет.2:4,9,3:7 ; Иуд.1:21 ), что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19,20 ). Отсюда открывается, что духоносными сосудами Премудрости Божией, через которые она сообщалась миру, верующим, были святые апостолы. Они в собственном смысле были боговдохновенными органами, в которых Христово учение обновлялось, осознавалось ими силою Духа Святого; этою же силою апостолы возвещали его миру ( Мф.10:30 ). Верующим же поручается «соблюдать», то есть точно, неизменно хранить все, что им Христом возвещено чрез апостолов. Следовательно, в соблюдении Церковью всего того, «что заповедал» Христос чрез апостолов, и состоит непогрешимость или неодоленность Церкви, во веки поддерживаемая в ней Духом Истины ( 1Ин.2:24 ; 2Тим.1:14 ). Значит, Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте ей откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Например, Иуда Маккавей с воинами, возвратившись из трудного похода, «взошли на гору Сион с весельем и радостью и принесли всесожжения» ( 1Мак.5:54 ); также иудеи, после поражения и преследования Кестия, «с победными песнями возвращались к столице» (Война II.19:8). Эти факты с новой подробностью иллюстрируют собой то положение, что и национально-политическая жизнь иудейского народа тесно была связана с храмом иерусалимским. То же сознание иудеями тесной связи между храмом и национально-политическою жизнью народа проявляется и в таких случаях жизни иудейского народа, когда такое или иное состояние храма отражалось соответствующим образом и на настроении общественно-государственной жизни иудейского народа, и наоборот. Всякие торжественные моменты в истории храма наполняют глубокою радостью и торжеством сердца иудеев, и наоборот, какое-либо несчастие с храмом повергает весь народ в печаль, уныние, скорбь, траур. Так, обновление и очищение храма при Иуде Маккавее было для евреев радостным и торжественным событием. После принесения жертв на новоустроенном жертвеннике, «весь народ падал на лице свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им... Так совершали обновление жертвенника восемь дней с веселием». И была весьма великая радость в народе»... ( 1Мак.4:55 , 1Мак.4:56 , 1Мак.4:58 срв. 2Мак.10:6 , 2Мак.10:8 , Дpebhocm.XII.7:7). Подобно сему, чрезвычайно радовались и торжествовали иудеи, когда окончилось неудачно намерение Никанора «храм Божий сравнять с землей, раскопать жертвенник и воздвигнуть здесь храм Дионису» (2Макк.14:33); обрадованные этим событием, «все, обращаясь к небу, прославляли явившего помощь Господа и говорили: «благословен Сохранивши неоскверненным место Свое!»... ( 2Мак.15:34 ). События эти были настолько важны в глазах иудеев, что в память их установлены были особые праздники. «И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней»... ( 1Мак.4:59 ). Точно также «всеобщим приговором определили: никогда не оставлять без торжества день сей (поражения Никанора), чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатого месяца»... ( 2Мак.15:36 ). Таким же веселием и радостью исполнены были иудеи, когда произошло окончание перестройки храма, предпринятой Иродом; «когда храм за один год и шесть месяцев отстроен был священниками, то весь народ преисполнился радости, и приносили Богу благодарение, во-первых, за быстроту (работы), затем, и за усердие царя, празднуя и торжествуя перестройку (храма)» (Древн. XV.11:6).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Национальное сознание евреев царства Иудейского в плену не утратилось, как это случилось с евреями Израильского царства; находясь в плену Вавилонском, евреи южного царства все-таки помнили о своем отечестве, Иерусалим постоянно предносился их сознанию. «Если я, – говорил там еврей, – забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя» ( Пс.136:5–6 ). Главным предметом всех радостных надежд и мечтаний пленных евреев является тот же Иерусалим: «прильпни язык мой к гортани моей, восклицают они, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» ( Пс.136:6 ). В сознании евреев в это время уже определеннее выясняется связь между национальной и религиозной сторонами их жизни. Обратим внимание, как в этой песни ( Пс.136 ), в которой вылились чувства и душевное настроение пленных евреев, как в ней перемешиваются чувства религиозные с чувствами национальными; «как нам, восклицают они, петь песнь Господню на земле чужой?» ( Пс.136:4 ), сопоставляя здесь пение песней Господних (т.е. явление религиозного характера) с сознанием того, что они «на земле чужой», т.е. что они составляют в данный момент особую нацию, которой отечество не здесь (т.е. сопоставляя с явлением национального характера). Яснее сознавая теперь тесную связь между собой религиозной и национальной сторон их жизни, евреи должны были, вместе с «песнями Господними», с воспоминаниями о Сионе, т.е. храме, как религиозном центре, смотреть на него, как на опору в национальной их жизни, как на знамя, символ их национально-политического бытия; короче сказать, они теперь яснее должны были сознавать все громадное и всеобъемлющее значение для них иерусалимского храма. И действительно, в их сознании он является теперь, как «опора силы их, утеха очей их, отрада души их» ( Иез.24:21 ). Теперь в плену евреи смотрят на храм, как на источник оздоровления, оживления и обновления их жизни. Этот взгляд нашел себе образное выражение в пророчества Иезекииля. Здесь вспомнилось пророчество Иоиля о том, что «из дома Господня выйдет источник и будет напаять долину Ситтим» 155 и идея этого пророчества нашла у Иезекииля подобное же выражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но если иудеи ясно сознавали и представляли себе все великое значение для них иерусалимского храма , то естественно, они должны были позаботиться о том, чтобы оградить и обезопасить существование храма, сохранить его целость и неприкосновенность, И послепленная иудейская история дает нам подтверждение этого; она говорит нам, что иудеи принимали разнообразные меры, чтобы обезопасить существование храма, что они не щадили ничего, готовы были жертвовать всем, даже своею жизнью, чтобы отстоять целость и неприкосновенность иерусалимского храма. Прежде всего, иудеи постарались укрепить гору храма, чтобы в критические минуты самые укрепления ее помогли им отстоять храм. Так поступил Иуда Маккавей, которого вся деятельность направлена была на защиту национальной святыни. Когда он со своими сподвижниками, после первых побед над врагами, обновил и очистил храм, то «в то же время они обстроили гору Сион вокруг высокими стенами и крепкими башнями, чтобы язычники, пришедши когда-нибудь, не попрали их, как сделали это прежде» ( 1Мак.4:60 ); причем, доносчик сказал царю Антиоху, что иудеи «святилище по прежнему 184 обнесли высокими стенами» ( 1Мак.6:7 ), так что как будто бы представляется, что идея – обнести храм укреплениями принадлежала еще не Иуде, а возникла и осуществлена раньше его. В таком виде храм представлял собой уже внушительную крепость, так что Иуда мог здесь выдерживать продолжительную осаду против всего войска царя Антиоха Евпатора; царь «много дней осаждал святилище» ( 1Мак.6:51 ); он сам заявлял своим воинам: «место, осаждаемое нами, крепко» ( 1Мак.6:57 ); вошедши уже после заключения мира с осажденными в храм, Антиох увидел, что «это место было очень укрепленное» (Древн. XII.9:7). Последующее вожди еврейские из рода Асмонеев усиливали укрепления храма; они, например, устроили в районе расположения храма укрепленную башню (Дpebh.XV.11:4). Укреплениями храма воспользовался и Аристовул в войне с Ирканом; Аристовул выдержал в нем осаду Ареты Аравийского (Древн. XIV.2:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но Иона не рад был тому, что Господь не погубил жителей Ниневии. Тогда: Господь вразумил Иону таким образом. Перед шалашом, который Иона за городом устроил для себя, в одну ночь выросло растение с широкими листьями и защищало Иону от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона стал сожалеть о засохшем растении, а Господь сказал ему: «вот ты жалеешь о растении, над которым ты не трудился; как же Мне не пожалеть города Ниневии, в котором больше ста двадцати тысяч младенцев, еще не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Дети! видите, как Господь любит все народы и заботится, чтобы все люди раскаивались и становились добрыми. Господь очень любит детей, любит даже и животных. Вместе с тем вы видите, что, как только люди раскаиваются и начинают молиться Богу, Господь прощает их и не наказывает. Куда Господь послал пророка Иону? Почему Иона не хотел отправиться в Ниневию? Что случилось с Ионой? Что Иона говорил жителям Ниневии? Что жители Ниневии сделали после слов Ионы? Как отнесся Иона к спасению жителей Ниневии? Как вразумил Господь Иону? Что показал Господь чрез эти события с Ионой? Падение Израильского и Иудейского царств Несмотря на то, что Господь посылал иудеям и израильтянам пророков, они скоро забывали наставления их и не исполняли заповедей Божиих. Так как Иерусалим и храм Божий остались в царстве Иудейском, то цари Израильского царства боялись, что, если их подданные будут ходить в Иерусалим на поклонение Богу в храме, то могут перейти на сторону Иудейских царей. Поэтому Израильские цари сделали из золота два идола, поставили их на обоих концах своего царства и сказали израильтянам: «не нужно вам ходить в Иерусалим; вот ваши боги, которым и поклоняйтесь». Народ поверил им, и почти все израильтяне стали поклоняться идолам. За это Господь наказал их. Пришел царь ассирийский, забрал Израильское царство и почти всех жителей его отвел в плен. На их место переселил из разных стран язычников, которые смешались с немногими оставшимися здесь израильтянами и образовали народ самарянский. Самаряне приняли веру еврейскую, но прибавили к ней и свои прежние языческие верования. Иудеи очень не любили и презирали самарян, не садились вместе с ними за стол и старались даже не говорить с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но как только надменные враги касались или только угрожали их венцу, святилищу, то иудеи всего мира воспламенялись чувством гнева, которое ободряло их к деятельности; лишь только раздавался клич: – не отечество, нет, – но святилище в опасности, – и звучало оружие, раздавались торжественные молитвы, и все готовы были проливать последнюю кровь за святилище» 193 . Возьмем, например, одно из самых крупных событий после пленной истории евреев: освободительную деятельность Иуды Маккавея и его братьев. Восстание Маттафии, продолженное сыновьями его, составило эпоху в еврейской истории, окружило деятелей этой эпохи ореолом славы, создало независимое Иудейское государство и, в заключение, привело евреев к решению установить, так сказать, новую эру летосчисления (Дpebh.XIII.6:7). Что же было поводом, причиной восстания Маттафии? – " Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он (Маттафия) сказал: «горе мне! для чего я родился видеть разорение народа моего и разорение святого города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище – в руки чужих? Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен... Святыни наши и благолепие, и слава наша опустели, и язычники осквернили их. Для чего нам еще жить?» ( 1Мак.2:6–9 , 1Мак.2:12–13 ). Здесь мы видим, что мотивом восстания было, поругание религии иудейской и осквернение храма 194 . Этот вопль отчаяния Маттафии: «для чего нам еще жить?», если осквернено святилище, – показывает, что иудеи ясно сознавали всю важность храма для их жизни; и они теперь решили употребить все силы, чтобы возвратить себе храм. Этот принцип борьбы за святилище, провозглашенный Маттафией, одушевлял и его сыновей в их славной деятельности. Принцип этот поставил девизом своим Иуда Маккавей, провозгласивший в начале своей деятельности: «сразимся за народ наш и за святыню» (1Макк.3:43); то же отмечает и автор 2Мак., говоря, что Иуда Маккавей с друзьями своими, занимаясь подготовлением восстания, входили в селения и, собирая верных закону иудеев, «взывали к Господу, чтобы Он призрел на народ, всеми попираемый, и пожалел храм, оскверненный людьми нечестивыми» ( 1Мак.8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но этого было недостаточно, так что Давид завещевает Соломону прибавить к сему еще ( 1Пар. 22:14–15 ) и перед смертью отдает свою собственную казну в три тысячи талантов офирского золота и семь тысяч талантов серебра чистого для обложения стен и для священных сосудов. Кроме того, по слову Давида, главы семейств и колен и другие знатные лица жертвуют пять тысяч слишком талантов золота и десять тысяч талантов серебра, меди восемнадцать тысяч талантов и железа сто тысяч талантов, не считая драгоценных камней ( 1Пар.29:3–8 ). Когда Соломон, после трехлетнего царствования своего, в которое, по словам свящ. историка, золото в Иерусалиме сделалось равноценным простому камню, приступить к исполнению завещания отца своего о храме, запасы Давида оказались недостаточными для выполнения начертанного им плана. Поэтому Соломон заключает с Тирским царем Хирамом особый договор, по которому последний обязывался доставлять Соломону рабочих своих и ливанский лес за пшеницу, ячмень, оливковое масло и вино ( 2Пар.2 ; 3Цар.5 ). Количество рабочих из одних иностранцев, живших в земле Израильской и уже Давидом назначенных для подготовительных работ по храму, библейский источник исчисляет в 153,600 человек, из коих 70,000 были носильщиками, 80,000 каменосеками в горах и 3,600 надзирателями ( 2Пар.2:17–18 ). Но и сами евреи были обязаны участвовать в постройке в количестве 30,000 человек, которые партиями в 10,000 отправлялись на Ливан для работ в продолжение одного месяца и потом возвращались на родину для двухмесячного отдыха ( 3Цар.5:13–19 ). Кроме того, по свидетельству Евполема, Тирский царь Хирам выслал Соломону 80,000 финикийских в тирских работников, – и Египетский царь Вафрес – 80,000 своих мастеров, число же еврейских мастеров, по нему, простиралось до 160,000 134 . Эти работы велись уже при Давиде несколько лет и, кроме того, около десяти лет при Соломоне. Весь этот труд и массы материала должны были, главным образом, пойти на восточную стену храмового мола и на самый храм, ибо свой дворец Соломон строил уже после освящения храма, равно как и дополнительные работы по отделке дворов производились и после построения храма, как свидетельствуют 3Цар.9:10 и 2Пар.8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Об этом мы находим многочисленные свидетельства. На этих собраниях мы находим, прежде всего, жителей самой Иудеи». Когда, например, «приближалась Пасха иудейская, многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхой, чтобы очиститься» ( Ин.11:55 ) 166 . «При наступлении, – говорит И. Флавий, праздника опресноков, [у иудеев называется он Пасхой и приносится великое множество жертв] и собралось для богослужения из страны несметное множество народа (Война II.3:1). Точно так же было и на празднике Пятидесятницы. «При наступлении праздника, который называется Пятидесятницей, – говорит И.Флавий, – все место вокруг храма и весь город наполнен был множеством поселян» (Война I.13:3). «Когда наступил сей праздник (Пятидесятницы), -дополняет тот же автор, – то около храма собрались многие десятки тысяч людей» (Древн. XIV.13:4) 167 . Но контингент паломников на праздничных собраниях не исчерпывался жителями только лишь Иудеи; к храму стекались жители и других местностей, сопредельных с ней. Евангелист, например, говорит о Галилеянах, что «и они ходили на праздник в Иерусалим» ( Ин.4:45 ) 168 . Приходили на праздники в Иерусалим и жители других сопредельных с Иудеей стран; например, «при наступлении Пятидесятницы, – говорит И. Флавий,.., сошлось несметное множество из Галилеи, Идумеи, Иерихона и Переи, что за Иорданом» (Война II.3:1). «Кестий, – повествует И. Флавий, – прибыв из Антипатриды в Лидду, не нашел в городе ни одного мужчины; ибо по случаю праздника кущей весь народ устремился в Иерусалим» (Война II.19:1). Но состав праздничных собраний при храме не ограничивался жителями Иудев и сопредельных с нею местностей И. Флавий замечает, что на праздники собирались «из самых отдаленнейших мест государства» (Дpebh.XVII.9:3). И действительно, Евангелист свидетельствует, что «из пришедших на поклонение в праздник (Пасхи, последний в земной жизни Спасителя) были некоторые Еллины ( Ин.12:20 ). В свящ. повествовании о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы говорится, что «в Иерусалиме (в это время) находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами» ( Деян.2:5 ); а находившиеся при этом событии, слыша апостолов, говорящих на разных языках, спрашивали: «как мы слышим каждый собственное свое наречие, в котором родились, Пареяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшее из Рима, иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне...» ( Деян.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Обращаясь к царству Израильскому, мы и здесь находим примеры такого отношения евреев к иерусалимскому храму. Хотя обстоятельства не благоприятствовали надлежащему проявлению среди евреев представления о храме , как их религиозном центре, ибо Израильскими царями были запрещены для их подданных посещения Иерусалима с религиозной целью, тем не менее эти обстоятельства не были в состоянии изгладить из сознания евреев Израильского царства идею централизации и богослужения при Иерусалимском храме. Вскоре же после запрещения Иеровоама «из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа, Бога Израилева, приходили в Иерусалим дабы приносить жертвы Господу Богу отцев своих» ( 2Пар.11:16 ) 45 . В торжественном жертвоприношении в Иерусалиме в третий месяц пятнадцатого года царствования Асы участвовали «переселенцы от Ефрема, Манассии и Симеона» ( 2Пар.15:9–10 ). Пред временем падения царства Израильского мы встречаем яркий пример соблюдения предписаний закона об иерусалимском храме в лице Товита ( Тов.1:6 , срв. Тов.5:14 ), и еще раньше, в лице Деворры, матери отца Товита ( Тов.1:8 ), а также Анании и Ионафана, сыновей Семея великаго», «из братьев» Товита, т.е. из колена Неффалимова ( Тов.5:13–14 ). В сознании Товита Иерусалим, например, является «избранным из всех колен Израиля, чтобы всем им приносить там жертвы, где освящен храм селения Всевышнего и утвержден во все роды навек» ( Тов.1:4 ); Иерусалим – место проповедания о Боге и место прославления Его ( Тов.13:8 ). Наконец, известно, что, уже после падения и царства иудейского, при Годолии направлялись в Иерусалим «из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом Господень» ( Иер.41:5 ). Таким образом, мы видим, что в рассмотренный период времени, от построения Соломонова храма до Вавилонского плена, пророки проповедуют о храме, как едином законном месте богослужения и восстают против высот; некоторые цари Иудейские предпринимают борьбу с высотами, разрушают их и привлекают народ к богослужению при иерусалимском храме; и сам народ время от времени разрушает свои высоты и покидает другие места богослужения вне храма, и совершает жертвоприношения только при иерусалимском храме. Всего этого мы не замечали до построения храма иерусалимского. О чем же это говорит? – О том, что со времени построения иерусалимского храма в религиозно- богослужебной жизни еврейского народа начинается новое течение, направляющееся к ограничению прежнего, сравнительно свободного отношения евреев к месту богослужения, – течение, имеющее целью побудить евреев совершать богослужение только лишь при иерусалимском храме, иначе сказать, осуществляется в истории еврейского народа идея централизации богослужения при иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010