«Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные». «Во гневе шествуешь Ты по земле, и в негодовании попираешь народы». «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха». «Я услышал и вострепетала вся внутренность моя… а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его…» «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи… но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». «Господь Бог – сила моя; Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведёт меня!» Пророк Аввакум умер в глубокой старости и погребён был на своей родине. Об обретении мощей его так говорит Созомен (кн. 7, гл. 29): «Тогда (при Феодосии Младшем) обретены были пророки – Аввакум и, спустя немного, Михей». «Тела обоих, как я слышал, указаны были Божественным сновидением Зевенну, бывшему в то время епископом церкви Элевферопольской. Имя месту, где обретён Аввакум, было Кела или прежний город Кила. От того города на 10 стадий отстоит местечко Вирафсатия, близ которого находился гроб Михея» 23 . Святого Исе или Иессея, епископа Цикланского Исе, родом из Антиохии Сирийской, был из числа тех 13-ти отцов Сирских, память которых святая Церковь чествует 7-го мая. Он жил в VI веке. Рукоположенный в епископа Цикланского 24 , он в плачевном состоянии нашёл свою паству, в которой преобладали языческие обычаи и суеверия, и где христианство , насаждённое здесь св. Ниною и процветавшее около двухсот лет после неё, теперь почти совершенно упало и нравственности христианской не оставалось почти и следов. Деятельно и ревностно предался святитель искоренению языческих суеверий и восстановлению благочестия, и неутомимые труды его Бог благословил успехом. Для утверждения веры в народе, он построил несколько новых храмов и основал несколько монастырей; а для ограждения своей паствы от влияния соседних народов-язычников Исе отправился с проповедью слова Божия к Осетинам и другим жителям, обитавшим в центре Кавказского хребта, и многих из них обратил ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Позднее, в 1617 году, персидский шах Аббас, напавший на Грузию, разрушил и обитель святого Шио, а мощи его повелел отвезти в Персию, но там, когда они прибыли туда, началось моровое поветрие. Испуганные персы, увидев на себе явственно гнев Божий, возвратили честные останки Шио назад, на то место, где они были. Там они почивают и до сего дня. Святитель Исе Имя святителя Исе (Иессея) прославлено в Иверии, так как в Церкви с XI века употребляются посвященные ему служба и канон. Но древнее подробное житие его не сохранилось – немногочисленные монастырские списки его при частых войнах могли стать добычей огня. Вот то немногое, но весьма красноречивое, что известно о нем. Он родился в Антиохии и в отрочестве пришел в обитель к святому Иоанну, который скоро увидел его высокие духовные достоинства и причислил к своим двенадцати ученикам, тем, с которыми вышел по благословению Богоматери и святой Нины на проповедь веры Христовой в Иверию. Здесь святой Исе прославился как проповедник и чудотворец. Католикос Евлалий поставил его епископом в город Цилкани, расположенный в предгорьях между реками Ксани и Арагви. Святой Исе вместе с учителем своим Иоанном и другими его учениками посетил обитель святого Шио, где совершилось несколько чудес: преподобный Иоанн поставил на воздух чашу с вином, святой Шио держал в руке горящие угли и ладан, а святой Исе тогда же чудесно отвел от реки Ксани поток, последовавший за его посохом к храму Богородицы в Цилкани. После этого святой Исе гостил три дня у преподобного Иоанна на горе Зедазени. Вернувшись же в Цилкани, продолжал свою пастырскую деятельность. Известно также, что при храме Божией Матери он устроил монастырь. В окрестностях города при нем было воздвигнуто несколько церквей. Он сам и рукоположенные им иереи благовествовали слово Божие и служили пастве примером высокой жизни во Христе. В этих местах совсем исчезли остатки языческих заблуждений. Не ограничиваясь своим епископским уделом, святой Исе ходил на проповедь в горные селения к осетинам и многих из них обратил в Христову веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память преподобного Афанасия совершается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Афанасий преподобный, затворник Печерский, в Дальних пещерах почивающий Преподобный Афанасий Затворник, не желая видеть суеты и прелести мира сего, затворил себя в пещере, чтобы в безмолвии угодить Богу, и там непрестанно стоял на молитве. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» говорится, что преподобному Афанасию не нужна была свечка в пещере: ему светила небесная светлость. Во многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу. Господь прославил подвижника благодатным даром исцелений, которые православные христиане получают по молитвам преподобного Афанасия. Имя его упоминается в 4-й песни общего канона преподобным Дальних пещер. Память святого Афанасия совершается также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. Исе (Иессея), епископ Цилканский, Гузинский, святитель Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия, с благословения родителей, отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский (сведения о нем помещены под 7/20 мая). В числе 13 святых Сирийских (Каппадокийских) отцов (общая память 7/20 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных. Слава о подвигах 13 святых Сирийских отцов возросла в народе так, что Католикос-архиепископ Грузии Евлавий (552–560) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. Таким образом стали епископами иеромонах Авив (сведения о нем помещены под 29 ноября/12 декабря) и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая богослужения. Труды его дали всходы: в Цилканской епархии утверждалось православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворений. По его молитве, именем Господа Иисуса Христа, из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вулкашин перенес убитого в монастырский Успенский храм, что вблизи Пестрича. В монастыре, понятно само собою, сказали, что это – неожиданно умерший охотник. Почивший страдалец положен в усыпальнице храма, издавна готовой; печальный храм поныне цел, хотя и запустел. Блаженный, будучи 31 года, пострадал 2 декабря 1367 года 898 . Вулкашин недолго пользовался плодами тайного злодейства. Хотя силою заставил он признать себя главным властителем Сербии, тогда как даже мать не знала об убийце сына, но скоро потеряно было все. Султан Сулейман явился в Сербию с 70 тысячами войска. Необходимость собрала сербов около Вулкашина. На Косовом поле сербы разбиты; братья Вулкашина, Углеш и Гойко, были убиты; Вулкашина вынес из кровавой сечи конь; но когда злодей лег отдохнуть, оруженосец, прельщенный богатым нарядом его, отрубил ему голову. Это было в сентябре 1370 года на том же месте, где злодей носился с преступным замыслом 899 . Между тем тело праведного страдальца оказалось нетленным, и слава его проявлялась в исцелениях. Его с почестью положили в Неродимльском храме. Впоследствии от ужасов магометанского фанатизма перенесено оно было в Сремский Язакский монастырь 900 . Святителя Исе, или Иессея, епископа Цилканского Исе, родом из Антиохии Сирийской, был из числа тех 13-ти отцов Сирских, память которых Святая Церковь чествует 7-го мая. Он жил в VI веке. Рукоположенный в епископа Цилканского 901 , он в плачевном состоянии нашел свою паству, в которой преобладали языческие обычаи и суеверия, и где христианство, насажденное здесь святою Ниною и процветавшее около двухсот лет после нее, теперь почти совершенно упало, и нравственности христианской не оставалось почти и следов. Деятельно и ревностно предался святитель искоренению языческих суеверий и восстановлению благочестия, и неутомимые труды его Бог благословил успехом. Для утверждения веры в народе он построил несколько новых храмов и основал несколько монастырей; а для ограждения своей паствы от влияния соседних народов-язычников Исе отправился с проповедью слова Божия к осетинам и другим жителям, обитавшим в центре Кавказского хребта, и многих из них обратил ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

25.Отдание праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Священномучеников Климента, папы Римскаго (101), и Петра, архиепископа Александрийскаго (311). Святителя Климента, архиепископа Охридскаго. Преподобнаго Петра молчальника (ок. 429). 26. Преподобнаго Алипия столпника (VII). Освящение храма великомученика Георгия в Киеве (1051–1054). Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (1731). Преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (ок. 1388). Преподобнаго Иакова отшельника (457). 27. Празднование иконе Божия Матери, именуемыя «Знамение». Знамение Пресвятыя Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 г. Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобнаго Палладия (VI – VII). Святителя Иакова, епископа Ростовскаго (1392). Благовернаго князя Новгородскаго Всеволода, во святем крещении Гавриила, Псковскаго чудотворца (обретение мощей, 1192). Преподобнаго Феодосия Терновскаго (1363). Преподобномучеников монахов 17-ти в Индии (IV). Преподобнаго Романа (V). Икон Божия Матери «Знамение», Курския (1295), Абалацкия (1637), Царскосельския и Серафимо-Понетаевския (1879). 28. Святаго преподобномученика и исповедника Стефана Новаго (767). Мученика Иринарха и с ним 7 жен (303). Святителя Феодора, архиепископа Ростовскаго (1394). Мучеников Стефана, Василия, Григория, другаго Григория, Иоанна и иных многих (VIII). 29. Святаго мученика Парамона и с ним 370 мучеников (250). Мученика Филумена (ок. 274). Преподобнаго Акакия Синайскаго (VI). Преподобнаго Нектария Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Авива, епископа Некресскаго (VI) (груз.). 30. Святаго апостола Андрея Первозваннаго (62). Святителя Фрументия, архиепископа Индийскаго (Ефиопскаго) (ок. 380). Месяц Декабрь 1. Святаго пророка Наума (VII в. до Р. X.) Праведнаго Филарета Милостиваго (792). Мученика Анании Персянина. 2. Святаго пророка Аввакума (VI в. до Р. X.). Преподобнаго Афанасия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (ок.117б), и другаго Афанасия, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Мученицы Миропии (ок. 251). Преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Преподобнаго Исе (Иессея), епископа Цилканскаго (VI) (груз.). Святаго Стефана Уроша, царя Сербскаго (1367).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289). 16/29 марта — прп. Пимена юродивого (XIII). 15/28 апреля — мч. Сухия и с ним 16 грузин: Андрея, Анастасия, Фалалея, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора и Зосимы (II).

http://pravoslavie.ru/39719.html

Заботясь об образовании своей страны и утверждении веры, Вакурий вызывал из Греции ученых и наставников; чтоб усилить просвещение, учреждал училища, в которых преподавались Греческий и Ассирийский языки; заменил при богослужении язык Греческий отечественным, приказал перевести многие богослужебные книги на язык отечественный; украшая воздвигнутые уже храмы, созидал сам новые, особенно на местах, ознаменованных великими событиями в мрачные времена язычества. Так, например, создал он храм на месте бывшего капища богов Армаза и Задена 28 . Для большего утверждения веры посредством ближайшего и вернейшего надзора над христианами учредил Епископии; стараясь о благолепии храмов и назидательности богослужения, пение церковное ввел Греческого напева 29 . Ему же приписывается основание Епархии Цилканской, и построение самого храма во имя Пресвятой Богородицы, столь прославленного в поздние времена, доныне славного чудесами и могилою Иессея (Исе) Епископа Цилканского, одного из 13 отцов, пришедших из Сирии. В царствование преемника Вакуриева Миридата и во времена управления третьего Архиепископа Иакова, наместника Иоаннова, а потом Иова – родом Армянина, Диакона Архиепископа Армянского Нерсеса 1-го, юная церковь наслаждалась совершенным миром. Достроение в Империи славного доныне Кафедрального Собора Хонского 30 , и множества других церквей, окончательное дело утверждения в вере христианской Кларжета и Джавахета, были плодом благочестивой ревности Миридата, достойного сына Вакуриева. Но мир нарушен быль нерадением преемника его Варс-Вакурия (379–393). Нападение Персов, вызванное вероятно поступком Епископа Авды, который в Персии сжег главный храм языческий, и не хотел построить его вновь и расторжение союза с Греками неизвестно по какому поводу имели следствием опустошение Иверии и требование от нее аманатов Императором Греческим Феодосием. Нарушенный мир церкви и Государства возобновлен попечением Архиепископа Илии, купившего оный у Персов ценою злата. Несчастье церкви усугубилось, когда после царя Парсмана, возобновившая храмы, разрушенные Персами и умирившего церковь и Государство, явился на престол Иверии Миридат, не знавший ни добродетели, ни раскаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало самостоятельности грузинской церкви. Христианство в Грузии, как это можно видеть по историческим её памятникам, утвердилось не сразу, но постепенно, шаг за шагом отвоёвывая себе преимущественное господство над сердцами языческих племён величественного Кавказа. Преемник св. царя Мириана, Бакар (342–364 г.), поставив себе задачей смягчить путём христианского просвещения и притом без всяких насильственных мер грубые нравы обитателей скал и ущелий, старается завести школы, для которых вызывает наставников из Греции и Персии. В этих школах положено было начало переводу богослужебных книг с греческого языка на грузинский; причём, так как ещё не было грузинского алфавита, переводчики употребляли греческие и персидские буквы. Затем Бакар вводит церковное пение греческого напева; основывает, с согласия константинопольского архиепископа, как верховного правителя грузинской церкви, епархию Цилканскую, где строит величественный храм во имя Пресвятой Богородицы, столь прославленный в позднейшие времена чудесами и могилой св. Иессея (Исе), епископа Цилканского, одного из 13 сирийских подвижников, о которых будет сказано в своём месте; деятельно заботится о распространении Христовой веры среди кавказских горцев, особенно хевсур, живущих по южному и северному склонам кавказского хребта и занимающих ущелья рек: хевсурской Арагвы, Аргуна и Ассы. Хотя они, как сообщает «Картлис-Цховреба», и слышали из уст св. равноапостольной Нины учение Христа, но эта первая проповедь не имела между ними никакого успеха: хевсуры наотрез отказались от принятия христианства, введение которого, впрочем, не повсеместное, и выпало на долю второго по счёту христианского царя Грузии Бакара; просвещение же всей Хевсуретии, сохранившей даже до наших дней, вместе с христианством, и языческие верования и обряды, принадлежит трудам св. Авива, епископа Некресского, подвижника VI века 28 . Но особенно много заботился о крещении кавказских горцев византийский император Юстиниан (537–565 г.), который в 541 году к покорённым его войсками абхазцам посылает священников, строит церкви и учреждает архиепископскую кафедру в Пицунде, подчинив её юрисдикции константинопольского патриарха 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Александр Чхартишвили Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви Дни празднования в Православной Церкви грузинских святых. В месяцеслов вошли только святые, упомянутые в материалах сайта. 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

96 Изначально, с V века первостоятель Грузинской Церкви, как это было в Армении и Сирии, облекается в сан Католикоса (греч. – всеобщий). С начала XI в. Католикос Грузии титулуется и Патриархом – Католикос-Патриарх. 97 Святой Вахтанг I Горгасали («Волчья Голова») – царь из династии Хосроидов, управлял страной на протяжении пятидесяти с лишним лет (446–502). При нем Грузия достигла своего могущества. Во время царствованя Вахтанга Горга-сала Грузия вела с Ираном долгую и тяжкую войну, царь вьщуЖден был большую часть своей жизни провести в военных походах. Успешно отстаивая независимость родины, он Иного сделал для Грузинской Церкви. При нем в V в. Был перестроен Мцхетский собор Светицховели, посвященный Двенадцати Апостолам. В Тбилиси, новой столице, Вахтанг I заложил основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр; были полностью переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета и главные богослужебные книги. В V столетии в Грузии велось интенсивное храмостроительство. Был смертельно ранен в одной из битв с персами. Память 30 ноября (13 декабря). 98 Святой Петр I – первый Католикос-Архиепископ Грузии (в 467– 474 гг.). Память 30 ноября (13 декабря). 99 Память преподобного Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI в.) 3 7 (20) мая. 100 Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец, Младший († 596) – пресвитер, подражал подвигу Симеона Старшего. Основал на Дивной горе в окрестностях Антиохии обитель. Св. Симеон назван Дивногорцем по имени горы, о которой Господь в видении предсказал преподобному Симеону, что она назовется Дивною, потому что на ней Господь удивит милость Свою в Симеоне. Дни памяти 24 мая (6 июня); в субботу сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010