В современной нам действительности идеи разоружения и всеобщего мира распространяются в мире с необыкновенной быстротой, завоёвывая мысли и сердца сотен миллионов людей. Среди всех народов устанавливается взгляд на войны, как на печальную действительность прошлого, которой следует избегать в настоящем и будущем. Полное и окончательное исполнение пророчества Ис.2:4 после второго пришествия Христова, когда «будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор.15:28 ). На это указывают и начальные слова стиха: «И судити будет посреде язык», Пророчество Ис.2:1–4 продолжается в 4:2–6; Мессия – Виновник явления и прославления «горы Господней» называется здесь «Отраслью Господа» (4:2), а члены Его духовного царства «святыми» (4:3). Ис. 6 гл. Призвание Исаии к Пророческому служению Стт.1–4. В год смерти царя Озии, т.е. примерно в 740 г. до Р.Х., Исаия видел видение в храме иерусалимском, во время которого был призван к пророческому служению. Он видел Господа Саваофа, сидящего в славе на высоком престоле, окружённого серафимами, взывающими: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его». «Иегова Саваоф» (евр. Яхвé Цеваóт) значит «Господь воинств». Кого же видел Исаия? По словам самого пророка, он видел Господа Саваофа (стт. 1 и 5), между тем, по свидетельству св.ев.Иоанна, он видел славу Сына Божия ( Ин.12:41 ), а по ап.Павлу, слышал Св.Духа ( Деян.28:25 ). Таким образом, Исаия видел Триипостасного Бога, на что прикровенно указывало и тройственное славословие серафимов: «свят, свят, свят». Стт.5–7. Созерцая величие Господа, на Которого не дерзали взирать даже серафимы, закрывавшие лица свои, Исаия почувствовал свою греховность и смиренно выразил сознание своего недостоинства: «Горе мне! Погиб я! – возопил он, – ибо я человек с нечистыми устами ... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Тогда в ответ на исповедание им своей греховности, один из серафимов, по повелению Божию, взял клещами горящий уголь с жертвенника, прикоснулся им к устам Исаии и сказал: «Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отимет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (ст.7). Горящий уголь здесь явился символом очищающей грехи благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

24 окна с небесной высоты. Гнев Божий подобен потокам вод, проливающимся с небес (ср. Быт. 7,11; 8,2 ). основания... потрясутся. Метафора землетрясения, которому Исаия уподобляет явление Бога, получит развитие в ст. 19,20 (см. 6,4 и ком.; Пс. 17,7.15 ). 24 как пьяный... как колыбель. Эти сравнения отражают ненадежность земного бытия накануне катастрофы. 24 в тот день. В день Божиего гнева. воинство выспреннее. То же, что «воинство небесное». Суд коснется не только земли, но и неба. 24 покраснеет луна, и устыдится солнце. Имеются в виду затмения луны и солнца. Луна при затмении приобретает красный цвет («покраснеет»), солнца не будет видно вообще (оно скроется, как бы устыдившись). Однако Исаия подразумевает нечто большее, чем обычные астрономические явления. воцарится. Свет истинного Бога, Который «воцарится на... Сионе» затмит свет ложных богов, олицетворением которых являлись Луна и Солнце. Глава 25 25:1–12 В этих стихах Исаия говорит о грядущем радостном преображении всей земли. 25:1–5 Пророк восхваляет Господа за исполнение древних обетовании и предопределений. 25 Бог мой. См.7,13;49,4.5;57,21. предопределения. Ср. 28,29. истинны, аминь. Т.е. абсолютно истинны и сбываются совершенно точно. 25 город. См. ком. к 24,10. 25 притеснителей. Поработителей народа Божиего. 25:6–8 Исаия провидит великий праздник победы Божией. 25 на горе. На горе Сион, т.е. будущей Церкви Христовой, поскольку эта «гора» станет доступной всем народам. 25 покрывало. Все, что мешает людям видеть истину. Возможно, покрывало это занавес в храме, отделявший и закрывавший Святое Святых. 25 Поглощена будет смерть. См. 1Кор. 15,54 . 25 Бог наш! Пророк произносит эти слова от лица всего народа Божиего (1,10; 7,11; 26,13; 40,3.8; 55,7; 61,2.6). 25 рука. Т.е. рука, совершающая суд (9,11.12 и ком.; 9,17.21; 10,4). на горе сей. См. ком. к 2,2; 25,6. Моав. В данном случае Моав олицетворяет все противящиеся Богу народы (так же, как Едом в 34,5–17; 63,1–6; Авд., гл. 1). Глава 26 2627,1 Узы, соединяющие Бога с Его народом, любовь, почитание и вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Лит.: Изъяснение 53 гл. пророчества Исаии об Иисусе Христе//ХЧ. 1832. Ч. 46. С. 316-367; Терновский А. С. Рассуждение о том, что Еммануил, о к-ром говорит прор. Исаия в гл. VII ст. 14, есть Мессия Иисус. М., 1836; Богословский-Платонов И. М., прот. Изъяснение пророчества Исаии об избранном Отроке Иеговы//ПрТСО. 1850. Ч. 9. С. 400-432; Бухарев А. М. О второй части кн. св. прор. Исаии//Там же. С. 79-131; он же. О подлинности и целостности свящ. книг пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. М., 1864; он же. Св. прор. Исаия: Очерк его времени, пророческое служение и книга. М., 1864; Елеонский Н. А., прот. Пророчество Исаии о Вавилоне//ЧОЛДП. 1878. Т. 1. 3. С. 347-359; Орфанитский И. Пророчество Исаии о страданиях и прославлении Раба Иеговы (52. 13 - 53. 12)//ХЧ. 1881. Ч. 2. 11/12. C. 599-682; Толкование на книгу св. прор. Исаии: Гл. 1-46/Ред.: И. С. Якимов. СПб., 1883-1895. 4 т.; Евсевий (Никольский), митр. Предсказание прор. Исаии о Деве и Еммануиле//ЧОЛДП. 1885. 1. Отд. 1. С. 1-9; 3/4. С. 195-287; 12. С. 527-617; Юнгеров П. А. Жизнь прор. Исаии и совр. ему полит. состояние царств языческих и иудейского//ПС. 1885. Ч. 2. 7. С. 381-408; он же. История вопроса о подлинности кн. прор. Исаии//Там же. 1886. Ч. 1. 1. С. 32-44; он же. Подлинность кн. прор. Исаии: Ис 21. 1-10, гл. 24-27, 34-36, 40-66//Там же. Ч. 2. С. 119-124, 231-241, 355-367; Ч. 3. С. 3-32; 1887. Ч. 1. С. 3-25, 267-278, 408-418; Ч. 2. С. 29-45, 137-166; он же. Введение в Ветхий Завет. Каз., 19102. М., 2003. Кн. 2: Частное историко-крит. введение в свящ. ветхозаветные книги; Петр (Екатериновский), еп. Объяснение книги св. прор. Исаии в рус. переводе. М., 1887. 2 т.; Троицкий Н. И. Книга прор. Исаии: Последовательное изъяснение слав. текста. Тула, 1889-1897. 4 вып.; Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из кн. прор. Исаии. М., 1890; Афанасьев Д. П. Толкование на кн. прор. Исаии с введением к изъяснительному чтению пророческих книг ВЗ. Ставрополь, 1893; Евсеев И. Е. Книга прор. Исаии в древнеслав. переводе.

http://pravenc.ru/text/674802.html

§ 170. Во времена пророков С течением времени, по мере потребности, Бог все яснее и яснее открывал людям учение о грядущем Искупителе через пророков. Пророк Осия пророчествовал об отвержении народа иудейского от царства Мессии, за неверие и нечестие, и призвание на место его язычников (2:19; 23. сн. Рим. 9:24–26 ), также о разрушении Мессией смерти и ада (13, 14. сн. 1Кор. 15:55 ). Иона, чудесным тридневным пребыванием своим во чреве китовом, представил в себе прообраз искупительной смерти и живоносного воскресения Искупителя (гл. 2. сн. Мф. 12:40 ). Амос проповедовал, что скиния Давидова падшая, т. е. Церковь Божия, восстановится, и Бог возградит ее навсегда, и все языки взыщут Бога истинного (гл. 9:11, 12). Исаия, которого, по ясности его пророчеств, Отцы Церкви называют ветхозаветным евангелистом, предсказал, что Искупитель родится от Девы: се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил ( Ис. 7:14 ); что Он будет и отроча и вместе имя Его – Бог крепкий, Ангел великаго совета, Князь мира (гл. 9:6, 7); что явлению Его будет предшествовать Предтеча (40:1–10); что Он будет помазан Духом Божиим на благовестие, и будет творить великие чудеса ( Ис. 35:1–6; 61:1, 2 ); будет кроток и милосерд, свят и безгрешен (гл. 42:1–4; 53:9), понесет грехи наши и за беззакония наши предастся на раны, заушения и оплевания, вменится со беззаконными, как агнец будет веден на заклание и возмется от земли живот Его, но язвою Его мы исцелеем (гл. 53. 50:4–7); после того устроит новое царство, в которое призовет и язычников, не призывавших прежде имени Бога истинного, послав для сего Апостолов своих во все концы земли (гл. 2:2–5; 9:7; 41:4; 49и далее 66:1; 65:19). Михей предсказал, что местом рождения Искупителя будет Вифлеем иудейский, указав вместе и на предвечное рождение Его от Бога Отца из начала от дней века (5:2). Иоиль предвозвестил обильнейшее излияние Духа Святого на всех, имеющих уверовать в Искупителя (гл. 2:28). Софония предвозвещал радость дщери Сионовой о воцарении Господа Бога посреде Иерусалима в лице Мессии, и спасении, каковое Он принесет с собою на землю (3:14–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Хотя гл. 2–4, и 5-я предшествуют описанию «видения», но указания на последнее в них уже есть 52 . Если же признать, что не 2–4 и 5-я главы, а 6-я глава есть первая по времени происхождения, то становится непонятным помещение главы 6-й, содержащей рассказ о призвании пророка, не в начале книги 53 . Отдел 7–12 гл. Слова, которые пр. Исаия послан был возвещать народу (6:9–13), вскоре же начали исполняться, и в 7-й главе пророк описывает уже начальное их исполнение. «И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя иудейского, Рецин, царь сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать» (7:1). Когда было возвещено об этом дому Давидову, то сердце Ахаза и «народа его» всколебалось, «как колеблются листья в лесу от ветра» (2). Тогда, по внушению Божию, вышел навстречу Ахазу к концу водопровода верхнего пруда пророк Исаия с сыном своим Шеар-Ясувом, (3 ст.), имя которого обозначает: «остаток спасется». Пророк, по откровению от Господа, внушал Ахазу не страшиться и не унывать «от двух концов этих дымящихся головней», т. е. царей сирийского и израильского, ибо замыслы их – воцарить на престоле Давидовом сына Тавеилова – «не состоятся и не сбудутся»: Дамаск останется главою лишь Сирии и Рецин главою только Дамаска, «а Ефрем чрез 65 лет 54 перестанет быть народом» (4–9). «Если вы не верите», продолжал пророк, видя неверие Ахаза, который уповал вместо Бога на помощь царя ассирийского, ( 4Цар.16:17 ), – «то вы не утверждены» 55 : «проси себе знамения у Господа». Но Ахаз не хотел ввериться помощи Божией и отказался от знамения (9–12). Тогда сказал Исаия: «слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь дает вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (ср. Мф.1:22–23 ). Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, оставлена (или: опустошена) будет земля та (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Народу предсказывается рабство и лишение жертв и Откровения (3:3–4). Но, как и другие пророки-утешнетели, Осия не лишает покаявшихся надежды на спасение: в пустыне они вспомнят о Боге, взыщут Давида, царя своего (3:5), Господь остаток народа спасет от смерти и ада (13:13–14) и «непомилованную снова назовет помилованною» (2:10–11). Христос Спаситель неоднократно повторял евреям слова этого пророка: «милости хочу, а не жертвы» (Ев. Мф.12:7; ср. Ос.6:6 ); и Ап. Павел призвание язычников в Церковь основывал на словах Осии ( Рим.9 ; ср. Ос.1:10; 2:23 ). 6) Современником Осии в царстве иудейском был ветхозаветный евангелист Исайя, проходивший свое служение при четырех иудейских царях (с 757 г. до 696 г.). Личность этого пророка, окончившего, по преданию, жизнь мученически за свои грозные обличения, делает и книгу его, в 66 глав величиною, предметом тщательного изучения со стороны одних, объектом яростной критики со стороны других Пытаются доказать, что в этой книге соединены речи двух лиц – перво и второ-Исаии. Христианское предание не знает этого разделения и всю книгу считает творчеством одного лица. Книга начинается обличительною речью пророка по адресу вождей народа иудейского, пытавшихся лицемерным соблюдением обрядов заменить недостаток религиозного чувства. За грехи и пороки царей и народа пророк грозит иудеям бедствием от ассирийцев, а потом и от народа «отдаленного», который отведет внуков Езекии царя в плен вавилонский. Но мысль пророка не ограничивается кругозором своего народа, он видит в будущем разрушение и языческих царств – ассирийского, идумейского, финикийского, египетского и моавитского. Но в то время, как «остатку» этих царств обещается спасение, в смысле обращения к Богу, одному Вавилону, поработителю Иудеи, возвещается вечное запустение и адская погибель (гл. 13 и 14). Судьба народа иудейского особенно занимала пророка. Исаия предсказывает, что «плен вавилонский» продлится лишь «малое время», что Кир – «помазанник Божий» отпустит евреев из плена (45:1). Из плена же греховного изведет человечество другой Помазанник Божий, из корня Иессея возросший (11:1), Еммануил, чудесно рожденный от Девы (7:14), Бог крепкий, Властитель, который сядет на престоле Давидом и укрепит его судом и правдою (2, 9, 11 гл.). Он освободит иудеев от всех врагов их и будет царем беспредельного царства (8–10 гл.). В этих неправильно понятых пророчествах Исаии заключается ключ к разгадке неверия евреев в Иисуса Христа. Исаия предсказывал и это неверие, когда, начиная речь о другой стороне в служении Мессии, предсказывал Его смиренную жизнь, как раба Иеговы, всеобщее к Нему презрение, крестную смерть и искупительно-жертвенное значение ее для всего мира (53 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

1026.  …ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12). 1027. Слово 36. По переводу старца Паисия. 1028. Святой Исаак Сирский Слово 1. 1029. Беседа 7, гл. 4. 1030. Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103, пункт 4. 1031. Слово 56. 1032. Беседа 27, гл. 16. 1033. Алфавитный патерик. 1034. Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13. 1035. Алфавитный патерик. 1036. Слово 34. 1037.  …ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5. 14). 1038.  Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4. 3). 1039. Лк. 16. 22. 1040. Евр. 12. 6 и проч. 1041. Евр. 12. 3. 1042. Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6. 1043. 2 Кор. 12. 7–10. 1044. Алфавитный патерик. 1045. Алфавитный патерик. 1046. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27. 1047. Преподобный авва Дорофей. Поучение 7. 1048. Мф. 10. 28–31. 1049. Мф. 28. 20. 1050. Ответ 139. 1051.  …заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3. 19). 1052. Слово 37. 1053. Лк. 21. 25. 1054. Благовестник. На Мк. 8. 11, 12. 1055. Быт. 1. 14. 1056. Мф. 2. 2. 1057. Мф. 27. 45. 1058. Мф. 24. 29. 1059. Ин. 6. 63. 1060.  …одно только нужно (Лк. 10. 42). 1061. Святой Исаак Сирский. Слово 25–28. 1062.  …се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). 1063. Лествица. Слово 26, гл. 52. 1064. Евр. 11. 27. 1065. Святой Исаак Сирский. Слово 28. 1066. Слово 89. 1067. Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106. 1068. Откр. 12. 12. 1069. Святой Исаак Сирский. Слово 38. 1070. Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, ноября в 26 день. 1071.  Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13. 33). 1072.  [Если] же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 1073.  Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Лк. 18. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2. Кого нужно разуметь под расслабленными и малодушными (ст. 3 и 4), и какое шествие в Сион изображается (cm. 10) в этом пророчестве Пр. Исаия в своем обращении к расслабленным и малодушным говорить, что «Бог наш спасет нас», давая тем разуметь, что он говорит к Евреям. Также и ап. Павел словами этого Исаина пророчества: «укрепите опустившияся руки и ослабевшия колена» увещавает и ободряет маловерных Иудеев ходить прямо по заповедям веры Христовой, дабы приступить дерзновенно «к горе Сиону, и к граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму» ( Евр.12:12, 13 и 22). Следовательно, под расслабленными и малодушными нужно разуметь Евреев, тех Евреев, которые со времен Исаии, начиная с разрушения царства Израильского Ассириянами и царства Иудейского Вавилонянами, подпали под гнет языческого ига и почти никогда не освобождались от него, а большинство и не выходило из языческого рассеяния; эти Евреи расслаблялись в вере и малодушествовали, не имея силы бороться с сильнейшими их и враждебными им язычниками и не видя открытия славного царства Мессии в Иерусалиме. С пришествием давно ожидаемого Мессии, Господа Иисуса Христа, это расслабление и малодушие большинства Евреев не только не исчезли, но усилились; потому что Мессия оказался Сам униженным и пострадавшим, а Царство Его – не от мира сего. Вот, пр. Исаия и потом его словами ап. Павел ободряют этих маловерных Евреев не терять надежды на спасение и прославление в царстве Мессии, а смело шествовать на встречу к этому спасению и прославлению, которое имеет открыться на Сионе; потому что тех препятствий от язычников, какие были во времена ветхозаветные, уже нет; напротив, сам языческий мир теперь ожил от смерти греховной и обогатился благодатию Христовою, и Евреям среди христиан открыт свободный и удобный путь к духовному Сиону, к Иерусалиму небесному, путь чистый и святой, где нет уже устрашающего духовного зверя, диавола. К сожалению, Иудеи и доныне упорно ее внимают увещательным словам ни своего древнего великого пророка, ни своего Савла, сделавшегося Павлом, апостолом Христовым, который желал-бы сам быть отлученным от Христа за братьев своих «родных ему по плоти» Евреев ( Рим.9:3 ). Но милость Господа к Своему избранному народу больше всех Его преступлений и грехов. Пророк Исаия созерцал и предсказывал в своем пророчестве будущее торжественное шествие сынов Израиля на Сион с печатью радости вечной над главами их. Это шествие, по объяснению ап. Павла, есть вступление Евреев в Церковь Христову и шествие к духовному Сиону, Иерусалиму небесному, где торжествующий собор всех праведников ( Евр.12:22 и 23), и· это вступление и шествие всего Израиля совершится, когда в Церковь Христову «войдет полное число язычников», и тогда настанет воскресение из мертвых ( Рим.11:25. 26 и 15) и открытие царства славы, где не будет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания». § 23. Гл. Ис.40:1–11: пророчество о гласе вопиющего и призывающего уготовать путь Господу в пустыне

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Такими образом новые черты Мессии открываются из сего пророчества следующие: а) Мессия будет облечен необыкновенными дарами Духа (ст. 1); б) царство Его будет царством правды (ст. 2 – 4.) в); при Нем настанет глубокий мир для всех (ст. 6. 8.); г) ведение Иеговы распространится но всей земле (ст. 9); д) на месте вражды водворится любовь (ст. 13). Совершенно подобные сим двум пророчествам читаем пророчества у Исаия в (42, 1 – 6.) о кротком отроке Иеговы просветителе языков ( Матф. 12, 17 – 19 .) 40 ; далее в 49 , 1 – 9 о рабе Иеговы, который обратит к Иегове и израиля и язычника и которому цари благоговейно покланяться будут (Дея. 13, 47. 2Кор. 6. 2 .); наконец в 50, 4–11. о безответном страдальце, который однако грозит упорным крайнею гибелью ( Лук. 18, 31. 32 . Мат. 26, 67). § 164. Пророчество об Эммануиле Когда царь Ахаз отказался от надежды на Бога: Исаия возвещает, что Сам Иегова в знак избавления дома Давидова от врагов дает знамение: Дева зачнет и родит Сына Эммануила (7, 14.). И свойство матери и свойство Сына и самые обстоятельства очень ясно показывают в Эммануиле Мессию 41 . Того же Эммануила, в последующем пророчестве (8, 1–9. 6.) через год после того (см. Ис. 7, 15. 16. 8, 4 .), пророк изображает (8, 8.10) Властителем иудеи; потом (9, 5.) о том же Сыне Девы говорит: на раменах его господство и наречено будет имя Ему: чудный советник. Бог крепкий 42 , Отец вечности, князь мира; соединяет со временем его время славы и просвещения для страны Завулоновой и Нефалимовой, для Галилеи языческой, для людей живущих во тьме ст. 12. (по подл. 8, 23. 9, 1). В том и другом пророчестве многие черты Сына Девы – те же, какими изображал Мессию Исаия в гл. 11. и Давид Пс. 109 . Новые черты – следующие: Мессия а) родится от Девы; б) Мессия будет особенным светом для страны Завулоновой и Нефалимовой. Божественное достоинство Мессии изображено с обильною краткостью. § 165. Пророчество Михея Современный Исаии пророк Михей говорит: а ты, Вифлеем Ефрафов, ты мал, чтоб быть тебе в ряду с тысячами Иудиными; из тебя произойдет Мня, Тот, кто будет владыкою израиля, которого происхождение из начала. от дней века (5, 1). За сим пророк изображает действия Владыки израилева, именно: а) мирное управление дотоле рассеянным Израилем, и распространение славы имени его, до пределов земли (3–5); б) прославление израиля среди язычников (6 – 9); в) истребление между израильтянами всех суеверий и суд над народами (10–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не менее ясно указывает на век Исаии политическое состояние царств языческих и иудейского. В 43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Ефиопия, Савея 51 . Такими они были в век Исаии. Египет и Ефиопия находились в союзе (45:14), каковой был исключительно в век Исаии 52 (18:2, 7). Многие народы вели войну с Иудеями (41:11–12, 42:25), что немыслимо во время плена. Кроме того, подлинность 40–66 гл. доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Цар. 36 гл. и 1Ездр. 1 -й гл. указ Кира об освобождении Иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исаии о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исаии 53 . Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исаии, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древ. XI. 1–2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена. Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исаия. верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена ( Сир.48:22–23 ). Здесь пρиводится пророчество Исаии, заимствованное из 61:1–2. Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу Иудеям, потому что знал о себе пророчество Исаии (Древн. XI, 1. 2). Вслед за Флавием позднейшие Иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исаии. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исаии подтверждается свидетельствами Иисуса Христа и Евангелистов. В назаретской синагоге Иисус Христос , прочитав из книги пророка Исаии: Дух Господен на мне, его же ради помази мя ( Ис.61:1–3 ), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) ( Лк.4:18–19 ). Ев. Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исаии – 42:1–3= Мф.12:18–20 . Евангелист Иоанн, по поводу неверия Иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исаии пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся: ( Ис.53:1 = Ин.12:38 ). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исаии 53 гл. ( Деян.8:32–35 ) . Ср. Рим . 10:13–12 = И с .65:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010