Исаия, митрополит Киевский и Галицкий (Копинский-Борисович) Воспитанник Острожской школы, оплота Православия в Западнорусском крае. Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. 14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища. С 1616 года – настоятель Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густинского Троицкого монастыря. В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от города Прилук Дубенский Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 6 октября 1620 года хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре при пении патриаршего монаха тайно, ночью, из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства поляков на епархию не прибыл. С 1628 года – архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 18 ноября 1631 года избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре. В 1632 году представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую лавру, а на митрополию был избран Петр (Могила , † 1646). Скончался 30 октября 1640 года (по другим источникам, в 1634 году). Погребен в Киево-Печерской лавре. Современники называли митрополита Исаию «богомысленным мужем», М. В. Толстой – «подвижником с молодых лет до гроба». 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом (Борецким, † 1631), получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им духовное училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. И хотя в дальнейшем обвинение в измене было с них снято, однако польское правительство не признавало прав митрополита Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иерархия, восстановленная п. Феофаном, но не утвержденная королем, жившая и теснившаяся в маленьком куту, вдали от своих кафедр, не могла иметь того влияния и значения для православной паствы, какое имели епископы униаты для униатов. Поэтому восстановленные православные кафедры и епархии в действительности оставались в прежнем безотрадном состоянии. Мелетий Смотрицкий бывал в своей епархии, но он доставлял одно горе православию; владимирский епископ Иосиф Курцевич уехал в Москву; Исаакий луцкий хлопотал о постройке своего монастырька; Исаия Копинский с перемененным титулом (вм. перемышльского – архиепископ смоленский и черниговский) после 1632 г. вел упорную борьбу с м. Петрорм Могилой и ему некогда было управлять двумя, даже тремя старыми епархиями 971 . Только м. Иов Борецкий и Иеремия Тиссаровский, находясь при своих кафедрах, действовали с пользой для юго-западного православия. Об остальных владыках известно слишком мало. Через год одна за другой последовали две смерти. Одну из них православные оплакивали, другой могли порадоваться. 2 марта 1631 года скончался м. Иов Борецкий, 30 апр. 1632 г. умер Сигизмунд III. Первый 12 лет ратовал за православие, второй, царствовавший 45 лет, 45 лет угнетал греческую веру для унии 972 . На место Борецкого единогласно избран Исаия Копинский, архиепископ смоленский и черниговский 973 , принявший титул митрополита киевского, галицкого и всея Русии, архиепископа всего Сивера 974 . Новый митрополит объединил своим титулом митрополичью епархию с порученным ему чернигово-северским краем. Имел ли какое-нибудь значение при нем прежний блюститель митрополии Исаакий Борискович епископ луцкий, не известно. Едва ли не его содействию обязано право существования луцкой првославной кафедры после сейма 1632 года, хотя Исаакий не занял её. Сейм 1632 года, на котором польским королем избран шведский королевич Владислав, не прошел безследно для православных, в частности для западнорусских епархий и иерархов. Православные не упустили случая воспользоваться смертью Сигизмунда и при избрании нового короля постарались отстоять свои права.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Александр Пузина остался пока номинатом Луцкой и Острожской епархии с правом владеть кафедральными имениями, но вскоре был посвящен с именем Афанасия. На перемышльскую кафедру все еще не избирали кандидата. Все, что король не успел сделать во время коронационных сеймов, обещано сделать на следующем сейме 980 . Непризнанные поставленники п. Феофана м. Исаия Копинский, епископы луцкий Исаакий Борискович, холмский Паисий Ипполитович и пинский или туровский Авраамий Стагонский совсем устранялись от епархиальных дел и им ничего не оставалось делать, как жить на покое в каких-либо монастырях. Напр., Холмский владыка жил в Яблочинском монастыре 981 . Из всех прежних епископов только один Иеремия Тиссаровский, остался на своей кафедре. Впрочем, Исаия Копинский, не уступавший митрополии Петру Могиле , долго именовался архиепископом сиверским (северским). Удаленный из Киевского Михайловского монастыря, он поселился где-то в Полесье. Но и после этого отставной митрополит не прерывал сношений со своими прежними монастырями: лубенским, мгарским и двумя прилуцкими – густынским и ладинским, где монашествующие признавали его своим общим отцом и пастырем и называли «епископом лубенским». Епископ лубенский много вредил м. Петру Могиле , распуская слухи, что киевский митрополит отпал от христианской веры, благословлен римским папой в патриархи с клятвенным обещанием ввести латинство, превратить христианские церкви во всех польских и литовских городах в ляцкие костелы и уничтожить все русские книги. Как управлял Исаия чернигово-северских краем, где все еще не было своей епископии и где смоленский униатский архиепископ клялся привести всех к унии, не известно. 5 октября 1640 г. он скончался, но где и при каких обстоятельствах, тоже не известно 982 . О территориальном составе православных епархий, восстановленных и открытых на Варшавском избирательном сейме, можно сделать только несколько самых общих замечаний. Митрополичья область была, по-прежнему, очень обширной и крайне разбросанной. Все прежние её города, где уцелели православные храмы, остались за Петром Могилой , простиравшим свою власть и туда, где не было православных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и на церковном уровне. Претерпев неоднократные переиздания в XIX-XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях по украинской литературе. Благодаря этому в годы господствующего безбожия в советской Украине многие еще со школьной скамьи могли узнать о Боге, о православии. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна стали чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере. Хоть нам практически и неизвестна в деталях земная биография старца Иоанна, однако красноречивее любого подробного жизнеописания о подвижнике может свидетельствовать его духовное наследие. Как писал еще во времена советского атеизма В. Шевчук, «жизнь не забыла Вишенского, воскресив в памяти человеческой эту неординарную личность, перенимая из его произведений все доброе и светлое, что человека облагораживает и возносит. Она сплетает далекому страннику, будившему общественное сознание на рубеже XVI-XVII вв., надлежащий венец». 214   204 Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины. С. 127; Его же. Основатель Киево-Братской школы митрополит Исаия (Копинский) и его участие в возрождении православия в Украине//Труды Киевской духовной академии. К., 2015. 23. С. 146. 205 Еремин И. П. Иван Вишенский и его общественнолитературная деятельность//Иван Вишенский. Сочинения. С. 226–227 208 Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3-х т. М., 1953. Т. 2. С. 33, 132; Крип’якевич Богдан Хмельницький. К., 1954. С. 85. 209 Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины. С. 127; Его же. Основатель Киево-Братской школы митрополит Исаия (Копинский). С. 146.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I Глава I Глава Устранение с кафедр епископов, поставленных патриархом Феофаном; причины покорности их этому. Протест со стороны митрополита Исайи Копинского. Различие во взглядах и вообще в мировоззрении между митрополитами прежними (Исайею) и новым (Петром Могилою) и вытекавшие отсюда последствия. Недоразумения между Исайею и Петром Могилою до избрания последнего на митрополю. Заботы Петра Могилы, по избрании его на митрополию, упрочить за собою оную. Столкновение с Исайею Копинским; заключение его в Лавру; отречение здесь Исайи от митрополичьего сана и возвращение в Киево-Михайловский монастырь. Неожиданный отъезд Исайи из означенного монастыря. Жалобы его пред королем на притеснения от Могилы. Избрание на киево-михайловское игуменство Филонея Кизаревича. Жалобы Исайн по этому поводу перед королем; письма последнего по делу Копинского к Петру Могиле, киевскому воеводе и князю Вишневецкому. Свидание Петра Могилы с Исайею Копинским в Луцке. Мнимая покорность Исайи; новые его жалобы на Могилу. Назначене королем следственной комиссии по этим жалобам. Удаление Исайи в Полесье. Слухи, распускаемые им между расположенными к нему иноками о неправославии Петра Могилы и предстоящих гонениях за веру. Бегство иноков и инокинь пограничных монастырей в Московское государство, как последствие этих слухов. Резкая перемена в отношениях к Исайе со стороны лубенского игумена Каллистрата; причины этого. Упрек Каллистрату со стороны прежних его единомышленников, бежавших в Москву. Сведения о замысле самого Исайи бежать в Московское государство; правдоподобие этих сведений. Данные для предположения о последних годах жизни Исайи. Неустойчивость мнений в литературе о характере отношений между Петром Могилою и Исайею Копинским. Мнение проф. Голубинского о вступлении Петра Могилы на митрополию; несостоятельность этого мнения. Выяснение причин, побудивших православных, по восстановлении юридических прав своей Церкви, избрать на митрополию и епископские кафедры новых иерархов. Основание признать крутые меры Петра Могилы по отношению к ИсайеКопинскому за печальную необходимость, вызванную действиями последнего. Протесты игумена и иноков Пустынно-Никольского монастыря против Петра Могилы. Подчиненные отношения означенной обители к Лавре в XVI  и начале XVII столетии. Изменение этих отношений при игумене Серапионе Бельском. Получение Петром Могилою привилегии на управление Пустынно-Никольскою обителью; вооруженное занятие им оной. Клятва митрополита на непокорных иноков. Жалобы их на Петра Могилу. Письмо к последнему киевского воеводы. Судебное дело по поводу занятия Петром Могилою Пустынно-Никольского монастыря и решение оного в 1639 году. Несколько заключительных слов. Открыть файл в формате PDF Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/714484/

Таков же был епископ Луцкий Исаакий Борисович, долго живший на Афоне пред тем, как он был хиротонисован патр. Феофаном в 1620 г. в епископа Луцкого.    Иерархи первого после Брестской унии поколения, выносившие «на своем горбу» бесправие православия, естественно, при случае воздыхали о той или иной защите их православной Москвой. В этом они следовали за частью народа, который просто бежал, особенно, из Киевщины, и переселялся в «Московщину». Отражая эту народную тоску по религиозной свободе, и первые не признанные польским правительством митрополиты, Иов Борецкий (1619—1631 гг.) и Исаия Копинский (1631—1633 гг.), готовы были перейти под протекторат православной Москвы. В 1624—25 г. митр. Иов, солидаризируясь с этой православной тягой части казачества к Москве, сам писал в Москву и выражал готовность вместе с своим православным народом присоединиться к северному братскому государству. И даже позднее, преемник Иова с 1631 г. митр. Исаия Копинский писал в Москву, по занятии митрополичьего звания, жалуясь на угнетенное положение православия в Польше: «благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, вси от восточного православия на Запад уклонишася. Едва кто от худых и неславных при благочестии и правой вере обретается». Восстановление православной иерархии патр. Феофаном    Этот план, конечно тайно, подготовлялся издавна. Но вот настал благоприятный момент, когда КПльский патриарх послал своего помощника, патриарха Антиохийского Феофана, сначала с особой миссией в Москву. Православным в Польше, конечно, было известно, что патр. Феофан, проезжавший через Киевщину в Москву для сбора милостыни и участвовавший там в церемонии возведения на патриарший трон освобожденного из польского плена митр. Филарета (1619 г.), имеет большие полномочия от Вселенского патриарха также и на устройство православной церкви в Польше. Патр. Феофан получил от правительства разрешение посетить православные монастыри, церкви и братства в разных городах, как это было ни неприятно для униатской стороны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСТЫНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в с. Густынь Прилукского р-на Черниговской обл. (Украина). Основным источником по истории Г. м. является Густынский монастырский летописец посл. трети XVII в. (ПСРЛ. Т. 40. С. 153-169). Г. м. основан как муж. в 1600 г. удалившимися из Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря схииером. Иоасафом и его учениками иером. Евфимием и мон. Геннадием. Избрав место на о-ве Густынь у г. Прилуки, братия решила основать общежительный мон-рь. Вскоре помощником престарелого схииером. Иоасафа стал приглашенный из Киева игум. Исаия (Копинский) , к-рый обратился к владевшему Густынью кн. Михаилу Корыбуту Вишневецкому с просьбой разрешить устроение общежительного мон-ря. В 1615 г. князь выдал братии жалованную грамоту на о-в Густынь и др. владения, в т. ч. пахотные земли, леса (Там же. С. 155). После смерти кн. М. Вишневецкого (1615) его супруга кнг. Раина (Ирина) Могилянская подтвердила права мон-ря на владения. «Вид Густынской пустыни с юго-западной стороны». Хромолитография. 1902 г. (ГЛМ) «Вид Густынской пустыни с юго-западной стороны». Хромолитография. 1902 г. (ГЛМ) В окт. 1616 г. схииером. Иоасаф скончался, Г. м. возглавил игум. Исаия (Копинский), но фактически мон-рем управляли его наместники Варлаам и Никифор. Игум. Исаия основал при Г. м. Ладинский (1616) и Мгарский Лубенский (1619) скиты. В нач. XVII в., после заключения унии, православные в Киевской митрополии остались без церковной иерархии. В 1620 г., возвращаясь из Москвы, Иерусалимский патриарх Феофан IV посетил Г. м., а в Киеве поставил правосл. архиереев; игум. Исаия был хиротонисан во епископа Перемышльского. Впосл. в Г. м. митр. Исаия написал соч. «Алфавит Духовный». Др. знаменитый насельник Г. м., мон. Димитрий (Туптало ; впосл. свт. Ростовский), в 1675 г. был рукоположен во иерея и назначен проповедником; в мон-ре подвизался и иером. Михаил (Лосицкий), впосл. переписавший Густынскую летопись ( Маценко. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/168430.html

Там слуга наместника удостоверял, будто ночью, когда он находился в корчме, студенты сделали нападение на дом и кого-то ранили. Наместник, вместо того чтобы произвести расследование, приказал тотчас же студента обезглавить». Еще в бытность свою архимандритом, П. Могила как человек умный, образованный, преданный православию и русскому народу присутствовал в качестве главного посла от всего духовенства и Киевского митрополита на сейме при избрании короля Владислава. На сейме он много посодействовал признанию легального существования в Речи Посполитой Православной Церкви наравне с Униатской. Когда же на сейме польское правительство не признало высшей иерархии, поставленной для православных Патриархом Феофаном, Петр Могила был избран послами сейма Киевским митрополитом и грамотой короля Владислава утвержден в этом звании. Получив грамоту от короля, Могила счел необходимым отправить своего посла в Константинополь (1633), чтобы испросить себе благословение от Патриарха, и Патриарх Кирилл Лукарис не замедлил прислать Могиле свое патриаршее благословение на митрополию, из чего можно заключить, что прежний митрополит Исайя Копинский едва ли имел утверждение в своем сане от Патриарха. Посвящение П. Могилы в сан митрополита совершено было Львовским епископом Иеремией Тиссаровским как экзархом Константинопольского Патриарха. После посвящения Могила отправился в Киев, где первосвятителя встречали с великой радостью, и ему поднесены были два панегирика: один от лаврской братии, а другой от Киево-Братской школы. После того как митрополит Исайя Копинский не без борьбы оставил свою кафедру, П. Могила приступил к благоустроению своей митрополии. Основываясь на грамотах короля, он прежде всего принялся отнимать у униатов православные монастыри и храмы, в том числе Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и разукрасил церковь Спаса на Берестове, воздвигнутую св. Владимиром, а также церковь Трех святителей, и отдал последнюю Братскому монастырю. Другую, более знаменитую церковь Владимирову, Десятинную, несколько веков лежавшую в развалинах, возобновил, причем при раскопках под обломками ее нашел гроб и в нем мощи равноапостольного князя Владимира. Средства для упорядочения церквей митрополит Могила брал отовсюду: от Лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, — наконец, — обращался за помощью и к Московскому царю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Петр (Могила) прославился множеством свершений, которые он успел претворить в жизнь за сравнительно недолгие свои годы Петр (Могила) прославился множеством судьбоносных дел и свершений, которые он успел претворить в жизнь за сравнительно недолгие свои годы. Я задавался вопросом, кто был бы равен ему по значению, припоминая предшественников Могилы на Киевской митрополии, и не находил таковых. Если бы он оказался во главе Русской Церкви на полвека раньше, во времена Онисифора (Девочки) и Михаила (Рагозы), никакой Брест с Терлецким и Поцеем был бы просто немыслим! Но историю можно, вероятно, переписать и исказить, но нельзя повернуть вспять и переиначить свершившиеся события. Поэтому я не буду рассказывать здесь о строительных, археологических и прочих деяниях Митрополита Петра, которые были весьма значительны и обширны, а также и о преобразовании им Киевской братской школы в знаменитую Академию, но ограничусь книжной справой и вероучительными заботами его. Понятно, что Киевскую Митрополию Петр (Могила) принял в крайне расстроенном состоянии — да и что, по сути, могли сделать его предшественники? Михаил (Рагоза) был униатом, и кафедра вдовствовала, можно сказать, четверть века, прежде чем Патриарх Феофан не поставил в Киев Иова (Борецкого), который был стреляным воробьем, стиснутым в державном кулаке — поляки его считали нелегитимным, преступником, агентом Османской Империи и еще Бог знает кем, запорожцы же, в свою очередь, подозревали его в склонности к униатству, — и ему приходилось буквально физически выживать в то бурное время. Впрочем, время всегда оставалось таким. Его преемник Исаия (Копинский) в бытность еще архимандритом основал разве что Густынский монастырь под Черниговом и Мгарский монастырь под Лубнами, хотя по тем временам и это вовсе не мало. Будучи рукоположен Патриархом Феофаном в епископа Перемышльского, до Перемышля он так и не добрался, угрожаемый польским правительством, с 1628 года, будучи уже епископом Черниговским, жил в заднепровских монастырях, опять-таки тайно, можно сказать, на нелегальном положении. В 1631-м году он был избран в преемники почившему Иову (Борецкому), но через год его оттеснил молодой и амбициозный архимандрит Киево-Печерской лавры Петр (Могила). Последние годы Копинский провел в Полесье с титулом архиепископа Северского и ничего, кроме составления сборника нравственных изречений «Духовная лествица», после себя не оставил.

http://pravoslavie.ru/152672.html

И Петр Могила , в это время уже Митрополит, имел полное основание по этому поводу с удовлетворением заметить Саковичу: «Ты прав, когда признаешь, что в школах Киевской и Гойской учат хорошо, – учат в них, действительно, неплохо». Этот высокий научный уровень Киевской Коллегии, организованной Петром Могилой , высоту принципов, на которых она была основана, нельзя не подчеркнуть, говоря о самоотверженной работе Петра Могилы по распространению образования, говоря о его борьбе против иноверного и иностранного культурно-политического влияния иезуитов и их подголосков – униатов. IV 2 марта 1631 г. скончался Митрополит Киевский и Галицкий Иов (Борецкий) и на его место был избран епископ Перемышльский и Самборский Исаия (Копинский). Вопрос о признании его и других иерархов, посвященных по просьбе Киевского братства для русского населения Польши Иерусалимским Патриархом Феофаном в его приезд из Москвы на Украину в 1620/1621 г., оставался неприемлемым для польского правительства, и православные волей-неволей должны были в этом вопросе отступить и выбрать новых архиереев. Митрополитом Киевским и Галицким и был избран Киево-Печерский архимандрит Петр Могила . Но заместивший Иова Борецкого Исаия Копинский никак не хотел отказываться от митрополии. Петр Могила принял свое избрание в митрополиты, не отступив перед возникшими препятствиями и трудностями всякого рода. Он тотчас же известил Константинопольского Патриарха о своем избрании и получил от него утверждение. Историк М. Грушевский, в своей истории Украины, описывая торжественные встречи нового Митрополита на его пути от Львова, где он принимал посвящение, до Киева, где его приветствовали речами, виршами, панегириками и т.д., замечает: «В лице Петра Могилы украинское население радостно приветствовало свою первую национальную победу после стольких лет смуты, неволи и унижений». V В начале апреля 1633 г. Петр Могила разослал грамоты православному населению, приглашая его прибыть и г. Львов или прислать депутатов на предстоящее посвящение его в митрополиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010