Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Мгарский Спасо Преображенский, от Лубен в 5 верстах, основан епископом Исаией Копинским в исх. 1624 г.; архимандрия с 1744. Ныне второклассный. [V, 23.] Игумены Иов , из Гусинского, 1628 и 29. Феодосий перев. из Густинского 1629; † 1635. Каллистрат , 1636–1638. Иоанн , в февр. (sic) 1646. Каллистрат , 1649, 60. Виктор Загоровский , в мае, авг., сент. 1658, 1663, 1 июля 1672. Каллист Балицкий , 12 июня 1668. Макарий Засенович , 1684. Ипатий (Игнатий) Горбачевский , 1687, 1689, 1690–1700. Филарет , 1712. Алексий , 1716. Алексий Петрик , 24 июля 1722. Киево-Златоверхо-Михайловский. Иларион Рогалевский 26 окт. 1728 перев. в Донской. Тимофей Щербацкий прибыл 1737 и в том же году перев. в Выдубицкий. Иоасаф Горленко определён 1737–1743; архим. 1744; с 25 апр. 1745 в Троицкой Сергиевой Лавре наместник, а 2 июня 1748 епископ Курский. Архимандриты Варлаам Тенсинский 1757 перев. из Киево-Михайловского. Лука , 1764–69. Паисий Яновский , 1769–1777. Варлаам Гловацкий , из Андрониева, 1777 и 78. Иосиф , 1779 и 80. Дамаскин , 1781–96. Виктор Прокопович-Антонский 14 авг. 1799 перев. из Иосифова, а 1800 – в Московский Богоявленский. Досифей ( Феодосий ; Ист. Иер., III, 355.) 6 февр. 1804 перев. в Бизюков. Иосиф Ильицкий ( Ильинский ) 6 февр. 1804 перев. из Вяжицкого; до 1813; † … Ириней , 1813–16. Кирилл Богословский-Платонов , ректор Полтавской семинарии, производен 29 июня 1817; 7 мая 1819 перев. в Новоспасский. Виталий , 1819–26. Мелетий Носков , из Острожского, 1827–38. перев. в Свияжский Богородичный. Мефодий , бывший архиепископ Псковский, управлял 1834–41; † 1844 … Афанасий , 1838–45. После мнтрём управляли местные архиереи. 2 Ладинский Покровский, в Прилуцком уезде, основан епископом Исаией Копинским после 1620 г.; ныне 3-го класса. [V, 2.] Игуменьи Александра Копинская , первая, с 1619; † после 1633. Елисавета Летинская , до 1639, потом основала Алатырский мнтрь. Серафима Зебровская , 1656–59. Александра , 1765–74. Елена Алишовская , 1775–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский монастырь — мужской монастырь Полтавской епархии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Содержание История [ править править код ] Мгарский монастырь — духовная жемчужина Лубенской земли — уже много веков возвышается над живописной Сулой, маня к себе все новых искателей даров небесных. Сердца паломников раскрываются здесь навстречу чему-то несказанному, непостижимо высокому и давно желанному. Мир иной стучится в души людей тишиной и радостью, которые в суете будней, увы, нам недоступны. Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X–XI вв. Потому, говорят, места эти благодатные, намоленные. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем Исаией Копинским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой. Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры . Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря , возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии. Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, сестра Петра Могилы и вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Предание, о котором вспоминает Т.Г. Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы. В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию в Мгарском монастыре Полтавской епархии 16 мая 2016 г. 10:11 15 мая 2016 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, день памяти святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Мгарском мужском монастыре Полтавской епархии . Его Блаженству сослужили настоятель монастыря митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , епископ Кременчугский и Лубенский Николай , епископ Золотоношский Иоанн , епископ Новосанжарский Вениамин , духовенство обители и епархии. За Литургией Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. По окончании богослужения состоялся крестный ход, после которого Блаженнейший владыка окропил верующих освященной водой и вознес молитву святителю Афанасию, небесному покровителю обители. Появление первых монахов на Мгарской горе предание относит к X-XI в., а сам Спасо-Преображенский монастырь был основан митрополитом Исаией Копинским в 1619 году. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в Мгарском монастыре остановился Константинопольский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он скончался, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лице святых, а тело его было обретено нетленным. В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетманов Самойловича и Мазепы был построен каменный Спасо-Преображенский храм. В 1919 году, в ночь с 18 на 19 августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. До 1936 года мощи святителя Афанасия находились в Мгарском монастыре, затем были перенесены в Харьков (ныне покоятся в кафедральном Благовещенском соборе города). В начале 1930-х годов на территории монастыря советской властью был организован детский дом для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — военные склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Возрождение обители началось в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне — митрополит Полтавский и Миргородский. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4467952.ht...

К нач. 1631 г. актуальным стал вопрос о создании правосл. учебных заведений для воспитания новых кадров приходского духовенства и монашества, способных отстаивать свои взгляды в полемике с приверженцами др. конфессий. В своем завещании Иов (Борецкий) призвал создать такое уч-ще при Киевском братстве , что и было сделано. Одновременно П. постарался создать уч-ще в Киево-Печерском мон-ре, куда были приглашены учителя Львовской братской школы Исаия (Трофимович-Козловский) , Сильвестр (Косов) и др. В дальнейшем усилия П. были направлены на объединение обоих киевских уч-щ под его патронатом. Объединению способствовал тот факт, что Киевское братство уже 11 марта 1631 г. признало П. «старшим братом, опекуном и фундатором». Решение о слиянии школ было одобрено в янв. 1632 г. митр. Исаией (Копинским) и епископами. В 1633 г. в уч-ще читались курсы не только «семи свободных наук», но и философии (его читал ректор Исаия (Трофимович-Козловский)). Это позволяет характеризовать уч-ще по критериям того времени как 1-е высшее правосл. учебное заведение - академию - на землях вост. славян. Для содержания уч-ща использовались доходы Киево-Печерского мон-ря. При организации учебного процесса были заимствованы модели преподавания, успешно применявшиеся в иезуитских коллегиях, языком преподавания была латынь. По свидетельству Сильвестра (Косова), это вызвало в Киеве волнения со стороны «неученых» попов и казаков. Меры, принятые П. в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVII в., означали важный шаг на пути осуществления реформ, к-рые должны были вывести правосл. Церковь из острого кризиса, начавшегося во 2-й пол. XVI в., и сделать ее способной отстаивать свои позиции в борьбе с приверженцами др. конфессий. Предпринятые шаги получили продолжение после возведения П. на Киевскую митрополичью кафедру. Следует отметить, что уже на рубеже 20-х и 30-х гг. деятельность П. выходила за рамки Киевской земли. Так, сохранилась его грамота Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, где отмечалось, что митрополит дал П. «в той епископии над вами, православными, власть».

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Мелетием (Смотрицким) записка о догматических различиях между правосл. и католич. Церквами, участвовал в Соборе в Киеве, где была осуждена написанная Мелетием «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток). На Киевском Соборе 1629 г., где должен был рассматриваться вопрос о проведении общего с униатами Собора, И. не был, но прислал в Киев письма, в к-рых предлагал не предпринимать никаких шагов без санкции сейма и К-польского патриарха. В сообщении об этих письмах И. назван патриаршим экзархом. Незадолго до смерти митр. Иов (Борецкий; † 2 марта 1631) написал завещание, в к-ром назначил своими душеприказчиками архим. Киево-Печерского мон-ря св. Петра (Могилу) и И. Как сообщил позднее в Москву брат митр. Иова Андрей, И. вместе с монахами Михайловского Златоверхого мон-ря завладел имуществом покойного. Вскоре после смерти митр. Иова его брат Порфирий был посажен в тюрьму, др. брат - Андрей утратил свое имущество. У Андрея хранились важные документы - грамоты вост. патриархов, призывавших войско Запорожское перейти под власть царя. И. забрал грамоты и отдал Петру (Могиле), так что к казакам они не попали. И. с Киевским митр. Исаией (Копинским) и титулярным Смоленским еп. Авраамием Греком (бывш. епископ Стагонский и Метеорский) утвердили соглашения между архим. Петром (Могилой) и Киевским братством об объединении Могилянской и братской Богоявленской школ: 30 дек. 1631 г. был подписан акт об условиях объединения, 5 янв. 1632 г.- соглашение о процессе объединения. В авг. 1632 г. И. и митр. Исаия (Копинский) присутствовали на раде запорожских казаков в Черняховской Дубраве. Как и др. поставленные Иерусалимским патриархом Феофаном западнорус. епископы, И. утратил кафедру после заключения в нояб. 1632 г. соглашений о легализации православных в Речи Посполитой. По-видимому, И. жил в Киево-Печерском монастыре, в марте 1633 г. он имел титул «епископ Луцкий и Острожский, на тот час строитель и наместник монастыря Печерского» (ПВКДА. Т. 2. С. 3). Как представитель киевского духовенства И.

http://pravenc.ru/text/674778.html

После марта 1584 г. И. К. написал краткую автобиографию - «Сказку» («Список с православнаго списка Исаина вкратце, а не по ряду», «Малое исповедание»), где по памяти изложил несохранившееся оправдательное послание, с к-рым в 1582 г. И. К. обратился к царю, после чего Иоанн IV имел с книжником продолжительную беседу. И. К. писал, что полный вариант его сочинения был зачитан царем после марта 1582 г. на заседании «царского синклита», затем передан в патриаршую казну. Подражая «Исповеданию православной веры» прп. Максима Грека, И. К. этим сочинением свидетельствовал о своей верности Православию. В 1591 г. И. К. составил посвященное прп. Максиму Греку «Предисловие (Сказание) вкратце», которое сохранилось, в частности, в сборнике, включающем «Канон Божественному Параклиту» прп. Максима и Псалтирь, отредактированную в 1552 г. прп. Максимом вместе с Нилом (Курлятевым) . В биографии ученого грека И. К. находил общие черты со своей судьбой. «Предисловие...» имеет ряд текстуальных совпадений как с автобиографией И. К. («Сказкой»), так и с ранней биографией прп. Максима Грека - «Сказанием известным о приходе на Русь Максима Грека, и како претерпе до скончания своего» (на этом основании И. Денисов атрибутировал последнее сочинение И. К., к-рого ошибочно отождествил с Киевским митр. Исаией (Копинским) ). Вопрос о соотношении «Предисловия...» и «Сказания известна...» дискутировался, в наст. время считается, что первичным является «Предисловие...». Т. о., сочинение И. К. представляет собой 1-й опыт биографии прп. Максима и свидетельствует о посмертном признании авторитета ученого грека. Арх.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 1. Л. 174-198 [Оправдательная память митр. Иоасафа, ответ Смоленского еп. Симеона]; РГБ. Ф. 304. 62. Л. 1-2 об.; ГИМ. Син. 850. Л. 1008-1009. Соч.: Бычков А. Ф. Описание церковнославянских и русских рукописных сборников имп. Публичной б-ки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 143-144 [«Сказка»]; Путешествие киевского иеродиак. Иоакима в Москву за книгами и представление его царю Грозному в присутствии Боярской думы в 1582 г.//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 5. Смесь. С. 1-3; Сырку П. А. Из истории сношений русских с румынами//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 3. С. 497-500 [«Сказка»]; Белокуров С. А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1898. Прил. С. III-VI [«Предисловие вкратце»]; Абрамович Д. И. К литературной деятельности мниха камянчанина Исайи. СПб., 1913. (ПДПИ; Т. 181) [«Список с листа Исаино слово в слово...», «Плач...», «Жалоба»]; «Предисловие»-«Сказание» иеродиакона Исайи Каменчанина (ок. 1591 г.)// Синицына Н. В. Сказания о прп. Максиме Греке. М., 2006. С. 50-72, 89-92.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Село Мгар расположено в нескольких километрах западнее города Лубны. Если ехать по трассе Е40 (М03) из Киева в Полтаву, то на Лубенской окружной дороге заметите указатель местного Спасо-Преображенского монастыря. Именно благодаря этому монастырю известно на всю Украину село Мгар. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1619 г. на средства княгини Раины Могилянки Вишневецкой и построенный митрополитом Исаией Копинским (тогда игуменом Густынским и Подгорским). В состав комплекса монастыря входят: Преображенский собор, 1684 г. Колокольня, 1785 г. Дом настоятеля, 1786 г. Гостиница, вторая половина XIX в. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, конец XIX в. В 1654 г., 25 февраля, на обратном пути из Москвы в Константинополь в монастырь прибыл Царьгородский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Патриарху в то время было уже почти 60 лет и здоровье его было подорвано. Афанасий тяжело заболел и предал Богу душу 5 апреля 1654 г. По его завещанию он был похоронен в монастыре. По обряду погребения Царьгородских патриархов, его тело в сидячем положении разместили в каменной гробнице, которая была установлена у царских ворот монастырского храма Преображения Господня. Через восемь лет патриарх Афанасий был канонизирован. Спасо-Преображенский собор В 1684 г. на месте деревянной церкви, на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту талантливого виленского зодчего Иоганна-Баптиста Зауэра, в содружестве с местными мастерами М. Томашевским и А. Пирятинским, был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Закончено строительство в 1692 г. Внутренние росписи и золочение иконостаса осуществлял лубенский мастер И. Иванович. После смерти Баптиста достраивал собор местный умелец А. Пирятинский, руководил плотницкими и столярными работами Д. Ворона. В росписи монастырских зданий принимал участие украинский художник И. Максимович. В основу композиции собора положен тип крестово-купольного храма с широкой средней частью и центральным куполом. И. Баптист и М. Томашевский при решении фасадов собора применили четкое ордерное членение стен. По высоте они поделены на два яруса и украшены плоскими пилястрами ионического ордера на углах и в пролетах. Лепные украшения были выполнены в первой половине XVIII ст. при реставрации после пожара. Лепка носит барельефный характер и включает элементы растительного орнамента.

http://sobory.ru/article/?object=07368

Не позднее 1620 г. ктитором К.-Б. м. стал запорожский гетман П. К. Конашевич-Сагайдачный, пожертвовавший не позднее 10 апр. 1622 г. на нужды мон-ря значительные суммы и впосл. похороненный рядом со строившимся каменным собором в честь Богоявления. По преданию, он же пожертвовал для монастырской церкви серебряный крест, хранившийся в соборе обители. 10 апр. 1625 г. царю Михаилу Феодоровичу Романову, а также думному дьяку И. Т. Грамотину было отправлено «письмо духовных и мирских братий», в к-ром содержалась просьба «о милостыни на украшение своей церкви Богоявления Господня, Благовещения и преподобных Антония и Феодосия Печерских». 17 янв. 1626 г. обращение с просьбой о выделении помощи К.-Б. м. и школе поступило к царю Михаилу Феодоровичу (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 551-554). Среди первых настоятелей К.-Б. м. известны: в 1628 г.- иером. Серапион (Бельский), в 1630-1631 гг.- иером. Тарасий (Земка), в 1631-1632 гг.- иером. Фома (Иевлевич). В 1630 г. в Киеве свирепствовала эпидемия моровой язвы, часть насельников скончались. Объединение с Киево-Печерской школой Новый этап в жизни К.-Б. м. начался после подписания архим. Петром (Могилой) и Киевским братством акта об объединении Киево-Печерской школы и школы, располагавшейся в К.-Б. м. В соответствии с этим договором свт. Петр становился главным братчиком и защитником объединенной школы. В нач. 1632 г. объединение школ было подтверждено Киевским митр. Исаией (Копинским) и гетманом И. Д. Петражицким-Кулагой. 5 июня решение об объединении Печерской и Братской школ утверждено митр. Киевским Исаией (Копинским). При этом митрополит потребовал, чтобы за богослужением в К.-Б. м. поминалось имя митрополита Киевского. Данная мера должна была подчеркнуть, что объединенная школа находится в его юрисдикции. К осени 1632 г. новая школа разместилась в стенах К.-Б. м. Ректором школы, именовавшейся «коллегией», и настоятелем (1634-1638) К.-Б. м. стал игум. Исаия (Трофимович-Козловский) Архим. Петр (Могила), получив звание «пожизненного блюстителя, опекуна и защитника» К.-Б. м., предоставил в пользование обители Вишенскую и Гнедину волости близ Киева и деревни Процев и Ревное. На его средства для К.-Б. м. было приобретено местечко (впосл. село) Новосёлки. В 1638 г. по ходатайству свт. Петра (Могилы) земельные угодья Васильевской (Трехсвятительской) и Крестовоздвиженской церквей вместе с храмами грамотой польск. кор. Владислава IV Вазы были переданы в собственность К.-Б. м.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Ансамбль значительно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Ведутся реставрационные работы. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.290-292, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г. Мгарский монастырь - духовная жемчужина Лубенской земли - уже много веков возвышается над живописной Сулой. Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X-XI вв. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем Исаией Копинским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой. Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии. Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, сестра Петра Могилы и вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Предание, о котором вспоминает Т.Г. Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы. В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский). От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова.

http://sobory.ru/article/?object=07368

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого). Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения – по мнению некоторых историков, враждебные. Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище. Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре – первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство. К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010