Прежде всего скажем несколько слов о рукописях. Знакомство наше с синодиком началось с Эскуриальского пергаментного списка, относящегося к XII b. 133 Он надписывается: τ συνοδικν κατ πασν τν αρσεων. Хотя в каталоге Миллера он отмечен XIII b., но мы имеем основания считать его моложе и отнести к концу XII b., во всяком случае он составлен до 1203 г. Это видно из следующих данных: 1) в отделе многолетий встречаем имя царя Алексея и царицы Евфросинии 134 ; эти имена указывают на время Алексея III Комнина (1195–1203). 2) В отделе провозглашений вечной памяти умершим царям последними названы Мануил Комнин и сын его Алексей II. Что не помянут царь Андроник, это еще понятно из трагической судьбы этого царя, сверженного Исааком Ангелом, но что нет в синодике и имени Исаака, во второй раз царствовавшего после Алексея III, – это уже явный признак, что синодик писан в то время, когда ослепленный своим братом Исаак находился в темническом заключении. 3) Соответственно тому и содержание синодика представляет историю церковных смут и ересей, доведенную до второй половины XII b., то есть оканчивается отлучениями на еретиков времени Мануила Комнина. Особенность Эскуриальского синодика заключается еще в том, что это есть синодик поместной Церкви, именно Критской. Существенным признаком того служит перечисление имен митрополитов и архиепископов Критских, провозглашение многолетия всечестнейшему архиепископу митрополии Крита – словом, выражение местных интересов, которым нет места в патриаршем синодике. Так как помещенный в синодике список критских митрополитов и архиепископов полней того, который можно находить у Лекьена, то считаем нужным привести его под чертой 135 . Упоминаемая здесь епископия Суаретская есть, конечно, та самая, которая приводится у Лекьена под названием Σουβρτης и Σουβριτν Ближайшее место к рассмотренному занимает Венский список, хранящийся в придворной библиотеке 136 . Существенным признаком времени происхождения его служит следующее: 1) в отделе многолетий провозглашено имя царя Мануила Комнина, как благополучно царствующего; в отделе провозглашения вечной памяти последними названы Алексей и Иоанн (Комнины).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

720 Трудно поверить, что «скоре всего, это фреска-секко или живопись по сухой штукатурке» (Балыгина Л. П., Цейтлина Μ. Μ., Некрасов А. П. Исследование и реставрация настенной живописи в Дмитриевском соборе//Дмитриевский собор. С. 125). 722 Так, крупномасштабный образ Марии Египетской предваряет композицию Страшного суда во фресках церкви Св. Георгия в Старой Ладоге. 723 Ср.: души в росписи Бачкова, целующиеся апостолы в Евхаристии в Нерези, сцены целования Петра и Павла 725 Tsigaridas Е. Οι τοιχογραφες της μονς Λατμου Θεσσαλονκης και ηβυζανιν Ζωγραφικ του 12ου αινα. Θεσσαλονκη, 1986. Ρ. 175, 188; Колпакова Г. С. Искусство Византии. 1. С. 448. 727 Айналов Д., Редин Е. Древние памятники искусства Киева. Харьков, 1899; Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Киевской Руси//История русского искусства. Μ., 1953. T. 1. С. 214 и сл.; Блиндерова Н. В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийских в росписях Кирилловской церкви в Киеве//ДРИ. Монументальное искусство X–XVII вв. Μ., 1980. С. 52 и сл.; Тоцкая И. Ф. Государственный заповедник «Софийский музей». С. 188 и сл.; Асеев Ю. С. Мистецтво Pyci. 1989. С. 96 и сл. 728 Цветные нимбы и медальоны часто встречаются в византийском искусстве: росписи церкви Св. Варвары в Каппадокии 1026 г., Пантелеймона в Нерези 1166 г. и др. 730 Ср.: «розовый сгущается до коричневого в тенях и разбеливается почти до чистых белил в высветлениях» (Блиндерова Н. В. Житие... С. 59). 732 Асеев Ю. С. Pyci. 1969. С. 169; Хвойка В. В. Древние обители среднего Поднепровья. Киев, 1913. С. 81. 736 Первый из них, Козьма, приехал вместе с семьей преподобной Евфросинии прямо из Константинополя. 737 Ср. с воздвизальными крестами в Св. Софии Константинопольской, в Софийском соборе в Новгороде. 739 См.: Шалина И. А. Богоматерь Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая: исторические имена и архетип чудотворной иконы//Чудотворная икона: Сб. ст./Под ред. А. Лидова. Μ., 1996. С. 200 и сл. Следует, заметить, что Евфросиния могла ориентироваться и на близкие по родственным связям с Исааком Комниным прототипы, а именно двойной монастырь Хора в Константинополе, где Исаак, приходившийся ей дядей, первоначально предполагал устроить свое погребение, а также основанный им монастырь Богородицы Космосотиры в Феррах (см. о нем: Sinos S. Die Klosterkirche der Kosmosoteira in Bera (Vera). München, 1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56 Мандробул (греч. Μανδρβουλος) – персонаж древнегреческой мифологии, скупец, который, найдя на острове Самос клад, принес в жертву Гере золотого барана, в следующем году – серебряного, а еще через год – медного. «Дела идут как у Мандробула» – поговорка, означающая, что идут они все хуже и хуже. – 57 Ги де Лузиньян (фр. Guy de Lusignan, ум. в 1344 г.) – сын Амори (Амальрика) Тирского из династии Лузиньянов, короля-узурпатора Кипра, и Изабеллы, дочери киликийского царя Левона III Хетумяна, впоследствии король Киликийской Армении (1342–1344) под именем Костандин III. Основатель династии, правившей Киликийским царством вплоть до его падения в 1375 г. 58 Григора ошибается, называя императрицу Марию (Риту Армянскую; см. прим. 301 к т. 1) сестрой отца Ги. На самом деле она была сестрой его матери. 59 Ирина Кантакузина или Ирина Асень (болг. Ирина Асенина, греч. Ειρνη Καντακουζην) – жена императора Иоанна VI Кантакузина , дочь Андроника Асеня Палеолога (см. прим. 501 к т. 1) и его супруги Тарханиотисы, императрица в период с 1341 по 11 декабря 1354 г., впоследствии монахиня Евгения. Даты ее рождения и смерти неизвестны. Замужем за Кантакузином с 1318 г. В браке родилось шестеро детей. 60 Мануил Комнин Рауль Асень – полководец, позже стратиг в Дидимотихоне (1342) и губернатор Визы (1344); Иоанн Асень – полководец, губернатор Меленика (1342) и Морха (1343). 61 Авдиры или Абдеры (греч. βδηρα, а не Αδηρα, как у Григоры) – древнегреческий город во Фракии, к востоку от устья Неста (см. прим. 63). Ван Дитен, основываясь на «Истории» Кантакузина и мнении Дюканжа и Буаве, приходит к заключению, что монастырь, где были заключены братья Асени, находился не в Авдирах, а в Вире (греч. Βρα, ныне Φρες), в устье реки Эврос, близ Александрополя ( Dieten, Bd. 3, S. 274, Anm. 126). Это знаменитый монастырь Богородицы Мироспасительницы (греч. Μον Θεοτκος τς Κοσμοστειρας), построенный в XII в. императором Исааком Ангелом и сохранившийся до наших дней. 63 Нест или Места (греч. Νστος, болг. Места,) – река в современных Болгарии и Греции, впадающая в Эгейское море. Берет начало в юго-западной Болгарии в Рильских горах при слиянии рек Черна Места и Бяла Места и впадает в море около острова Тасос.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Керулларий – патриарх Константинопольский. Часть 1 К 950-летию кончины Патриарх Михаил Керулларий. Хроника Иоанна Скилицы В начале 1059 года отошел ко Господу выдающийся Константинопольский патриарх Михаил Керулларий. Он вошел в историю главным образом как один из участников конфликта между Римской и Константинопольской Церквами, который привел, как считают, к окончательному разделению Церквей. Последние дни патриарха проходили в удалении от своей паствы, в ожидании суда, затеянного императором Исааком Комнином. Боясь вспышки народных волнений, император хотел провести суд над патриархом в каком-нибудь отдаленном городе Херсонеса Фракийского. Путь туда лежал через город Мадит, в котором почивали мощи угодника Божия святителя Евфимия, епископа и чудотворца Мадитского, прославившиеся благовонным мироточением. Ночью святой явился Керулларию во сне и возвестил его о скором отшествии в небесные обители, о чем, пробудившись, патриарх рассказал караулившему его солдату и другим спутникам. Действительно, патриарх Михаил Керулларий не дожил до суда человеческого. До последней минуты он молился за свой народ, сохранивший ему преданность: рука святителя так и застыла в жесте благословения. Его смерть потрясла императора. «Гордый Комнин, предвкушающий победу при жизни патриарха, был им побежден после смерти», – пишет профессор Н. Скабаланович . Раскаявшийся император публично выступил перед народом, оплакивая свой грех. Останки почившего патриарха с подобающими почестями были погребены в том же монастыре, в котором несколькими месяцами ранее он был арестован по приказу императора. Так закончился скорбный жизненный путь этого стойкого борца за Православие, за Церковь, за народ. Сам император не на много пережил патриарха. В ноябре того же года он тяжело заболел и, оставив престол, удалился в монастырь, где 31 мая 1060 или 1061 года преставился. Михаил Керулларий родился в Константинополе в богатой аристократической семье, приближенной к императорскому двору. Отец его занимал важную финансовую должность, дед и прадед также были знамениты при дворах предшествующих императоров.

http://pravoslavie.ru/28997.html

Сначала левый фланг императорских войск под командованием Аарона опрокинул правый фланг мятежников. Комнин готов был уже спасаться в Никею, но положение исправил командовавший левым флангом мятежников Катакалон, который перешел в наступление и даже сумел ворваться в лагерь противника. Неизвестно, насколько прав в деталях Скилица (в этой части своей истории он явно благоволит к Катакалону Кекавмену), но Пселл при описании сражения, видимо, перепутал левый и правый фланги. 311 Рассказ о случившемся с Исааком Комнином носит легендарный характер. В этой братоубийственной битве, которую Атталиат сравнивает с «вакхическим безумием», большие потери понесли обе стороны. Пселл резко обрывает рассказ об этой битве, пропускает несколько эпизодов, и в результате сообщение о победе мятежного войска кажется неподготовленным. Вполне вероятна лакуна в тексте. Как показал дальнейший ход событий, Пселл не ошибся в своем предположении. После завершения посольства действительно возникли слухи, что послы тайно встречались с мятежниками и убеждали их не поддаваться ни на какие публичные уговоры (Скил., 496 ел.). 312 Речь идет об одном из главных таинств христианской мифологии: воплощении Бога в человека в образе Бога-Сына – Иисуса Христа. Наше понимание текста резко отличается от толкования издателя. Последний некоторые из реплик Михаила VII отдает Пселлу. 314 Третий участник посольства – будущий патриарх Константин Лихуд. «Став священным приношением Слову (т. е. Богу-Слову.–Я. Л.)» – т. е. принял монашество. «Принес его (Слово.–Я. Л.) в жертву Отцу» – имеется в виду «бескровная жертва» христианской литургии, когда в жертву Богу-Отцу приносится Тело Христово. 317 Термином «дука» (от латинск. dux) в Византии иногда обозначали военачальников отдельных отрядов. 320 Не совсем ясно, что имеет в виду Пселл под «свободными». Может быть, воинов, не входивших ни в какие отряды? 323 Слог Лисия считался образцом ясности и простоты. Рассказывая о своей речи, произнесенной в столь драматической ситуации, Пселл ие упускает случая щегольнуть ссылками на авторитеты и специальной риторической терминологией. 324 Значение этой фразы следует расшифровать, видимо, следующим образом. «Созерцание» (teoria) ценилось в христианском сознании выше, нежели «дело» (praxis).Цapь–чeлobek «созерцательный» (teoretikos), в то время кем занимающий следующую ступень кесарь – уже «человек дела» (praktikos). 326 Смысл фразы не вполне ясен. Возможно, в тексте выпало отрицание и мятежники, следовательно, спрашивают, как можно будет не лишать власти «царского сына» (т. е. Исаака). В последнем случае становится понятным пример с Константином Великим . Последний возвел своих четырех сыновей в ранг кесаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Однонефная церковь мучеников Сергия и Вакха близ с. Нета с цилиндрическим сводом, к-рый поддерживается 2 поперечными арками, относится к средневизант. периоду. Часть свода и половина апсиды обрушились. Сев. и юж. стены укреплены 3 пристенными арками. К 1974 г. от фресок XIII в. сохранились фрагменты изображений 2 всадников в центральных арках юж. и сев. стен ( Idem. Σεργου και Βκχου εκκλησα, Ντα//ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 189-190). Время возникновения монастыря Пресв. Богородицы Кантариотиссы в окрестностях замка Кантара точно неизвестно. Впервые он упоминается в сказаниях о Кантарских преподобномучениках , к-рые в 20-х гг. XIII в. поселились в этой обители, но скорее всего мон-рь существовал и ранее. В 1777 г. по инициативе Кипрского архиеп. Хрисанфа были заново отстроены небольшой сводчатый собор и др. монастырские здания. В 1783 г. был позолочен иконостас и написаны для него иконы худож. Лаврентием. Однако икона Божией Матери Камариотиссы была создана ранее, Папагеоргиу относит ее к нач. XVII в. ( Idem. Καντρας Παναγας μοναστρι//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 249). В 1826 г. в мон-ре подвизались 10 монахов, в нач. ХХ в. он был закрыт. Мон-рь ап. Андрея Первозванного. 1855–1867 гг. Мон-рь ап. Андрея Первозванного. 1855–1867 гг. Монастырь ап. Андрея Первозванного на оконечности п-ова Карпасия южнее мыса Апостолос-Андреас построен на месте, где, по кипрскому преданию, пристал корабль, на к-ром плыл ап. Андрей Первозванный , и по его молитве забил чудотворный источник, существующий до сих пор. О времени основания мон-ря не сохранилось точных сведений. Гавань Св. Андрея упоминается англ. паломником Зевульфом в 1102-1103 гг. (Путешествие Зевульфа в Св. Землю, 1102-1103 гг.//ППС. 1885. Вып. 9. С. 289). О хорошо укрепленном мон-ре ап. Андрея впервые упоминается под 1191 г. в хронике «Деяния Генриха II и деяния короля Ричарда» Роджера Ховеденского (ранее приписывалась Бенедикту, аббату Питерборо), к-рый рассказывает о победе Ричарда I Львиное Сердце над правителем Кипра Исааком Комнином (Gesta regis Henrici Secundi Benedicti abbatis=The Chronicle of the Reigns of Henry II and Richard I, A. D. 1169-1192, known commonly under the name of Benedict of Peterborough. L., 1867. Vol. 2. P. 167). Хотя монастырь продолжал существовать в периоды франц., венецианского и османского господства, сведений о нем до XVIII в. практически не сохранилось. В 1738 г. Ричард Покок упоминает, что в нем подвизались всего 2-3 монаха.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Норову о его изданиях и о содействии к изданию афонских актов (черняк); Татьяны Борисовны Потемкиной к о. Порфирию, – благодарит за сочинения; о. Порфирия к Я.И. Ростовцеву (21-го августа, черняк) о посылке в дар своих сочинений в 1-й кадетский корпус; от генерал-адъютанта Д. Путяты (27-го августа) благодарственное за подаренные 2-му кадетскому корпусу книги и о приобретении для каждого из военно-учебных заведений сочинений о. Порфирия (31-го августа); от производителя дел учебного комитета при главном штабе о книгах для николаевской академии главного штаба (30-го ноября); от непременного секретаря Академии Наук К. С. Веселовского (3-го октября) с просьбой к о. Порфирий списать статьи, преимущественно касающиеся истории Грузии и Константинополя, из рукописной книги на греческом языке на Синае, «содержащей в себе деловую корреспонденцию между греческими и болгарскими архиереями и патриархами, а равно императорами Исааком Комниным, Константином Дукой и Диогенон Романом» 62 и проверить надпись «Панкратнион» на портрете какого-то царя, о котором, а равно как и о рукописи упоминается в «Первом путешествии в Синайский монастырь»; от М.А. Коркунова о присылке в дар о. Порфирию Собрания Русских летописей и Дополнений к актам историческим. За дневником следуют «Мои сновидения в 1857 году» (стр. 156–192) на 19 листах большого формата, писанных не старческой рукой о. Порфирия. Здесь приведен подлинник отношения комитета цензуры духовных книг (13-го сентября) к протопресвитеру В.Б. Бажанову о рукописи под названием «Список с подлинника о ликах и облачениях святых», не одобренной к печатанию. Книга бытия моего 1858 г . состоит из 81 листа (стр. 194–356) разных форматов и разных сортов бумаги, написанных рукой о. Порфирия частью чернилами, частью карандашом, судя по почерку, в разное время. Дневник пересмотрен и исправлен. Содержание его – весьма интересные записки о пребывании о. Порфирия в Петербурге до 8-го мая, о приготовлениях его к отъезду на Афон, о пребывании его в Константинополе (с 16-го по 21-е июня), Солуне (с 23-го июня) и наконец на Афоне (с 30-го июня до конца года).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Согласно господствующему до сих пор взгляду, Скилица дал две редакции своего труда: более ранняя обнимает время с 911–1057 г. (до Исаака I Комнина); в позднейшей труд продолжен и дополнен до 1079 (1081) г. Это предположение основалось на том факте, что Кедрин вставил хронику Скилицы в свою только для времени до 1057 г. Однако, этот аргумент недостаточен: Кедрин вообще свой труд довел только до этого года, если-бы он захотел продолжать, то мог бы почерпать сведения вместо Скилицы из другого источника. Замечание Феодора Газского (в сочинении «О происхождении турок»), что Скилица кончает Исааком Комнином, доказывает слишком мало, ибо возможно, что и он имел перед собою лишь Кедрина и был этим введен в заблуждение, подобно новым исследователям. Разрешение вопроса нужно ожидать лишь от тщательного изучения рукописей 118 . Труд Скилицы, как и более ранние хроники, является историей византийских императоров, т. е. расположен в порядке правления отдельных императоров, причем рассказ о событиях правления каждого из них образует отдельный отрывок, – деление, стершееся у Кедрина. В то же время труд Скилицы является также продолжением Феофана, – ясное доказательство того значения, которым пользовалась хроника последнего в последующие столетия. Правда, показание автора, что он примыкает к Феофану, нельзя понимать совершенно буквально, ибо он начинает приблизительно двумя годами ранее того момента, которым кончает Феофан; однако, этот промежуток времени, именно историю Михаила I, Скилица излагает совсем кратко, давая ее, как вступление к настоящему началу труда, к истории Льва V Армянина. Продолжением Феофана определенно называет Скилицу уже Глика. В литературно-историческом отношении интересны те замечания, которые Скилица предпослал своему труду. Они показывают, что даже у одного из самых сухих и, повидимому, совершенно тупых византийских хронистов были и живой интерес к истории, и довольно ясное понимание цели и назначения своей работы, и умение использовать источники, и знание потребностей своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Μετ δ χρνους ννα και μνας ξ τς ρχς κφαιρισθντος και τοδε το νακτος κα τς κρας παρ’ ν οκ δει περ τν ν τ Βρα μονν κκοπντος σαακω δομηθεσαν τ το βασιλως νδρονκου γενντορι, ρμως εχεν κκλησα τν π δγμασιν. γρ σαακου κασγνητος κλσις λξιος αταρχσας πως τν πραγμτων πτετο κα οτε τ ες πλεμον προμθευτος ν... οτε φιλοπργμων περ τ δγματα. После того как и этот царь, спустя 9 лет и 6 месяцев, был низвержен и лишен зрения теми, кому бы этого не следовало, в обители Вира, построенной Исааком, отцом царя Андроника, Церковь пользовалась спокойствием по отношению к догматическим вопросам. Ибо брат Исаака, царь Алексей, осторожно относился к делам: не оставлял в небрежении военную сторону и не ставил на первом плане церковную. Но враг души человеческой готовил новые козни и замышлял нарушить спокойствие Церкви. При царе Алексее поднялась новая церковно-богословская буря, вызванная лжеучением Михаила Сикидита. На обороте 417 л. рукописи начинается рассказ о Сикидите. π τς βασιλεας το κ Κομνηνν Μανουλ γγον τις νρ τν κλσιν Μιχαλ τν πκλησιν Σικιδτης τος βασιλικος πογραφεσι κατειλεγμνος. Οτος ον τν ποτελεσματικν τχνην τς στρονομουμνης μετιν σφαρας κ το πλεονος ρρητουργαις προσκειτο ττοι κα πολλ διεπρττετο τν γοητικν θλιτητα τ ταλαιπρ κεν προμαρτυρμενα. При царе Мануиле Комнине был некто Михаил по прозванию Сикидит, состоявший в числе царских приказных людей. Сей Михаил занимался искусством распознавать судьбу человеческую по звездам, больше же прилежал к волшебству, при помощи которого производил магическое умопомрачение, засвидетельствованное случаем с одним несчастным. Так, однажды случилось ему смотреть с высокого во дворце места на море в то время, как проходила лодка, нагруженная глиняными блюдами и чашками. Обратясь к бывшим зрителям, Сикидит спросил, какую бы они дали награду, если бы он сделал, что лодочник вдруг сойдет с ума, встанет со скамейки, бросит греблю и перебьет вдребезги свою посуду? Когда те изъявили согласие на все, чего он от них просил, хозяйн лодки, спустя немного времени, действительно встал со своего места и, взявши в руки весло, начал колотить посуду и не прекратил этого занятия до тех пор, пока не обратил ее в прах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Возвышение К. Л. при имп. Константине IX Мономахе, когда он стал проэдром и протовестиарием, привело к усилению позиций Пселла, Ксифилина и Мавропода. Придя к власти, Константин IX фактически отошел от дел и передоверил К. Л. управление империей, однако затем пожалел об этом и постарался ограничить влияние К. Л. ( Mich. Psell. Chron. VI 178-179). Согласно Продолжателю Скилицы, К. Л. стал «хранителем попечения (προνοας) и прав Манган», дворцового, странноприимного и больничного комплекса и связанного с ним мон-ря св. Георгия, к-рый был обновлен и перестроен Константином IX ( Τσολκης. 1968. Σ. 106). Точно неизвестно, чем должен был заниматься К. Л.: возможно, управлять имуществом мон-ря или имущественными правами всего комплекса, либо - одним из ведомств имп. двора, т. н. секретом Манган ( Юзбашян. 1959. С. 24-28). В 1047 г. К. Л. участвовал в организации обороны столицы от войск мятежника Льва Торника ( Scyl. Hist. P. 440). В 1050 г. К. Л. был отправлен в отставку с поста первого министра (месадзона) ( Mich. Psell. Chron. VI 180-181), что привело к ослаблению позиций Ксифилина, Пселла и Мавропода при имп. дворе. Позже Пселл подчеркивал, что предупреждал К. Л. о грозившей ему опасности, однако тот не послушал предостережений. Дальнейшее правление Константина IX, по словам Пселла, было неудачным, поскольку он лишился столь опытного советника, как К. Л. ( Σθας. ΜΒ. Τ. 4. Σ. 406). В правление имп. Феодоры (1055-1056) и имп. Михаила VI Стратиотика (1056-1057) К. Л. отошел от гос. деятельности и возобновил ее во время мятежа и переворота имп. Исаака I Комнина (1057-1059). По поручению Михаила VI он вместе с Пселлом и Феодором Алопом принимал участие в переговорах (в т. ч. в их секретной части) с восставшим в Никомидии Исааком. В ходе 2-го этапа переговоров участники посольства подтвердили, что жители К-поля готовы признать Исаака императором ( Scyl. Hist. P. 496). К. Л. и др. участники посольства перешли на сторону Исаака, были посвящены в его дальнейшие планы и сопровождали при торжественном вступлении в К-поль в сент.

http://pravenc.ru/text/2057020.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010