Анна Комнина Книга II 1. Желающих знать, откуда происходил самодержец Алексей и какого он был рода, я отсылаю к сочинениям моего кесаря 183. Оттуда же можно почерпнуть сведения и об императоре Никифоре Вотаниате. Мануил – старший брат Исаака, Алексея и других детей Иоанна Комнина 184 (моего деда со стороны отца) – был стратигом-автократором всей Азии; на эту должность он был назначен царствовавшим ранее императором Романом Диогеном 185. Что же касается Исаака, то он получил власть дуки Антиохии 186: оба они вели многочисленные войны и соорудили немало трофеев в знак победы над противником. После них стратигом-автократором был назначен мой отец Алексей, которого царствовавший тогда Михаил Дука отправил против Руселя 187. Император Никифор видел искусство Алексея в военных делах, до него дошли слухи о том, как тот, находясь со своим братом Исааком на Востоке, несмотря на юный возраст, участвовал во многих сражениях и показал себя доблестным воином; знал он и о том, что Алексей одержал верх над Руселем. Поэтому Никифор так же сильно, как и Исаака, полюбил Алексея; он прижимал к груди обоих братьев, ласково смотрел на них, а иногда удостаивал совместной трапезы. Это воспламенило против них зависть, особенно со стороны двух уже упоминавшихся варваров-славян: я говорю о Бориле и Германе. Они злились, видя расположение императора к братьям и то, что те остаются невредимыми под градом стрел ненависти, которые они в них мечут при каждом удобном случае. Хотя подбородок Алексея еще не покрылся первым пухом, император, видя всесторонние успехи юноши, назначает его стратигом-автократором Запада и дает ему почетный титул проедра. Уже достаточно было сказано о том, какие трофеи он соорудил на Западе, скольких мятежников победил и доставил в плен к императору. Это-то и не нравилось рабам и еще более распаляло огонь их зависти. Они недовольно ворчали, таили в себе злобу на братьев, часто доносили на них императору, иногда порицали их открыто, иногда клеветали через подставных лиц; они изо всех сил старались любыми способами уничтожить Комниных 188.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Керулларий – патриарх Константинопольский. Часть 1 К 950-летию кончины Патриарх Михаил Керулларий. Хроника Иоанна Скилицы В начале 1059 года отошел ко Господу выдающийся Константинопольский патриарх Михаил Керулларий. Он вошел в историю главным образом как один из участников конфликта между Римской и Константинопольской Церквами, который привел, как считают, к окончательному разделению Церквей. Последние дни патриарха проходили в удалении от своей паствы, в ожидании суда, затеянного императором Исааком Комнином. Боясь вспышки народных волнений, император хотел провести суд над патриархом в каком-нибудь отдаленном городе Херсонеса Фракийского. Путь туда лежал через город Мадит, в котором почивали мощи угодника Божия святителя Евфимия, епископа и чудотворца Мадитского, прославившиеся благовонным мироточением. Ночью святой явился Керулларию во сне и возвестил его о скором отшествии в небесные обители, о чем, пробудившись, патриарх рассказал караулившему его солдату и другим спутникам. Действительно, патриарх Михаил Керулларий не дожил до суда человеческого. До последней минуты он молился за свой народ, сохранивший ему преданность: рука святителя так и застыла в жесте благословения. Его смерть потрясла императора. «Гордый Комнин, предвкушающий победу при жизни патриарха, был им побежден после смерти», – пишет профессор Н. Скабаланович . Раскаявшийся император публично выступил перед народом, оплакивая свой грех. Останки почившего патриарха с подобающими почестями были погребены в том же монастыре, в котором несколькими месяцами ранее он был арестован по приказу императора. Так закончился скорбный жизненный путь этого стойкого борца за Православие, за Церковь, за народ. Сам император не на много пережил патриарха. В ноябре того же года он тяжело заболел и, оставив престол, удалился в монастырь, где 31 мая 1060 или 1061 года преставился. Михаил Керулларий родился в Константинополе в богатой аристократической семье, приближенной к императорскому двору. Отец его занимал важную финансовую должность, дед и прадед также были знамениты при дворах предшествующих императоров.

http://pravoslavie.ru/28997.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в составе Элладской Церкви. Город Александруполис [греч. Αλεξανδροπολις] расположен в Зап. Фракии на побережье Эгейского м. (адм. центр нома Эврос, Греция). Основан в 1876 г. и назван Дедеагач по имени тур. дервиша Деде; после присоединения к Греции в 1919 г. переименован в честь греч. кор. Александра (1893-1920). Кафедральный собор св. Николая выстроен на народные пожертвования. Во времена тур. владычества область входила в Маронийскую, с окт. 1885 г.- в Эносскую епархию К-польского Патриархата. В нояб. 1922 г. при Патриархе Мелетии IV решением Свящ. Синода К-польского Патриархата А. м. была объявлена самостоятельной, а митрополиту присвоен титул «экзарха Родопского». Первым митрополитом Александрупольским был избран Гервасий, митр. Анкирский. После его кончины († 5 июня 1934) А. м. была временно объединена с Суфлийской, к-рой управлял митр. Иоаким. С 1974 г. по наст. время кафедру возглавляет митр. Анфим (в миру Дионисий Руссас, род. 1934). В епархии насчитывается 54 приходских, 20 кладбищенских, 1 домовый, 5 монастырских храмов и 69 часовен; более 80 священнослужителей. При А. м. действуют 54 благотворительные орг-ции, 11 религиозно-духовных центров, в т. ч. «Церковный молодежный центр св. Елевферия». На территории митрополии действуют мон-ри: муж. св. Иоанна Богослова (Αετοχωρου, Александруполис; основан в 1981); жен. Успения Богородицы «Панагия ту Эвру» (Макри, основан в 1980). Имеются медицинское братство «Св. Киприан», Иоакимовская богадельня, общежитие для юношей «Св. Стефан», общежитие для иностранных студентов богословского фак-та Фессалоникийского ун-та, сеть церковных молодежных лагерей «Урануполис». Издаются журналы «Γνωριμα» (Знакомство) и «Σαλπιγκτς το Εβρου» (Трубач Эвроса). Особым почитанием в А. м. пользуются святые: Гликерия Траянупольская, 5 Самофракийских новомучеников - Мануил, Георгий, Михаил, Феодор и Георгий, Феофан Исповедник Сигрианийский. Святыни: мощи 5 новомучеников Самофракийских, глава одного из 40 Севастийских мучеников , чудотворные иконы - св. Марины, св. Кириаки из Эна (храм св. Кириаки, Александруполис), покровительницы Фракии Панагии Космосотиры, Панагии Эвру (мон-рь Успения Богородицы), Панагии Кримниотиссы и Панагии Камариотиссы (Самотраки). Места паломничества: храмы св. Марины Маистру (Александруполис), Святых бессребреников (Александруполис), св. Киприана (Александруполис), св. Иоанна (Лутра, Самотраки), больничная часовня (Александруполис). Церковное искусство: музей церковного искусства, 2 визант. храма XII в.- храм Панагии Космосотиры, кафоликон мон-ря, устроенного севастократором Исааком Комнином , и часовня святых Феодоров . Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 128-130; Δπτυχα (1998). Σ. 349-356. Иером. Феофан (Лукьянов) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64504.html

Вняв его просьбе, 10 сентября 1187 г. василевс созвал синод, на котором присутствовал Константинопольский патриарх Никита II (1187–1189), архипастыри Антиохии и Иерусалима, а также прочие епископы. По поручению императора митрополит Иоанн повторил все, что сказал при личной встрече Исааку II, и высказал претензии по поводу нарушений порядка избрания епископов. Завязалась жаркая дискуссия, в ходе которой были оглашены некоторые синодальные документы. Ее итог был подведен самим императором, который признал факт неканоничности избрания некоторых архиереев. Затем царь установил, что впредь такое избрание должно совершаться в присутствии всех находящихся в Константинополе епископов, причем предпочтение должно отдаваться тем кандидатам, которые отмечены безукоризненной жизнью, имеют должное образование и соответствуют тем требованиям, которые были установлены Церковью ранее 791 . Небезынтересным представляется сам термин «епистимонарх», введенный в широкое употребление Исааком II. Филологически он означает начальствующее лицо над науками, научными занятиями и знаниями. Еще император святой Юстиниан Великий требовал от монастырских настоятелей, чтобы они знали «науку монашескую», т.е. монашескую дисциплину. Позднее епистимонархом стал называться особый монастырский надзиратель – «будильщик», который ночью поднимал всю братию, начиная с настоятеля, к утреннему богослужению. А во время Литургии обходил кельи, чтобы спящих по лености монахов привести в храм. Днем же он следил за тем, не сошлись ли монахи без всякой причины для праздных слов и бездельничанья, вразумляя и напоминая им об их обязанностях. Из монастырской жизни название епистимонарх было перенесено на императора, но в отношении его не монастырям, а ко всей Церкви в целом 792 . «Титул «блюстителя», – писал один исследователь, – родился в Византии, где идея блюстительства выражалась в названии царя наблюдателем за исполнением всеми церковно-должностными лицами их церковных обязанностей или попечителем, радетелем во всем и промыслителем. Блюстительство логически немыслимо без принятия мер на пользу правоверия и благочиния, т.е. без правительственной власти " 793 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История Руси от начала и вплоть до рассказа о смерти Игоря в 6453 (945) г. изложена в Н1 мл. с существенными отличиями от «Повести временных лет». Вплоть до рассказа о крещении Новгорода в 6497 (989) г. среди них нет новгородских известий. Есть всего три упоминания о княжении в Новгороде Рюрика, Олега и Владимира. Основное внимание, как и в «Повести временных лет», уделено полянам и Киеву. Следовательно, в Н1 мл. читается Киевский летописный свод, но иной редакции. Развитие текста от НС к «Повести временных лет» прекрасно прослеживается, если сравнить ее с Н1 мл. 37 В основе хронологической сетки у Н1 мл. лежит «Хронограф по великому изложению», а у «Повести временных лет» – текст одного из двух его источников – «Хроника» Георгия Амартола. 38 В Хронографе она была соединена с другой византийской «Хроникой», Иоанна Малалы, и сокращена, что и привело к хронологическим ошибкам. В «Повесть временных лет» были включены документальные источники – договоры Руси с греками. На их основании и в результате сверки с полным текстом «Хроники» Георгия Амартола в предшествующий свод были внесены существенные правки. Рассмотрим наиболее важные отличия. Предисловие Н1 мл. отличается от текста «Повести временных лет», но вопрос, происходит оно из НС или было написано в Новгороде в начале XIII b., 39 до сих пор не решен окончательно. Дело в том, что летописец обещает довести изложение до византийских императоров «Олекси, Исакья». При этом такое чтение есть только в Троицком списке Н1 мл., в остальных вместо Олексы стоит «до Александра», хотя императора с таким именем вообще не было. А. А. Шахматов полагал, что речь идет об Алексее I Комнине и его брате севастократоре Исааке. Но взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. связано именно с императорами Алексеем и Исааком Ангелами. Когда-то Алексей сверг своего брата Исаака. Крестоносцы сначала посадили на престол его племянника, тоже Алексея, а потом предательски захватили и сам Константинополь. Повесть о взятии Царьграда читается в Н1 ст. и мл. Но в предисловии рассказывается только об основании и христианском просвещении Киева. О том, кто и когда основал Новгород, не сказано ни слова, хотя летописец и утверждает: «преже Новгороцкая волость, а потомъ Киевская». Наиболее убедительной представляется точка зрения А. А. Гиппиуса – Предисловие в Н1 мл. происходит из НС. 40

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и большинство императоров его эпохи, Н. В. занимался меценатством. На его средства был перестроен к-польский Перивлепты монастырь . Его поддержкой пользовался служивший при дворе историк Михаил Атталиат, к-рый посвятил Н. В. сочинение. Известен также парадный манускрипт, сборник проповедей свт. Иоанна Златоуста, созданный ок. 1079 г. по заказу Н. В. (Paris. Coislin. 79). В рукописи сохранились 3 миниатюры, на которых Н. В. и Мария Аланская изображены вместе с Иоанном Златоустом и арх. Михаилом в окружении придворных. На миниатюрах Н. В. явно младше того возраста, в котором находился на момент их создания. По мнению И. Спатаракиса, надпись с именем Н. В. была добавлена позднее, а первоначально рукопись посвящалась имп. Михаилу VII ( Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976. Fig. 69). Попыток отвоевать М. Азию у сельджуков Н. В. не предпринимал. В нач. 1081 г. сельджуки захватили Кизик на юж. берегу Мраморного м. (ныне Бандырма, Турция), что создавало реальную угрозу морского нападения на К-поль. Н. В. начал организацию экспедиции против сельджуков и назначил командующим армии Алексея Комнина. В февр. 1081 г. по мере сосредоточения войск для этой экспедиции в окрестностях К-поля многие из военачальников выражали недоверие Н. В. и недовольство его вялым правлением (кесарь Иоанн Дука, Георгий Палеолог, Григорий Пакуриан , Умбертопул). В этих условиях был составлен план нового переворота; глава клана Дук кесарь Иоанн тайно предложил Алексею Комнину стать императором. Алексей вместе с братом Исааком спешно выехал из К-поля и 14 февр. был провозглашен императором в крепости Цурул (ныне Чорлу, Турция). Сопротивляться этим действиям Н. В. был не в силах. 1 апр. 1081 г. войско во главе с Алексеем вошло в К-поль. 4 апр. Н. В. отрекся от престола и принял постриг в мон-ре Богородицы Перивлепты. Спустя полгода он умер в этом мон-ре. Ист.: Scyl. Contin.; Mich. Attal. Hist.; Niceph. Bryen. Hist. (рус. пер.: Никифор Вриенний. Исторические записки.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

Некоторое время назад историки задавались вопросом, почему татаро-монголы не взяли Венгрию, хотя прошли ее целиком и полностью разорили? Все дело в логистике. Лошадям нужны были корма. Венгерская равнина как кормовая база им подошла бы, но от остальных земель она отрезана Карпатами. Склоны гор покрыты дубовыми лесами без подлеска. Травы совсем нет, а от дубовых листьев лошади слепнут. От одного взгляда на карту становится понятно, какие шансы были у Руси разбить татаро-монголов в XIII веке От одного взгляда на карту становится понятно, какие шансы были у Руси разбить татаро-монголов в XIII веке. Очевидно, что военное противостояние ничего не давало. Чтобы сохранить русские земли, у Александра Невского не было другого выхода, кроме как договариваться с Ордой. Деталь мозаики «Деисус с Исааком Комнином и монахиней Меланией»      Единственные, кто умудрились уцелеть тогда, это, как ни странно, осколки Восточно-Римской Империи. Там еще не были изжиты старые навыки дипломатии и разведки: вокруг них все шумело и горело, а они умудрялись сохранять остатки своих земель. Каким образом? Через личные связи. Например, дочь Михаила Палеолога была замужем за ханом Ирана Абагой. До этого ее выдали еще и за Хулагу. Тогда татары женились на своих мачехах. Таким образом подчеркивалась преемственность власти. Кое-кто выдавал своих младших жен за собственных сыновей еще при своей жизни, назначая их наследниками. Для нас сейчас это звучит дико, но тогда это было вполне нормально. Можно ли было думать, что Михаил Палеолог был счастлив отдать свою дочь в Орду? Вряд ли. Правда, ее там очень уважали. Как только она овдовела, вернулась в Константинополь, приняла монашество с именем Мелании. Маленькая православная церковь Марии Монгольской и сейчас ещё стоит в Стамбуле. В мечеть её не обратили, и православные богослужения там проводятся и сегодня. Церковь Святой Марии Монгольской      – В литературе встречается тезис о веротерпимости татаро-монголов. Что вы об этом скажете? – Это очень натянутый тезис.

http://pravoslavie.ru/141891.html

В целом, надо отметить, Дука начал проводить политику, кардинально противоположную той, какую вел Комнин. Принадлежа к военному сословию, он, тем не менее, совершенно оставил в стороне проблемы армии, увлекшись вопросами правосудия и усовершенствования фискальной системы. Как следствие, стратиоты, которых лишили средств существования, имели только один выход – превратиться в сборщиков налогов. Но, несмотря на все ухищрения василевса, денег в государстве больше не стало, а авторитет власти падал в глазах граждан все ниже и ниже. Дело заключается в том, что, вернув монастырям и Константинопольской церкви все то имущество, которое ранее было отобрано в государственную казну императором Исааком I Комнином, Дука резко подорвал финансовую основу Византийской империи. И, чтобы наверстать упущенное, принялся с азартом выколачивать налоги с других, менее защищенных слоев населения. Вот для выполнения этой, мягко говоря, не совсем военной задачи и привлекались стратиоты, со временем совершенно позабывшие военные упражнения и воинскую дисциплину. Вместо них царь, опасавшийся собственной национальной армии, начал широкую вербовку сомнительных по боеготовности и моральным устоям наемников из числа германских племен, печенегов, узов, болгар и славян. Более того, совершенно не обладая даром стратегического военного планирования, император сосредоточил основную массу войск в Анатолийской феме, чем, по существу, открыл для грабежа восточных разбойников остальные границы 27 . Особой страстью императора стал суд, где он любил заседать и решать спорные вопросы, особенно если они касались финансов. Судебные учреждения заполнились жалобами и доносами на плательщиков налогов, а судебные процессы превратились в софистические споры, в которых неизменно побеждал василевс 28 . Однако в результате этих мероприятий он не смог компенсировать всех потерь казны от чрезмерных расходов на нужды клира. А поэтому император все больше и больше экономил на армии – пагубная и опасная затея. Клирики его очень любили и называли монахолюбцем. Он был на редкость благочестивым человеком, а при восшествии на престол даже пообещал никогда не отнимать ничьей жизни – и клятву свою сдержал. Все свободное время царь проводил за чтением книг, особенно полюбив читать Священное Писание . Желая прослыть мудрым, он старательно уходил от советов своих приближенных 29 . Правда, и собственные замыслы Дуки не приносили успехов Византийскому государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на основании собственного опыта знакомства с ними. Писатели, имевшие возможность наблюдать за половцами и печенегами в основном в ходе военных действий, в которых те выступали в качестве то врагов, то союзников империи, акцентируют внимание, прежде всего, на их вооружении и обычаях ведения войны, а также на самом кочевом образе жизни, непривычном для византийца. Так, Феофилакт Болгарский в речи, обращенной к Алексею I Комнину, поражается быстроте печенежских набегов, подобной молнии, способности степных воинов скрываться среди камней и скал, а также их многочисленности: «Числом они превосходят весенние рои пчел, так что никто никогда не видел тысячи или десятки тысяч их, но только неисчислимое множество» 11 . Никита Хониат отмечал искусство половцев в обращении с луком и их способность преодолевать водные преграды с помощью кожаных мешков, набитых соломой 12 . Другая хорошо известная характеристика куманов, принадлежащая Евстафию Солунскому и содержащаяся в приветственной речи, произнесенной им в Филиппополе перед Исааком II Ангелом, опять-таки построена в основном на образном описании быстроты кочевников: «скифы» представлены как народ крылатый, и оттого неуловимый, не имеющий городов и деревень, готовый схватить добычу и немедленно исчезнуть из глаз, как только кто-то дерзнет оказать им сопротивление 13 . Естественно, что в подобных описаниях преобладают отрицательные характеристики: кочевники предстают хищными грабителями, подобными волкам, или хищным птицам. Задача Михаила совсем иная: он хочет подчеркнуть положительные качества иноплеменников, с которых следовало бы брать пример христианам. Именно поэтому в проповеди Михаила Хониата ничего не говорится о том, как ведут себя «скифы» на войне: всё внимание автора уделено их внутреннему укладу жизни. Более того, помимо общих характеристик, приложимых к большинству кочевых народов (употребляют в пищу кобылье молоко и конину, «не едят хлеба, не пьют красного вина, и не знают льняных или шелковых одежд, а облекаются в шкуры»), наш автор упоминает и о некоторых их конкретных обычаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

Найдя казну пустой, Комнин не испугался наложить государственную длань на земли аристократов, наглядно продемонстрировав, что царь должен заботиться обо всех, а не только о них. Он безапелляционно взыскивал все недоимки в бюджет с их владений, не делая никаких исключений. Кроме того, Исаак Комнин без страха начал отменять старые распоряжения предыдущих императоров о дарении казенных земель, отзывая эти имения обратно в государственную казну. Попутно василевс урезал жалованье государственным чиновникам. Как можно легко догадаться, вскоре он восстановил против себя могущественные силы, которые возглавил все тот же Константинопольский патриарх Михаил Керулларий. Но если возбужденный народ вскоре притих, наглядно убедившись, что царем руководит «общее благо» Римской империи, а возвращенные средства он не употребляет на личное обогащение, то столичный архиерей был поражен «неблагодарностью» своего, как ему казалось, ставленника 5 . Увы, патриарху пришлось пережить очередное разочарование. Нет, как и обещал, император первоначально сдержал свое слово. Помимо Пселла, назначенного проэдром синклита, значительное повышение получил Константин Лихуд, ставший первым министром. Василевс также назначил кесарем Константина Дуку, как того требовал Керулларий. Теперь, случись что с Исааком, Константин имел все права на царство. И самое главное – Комнин публично отказался от прав императора в сфере церковного управления. Отныне все чиновники по церковной части назначались исключительно патриархом, и василевс решительно отстранялся от управления церковной казной и имуществом. Такие важнейшие должности в Восточной церкви, как «великий эконом» и «скевофилакс», отныне замещались кандидатами Константинопольского патриарха, чьими актами лица и назначались на данные посты. Естественно, ни о каком праве царя определять кандидатуру Константинопольского и других восточных патриархов, а также епископов и митрополитов Восточной церкви не могло быть и речи. Это имело далеко идущие последствия. Константинопольской церкви принадлежало множество земельных владений и монастырей. И отказ императора от вмешательства в церковно-имущественное управление приводил к неограниченной власти патриарха по распоряжению ими в виде пожалований своим чиновникам и выдвиженцам. В результате он, как западноевропейский сеньор, раздавал лены своим вассалам. Как следствие, царь и патриарх уравнялись в правах и статусах и, даже более того, положение последнего стало несопоставимо выше на практике, чем императора. По существу, в Византийской империи возникло два центра власти 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010