от роду» (с. 18). «Здесь погребен иеросхимонах Дорофей, постр. в мон. 1875 г. 15 апр. Скончался 1905 г. 20 авг. Из крестьян Курской губ. Господи, упокой со святыми душу раба Твоего» (с. 46). «Монах Пимен, в мире Пётр Григорьевич Соколов из крестьян Ряз. губ. Данковск. у. села Мураевки. Поступил в О. П. сент. 1901. Постр. в монаш. 21 сент. 1903 г. Скончался 28 окт. 1906 г. на 39 г. от рождения. Мир праху твоему, достоблаженный брате» (с. 121). «Монах Тарасий из крестьян Калужской губ. и уезда Лутухинской вол. села Князь-Иванова, в мире Трофим Тимофеевич Тарасов, род. 23 июля 1833 г. Поступ. в пустынь 1879 г. Постр. в монаш. 1897. Сконч. 19 дек. 1906 г. 73 лет от роду» (с. 25). «Иеромонах Варнава, в мире Василий Иванов из крестьян Серпуховского уезда Киасовской волости дер. Ловцово. Пострижен в Опт. П. в 1880 г. Скончался в июле 1907 г. 57 лет от роду. Перед смертью пострижен был в схиму» (с. 45). «Схимонах Димитрий из крестьян Козельского у. дер. Звегина, Димитрий Кузьмич Уханов. Поступил в О. П. 1866 г., постр. в монаш. и в схиму. Скончался 1907 г. 17 сент. 66 лет от роду» (с. 120). «Схимонах Илия из мещан г. Козельска, в мире Иоанн Иванов Прошкин. Поступил в О. П. 1887 г. Пострижен в монашество 1900 г. Пострижен келейно в схиму. Скончался 28 ноября 1907 г. 87 лет от рождения» (с. 27). «Рясофорный монах Иоанн, мещанин г. Ряжска Рязанской губернии, Иван Михайлович Терентьев, рождения 29 сентября 1879 г. Поступил в О. П. 25 июля 1902 г. Скончался 29 января 1908 г.» (с. 121). «Схиигумен Марк, в мире Михаил Чебякин, Костромской губ., сын причетника. Поступил в 1854 г. Был настоятелем Мещовского монастыря до 1878 г. Скончался 1908 г. марта 18-го, 78 лет. До смерти пел на клиросе. Мир тебе, старче Божий, и вечная память» (с. 85). «Схимонах Николай, в мире Николай Родионов Бобриков. Орловской губ. Малоархангельского уезда села Орлянки (из крестьян). Род. 1836 г. 18 октября. Скончался 1908 г. 22 апр.» (с. 18). Это родитель священномученика архимандрита Исаакия, последнего настоятеля монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29 Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир. 2:1).— Ред. 30 По другим сведениям, иерейская хиротония отца Исаакия состоялась в том же 1898 году.— Ред. 31 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113—114.— Ред. 32 В 2002 году, 19 мая, состоялось торжественное прославление в лике святых преподобномученицы схимонахини Августы (Защук). Ее имя было внесено в церковные святцы и в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память ее празднуется 26 декабря/8 января.— Ред. 33 Так в источниках, вероятно, ошибочно. Иначе получается, что допрос длился и после вынесения обвинительного акта, и после вынесения приговора.— Ред. 34 Опечатка в документе. Фамилия старца — Бобриков.— Ред. 35 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь. М., 1906. С. 93—98.— Ред. 36 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 472—478; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 137—138.— Ред. 37 В источнике не установлен возраст схимонаха Вассиана (100, 90, 97 лет).— Ред. 38 Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 220—224.— Ред. 39 Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 364—372.— Ред. 40 Гяур — т. е. собака; так мусульмане называют иноверцев.— Ред. 41 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М., 1908. С. 338—341.— Ред. 42 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М., 1910. С. 148—151.— Ред 43 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 432—434; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1907. С. 22—25.— Ред. 44 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 336—345; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 65—69.— Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир. 2, 1). — Ред. 30 По другим сведениям, иерейская хиротония отца Исаакия состоялась в том же 1898 году. — Ред. 31 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113–114.— Ред. 32 В 2002 году, 19 мая, состоялось торжественное прославление в лике святых преподобномученицы схимонахини Августы (Защук). Ее имя было внесено в церковные святцы и в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память ее празднуется 26 декабря/8 января. — Ред. 33 Так в источниках, вероятно, ошибочно. Иначе получается, что допрос длился и после вынесения обвинительного акта, и после вынесения приговора. — Ред. 34 Опечатка в документе. Фамилия старца — Бобриков. — Ред. 35 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь. М., 1906. С. 93–98.— Ред. 36 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 472–478; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 137–138.— Ред. 37 В источнике не установлен возраст схимонаха Вассиана (100, 90, 97 лет). — Ред. 38 Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 220–224.— Ред. 39 Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 364–372.— Ред. 40 Гяур — т. е. собака; так мусульмане называют иноверцев. — Ред. 41 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М., 1908. С. 338–341.— Ред. 42 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М., 1910. С. 148–151.— Ред 43 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 432–434; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1907. С. 22–25.— Ред. 44 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 336–345; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 65–69.— Ред. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И старцы действительно считали, что основа их служения – дар рассуждения, умение распутать клубок противоречий и хитросплетений человеческой жизни, умение ясно изложить суть людских проблем и дать их эффективное решение.    Разумеется, выдающиеся результаты их служения на данном поприще были обусловлены и их другими особенными духовными дарованиями, в частности даром целительства и вообще чудотворения, и даром прозорливости, т.е. способности видеть будущие события и распознавать устроение души. Но, в конечном счете, Оптинские старцы все же главной своей задачей видели помощь людям в познании воли Божией, которая (воля Божия) и являлась источником их уникальных способностей чудотворения и прозорливости.    В одном из своих высказываний преп. Никон как бы резюмирует учение Оптинских старцев о познании и исполнении воли Божией:     …Наша жизнь устрояется не самолично, а Промыслом Божиим, успокоение обретается в отречении от своей воли, полного удобства никогда нельзя найти, невозможного Господь не требует от нас и посильное исполнение заповедей Божиих возможно везде и всегда. За посильное понуждение себя в данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет во благих желание его, сподобляя его желанию и образ жизни, если же не сподобляет, значит, оно пока еще для человека не полезно, но во всяком случае сподобляя спасения с.472].    Глубоко символично было житие последнего из прославленных Оптинских старцев – преподобномученика Исаакия II (Бобрикова) (1865—1938). Он явственно показал, что Оптинские старцы учили следовать воле Божией всей своей жизнью, и если на то есть воля Божия – то смириться перед ней «даже до смерти”. Своей мученической кончиной старец Исаакий II это засвидетельствовал.    Также символично и то, что по некоторым сведениям был и пятнадцатый Оптинский старец – Амвросий II. Он ушел от нас уже в послевоенное время (после Великой Отечественной войны), когда Оптина Пустынь была закрыта. Жизнь его также протекала большей частью вне этой святой обители, и о ней (о жизни) известно сравнительно мало.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

были арестованы. М. Софии чудом удалось избегнуть ареста (в этот день она была в отъезде), последние годы жизни провела в поселке, неподалеку от г. Серпухова, где и скончалась. См. о ней: Концевич Е.И. Схиигумения София, настоятельница Покровского монастыря в Киеве. Forestville. 1976 (переиздание: Неизвестный Нилус. М., 195 Т. 2, с. 356-381). Франц Иосиф (1830-1916) — император Австрии и король Венгр из династии Габсбургов. «Русский паломник» — еженедельное иллюстрированное издание. СПб, 1885-1917. «Церковный вестник» — еженедельный журнал с ежемесячными книжками прибавлений. СПб, 1875-1917; издавался при С.-Петербургской Духовной Академии, официальный орган Святейшего Всероссийского Синода. Видимо, дата основания храма названа неточно. Александр Добрый умер в 1432 г.. В 1400 г. стал молдавским господарем. Содействовал укреплению независимости и централизации Молдавии. Успешно боролся против татарских ханов, польских и венгерских феодалов. При нем открылась Боярская рада, а также была основана Сочавская самостоятельная митрополия. Вмч. Иоанн Новый, Сочавский — жил в г. Трапезунде, занимался торговлей. Был благочестив, милостив к бедным, тверд в Православии. Принял мученическую кончину в Белграде Босфорском (ок. 1330/1340 гг.) от рук огнепоклонников и иудеев. Через 70 лет после смерти святого его мощи были перенесены в Сочаву, столицу Молдо-Валахского княжества, и положены в соборной церкви. Память 2 июня. М. Амвросия высказывает весьма распространенную в русском обществе (еще со времен Екатерины II) надежду на победу русских над турками и завоевание христианами Константинополя. М.Д. Оберучева ударил по голове саблей матрос: это были первые дни Февральской революции. См. Житие священномученика архимандрита Исаакия/Составил В. Афанасьев. Козельск, 1996, с. 58. Свгцмч. Исаакий (в миру Иван Николаевич Бобриков, 1865-1938) — был настоятелем в Оптиной с 1915 г. до ее закрытия. Впервые арестован в 1919 г., после освобождения жил в Козельске. В 1929 г. был арестован вместе со всеми оптинскими иеромонахами, в 1930 г.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

   Публ. по изд.: Преподобный Никон Оптинский: Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998. С. 7—19.— Ред.    Ср.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Слово 26-е: О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Гл. 236.— Ред.    Презорство — презрение, пренебрежение, непослушание, строптивость, надменность.— Ред.    О нем см. ниже, на с. 436 настоящего издания.— Ред.    Рухлядная, или рухольная (от устар. рухло, рухрядь — добро, пожитки, скарб) — помещение, где шьют, ремонтируют и хранят (на складе) монашескую одежду и обувь.— Ред.    Экклесиарх — церковноначальник, ключарь церковный. Здесь: благочинный Успенского собора Киево-Печерской Лавры.— Ред.    Во время тяжелой болезни инок Павел (Плиханков) был пострижен в мантию тайно, келейно. Его постриг был открыт с благословения священноначалия только в декабре 1902 года.— Ред.    Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир. 2:1).— Ред.    По другим сведениям, иерейская хиротония отца Исаакия состоялась в том же 1898 году.— Ред.    Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113—114.— Ред.    В 2002 году, 19 мая, состоялось торжественное прославление в лике святых преподобномученицы схимонахини Августы (Защук). Ее имя было внесено в церковные святцы и в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память ее празднуется 26 декабря/8 января.— Ред.    Так в источниках, вероятно, ошибочно. Иначе получается, что допрос длился и после вынесения обвинительного акта, и после вынесения приговора.— Ред.    Опечатка в документе. Фамилия старца — Бобриков.— Ред. Глава III. Подвижники благочестия оптиной пустыни...    После одного из паломнических путешествий в Оптину пустынь великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь заметил: «…Нигде я не видел таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью Ангелов, лучезарною простотою обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей …» (Гоголь Н.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Скачать epub pdf Священномученик Исаакий (1865 – 26 декабря/8 января 1938) Священномученик Исаакий (в миру Иван Николаевич Бобриков) родился в с. Остров Орловской губернии в крестьянской семье. В 1884 г. он пришел в Оптину пустынь, в 1898 г. был пострижен в мантию, через три месяца посвящен в иеродиакона и вскоре в иеромонаха. В 1913 г. братия избрала иером. Исаакия настоятелем монастыря. В 1917 г. он принял участие во Всероссийском Церковном Соборе. В 1923 г. после закрытия Оптиной архим. Исаакий с братией поселились в Козельске, где служили в местной церкви. В 1929 г. все они были арестованы и сосланы, архим. Исаакий – в город Белев Тульской области. В 1932г. его арестовали вторично, и через пять лет он принял мученическую кончину. Когда во время допросов ему предлагали компромисс, он отвечал: «От креста своего не побегу». Скорби От креста своего не побегу. Исповедь, духовник Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцами по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце – пыль, которую и не замечаешь в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью. Читать далее Источник: Оптинский Цветник : изречения преподобных старцев Оптинских/[сост.- И. В. Кабанов]. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. - 491 с. ISBN 5-7429-0019-8 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Или вот еще. Калужская область, Павел Бобриков, действующий гаишник. В райцентре Ферзиково от него воют все сословия, потому что Бобриков не берет взяток. Однажды даже отказался от 40 тысяч рублей. Если тебя остановил Бобриков, то будь ты хоть начальник Бобрикова – он тебя все равно оштрафует. Живет честный гаишник в бывшем солдатском бараке, воду греет на плите в тазиках, разводит кроликов, потому что не хватает денег на мясо, имеет двух детей – и все равно, подонок, честный. Логическому объяснению такое поведение не поддается. Вы бы на его месте брали? Я бы брал. А он – нет. Отморозок. Этимология – моя любимая наука. По тому, как со временем выворачиваются смыслы слов, можно безошибочно писать историю народов. Еще недавно беспредельщиками называли тех, кто ради быстрой выгоды был готов грубо нарушить уголовные понятия. Потом эта семантическая единица из криминального лексикона перекочевала в язык нормальных людей и даже государственных лидеров. Ее отрицательный смысл сохранился, но с маленькой поправочкой: беспредельщиками теперь стали те, для кого не писан закон Российской Федерации, а не воровской кодекс. И вот теперь такой головокружительный лингвистический трюк: слово «беспредельщик» начинает звучать гордо. Отморозки нового типа встают в один ряд с Жанной д " Арк, Махатмой Ганди, Павкой Корчагиным и доктором Хайдером. Но язык – не циркач. Он ничего не делает на потеху публике. Если что-то интересное происходит в языке, значит, нечто важное уже произошло в реале. Что же именно? Один из синонимов слова «беспредел» – «внесистемность». К приставке «вне» претензий нет, она имеет вспомогательное значение. Вопросы – к корню. Системность той эпохи, когда слово «беспредел» завоевало массы, строилась по преимуществу на моральных началах. Готовность нарушить нормы и догмы ради денег, славы, влияния, конечно, очень даже имела место быть, но рассматривалась как исключение из системы человеческих взаимоотношений и осуждалась обществом. Пройдя сквозь шоковую терапию, дефолт, эпоху терактов, череду терапевтических реалити-шоу типа «съешь товарища» и прочие испытания, мы стали другими людьми. То, что еще вчера называлось беспределом, мы приняли за основу и построили на этом фундаменте систему новых взаимоотношений. Мы свыклись с мыслью, что всеобщая продаваемость человека со всеми его принципами и совестями – это нормальное состояние общества и даже, в какой-то степени, инструмент его стабильности. «Мы» – это не только граждане России. В западноевропейском сознании эта «трепанация черепа» просто произошла чуть раньше. Невидимая рука, управляющая современным миром, – это рука не Ивана Грозного, а Ивана Калиты. И этот Калита не любит всего, что дороже денег. А дороже денег могут быть только разнообразные формы идейности: вера, правда и прочая хрень. Именно они и не дают жить спокойно беспредельщикам нового типа. И знаете что? Я не хочу, чтобы их было слишком много. Но я за то, чтобы они были. В пределах разумного.

http://pravoslavie.ru/37910.html

Случай необычный. Возможно, Аэрофлот ждал какого-то важного пассажира. Так что полиция все внимание нацелит на самолеты, вылетающие в Прагу и в Москву. – Следить они будут не за самолетами, а за теми, кто проходит паспортный контроль. У выхода на поле они стоять не будут. – Тут все предусмотрено. Вы должны подойти к паспортному контролю – дайте-ка взглянуть на ваши часы – минут через пятьдесят. Автобус отходит через тридцать минут. Вот ваш паспорт. – А что я делаю в Париже, если я туда доберусь? – Вас встретят у выхода из аэровокзала и дадут другой билет. Времени у вас будет ровно столько, чтобы успеть на другой самолет. – Направляющийся куда? – Понятия не имею. Все это вы узнаете в Париже. – К тому времени Интерпол уже оповестит тамошнюю полицию. – Нет. Интерпол никогда не вмешивается в политические дела. Это против их правил. Кэсл раскрыл паспорт. – Партридж, – произнес он, – вы выбрали удачную фамилию. Сезон охоты еще не кончился [Партридж (от англ. Partridge) означает «куропатка»]. – Он взглянул на фотографию. – А вот фотография не сойдет. Я не похож на этого человека. – Верно. Но мы сейчас подгоним вас под фотографию. Незнакомец перенес свои орудия производства в ванную. Между стаканами для зубных щеток поставил увеличенную фотографию с паспорта. – Сядьте, пожалуйста, на этот стул. Он принялся выщипывать Кэслу брови, затем взялся за волосы: у человека на паспорте была стрижка бобриком. Кэсл наблюдал в зеркале за движением ножниц – он был поражен, увидев, как стрижка бобриком меняет лицо, увеличивает лоб; даже выражение глаз, казалось, изменилось. – Вы мне сбросили лет десять, – сказал Кэсл. – Сидите, пожалуйста, спокойно. Затем незнакомец начал наклеивать ему усики – волосок за волоском; такие усики носит человек застенчивый, не уверенный в себе. Он сказал: – Борода или густые усы всегда наводят на подозрение. – На Кэсла из зеркала смотрел незнакомец. – Ну вот. Все. По-моему, вполне прилично. – Он сходил к своему чемоданчику и, достав оттуда белую палку, вытянул ее и превратил в трость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Естественно, что это сокращение штатов должно было увеличить и без того значительное количество излишних священно и церковнослужителей 151 , оказавшихся сверхштатными. Как же поступало с ними правительство? Куда оно их распределяло? Относительно безместных и сверхштатных детей священнослужителей и церковников с их детьми правительство Екатерины поступало точно так же, как поступали с ними предшествовавшие ей правительства: им предлагали объявить до известного срока, желают ли они поступить в податное сословие или записаться в цехи, в купечество, и если они до определенного срока не объявляли своего желания, то их, как отбывающих от государевой службы, уже само правительство записывало, куда хотело: или в полки, или в крестьянство. Сверхштатных же священнослужителей правительство предписывало постепенно размещать на «порозжие места», остановив производство новых ставленников. Вопрос о разборе священно и церковнослужителей и их детей при Екатерине поднят был в 1766 году. В Сенат поступило донесение президента коллегии экономии, управлявшего Богородицкой и Бобриковской волостями, сенатора князя С. В. Гагарина, о том, что в Богородицкой и Бобриковской волостях оказалось 200 человек мужеского пола безместных и праздно живущих священно и церковнослужителей, оставшихся за укомплектованием церквей по разбору 1754 года; так-как эти лица от 1754 до 1766 года не объявили своего желания о том, какой они избирают себе род жизни, то князь Гагарин спрашивал у Сената, «не позволено ли ему будет» произвести разбор и распределение этих лиц, и тех из них которые окажутся ненужными для духовного ведомства, приписать к Богородицкой волости «во крестьянство»? Сенат решил, что так-как в одном Богородицке с волостями «безместных праздно живущих церковников и их детей поныне до 200 душ находится: то посему уповательно, что в прочих местах таковых оставших по оному бывшему пред сим разбору, за распределением к церквам праздно живущих церковников, состоит весьма довольное число, кои не токмо в назначенный тогда срок, но и после через многое время, чему уже минуло более 10 лет, желания своего к определению в службу не объявили и никуда не приписались, и живучи праздно, никакой интересам Ее Величества и обществу пользы не приносят». Поэтому Сенат распорядился, чтобы во всех губерниях и провинциях, «которые под апелляцией Московских сената департаментов состоят», губернаторы и воеводы произвели разбор этих излишних священно и церковнослужителей и их детей и всех годных от 14–50 лет записали в военную службу 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010