Священномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобриков) родился в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 г., скончался в Оптиной Пустыни 22 апреля 1908 г. схимонахом. О появления в Оптиной Пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: “Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят " ”. Преподобный Исаакий пришел в Оптину Пустынь в возрасте 19 лет в 1884 г. и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. 17 декабря 1897 г. послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. 7 июня 1898 г., он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Казанского собора в Шамординской обители, преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха. 30 августа 1913 г. старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. В “Летописи скита” говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском Церковном Соборе 1917 года. 23 января 1918 г. декретом СНК Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом “сельскохозяйственной артели”. Весной 1923 г. обитель перешла в ведение “Главнауки” как исторический памятник. Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием. В августе 1929 г., после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. В январе 1930 г. заключенные были сосланы, преподобный Исаакий – в город Белев Тульской области. В 1932 г. его вновь арестовали. Пять лет спустя преподобный Исаакий сподобился от Господа мученического венца. Священномученик Исаакий был ложно обвинен, но остался тверд в своей правоте, отрицая все наветы. Обвинительный акт был вынесен 25 декабря 1937 г. Белевским НКВД. Затем в Туле “тройка” 30 декабря 1937 г. вынесла приговор – расстрел. Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

сост. С. Девятова Преподобный Исаакий Оптинский, священномученик (1865–1938)    Священномученик Исаакий Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом. Вот что рассказывал старец Нектарий о появлении Ивана в Оптиной Пустыни: “Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит”. А юноше он сказал: “Тебя казнят”. По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: “Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту”. Иван пришел в Оптину Пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году. Старец Амвросий благословил принять Ивана к себе на добровольное послушание. 17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, был рукоположен в иеромонаха. 30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала иеромонаха Исаакия настоятелем монастыря. Монахиня Мария (Добромыслова) писала: “По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью”. К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности. Старец Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) – как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) – как преподобномученика. 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение. 4. Службы сим святым составить особые, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минеи, каждому по его чину. 5. Память их праздновать: святителю Макарию – 16 февраля/1 марта; праведному Алексию Мечеву – 9/22 июня; преподобному Алексию, старцу Зосимовой пустыни, – 19 сентября/2 октября; преподобному Серафиму Вырицкому – 21 марта/3 апреля; 34-м преподобномученикам Валаамским – 20 февраля/4 марта; священномученику Арсению Ростовскому – 28 февраля/12 марта; святителю Иннокентию Пензенскому – 10/23 октября; преподобному Макарию – 15/28 мая:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1 . Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина) , схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) , схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) , иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова) , иеромонаха Никона (Беляева) , исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2 . Честные их останки считать святыми мощами. 3 . Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4 . Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5 . Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6 . Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) - в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки Соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными и наместниками ставропигиальных монастырей, а также по вопросу прославления других подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века представленных: от Алма-Атинской епархии: священника Василия Краснова (1886-1937), Георгия Юренева (1887-1937), священника Павла Гайдая (1896-1937), священника Иоанна Глазкова (1884-1937), священника Александра (Орлова; 1875-1937), диакона Михаила Исаева (1875-1937); от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) и с ним убиенных священника Петра Гаврилова (1870-1937), священника Иоанна Можирина (1870-1937), инока Феодора (Никитина; 1873-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Лит.: Анна (Соколова-Исакова), мон. Дневник очевидца//Вестн. РХД. 1976. 117. С. 48-57; Ильюнина Л. А. О мученической кончине Оптинского старца Исаакия II//Глаголы жизни. М., 1992. 2. С. 70-71; Лукьянов Е. Последний настоятель «старой» Оптиной//Там же. С. 66-70; Афанасьев В. В. Житие сщмч. архим. Исаакия. Козельск, 1996; Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. Козельск, 1996; Житие прмч. Исаакия (Бобрикова), старца Оптинского//Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. Козельск, 2002. С. 487-505; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни одной старушки, к-рую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и к-рая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. М., 2006; Испытание верности Богу: Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альманах. 2007. Вып. 1. С. 52, 59, 88-91, 112-113; Оптина пустынь: Годы гонений. Кн. 1: Жития новомучеников и исповедников. Избр. письма из заключения преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. С. 18; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. Мон. Платон (Рожков), Г. М. Запальский Иконография Преподобные Никон и Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Никон и Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Сохранилось неск. фотоснимков И. 1-й трети XX в. (архив Оптиной пуст.), послуживших основой для иконописцев при разработке образа святого. Наиболее известна оплечная фотография, где И. запечатлен в рясе, клобуке и с наперсным крестом. И. присутствует среди оптинской братии на коллективной фотографии, сделанной во время визита свт. Макария (Невского) в Шамординский приют (1915, архив Оптиной пуст.). В ризнице Оптиной пуст. находится икона-пядница (1996), на к-рой И. написан в рост, в монашеском облачении (ряса, мантия со скрижалями) и клобуке, с наперсным крестом. У него правильные черты лица, пряди волос той же длины, что и разделенная надвое борода, выбиваются из-под клобука. В правой руке святой держит крест, левой опирается на посох.

http://pravenc.ru/text/674772.html

Преподобноисповедник Никон (в миру – Николай Митрофанович Беляев) родился в московской купеческой семье 26 сентября 1888 года. В Оптину пустынь поступил в 1907 году. Он стал письмоводителем старца Варсонофия. В монашестве был наречен Никоном. Отец Никон по благословению настоятеля монастыря преподобного Исаакия (Бобрикова) и старца Нектария принял старческое служение в тяжелые годы гонений на Церковь . В 1923 году в Оптиной пустыни богослужения совершались в одном Казанском храме и единственным служащим иеромонахом был преподобный Никон. Здесь же принимал он скорбный народ. «Как скорби переносить?» – спрашивали богомольцы. «Положиться на волю Божию, – отвечал старец. – А о тех, кого считают виновниками, думать, что они – орудия нашего спасения.» В1927 году преподобного Никона арестовали. Последовали тюремное заключение и ссылка на север. Последний год своей многоскорбной жизни, тяжело больной, преподобный провел близ города Пинеги, за 200 километров от Архангельска. Господь даровал Своему верному служителю мирную кончину и по преставлении почтил достойным погребением: ко гробу почившего старца чудесно собрались ссыльные священнослужители и миряне, находившиеся на тяжелых работах в пинежских краях. Иеромонах Никон скончался 25 июня 1931 года. Преподобномученик Исаакий (в миру – Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Орловской губернии в благочестивой крестьянской семье. В 19 лет он поступил в Оптину пустынь, и старец Амвросий предсказал ему, что он будет последним оптинским настоятелем и примет мученический венец. В 1899 году послушник Иоанн был пострижен в монашество с именем Исаакий. На должность настоятеля отец Исаакий был избран в 1914 году. Преподобный отличался большой простотой, которая сочеталась в нем с духовной мудростью. Управляя обителью в трудное и скорбное время, он всегда пребывал в мирном духе, во всем полагаясь на Бога. Преподобный Исаакий был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 года. Ему довелось испытать тяжесть разорения и поругания святой обители. После закрытия монастыря оптинские иноки, поселившиеся на квартирах в Козельске и окрестных деревнях, продолжали относиться к отцу Исаакию как к своему настоятелю, приходили к нему за благословением и советом. Тихая, чистая и твердая в православных устоях жизнь преподобного Исаакия была увенчана мученичеством за Христа. Архимандрит Исаакий был расстрелян под Тулой, на второй день Рождества Христова, 26 декабря 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобне отче наш Никоне, моли Бога о нас! Преподобный архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик Рождение — 1865 Постриг в мантию — 7/20 июня 1898 Иерейская хиротония — 24 октября/6 ноября 1902 Кончина (день памяти) — 26 декабря 1937/8 января 1938 Священномученик Исаакий II Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец, Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом Николаем. Иван поступил в Оптину в возрасте 19 лет в 1884 году, еще при жизни преподобного старца Амвросия. Позднее старец Нектарий рассказывал одной из своих духовных дочерей, как появился будущий архимандрит Исаакий в Оптиной. " Блаженный Василий, — рассказывал он, — привел его к батюшке Амвросию и сказал: " Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит " . А юноше он сказал: " Тебя казнят " . По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: " Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту! " " . Это удивительное пророчество, которое впоследствии действительно исполнилось, ясно указывало, что от самой юности вся жизнь архимандрита Исаакия была определена Промыслом Божиим на тяжкое крестоношение, а венец мученичества был предуготован ему еще в то время, когда нельзя было даже предполагать подобную кончину для настоятеля монастыря. Преподобный Исаакий пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию I принять Ивана Бобрикова к себе на добровольное послушание. 17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1902 года , в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, иеродиакон Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

3 июня 1895 года он, будучи уже рясофорным, был пострижен в мантию с именем Анатолий. А Николай Васильевич Тихонов, поступивший в Иоанно-Предтеченский скит 27 апреля 1873 года, в 1876 году был пострижен в рясофор, в 1887-м в мантию с именем Нектарий. Двадцать лет, до кончины отца Анатолия (Зерцалова) , он был у него келейником. Последние лет пять или шесть он, по благословению старцев Амвросия и Анатолия, жил почти в затворе, в молитве и чтении проводя дни. Будущий священномученик и последний настоятель старой Оптины архимандрит Исаакий в это время тоже был в обители, – он поступил сюда в 1884 году, его звали Иван Николаевич Бобриков 374 . Он был неприукаженным послушником целых 13 лет, а 7 июня 1899 года удостоился пострига в монашество с именем Исаакий. Вот эти люди – как бы опоры, основные скрепы как внешней, так и духовной истории Оптиной пустыни того времени, о котором у нас начата речь. 363 Житие Оптинского старца Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). С. 85. 365 Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). С. 66–67. 368 Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). С. 154 и далее. 373 Калужский епископ Вениамин, при котором пострижен был в иночество будущий старец Варсонофий, знал его еще в миру, когда был священником в Казани. «Указный послушник Павел Иванович Плиханков, – писал владыка, – лично мне известен своей религиозной настроенностью и стремлением к аскетической жизни еще с того времени, когда я был в г. Казани священником» (Житие старца Оптинского Варсонофия. С. 124). 374 Позднее старец Нектарий рассказывал о том, как появился в Оптиной будущий священномученик о. Исаакий. «Блаженный Василий, – рассказывал он, – привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит!”. А юноше он сказал: “Тебя казнят”. По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: “Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту!”. Удивительное пророчество... сбылось...» (Житие священномученика архимандрита Исаакия [II]/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). С. 7). Указывается на другой вариант его фамилии, то есть не Бобриков, а Бобраков (см. «Оптинский альманах» 1 за 2007 г.). Однако в Некрополе Оптиной пустыни фамилия его родителя в надгробной надписи значится как «Бобриков». Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Преподобный Никон Оптинский, моли Бога о нас! Преподобный Исаакий Оптинский, священномученик...      Священномученик Исаакий Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.    Вот что рассказывал старец Нектарий о появлении Ивана в Оптиной Пустыни: “Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит”. А юноше он сказал: “Тебя казнят”. По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: “Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту”.    Иван пришел в Оптину Пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году. Старец Амвросий благословил принять Ивана к себе на добровольное послушание.    17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, был рукоположен в иеромонаха.    30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала иеромонаха Исаакия настоятелем монастыря. Монахиня Мария (Добромыслова) писала: “По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью”.    К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности.    Старец Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010